Рыбный Мурман. 1976 г. Январь.
Р У Б Е Ж И Д Е С Я Т О Й П Я Т И Л Е Т К И МОРЯИБЕРЕГА Обсумдаем проект ЦК НПСС н XXt' съезду партии ..Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы •. Ц е л ь : к в ы с ш е й к а т е г о р и и jHU Ah' ИЗВЕСТНО, в проекте съезду партии определена сятой пятилетки. «Исходя н проекте. ... предусмотреть ЦК КПСС к XXV главная задача де- пз этого, — яали- дальнейшее улуч шение качества и ассортимента продукции. Расши рять производство новых йидов изделий, отвечаю щих современным требованиям. Повысить удель ный вес изделий высшей категории качества в об щем объеме выпускаемой продукции». Как обстоит дело с качеством рыбных товаров, выпускаемых предприятиями главка «Севрыба», ка кие нужно сделать шаги, чтобы еще более поднять качественный показатель работы промысловиков и рыбообработчиков берега'.’ Было бы неправильно говорить, что у нас все бла гополучно. От потребителей поступают рекламации па скрытую и открытую пересортицу, нередко ра ботники- нашей инспекции вынуждены задерживать партии продукции из-за нарушений тех или иных обязательных требований. Больше всего в 1975 году претензий было к про дукции. выпущенной из. мойвы. Причина, на наш взгляд, заключается в том, что на судах пускали сырье на заморозку, не имея четких данных о его жирности, размерном составе, В связи с этим необходимо, на наш взгляд, на тра улерах типа БВД’Т оборудовать небольшие лабора тории, в которых простым методом можно было бы определить жирность сырья, соленость, влажность продукции. Такая задача по плечу технологу, про шедшему соответствующий инструктаж при цент ральной лаборатории Мурманского рыбокомбината. Кроме мойвы, инспекцией задерживалась продук ция из потрошеной трески, тушки, филе, пользую щаяся повышенным спросом. Особенно «отличился» в атом Архангельский траловый флот. Внесли свою ленту, хотя значительно и мешаную, «Мурманрыб- флот» и Мурманский траловый флот. Тушку сегодня в большинстве случаев вырабаты вают с применением машин или средств малой меха низации. Но ота. техника несовершенна, дообработ- ку приходится производить вручную. А на ото нуж но и время, н дополнительные силы, что не всегда удается найти в морских условиях. Путь к улучшению качества подобной продукция может быть одни - - рыбакам нужны совершенные рыбообрабатывающие машины. При этом, конечно, и моряки должны не ослаблять борьбы за честь марки своей продукции. В 1975 году задержано нами, по сравнению с пре дыдущим годом, меньше на 602 тысячи условных банок пресервов. Сказалось положительно решение не направлять в море банковую тару с нелакирован ными концами. Но до сих пор не снимается вопрос об улучшении условий хранения банкотары и пре сервов на судах. Зачастую они находятся в одном трюме с рыбной мукой, проникновение влаги через закрытия способствует коррозии металла. На тран спортных рефрижераторах, случается, перед погруз кой тары трюмы не зачищаются. Есть нарекания в адрес управления «Мурманрыб- флот», которое в прошлом году наладило выпуск пресервов «Сельдь специального баночного посола» на кораблях типа СРТ-м. Судовые специалисты не наладили надлежащего контроля за изготовлением таких пресервов. В результате были отклонения от стандартов. Имеются нарушения технологии производства продукции на рыбокомбинате. Так. на коптильном заводе в посол направляется одновременно крупная к мелкая треска. Это практикуется и при ее отмачи вании. Естественно, продукция по солености выхо дит неравномерной, нестандартной. Так, 20 декабря 1975 года при анализе трески горячего копчения соленость ее оказалась а преде лах от 1,1 до 4,5 процента при норме 1,5 — 3.0 процента. На консервном заводе не производят промывку банок после закатки. Такие банки попадают в авто клав. грязь запекается, п. чтобы отмыть тару, нужны сильнодействующие средства высокий концентра ции или же приходится выделять дли этого допол нительно рабочих. Важнейшей проблемой, которую необходимо ре шать как можно быстрее, является строительство в Мурманске холодильника большой емкости для хранения рыбной продукции. Сейчас рыбокомбинат вынужден часто мороженую продукцию держать под ческие процессы. Забота о море-общее дело Д ЕЛЕГАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ Министерства рыб ного хозяйства СССР, занимающихся вопро сами предотвращения загрязнения! морской среды, впервые посетила Швецию в сентябре 1973 года. Мы были гостями фирм, разрабатывавших средства для борьбы с загрязнением моря нефтью. Еще тогда мы и наши шведские коллеги были еди нодушны в мнении, что нашим странам необходимо объединить усилия по охране Балтийского моря от загрязнения. Нынешний наш визит в Стокгольм был связан с установлением прямых контактов между организа циями Минрыбхоза СССР и Швеции, непосредст венно занимающимися разработками средств, приме няемых для борьбы с загрязнением моря с судов. Программа пребывания советской делегации в Стокгольме, предложенная руководителем отдела агентства по зашите окружающей среды Швеции Пером Фалиной и биологом этого же агентства Ан ной фон Харстеи, была насыщенна и разнообразна. Мы сразу же окунулись в работу. ...Концерн «Сален и Викандер» известен далеко за пределами Скандинавии. Судовые установки <Нелтуматик» для очистки и обеззараживания сточ ных вод фирма начала производить с 1971 года. Тех нический директор концерна Билл Огрел ознакомил нас также с разработками нового судового сепарато ра нефтесодержащих вод. Директор Клайпедского отделения института «Гипрорыбфлот» ... головной организации Минрыбхоза СССР по вопросам борьбы с загрязнением моря с судов Борис Федорович Косьяиов заметил, что в СССР такой сепаратор уже создан и прошел стендовые испытания. — Вот уже почти готовое соглашение, - полушу тя-полусерьезно говорит шведский инженер Берн Кальберг. — Мы вам — документацию по «Непту- матнку», вы нам ... по сепаратору. Решаем, что при ответном, визите шведских кол лег мы окончательно договоримся о сотрудничестве. Ответственный директор по созданию средств борьбы с загрязнением фирмы «Электролюкс» Аке Свансон ознакомил советских специалистов с другим видом установки, предназначенной для обработки судовых сточных вод. Это вакуумная туалетная си стема. Последняя ее модификация позволяет судну накапливать, обеззараживать и обезвоживать стоки и камиузные отходы длительное время. Причем по лучаемые в результате такой обработки остатки представляют собой почти готовое удобрение. Такая установка нужна судам, находящимся н море по иее кол ьну мее яцс в. Командир береговой охраны Швеции коммодор Роланд Энгдаль тепло встретил нас в своем кабине те. Крепкое рукопожатие, лаконичная информация о средствах, применяемых береговой охраной для локализации разливов нефти и очистки от нее мор ской поверхности и берега. И здесь мы также нашли полное понимание полезности совместных работ в об- ласти защиты от загрязнения балтийских вод. Пер Фалин и Анна фон Харстен везут нас в лабо раторию Института воздуха и воды. Она находится километрах в ста от столицы, в небольшом поселке Студевнк на территории шведского атомного ис следовательского центра. Здесь доктор JIapc Лапд- нер познакомил нас с интересной новинкой. Простите меня за аналогию, ■- сказал он, улы баясь, —- Как личность преступника можно опреде лить по отпечаткам пальцев, оставленным им на бутылке, так способом разработанным нашей лабо раторией, можно опознать судно, слившее нефтепро дукты в воду, даже спустя много дней после случив шегося. Суть метода заключается в следующем. Опреде ленные комбинации металлических ' частиц, приго товленных из различных сплавов, помещаются в су довые тапки, в которых имеется балластная вода, загрязненная нефтеостатками. Если помеченное та ким способом судно, покинув порт, начинает в море выкачивать за борт балласт, вместе с нефтесодержа щими стоками в воду попадает и «визитная карточ ка» в виде металлических частиц. Суда береговой охраны, обнаружив радужное нефтяное пятно, берут пробу и направляют ее в лабораторию. А далее спе циальный прибор-анализатор «узнает» комбинацию частиц, а следовательно, судно, в танках которого эта комбинация находилась. Ничего не скажешь против такого метода! Один только психологический фактор неминуемой иденти фикации судна-загрязнителя может остудить неко торые горячие головы, которые до сих пор смотрят еще на море как на бездонный резервуар для сброса всевозможных отходов. ...Мы прощались с нашими шведскими коллега ми, увозя с собой техническую документацию но ин тересующим нас вопросам, деловые предложения Фирм и тепло сердец дружелюбного шведского на рода. Мы прощались до встречи у нас в стране. В. ШКЛОВСКИЙ, ответственный секретарь ко- врдннационной группы Министерства рыбного хозяйства СССР по предотвращению загрязне- морей и водоемов. открытым, небом. Резкие колебания температу воздуха, различная его влажность не способству сохранению качества. Холодильники нужны и в Архангельске, Мезени, Чупе, куда доставляется продукция для переработ ки Сейчас она длительное время находится в мало приспособленных емкостях, где температура минус 2 —(і градусов, хуже того — совсем не под крышей. В десятой пятилетке для резкого улучшения каче ства продукции, вырабатываемой на судах и бере говых предприятиях нашего бассейна, нужно осо бенно строго соблюдать действующие стандарты, технические условия, технологические инструкции, не допускать задержки сырца до обработки, изжить случаи нарушения условий транспортировки, хранения про дукции. Необходимо совершенство вать технологию обработки ры бы, механизировать технологи- Гы^обработчики ждут хорошие глазуровочпые машины, станки для выпуска тушки, сортировочные агрегаты; приспособления для ук ладки рыбы в противни. Промысловики нуждаются также в точных и надежных весах для работы в мор ских условиях. Не меньше проблем и у тружеников рыбоком бината. Здесь много ручного труд,.,, особенно на деф- ростации рыбы, посоле, укладке в тару, при форми ровании партий продукции. А как известно, прими тивность технологического процесса не обеспечи вает высокого качества. Назрела необходимость организовать специаль ную подготовку рабочих массовых профессий в ГПТУ как для судов, так и для берега. Сейчас уже стало обычным явлением: по выходе в море штат рыбообработчиков на одну треть состоит из нович ков, на обучение которых уйдет немало времени. Нужно повысить ответственность непосредствен ных исполнителей за качество своего труда. Одной пз мер, способствующих этому, может служить вве дение специального ярлыка качества, например, рас- фасовщнка-укладчика. который он должен вклады вать в каждый противень с рыбой перед ее замо розкой. Ненормальным является положение, когда за ка чество продукции ответственность несет только тех нологическая служба судна. Судоводители, мастера по добыче, механики-наладчики, рефрижераторные механики, хотя они непосредственно и не заняты рыбообработкой, бывают прямыми или косвенны ми виновниками низкого качества продукции. И последнее, о чем мне хотелось бы сказать. Вступая в пятилетку качества и эффективности производства, мы должны видеть перспективу в деле освоения и выпуска новых рыбных товаров, разра ботки новой технологии, создания нового технологи ческого оборудования. Нужно знать, какое сырье поступит в ближайшем будущем. Если не заботить ся об этом, может статься, что большая организаци онная работа по качеству окажется не такой эффек тивной. как это должно быть, П. РЕУТ, начальник Северной инспекции по качеству рыбы. 7 ] ГОТ I 1 Успехи судостроителей ГДР и Болгарии Б ОЛЬШИХ ТРУДОВЫХ УСПЕХОВ, знаме нующих дальнейшее укрепление дружеских экономических связей с Советским Союзом, добились судостроители Германской Демократиче ской Республики в 1975 году. На «Народной вер* фи* в Штральзунде советскому заказчику был до срочно передан 19 й мощный траулер (на снимке вверху). Никола Манев, Костадин Генов, Марин Максимов - - лучшие рабочие судостроительного завода имени Георгия Димитрова в Варне. С их непосредственным участием сооружается стотысячетониый танкер будущий флагман отечественного нефтеналивного флота. Коллектив верфи соревнуется за досрочное вы полнение трѵдовых обязательств, принятых в честь XI съезда БКП. Фото АДН БТА ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz