Рыбный Мурман. 1977 г. Апрель.

ВЫПУСК 11-й. І Г о д д в а д ц а т ь с е д ж т о ш Создание партийных ячеек Из протокола № 9 засе­ дания бюро коллектива ВКП(б) «Севгосрыбтреста». 29 ноября 1827 года. С л у ш а л и : 1. Организация цеховых ячеек ВКП(б). По первому вопросу т. Степанов говорит, что, по имеющейся директиве окружкома, мы в данное Бре­ мя* имеем возможность со­ здать цехячейки при меха­ нической мастерской, имея там в наличии в данное вре­ мя 8 человек партийцев, и на тралбазе при количестве 23 чел. партийцев, и при конторе при количестве 9 чел. партийцев... П о с ’т а н о в и л и: 1. Цехячейку при механи­ ческой мастерской организо­ вать. Организационное оформление бюро цехячейки поручается Орлову, каково-' му в четверг, до начала пар­ тийного собрания, означен­ ное оформление провести в жизнь. Бюро ячейки избрать в числе трех человек. 2. Поручить тт. Степано­ ву и Фрейбергу оформить организационно ячейку трал- базы в чётверг, до' партийно­ го собрания. Бюро цехячейки избрать, в количестве пяти человек. Ответственный секретарь Я. Степанов. Публикацию подготовила научный сотрудник партий­ ного авхива Мурманского обкома КПСС Р. К. СОКО­ ЛОВА. Публикуется впервые. Р ы б о з в е р и н ы е п р о ­ м ы с л ы в Карелии имеют колоссальное значение в экономической жизни карельского народа. Девять волостей Карельской республики с 11-тысячным населением занимаются иск­ лючительно рыбозверкными промыслами, не имея ника­ ких побочных заработков. VII Всекарельскнй съезд Советов не обошел молчани­ ем еспсос о рыбацком хозяй­ стве. Отмечая важнее значе­ ние рыбопромыслов, съезд наметил целый ряд меропри­ ятий, направленных в сторо­ ну развития рыбопромыслов и улучшения материально­ бытовых условий рыбачест­ ва. Они сводятся к следую­ щему: - необходимость коопериро­ вания рыбацкого населения и создания рыбацкого союза; усиление снабжения про­ мысловой пссудой и расши­ рение кредитования со сторо­ ны с.х. банка Карелии; урегулирование передви­ жения рыбаков яо железно­ дорожным и водным путям в момент переезда на Мур­ манские промыслы и обрат­ но; постановка медицинского дела на промыслах, особенно по становищам; рациональное и своевре­ менное снабжение рыбаков всех становищ Мурмана на­ живкой; снабжение рыбаков мото- пссудсй и обязательное стра­ хование последней. Съезд сказал свое веское слово, и правительство про­ ведет в жизнь на все 100 процентов, если только в выездах из-за отсутствия на- жнени в море. Для.этого не­ обходимо иметь ка несколь­ ко становищ одну наживоч­ ную артель с одним ботом, а в крайнем случае на каждое становнше хотя бы по едкой артели и по одному боту. Бо­ ты должны быть приспсссб- ІШІІІІЕШІЕІІШІІШШІІІШІІІІІІІІІШШШІІЕІІЕІІІІІШІШШЕІСІШІЕШІШШІІ ПРОМЫСЛЫ ИМЕЮТ • ее к о л о с с а л ь н о е з н а ч е н и е С VII ВСЕКАРЕЛЬСКОГО СЪЕЗДА РЫБАКОВ ШІІІШШШШІШШІШІШШШШШМШШІШШІІЕШШШШШШІШГШШІ ( Х Р О Н И К А j Г О Д А = = = = = I На зимовку в Мурманск в 3927 году было отправле- 1 510 15 траулеров. Но работа­ ло зимой, базируясь на Мур­ манск, только 2—4 трауле­ ра, остальные приступали к лову в марте и апреле. В ок­ тябре прибыл в Архангельск из Германии новый, хорошо оборудованный траулер с грузоподъемностью для ры­ бы 250 тонн и жира в 7,3 тонны. Запас топлива новый траулер брал на 40 суток, его стоимость составила 215 тысяч рублей. проведении решении съезда примут активное участие са­ ми рыбаки, Есть еще целый ряд мел­ ких недостатков, на которых съезд не остановился. Много есть недостатков и в рыбац­ ком быту, которые можно из­ жить только посредством единения рыбацких масс — пос редством кооперя,сова­ ния. Рыбаки должны учесть это и приступить, не дожи­ даясь, когда будет рыбацкий союз, к организации рыбац- кііх артелей. Наживочное дело должно быть поставлено так, чтобы не получалось перебоев в лены так, чтобы наживку можно было хранить до не­ скольких выездов, и тогда только можно будет говорить о бесперебойном снабжении наживкой промышленников. Говоря о снабжении рыба­ ков промысловой посудой, надо признать необходимым устройство верфей в центре рыбацких районов. Построй­ ка промысловой посуды дол­ жна производиться с таким расчетом, чтобы она была пригодна ке только под па­ рус, но и под мотор. Сообщение газеты «Крас­ ная Карелия», 1927 г. ТРАЛОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ В 1927 ГОДУ Число траулеров — 17 единиц. Среднее число рейсов траулеров — 10,3. ’ Общий улов рыбы ио со­ леному весу — 175310 центнеров. Выработка рыбьего жира — 4319,7 центнера. Средняя добыча рыбы за рейс — 700 центнеров. Р а д и о ф и к а ц и я с у д о в Из воспоминаний уполно­ моченного «Севгосрыбтре- ста» Иконникова. С 1927 года начинается пополнение нашего трало­ вого флота: пришел траль­ щик «Дзержинский», из-за границы подоспели «Горь­ кий» и «Большевик». Дело коренным образом измени­ лось — это были тральщи­ ки, хорошо оборудованные, _ и по их образцу стали вво- I дить оборудование и на дру­ гих тральщиках. 1 Были установлены даль- | нодействующие радиопере­ датчики и приемники. Это было особенно необходимо, потому что район лова в то время был уже очень велик. В 1627 году была достро­ ена траловая база в Мур­ манске с рыбным складом емкостью на 40 тысяч цент­ неров. Постройка базы обо­ шлась в 800 тысяч рублей. В течение операционною го­ да (в зимний и весенний се­ зоны) производились опыты доставки на рынок тралового свежья. . Общий улов трески и ее спутников в Баренцевом мо­ ре, включая советский про­ мысел, составил в 1927 году 928 тысяч центнеров рыбы в неразделанном виде. Весенний береговой лов трески в 1927 году начался на -Мурмане рано, но рыба держалась на значительной глубине, вследствие чего хо­ рошо ловили только круп­ ные суда. ШШШ щШЩт Малый рыболовныйфлот Маломерный промысло­ вый флот, состоящий из 1491 судна, увеличился в 1927 году на 248 единиц. Число моторных судов по­ полнилось 22 единицами. Кроме судов, выстроен­ ных «Севкорыбой», и 11 мо-, торных судов, выпущенных Мурманской верфью, значи­ тельное число промысловой «посуды» было выстроено самими рыбаками. Построен консервный завод Из объяснительной запис­ ки о работе предприятия Кандалакшский консерв­ ный завод находится при станции Кандалакша Мур­ манской железной дороги на берегу Кандалакшской7 губы Белого моря. ...Завод построен в 1927 году бывшей «Шелрыбой». ' Директор консервного за­ вода УРИН. ' - Зав. план. стат. отделом ВАГАНОВ. Из фондов Государствен­ ного архива К а р е л ь с к о й АССР. ' ' Так выглядела в 1927 го­ ду главная база рыбной про­ мышленности Северного бас­ сейна. Фото из фондов отдела ин­ формации ЦПКТБ. План развития Постановлением ЭКОСО от 26 февраля 1927 года был принят ориентировочно перспективный пятилетний план восстановления основ­ ного капитала мурманского промысла', причем общая сумма расходов на 1927 год была установлена в разме­ ре 554 тысяч рублей, в том числе: ■ 3. На промфлот 120 тыс. 2, На курсы мотористов 24 тысячи рублей. 3. На изыскание гаваней и баз 10 тысяч рублей. 4 На устройство верфи 50 тысяч рублей. 5. На ссуду колонистам 45 тысяч рублей. 6 На жилстроительство 110 тысяч рублей. 7. На снабжение ловцов орудиями лова 100 тысяч рублей. ЗДКШЗЙМШввВ8Н№Я88ВЯВДНПВННМВ8НЯШ Всего в 1927 году было сдано 107300 центнеров шкереной рыбы: и 8600 центнеров воюксы. Между остальными загото нпеллми улов распределился следую­ щим образом: государствен­ ные организации — 39,1 ты­ сячи центнеров, кооператив­ ные организации — 52,3 ты­ сячи центнеров, частные ли­ ца и ловцы — 8,6 тысячи центнеров. На долю местно­ го населения пришлось 48 процентов улова, на долю пришлого — 52 процента. Основная масса трески по-прежнему обрабатыва­ лась на парусниках, куда она отвозилась тотчас после приемки на брюгу. Летом 1927 года на Мур­ мане производились опыты массового приема трески в круглом весе с последующей разделкой рыбы на факто­ рии. ' ‘ • В 1927 году были израс­ ходованы последние контин­ генты беспошлинного ввоза из-за границы промыслового снаряжения, вследствие че­ го наблюдалась острая нуж­ да в дождевоіі одежде и дру­ гих предметах промыслового снаряжения, часть которого удалось заменить, организо­ вав кустарную выработку в Архангельской губернии. Спрос на моторы для ры­ бачьих судов по-прежнему •превышал предложение. Сто­ имость одной силы моторно­ го двигателя составляла в среднем 150 рублей, не счи­ тая 10 процентов расхода по установке. Несмотря на оживление судостроения, около 50 процентов промыс­ лового флота нуждалось в замене или капитальном ре­ монте. Публикация И. Н. Сквор­ цова* %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz