Рыбный Мурман. 1976 г. Сентябрь.
УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ ЗА СЧЕТ ТЕХНИЧЕСКИХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЙ Э КИПАЖ ПЛАВБАЗЫ «АРКТИКА» одним из первых начал работать по новой системе. Почему выбор пал на этот коллектив? Проводимые с 1973 года смотры- конкурсы по улучшению качества выпускаемой продукции помогли привлечь внимание экипажа к этому вопросу. В ор ганизационно-технических планах плавбазы вопросам качест ва всегда уделялось самое пристальное внимание. С командным составом производственной службы и с ма- тросами-рыбообработчиками проводились занятия по изуче нию технологии производства рыбопродукции различного ассортимента, требований ГОСТа, технических условий. Во всех мероприятиях ощущается заинтересованность командного состава судна. Инициатором многих начинании, проводимых на корабле, стал капитан-директор плавбазы Ш. Р. Сойкис. Хорошее знание технологии производства рыб ной продукции, технологического оборудования и научной организации труда помогает ему найти наиболее эффектив ное решение вопроса. Капитан-директор сумел наііти и помощников в деле создания на судне передовой организации тру да. Среди них главный механик А. А. Павлов, его преемник В. С. Денисов, старший механик-налад чик технологического оборудования В. И. Алиев. Все они творчески подходят к решению поставлен ных задач, внося значительный вклад в организа цию труда на плавбазе. Например, старший механик-наладчик техноло гического оборудования В. И. Алиев занимается модернизацией технологического оборудования, ме ханизацией и автоматизацией ручных операций. В частности, он считает, что можно обойтись без ры- бопосольных агрегатов. Для этого необходимо ис пользовать принцип вибролотка: рыба и соль посту пают в вибролоток. При вибрации рыба и соль пе ремешиваются, продвигаясь по лотку для загрузки 8 бочки. Перспектива у этой идеи заманчивая: пре дельно упрощается технологическая линия посола, -исключаются простои из-за поломок рыбопосоль- Ѵ;#х агрегатов. Много времени отдал Алиев осуще ствлению другой идеи — автоматизировать подпрес- совку рыбы в банках перед закаткой.' В настоящее время приспособление для автоматической подпрес- совки рыбы с одновременной очисткой отбуртовки банок от соли находится в стадии доводки и дора ботки. Наряду с улучшением организации труда боль шое внимание на плавбазе «Арктика» уделяется ак тивизации социалистического соревнования, тща тельному и своевременному подведению его итогов. Я социалистическом соревновании между сменами службы рыбообработки за декаду и за месяц основ ным показателем является качество выпускаемой продукция. В борьбе за качество участвуют общественные организации и активисты судна. Народный контроль регулярно проводит рейды качества. Большую по мощь оказывают и постоянно действующие на ры- Оофабрике комсомольские посты качества. Каждый случай брака тщательно анализируется на совеща ниях командного состава судна, на партийных, ком сомольских и профсоюзных собраниях, принимают ся конкретные меры к ликвидации причин, ведущих к выпуску нестандартной продукции. Но особое внимание при внедрении комплексной системы управления качеством выпускаемой продук ции на плавбазе уделялось техническим усовершен ствованиям, позволяющим постоянно сокращать ко личество брака. ВИБРАТОР СОЛИ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИНИИ ПРОИЗВОДСТВА СОЛЕНОГО ПОЛУФАБРИКАТА Технологическая линия производства полуфабри ката на плавбазе «Арктика» находится на шельтер- дечной палубе у носовых подпалубных охлаждае мых бункеров (правый и левый борта). Рыбопо- сольные агрегаты установлены на фундаменты, сов- л.ещенные с осевой линией металлических сетча- . ь і х транспортеров охлаждаемых бункеров. Проектом предусмотрена система подачи соли гіа РПА, в которую входят: вертикальный солеподъем- ник ковшового типа для подъема соли па носовую тамбучину: продольный ленточный транспортер на палубе тамбучины с последующим разветвлением на два транспортера подачи соли на правый и ле- • 'uai борт плавбазы. • " Транспортеры оканчиваются окнами на палубе тамбучины. Окна по отношению к РГІА смещены к осевой линии судна. Участок подачи соли с транс портера через окно на РПА не предусмотрен. В су довую секцию НОТ поступило несколько предложе ний по механизации операции загрузки соли в ба- •оабан. Лучшим было признано предложение стар- его механика-наладчика В. И. Алиева. Он предло жил установить наклонный вибролоток подачи соли чт транспортера в барабан РПА. Преимущество вибролотка в том, что он прост в изготовлении, не прихотлив в эксплуатации, исключает образование солевых пробок, обеспечивает дозировку подачи со ли в барабан РПА. Привод вибролотка от электро двигателя (1000 об/мин) пропущен через двухряд ную клиноременную передачу на шкив. Шкив наса жен на эксцентриковый вал. Эксцентриситет вала — 10 мм, частота колебаний в минуту — 200. Электродвигатель установлен на металлической , площадке, которая приварена к подволоку тамбучи ны. Эксцентриковый вал со шкивом вращается в обоймах с шарикоподшипниками. Одна пара обойм приварена к подволоку тамбучины, вторая — жест ко прикреплена к корпусу лотка. Противоположный конец лотка установлен на трапециевидном кронштейне. К днищу лотка при варены две металлические, слегка изогнутые пла стины. Пластины опираются на перекладину крон штейна, что позволяет лотку скользить взад-вперед. Вибролоток изготовлен из листового железа, ем- ' кость его — 150 кг соли. Передняя стенка лотка оборудована приспособлением для регулировки по дачи соли в барабан. ПОДАЧА СОЛИ НА УТИЛИЗАЦИЮ Рыба, направляемая на утилизацию, при запол нении емкости, где она накапливается, слеживается и уже не поступает самотеком в горловину люка. В таких случаях приходится вручную пробивать тол щу слежавшейся рыбы. Капитан-директор плавбазы Ш. Р. Сойкис и главный механик А. А. Павлов предложили изменить способ подачи рыбы ііа транс портер загрузки бункера рыбомучной установки. Через горловину люка шельтердечной палубы пропускается шнек диаметром 200 мм, длиной 4000 мм. Шнек ставится наклонно по отношению к сетчатому транспортеру. Просвет горловины люка закрывается металлической пластиной, приваренной к палубе и трубе шнека. Надпалубная часть трубы шнека срезается заподлицо с палубой. Открытая часть шнека выступает над палубой на 5 0 0— 550 мм. ЕШЕНИЯ XXV СЪЕЗДА К П С С -В ЖИЗНЬ! девиз соревнования : ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВ Верхняя часть вала вращается во втулке с под шипником. Втулка опирается на стойку из уголков, приваренных к палубе. Выступающая над палубой часть вала шнека ограждается металлическим прут ком. Нижняя часть вала вращается в опорном под шипнике. Приводом служит электродвигатель и ре дуктор. В нижней части трубы шнека вырезано ок но, через которое рыба поступает на транспортер. Виток оставлен только на выступающей над па лубой части вала. Дальше по всей длшіе вала виток срезан. Выступающая над палубой часть вала с вит ком захватывает рыбу и проталкивает в трубу шне ка. Дальше она устремляется самотеком и через ок- йо в нижней части трубы поступает на транспортер загрузки бункера РМУ. Виток, выступающий над палубой, служит для регулировки подачи рыбы. Вращаясь с постоянной, скоростью, шнек пропуска ет определенное количество рыбы. При переработке мойвы и сайки трубу шнека требуется дополнительно оборудовать шибером. Опыт работы показал, что при шнеке диаметром более 250 мм достигается больший эффект. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭТАЖЕРКИ ПРЕСЕРВНОЙ ЛИНИИ Па рейс при частичной специализации плавбазы было произведено пресервов различного ассорти мента более 812 тысяч физических банок. Такой выработки пресервов не добивалась ни одна плав база управления. На плавбазе были демонтированы отстойники пресервов перед закаткой. На высвободившееся место перенесена этажерка пресервной линии. Она переоборудована на двухстороннее размещение рабо чих мест по укладке рыбы_в банки. Транспортер подачи банок на закатку оставлен на прежнем месте. При одностороннем размещении рабочих мест укладки рыбы в банки транспортер отвечал своему назначению. При двухстороннем размещении рабочих мест транспортер снижал про изводительность труда. Укладчик рыбы в банки, стоящий с противоположной стороны этажерки, по сылает наполненную банку на транспортер через укладчика, стоящего со стороны транспортера. Вы ход из создавшегося положения предложили капи тан-директор и главный механик плавбазы. И зменена схема движения цепных силовых транс портеров этажерки пресервной линии. Необходимо было связать воедино в одной этажерке транспор тер подачи наполненных банок на закатку, транспор тер подачи ёмкостей со взвешенной рыбой, возврат пустых емкостей на взвешивание, а также транс портер подачи пресервных банок с расфасованными Специями на укладку. Т Е Х Н И Ч Е С К О Г О Ш 1.LU11 І и М Я Е Д И М T j j j f " * * Переоборудование этажерки пресервной линии было произведено следующим образом. Нижний ай* тономный транспортер служит для подачи ' налол* ненных пресервных банок на закатку. Вдоль транс*, портера на расстоянии 1200 мм от этажерки раз мещено гидроподпрессовывающее устройство. На расстоянии 2400 мм от этажерки установлен зака точный станок-полуавтомат. К транспортеру при» мыкает поперечный транспортер подачи наполнен ных пресервных банок на закатку, его длина 2800 мм. Вдоль транспортера установлены еще два закаточных станка. Средний транспортер этажерки служит для воз врата пустых емкостей к весам и подачи емкостей со взвешенной рыбой на укладку. Верхний транспортер служит для подачи пр<^ сервных банок со специями. Верхний и средний транспортеры связаны цепной передачей, привод у них общий. Размеры этажерки пресервной линии: длина — 7200 мм, высота — 1700 мм от уровня палубных решеток. Количество рабочих мест по укладке в банки — 11. МЕХАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА И ОБРЕЗКИ ДОНЬЕВ ЗАЛИВНЫХ БОЧЕК При производстве соленой рыбопродукции в 5 0 - литровых и 120-литровых бочках производитель ность труда зависит от укладки рыбы и укупорки. От частых укупорок ломаются донья бочек. Ремон том и подготовкой съемных доньев по диаметру за нимается старший бондарь. Эта операция произве» дится вручную, производительность— 15—20 доньев в час. Такая производительность на подгонке донь ев не обеспечивает и 15 процентов их суточной по требности. Старший бондарь плавбазы С. М. Шилов разра ботал эффективное приспособление для обрезнй доньев на дисковой пиле. Ремонт доньев с применением механизации со стоит из четырех основных и двух вспомогательных операций. 1 Сортировка доньев. Целые детали дна раскла дываются на четыре стопки: детали, размером *'юль- ше половины дна; третки, т. е. средняя часть дна без косяков; косяки больших размеров; косяки ма* лых размеров. 2. Сборка доньев из деталей (при необходимости производится подрезка на дисковой пиле). 3. Сшивка доньев (детали дна сколачиваются бондарными шпильками). 4. Калибровка доньев с обновлением фасок и под резкой. 5. Сверление шкантовых отверстий (при необхо димости). 6. При наличии трафаретов на дне донья пропу скаются через строгальный станок. Такая технология ремонта деньев с применением малой механизации увеличивает производитель ность труда на 3 0—40 процентов и улучшает каче ство ремонта. При посоле рыбы бочки откупориваются заблаго временно, за несколько дней до их затарни. Донья складываются в отдельные бочки. В Атлантике воз дух насыщен влагой. Сухие донья разбухают, уве личиваются в диаметре. Через несколько дней 50 процентов доньев увеличиваются в диаметре от 3 до 7 мм, а 15—-20 процентов — на 10 мм. Для умень шения диаметра приходится производить обрезку фасон. При применении дисковой пилы и приспособле ния для обрезки достигается высокое качество об работки и повышение производительности труда. Для 50-литровых бочек обрабатывается 8 0— 100 доньев в час, а для 120-литровых — 6 0—70 донь ев. При этом сохраняется заводская обработка фа сок дна с заданным углом. А. ЗИМОВЕЙСКОВ, начальник лаборато рии НОТ управления «Севрыбхолодфлоті», Р. ЖИВИЦА, старший инженер, А. ЛОБА НОВ, старший инженер. в В районе лова. Фото С. Петрова-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz