Рыбный Мурман. 1976 г. Сентябрь.

НАСТАВНИЧЕСТВО—ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. В, И. Ленин. Партия высоко ценит ка дРы, верит в их творческие возможности, заботливо растит и воспитываетих. Из Отчета ЦК КПСС XXV съезду КПСС. Д в а д ц а т ь л е т т р у д и т с я н а р ы б о к о м б н н а т е - В а л е н - т и н а К о н с т а н т и н о в н а С у т я г и н а . Е е и м я — н а з а ­ в о д с к о й Д о с к е п о ч е т а . П е р е д о в а я р а б о т н и ц а и з в е с т ­ н а н а к о п т и л ь н о м з а в о д е № 2 и к а к н а с т а в н и к м о л о ­ д е ж и . М н о г и е н о в и ч к и с е е п о м о щ ь ю о с в о и л и с п е ц и ­ а л ь н о с т ь р ы б о о б р а б о т ч и к о в . Ф о т о В . Г а р и н а . О л е г П л ю щ — у ч а с т н и к в с т р е ч и з а к р у г л ы м с т о ­ л о м в п а р т к о м е т р а л о в о г о ф л о т а . М о л о д о й м о р я к н е д а в н о п р и н я т в ч л е н ы К П С С . Р е к о м е н д а ц и ю е м у д а л и н а с т а в н и к м о л о д е ж и Г . Н . Б е с к и щ е н к о , б о ц ­ м а н Р . С . Г и л ь м а н ш и н и п е р в ы й п о м о щ н и к к а п и т а ­ н а И . И . Д о л г и й . З н а ю т о н н е г о к а к а к т и в н о г о ч л е н а э к и п а ж а , к в а ­ л и ф и ц и р о в а н н о г о м а т р о с а . В о о б щ е - т о П л ю щ р е ф м а - ш и н и с т , в р е й с п о ш е л м а т р о с о м д о б р о в о л ь н о и б л а ­ г о д а р я н а с т а в н и к а м п о л у ч и л в т о р у ю п р о ф е с с и ю . Б о л ь ш у ю р а б о т у п р о в о д и л к а к ч л е н н а р о д н о г о к о н т ­ р о л я . В м е с т е с к о м м у н и с т о м Г и л ь м а н ш и н ы м и д р у ­ г и м и ч л е н а м и г р у п п ы н а р о д н о г о к о н т р о л я е ж е ­ д н е в н о п р о в е р я л и к а ч е с т в о р ы б н о й п р о д у к ц и и , з а ­ м о р о з к у , в е с б р и к е т о в . В в е д е н и и О л е г а б ы л а и с у ­ д о в а я б и б л и о т е к а . О н с л е д и л з а с в о е в р е м е н н о с т ь ю с д а ч и и с о х р а н н о с т ь ю к н и г . Г о т о в и т с я м о л о д о й м о ­ р я к к п о с т у п л е н и ю в в ы с ш е е м о р е х о д н о е у ч и л и щ е . И в э т о м т о ж е е м у п о м о г у т с т а р ш и е т о в а р и щ и - н а ­ с т а в н и к и . Н А С Н И М К Е : О . В . П л ю щ . Ф о т о Н . Т о м а щ у к а . Р Ы Б М А С Т Е Р Г р и г о р и й Н и к о л а е в и ч Б е с к и ­ щ е н к о и м а т р о с ы В л а д и м и р М а р т ы н е н к о , В и к т о р М о и с е е в , Ю р и й Н а з а р е н к о , р ы б м а * с т е р Г е о р г и й М и х а й л о в и ч Ж и в о т о в с к и й и м а т р о с щ В л а д и м и р Д е р и н г и А л е к с е й Л ы с ы х , т е х н о л о г Б о р и с А л е к с е е в и ч Ш п и л е в с к и й и м а т р о с ы О л е г П л ю щ й А л е к с а н д р П о с я к о в , к а п и т а н - д и р е к т о р А л е к с а н д р Г е р а с и м о в и ч Т р ю х а н с т р е т ь и м и ч е т в е р т ы м ш т у р ­ м а н а м и П а в л о м Д и к о в ы м и Н и к о л а е м А л ь х о в и к о м г - э т о н а с т а в н и к и и и х п о д ш е ф н ы е м о л о д ы е м о р я к и $ П П Р « Г е й з е р » . О н и с о б р а л и с ь в п а р т к о м е т р а л о - б о г о ф л о т а !за к р у г л ы м с т о л о м , ч т о б ы п о д е л и т ь с я о п ы т о м о р г а н и з а ц и и э т о г о в а ж н е й ш е г о участка в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т ы . О том, как зарождалось наставничество на ППР «Гейзер» рассказал первый помощник капитана И. И. Долгий. •— Партийная организация корабля, — сказал он, — рекомендовала опытным морякам, командирам производства взять на себя наставничество над мо­ лодыми моряками, которых им и рекомендовали. Наставники приняли обязательства по трудовому и общественному воспитанию подшефных. В них предусмотрены конкретные пункты о том, какую помощь нужно оказать для быстрейшего овладения профессией, в учебе. Наставники, постоянно обща­ ясь с молодыми моряками, были в курсе всех сто­ рон их жизни, когда надо, подсказывали, советова­ ли. II, конечно, действовали личным примером. — Осуществлять наставничество в полной мере, — продолжает тов. Долгий, — мешает текучесть кадров. Очень важно, чтобы наставники и их подо­ печные оставались на судах вместе в течение не­ скольких рейсов. М АТРОС-НОВИЧОК на рыболовном корабле всегда нуждается в наставнике. Это извест­ но по многолетнему опыту. Даже сегодня, гіотя в последние годы вновь поступающие на флот проходят предварительную подготовку на учебном судне. Оправдал себя инстйтут специалистов-наставни- ков. Расскажу о практике технологов-наставников управления «Мурманрыбфлот». Главная наша забота — научить людей правиль­ но обрабатывать рыбу любых пород при выпуске продукции широкого ассортимента. Причем макси­ мум улова должен пойти на пищевые цели, а про­ дукция — получить высокую качественную оценку, не иметь рекламаций. На плечах наставников, образ­ но говоря, и внедрение комплексной системы управ­ ления качеством, борьба за Знак качества пред­ приятия. Очень помогло в решении этих задач создание бригад по распространению передового опыта. От­ дел главного технолога провел на судах соревнова­ ние на звание лучшего рыбообработчика, затем из победителей конкурса укомплектовал три бригады и П омощъ Капитан-директор А. Г. Трюхан: — Я взял на себя обязательство осуществлять наставничество над третьим помощником капитана П . В . Диковым и четвертым помощником капитана Н . Ф . Альховиком. Оказывая постоянное внимание & влияние на трудовую деятельность и общественную жизнь подшефных, я стараюсь избегать мелкой опе­ ки, предпочитаю хороший совет, как лучше органи­ зовать работу, а в беседах глубже вникать в их нуж­ ды, заботы. Так, мною оказана практическая помощь Дикову и Альховику в получении ими знаний и прак­ тических навыков соответственно второго и треть­ его помощников капитанов. Дикову помогал гото­ виться к поступлению в высшее мореходное учи­ лище. -- Третий помощник капитана П. В. Диков: — Бывает, на некоторых судах капитаны все во­ просы по судовождению и промыслу решают само­ стоятельно, а штурманский состав оказывается пас­ сивным исполнителем воли одного человека. Наш наставник создает на мостике очень спокойную об­ становку, никогда не допускает окриков по отноше­ нию к штурманам. Но совет его приходит всегда во­ время. Опыт работы на промысловых судах у наше­ го капитана большой, советы всегда дельные, и они не исключают самостоятельных решений штурманов. — Мы знаем, что капитан заботится о нашем ро­ сте как профессиональном, так и общем, беседы на- направил их в районы промысла. Такое коллектив­ ное наставничество помогло многим рыбообработчи­ кам повысить свою квалификацию, что, несомненно, отразилось на качестве выпускаемой рыбопродук­ ции. Кстати, экипажам БМРТ «Муромск», «Канда­ лакша», «Невьянск», «Новокуйбышевск» и «Пина- горий» вручены свидетельства о присвоении про­ дукции, изготовленной на этих кораблях, Знака ка­ чества предприятия. Что самое важное в работе наставников? На мой взгляд,, воспитательная работа среди молодых спе­ циалистов. Совет мастеров при отделе главного тех­ нолога не раз рассматривал вопрос о наставничестве, и на этих заседаниях такой вопрос стоял. В конце прошлого года совет утвердил 52 наставника по об­ работке рыбы (из числа специалистов, имеющих стаж работы на судах не менее десяти лет). Н а с т а в н и к и н е т о л ь к о у ч а т м а т р о с о в п е р е д о в ы м п р и е м а м о б р а б о т к и р ы б ы , н о и б о р ю т с я з а с о б л ю д е ­ н и е п р о и з в о д с т в е н н о й и т р у д о в о й д и с ц и п л и н ы , п р е т в о р я ю т в ж и з н ь р е к о м е н д а ц и и ф л о т с к о г о с о в е ­ та н а с т а в н и к о в . М о л о д ы м с п е ц и а л и с т а м и и х н а с т а в ­ н и к а м д а е т с я з а д а н и е н а р е й с , п о т о м п о д в о д я т е й ста рши х щ и п р о х о д я т в д р у ж е с к о й о б с т а н о в к е , н о а в т о р » - t č t к а п и т а н а о т э т о г о т о л ь к о п о в ы ш а е т с я и е г о е д и ­ н о н а ч а л и е н е с т р а д а е т , — о т в е ч а е т т о в . Д и к о в н а в о п р о с : а н е п е р е х о д я т л и т а к и е д р у ж е с к и е о т н о ш е ­ н и я в п а н и б р а т с т в о ? Р ы б м а с т е р Г . Н . Б е с к и щ е н к о : •— З а б о т о й я вниманием к своим подопечным я ста­ р а л с я с первых дней рейса быстрее ввести их в ритм работы и жизни коллектива, учил передовым при­ емам труда, оказывал всяческую помощь в работе я учебе в заочной школе моряков. Старался вникать во все вопросы их повседневной жизни. Важно, что­ бы молодой моряк с первых дней своего пребывании на судне почувствовал заботу о себе, внимание, тогда и его работа и участие его в общественной жизни коллектива будут давать больше отдачи. Матрос Владимир Мартыненко: — В траловый флот я пришел после службы и Советской Армии. Многое было непонятно, не хвя- тало трудовых навыков. Чувствовалась резкая сме­ на обстановки, вживаться в которую было трудно. Вот в этом деле очень важна роль наставников. Если ты чувствуешь не только требовательность началь­ ников, но и их постоянное внимание к себе, заботу йо всем: труде, учебе, повседневной жизни — все становится живее, интереснее, не так чувствуется оторванность от дома, родных, близких... П о п р о с ь б е р е д а к ц и и б е с е д у з а п и с а л п е р в ы й п о м о щ н и к к а п и т а н а И . И . Д О Л Г И И . итоги выполнения его. От этого зависит допуск вы­ пускника учебного заведения к самостоятельной ра­ боте. В борьбе за высокое качество продукции большую роль сыграла учеба матросов-филейщиков. Теперь к работе на машинах допускаются только специали­ сты этого профиля, имеющие специальные удосто­ верения. Филейщики не только знают технику, но и могут помочь в ремонте и наладке ее. Наставник должен знать и экономику. Его подо­ печные нередко задают вопросы, на которые требу­ ют четкого ответа. Это и о стоимости разных видов продукции, и о наиболее рациональном использова­ нии сырца, и о зарплате. Приведу такой пример. Флоту дано задание: заготовлять обезглавленную скумбрию и ставриду для доставки рыбокомбинату, изготовляющему копчености. И тут возникло злопо­ лучное «но»: изменили технические условия, разбив рыбу на три группы. Разбить-то разбили, а цен по группам ни для реализации продукции, ни для опла­ ты экипажам не установили. Что может сказать на­ ставник по этому поводу, если его спросят рыбака? В о п р о с о н а с т а в н и ч е с т в е н е п р о с т . Е с т ь еще в а т о м д е л е н е м а л о н е р е ш е н н ы х п р о б л е м . Н о ж и з н ? > п о д с к а з ы в а е т : н а п р а в л е н и е м ы в з я л и в е р н о е . И ч е м а к т и в н е е н а с т а в н и к , т е м л у ч ш е р е з у л ь т а т ы у ч е б ы и т р у д а . И. ДУДКА, технолог-наставник управления «Мурманрыбфлот», На пр а в л е ни е - в е рно е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz