Рыбный Мурман. 1976 г. Сентябрь.
С ОСТОЯЛОСЬ РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДА НИЕ президиума базового комитета профсо юза тралового флота по вопросу укрепления трудовой дисциплины. На заседании присутствова ли капитаны и первые помощники капитанов, пред седатели судовых комитетов, руководители служб и отделов и... нарушители дисциплины. Выступаю* іцие сурово осудили тех, кто нерадивым отношением к своим обязанностям, недостойным поведением в рейсе и на берегу позорит звание тралфлотовца. Передо вшой личное дело бывшего матроса БМРТ-402 Владимира Арабинского. Бывшего поте шу, что с сентября с. г. он «уволен за систематиче ское нарушение трудовой дисциплины по статье 33 пункт III КЗОТ РСФСР». Давайте вместе с вами перелистаем дело бывшего тралфлотовца. Автобио графия, Год рождения 1950-й. Член ВЛКСМ с 1934-го. Закончил среднюю школу. Служил в рядах Советской Армии. Заявление о приеме на работу во флот датировано апрелем 1974 г. Поначалу никаких претензий к Владимиру со стороны судовой администрации, товарищей не У К Р Е П Л Я Т Ь ДИСЦИПЛИНУ ! было. Дисциплинированный, дело свое знает, реко мендован для работы на судах загранплавання. А потом покатился молодой моряк, что называется, под уклон. Объяснительная от 13 мая с. г.: «Нахо дился вчера на работе в нетрезвом состоянии в свя зи с тем, что выпил по случаю дня рождения това рища. Арабинский». Пьянствовал он и без случая, а вылив, не выходил вовремя на вахту, прогуливал. С Владимиром беседовали, стыдили, увещевали — он не внял ни доброму совету, ни предостережению: нарушал Устав на пару с приятелем матросом В. Пугачевым. 31 августа 1976 г. коммунисты БМРТ-402 на партийном собрании обсудили недостойное поведе ние В. Арабинского и В. Пугачева. Выступившие капитан-директор А. П, Дьячков, первый помощник капитана А. Н. Бондарь, старший мастер добычи Ф .Н. Рязанов, старший механик Г. В. Бѵршнев от- течали, что эти матросы уже неоднократно наруша ло! трудовую дисциплину, появлялись на работе в нетрезвом состоянии, за что имеют выговоры, не явились на заседание судового комитета. Собрание постановило ходатайствовать перед администраци ей флота об увольнении В. Арабинского и В. Пуга чева. Коммунисты решили также раз в два месяца заслушивать отчеты командиров производственных участков о состоянии трудовой и производственной дисциплины. Базовый комитет профсоюза тралфлота удовлет ворил просьбу членов экипажа БМРТ-402. В. Ара- бмнский и В. Пугачев — двое из 16 тралфлотовцев, уволенных в сентябре по статье 33 п у н к т ы III н IV КЗОТ РСФСР. Г. ОЛЬГИНА. ' ОГАТЫИ УРОЖАИ выращен на полях Ку- станайской области — главной житницы Ка захстана. Особое внимание уделяется здесь сортам сильной пшеницы, поле которой —- 3,5 миллиона гектаров. На снимке: обмолот валков пшеницы в ордена Ленина совхозе «Краснопресненский». С ЕГОДНЯ — День работника леса. Майдан —■ заповедный уголок Карпат. На 70 тысячах гектаров раскинулись его неприкосновенные угодья. На снимке: директор госохотохозяйства Майдан О. В. Корчинский (слева) и лесничий Коростовского лесничества Л. Г. Башняк. (Фотохроника ТАСС). « М А Ш И Н А В Р Е М Е Н И » К ОГДА В ГОРОД ПРИХОДИТ НОЧЬ и зами рают станки в цехах предприятий, потреб ность в энергии резко падает. II местным электростанциям, несмотря на огромные потери, приходится отправлять ее избыток за тысячи кило метров — туда, где в разгаре рабочий день. А завт- . ра в часы «пик» эти же электростанции будут едва справляться с нагрузкой. Вот если бы научиться передавать энергию не только на расстояния, но it во времени. Иными словами, «законсервировать» ее в каком-то виде, чтобы в нужный момент бросить «в прорыв». Проблема эта волнует не только энергетиков, но и создателей многих машин. Взять, например, экска ватор: ему нужен максимум мощности лишь при за полнении и подъеме ковша, а на других режимах его двигатель работает чуть ли не вхолостую. Поче му бы не накапливать создаваемую им при этом энергию, чтобы потом «включить» в работу? В по исках решения подобных задач ученые и конструк торы сегодня все чаще обращают свои взоры к та кому устройству, как маховик. В РАЩАЮЩЕЕСЯ МАССИВНОЕ КОЛЕСО выступало в роли аккумулятора механиче ской энергии еще на древних гончарных станках. Всем хорошо знакомо и его приборное во площение — гироскоп. Но до тех пор, пока крупные маховики отливали из стали и чугуна, их примене ние в «большой.» технике было крайне ограничен ным. Чтобы маховик при допустимых габаритах мог запасти большое количество энергии, его надо было бы раскручивать до высоких скоростей. А здесь уже центробежные силы грозили разрушить все устрой ство. Иное дело — современные супермаховики. Их обод навивают из волокон, нитей или лент, изготов ленных из таких материалов, как пружинная сталь, кварц, графит. Отсюда — высокая прочность в со четании с минимальным весом. Более того, чтобы уменьшить потери на трение, маховики помещают в вакуум и устанавливают па магнитной подвеске. В итоге лучшие из таких устройств «накапливают» до 40 тысяч кнлограммо-метров на каждый килограмм собственной массы и с одной раскрутки могут вра щаться несколько дней. А это сразу открывает ши рокие возможности для применения их в самых раз личных областях техники. А ВТОТРАНСПОРТ. Одно из многообещающих применений супермаховиков — в качестве двигателя автомобиля: по данным универси тета имени Дж. Гопкинса (США), в перспективе они смогут с одноіі раскрутки обеспечить пробег до 180 километров при, средней скорости 90 километров в час. Такой «гнромобііль» не будет загрязнять воз дух. Но и перед электромобилем у него есть важные преимущества — высокая приемистость, короткие сроки зарядки, большая долговечность. Маховик может дать большие выгоды и в роли «помощника» обычного двигателя автомобиля: при торможении он будет запасать энергию, чтобы от дать ее при разгоне, на подъемах. По данным фир мы «Локхид», такой гибридный силовой агрегат по зволит городскому автотранспорту примерно вдвое сократить расходы горючего и уменьшить выбросы вредных продуктов сгорания более чем в 10 раз. Р ЕЛЬСОВЫЙ ТРАНСПОРТ. Частые торможе ния и разгоны осложняют работу всех средств городского транспорта. Но особенно велики потери энергии на наиболее скоростном из них — метрополитене. Исследования показывают, что наиболее разумный путь снижения этих потерь — применение супермахойнкоз. Идея здесь все та же: сохранить для разгонов энергию, освобождаю щуюся при торможениях. Опыт эксплуатации экспе риментального метропоезда <Эдванс Коисепг- в Нью-Йорке показал, что таким образом можно эко номить до 30 процентов электроэнергии. З АВОДСКОЙ ТРАНСПОРТ. Замкнутая терри тория и короткие расстояния от места подза рядки — казалось бы, все это поззоляет ог раничиться применением на предприятиях электро- аккумѵляторных тележек (электрокаров). Но и здесь у маховичных тележек есть преимущество — для них не требуется сложное аккумуляторное хо зяйство. Кроме того, маховичные силовые агрегаты очень долговечны и ими можно приводить в движе ние весьма тяжелые и мощные транспортные сред ства. Наконец, маховичные тележки незаменимы во взрывоопасных цехах, на рудниках с повышенной угрозой пожаров. З ЕМЛЕРОЙНЫЕ МАШИНЫ. Как и у экскава торов, рабочий цикл у скреперов, бульдозе ров и у ряда других землеройных машин не равномерен по загрузке двигателя. Применение ак кумулятора-маховика позволяет установить на ма шину двигатель средней мощности и использовать его на оптимальном режиме, а «пиковые» нагрузки покрывать за счет запасенной энергии. Так, напри мер, благодаря маховику фирма «Вестингауз» на своем экскаваторе с емкостью козша 80 кубометру смогла ограничиться двигателем мощностью 6 ты сяч киловатт вместо обычных 15 тысяч. Э НЕРГОСНАБЖЕНИЕ. Маховики и сейчас применяются в аварийных устройствах, га рантирующих бесперебойное питание элект роэнергией станции радио- и телевещания, освети тельных систем, вычислительных машин. Маховичные аккумуляторы могут быть исполь зованы и в энергосистемах большой мощности. В частности, недавно американские ученые разработа ли проект электростанции с махозичной системой, позволяющей запасти в расчете на часы «пик» до 20 мегаватт энергии в час. Эту задачу должен вы полнять супермаховик несом 200 тонн диаметром 5 метров и рабочеіі скоростью вращения 3500 оборо тов в минуту. Согласно расчетам, затраты на такую систему будут значительно меньше, чем при гндро- аккумулировании. К тому же будут сохранены зем ли. затопляемые при создании достаточно крупного аккумулирующего водохранилища. ВНАЦІІЯ» Высокая удельная мощность су- пермаховнков позволяет с успехом использо вать их на летательных аппаратах для облег чения взлета и набора высоты. А бесшумность ра боты решает проблему старта непосредственно й черте города. Недавно фирма «Локхид.» 'разработана спасательный вертолет с маховиком, взлетающий в 5 раз быстрее обычного. Для этого маховик рас кручивается на земле электромотором до 28 тысяч оборотов в минуту, после чего запасенной энергии Хватает на 9 взлетев. Маховики с массой в несколь ко десятков килограммов применяются в США и для осуществления экстренного взлета легких са молетов, Р УЧНОЙ ИНСТРУМЕНТ, іі электрические, и пневматические двигатели в процессе рабо ты оказывают давление па поддерживающие устройства, стремясь повернуть их в сторону, поэ- тивсиоложную направлению вращения. Это хорошо известно всем, кто хоть раз пользовался драимо или гайковертом, В условиях же невесомости или на плаву такой ручной инструмент становится просто опасным — вместо сверла или ганки он может «закрутить» самого оператора. Маховик же практи чески не обладает такими недостатками. . * * * К а к видно из п р и в е д е н н о г о о б з о *. РА, маховик в роли двигателя или аккуму лятора энергии может с успехом использо ваться для решения самых разнообразных задач. На наш взгляд, проблема маховичных аккумуляторов энергии заслуживает того, чтобы ее решение взял под контроль Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике. Н. ГУЛИА, заведующий кафедрой Курского политехнического института. Зам. редактора П, А. БЫСТРОУМОВ. ПРИГЛАШАЕТ Д В О Р ЕЦ КУЛЬТУРЫ им. С. М. КИРОВА 19 сентября — встреча со следователем тов. Петровым, который расскажет о трудной и сложной профессии следователя. Беседа сопровождается ки нофильмом «Сотрудник уголовного розыска». Начало в 14 часов. Встреча проводится в лекционном зале. * * * 21 сентября — лекция: «Международное положе на г СССР», кинофильмы «Мир социализма», «Ино странная кинохроника». Начало в 19 часов. Лекционный зал. А fij**»4S»ic лт - т и # |# і і і СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-308 «Мичуринск», РТ-215 «Котлас», плавбазы «Аркти ка». ЗАВТРА: РТ-286 «Гурзуф», РТ-185 «Веха», СРТ-4224, СРТ-р-705, СРТ-р-709. 21 СЕНТЯБРЯ: РТ 273 «Смоленск», ТР «Демь ян Коротченко», танкера «Грозный», ТХС-168 «Чу котка» . Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель ре дактора, ответственный секретарь — 70-89, литера турные сотрудники — 63-96 и 70-45. Вызов с го родских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96, 7-70 45. «Рыбный Мурман» Индекс 55 6 54 . Цена 1 экз. — 2 кон. Мурманская областная типография, г. Мурманск. !эк. 5295. ПН-02785.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz