Рыбный Мурман. 1976 г. Сентябрь.
(Продолжение. Начало в № 105). С ОВРЕМЕННЫЕ КОРАБЛИ хорошо оснаще. ны электрорадионавигационными приборами, которые в считанные секунды «нарисуют» су доводителю окружающую обстановку, скажут, кака* ва глубина под килем, не наблюдается ли впередй опасность для плавания. И все-таки визуальные наб людения и сегодня не исключены. Особенно при пла* вании в узкостях. Я уже ссылался на лоцию начала века, когда еще до строительства Мурманского порта было долги» 15 лет. Но и в то время мореходы, облюбовавшие для стоянок удобный Кольский залив, могли ориен тироваться по установленным здесь навигационным знакам (те же бакены у Абрам-корги). Как же сегодня светят путеводные звезды на бе регах Мурмана? ...Вот ваш корабль покинул причалы рыбного порта. Не только новички, но уже просоленные и прокопченные стихией всех широт Мирового океана мореходы обязательно, если не несут вахту, подни мутся на палубу, чтобы проститься с Мурманском. Справа проплывают причалы торгового порта. Широко раскрывается панорама городских кварта лов справа и слева от Зеленого мыса. А на самой вершине его застыла величественная фигура Алеши. Этот памятник защитникам Советского Заполярья, открытый в октябре 1974 года, в дни празднования 30-летня Победы на Севере. — тоже своеобразный маяк: он отлично виден со всех точек акватории пор та — от Дровяного до Мишукова. Маяк он и в на шей жизни — молодежь достойно продолжает дело отцов. Слева по борту — проблесковый огонь. Это — Анна-корга. Стоит небольшая башенка на камени стой гряде у западного берега раскинулось по берегу залива село Минькино. Здесь живут рыбаки колхоза «Ударник». Для них огонь Анна-корги — = самый заветный. Может быть, = главный, хотя суда артели (а = ^йлхозники работают хорошо!) = базируются на рыбный порт. = Корабль ложится курсом — на Киеваракские створы, что = •расположены северо-западнее = мыса Мишукова на склоне го- = ры. А маяк на этом мысу — = подлинно Главный для моря- = ков-северян: на траверзе Ми- = іиукова при следовании на = промысел суда делают пово- = рот вправо — на очередное ~ колено залива, и город наш = закрывается мысом Пинаго- = ■рай; возвращаясь домой, мо- = ряки в этом месте говорят: = «Здравствуй, Мурманск!» (Пи- = нагорий — от фамилии Пи- ііагорева — рыбака ли, охот ника, неизвестно. Но летописи 300-летней давности сохранили те, кто при упоминании названия мыса, на котором тоже стоит проблесковый огонь, думает об одно именной рыбе, ошибается). М ИШУКОВ —- кто его так назвал? Точно не известно. Вполне возможно — по схожести конфигурации горы, напоминающей огром ного медведя, пьющего воду из Кольского залива. Гора тоже упоминалась в летописях 300 лет назад. Маяк на мысу установлен в 1913 году. Невысокая, каменной кладки колонна этого знака сохранилась и ро сей день. А рядом — двухэтажное здание с баш ней на углу. Это маяк нынешний. Построен он в мае 1937 года. А спустя месяц приехал сюда Констан тин Александрович Логинов, уже опытный к тому времени рыбак, моряк. Начинал он работу на маяке мотористом, был смотрителем, мотористом-электри- ком, 15 лет бессменно — начальником. В его пас порте только две отметки: 17 июня 1937 года при нят на работу, 2 мая 1968 года — уволен в связи с уходом на пенсию. И сегодня он живет здесь, в благоустроенной двухкомнатной квартире с видом на залив. У окна мы его и сфотографировали. Особенно па?лятна для Константина Александро вича и его семьи военная пора. Маяк Мишуков был лакомой приманкой для фашистской авиации. Но и защитники Заполярья знали ему цену. Потому И -налеты были безрезультатными: бомбы падали в за лив. Но осколки и взрывная волна досаждали маяч- никам: не только стекла — рамы вырвало из окон там, где привольно ІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІІІПМІІІШІІІІІІІІПІІІІШІШШШІШШШІІІШШІІІІІГ IIIIIIІІІІІІІІІMill IIIІІІІИІЖІІ till IIMHIjliliL' П. Быстроумов | т я т НОЧИ М АЯ КИ ■ ■■ ~іIМ111111111111111!1111111II11111111i111111Н1111111IfIS111111i1111111111111И111111111!11111IIi111111111111111!1111Г(11М1111111П11М1П1111It11М11 |Тт его і і м я . ‘Так что почти всех построек. Так, иод бомбежками, в любую погоду и работали. Маяк светил, когда это требо валось нашему флоту. Много интересного в судьбе Константина Алек сандровича, Он был в числе первых десяти колхоз ников первой рыболовецкой артели «Восход», соз данной в 1929 году в становище Териберка. Первые ёлы, мотоботы требовали грамотных специалистов. И молодой колхозник едет учиться в Архангельск. Немало поплавал он вдоль берегов Мурмана. Толь ко болезнь вынудила уйти на берег. Так он и стал маячником. С женой, Марией Степановной, выра стил четверых детей: дочерей Людмилу и Нину, сы новей Анатолия и Владимира. Сыновья работают в Мурманске, оба — судоремонтники. К ТО СЕГОДНЯ на маяке Мишуков, главном маяке полуострова, несет вахту, обеспечива ет безопасность мореплавания? Два года на зад ушел на пенсию Алексей Прохорович Рыбин. Его сменил на посту начальника Геннадий Ивано вич Быков (на публикуемом снимке он —- в центре). У него П0Д началом пять человек. Коллектив ком мунистического труда. На снимке рядом с начальни ком маяка старший техник Василий Алексеевич По дольский и техник Антонина Александровна Кудре ватых, Оба г - ветераны. Много лет работали на разных маяках, И их семьи делили заботы и нужды этих мужественных людей. Геннадий Иванович может смело положиться на своих опытных помощников. Набирает «маячный Так выглядел ма як Мишуков с 1913 по 1937 год. стаж» и молодежь: старший техник Сергей Тимо феевич Барашенко, техники Нина Александровна Глездунова и Ольга Тимофеевна Самарина. Перед их глазами — пример Г. И. Быкова. На маяке он с 1954 года. Приехал тогда погостить к дяде-гидро- графу да так и остался в Мурманске. Морякам до рогу к родному дому показывать. Он с гордостью го ворит о том, что известный фильм «Путь к прича лу» снимался именно здесь, на Мишукове. Сын Ва дим решил стать моряком. Он учится в Мурманском мореходном училище имени II. И. Месяцева. Недав но проходил практику на учебном корабле «Комис сар Полухин», а потом попросил отца узнать, мож но ли побывать в рейсе на гидрографическом судне. Повезло будущему механику рыболовного флота (четвертый курс — скоро уже!): он участвовал и экспедиции на гидрографическом судне «Владимир Каврайский». Именно об этом коллективе был 5 июля нынешнего года в «Правде» очерк П. СтуДе никина «Гидрографы». От нашего главного маяка во многом зависит ра бота других подобных, ближних и самых дальних маяков. Дежурные техники постоянно поддержива ют с ними радиосвязь, хорошо знают обстановку, умело в ней ориентируются. Моряки могут быть уверены в том, что берег световыми и радиосигна лами обеспечит нм безопасное плавание в любое время суток, в любую погоду. О Т МИШУКОВА. далее по заливу, будет не мало навигационных знаков, в том числе и маяков. Например, Белокаменский — на мысу у одноименного поселка, основанного 80 лет назад. История напоминает: первые пять маяков на Мурмане построены в 1896 — 1897 годах. В их чис ле Цыпнаволокский и Териберский, хорошо извест- йые морякам, когда они уходят в рейс на запад или восток от Кольского залива. Двадцать лет работают на Цыпнаволокском мая- Ке Егор Игнатьевич и Лина Григорьевна Блиновы. Дети учились в интернате, теперь вернулись под родной кров, тоже стали маячниками. И это харак терно: на маяках у нас живут семьями, немало сы новей и дочерей продолжает дело родителей. Есть Примеры, когда юноши, отслужив на Краснознамен ном Северном флоте, навсегда связывают свою судьбу с суровым Заполярьем. Так, сегодня началь ником на Северном Колгуевском маяке бывший североморец Михаил Асонович Косовский, его «земляк» по флоту Владимир Александрович Из- баш — старший техник. Широко известен морякам маяк на мысу Святой Нос. И здесь ныне начальник маяка — воспитанник КСФ Михаил Иванович Гор бунов. Их семьи — опора в нелегкой службе. (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz