Рыбный Мурман. 1977 г. Апрель.

Г о д двадцать лятыік В партийной организации моряков ИЗ ПРОТОКОЛА № 1 ЗАСЕДАНИЯ БЮРО КОЛЛЕКТИВА РКП(б) МУРМАНСКОЙ КОНТОРЫ «СЕВГОСРЫБТРЕСТА». 4 февраля 1925 г. Слушали: . .2. О прикреплении пар тіійцев, работающих в «Желрыбе» и на траулерах «Севгосрыбтреста», к наше­ му коллективу. Постановили: Считать безусловно необ­ ходимым прикрепление пар­ тийцев, работающих в «Щелрыбе» и на траулерах «Севгосрыбтреста», для чего г Егорову поручить догово­ риться с орготделом губкома партии. ' Секретарь коллектива высоцкии. Публикацию подготови­ ла научный сотрудник иартийного архива Мур­ манского обкома КПСС Р. К. СОКОЛОВА. Публикуется впервые. В ы п и с к а I ИЗ ПРОТОКОЛА № 3 ЗАСЕДАНИЯ ПРАВЛЕНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОБЛАСТНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕЩАНИЯ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 1925 ГОДА Слушали: О постройке траловой ба­ зы на Мурмане. Доклад т. Мурашева. Постановили: Предложить «Севгосрыб тресту» немедленно присту­ пить к постройке траловоіі базы на Мурмане. Председатель ЦЫПЕРО- ВИЧ, секретарь КОРО­ ЛЕВ. н А ЗИМУ 1925—26 г. было оставлено в Мур­ манске 12 РТ. Они дали, считая ноябрь—декабрь 1925 г. п январь—май 1926 г., З.ѲІО т. рыбы и 87,6 т. жира. Для зимней работы годились не все РТ «Севгосрыбтреста», Всю зиму работали обычно «Налим», «Форель», «Треска», «Дельфин». Береговая база в Мурман­ ске была очень слабая. РТ сда­ вали рыбу в Александровске и Мурманске. Ни в том, ни в другом месте не было берегово­ го хозяйства для обслуживания РТ. Правда, в Александровске постапили на пристани паровую лебедку для разгрузки рыбы, но не только разгрузка держа­ ла РТ. держали снабжение, уголь, вода. Междурейсовые простои РТ выросли до 13 су­ ток, при простое в Архангель­ ске в среднем 5 суток. Выгоды зимней и в особен­ ности весенней работы РТ, не­ смотря на все неустройства бе­ регового хозяйства, были оче­ видны. Для летнего промысла базирование на Мурманск так­ же давало большие выгоды. Продолжительность перехода из Архангельска к месту лова и обратно была значительно выше, чем из Мурманска и об­ ратно. РТ стали и летом заходить в Мурманск для сдачи рыбы. Архангельская траловая ба­ за «8-я верста» в первые годы работы «Севгосрыбтреста» при­ водилась в порядок, обстраива­ лась. Относительно Мурманска І шла словесная борьба с архан­ гелогородцами, отрицавшими необходимость постоянной ба­ зы на Мурмане. Мы, мурман- І цы, видели выгодность и целе­ сообразность постройки основ­ ной траловой базы на Мурма­ не. Архангелогородцы согла- І шались, что на Мурмане нуж­ но иметь какое-то хозяйство, обеспечивающее зимовку отре­ монтированных в Архангель­ ске РТ, чтобы пустить их на I раннюю весеннюю работу с тем, однако, что РТ должны идти в Архангельск, как только очистится ото льда проход. Ле- І том РТ обязательно должны ходить в Архангельск, Основой этих соображений являлись по­ требительские интересы — дать возможно больше соле­ ной рыбы Архангельской гу­ бернии и по возможности вли­ ять на других потребителей. Такова была традиция арханге­ логородцев, бывших всегда рас­ порядителями всей трески, как отечественной, так й привози­ мой из Норвегии. Работники Архангельской конторы «Севгосрыбтреста» мотивировали необходимость оставления основной базы в ближе всех к местам лова, за­ нимающую центральное поло­ жение, — есть пресная вода, хорошая стоянка, мехмастер- ская. Как точку строительства определили бухту Лодейную, находящуюся в северной части Териберского залива. Сторонни­ ки Иоканьги мотивировали по­ стройку базы в Ионаиьге бли­ зостью к Архангельску, нали­ чием готовой п-ристани (бывш. военная), обилием пресной во­ ды. Иоканьга была более всех приемлема Для архангелогород- ІІІІІІІІІІННШШ ІШШ ІШШШПШ ІШ ІШШ ІІШ ІІІІШ ІІІШ ІШ ІІПШ ІІШ ІШ ІІШНІІ Из А р х а н г е л ь с к а — в М у р м а н с к Из воспоминаний бывшего начальнина ,,Севгосрыбтреста“ И. А. Мурашева 1ІІШ ІІІШШ ІІІІІІІШ !ІІІІІІІІШ ІІІІІІШ ІШШ ІИ ІИ ІШИШШШ ІІІІШ ІІМ ІІІІИШ ІІШ І Архангельске тем, что Мурман не может дать людей для попол­ нения команд, которые комп­ лектовались в Архангельске. Поэтому команды, несмотря на выгодность сдавать рыбу в Мурманске {больше зарабо­ ток), старались идти в Архан­ гельск, иногда даже вопреки прямому распоряжению. Доказать выгодность пост­ ройки базы на Мурмане рыб­ ному директорату ВСНХ было нетрудно. Трудно было полу­ чить деньги. При утверждении отчета «Севгосрыбтреста» в ЦУГпроме ВСНХ, под предсе­ дательством Пятакова, когда подняли вопрос о необходимо­ сти развития треста и о вложе­ ниях в строительство, Пятаков заявил, что «дело это темно и непонятно». Денег в 1925 г. на строитель­ ство базы в Мурманске не да­ ли. Однако мы не оставляли мысли о строительстве базы. Велись споры, где строить. Предполагалось в Мурманске, Териберке, Иоканьге. Териберку предлагали, как находящуюся дев, так как при всех обстоя­ тельствах она могла быть толь­ ко подсобной базой к Архан­ гельску. При официальных докладах архангельским организациям — губному и исполкому—вопрос о постройке базы я ставил очень остро, но, учитывая высказы­ вания и мнения многих работ­ ников, я не утверждал, что Мурманская база будет основ­ ной базой. Внутри правления «Севгосрыбтреста» выразите­ лями архангельских настроений были сперва В. Д. Некрасов, а потом Ф. Б. Гашев. Они были представителями Архгубис- полкома, являвшегося пайщи­ ком «Севгосрыбтреста». После моей поездки за гра­ ницу в конце 1925 г. для озна­ комления с постановкой рыбо­ промышленного дела я вполне отчетливо представил себе, чем и какой должна быть наша траловая база на Мурмане. ■Х Р О Н И К А I Г О Д А I I I і і ! I I В борьбе с зимними штормами «В советский траловый флот я поступил в 1925 го­ ду. В то время он состоял из небольших маломощных судов, далеко уступающих нынешним, но и они, как не­ бо а земля, отличались от тех утлых парусников, на которых прошло мое детст­ во. Однако и траулеры ходи­ ли за рыбой только летом, а с наступлением холодов ста­ новились в Архангельском порту на прикол и стояли там до весны, пока не вскры­ валась Северная Двина». Так писал в воспоминаниях О первых годах существова­ ния советской рыбной про­ мышленности на Севере один из пионеров тралового фло­ та Д. А. Бурков. С именем Дмитрия Афанасьевича свя­ зана одна из заметных стра­ ниц в истории флота — пе­ реход от сезонного лова к круглогодичному в отдален­ ных квадратах Баренцева моря, в частности, в Цент­ ральном районе. Именно здесь экипаж траулера «Зу­ батка» под командованием Д. А. Буркова в декабре— январе в мороз, при шторме, снежных зарядах имел боль­ шие уловы. «...Я окончательно убе­ дился, что в зимнее время треска держится на банках густыми косяками», — отме­ чал впоследствии Дмитрий Афанасьевич НА СНИМКЕ: Д. А. Бур ков. В Мурманском тресковом береговом промысле в 1021 году принимало участив 3445 рыбаков, из них нрнпр- лых 2835 и местных коя<> нистов 610. На Восточной Мурмане работало 3080, на Западном — 365 человек. Лов производился на 1038 малых судах. Наиболее рас* пространенным типом про* мыслового судна в 1925 го­ ду являлась ела (40 про­ центов от общего числа су» дов). Резко увеличилось число карбасов и уменьша­ лось число шняк. Количест* во моторных судов состави­ ло только 3,3 процента. Организация • наживочно­ го дела ка Мурмане в 1925 году была поручена «Севгос- рыбтресту», имевшему в Гав­ рилове и Териберке но од­ ной артели для добычи на* живки, Заготовка трестов наживки составила 185,3 центнера. Самими ловцамц было добыто 3281,5 цент» кера наживки. Осуществлялся опытны^ лов рыбы ставными невода* ми, выписанными из Япо­ нии, которые показали вы­ сокую продуктивность Н перспективность. На приоб* ретение неводов в «Севгос* рыбтресте» выделен кредит, который намече* к распре­ делению среди рыбацкого населения. . В целях повышения мате­ риальной заинтересованна сти экипажей траулеров «Севгосрыбтрест», помимо зарплаты, ввел выдачу мо­ рякам 10 процентов их улова. Судостроение I I но Севере . В Северо-Западном Эконо­ мическом совещании (Ле­ нинград) состоялось совеща­ ние по вопросу организации верфи в Сороке для построй­ ки мелких промысловых су­ дов (ел, моторных ботов м нр.). Совещание признало этот вопрос неотложным is особо важным для колониза­ ции края и развития про­ мыслов Мурмана, считая не­ обходимым для этой цели привлечь промысловые орга» низации посредством созда­ ния соответствующего анцпо- нерного общества. Желатель­ ная пропускная способиості ^ верфи определена иа первый год до 160 парусных ел, учитывая во всей полноте ближайшую моторизацию Мурманского промыслового флота. т Из газеты «Красная Ка­ релия», 1925 год. Рыбное хоз яйст во Северного района В 1925 году условия рыбо­ ловства на Севере по­ степенно улучшались, благодаря увеличивающемуся рыночному спросу на рыбные товары и происходившему улучшению условий снабжения ловецкого населения промысло­ выми товарами. По сравнению с довоенным временем продолжительность рабочего дня на траулерах уменьшилась па 21 процент, а зарплата увеличилась иа 90 процентов. Тресковый промысел на Мур­ мане начался в середине мар­ та и кончился я начале сентяб­ ря. Условия весеннего поддев- ного промысла в 192.) г. были благоприя тными. Массовый ярусный лов трески начался в середине июня в западных ста­ новищах Восточного Мурмана, и только к половине июля рыба стала ловиться удовлетвори­ тельно в восточных становищах. Публикация И. Н. СКь” ; до ва.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz