Рыбный Мурман. 1977 г. Апрель.
= = = = = З а э ф ф е к т и в н о е и с п о л ь з о в а н и е ф л о т а С ТАТЬЮ ПОД ТАКИМ ЗАГОЛОВКОМ группового ин женера Мурманского тралового флота Лаймана Кар ловича Пурлициеа, опубликованную в «Рыбном Мур мане», рассмотрели специалисты Всесоюзного объединения «Севрыба», ЦПКТБ, объединения «Мурманрыбпром», управ- лення материально-технического снабжения «Севрыбы». Се годня мы публикуем их ответы. В СТАТЬЕ Л. К. Пурли- циса «Рациональному топливу — широкое применение», опубликован ной в «Рыбном Мурмане» 23 марта с. г., в основном пра вильно подняты вопросы в части необходимости улуч шения топлнвоиспользова- ния на судах флота бассейна, как одного из основных ре зервов снижения эксплуата ционных расходов. Объединением «Севрыба» принимаются необходимые меры по устранению имею щихся недостатков. Разрабо тан план мероприятий по повышению эффективности j использования топлива и I смазочных материалов на ; флоте бассейна, который рассмотрен на совещании ; главных инженеров произ- ; водственных объединений, j предприятий и рыбакколхоз- j союзов и утвержден созето.м : директоров объединения - Севрыба» (протокол № 2 от j 27 января 1977 г.) Успешное выполнение этого плана позволит еще более упорядо чить использование горю че-смазочных материалов на судах и улучшить их эксплуатационные показа тели В. КРИВОЩЕКИН, на чальник отдела судоре монта и технической экс- нлуатацнн флота Всесо юзного объединения «Севрыба». В ОПРОСАМ использо вания рациональных сортов топлива в Мурманском траловом флоте уделяется много внимания, я они достаточно полно отра жены в статье «Рациональ ному топливу — широкое применение!». Механико-судовая служба считает, что проблемы, под нятие автором статьи, акту альны, а многие вопросы на . ходятся в стадии решения. Так, во втором квартале будет разработана новая ин струкция по применению га зотурбинного топлива в су довых двигателях, обобщаю щая накопленный опыт рабо ты экипажей флота. За вто рой квартал планируется из расходовать около 12000 тонн рациональных сортов топлива (газотурбинного, мо торного, мазута), с февраля і этого года практикуется до- I бавление мазута в дизельное j топливо на судах типа ППР. ■ В 1977 году планируется j переоборудовать топливные j системы двух судов для при- j менения в двигателях рацио нальных сортов топлива. При переоборудовании предус мотрено: устаноьшь новую расходную цистерну для главного двигателя, что по зволит использовать в глав ном и во вспомогательных двигателях раз тачное топли во: установить самоочищаю щиеся топливные сепарато ры, вискозиметры, подогре ватели топлива. В настоящее время за ключается договор с ЦНИИМФ об изготовле нии по собственной разра ботке института гомогениза тора топлива, об оказании нам технической помощи в его установке, наладке и ис пытаниях. Для уменьшения износа топливной аппаратуры наши суда начали применять мас ло К-17, имеющееся в не больших количествах ка нефтебазе. Как недостаток можно от метить, что масло К-17 рас фасовано в бочках емко стью 180 кг, а потребности судна на рейс — не более 50—60 кг. В марте этого года начало поступать на флот масло МЮГпЦС, которое позволит применять во вспомогатель ных двигателях топливо с повышенным содержанием серы, но уверенности в бес перебойном снабжении судов указанным маслом у нас нет. Механико-судовая служ ба планирует заменить в су довых двигателях в этом го ду не менее 10 процентов дизельного топлива рацио нальными сортами. В даль нейшем планируется ежегод ное увеличение потребления рациональных сортов топли ва как за счет переоборудо вания судов, так и за счет внедрения предложений ра ционализаторов, организа ционно-технических меро приятий я улучшения мате риального стимулирования личного состава судов. А. ЧЕРТОВСКОЙ, за меститель главного инже нера механико-судово# службы Мурманского тралового флота. В СТАТЬЕ Л. К. Пур- лициса «Рациональ ному топливу — ши рокое применение» пра вильно указывается, что ис пользование рациональных сортов топлив (газотурбин ное, топливные смеси) на судах Северного бассейна хотя и увеличивается за по следние годы, однако еще не получило широкого рас пространения. Основной причиной недо статочно активного внедре ния газотурбинного топли ва является ограничение доставок его. Так, удовлет ворение заявок на это топли во составило в 1974 году 11,2 процента, в 1975 г. — 7,5, в 1976 г. — 29,5 про цента. Применение топливных смесей, состоящих из ди зельного топлива и флот ского мазута, получило рас пространение на судах Ка лининградского ТПУ. Одна ко приготовление смесей не посредственно на судах свя зано с определенными труд ностями, и не на всех типах судов для этого есть необхо димые условия. Более пра вильным является приготов ление топливных смесей не посредственно на нефтебазе. Исходя из этого, ЦПКТБ в 1975 году проработало дан ный вопрос и провело ис следование по изысканию наиболее эффективного со става смеси, обеспечивающе го устойчивость от расслое ния и возможность примене ния ее для работы главных и вспомогательных двигателей без изменения систем топли- воподготовки судов. В отче те по этому вопросу содер жатся также технические предложения по необходимо му изменению топливных си стем нефтебазы Все техни ческие предложения согла сованы с руководством неф тебазы. При внедрении предложе ний ЦПКТБ снижение за трат иа топливо могло со ставить по всему бассейну около семи миллионов- руб лей. Указанная проработка ЦПКТВ в апреле 1976 года была рассмотрена на тех нико-экономическом совете Главного управления «Сев- рыба» с участием специали стов флотов (в том числе и Л. К. Пурлициеа). Однако, учитывая, что фонды на флотский мазут выделяются также ниже потребностей, применение смеси вынужде ны были отклонить. В связи е ограниченными ресурсами газотурбинного топлива и флотского мазута в стране, в поисках решения проблемы снижения затрат на топливо МРХ СССР со вместно с Минморфлотом, Мниречфлоюм и Всесоюз ным научно-исследователь ским институтом нефтяной промышленности пошли по пути изыскания нового, сравнительно недорогого топ лива, которое бы могло пол ностью удовлетворить по требность флота. Исходя из этого, было соз дано новое маловязкое топ ливо. 2300 тонн опытной партии его по просьбе главка «Севрыба» поступило на Се верный бассейн для эксплуа тационных испытаний. Ука занные испытания в 1976 году проведены ЦПКТБ, по результатам которых уста новлена возможность исполь зования его для работы глав ных и вспомогательных дви гателей судов без каких-либо изменений систем топливо- подготовки. Снижение за трат при этом может соста вить около 14 миллионов рублей в год по флоту бас сейна в целом. В настоящее время вопрос по организации производства нового маловязного топлива для нужд флота находится на решении соответствую щих директивных органов. На основе указанных раз работок ЦПКТБ и исходя из создавшихся условий с по ставкой топлива, Всесоюз ным объединением «Севры ба» определена техническая политика в вопросе внедре ния рациональных топлив, заключающаяся в максималь ном использовании на судах наиболее дешевых сортов топлива (газотурбинное и флотский мазут), а при по ложительном решении вопро са ПО производству HOB'LO маловязкого топлива — и полной замене нм дизельно го топлива. Таким образом, основная часть вопросов, которая воз лагается на ЦПКТБ согласно специфике его деятельности, решена. Ю. КОРОЛЕВСКИЙ, ди ректор ЦПКТВ. С ТАТЬЯ Л. К. Пурлици- са «Рациональному топливу — широкое применение» поднимает важ ные вопросы технической эксплуатации флота при ис пользовании в судовых ди зелях более дешевого газо турбинного топлива. Мы встречаемся с такими же трудностями при внедрении. В объединении «Мурман рыбпром», так же как и в траловом флоте, в 1976 го ду были разработаны прак тические рекомендации по применению газотурбинного топлива. Они разосланы на суда типа БМРТ, где возмож но его применение. Перед получением топлива с лич ным составом проводился дополнительный подробный инструктаж. При этом также обращалось внимание судо вых механиков на качество подготовки топливных тан ков к приему газотурбинно го топлива, отстой и много кратную сепарацию. Полученные рекоменда ции и дополнительный инст руктаж помогали судовым механикам более грамотно применять газотурбинное топливо в дизелях, снимали у них «психологический барь ер» при использовании мало знакомого топлива. В 1976 году на газотурбинном топли ве работало большинство БМРТ. Такие суда, как БМРТ № 176, 361, 373 ,362 , израсходовали за год от 500 до 800 тонн газотурбинного топлива, а всего флотом в 1976 году использовано его 6,3 процента от общего рас хода дизельного. Более широкое использо вание газотурбинного тон лива сдерживалось ограни ченной его поставкой. Какие первоочередные меры предусматриваются механико-судовой службой по улучшению использова ния газотурбинного топли ва? В 1977 году иа судах типа БМРТ будет установ лено два самоочищающихся топливных сепаратора, та кое же количество предпо лагается установить в 1978 году. В 1977 году на одном БМРТ в малом капитальном ремонте по технической до кументации тралового фло та будет впервые установ лена раздельная топливная система: для главного двига теля — для работы на газо турбинном. топливе; для вспомогательных двигателей — на дизельном. В дальней шем такие работы в боль ших ремонтах будут произ водиться и на других БМРТ проекта B-26/I1I. На БМРТ других проектов также пред полагается установка в боль ших ремонтах раздельных топливных систем. Преду сматриваете я разработка документации с этоіі целью. Для работы БМРТ на га зотурбинном топливе ка 1977 и 1978 годы заказаны высокощелочные цилиндро вые масла. ДІеханико-судо- ; вой службой разработаны мероприятия, внедрение ко торых значительно улучшит эксплуатацию судовых ди зелей на газотурбинном топ- | ливе и даст возможность в дальнейшем применять его еще шире. А. КОЛТУН, главный инженер объединения «Мурманрыбпром». У ПРАВЛЕНИЕ мате риально - техническо го снабжения Всесо юзного рыбопромышлен ного объединения «Севры ба» по вопросам, затрону тым в статье «Рационально му топливу — широкое при менение», сообщает следую щее. Несмотря на то, что еже годно нами заявляется газо турбинного топлива порядка 150—200 тысяч тонн, фон ды 1975 года составляли всего 15 тысяч тонн, 1976 года — 40 тысяч тонн, 1977 года — 45 тысяч тонн Ука занное обстоятельство свя зано с тем, что промышлен ная выработка газотурбин ного топлива в широких масштабах пока еще не на лажена. Маловязкого топлива бы ло получено в 1975 году 765 тонн и в 1976 году 2450 тонн — только как опытные партии. Производство ука занного топлива в настоящее время находится в стадии освоения. Присадка НГ-203А заяв ляется нами в Мурманское управление Главнефтесна- ба на уровне заявок флотов — 50 тонн ежегодно. Фонд не выделяется, так как Неф- теснаб ресурсов не имеет и в последние годы по 39 наи менованиям нефтепродуктов потребность либо совсем не учитывается, либо удо влетворяется менее чем наполовину. Масло М16Е выделяется в строгом соответствии с фондами на газотурбинное топливо. Поэтому на теку щий год по сравнению с прошлым годом фонд уве личен на 100 тонн. Заказанные регуляторы температуры типа РТПДМ- 125 и РТПДМ-150 в мор ском исполнении промыш ленностью не выпускаются, В настоящее время решен вопрос о применении обще промышленных регуляторов температуры для приме нения их на судах флота, два регулятора будут полу чены в текущем году В 1976 году управлением «Севрыбхолодфлот » заказано и получено восемь самоочи щающихся сепараторов типа МАРХ-207 польского произ водства. На 1977 год заказа но и получено 12 сепарато ров, в том числе два — уп равлением тралового флота. На 1978 год объединением «Севрыба» заказано 16 се параторов типа МАРХ-207. Н. ГОРБЕНКО, началь ник УМТС Всесоюзного объединения «Севрыба». • ОТ РЕДАКЦИИ. Публи куя подборку ответов на статью Л. К. Пурлнциса, в которых подробно н с разных сторон освещена затронутая автором проблема, бассейно вая газета обращается к су довым специалистам с прось бой рассказать о том, как они практически используют рациональные сорта топли ва. Конечно, дело это ие про стое, но государственные ин тересы требуют экономии дизельного топлива и ис пользования смесей, а также газотурбинного и моторного топлива, мазута. .. Не должны стоять в сто роне н работники нефтебазы — ждем их предложений по этому вопросу. Все замечания, советы бу дут учтены и обобщены. „Рациональному топливу —широкое применение" Мнение специалистов о поднятой в „Рыбном Мурмане" проблеме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz