Рыбный Мурман. 1977 г. Апрель.

"« а g K m m № K ВЫПУСК ДЕСЯТЫЙ Щ Ш ' Щ ■ і " Л О ІРѳд двадцат ь шестом Северные рыбные промыслы П О РАЗМЕРАМ своеіі Е продукции траловый = лоз 1025 года превы- г: сил добычу 1625 гс да на — 12 процентов. Е Благодаря базированию ^ большого числа траулеров на ■=. Мурманск по сравнению с ™ 1924 и 1925 годами увели- Е ' чилась добыча рыбы на = Кнльдинскоіі банке и относи- = тельно уменьшился промы- = сел рыбы в Приканинском Е раііоне. Из технических но- = вовведений тралового лова = следует отметить применение = на нескольких судах видоиз- = мененного тралмейстером = Ф. Е. Шамалуевым фран- = цузского трала, что способ- Е ствовало повышению прсиз- Е водительности лова. = «Желрыба:>, располагав- = шая одним траулером, добы- г л а в 1926 году 4521 цент- щ нер рыбы '(соленой) и 114 = центнеров рыбьего жира, = По предварительным дан- Е ным Мургубстатбюро в лове г: участвовало 3610 ловцов, из — них пришлых 2460 рыба- Е нов и местных — 1150. Все- г го на Мурмане было зареги- Е стрировано 1243 судна, из = них моторных 37 процентов. — В 1926 году на Мурмане Е кустарным ловом было добы- =: то 137700 центнеров шкере- Е ной рыбы и 16560 центнеров г: воюнсы общей стоимостью = 1854000 рублей. Средний ва- = ловый заработок одного лов- Е 1 ца составлял 501 рубль про- Е тив 277 рублей в 1925 году. = В 1926 году около десяти Е ел было выстроено кустаря-1"= ми ка государственной верфи Е . в Мурманске и 41 ела была = выстроена «Секорыбой» с по- — мощью кустарей в Кегостро- Е ве. Все елы были распреде- = лены между ловцами через = кредитные товарищества. Е Остальные промысловые су- = да, пополнившие Мурман- = ский флот, были Еыстроены в = Кемском и Онежском уез- = дах. Были построены первые = русские моторы в 4—5 сил = на заводе в Петрозаводске. = Однако центр тяжести рыбо- = ловного промысла в 1926 го- = ду лежал на траловом лове. Е Мурманские траулеры со- = вершили за год 154 рейса и = добыли 136447 центнеров = рыбы. Средняя продолжи- Е тельность рейса ' составила = 16 суток 19 часов, а сред- — нерейсовая добыча составила Е 894 центнера. Средний улов Е на одно траление 99 цент- = неров. Е Промысел весенней сельди Е в Кандалакшском заливе в — 1926 году был очень неудач- Е ным. Всего было выловлено Е 1650 центнеров сельди-сыр- Е ца, причем главная часть — улова добыта в пределах Е Умбской волости, где не — имелось ни складов, ни скуп- — щиков. = В Архангельской губер- Е нии нельзя назвать удачным ™ лов наваги —• всего было = добыто 8190 центнеров. В = Карелии было выловлено Е 5733 центнера наваги. = Публикация И. Н. Сквор- Е цова. Е П РОМЫСЕЛ тресни на Мурмане открывается в марте. Когда мел­ кая рыба подходит к берегу, то за ней большой массой двигается треска. Это время является наиболее удобным для производства лова. Однако большинство на­ селения поморских волостеіі Кемского уезда часто не в состоянии выехать в море: отсутствует хорошая про­ мысловая посуда. В боль­ шинстве случаев у рыбаков имеются беспалубные' кар­ басы и пшики, которые при­ шли уже в полную негод­ ность. Много писалось на стра­ ницах «Красной Карелии» о том, что необходимо снаб­ дить поморское население хорошими ботами ко до сих пор никаких мер в этом на­ правлении не принимается. Между тем, время треско­ вого промысла приближает­ ся и рыбаки могут на буду­ щий год остаться без судов. Для того, чтобы изжить этот недостаток, необходимо кредитным товариществам увеличить отпуск средств на Б о л ь н о й s e n р о е і ш ш ш і і ш ш ш ш ш і ш ш і ш ш ш постройку для рыбаков хоро­ шей промысловой посуды. Только в том случае, когда рыбацкий флот будет в і:с- пг.аЕности, население Кем­ ского уезда поднимет свой промысел и тем принесет пользу государству. Рыбак ЗОЛОТОВСКИИ. Кемский уезд. (Газета «Красная Каре­ лия», 1926 год). Капитаны судов тралового флота выдвинули вопрос об организации промысловой разведки. Однако малочис­ ленность судов еще не дала возможности создать в 1.928 году это необходимое подраз­ деление рыболовного флоіа. Газета, «Красная Каре­ лия > сообщила о том, что в 1926 году «Желрыба» на Мурмане предполагает заго­ товить С ЕЫ іае ЮО'ООО п у д о в трески, 8000 пудов треско­ вого жира на Тер­ ском берегу, 6000 пудов сельди; в Белом море — 50000 пудов сельди. Кон­ сервный завод в Кандалак­ ше с пропускной .ежособ- ностью в 8000 банок в день оборудовал лучшими маши- ХРОНИКА ГОДА нами и приспособлениями. «Желрыба» выписала целый ряд машин и оборудования для поднятия техники про­ мыслов. В 1828 году іе£ Ж.не® »е траулеры совершили в Ба­ ренцево море 362 рекса и выловили 222834 центнера рыбы. Уловы английских траулеров в Баренцевом мо­ ре составили 153712 ценіне- рсв. Таким образом, общий улов иностранных 2 разме­ ров в Баренцевом море в 1926 году составил 37Ё546 центнеров и был почти вдвое выше улова 1812 года. МЕРЯЯ ШАГАМИ... КЗ ВОСПОМИНА н и и БЫВШЕГО НАЧАЛЬНИКА «СЕВГОСРЫБТРЕСТА» И. А. МУРАШЕВА В 1926 году весной я шагами, обмерял, ходя по обсушке, у мыса Варничного в Мурманске ме­ сто будущего угольного скла­ да, склада соли, енлада мате­ риалов, посольного лабаза. Состав базы намечался: пять причалов, железобетонный лабаз на 4000 тонн единовре­ менного посола, фильтроваль­ ный завод, с охлаждением, склады соли, материалов. Ремонтную мастерскую (бывшую военно-морскую) мы купили у ГПУ. Немного перестроенная и дооборудо­ ванная. она честно работала до 1933 года. Летом 1926 года начали постройку базы. Главная тя­ жесть работы заключалась в том, что вся территория будущей базы покрывалась во время прилива водой поч­ ти в две сажени высотой. Базу строили, постепенно перетягивали РТ на Мур­ манск. Нужно было ссадить в Мурманске команды. Для этого мы стали давать на очень льготных условиях ссуды на постройку собст­ венных домиков. Окончатель­ но были изжиты архангель­ ские тенденции, когда состав команды вместе с ростом ко­ личества РТ был разбавлен людьми из других районов. Вместе с увеличением значе­ ния Мурманска как базы для РТ снижался простой трау­ леров на зимовку. Всякие споры о базе на Мурмане были прекращены, когда вступили в работу но­ вые, более мощные РТ с большим запасом топлива —- ’ до 40 дней. На снимках, относящихся к 1926 году, видно, как за­ рождалась база иа Мурмане. На верхнем — первые сваи будущих причалов. А вот уже первые постройки (нижний снимок). Видны складские помещения. Под вывеской «Севгосрыбтрест» помечено: траловая база. Сейчас кажутся примитив­ ными и кое-как уложенные рельсы железнодорожной ветки, и условия хранения бочковой тары вперемежку с ворохами мусора, и сам вид базы. Но по тому времени это был крупный шаг на пу­ ти создания рыбной индуст­ рии на Севере. На среднем снимке: идет разгрузка траулера, вернув­ шегося с промысла. «Глав­ ный двигатель» — лошадка. Фотографии из фондов от­ дела информации ЦПКТБ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz