Рыбный Мурман. 1977 г. Апрель.

С П О Р Т И В Н Ы Й П Р А З Д Н И К П Р О Д О Л Ж А Е Т С Я Д ВУХТ ы с я ч н ы и КОЛЛЕКТИВ физ­ культуры Мурманско­ го ордена Ленина морского рыбного порта один из не­ многих, кому оргкомитет 43­ го Праздника Севера предо­ ставил право защищать честь Мурмана на заполярной олимпиаде. — На таком решении ор­ ганизационного комитета, —- рассказывает старший инст­ руктор-методист Л. Ф. Ва­ сильев, — сказалось преж­ де всего то. что наши физкультурники и спортсме­ ны побеждают не только числом, но к умением. С прошлой осени среди коллек­ тивов цехов и районов идут соревнования в зачет XX зимней спартакиады, посвя­ щенной юбилею Великого Октября. Позади остались со­ ревнования по многим видам спорта, включенным в про­ грамму спартакиады. Это коньки, волеіібол, стрельба, подледный любительский лов. А в канун традиционно­ го Праздника Севера около 100 спортсменов собрались на загородной базе отдыха. Здесь проводились лыжные гонки и смешанная эстафета. Они должны были опреде­ лить коллектив — победитель по главному показателю в зачет зимней спар:Гакиады порта, проверить сильнейших лыжников, включенных в команду—участницу Поляр­ ной Олимпиады. Организаторы лыжных го­ нок if смешанной эстафеты между представителями, всех 13 коллективов—участников общепортозской. зимней спар­ такиады предусмотрели все. Проверили снаряжение спортсменов. Активисты фпз- культурного коллектива во главе с икстрѵктором-методи- стом Д. Е. Сучковым подго­ товили стартовый городок, разметили лыжню. Яркие транспаранты, фла­ ги и стенды на следующее утро позвали всех участни­ ков на парад. Затем нача- . лись старты лыжников. В лично-командном первенст­ ве на лыжной гонке победи­ ли спортсмены Энергохозяй­ ства, на второе место выш­ ли лыжники портофлота. третья ступенька пьедестала почета досталась представи­ телям коллектива перзого грузового района. Особенно ' остро разгоре,- лась борьба за лидерство между лыжниками этих.под­ разделений после старта сме­ шанной эстафеты. Но здесь сильнейшими стали лыжни­ ки портового флота в соста­ ве Владимира Куцевала, Ве­ ры Росовой, Ивана Ордина, Елены Дунаевой. По итогам предваритель­ ных стартов, с учетом ре­ зультатов, показанных на состязаниях в зачет зимней спартакиады порта, была скомплектована команда кол­ лектива физкультуры для участия в 43-м Празднике Севера. Здесь честь порто­ виков защищали спортсме­ ны, показывающие стабиль­ ные результаты в течение всего сезона. В их :числе су­ доводитель Иван' Ордин, сле­ сарь, мастер спорта междуна­ родного класса Анатолий Гру­ шевский, электрик Дмитрий Скосырев, крановщица Тать­ яна Калякина, рабочая Тать­ яна Чмонина и другие. Об успехе портовиков в Поляр­ ной Олимпиаде свидетельст­ вует тот факт, что предста­ вители Мурманского рыбно­ го порта уступили лишь сильнейшему в Мурманской области спортклубу комбина­ та «Апатит». . Важно и другое. Спортив­ ные состязания по лыжам в коллективе порта продолжа­ ются. В прошлые субботу и воскресенье здесь состоялся большой праздник ГТО. Розно в 11 часов в райо­ не Окуневого озера начина­ лись старты лыжных сорев­ нований по программе физ­ культурного комплекса ГТО. 418 портовиков сдали вновь или подтвердили нормы ГТО. Успех во многом был пред­ определен активноіі органи­ заторской работоіі общепор- товской комиссии по ГТО, которую возглавляет заме­ ститель начальника порта Д. М. Соколовский. Большую помощь совету физкультуры оказал и комитет комсомола. Начальник морской инспек­ ции портофлота Н. И. Усов, инженер - теплотехник А. И. Кудрик, главный энергетик порта С. И. Дегтярев, на­ чальник механизации, перзо­ го района В. В. Чернышев и другие провели серьезную работу в своих коллективах. В те два дня у организато­ ров большого праздника ГТО удавалось все. Четко рабо­ тали судейские бригады во главе со старшим судьей А. Осипенко, секретарями Н. Гордеевой и В. Хромыле- вой. начальником дистанции Д. Скосыревым. Участвовали в соревнова­ ниях все ведущие лыжники. По сути дела в массовых стартах большого праздника ГТО участвовал каждый де­ сять!!! работник порта. Д. ГРИНЬКО, В. СЕ МЕНОВ, наши внештатные корреспонденты. На снимках: парад участ­ ников лично-командного пер­ венства; победительница сме­ шанной эстафеты Елена Ду­ наева; плотник РСУ Костя Саппоров на дистанции; Виктор Паршинов переда­ ет эстафету Анне Яковлевой (команда энергохозяйства). Фото автороз. ИМ ПОКОРИЛОСЬ МОРЕ Долгое время существова­ ло мнение, что женщинам не место на флоте. Однако жизнь показала, что они с успехом занимают даже командные должности на морских транспортных и ры­ бопромысловых судах. Многим известно имя первой в России и в мире женщины- полярницы Марин Прончшце- вой, участвовавшей в открытии и исследовании Северного мор­ ского пути. Подвиг отважноіі женщины, совершившей бес примерное плавание под пару­ сами и на веслах в 1736 году на дубель-шлюпке «Якутск» в составе экспедиционного отря­ да. навечно останется в памя­ ти человеческой. Во многих странах мира из­ вестно имя первой в мире жен­ щины капитана дальнего пла­ вания Анны Ивановны Щети­ ниной. Ее штурманская дея­ тельность началась в 1929 году во Владивостоке. В 1935 году Щетинину назначили капита­ ном парохода «Чавыча». При­ нять судно надо было в Герма­ нии. Со слезами сдавал ей па­ роход старый немецкий капи­ тан. На прощание сказал: «Проплавал всю жизнь и никог­ да не предполагал, что послед­ нее свое судно сдам советско­ му капитану, более того — жен­ щине!..». Славные страницы вписали в историю Великой Отечествен­ ной войны экипажи Балтийско­ го пароходства под командова­ нием А. II. Щетининой. Они пе­ ревозили военные грузы, эва­ куировали раненых. Только на пароходе «Щан Жорес» капитан Щетинина сем­ надцать раз совершила пере­ ходы через Тихий океан. «Эта русская женщина. — говорили лоцманы в гаванях США, — командует судном лучше мно­ гих американских мужчин...». С 1950 года начинается на­ учно - педаг о г и ч е с к а я дея­ тельность ннженера-судоводи- теля А. И, Щетининой в Ленин­ градском высшем инженерном морском училище, а затем и по настоящее время продолжа­ ется в Дальневосточном. Во время летних отпусков доцент Щетинина неоднократно совер­ шала дальние плавания. Около 45 лет посвятила Ан­ на Ивановна морскому флоту. За заслуги перед Родиной ока награждена многими правитель­ ственными наградами. По-разному складывались судьбы женщин на пути к ка­ питанскому мостику. Герой Со­ циалистического Труда Вален­ тина Яковлевна Орликова на­ чинала свою морскую карьеру с подручного судосборщика на судостроительном заводе. Штурман теплохода «Двина» -в. годы войны, позже — капитан китобойцев «Шторм» и «Бу­ ран» на Дальнем Востоке, с 1955 года — капитан дальнего плавания, на больших морозиль­ ных рыболовных траулерах Мурманского тралового флота — таковы вехи славного пути В. Я. Орликовой. По-иному шла к своей цели капитан дальнего плавания На­ талья Николаевна Кисса. Она начала морскую службу в де­ вятнадцать лет матросом на пароходе «Желанныіі» Азов­ ского бассейна. Уже с первых дней она поняла: слабым людям не место на флоте. А пятиает- иее плавание иа буксирных су­ дах окончательно убедило юную морячку, что флот — ее при­ звание. Получив диплом судо­ водителя в Ростовском, море­ ходном училище имени Г Я. Седова. Н. Н. Кисса многие годы плавала штурманом, ка­ питаном. Родина по достоинству оце­ нила ее заслуги в военное и мирное время, присвоив Ната­ лье Николаевне почетное звание Героя Социалистического Тру­ да. ' Имена женщин-капитанов за­ нимают почетное место в исто­ рг!!! отечественного мореплава­ ния. Евгения Петровна Го-рдеа- ко. Татьяна Федоровна Алек­ сеева. Евгения Михайловна Танбаум — о. Героической судь-. бе каждой из них можно рас­ сказывать долго. Часто приходится слышать такой вопрос: нормально ли это, когда женщина работает в должности капитана или его помощника? Естественно ли это сочетание: женщина и море? А. И. Щетинина отвечает так: «Если бы вопрос касался только способностей женщины командовать судами, я бы, не колеблясь, ответила утверди­ тельно. Сложность в другом. Что бы мы ни гозорилп об аб­ солютном равенстве, природу переделать нельзя. Не в обиду мужчинам ‘ будь сказано, но именно женщина — главный хранитель семейного очага. А работа капитана или его помощ­ ника, как правило, несовмести­ ма с такими обязанностями». Еще одно мнение. В о ' время съемок .. советско-румынского фильма «Песни моря» наt борту лайнера «Шота Руставели» за,- .служенная артистка РСФСР .Наталья Фатеева на этот зоп: рос ответила гіолушугкбй: - . —- Как мне кажется, моряк — это абсолютно .не женская профессия. Хотим мы этого или не -хотим, но море по-прежнему остается стихией сильных. Командовать. - кораблями. • —• мужское дело, а наше... коман­ довать капитанами! : II все-таки, несмотря ни на что, плеяда отважных женщин бороздит просторы морей и океанов; возглавляя экипажи судов, и количество их растет! В. ГУСЕВ. Редактор А. А. МИРОНОВ. Администрация, ’ пар­ тийный комитет и базовый комитет профсоюза объ­ единения «Мурманрыб­ пром» с глубоким при скорбйем извещают, что 13 апреля на 42-м году жизни скоропостижно скончался капитан-дирек­ тор член КПСС БАРИНОВ Виктор Леонидович, и выражают искреннее со­ болезнование родным и близким покойного. . ' Похороны состоятся 16 апреля в 13 часов. Вы­ нос тела из дома № 43, ул. Траловая (база резер­ ва плавсостава объедине­ ния «Мурманрыбпром»), . «Рыбный Мурман». Ин­ декс 55654, Цена 1 экз. — 2 коп. Му рманская областная ти­ пография, г. Мурманск. ' За к. 1730. ПН-03301.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz