Рыбный Мурман. 1977 г. Апрель.
ВЫПУСК 11-й. І Г о д д в а д ц а т ь с е д ж т о ш Создание партийных ячеек Из протокола № 9 засе дания бюро коллектива ВКП(б) «Севгосрыбтреста». 29 ноября 1827 года. С л у ш а л и : 1. Организация цеховых ячеек ВКП(б). По первому вопросу т. Степанов говорит, что, по имеющейся директиве окружкома, мы в данное Бре мя* имеем возможность со здать цехячейки при меха нической мастерской, имея там в наличии в данное вре мя 8 человек партийцев, и на тралбазе при количестве 23 чел. партийцев, и при конторе при количестве 9 чел. партийцев... П о с ’т а н о в и л и: 1. Цехячейку при механи ческой мастерской организо вать. Организационное оформление бюро цехячейки поручается Орлову, каково-' му в четверг, до начала пар тийного собрания, означен ное оформление провести в жизнь. Бюро ячейки избрать в числе трех человек. 2. Поручить тт. Степано ву и Фрейбергу оформить организационно ячейку трал- базы в чётверг, до' партийно го собрания. Бюро цехячейки избрать, в количестве пяти человек. Ответственный секретарь Я. Степанов. Публикацию подготовила научный сотрудник партий ного авхива Мурманского обкома КПСС Р. К. СОКО ЛОВА. Публикуется впервые. Р ы б о з в е р и н ы е п р о м ы с л ы в Карелии имеют колоссальное значение в экономической жизни карельского народа. Девять волостей Карельской республики с 11-тысячным населением занимаются иск лючительно рыбозверкными промыслами, не имея ника ких побочных заработков. VII Всекарельскнй съезд Советов не обошел молчани ем еспсос о рыбацком хозяй стве. Отмечая важнее значе ние рыбопромыслов, съезд наметил целый ряд меропри ятий, направленных в сторо ну развития рыбопромыслов и улучшения материально бытовых условий рыбачест ва. Они сводятся к следую щему: - необходимость коопериро вания рыбацкого населения и создания рыбацкого союза; усиление снабжения про мысловой пссудой и расши рение кредитования со сторо ны с.х. банка Карелии; урегулирование передви жения рыбаков яо железно дорожным и водным путям в момент переезда на Мур манские промыслы и обрат но; постановка медицинского дела на промыслах, особенно по становищам; рациональное и своевре менное снабжение рыбаков всех становищ Мурмана на живкой; снабжение рыбаков мото- пссудсй и обязательное стра хование последней. Съезд сказал свое веское слово, и правительство про ведет в жизнь на все 100 процентов, если только в выездах из-за отсутствия на- жнени в море. Для.этого не обходимо иметь ка несколь ко становищ одну наживоч ную артель с одним ботом, а в крайнем случае на каждое становнше хотя бы по едкой артели и по одному боту. Бо ты должны быть приспсссб- ІШІІІІЕШІЕІІШІІШШІІІШІІІІІІІІІШШШІІЕІІЕІІІІІШІШШЕІСІШІЕШІШШІІ ПРОМЫСЛЫ ИМЕЮТ • ее к о л о с с а л ь н о е з н а ч е н и е С VII ВСЕКАРЕЛЬСКОГО СЪЕЗДА РЫБАКОВ ШІІІШШШШІШШІШІШШШШШМШШІШШІІЕШШШШШШІШГШШІ ( Х Р О Н И К А j Г О Д А = = = = = I На зимовку в Мурманск в 3927 году было отправле- 1 510 15 траулеров. Но работа ло зимой, базируясь на Мур манск, только 2—4 трауле ра, остальные приступали к лову в марте и апреле. В ок тябре прибыл в Архангельск из Германии новый, хорошо оборудованный траулер с грузоподъемностью для ры бы 250 тонн и жира в 7,3 тонны. Запас топлива новый траулер брал на 40 суток, его стоимость составила 215 тысяч рублей. проведении решении съезда примут активное участие са ми рыбаки, Есть еще целый ряд мел ких недостатков, на которых съезд не остановился. Много есть недостатков и в рыбац ком быту, которые можно из жить только посредством единения рыбацких масс — пос редством кооперя,сова ния. Рыбаки должны учесть это и приступить, не дожи даясь, когда будет рыбацкий союз, к организации рыбац- кііх артелей. Наживочное дело должно быть поставлено так, чтобы не получалось перебоев в лены так, чтобы наживку можно было хранить до не скольких выездов, и тогда только можно будет говорить о бесперебойном снабжении наживкой промышленников. Говоря о снабжении рыба ков промысловой посудой, надо признать необходимым устройство верфей в центре рыбацких районов. Построй ка промысловой посуды дол жна производиться с таким расчетом, чтобы она была пригодна ке только под па рус, но и под мотор. Сообщение газеты «Крас ная Карелия», 1927 г. ТРАЛОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ В 1927 ГОДУ Число траулеров — 17 единиц. Среднее число рейсов траулеров — 10,3. ’ Общий улов рыбы ио со леному весу — 175310 центнеров. Выработка рыбьего жира — 4319,7 центнера. Средняя добыча рыбы за рейс — 700 центнеров. Р а д и о ф и к а ц и я с у д о в Из воспоминаний уполно моченного «Севгосрыбтре- ста» Иконникова. С 1927 года начинается пополнение нашего трало вого флота: пришел траль щик «Дзержинский», из-за границы подоспели «Горь кий» и «Большевик». Дело коренным образом измени лось — это были тральщи ки, хорошо оборудованные, _ и по их образцу стали вво- I дить оборудование и на дру гих тральщиках. 1 Были установлены даль- | нодействующие радиопере датчики и приемники. Это было особенно необходимо, потому что район лова в то время был уже очень велик. В 1627 году была достро ена траловая база в Мур манске с рыбным складом емкостью на 40 тысяч цент неров. Постройка базы обо шлась в 800 тысяч рублей. В течение операционною го да (в зимний и весенний се зоны) производились опыты доставки на рынок тралового свежья. . Общий улов трески и ее спутников в Баренцевом мо ре, включая советский про мысел, составил в 1927 году 928 тысяч центнеров рыбы в неразделанном виде. Весенний береговой лов трески в 1927 году начался на -Мурмане рано, но рыба держалась на значительной глубине, вследствие чего хо рошо ловили только круп ные суда. ШШШ щШЩт Малый рыболовныйфлот Маломерный промысло вый флот, состоящий из 1491 судна, увеличился в 1927 году на 248 единиц. Число моторных судов по полнилось 22 единицами. Кроме судов, выстроен ных «Севкорыбой», и 11 мо-, торных судов, выпущенных Мурманской верфью, значи тельное число промысловой «посуды» было выстроено самими рыбаками. Построен консервный завод Из объяснительной запис ки о работе предприятия Кандалакшский консерв ный завод находится при станции Кандалакша Мур манской железной дороги на берегу Кандалакшской7 губы Белого моря. ...Завод построен в 1927 году бывшей «Шелрыбой». ' Директор консервного за вода УРИН. ' - Зав. план. стат. отделом ВАГАНОВ. Из фондов Государствен ного архива К а р е л ь с к о й АССР. ' ' Так выглядела в 1927 го ду главная база рыбной про мышленности Северного бас сейна. Фото из фондов отдела ин формации ЦПКТБ. План развития Постановлением ЭКОСО от 26 февраля 1927 года был принят ориентировочно перспективный пятилетний план восстановления основ ного капитала мурманского промысла', причем общая сумма расходов на 1927 год была установлена в разме ре 554 тысяч рублей, в том числе: ■ 3. На промфлот 120 тыс. 2, На курсы мотористов 24 тысячи рублей. 3. На изыскание гаваней и баз 10 тысяч рублей. 4 На устройство верфи 50 тысяч рублей. 5. На ссуду колонистам 45 тысяч рублей. 6 На жилстроительство 110 тысяч рублей. 7. На снабжение ловцов орудиями лова 100 тысяч рублей. ЗДКШЗЙМШввВ8Н№Я88ВЯВДНПВННМВ8НЯШ Всего в 1927 году было сдано 107300 центнеров шкереной рыбы: и 8600 центнеров воюксы. Между остальными загото нпеллми улов распределился следую щим образом: государствен ные организации — 39,1 ты сячи центнеров, кооператив ные организации — 52,3 ты сячи центнеров, частные ли ца и ловцы — 8,6 тысячи центнеров. На долю местно го населения пришлось 48 процентов улова, на долю пришлого — 52 процента. Основная масса трески по-прежнему обрабатыва лась на парусниках, куда она отвозилась тотчас после приемки на брюгу. Летом 1927 года на Мур мане производились опыты массового приема трески в круглом весе с последующей разделкой рыбы на факто рии. ' ‘ • В 1927 году были израс ходованы последние контин генты беспошлинного ввоза из-за границы промыслового снаряжения, вследствие че го наблюдалась острая нуж да в дождевоіі одежде и дру гих предметах промыслового снаряжения, часть которого удалось заменить, организо вав кустарную выработку в Архангельской губернии. Спрос на моторы для ры бачьих судов по-прежнему •превышал предложение. Сто имость одной силы моторно го двигателя составляла в среднем 150 рублей, не счи тая 10 процентов расхода по установке. Несмотря на оживление судостроения, около 50 процентов промыс лового флота нуждалось в замене или капитальном ре монте. Публикация И. Н. Сквор цова* %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz