Рыбный Мурман. 1977 г. Февраль.

К А Ч Е С Т В О М М Л , т / г я я ш в з т ш и я ш в я е в з & з в т я в з з а я н ~ з т Вабота о качестве выпу­ скаемой продукции была зло­ бодневной на всем протяже­ нии развития социалистиче­ ской экономики. В десятой пятилетке она получила осо­ бое значение, ибо дальней­ шее совершенствование си­ стемы управления качеством — мощный инструмент подъ­ ема эффективности произ­ водства, * воспитания у тру­ дящихся ответственности за порученное дело, коммуни­ стического отношения к тру­ ду. Вот поэтому партийная н общественная организации ЬМРТ «Нокуев» совместно о администрацией в минувшем году вели неустанные поис­ ки путей улучшения качест­ ва, в итоге которых роди­ лась и была внедрена судо­ вая система бездефектной работы. В разработке систе­ мы активнейшее участие при­ няли технолог В. П. Глазунов в главный механик В. JI. Марченко. Н АШ К Л А С С И Ф И К А Т О Р З А ОСНОВУ мы взяли балльную систему оценки качества тру­ да каждого члена экипажа и зависимость от нее рейсовой премии из «львовского ва­ рианта» саратовской систе­ мы бездефектного изготов­ ления продукции. Конечно, весь комплекс ра­ бот на промысловом судне существенно отличается" от организации производствен­ ных процессов, скажем, ма­ шиностроительных предприя­ тий, но общие критерии оценки труда имеются. Ими мы и воспользовались при составлении основы безде­ фектного труда — класси­ фикатора нарушений по ос­ новным направлениям про­ изводства. Он охватывает почти весь комплекс судовых работ. Состоит классифика­ тор из шести разделов: нару­ шение технологии рыбообра­ ботки, эксплуатация и ре­ монт судовых механизмов, добыча рыбы и работа с промвооружением, производ­ ство консервов и жира, на­ рушения управления суд­ ном, нарушения дисципли­ ны. В раздел первый «Нару­ шение технологии рыбообра­ ботки» включены такие ос­ новные операции: сортиров­ ка, взвешивание, обслужива­ ние морозильных линий, упа­ ковка, фактуровка, и т. д., за которые даются штраф­ ные очки. Например, нарушениями основных задач производст­ ва по сортировке рыбы у нас считается неритмичное обеспечение морозильных линии сырьем, плохой отбор Технологической рвани и при­ лова. Нарушением при обслужи­ вании морозильной линии (крышечник) считается нерядовая укладка рыбы, пересортица, плохое наблю­ дение за работой линии от момента выпадания брикета до закрытия замков блок- формы включительно. В пункт нарушений по шкерке рыбы включены та­ кие подпункты, как выработ­ ка тушки, филе, колодки со следующими дефектами, за которые даются штрафные баллы. Колодка — наличие внутренностей, сгустков кро­ ви, сырье со слабой конси­ стенцией мяса; филе — нали­ чие черной пленки, сгустков крови, крупных реберных костей, плавников, чешуи, слабая консистенция мяса. В пункт «Общие наруше­ ния» входят такие под­ пункты, как смешивание све- жевыловленной рыбы с оставшейся от предыдуще­ го траления, задержка рыбы до обработки по неуважи­ тельным техническим причи­ нам, сокращение времени за­ морозки установленного ре­ жима и т. д. Б раздел «Эксплуатация и ремонт судовых механизмов» вошли в основном наруше­ ния правил эксплуатации и ремонта всех судовых меха­ низмов, а также нарушения технологии рыбообработки по вине технического персо­ нала и другие пункты. Классификатор выглядит следующим образом: КЛАССИФИКАТОР НАРУШЕНИЙ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПРОИЗВОДСТВА НА БМРТ «НОКУЕВ» Р А З Д Е Л I НАРУШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РЫБООБРАБОТКИ Классификация нарушений Коэффициент для гыс*;е?а из месячной премии Сортировка мороэиль- 2. 1. 2. 3. 4—5 2 5 10 1. Неритмичное обеспечение ных линий сырьем Плохой отбор технической рвани и прилова Обслуживание линии (крышечник) Нерядовая укладка рыбы в противнях Пересортица Плохое наблюдение за работой линии or момента выпадания брикета до за­ крытия замков блокформы включи­ тельно (залом) Р А 3 Д Е Л IV . НАРУШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПРОИЗВОДСТВА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ СУДОВОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ 1. Несвоевременный плановый осмотр и ремонт механизмов по заведованиям 5 2. Обводнение дизельного топлива в рас­ ходных танках, повлекшее за собой остановку главной силовой установки и порчу топливной аппаратуры 10—50 3. Невыполнение плана по добыче рыбы по вине машинной команды по заве- дованиям и т. д. Все разделы классификатора по всем остальным служ­ бам аналогичны. Разделы классификатора по всем остальным службам аналогичны. Ведь мы в сущ­ ности велосипеда не изобре­ тали. За основу составления классификатора брались су­ ществующие ГОСТы, техни­ ческие условия, инструкции, соответствующие пункты кол­ лективного договора, Устава службы на судах рыбной про­ мышленности и трудового за­ конодательства. Механизм действия клас­ сификатора следующий: как зы уже видели из приведен­ ных выше таблиц, против каждого пункта нарушения стоит мера наказания в виде определенного коэффициен­ та, равного проценту высчета из предполагаемой премии за месяц. В зависимости от сте­ пени нарушения качества ра­ боты или трудовой дисцип­ лины она колеблется между 1.0 — нижний балл и 100 — высший балл. Для большей наглядности приведу пример подсчета месячной и рейсовой премии в зависимости от качества труда, взятый из конкретной практики на судне. Но пред­ варительно необходимо по­ знакомиться с еще одной сводной таблицей, вывеши­ ваемой на видном месте в са­ лоне. Это уже оценка труда каждого члена экипажа. отпетствующеи датоп в чис­ лителе ставится эта «двой­ ка?, а в знаменателе указы­ вается, за какие нарушения он лишается двух процентов премии. В данном случае «1 — 1», то есть раздел I, пункт 1. В последующие дни вплоть до 12 января в гра­ фах против фамилии сорти­ ровщика отметок не имеет­ ся, значит, в эти дни он ра­ ботал без брака. 12 января сортировщиком был допущен некачественный отбор техно­ логической рвани и прилова мера наказания от четы­ рех до пяти баллов. Приме­ нил! балл — четыре. После этого нарушений уже не бы­ ло до конца месяца. Но в об­ щей сложности сортировщик получил шесть штрафных баллов для высчета из месяч­ ной премии. В конце рейса штрафные проценты, полученные за каждый месяц отдельно, сло­ жили и получили итоговый штрафной процент для выс­ чета из рейсовой премии. В феврале сортировщик стал работать лучше — получил только три штрафных балла, в март'4 замечаний не было, в апреле —- одно. Сложили: 6 + 3 + 1 = 10 баллов. Таким образом, сортировщик ли­ шается десяти процентов рейсовой премии. Но есть нарушения, ко­ торые действуют на премию всей вахты или смены. На­ пример, за такие пункты на­ рушений, как «Механи­ ческое повреждение ры­ бы во время разлива ее по емкостям» и другие преду­ сматривается наказание в два—три балла каждому чле­ ну вахты или смены. В классификаторе есть и такие пункты нарушений, за которые можно лишиться сразу ста процентов рейсо­ вой премии. Это прежде всего появление на судне в Один раз в неделю прово­ дится день качества. На сове­ щание в этот день пригла­ шаются все мастера, предсе­ датель судового комитета профсоюза, председатель группы народного контроля, члены «Комсомольского прожектора». Приглашают­ ся также члены экипажа, до­ пустившие грубые наруше­ ния производственного про­ цесса. Начальники служб докла­ дывают о показателях каче­ ства, анализируют работу своих заведовании. И по­ скольку производственные процессы менаду службами тесно связаны и зависимы друг от друга, показатели ра­ боты одной службы попадают в поле зрения другой. Таким образом, ни одно нарушение ве проходит незамеченным. А что и забудется, так под­ скажут народные контроле­ ры, прожектористы. По каждой службе от­ дельно принимаются реше­ ния для устранения вскры­ тых недостатков, заслуши­ ваются лица, их допустив­ шие. Затем окончательно ут­ верждается или отклоняется полученная оценка за те или иные производственные упу­ щения. Уместно заметить, что, ес­ ли на этом совещании в День качества обнаружатся по­ пытки скрыть какое-либо упущение, служба, виновная в этом, получает штрафной балл с максимальным увели­ чением до пятидесяти. Оценка, утвержденная а День качества, вступает в силу сразу же после занесе­ ния ее в сводную таблицу. Каковы же результаты ра­ боты экипажа БМРТ «Ноку* ев» за прошедший год? Го­ довой план по выпуску гото­ вой продукции завершен 20 октября І976 года. На народ­ ный стол поставлено 8860 тонн пищевой рыбной про­ дукции, что превышает го- < LC 3* ■< Ф амилия , и о -0 о С X *<о < Я Н В А Р ь £ ' 5 * £С Л' К о 3 * 1 2 3 4 . 5 6 & і 9 \ 1 0 И \ г \ \ ъ 1 4 о ц ш л Т Р ----------------- - п 5 ™ Г __________-— — " о с и о о и ы і з а д а ч npowS&ogcTOA -о e=k,uO -< <=5t-fi & U & & H O & и л (6р Ті*с f b 2/ А - і - - - - - - - ■ - 6 ..J • ІІредположим, из-за н е ­ ритмичной подачи сырья по вине сортировщика снизи­ лась производительность мо­ розильных линий. В клас­ сификаторе против пункта «Неритмичное обеспечение морозильных линий сырьем» стоит мера наказания — 2 балла, равных двум процен­ там месячной премии. Нару­ шение было допущено перво­ го января. Против фамилии нерадивого работника под со- нетрезвом состоянии, гру­ бый отказ от выполнения распоряжений начальников служб и подразделений, за­ держка выхода судна в рейс и др. Классификаторы также вывешиваются для всеобще­ го сведения. Имеются они и у каждого начальника служ­ бы. Вот они-то и проставляют ежедневно оценки качества труда подведомственного им персонала. довые социалистические обязательства на 1080 тонн. Ни одной рекламации от по­ требителя на выработанную продукцию не поступило. При этом сырца на пищевые цели было лаправлено 85 процентов. Перевыполнены задания но изготовлению тушки и филе. Цифры гово­ рят о том, что проделали большую работу по внедре­ нию бездефектной работы не зря. ‘ М ЕХАНИК Александр Иванович Школин — один из умелых, гра­ мотных специалистов «Сев­ рыбхолодфлота». Комсомо­ лец дважды отмечался в при* казах по флоту. Он — актив­ ный рационализатор. Фото Б. ЩУКИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz