Рыбный Мурман. 1977 г. Апрель.
С П О Р Т И В Н Ы Й П Р А З Д Н И К П Р О Д О Л Ж А Е Т С Я Д ВУХТ ы с я ч н ы и КОЛЛЕКТИВ физ культуры Мурманско го ордена Ленина морского рыбного порта один из не многих, кому оргкомитет 43 го Праздника Севера предо ставил право защищать честь Мурмана на заполярной олимпиаде. — На таком решении ор ганизационного комитета, —- рассказывает старший инст руктор-методист Л. Ф. Ва сильев, — сказалось преж де всего то. что наши физкультурники и спортсме ны побеждают не только числом, но к умением. С прошлой осени среди коллек тивов цехов и районов идут соревнования в зачет XX зимней спартакиады, посвя щенной юбилею Великого Октября. Позади остались со ревнования по многим видам спорта, включенным в про грамму спартакиады. Это коньки, волеіібол, стрельба, подледный любительский лов. А в канун традиционно го Праздника Севера около 100 спортсменов собрались на загородной базе отдыха. Здесь проводились лыжные гонки и смешанная эстафета. Они должны были опреде лить коллектив — победитель по главному показателю в зачет зимней спар:Гакиады порта, проверить сильнейших лыжников, включенных в команду—участницу Поляр ной Олимпиады. Организаторы лыжных го нок if смешанной эстафеты между представителями, всех 13 коллективов—участников общепортозской. зимней спар такиады предусмотрели все. Проверили снаряжение спортсменов. Активисты фпз- культурного коллектива во главе с икстрѵктором-методи- стом Д. Е. Сучковым подго товили стартовый городок, разметили лыжню. Яркие транспаранты, фла ги и стенды на следующее утро позвали всех участни ков на парад. Затем нача- . лись старты лыжников. В лично-командном первенст ве на лыжной гонке победи ли спортсмены Энергохозяй ства, на второе место выш ли лыжники портофлота. третья ступенька пьедестала почета досталась представи телям коллектива перзого грузового района. Особенно ' остро разгоре,- лась борьба за лидерство между лыжниками этих.под разделений после старта сме шанной эстафеты. Но здесь сильнейшими стали лыжни ки портового флота в соста ве Владимира Куцевала, Ве ры Росовой, Ивана Ордина, Елены Дунаевой. По итогам предваритель ных стартов, с учетом ре зультатов, показанных на состязаниях в зачет зимней спартакиады порта, была скомплектована команда кол лектива физкультуры для участия в 43-м Празднике Севера. Здесь честь порто виков защищали спортсме ны, показывающие стабиль ные результаты в течение всего сезона. В их :числе су доводитель Иван' Ордин, сле сарь, мастер спорта междуна родного класса Анатолий Гру шевский, электрик Дмитрий Скосырев, крановщица Тать яна Калякина, рабочая Тать яна Чмонина и другие. Об успехе портовиков в Поляр ной Олимпиаде свидетельст вует тот факт, что предста вители Мурманского рыбно го порта уступили лишь сильнейшему в Мурманской области спортклубу комбина та «Апатит». . Важно и другое. Спортив ные состязания по лыжам в коллективе порта продолжа ются. В прошлые субботу и воскресенье здесь состоялся большой праздник ГТО. Розно в 11 часов в райо не Окуневого озера начина лись старты лыжных сорев нований по программе физ культурного комплекса ГТО. 418 портовиков сдали вновь или подтвердили нормы ГТО. Успех во многом был пред определен активноіі органи заторской работоіі общепор- товской комиссии по ГТО, которую возглавляет заме ститель начальника порта Д. М. Соколовский. Большую помощь совету физкультуры оказал и комитет комсомола. Начальник морской инспек ции портофлота Н. И. Усов, инженер - теплотехник А. И. Кудрик, главный энергетик порта С. И. Дегтярев, на чальник механизации, перзо го района В. В. Чернышев и другие провели серьезную работу в своих коллективах. В те два дня у организато ров большого праздника ГТО удавалось все. Четко рабо тали судейские бригады во главе со старшим судьей А. Осипенко, секретарями Н. Гордеевой и В. Хромыле- вой. начальником дистанции Д. Скосыревым. Участвовали в соревнова ниях все ведущие лыжники. По сути дела в массовых стартах большого праздника ГТО участвовал каждый де сять!!! работник порта. Д. ГРИНЬКО, В. СЕ МЕНОВ, наши внештатные корреспонденты. На снимках: парад участ ников лично-командного пер венства; победительница сме шанной эстафеты Елена Ду наева; плотник РСУ Костя Саппоров на дистанции; Виктор Паршинов переда ет эстафету Анне Яковлевой (команда энергохозяйства). Фото автороз. ИМ ПОКОРИЛОСЬ МОРЕ Долгое время существова ло мнение, что женщинам не место на флоте. Однако жизнь показала, что они с успехом занимают даже командные должности на морских транспортных и ры бопромысловых судах. Многим известно имя первой в России и в мире женщины- полярницы Марин Прончшце- вой, участвовавшей в открытии и исследовании Северного мор ского пути. Подвиг отважноіі женщины, совершившей бес примерное плавание под пару сами и на веслах в 1736 году на дубель-шлюпке «Якутск» в составе экспедиционного отря да. навечно останется в памя ти человеческой. Во многих странах мира из вестно имя первой в мире жен щины капитана дальнего пла вания Анны Ивановны Щети ниной. Ее штурманская дея тельность началась в 1929 году во Владивостоке. В 1935 году Щетинину назначили капита ном парохода «Чавыча». При нять судно надо было в Герма нии. Со слезами сдавал ей па роход старый немецкий капи тан. На прощание сказал: «Проплавал всю жизнь и никог да не предполагал, что послед нее свое судно сдам советско му капитану, более того — жен щине!..». Славные страницы вписали в историю Великой Отечествен ной войны экипажи Балтийско го пароходства под командова нием А. II. Щетининой. Они пе ревозили военные грузы, эва куировали раненых. Только на пароходе «Щан Жорес» капитан Щетинина сем надцать раз совершила пере ходы через Тихий океан. «Эта русская женщина. — говорили лоцманы в гаванях США, — командует судном лучше мно гих американских мужчин...». С 1950 года начинается на учно - педаг о г и ч е с к а я дея тельность ннженера-судоводи- теля А. И, Щетининой в Ленин градском высшем инженерном морском училище, а затем и по настоящее время продолжа ется в Дальневосточном. Во время летних отпусков доцент Щетинина неоднократно совер шала дальние плавания. Около 45 лет посвятила Ан на Ивановна морскому флоту. За заслуги перед Родиной ока награждена многими правитель ственными наградами. По-разному складывались судьбы женщин на пути к ка питанскому мостику. Герой Со циалистического Труда Вален тина Яковлевна Орликова на чинала свою морскую карьеру с подручного судосборщика на судостроительном заводе. Штурман теплохода «Двина» -в. годы войны, позже — капитан китобойцев «Шторм» и «Бу ран» на Дальнем Востоке, с 1955 года — капитан дальнего плавания, на больших морозиль ных рыболовных траулерах Мурманского тралового флота — таковы вехи славного пути В. Я. Орликовой. По-иному шла к своей цели капитан дальнего плавания На талья Николаевна Кисса. Она начала морскую службу в де вятнадцать лет матросом на пароходе «Желанныіі» Азов ского бассейна. Уже с первых дней она поняла: слабым людям не место на флоте. А пятиает- иее плавание иа буксирных су дах окончательно убедило юную морячку, что флот — ее при звание. Получив диплом судо водителя в Ростовском, море ходном училище имени Г Я. Седова. Н. Н. Кисса многие годы плавала штурманом, ка питаном. Родина по достоинству оце нила ее заслуги в военное и мирное время, присвоив Ната лье Николаевне почетное звание Героя Социалистического Тру да. ' Имена женщин-капитанов за нимают почетное место в исто рг!!! отечественного мореплава ния. Евгения Петровна Го-рдеа- ко. Татьяна Федоровна Алек сеева. Евгения Михайловна Танбаум — о. Героической судь-. бе каждой из них можно рас сказывать долго. Часто приходится слышать такой вопрос: нормально ли это, когда женщина работает в должности капитана или его помощника? Естественно ли это сочетание: женщина и море? А. И. Щетинина отвечает так: «Если бы вопрос касался только способностей женщины командовать судами, я бы, не колеблясь, ответила утверди тельно. Сложность в другом. Что бы мы ни гозорилп об аб солютном равенстве, природу переделать нельзя. Не в обиду мужчинам ‘ будь сказано, но именно женщина — главный хранитель семейного очага. А работа капитана или его помощ ника, как правило, несовмести ма с такими обязанностями». Еще одно мнение. В о ' время съемок .. советско-румынского фильма «Песни моря» наt борту лайнера «Шота Руставели» за,- .служенная артистка РСФСР .Наталья Фатеева на этот зоп: рос ответила гіолушугкбй: - . —- Как мне кажется, моряк — это абсолютно .не женская профессия. Хотим мы этого или не -хотим, но море по-прежнему остается стихией сильных. Командовать. - кораблями. • —• мужское дело, а наше... коман довать капитанами! : II все-таки, несмотря ни на что, плеяда отважных женщин бороздит просторы морей и океанов; возглавляя экипажи судов, и количество их растет! В. ГУСЕВ. Редактор А. А. МИРОНОВ. Администрация, ’ пар тийный комитет и базовый комитет профсоюза объ единения «Мурманрыб пром» с глубоким при скорбйем извещают, что 13 апреля на 42-м году жизни скоропостижно скончался капитан-дирек тор член КПСС БАРИНОВ Виктор Леонидович, и выражают искреннее со болезнование родным и близким покойного. . ' Похороны состоятся 16 апреля в 13 часов. Вы нос тела из дома № 43, ул. Траловая (база резер ва плавсостава объедине ния «Мурманрыбпром»), . «Рыбный Мурман». Ин декс 55654, Цена 1 экз. — 2 коп. Му рманская областная ти пография, г. Мурманск. ' За к. 1730. ПН-03301.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz