Рыбный Мурман. 1976 г. Январь.
И . Ш н е й д е р : „ П А Р У С А ОСТАЮТСЯ 4 В ПРОШЛОМ ВЕКЕ английский парусник «Кат ти Сарк» был самым быстроходным судном. В 1855 году он обогнул земной шар ;іа 155 дней и заслужил вечный прикол на Темзе. Воспоминание о «Катти Сарк» не случайно. В ию- На экранах Мур манска демонстриру ется новая лириче ская комедия о пер вых шагах практикан тов будущих учи телей «Это мы не про ходили». Режиссер- постановщик И. Фрэз. в ролях: Н. Рычагова, Б. Токарев, Т. Канае- ва, А. Ростоцкий, Т. Пельтцер, А. Мак сішова. ф ПО ПРОСЬБЕ УЧАСТНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ Студенческая дорожная Из кинофильма «Это мы не проходили» Стихи Михаила Григорьева. Музыка Яна Френкеля, Пусть весь вагон сидит в одном купе И радуется собственной судьбе. Оно совсем не тесное — Купе четыре.чместное: Мы это испытали на себе. ПРИПЕВ: Не те студенты, которые Аудитории Не покидают сто лет, А те, которые Прыгают в скорые И... привет! Под шум колес, гитарный перезяоа — Как много дум всегда наводит ож? От них у нас бессонница, И к нам с гитарой ломится Соседний пробудившийся шагш, ПРИПЕВ: Не те студенты, которые Аудитории Не покидают сто лет, А те. которые Прыгают в скорые И... привет! оживление* Се , Пусть весь ва гон см. дит в од. «ом ку. не (чи.ки.тѵ , чи к и ,тѵ.ки- ,чи.ки ту) 11 ра ду.ст.ся собствен нонсудь 6е.(Чи киту, чи-.ки. Cdi™ ■’ та. ли tie се.6е Ht’ те стѵ. д е к . п.:,.ко. .то. ры .е а у. д и . го. ри и не по. ки. Сj I"■ О I В :;} : 5 . д а .ю т с т о лег, а т е . мо тс. иы.е npw.ra.JOT Ѵ Ѵ Ѵ ~ Ѵ V ' у в ско.ры.е и (чи_ки.т_у5ч >і.ки ,ту. ки.чи к и ту) при ле прошлого года ее обладателем стал советский ка питан Иван Григорьевич Шнейдер. Сейчас «Катти Сарк» в СССР. Только не деревянная, а серебряная. Деревянная по-прежнему стоит в Гринвиче у нуле вого меридиана. Серебряная же — приз, который вручается достойнейшему капитану на соревновани ях парусиых учебных судов мира. Этот приз при суждается тайным голосованием капитанов кораблей — участников «Операции «Парус». Учебный барк «Крузенштерн» в 1974 году впервые вышел на не обычную регату. Это самый большой из плавающих ныне парусников мира. Ои входит в состав Балтий ского отряда учебных судов Министерства рыбного хозяйства СССР и приписан к порту Рига. Длина четырехмачтового барка 114 метров, площадь всех парусов —- 3.700 квадратных метров, а скорость при попутном ветре — 15 узлов. Наша беседа с И. Г. Шнейдером началась с во проса: — Парусные суда наших дней - - это «последние из могикан»? — Этот вопрос задает себе уже не одно поколение моряке*. ОДнако и сегодня парусные суда привлека ют впимашге специалисток. И не только небольшие спортивные, но и туристские. Причин тому не сколько. Во-первых, такие с\ да пользуются даровой энер гией. Во-вторых, парусники не загрязняют окружа ющую средѵ и шум у них минимальный. В-третьих, наметавшемуся но всем мире взрыву туризма и стремлению люден хотя какое-ю время остаться на едине с природой парусные. 'суда отвечают полно стью.- Идея проектирования больших парусников, подоб но ценной реакции, охватила буквально весь мир. - Неужели человечество сделает шаг назад, воз вращаясь к эпохе парусного флота? 1] да, и нет. Паруса конца XX века не будут похожи на пару са XIX столетия. Паруса — аяродинамические по верхности, напоминающие крылья птиц, смогут ста виться ц убираться механическими приспособления ми. Одни оператор сможет управлять парусами. Все это дает реальную возможность утверждать: парусу жить! — Пока же в основном на парусниках плавают курсанты Мореходных училищ. — Практика на парусниках' дает курсантам за калку, которая совершенно необходима для специ алистов, занимающих командные должности на фло те. II поэтому наша задача — «обкатка» курсантов: показать им море, те трудности, которые связаны с работой в океане. Когда я принимаю на борт очередной отряд кур сантов, ставлю их в строй, обхожу и смотрю в гла за, В них все что-угодно, кроме "серьезности и тех качеств, которые необходимы моряку' Но когда мы возвращаемся домой через два с половиной месяца, у этих ребят совершенно другие глаза, совершенно другие! Учеба на таком' судне, как «Крузенштерн», дает курсантам большие нагрузки, которые на иных ти нах судов они получить не могут. После «Крузен штерна» любое другое им не покажется трудным. Они воочию убеждаются, что в открытом океане, как ни совершенны современные'средства оказания помощи, надеяться нужно в основном на свои силы, на свои возможности. В настоящее время такая страна, как Англия, ко торая отказалась было от учебных парусных судов, построила, три парусника. По заключению их адми- ралтсиства чисто морские качества английских мо ряков ухудшились только потому, что они не прохо дили практику па парусиых судах. — Вы упомянули о трудностях, с которыми кур сантам приходится сталкиваться на практике в море. В чем они заключаются? — Отвечу рассказом об одном случае. Осенью 1973 года был запланирован рейс из Ри ги на Черное море, А контингент курсантов оказал ся таков: из 200 человек 150 моложе восемнадцати лет. В связи с тяжелыми погодными:условиями но ября долго обсуждалось: идти в плавание или не ид ти? Наконец специальная комиссия проверила судно и решила, что при ветре 6 —7 баллов.,основной эки паж, и курсанты справятся с управлением.- Прошли Ирбепский пролив — это выход из Риж ского залива, а через четыре часа получили штор мовое предупреждение: в районе Балтийского моря , ожидается усиление западного ветра до 10 баллов. Когда это сообщение пришло, ветер был уже 12 бал лов, Три дни мы боролись с ураганом,- II курсанты показали, что, несмотря на молодость, они в состоя нии выдержать такое испытание. О том, насколько оно было жестоким, можно судить хотя бы по тому, что за отл трое суток мы потеряли 11 парусов. Это самая крупная потеря парусов па «Крузенштерне» за последние два года. Трудно было? Да, очень. Зато ребята почувствова ли на собственном опыте: с. морем шутить нельзя, по его можно побеждать. — Какие жизненные пути привели вас под па- руса? — Я фактически под парусами родился — на Азове. Все мои родные, начиная с прадедов, были рыбаками. Вышел в море в 11 лет. Состоял в акци онерном рыбацком обществе. В те времена, в 30-х годах, рыбаки сбивались в маленькие артельки под громким названием «акционерные общества». Есте ственно, их акции не продавались на бирже. А до ходы делились (ю паям. Раньше все рыболовные суда были парусные. II моя первая работа наложила отпечаток на всю жизнь.-Когда.окончил морской техникум — учебное заведение, идентичное теперешнему мореходному училищу, и получил звание штурмана, то пошел служить на. учебное парусное судно. Естественно, младшим штурманом. Это была «Вега» го •морЪсодиогй училища. После «Веги», шись до должности помощника капитана, учиться на судоводительский факультет скбго института инженеров водного Ростове ко д ом \ жив- поступііл Ленинград- транспорта. мореходным Позже этот факультет стал Высшим училищем имени адмирала Макарова. В qoiiiiy я, конечно, под парусами не плавал. Слу жил па Северном флоте — на эсминце «Карл Либк- нехт», на сторожевых кораблях. А после победы — снова паруса. Пришел в 1945 году штурманом и за кончил военную службу командиром учебного суд на «Крузенштерн». Это судно плавало тогда под во енно-морским флагом, на нем практиковались кур- ' сайты военно-морских учебных заведений. А сейчас, как видите, по-прежнему на «Крузенштерне», толь ко уже «в штатском»: Разделяет ли ваша семья вашу любовь к мо рю, к парусным судам? Еще бы не разделяла, если жена моя Евфа- лия Николаевна из старого кронштадтского капитан ского рода. Она и не представляет мою деятельность на других судах, кроме парусных. Я некоторое вре мя работал капитаном на дизельном судне, препода вал, но это никому из моих совершенно не прави лось. Когда я перешел на «Крузенштерн.», дома с облегчением вздохнули. Говорят: наконец ты кокал на настоящее судно. * * * Когда «Крузенштерн» под парусами идет в Ат лантике, каждое нз встречных советских судов приветствует его. Потому что редкое из них не име ет в своем экипаже людей, которым Иван Григорье вич Шнейдер смотрел когда-то я мальчишеские гла за и которые получили из его рук путевку в большое плавание. В. СМЕТАННИКОВ. ПОЧТА БУДЕТ! Фото И. Губарева. { j f o r •мы елм - ж П « | # І П .ьег СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ -1К1 «Полярная правда», ТР «Отто Гротеволь», плавба зы «Арктика». ЗАВТРА: РТ-1 44 «Магнитогорск», БМРТ- 134 «Каракумы», СТР-213 «Старобельск». 2 ” ЯНВАРЯ: ПСТ «Кижи», БМРТ 442 «Км- ровск», СРТ-4239, СРТ-р-710 «Балаклава». Редактор А. А. МИРОНОВ. «Рыбный Мурман» Индекс 5565 4 Цена 1 жз. — 2 коп. М у р м а н с к а * областна» гм пограф м » г М у р м а н с к . J ; sk . П 1. ІШ O'HVTJ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz