Рыбный Мурман. 1976 г. Сентябрь.
Х Р А Н И Т Ь РЫБАЦКИЕ Т Р А Д И Ц И И ! Андрей Иосифович Стрельбнцкий, Федор Михайлович Михов, Степан Дмитриевич Копытов, Павел Ильич Баев... Имена этих лю дей, как н других вете ранов рыбной промыш ленности, хорошо изве стны за пределами Се верного бассейна. Они всю свою жизнь посвятили морю, ры бацкому труду. Они сами многое сделали для развития рыбного хозяйства на Севере. Но не только этим измеряется их личныіі вклад в общее дело. Главная их заслуга со стоит в том, что они были прежде всего умелыми и заботли выми воспитателями молодых рыбаков. Именно об этом свиде тельствуют мысли о воспитании молодежи, высказанные и напи санные ими при жиз ни, которые публику ются на этой странице нашей газеты. С. Д. Копытов А. И. Стрельбицний „ НУ ЖНЫ люди БОЛЬШОГО СЕРДЦА" ... 3 ‘ IВ УЧАТ ЖИВЫЕ голоса ветеранов тралового промысла, голоса людей, которые с молодых лет избрали нелегкую и благородную про фессию моряка, безраздельно связали свою жизнь с морем, с рыбными промыслами Мурмана. Молодое поколение мурманчан должно знать име на людей, чьи плечи приняли на себя тяжесть пер вых лет организации советского тралового промыс ла — капитанов тт. Леонтьева, Богданова, Новожи лова, Хохлина, Демидова. Михова, Копытова, Сам- кова, Шуньгина, братьев Егоровых и Кононовых, тралмейстеров Шамалуева, Махнлева, Амосова и многих других. ...Большая роль принадлежит капитану в форми- -роваиии мировоззрения моряка, заблуждаются иные капитаны судов, полагая, что воспитательная -работа - - это не их сфера, а задача их первых по мощников. Огромное воспитательное значение имеет личный авторитет капитана, его облик, его поведение в тру де. в общественной и личной жизни. Подчас сложно и ірудно складывается судьба че ловека на флоте и как важно вовремя помочь ему. Идет речь о методах воспитания — в сочетании чуткости и высокой требовательности, о влиянии коллектива на взгляды моряков, на их поведение. Нет надобности доказывать, сколь это нужный и важный разговор. Ведь реальность наших, устрем ленных в коммунизм планов — это живые люди, их коммунистическая сознательность, их моральный облик, их отношение к общественному долгу. Большие и сложные задачи должны решить ра ботники рыбной промышленности Мурманского бассейна. Ведется активное завоевание у океана все новых и новых промысловых пространств, все шире внед ряется новая техника, наращивается мощность бере говых предприятий: Но одно только техническое совершенствование флота, расширение береговых предприятий не m o- г . г дать больших результатов, если не повышать мастерство и не развивать всесторонне моральные качества моряков рыбопромыслового флота. Ведь »д любом участке производства успех дела, в пер вую очередь, решают не машины, а живые люди. Для больших дел нам нужны люди большого сердца, люди с коммунистическим отношением к ‘1'Р.улу, с высоким уровнем технических знаний, с широким культурным кругозором, люди дисципли нированные и выносливые, чуткие и принципиаль ные. Воспитательная работа на судах рыбопромысло вого флота — это сложный, кропотливый, требую щий большого напряжения и терпения труд, это жи вое, творческое дело. «ДОРОЖИТЬ ЧЕСТЬЮ МОРЯКА» Б ОЛЬШИЕ изменения произошли з количе ственном н качественном росте флота, в его технической оснащенности, выросли его лю ди. Мы, зачинатели советского промысла, в свое вре мя не могли и мечтать о таком расцвете флота. Неудача... Я в свое время не мог спокойно пере носить это слово. Ведь «удачи» и «неудачи» в про мысловом деле зависят от всего коллектива корабля и, в первую очередь, от его руководителей. Не было и нет «счастливых» н «несчастливых» траулеров, есть умелые и неумелые люди, командующие суда ми, работающие на них. Одни выводят свои кораб ли в передовые, другие намного отстают от своих товарищей. Так было в наше время, на заре трало вого флота, так остается и теперь. В настоящее время учебные заведения выпуска ют из своих стен специалистов морского дела, тео ретически более подготовленных, чем в наше вре мя. Этого требует сама жизнь. Следовательно, мо лодой человек, окончивший мореходное училище, прошедший соответствующую практику и назначен ный на командную должность, может и должен с честыо выполнять свои обязанности и выводить свой корабль в число передовых. Мне много пришлось плавать и работать вместе с Федором Егоровичем Шамалуевым. Он был един ственным в то время русским специалистом на Се вере, который отлично знал составные части тра лов, их вязку, починку, и обучил этому делу десят ки тралмейстеров, штурманов и капитанов. В деле обучения мастеров по добыче искусству чинки и вязки тралов Федор Егорович Шамалуев имеет большие заслуги. Первый русский мастер по добыче умер в 1957 году. Ему было 67 лет. Его знали сотни моряков н курсанты мореходных учи лищ, где он перед уходом на пенсию преподавал траловое дело. Шамалуев сконструировал немало тралов, многими из них успешно работали промыс* ловики. Он связал сотни маленьких моделей, на ко торых учились штурманы, курсанты мореходных училищ. Этот человек отдал флоту 40 лет жизни. Я считаю, что имя Федора Егоровича Шамалуева обязательно должно быть присвоено одному из про мысловых судов. Это было бы хорошим памятником первому русскому траловому мастеру. Дорожите честыо моряка! Эти слова с давних вре мен звучат для моряков как призыв к честному вы полнению долга морской службы, призыв всегда быть дисциплинированным, исполнительным, яв лять пример отличного поведения как при исполне нии служебных обязанностей, так и во время, сво бодное от исполнения этих обязанностей. В особен ности это относится к молодым, начинающим свой трудовой путь морякам. Вам. молодые моряки, от крыты широкие дороги. Однако есть еще среди молодежи такие, которые порочат честь моряка, не дорожат тем, что они имеют. Почему-то считается традицией на берегу как следует выпить. Я, как старый ветеран флота, говорю вам: такоіі традиции не было и не должно быть. С какоіі болыо я смотрю иногда на моряка, который идет по улице небрежно одетый, с фураж кой набекрень, нз-под которой торчат давно не стриженные вихры. Такие разговаривают между собоіі, приправляя каждое слово руганью. А кан бывает тяжело видеть моряка на берегу, ког£', хмель сбивает его с ног, а рядом с этим «морским; волком» лежит фуражка с эмблемой моряка. Недо стойно звания советского моряка напиваться, дебо ширить. Ведь в вашем распоряжении сейчас боль шой Дворец культуры, клубы, театр. Цените это! От имени ветеранов флота я обращаюсь к моло дежи промысловых флотов, к ее передовому отряду — командному составу: принимайте трудовую вах ту от стариков, укрепляйте трудовую дисциплину, всеми силами боритесь против пережитков, кото» рые позорят честь моряка. Моряк должен быте культурным, дисциплинированным, подтянутым. Дорожите честью моряка! Ф. М. Михов «Всю жизнь учиться!» Р АНЬШЕ, до Октября, чтобы получить бедня ку образование, надо было иметь много на стойчивости, много перенести лишений, учиться с перерывами. Домашние ждут от тебя по мощи, а ты с учебоіі являешься лншиим ртом и тя нешься к тому же горшку с ложкой. Много хороших и талантливых ребят ушли из школы, не окончив образования. Родители посыла ли на заработки, и они шли. Помощи ждать было неоткуда. Летами приходилось плавать поварами на парус никах, терпеть побои, лишения, нести непосильный труд. Зиму — перебиваться кое-как и все-таки учиться и учиться. Теперь не то: ученику дают жилье, стипендию, на которую могут существовать даже семейные. Ни на какие другие работы не отвлекают, знай только — учись, добывай себе знания. А учиться надо. Много надо учиться и в школе, и вне школы. Жизнь идет вперед большими шагами. Кто успо коился только на школьном образовании, тот от стал. Надо все время, всю жизнь учиться, чтобы не от ставать и идти в ногу с темпами. Без знаний мы ничто, а со знаниями — сила и мощь Советского Союза. Старшее поколение моряков Мурманского трало вого флота знало Александра Александровича Его рова не только как опытного капитана-промыслови- ка, но и как командира-воспитателя. , а Среди нынешнего поколения тралфлотовцев нема ло воспитанников А . А. Егорова, также ставши:: наставниками молодых моряков. „Нашей стене Н АШЕЙ МОЛОДЕЖИ, нашей смене многое да но, а кому многое дано, с того многое и спрашивается. Как начинали свой трудовой путь я и мои сверстники, такие капитаны, как Па- »ел Петрович Корехов, Андрей Яковлевич Макла ков? Мы не имели возможности учиться. Девяти ^іет я уже ходил в море зуйком, как тогда называли «малолеток-рыбаков. Обязанностей у зуйка было много — нужно было запасать дрова, готовить для рыбаков парусной елы еду, кипятить чай, приводить в порядок рыболов ные яруса. Много тяжелых работ выполняли маль чики. К восемнадцати-то годам мы уже были настоя щими моряками, повидавшими море, познавшими тяжелый рыбацкий труд. Но мы любили его, умели уважать старших и ценить их советы. А сейчас в восемнадцать лет юноши только при ходят на море. Сколько есть у нас еще горе-моря ков, которые не огляделись как следует, показалось трудно здесь — бегут искать, где легче, й пачнна- П. И. Баев многое дано“ ют метаться с одного судна на другое, непродуман но теряя время. Они не успевают ничему научиться, не вникают в суть дела. И хочется сказать тогда та кому юнцу: «Что же ты ищешь, что сделал ты сам, когда же ты начнешь работать?». Совершенно недопустимо, когда молодые моряки пренебрежительно относятся к понятию — честь промысловика тралового флота. Каждый молодой моряк должен знать лучшие традиции этого флота. А в наших традициях — самоотверженный труд, любовь и уважение к нему, умение хорошо рабо тать, а когда есть необходимость, грудью встать на защиту своей Родины. В годы Великой Отечественной войны многие промысловики флота показали образцы беспример ного мужества в боевых сражениях, не менее само отверженным и героическим был труд моряков, ко торые вели промысел, ежеминутно подвергаясь опасности. С судоверфи ушел на фронт комсомолец Анатолий Бредов. Именем этого героя Отечествен ной воііны назван траулер. Какая большая честь ра ботать на этом корабле! Я помню, в тридцатых годах поступил в траловый флот матросом юноша Александр Шабалин. Потом он учился в ШУКСе и получил диплом штурмана малого плавания. В годы Великой Отечественной войны Шабалин защищал священные рубежи на шей Родины, будучи командиром торпедного кате ра. Моряки его бесстрашно уничтожали вражеские корабли и самолеты. Смелый, отважный командир этого катера дважды удостоен звания Героя Совет ского Союза. Много талантливых командиров вос питал траловый флот. И экипажи не раз показыва ли образцы массового героизма. Те, кто был в боевых сражениях, могли гордить ся своими друзьями на трудовом фронте. Они тоже не уронили чести советского моряка. Я помню, как, выбирая тралы, наполненные рыбой, матросы посто янно следили, не появится ли откуда враг. Часто приходилось рыбообработчикам, стоявшим у рыбо разделочного стола, оставлять работу и занимать боевые посты у орудий. Ничто не могло сломить их. они помнили, что такое честь моряка, и борьба нее не прекращалась, а, наоборот, становилась с и л ё Ѵ нее. Хорошо говорит русская пословица: <Честь свою носи, да не изнашивай».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz