Рыбный Мурман. 1976 г. Сентябрь.

С ОСТОЯЛОСЬ РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДА­ НИЕ президиума базового комитета профсо­ юза тралового флота по вопросу укрепления трудовой дисциплины. На заседании присутствова­ ли капитаны и первые помощники капитанов, пред­ седатели судовых комитетов, руководители служб и отделов и... нарушители дисциплины. Выступаю* іцие сурово осудили тех, кто нерадивым отношением к своим обязанностям, недостойным поведением в рейсе и на берегу позорит звание тралфлотовца. Передо вшой личное дело бывшего матроса БМРТ-402 Владимира Арабинского. Бывшего поте­ шу, что с сентября с. г. он «уволен за систематиче­ ское нарушение трудовой дисциплины по статье 33 пункт III КЗОТ РСФСР». Давайте вместе с вами перелистаем дело бывшего тралфлотовца. Автобио­ графия, Год рождения 1950-й. Член ВЛКСМ с 1934-го. Закончил среднюю школу. Служил в рядах Советской Армии. Заявление о приеме на работу во флот датировано апрелем 1974 г. Поначалу никаких претензий к Владимиру со стороны судовой администрации, товарищей не У К Р Е П Л Я Т Ь ДИСЦИПЛИНУ ! было. Дисциплинированный, дело свое знает, реко­ мендован для работы на судах загранплавання. А потом покатился молодой моряк, что называется, под уклон. Объяснительная от 13 мая с. г.: «Нахо­ дился вчера на работе в нетрезвом состоянии в свя­ зи с тем, что выпил по случаю дня рождения това­ рища. Арабинский». Пьянствовал он и без случая, а вылив, не выходил вовремя на вахту, прогуливал. С Владимиром беседовали, стыдили, увещевали — он не внял ни доброму совету, ни предостережению: нарушал Устав на пару с приятелем матросом В. Пугачевым. 31 августа 1976 г. коммунисты БМРТ-402 на партийном собрании обсудили недостойное поведе­ ние В. Арабинского и В. Пугачева. Выступившие капитан-директор А. П, Дьячков, первый помощник капитана А. Н. Бондарь, старший мастер добычи Ф .Н. Рязанов, старший механик Г. В. Бѵршнев от- течали, что эти матросы уже неоднократно наруша­ ло! трудовую дисциплину, появлялись на работе в нетрезвом состоянии, за что имеют выговоры, не явились на заседание судового комитета. Собрание постановило ходатайствовать перед администраци­ ей флота об увольнении В. Арабинского и В. Пуга­ чева. Коммунисты решили также раз в два месяца заслушивать отчеты командиров производственных участков о состоянии трудовой и производственной дисциплины. Базовый комитет профсоюза тралфлота удовлет­ ворил просьбу членов экипажа БМРТ-402. В. Ара- бмнский и В. Пугачев — двое из 16 тралфлотовцев, уволенных в сентябре по статье 33 п у н к т ы III н IV КЗОТ РСФСР. Г. ОЛЬГИНА. ' ОГАТЫИ УРОЖАИ выращен на полях Ку- станайской области — главной житницы Ка­ захстана. Особое внимание уделяется здесь сортам сильной пшеницы, поле которой —- 3,5 миллиона гектаров. На снимке: обмолот валков пшеницы в ордена Ленина совхозе «Краснопресненский». С ЕГОДНЯ — День работника леса. Майдан —■ заповедный уголок Карпат. На 70 тысячах гектаров раскинулись его неприкосновенные угодья. На снимке: директор госохотохозяйства Майдан О. В. Корчинский (слева) и лесничий Коростовского лесничества Л. Г. Башняк. (Фотохроника ТАСС). « М А Ш И Н А В Р Е М Е Н И » К ОГДА В ГОРОД ПРИХОДИТ НОЧЬ и зами­ рают станки в цехах предприятий, потреб­ ность в энергии резко падает. II местным электростанциям, несмотря на огромные потери, приходится отправлять ее избыток за тысячи кило­ метров — туда, где в разгаре рабочий день. А завт- . ра в часы «пик» эти же электростанции будут едва справляться с нагрузкой. Вот если бы научиться передавать энергию не только на расстояния, но it во времени. Иными словами, «законсервировать» ее в каком-то виде, чтобы в нужный момент бросить «в прорыв». Проблема эта волнует не только энергетиков, но и создателей многих машин. Взять, например, экска­ ватор: ему нужен максимум мощности лишь при за­ полнении и подъеме ковша, а на других режимах его двигатель работает чуть ли не вхолостую. Поче­ му бы не накапливать создаваемую им при этом энергию, чтобы потом «включить» в работу? В по­ исках решения подобных задач ученые и конструк­ торы сегодня все чаще обращают свои взоры к та­ кому устройству, как маховик. В РАЩАЮЩЕЕСЯ МАССИВНОЕ КОЛЕСО выступало в роли аккумулятора механиче­ ской энергии еще на древних гончарных станках. Всем хорошо знакомо и его приборное во­ площение — гироскоп. Но до тех пор, пока крупные маховики отливали из стали и чугуна, их примене­ ние в «большой.» технике было крайне ограничен­ ным. Чтобы маховик при допустимых габаритах мог запасти большое количество энергии, его надо было бы раскручивать до высоких скоростей. А здесь уже центробежные силы грозили разрушить все устрой­ ство. Иное дело — современные супермаховики. Их обод навивают из волокон, нитей или лент, изготов­ ленных из таких материалов, как пружинная сталь, кварц, графит. Отсюда — высокая прочность в со­ четании с минимальным весом. Более того, чтобы уменьшить потери на трение, маховики помещают в вакуум и устанавливают па магнитной подвеске. В итоге лучшие из таких устройств «накапливают» до 40 тысяч кнлограммо-метров на каждый килограмм собственной массы и с одной раскрутки могут вра­ щаться несколько дней. А это сразу открывает ши­ рокие возможности для применения их в самых раз­ личных областях техники. А ВТОТРАНСПОРТ. Одно из многообещающих применений супермаховиков — в качестве двигателя автомобиля: по данным универси­ тета имени Дж. Гопкинса (США), в перспективе они смогут с одноіі раскрутки обеспечить пробег до 180 километров при, средней скорости 90 километров в час. Такой «гнромобііль» не будет загрязнять воз­ дух. Но и перед электромобилем у него есть важные преимущества — высокая приемистость, короткие сроки зарядки, большая долговечность. Маховик может дать большие выгоды и в роли «помощника» обычного двигателя автомобиля: при торможении он будет запасать энергию, чтобы от­ дать ее при разгоне, на подъемах. По данным фир­ мы «Локхид», такой гибридный силовой агрегат по­ зволит городскому автотранспорту примерно вдвое сократить расходы горючего и уменьшить выбросы вредных продуктов сгорания более чем в 10 раз. Р ЕЛЬСОВЫЙ ТРАНСПОРТ. Частые торможе­ ния и разгоны осложняют работу всех средств городского транспорта. Но особенно велики потери энергии на наиболее скоростном из них — метрополитене. Исследования показывают, что наиболее разумный путь снижения этих потерь — применение супермахойнкоз. Идея здесь все та же: сохранить для разгонов энергию, освобождаю­ щуюся при торможениях. Опыт эксплуатации экспе­ риментального метропоезда <Эдванс Коисепг- в Нью-Йорке показал, что таким образом можно эко­ номить до 30 процентов электроэнергии. З АВОДСКОЙ ТРАНСПОРТ. Замкнутая терри­ тория и короткие расстояния от места подза­ рядки — казалось бы, все это поззоляет ог­ раничиться применением на предприятиях электро- аккумѵляторных тележек (электрокаров). Но и здесь у маховичных тележек есть преимущество — для них не требуется сложное аккумуляторное хо­ зяйство. Кроме того, маховичные силовые агрегаты очень долговечны и ими можно приводить в движе­ ние весьма тяжелые и мощные транспортные сред­ ства. Наконец, маховичные тележки незаменимы во взрывоопасных цехах, на рудниках с повышенной угрозой пожаров. З ЕМЛЕРОЙНЫЕ МАШИНЫ. Как и у экскава­ торов, рабочий цикл у скреперов, бульдозе­ ров и у ряда других землеройных машин не­ равномерен по загрузке двигателя. Применение ак­ кумулятора-маховика позволяет установить на ма­ шину двигатель средней мощности и использовать его на оптимальном режиме, а «пиковые» нагрузки покрывать за счет запасенной энергии. Так, напри­ мер, благодаря маховику фирма «Вестингауз» на своем экскаваторе с емкостью козша 80 кубометру смогла ограничиться двигателем мощностью 6 ты­ сяч киловатт вместо обычных 15 тысяч. Э НЕРГОСНАБЖЕНИЕ. Маховики и сейчас применяются в аварийных устройствах, га­ рантирующих бесперебойное питание элект­ роэнергией станции радио- и телевещания, освети­ тельных систем, вычислительных машин. Маховичные аккумуляторы могут быть исполь­ зованы и в энергосистемах большой мощности. В частности, недавно американские ученые разработа­ ли проект электростанции с махозичной системой, позволяющей запасти в расчете на часы «пик» до 20 мегаватт энергии в час. Эту задачу должен вы­ полнять супермаховик несом 200 тонн диаметром 5 метров и рабочеіі скоростью вращения 3500 оборо­ тов в минуту. Согласно расчетам, затраты на такую систему будут значительно меньше, чем при гндро- аккумулировании. К тому же будут сохранены зем­ ли. затопляемые при создании достаточно крупного аккумулирующего водохранилища. ВНАЦІІЯ» Высокая удельная мощность су- пермаховнков позволяет с успехом использо­ вать их на летательных аппаратах для облег­ чения взлета и набора высоты. А бесшумность ра­ боты решает проблему старта непосредственно й черте города. Недавно фирма «Локхид.» 'разработана спасательный вертолет с маховиком, взлетающий в 5 раз быстрее обычного. Для этого маховик рас­ кручивается на земле электромотором до 28 тысяч оборотов в минуту, после чего запасенной энергии Хватает на 9 взлетев. Маховики с массой в несколь­ ко десятков килограммов применяются в США и для осуществления экстренного взлета легких са­ молетов, Р УЧНОЙ ИНСТРУМЕНТ, іі электрические, и пневматические двигатели в процессе рабо­ ты оказывают давление па поддерживающие устройства, стремясь повернуть их в сторону, поэ- тивсиоложную направлению вращения. Это хорошо известно всем, кто хоть раз пользовался драимо или гайковертом, В условиях же невесомости или на плаву такой ручной инструмент становится просто опасным — вместо сверла или ганки он может «закрутить» самого оператора. Маховик же практи­ чески не обладает такими недостатками. . * * * К а к видно из п р и в е д е н н о г о о б з о *. РА, маховик в роли двигателя или аккуму­ лятора энергии может с успехом использо­ ваться для решения самых разнообразных задач. На наш взгляд, проблема маховичных аккумуляторов энергии заслуживает того, чтобы ее решение взял под контроль Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике. Н. ГУЛИА, заведующий кафедрой Курского политехнического института. Зам. редактора П, А. БЫСТРОУМОВ. ПРИГЛАШАЕТ Д В О Р ЕЦ КУЛЬТУРЫ им. С. М. КИРОВА 19 сентября — встреча со следователем тов. Петровым, который расскажет о трудной и сложной профессии следователя. Беседа сопровождается ки­ нофильмом «Сотрудник уголовного розыска». Начало в 14 часов. Встреча проводится в лекционном зале. * * * 21 сентября — лекция: «Международное положе­ на г СССР», кинофильмы «Мир социализма», «Ино­ странная кинохроника». Начало в 19 часов. Лекционный зал. А fij**»4S»ic лт - т и # |# і і і СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-308 «Мичуринск», РТ-215 «Котлас», плавбазы «Аркти­ ка». ЗАВТРА: РТ-286 «Гурзуф», РТ-185 «Веха», СРТ-4224, СРТ-р-705, СРТ-р-709. 21 СЕНТЯБРЯ: РТ 273 «Смоленск», ТР «Демь­ ян Коротченко», танкера «Грозный», ТХС-168 «Чу­ котка» . Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель ре­ дактора, ответственный секретарь — 70-89, литера­ турные сотрудники — 63-96 и 70-45. Вызов с го­ родских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96, 7-70 45. «Рыбный Мурман» Индекс 55 6 54 . Цена 1 экз. — 2 кон. Мурманская областная типография, г. Мурманск. !эк. 5295. ПН-02785.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz