Рыбный Мурман. 1977 г. Апрель.

= = = = = З а э ф ф е к т и в н о е и с п о л ь з о в а н и е ф л о т а С ТАТЬЮ ПОД ТАКИМ ЗАГОЛОВКОМ группового ин­ женера Мурманского тралового флота Лаймана Кар­ ловича Пурлициеа, опубликованную в «Рыбном Мур­ мане», рассмотрели специалисты Всесоюзного объединения «Севрыба», ЦПКТБ, объединения «Мурманрыбпром», управ- лення материально-технического снабжения «Севрыбы». Се­ годня мы публикуем их ответы. В СТАТЬЕ Л. К. Пурли- циса «Рациональному топливу — широкое применение», опубликован­ ной в «Рыбном Мурмане» 23 марта с. г., в основном пра­ вильно подняты вопросы в части необходимости улуч­ шения топлнвоиспользова- ния на судах флота бассейна, как одного из основных ре­ зервов снижения эксплуата­ ционных расходов. Объединением «Севрыба» принимаются необходимые меры по устранению имею­ щихся недостатков. Разрабо­ тан план мероприятий по повышению эффективности j использования топлива и I смазочных материалов на ; флоте бассейна, который рассмотрен на совещании ; главных инженеров произ- ; водственных объединений, j предприятий и рыбакколхоз- j союзов и утвержден созето.м : директоров объединения - Севрыба» (протокол № 2 от j 27 января 1977 г.) Успешное выполнение этого плана позволит еще более упорядо­ чить использование горю­ че-смазочных материалов на судах и улучшить их эксплуатационные показа­ тели В. КРИВОЩЕКИН, на­ чальник отдела судоре­ монта и технической экс- нлуатацнн флота Всесо­ юзного объединения «Севрыба». В ОПРОСАМ использо­ вания рациональных сортов топлива в Мурманском траловом флоте уделяется много внимания, я они достаточно полно отра­ жены в статье «Рациональ­ ному топливу — широкое применение!». Механико-судовая служба считает, что проблемы, под­ нятие автором статьи, акту­ альны, а многие вопросы на­ . ходятся в стадии решения. Так, во втором квартале будет разработана новая ин­ струкция по применению га­ зотурбинного топлива в су­ довых двигателях, обобщаю­ щая накопленный опыт рабо­ ты экипажей флота. За вто­ рой квартал планируется из­ расходовать около 12000 тонн рациональных сортов топлива (газотурбинного, мо­ торного, мазута), с февраля і этого года практикуется до- I бавление мазута в дизельное j топливо на судах типа ППР. ■ В 1977 году планируется j переоборудовать топливные j системы двух судов для при- j менения в двигателях рацио­ нальных сортов топлива. При переоборудовании предус­ мотрено: устаноьшь новую расходную цистерну для главного двигателя, что по­ зволит использовать в глав­ ном и во вспомогательных двигателях раз тачное топли­ во: установить самоочищаю­ щиеся топливные сепарато­ ры, вискозиметры, подогре­ ватели топлива. В настоящее время за­ ключается договор с ЦНИИМФ об изготовле­ нии по собственной разра­ ботке института гомогениза­ тора топлива, об оказании нам технической помощи в его установке, наладке и ис­ пытаниях. Для уменьшения износа топливной аппаратуры наши суда начали применять мас­ ло К-17, имеющееся в не­ больших количествах ка нефтебазе. Как недостаток можно от­ метить, что масло К-17 рас­ фасовано в бочках емко­ стью 180 кг, а потребности судна на рейс — не более 50—60 кг. В марте этого года начало поступать на флот масло МЮГпЦС, которое позволит применять во вспомогатель­ ных двигателях топливо с повышенным содержанием серы, но уверенности в бес­ перебойном снабжении судов указанным маслом у нас нет. Механико-судовая служ­ ба планирует заменить в су­ довых двигателях в этом го­ ду не менее 10 процентов дизельного топлива рацио­ нальными сортами. В даль­ нейшем планируется ежегод­ ное увеличение потребления рациональных сортов топли­ ва как за счет переоборудо­ вания судов, так и за счет внедрения предложений ра­ ционализаторов, организа­ ционно-технических меро­ приятий я улучшения мате­ риального стимулирования личного состава судов. А. ЧЕРТОВСКОЙ, за­ меститель главного инже­ нера механико-судово# службы Мурманского тралового флота. В СТАТЬЕ Л. К. Пур- лициса «Рациональ­ ному топливу — ши­ рокое применение» пра­ вильно указывается, что ис­ пользование рациональных сортов топлив (газотурбин­ ное, топливные смеси) на судах Северного бассейна хотя и увеличивается за по­ следние годы, однако еще не получило широкого рас­ пространения. Основной причиной недо­ статочно активного внедре­ ния газотурбинного топли­ ва является ограничение доставок его. Так, удовлет­ ворение заявок на это топли­ во составило в 1974 году 11,2 процента, в 1975 г. — 7,5, в 1976 г. — 29,5 про­ цента. Применение топливных смесей, состоящих из ди­ зельного топлива и флот­ ского мазута, получило рас­ пространение на судах Ка­ лининградского ТПУ. Одна­ ко приготовление смесей не­ посредственно на судах свя­ зано с определенными труд­ ностями, и не на всех типах судов для этого есть необхо­ димые условия. Более пра­ вильным является приготов­ ление топливных смесей не­ посредственно на нефтебазе. Исходя из этого, ЦПКТБ в 1975 году проработало дан­ ный вопрос и провело ис­ следование по изысканию наиболее эффективного со­ става смеси, обеспечивающе­ го устойчивость от расслое­ ния и возможность примене­ ния ее для работы главных и вспомогательных двигателей без изменения систем топли- воподготовки судов. В отче­ те по этому вопросу содер­ жатся также технические предложения по необходимо­ му изменению топливных си­ стем нефтебазы Все техни­ ческие предложения согла­ сованы с руководством неф­ тебазы. При внедрении предложе­ ний ЦПКТБ снижение за­ трат иа топливо могло со­ ставить по всему бассейну около семи миллионов- руб­ лей. Указанная проработка ЦПКТВ в апреле 1976 года была рассмотрена на тех­ нико-экономическом совете Главного управления «Сев- рыба» с участием специали­ стов флотов (в том числе и Л. К. Пурлициеа). Однако, учитывая, что фонды на флотский мазут выделяются также ниже потребностей, применение смеси вынужде­ ны были отклонить. В связи е ограниченными ресурсами газотурбинного топлива и флотского мазута в стране, в поисках решения проблемы снижения затрат на топливо МРХ СССР со­ вместно с Минморфлотом, Мниречфлоюм и Всесоюз­ ным научно-исследователь­ ским институтом нефтяной промышленности пошли по пути изыскания нового, сравнительно недорогого топ­ лива, которое бы могло пол­ ностью удовлетворить по­ требность флота. Исходя из этого, было соз­ дано новое маловязкое топ­ ливо. 2300 тонн опытной партии его по просьбе главка «Севрыба» поступило на Се­ верный бассейн для эксплуа­ тационных испытаний. Ука­ занные испытания в 1976 году проведены ЦПКТБ, по результатам которых уста­ новлена возможность исполь­ зования его для работы глав­ ных и вспомогательных дви­ гателей судов без каких-либо изменений систем топливо- подготовки. Снижение за­ трат при этом может соста­ вить около 14 миллионов рублей в год по флоту бас­ сейна в целом. В настоящее время вопрос по организации производства нового маловязного топлива для нужд флота находится на решении соответствую­ щих директивных органов. На основе указанных раз­ работок ЦПКТБ и исходя из создавшихся условий с по­ ставкой топлива, Всесоюз­ ным объединением «Севры­ ба» определена техническая политика в вопросе внедре­ ния рациональных топлив, заключающаяся в максималь­ ном использовании на судах наиболее дешевых сортов топлива (газотурбинное и флотский мазут), а при по­ ложительном решении вопро­ са ПО производству HOB'LO маловязкого топлива — и полной замене нм дизельно­ го топлива. Таким образом, основная часть вопросов, которая воз­ лагается на ЦПКТБ согласно специфике его деятельности, решена. Ю. КОРОЛЕВСКИЙ, ди­ ректор ЦПКТВ. С ТАТЬЯ Л. К. Пурлици- са «Рациональному топливу — широкое применение» поднимает важ­ ные вопросы технической эксплуатации флота при ис­ пользовании в судовых ди­ зелях более дешевого газо­ турбинного топлива. Мы встречаемся с такими же трудностями при внедрении. В объединении «Мурман­ рыбпром», так же как и в траловом флоте, в 1976 го­ ду были разработаны прак­ тические рекомендации по применению газотурбинного топлива. Они разосланы на суда типа БМРТ, где возмож­ но его применение. Перед получением топлива с лич­ ным составом проводился дополнительный подробный инструктаж. При этом также обращалось внимание судо­ вых механиков на качество подготовки топливных тан­ ков к приему газотурбинно­ го топлива, отстой и много­ кратную сепарацию. Полученные рекоменда­ ции и дополнительный инст­ руктаж помогали судовым механикам более грамотно применять газотурбинное топливо в дизелях, снимали у них «психологический барь­ ер» при использовании мало­ знакомого топлива. В 1976 году на газотурбинном топли­ ве работало большинство БМРТ. Такие суда, как БМРТ № 176, 361, 373 ,362 , израсходовали за год от 500 до 800 тонн газотурбинного топлива, а всего флотом в 1976 году использовано его 6,3 процента от общего рас­ хода дизельного. Более широкое использо­ вание газотурбинного тон лива сдерживалось ограни­ ченной его поставкой. Какие первоочередные меры предусматриваются механико-судовой службой по улучшению использова­ ния газотурбинного топли­ ва? В 1977 году иа судах типа БМРТ будет установ­ лено два самоочищающихся топливных сепаратора, та­ кое же количество предпо­ лагается установить в 1978 году. В 1977 году на одном БМРТ в малом капитальном ремонте по технической до­ кументации тралового фло­ та будет впервые установ­ лена раздельная топливная система: для главного двига­ теля — для работы на газо­ турбинном. топливе; для вспомогательных двигателей — на дизельном. В дальней­ шем такие работы в боль­ ших ремонтах будут произ­ водиться и на других БМРТ проекта B-26/I1I. На БМРТ других проектов также пред­ полагается установка в боль­ ших ремонтах раздельных топливных систем. Преду­ сматриваете я разработка документации с этоіі целью. Для работы БМРТ на га­ зотурбинном топливе ка 1977 и 1978 годы заказаны высокощелочные цилиндро­ вые масла. ДІеханико-судо- ; вой службой разработаны мероприятия, внедрение ко­ торых значительно улучшит эксплуатацию судовых ди­ зелей на газотурбинном топ- | ливе и даст возможность в дальнейшем применять его еще шире. А. КОЛТУН, главный инженер объединения «Мурманрыбпром». У ПРАВЛЕНИЕ мате­ риально - техническо­ го снабжения Всесо­ юзного рыбопромышлен­ ного объединения «Севры­ ба» по вопросам, затрону­ тым в статье «Рационально­ му топливу — широкое при­ менение», сообщает следую­ щее. Несмотря на то, что еже­ годно нами заявляется газо­ турбинного топлива порядка 150—200 тысяч тонн, фон­ ды 1975 года составляли всего 15 тысяч тонн, 1976 года — 40 тысяч тонн, 1977 года — 45 тысяч тонн Ука­ занное обстоятельство свя­ зано с тем, что промышлен­ ная выработка газотурбин­ ного топлива в широких масштабах пока еще не на­ лажена. Маловязкого топлива бы­ ло получено в 1975 году 765 тонн и в 1976 году 2450 тонн — только как опытные партии. Производство ука­ занного топлива в настоящее время находится в стадии освоения. Присадка НГ-203А заяв­ ляется нами в Мурманское управление Главнефтесна- ба на уровне заявок флотов — 50 тонн ежегодно. Фонд не выделяется, так как Неф- теснаб ресурсов не имеет и в последние годы по 39 наи­ менованиям нефтепродуктов потребность либо совсем не учитывается, либо удо­ влетворяется менее чем наполовину. Масло М16Е выделяется в строгом соответствии с фондами на газотурбинное топливо. Поэтому на теку­ щий год по сравнению с прошлым годом фонд уве­ личен на 100 тонн. Заказанные регуляторы температуры типа РТПДМ- 125 и РТПДМ-150 в мор­ ском исполнении промыш­ ленностью не выпускаются, В настоящее время решен вопрос о применении обще­ промышленных регуляторов температуры для приме­ нения их на судах флота, два регулятора будут полу­ чены в текущем году В 1976 году управлением «Севрыбхолодфлот » заказано и получено восемь самоочи­ щающихся сепараторов типа МАРХ-207 польского произ­ водства. На 1977 год заказа­ но и получено 12 сепарато­ ров, в том числе два — уп­ равлением тралового флота. На 1978 год объединением «Севрыба» заказано 16 се­ параторов типа МАРХ-207. Н. ГОРБЕНКО, началь­ ник УМТС Всесоюзного объединения «Севрыба». • ОТ РЕДАКЦИИ. Публи­ куя подборку ответов на статью Л. К. Пурлнциса, в которых подробно н с разных сторон освещена затронутая автором проблема, бассейно­ вая газета обращается к су­ довым специалистам с прось­ бой рассказать о том, как они практически используют рациональные сорта топли­ ва. Конечно, дело это ие про стое, но государственные ин­ тересы требуют экономии дизельного топлива и ис­ пользования смесей, а также газотурбинного и моторного топлива, мазута. .. Не должны стоять в сто­ роне н работники нефтебазы — ждем их предложений по этому вопросу. Все замечания, советы бу­ дут учтены и обобщены. „Рациональному топливу —широкое применение" Мнение специалистов о поднятой в „Рыбном Мурмане" проблеме

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz