Рыбный Мурман. 1976 г. Январь.

Р У Б Е Ж И Д Е С Я Т О Й П Я Т И Л Е Т К И МОРЯИБЕРЕГА Обсумдаем проект ЦК НПСС н XXt' съезду партии ..Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы •. Ц е л ь : к в ы с ш е й к а т е г о р и и jHU Ah' ИЗВЕСТНО, в проекте съезду партии определена сятой пятилетки. «Исходя н проекте. ... предусмотреть ЦК КПСС к XXV главная задача де- пз этого, — яали- дальнейшее улуч­ шение качества и ассортимента продукции. Расши­ рять производство новых йидов изделий, отвечаю­ щих современным требованиям. Повысить удель­ ный вес изделий высшей категории качества в об­ щем объеме выпускаемой продукции». Как обстоит дело с качеством рыбных товаров, выпускаемых предприятиями главка «Севрыба», ка­ кие нужно сделать шаги, чтобы еще более поднять качественный показатель работы промысловиков и рыбообработчиков берега'.’ Было бы неправильно говорить, что у нас все бла­ гополучно. От потребителей поступают рекламации па скрытую и открытую пересортицу, нередко ра­ ботники- нашей инспекции вынуждены задерживать партии продукции из-за нарушений тех или иных обязательных требований. Больше всего в 1975 году претензий было к про­ дукции. выпущенной из. мойвы. Причина, на наш взгляд, заключается в том, что на судах пускали сырье на заморозку, не имея четких данных о его жирности, размерном составе, В связи с этим необходимо, на наш взгляд, на тра­ улерах типа БВД’Т оборудовать небольшие лабора­ тории, в которых простым методом можно было бы определить жирность сырья, соленость, влажность продукции. Такая задача по плечу технологу, про­ шедшему соответствующий инструктаж при цент­ ральной лаборатории Мурманского рыбокомбината. Кроме мойвы, инспекцией задерживалась продук­ ция из потрошеной трески, тушки, филе, пользую­ щаяся повышенным спросом. Особенно «отличился» в атом Архангельский траловый флот. Внесли свою ленту, хотя значительно и мешаную, «Мурманрыб- флот» и Мурманский траловый флот. Тушку сегодня в большинстве случаев вырабаты­ вают с применением машин или средств малой меха­ низации. Но ота. техника несовершенна, дообработ- ку приходится производить вручную. А на ото нуж­ но и время, н дополнительные силы, что не всегда удается найти в морских условиях. Путь к улучшению качества подобной продукция может быть одни - - рыбакам нужны совершенные рыбообрабатывающие машины. При этом, конечно, и моряки должны не ослаблять борьбы за честь марки своей продукции. В 1975 году задержано нами, по сравнению с пре­ дыдущим годом, меньше на 602 тысячи условных банок пресервов. Сказалось положительно решение не направлять в море банковую тару с нелакирован­ ными концами. Но до сих пор не снимается вопрос об улучшении условий хранения банкотары и пре­ сервов на судах. Зачастую они находятся в одном трюме с рыбной мукой, проникновение влаги через закрытия способствует коррозии металла. На тран­ спортных рефрижераторах, случается, перед погруз­ кой тары трюмы не зачищаются. Есть нарекания в адрес управления «Мурманрыб- флот», которое в прошлом году наладило выпуск пресервов «Сельдь специального баночного посола» на кораблях типа СРТ-м. Судовые специалисты не наладили надлежащего контроля за изготовлением таких пресервов. В результате были отклонения от стандартов. Имеются нарушения технологии производства продукции на рыбокомбинате. Так. на коптильном заводе в посол направляется одновременно крупная к мелкая треска. Это практикуется и при ее отмачи­ вании. Естественно, продукция по солености выхо­ дит неравномерной, нестандартной. Так, 20 декабря 1975 года при анализе трески горячего копчения соленость ее оказалась а преде­ лах от 1,1 до 4,5 процента при норме 1,5 — 3.0 процента. На консервном заводе не производят промывку банок после закатки. Такие банки попадают в авто­ клав. грязь запекается, п. чтобы отмыть тару, нужны сильнодействующие средства высокий концентра­ ции или же приходится выделять дли этого допол­ нительно рабочих. Важнейшей проблемой, которую необходимо ре­ шать как можно быстрее, является строительство в Мурманске холодильника большой емкости для хранения рыбной продукции. Сейчас рыбокомбинат вынужден часто мороженую продукцию держать под ческие процессы. Забота о море-общее дело Д ЕЛЕГАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ Министерства рыб­ ного хозяйства СССР, занимающихся вопро­ сами предотвращения загрязнения! морской среды, впервые посетила Швецию в сентябре 1973 года. Мы были гостями фирм, разрабатывавших средства для борьбы с загрязнением моря нефтью. Еще тогда мы и наши шведские коллеги были еди­ нодушны в мнении, что нашим странам необходимо объединить усилия по охране Балтийского моря от загрязнения. Нынешний наш визит в Стокгольм был связан с установлением прямых контактов между организа­ циями Минрыбхоза СССР и Швеции, непосредст­ венно занимающимися разработками средств, приме­ няемых для борьбы с загрязнением моря с судов. Программа пребывания советской делегации в Стокгольме, предложенная руководителем отдела агентства по зашите окружающей среды Швеции Пером Фалиной и биологом этого же агентства Ан­ ной фон Харстеи, была насыщенна и разнообразна. Мы сразу же окунулись в работу. ...Концерн «Сален и Викандер» известен далеко за пределами Скандинавии. Судовые установки <Нелтуматик» для очистки и обеззараживания сточ­ ных вод фирма начала производить с 1971 года. Тех­ нический директор концерна Билл Огрел ознакомил нас также с разработками нового судового сепарато­ ра нефтесодержащих вод. Директор Клайпедского отделения института «Гипрорыбфлот» ... головной организации Минрыбхоза СССР по вопросам борьбы с загрязнением моря с судов Борис Федорович Косьяиов заметил, что в СССР такой сепаратор уже создан и прошел стендовые испытания. — Вот уже почти готовое соглашение, - полушу­ тя-полусерьезно говорит шведский инженер Берн Кальберг. — Мы вам — документацию по «Непту- матнку», вы нам ... по сепаратору. Решаем, что при ответном, визите шведских кол­ лег мы окончательно договоримся о сотрудничестве. Ответственный директор по созданию средств борьбы с загрязнением фирмы «Электролюкс» Аке Свансон ознакомил советских специалистов с другим видом установки, предназначенной для обработки судовых сточных вод. Это вакуумная туалетная си­ стема. Последняя ее модификация позволяет судну накапливать, обеззараживать и обезвоживать стоки и камиузные отходы длительное время. Причем по­ лучаемые в результате такой обработки остатки представляют собой почти готовое удобрение. Такая установка нужна судам, находящимся н море по иее кол ьну мее яцс в. Командир береговой охраны Швеции коммодор Роланд Энгдаль тепло встретил нас в своем кабине­ те. Крепкое рукопожатие, лаконичная информация о средствах, применяемых береговой охраной для локализации разливов нефти и очистки от нее мор­ ской поверхности и берега. И здесь мы также нашли полное понимание полезности совместных работ в об- ласти защиты от загрязнения балтийских вод. Пер Фалин и Анна фон Харстен везут нас в лабо­ раторию Института воздуха и воды. Она находится километрах в ста от столицы, в небольшом поселке Студевнк на территории шведского атомного ис­ следовательского центра. Здесь доктор JIapc Лапд- нер познакомил нас с интересной новинкой. Простите меня за аналогию, ■- сказал он, улы­ баясь, —- Как личность преступника можно опреде­ лить по отпечаткам пальцев, оставленным им на бутылке, так способом разработанным нашей лабо­ раторией, можно опознать судно, слившее нефтепро­ дукты в воду, даже спустя много дней после случив­ шегося. Суть метода заключается в следующем. Опреде­ ленные комбинации металлических ' частиц, приго­ товленных из различных сплавов, помещаются в су­ довые тапки, в которых имеется балластная вода, загрязненная нефтеостатками. Если помеченное та­ ким способом судно, покинув порт, начинает в море выкачивать за борт балласт, вместе с нефтесодержа­ щими стоками в воду попадает и «визитная карточ­ ка» в виде металлических частиц. Суда береговой охраны, обнаружив радужное нефтяное пятно, берут пробу и направляют ее в лабораторию. А далее спе­ циальный прибор-анализатор «узнает» комбинацию частиц, а следовательно, судно, в танках которого эта комбинация находилась. Ничего не скажешь против такого метода! Один только психологический фактор неминуемой иденти­ фикации судна-загрязнителя может остудить неко­ торые горячие головы, которые до сих пор смотрят еще на море как на бездонный резервуар для сброса всевозможных отходов. ...Мы прощались с нашими шведскими коллега­ ми, увозя с собой техническую документацию но ин­ тересующим нас вопросам, деловые предложения Фирм и тепло сердец дружелюбного шведского на­ рода. Мы прощались до встречи у нас в стране. В. ШКЛОВСКИЙ, ответственный секретарь ко- врдннационной группы Министерства рыбного хозяйства СССР по предотвращению загрязне- морей и водоемов. открытым, небом. Резкие колебания температу воздуха, различная его влажность не способству сохранению качества. Холодильники нужны и в Архангельске, Мезени, Чупе, куда доставляется продукция для переработ­ ки Сейчас она длительное время находится в мало­ приспособленных емкостях, где температура минус 2 —(і градусов, хуже того — совсем не под крышей. В десятой пятилетке для резкого улучшения каче­ ства продукции, вырабатываемой на судах и бере­ говых предприятиях нашего бассейна, нужно осо­ бенно строго соблюдать действующие стандарты, технические условия, технологические инструкции, не допускать задержки сырца до обработки, изжить случаи нарушения условий транспортировки, хранения про­ дукции. Необходимо совершенство­ вать технологию обработки ры­ бы, механизировать технологи- Гы^обработчики ждут хорошие глазуровочпые машины, станки для выпуска тушки, сортировочные агрегаты; приспособления для ук­ ладки рыбы в противни. Промысловики нуждаются также в точных и надежных весах для работы в мор­ ских условиях. Не меньше проблем и у тружеников рыбоком­ бината. Здесь много ручного труд,.,, особенно на деф- ростации рыбы, посоле, укладке в тару, при форми­ ровании партий продукции. А как известно, прими­ тивность технологического процесса не обеспечи­ вает высокого качества. Назрела необходимость организовать специаль­ ную подготовку рабочих массовых профессий в ГПТУ как для судов, так и для берега. Сейчас уже стало обычным явлением: по выходе в море штат рыбообработчиков на одну треть состоит из нович­ ков, на обучение которых уйдет немало времени. Нужно повысить ответственность непосредствен­ ных исполнителей за качество своего труда. Одной пз мер, способствующих этому, может служить вве­ дение специального ярлыка качества, например, рас- фасовщнка-укладчика. который он должен вклады­ вать в каждый противень с рыбой перед ее замо­ розкой. Ненормальным является положение, когда за ка­ чество продукции ответственность несет только тех­ нологическая служба судна. Судоводители, мастера по добыче, механики-наладчики, рефрижераторные механики, хотя они непосредственно и не заняты рыбообработкой, бывают прямыми или косвенны­ ми виновниками низкого качества продукции. И последнее, о чем мне хотелось бы сказать. Вступая в пятилетку качества и эффективности производства, мы должны видеть перспективу в деле освоения и выпуска новых рыбных товаров, разра­ ботки новой технологии, создания нового технологи­ ческого оборудования. Нужно знать, какое сырье поступит в ближайшем будущем. Если не заботить­ ся об этом, может статься, что большая организаци­ онная работа по качеству окажется не такой эффек­ тивной. как это должно быть, П. РЕУТ, начальник Северной инспекции по качеству рыбы. 7 ] ГОТ I 1 Успехи судостроителей ГДР и Болгарии Б ОЛЬШИХ ТРУДОВЫХ УСПЕХОВ, знаме­ нующих дальнейшее укрепление дружеских экономических связей с Советским Союзом, добились судостроители Германской Демократиче­ ской Республики в 1975 году. На «Народной вер* фи* в Штральзунде советскому заказчику был до­ срочно передан 19 й мощный траулер (на снимке вверху). Никола Манев, Костадин Генов, Марин Максимов - - лучшие рабочие судостроительного завода имени Георгия Димитрова в Варне. С их непосредственным участием сооружается стотысячетониый танкер будущий флагман отечественного нефтеналивного флота. Коллектив верфи соревнуется за досрочное вы­ полнение трѵдовых обязательств, принятых в честь XI съезда БКП. Фото АДН БТА ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz