Рыбный Мурман. 1976 г. Сентябрь.

Х Р А Н И Т Ь РЫБАЦКИЕ Т Р А Д И Ц И И ! Андрей Иосифович Стрельбнцкий, Федор Михайлович Михов, Степан Дмитриевич Копытов, Павел Ильич Баев... Имена этих лю­ дей, как н других вете­ ранов рыбной промыш­ ленности, хорошо изве­ стны за пределами Се­ верного бассейна. Они всю свою жизнь посвятили морю, ры­ бацкому труду. Они сами многое сделали для развития рыбного хозяйства на Севере. Но не только этим измеряется их личныіі вклад в общее дело. Главная их заслуга со­ стоит в том, что они были прежде всего умелыми и заботли­ выми воспитателями молодых рыбаков. Именно об этом свиде­ тельствуют мысли о воспитании молодежи, высказанные и напи­ санные ими при жиз­ ни, которые публику­ ются на этой странице нашей газеты. С. Д. Копытов А. И. Стрельбицний „ НУ ЖНЫ люди БОЛЬШОГО СЕРДЦА" ... 3 ‘ IВ УЧАТ ЖИВЫЕ голоса ветеранов тралового промысла, голоса людей, которые с молодых лет избрали нелегкую и благородную про­ фессию моряка, безраздельно связали свою жизнь с морем, с рыбными промыслами Мурмана. Молодое поколение мурманчан должно знать име­ на людей, чьи плечи приняли на себя тяжесть пер­ вых лет организации советского тралового промыс­ ла — капитанов тт. Леонтьева, Богданова, Новожи­ лова, Хохлина, Демидова. Михова, Копытова, Сам- кова, Шуньгина, братьев Егоровых и Кононовых, тралмейстеров Шамалуева, Махнлева, Амосова и многих других. ...Большая роль принадлежит капитану в форми- -роваиии мировоззрения моряка, заблуждаются иные капитаны судов, полагая, что воспитательная -работа - - это не их сфера, а задача их первых по­ мощников. Огромное воспитательное значение имеет личный авторитет капитана, его облик, его поведение в тру­ де. в общественной и личной жизни. Подчас сложно и ірудно складывается судьба че­ ловека на флоте и как важно вовремя помочь ему. Идет речь о методах воспитания — в сочетании чуткости и высокой требовательности, о влиянии коллектива на взгляды моряков, на их поведение. Нет надобности доказывать, сколь это нужный и важный разговор. Ведь реальность наших, устрем­ ленных в коммунизм планов — это живые люди, их коммунистическая сознательность, их моральный облик, их отношение к общественному долгу. Большие и сложные задачи должны решить ра­ ботники рыбной промышленности Мурманского бассейна. Ведется активное завоевание у океана все новых и новых промысловых пространств, все шире внед­ ряется новая техника, наращивается мощность бере­ говых предприятий: Но одно только техническое совершенствование флота, расширение береговых предприятий не m o- г . г дать больших результатов, если не повышать мастерство и не развивать всесторонне моральные качества моряков рыбопромыслового флота. Ведь »д любом участке производства успех дела, в пер­ вую очередь, решают не машины, а живые люди. Для больших дел нам нужны люди большого сердца, люди с коммунистическим отношением к ‘1'Р.улу, с высоким уровнем технических знаний, с широким культурным кругозором, люди дисципли­ нированные и выносливые, чуткие и принципиаль­ ные. Воспитательная работа на судах рыбопромысло­ вого флота — это сложный, кропотливый, требую­ щий большого напряжения и терпения труд, это жи­ вое, творческое дело. «ДОРОЖИТЬ ЧЕСТЬЮ МОРЯКА» Б ОЛЬШИЕ изменения произошли з количе­ ственном н качественном росте флота, в его технической оснащенности, выросли его лю­ ди. Мы, зачинатели советского промысла, в свое вре­ мя не могли и мечтать о таком расцвете флота. Неудача... Я в свое время не мог спокойно пере­ носить это слово. Ведь «удачи» и «неудачи» в про­ мысловом деле зависят от всего коллектива корабля и, в первую очередь, от его руководителей. Не было и нет «счастливых» н «несчастливых» траулеров, есть умелые и неумелые люди, командующие суда­ ми, работающие на них. Одни выводят свои кораб­ ли в передовые, другие намного отстают от своих товарищей. Так было в наше время, на заре трало­ вого флота, так остается и теперь. В настоящее время учебные заведения выпуска­ ют из своих стен специалистов морского дела, тео­ ретически более подготовленных, чем в наше вре­ мя. Этого требует сама жизнь. Следовательно, мо­ лодой человек, окончивший мореходное училище, прошедший соответствующую практику и назначен­ ный на командную должность, может и должен с честыо выполнять свои обязанности и выводить свой корабль в число передовых. Мне много пришлось плавать и работать вместе с Федором Егоровичем Шамалуевым. Он был един­ ственным в то время русским специалистом на Се­ вере, который отлично знал составные части тра­ лов, их вязку, починку, и обучил этому делу десят­ ки тралмейстеров, штурманов и капитанов. В деле обучения мастеров по добыче искусству чинки и вязки тралов Федор Егорович Шамалуев имеет большие заслуги. Первый русский мастер по добыче умер в 1957 году. Ему было 67 лет. Его знали сотни моряков н курсанты мореходных учи­ лищ, где он перед уходом на пенсию преподавал траловое дело. Шамалуев сконструировал немало тралов, многими из них успешно работали промыс* ловики. Он связал сотни маленьких моделей, на ко­ торых учились штурманы, курсанты мореходных училищ. Этот человек отдал флоту 40 лет жизни. Я считаю, что имя Федора Егоровича Шамалуева обязательно должно быть присвоено одному из про­ мысловых судов. Это было бы хорошим памятником первому русскому траловому мастеру. Дорожите честыо моряка! Эти слова с давних вре­ мен звучат для моряков как призыв к честному вы­ полнению долга морской службы, призыв всегда быть дисциплинированным, исполнительным, яв­ лять пример отличного поведения как при исполне­ нии служебных обязанностей, так и во время, сво­ бодное от исполнения этих обязанностей. В особен­ ности это относится к молодым, начинающим свой трудовой путь морякам. Вам. молодые моряки, от­ крыты широкие дороги. Однако есть еще среди молодежи такие, которые порочат честь моряка, не дорожат тем, что они имеют. Почему-то считается традицией на берегу как следует выпить. Я, как старый ветеран флота, говорю вам: такоіі традиции не было и не должно быть. С какоіі болыо я смотрю иногда на моряка, который идет по улице небрежно одетый, с фураж­ кой набекрень, нз-под которой торчат давно не стриженные вихры. Такие разговаривают между собоіі, приправляя каждое слово руганью. А кан бывает тяжело видеть моряка на берегу, ког£', хмель сбивает его с ног, а рядом с этим «морским; волком» лежит фуражка с эмблемой моряка. Недо­ стойно звания советского моряка напиваться, дебо­ ширить. Ведь в вашем распоряжении сейчас боль­ шой Дворец культуры, клубы, театр. Цените это! От имени ветеранов флота я обращаюсь к моло­ дежи промысловых флотов, к ее передовому отряду — командному составу: принимайте трудовую вах­ ту от стариков, укрепляйте трудовую дисциплину, всеми силами боритесь против пережитков, кото» рые позорят честь моряка. Моряк должен быте культурным, дисциплинированным, подтянутым. Дорожите честью моряка! Ф. М. Михов «Всю жизнь учиться!» Р АНЬШЕ, до Октября, чтобы получить бедня­ ку образование, надо было иметь много на­ стойчивости, много перенести лишений, учиться с перерывами. Домашние ждут от тебя по­ мощи, а ты с учебоіі являешься лншиим ртом и тя­ нешься к тому же горшку с ложкой. Много хороших и талантливых ребят ушли из школы, не окончив образования. Родители посыла­ ли на заработки, и они шли. Помощи ждать было неоткуда. Летами приходилось плавать поварами на парус­ никах, терпеть побои, лишения, нести непосильный труд. Зиму — перебиваться кое-как и все-таки учиться и учиться. Теперь не то: ученику дают жилье, стипендию, на которую могут существовать даже семейные. Ни на какие другие работы не отвлекают, знай только — учись, добывай себе знания. А учиться надо. Много надо учиться и в школе, и вне школы. Жизнь идет вперед большими шагами. Кто успо­ коился только на школьном образовании, тот от­ стал. Надо все время, всю жизнь учиться, чтобы не от­ ставать и идти в ногу с темпами. Без знаний мы ничто, а со знаниями — сила и мощь Советского Союза. Старшее поколение моряков Мурманского трало­ вого флота знало Александра Александровича Его­ рова не только как опытного капитана-промыслови- ка, но и как командира-воспитателя. , а Среди нынешнего поколения тралфлотовцев нема­ ло воспитанников А . А. Егорова, также ставши:: наставниками молодых моряков. „Нашей стене Н АШЕЙ МОЛОДЕЖИ, нашей смене многое да­ но, а кому многое дано, с того многое и спрашивается. Как начинали свой трудовой путь я и мои сверстники, такие капитаны, как Па- »ел Петрович Корехов, Андрей Яковлевич Макла­ ков? Мы не имели возможности учиться. Девяти ^іет я уже ходил в море зуйком, как тогда называли «малолеток-рыбаков. Обязанностей у зуйка было много — нужно было запасать дрова, готовить для рыбаков парусной елы еду, кипятить чай, приводить в порядок рыболов­ ные яруса. Много тяжелых работ выполняли маль­ чики. К восемнадцати-то годам мы уже были настоя­ щими моряками, повидавшими море, познавшими тяжелый рыбацкий труд. Но мы любили его, умели уважать старших и ценить их советы. А сейчас в восемнадцать лет юноши только при­ ходят на море. Сколько есть у нас еще горе-моря­ ков, которые не огляделись как следует, показалось трудно здесь — бегут искать, где легче, й пачнна- П. И. Баев многое дано“ ют метаться с одного судна на другое, непродуман­ но теряя время. Они не успевают ничему научиться, не вникают в суть дела. И хочется сказать тогда та­ кому юнцу: «Что же ты ищешь, что сделал ты сам, когда же ты начнешь работать?». Совершенно недопустимо, когда молодые моряки пренебрежительно относятся к понятию — честь промысловика тралового флота. Каждый молодой моряк должен знать лучшие традиции этого флота. А в наших традициях — самоотверженный труд, любовь и уважение к нему, умение хорошо рабо­ тать, а когда есть необходимость, грудью встать на защиту своей Родины. В годы Великой Отечественной войны многие промысловики флота показали образцы беспример­ ного мужества в боевых сражениях, не менее само­ отверженным и героическим был труд моряков, ко­ торые вели промысел, ежеминутно подвергаясь опасности. С судоверфи ушел на фронт комсомолец Анатолий Бредов. Именем этого героя Отечествен­ ной воііны назван траулер. Какая большая честь ра­ ботать на этом корабле! Я помню, в тридцатых годах поступил в траловый флот матросом юноша Александр Шабалин. Потом он учился в ШУКСе и получил диплом штурмана малого плавания. В годы Великой Отечественной войны Шабалин защищал священные рубежи на­ шей Родины, будучи командиром торпедного кате­ ра. Моряки его бесстрашно уничтожали вражеские корабли и самолеты. Смелый, отважный командир этого катера дважды удостоен звания Героя Совет­ ского Союза. Много талантливых командиров вос­ питал траловый флот. И экипажи не раз показыва­ ли образцы массового героизма. Те, кто был в боевых сражениях, могли гордить­ ся своими друзьями на трудовом фронте. Они тоже не уронили чести советского моряка. Я помню, как, выбирая тралы, наполненные рыбой, матросы посто­ янно следили, не появится ли откуда враг. Часто приходилось рыбообработчикам, стоявшим у рыбо­ разделочного стола, оставлять работу и занимать боевые посты у орудий. Ничто не могло сломить их. они помнили, что такое честь моряка, и борьба нее не прекращалась, а, наоборот, становилась с и л ё Ѵ нее. Хорошо говорит русская пословица: <Честь свою носи, да не изнашивай».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz