Рыбный Мурман. 1977 г. Апрель.
"« а g K m m № K ВЫПУСК ДЕСЯТЫЙ Щ Ш ' Щ ■ і " Л О ІРѳд двадцат ь шестом Северные рыбные промыслы П О РАЗМЕРАМ своеіі Е продукции траловый = лоз 1025 года превы- г: сил добычу 1625 гс да на — 12 процентов. Е Благодаря базированию ^ большого числа траулеров на ■=. Мурманск по сравнению с ™ 1924 и 1925 годами увели- Е ' чилась добыча рыбы на = Кнльдинскоіі банке и относи- = тельно уменьшился промы- = сел рыбы в Приканинском Е раііоне. Из технических но- = вовведений тралового лова = следует отметить применение = на нескольких судах видоиз- = мененного тралмейстером = Ф. Е. Шамалуевым фран- = цузского трала, что способ- Е ствовало повышению прсиз- Е водительности лова. = «Желрыба:>, располагав- = шая одним траулером, добы- г л а в 1926 году 4521 цент- щ нер рыбы '(соленой) и 114 = центнеров рыбьего жира, = По предварительным дан- Е ным Мургубстатбюро в лове г: участвовало 3610 ловцов, из — них пришлых 2460 рыба- Е нов и местных — 1150. Все- г го на Мурмане было зареги- Е стрировано 1243 судна, из = них моторных 37 процентов. — В 1926 году на Мурмане Е кустарным ловом было добы- =: то 137700 центнеров шкере- Е ной рыбы и 16560 центнеров г: воюнсы общей стоимостью = 1854000 рублей. Средний ва- = ловый заработок одного лов- Е 1 ца составлял 501 рубль про- Е тив 277 рублей в 1925 году. = В 1926 году около десяти Е ел было выстроено кустаря-1"= ми ка государственной верфи Е . в Мурманске и 41 ела была = выстроена «Секорыбой» с по- — мощью кустарей в Кегостро- Е ве. Все елы были распреде- = лены между ловцами через = кредитные товарищества. Е Остальные промысловые су- = да, пополнившие Мурман- = ский флот, были Еыстроены в = Кемском и Онежском уез- = дах. Были построены первые = русские моторы в 4—5 сил = на заводе в Петрозаводске. = Однако центр тяжести рыбо- = ловного промысла в 1926 го- = ду лежал на траловом лове. Е Мурманские траулеры со- = вершили за год 154 рейса и = добыли 136447 центнеров = рыбы. Средняя продолжи- Е тельность рейса ' составила = 16 суток 19 часов, а сред- — нерейсовая добыча составила Е 894 центнера. Средний улов Е на одно траление 99 цент- = неров. Е Промысел весенней сельди Е в Кандалакшском заливе в — 1926 году был очень неудач- Е ным. Всего было выловлено Е 1650 центнеров сельди-сыр- Е ца, причем главная часть — улова добыта в пределах Е Умбской волости, где не — имелось ни складов, ни скуп- — щиков. = В Архангельской губер- Е нии нельзя назвать удачным ™ лов наваги —• всего было = добыто 8190 центнеров. В = Карелии было выловлено Е 5733 центнера наваги. = Публикация И. Н. Сквор- Е цова. Е П РОМЫСЕЛ тресни на Мурмане открывается в марте. Когда мел кая рыба подходит к берегу, то за ней большой массой двигается треска. Это время является наиболее удобным для производства лова. Однако большинство на селения поморских волостеіі Кемского уезда часто не в состоянии выехать в море: отсутствует хорошая про мысловая посуда. В боль шинстве случаев у рыбаков имеются беспалубные' кар басы и пшики, которые при шли уже в полную негод ность. Много писалось на стра ницах «Красной Карелии» о том, что необходимо снаб дить поморское население хорошими ботами ко до сих пор никаких мер в этом на правлении не принимается. Между тем, время треско вого промысла приближает ся и рыбаки могут на буду щий год остаться без судов. Для того, чтобы изжить этот недостаток, необходимо кредитным товариществам увеличить отпуск средств на Б о л ь н о й s e n р о е і ш ш ш і і ш ш ш ш ш і ш ш і ш ш ш постройку для рыбаков хоро шей промысловой посуды. Только в том случае, когда рыбацкий флот будет в і:с- пг.аЕности, население Кем ского уезда поднимет свой промысел и тем принесет пользу государству. Рыбак ЗОЛОТОВСКИИ. Кемский уезд. (Газета «Красная Каре лия», 1926 год). Капитаны судов тралового флота выдвинули вопрос об организации промысловой разведки. Однако малочис ленность судов еще не дала возможности создать в 1.928 году это необходимое подраз деление рыболовного флоіа. Газета, «Красная Каре лия > сообщила о том, что в 1926 году «Желрыба» на Мурмане предполагает заго товить С ЕЫ іае ЮО'ООО п у д о в трески, 8000 пудов треско вого жира на Тер ском берегу, 6000 пудов сельди; в Белом море — 50000 пудов сельди. Кон сервный завод в Кандалак ше с пропускной .ежособ- ностью в 8000 банок в день оборудовал лучшими маши- ХРОНИКА ГОДА нами и приспособлениями. «Желрыба» выписала целый ряд машин и оборудования для поднятия техники про мыслов. В 1828 году іе£ Ж.не® »е траулеры совершили в Ба ренцево море 362 рекса и выловили 222834 центнера рыбы. Уловы английских траулеров в Баренцевом мо ре составили 153712 ценіне- рсв. Таким образом, общий улов иностранных 2 разме ров в Баренцевом море в 1926 году составил 37Ё546 центнеров и был почти вдвое выше улова 1812 года. МЕРЯЯ ШАГАМИ... КЗ ВОСПОМИНА н и и БЫВШЕГО НАЧАЛЬНИКА «СЕВГОСРЫБТРЕСТА» И. А. МУРАШЕВА В 1926 году весной я шагами, обмерял, ходя по обсушке, у мыса Варничного в Мурманске ме сто будущего угольного скла да, склада соли, енлада мате риалов, посольного лабаза. Состав базы намечался: пять причалов, железобетонный лабаз на 4000 тонн единовре менного посола, фильтроваль ный завод, с охлаждением, склады соли, материалов. Ремонтную мастерскую (бывшую военно-морскую) мы купили у ГПУ. Немного перестроенная и дооборудо ванная. она честно работала до 1933 года. Летом 1926 года начали постройку базы. Главная тя жесть работы заключалась в том, что вся территория будущей базы покрывалась во время прилива водой поч ти в две сажени высотой. Базу строили, постепенно перетягивали РТ на Мур манск. Нужно было ссадить в Мурманске команды. Для этого мы стали давать на очень льготных условиях ссуды на постройку собст венных домиков. Окончатель но были изжиты архангель ские тенденции, когда состав команды вместе с ростом ко личества РТ был разбавлен людьми из других районов. Вместе с увеличением значе ния Мурманска как базы для РТ снижался простой трау леров на зимовку. Всякие споры о базе на Мурмане были прекращены, когда вступили в работу но вые, более мощные РТ с большим запасом топлива —- ’ до 40 дней. На снимках, относящихся к 1926 году, видно, как за рождалась база иа Мурмане. На верхнем — первые сваи будущих причалов. А вот уже первые постройки (нижний снимок). Видны складские помещения. Под вывеской «Севгосрыбтрест» помечено: траловая база. Сейчас кажутся примитив ными и кое-как уложенные рельсы железнодорожной ветки, и условия хранения бочковой тары вперемежку с ворохами мусора, и сам вид базы. Но по тому времени это был крупный шаг на пу ти создания рыбной индуст рии на Севере. На среднем снимке: идет разгрузка траулера, вернув шегося с промысла. «Глав ный двигатель» — лошадка. Фотографии из фондов от дела информации ЦПКТБ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz