Рыбный Мурман. 1976 г. Сентябрь.

(Продолжение. Начало в № 105). С ОВРЕМЕННЫЕ КОРАБЛИ хорошо оснаще. ны электрорадионавигационными приборами, которые в считанные секунды «нарисуют» су­ доводителю окружающую обстановку, скажут, кака* ва глубина под килем, не наблюдается ли впередй опасность для плавания. И все-таки визуальные наб­ людения и сегодня не исключены. Особенно при пла* вании в узкостях. Я уже ссылался на лоцию начала века, когда еще до строительства Мурманского порта было долги» 15 лет. Но и в то время мореходы, облюбовавшие для стоянок удобный Кольский залив, могли ориен­ тироваться по установленным здесь навигационным знакам (те же бакены у Абрам-корги). Как же сегодня светят путеводные звезды на бе­ регах Мурмана? ...Вот ваш корабль покинул причалы рыбного порта. Не только новички, но уже просоленные и прокопченные стихией всех широт Мирового океана мореходы обязательно, если не несут вахту, подни­ мутся на палубу, чтобы проститься с Мурманском. Справа проплывают причалы торгового порта. Широко раскрывается панорама городских кварта­ лов справа и слева от Зеленого мыса. А на самой вершине его застыла величественная фигура Алеши. Этот памятник защитникам Советского Заполярья, открытый в октябре 1974 года, в дни празднования 30-летня Победы на Севере. — тоже своеобразный маяк: он отлично виден со всех точек акватории пор­ та — от Дровяного до Мишукова. Маяк он и в на­ шей жизни — молодежь достойно продолжает дело отцов. Слева по борту — проблесковый огонь. Это — Анна-корга. Стоит небольшая башенка на камени­ стой гряде у западного берега раскинулось по берегу залива село Минькино. Здесь живут рыбаки колхоза «Ударник». Для них огонь Анна-корги — = самый заветный. Может быть, = главный, хотя суда артели (а = ^йлхозники работают хорошо!) = базируются на рыбный порт. = Корабль ложится курсом — на Киеваракские створы, что = •расположены северо-западнее = мыса Мишукова на склоне го- = ры. А маяк на этом мысу — = подлинно Главный для моря- = ков-северян: на траверзе Ми- = іиукова при следовании на = промысел суда делают пово- = рот вправо — на очередное ~ колено залива, и город наш = закрывается мысом Пинаго- = ■рай; возвращаясь домой, мо- = ряки в этом месте говорят: = «Здравствуй, Мурманск!» (Пи- = нагорий — от фамилии Пи- ііагорева — рыбака ли, охот­ ника, неизвестно. Но летописи 300-летней давности сохранили те, кто при упоминании названия мыса, на котором тоже стоит проблесковый огонь, думает об одно­ именной рыбе, ошибается). М ИШУКОВ —- кто его так назвал? Точно не известно. Вполне возможно — по схожести конфигурации горы, напоминающей огром­ ного медведя, пьющего воду из Кольского залива. Гора тоже упоминалась в летописях 300 лет назад. Маяк на мысу установлен в 1913 году. Невысокая, каменной кладки колонна этого знака сохранилась и ро сей день. А рядом — двухэтажное здание с баш­ ней на углу. Это маяк нынешний. Построен он в мае 1937 года. А спустя месяц приехал сюда Констан­ тин Александрович Логинов, уже опытный к тому времени рыбак, моряк. Начинал он работу на маяке мотористом, был смотрителем, мотористом-электри- ком, 15 лет бессменно — начальником. В его пас­ порте только две отметки: 17 июня 1937 года при­ нят на работу, 2 мая 1968 года — уволен в связи с уходом на пенсию. И сегодня он живет здесь, в благоустроенной двухкомнатной квартире с видом на залив. У окна мы его и сфотографировали. Особенно па?лятна для Константина Александро­ вича и его семьи военная пора. Маяк Мишуков был лакомой приманкой для фашистской авиации. Но и защитники Заполярья знали ему цену. Потому И -налеты были безрезультатными: бомбы падали в за­ лив. Но осколки и взрывная волна досаждали маяч- никам: не только стекла — рамы вырвало из окон там, где привольно ІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІІІПМІІІШІІІІІІІІПІІІІШІШШШІШШШІІІШШІІІІІГ IIIIIIІІІІІІІІІMill IIIІІІІИІЖІІ till IIMHIjliliL' П. Быстроумов | т я т НОЧИ М АЯ КИ ■ ■■ ~іIМ111111111111111!1111111II11111111i111111Н1111111IfIS111111i1111111111111И111111111!11111IIi111111111111111!1111Г(11М1111111П11М1П1111It11М11 |Тт его і і м я . ‘Так что почти всех построек. Так, иод бомбежками, в любую погоду и работали. Маяк светил, когда это требо­ валось нашему флоту. Много интересного в судьбе Константина Алек­ сандровича, Он был в числе первых десяти колхоз­ ников первой рыболовецкой артели «Восход», соз­ данной в 1929 году в становище Териберка. Первые ёлы, мотоботы требовали грамотных специалистов. И молодой колхозник едет учиться в Архангельск. Немало поплавал он вдоль берегов Мурмана. Толь­ ко болезнь вынудила уйти на берег. Так он и стал маячником. С женой, Марией Степановной, выра­ стил четверых детей: дочерей Людмилу и Нину, сы­ новей Анатолия и Владимира. Сыновья работают в Мурманске, оба — судоремонтники. К ТО СЕГОДНЯ на маяке Мишуков, главном маяке полуострова, несет вахту, обеспечива­ ет безопасность мореплавания? Два года на­ зад ушел на пенсию Алексей Прохорович Рыбин. Его сменил на посту начальника Геннадий Ивано­ вич Быков (на публикуемом снимке он —- в центре). У него П0Д началом пять человек. Коллектив ком­ мунистического труда. На снимке рядом с начальни­ ком маяка старший техник Василий Алексеевич По­ дольский и техник Антонина Александровна Кудре­ ватых, Оба г - ветераны. Много лет работали на разных маяках, И их семьи делили заботы и нужды этих мужественных людей. Геннадий Иванович может смело положиться на своих опытных помощников. Набирает «маячный Так выглядел ма­ як Мишуков с 1913 по 1937 год. стаж» и молодежь: старший техник Сергей Тимо­ феевич Барашенко, техники Нина Александровна Глездунова и Ольга Тимофеевна Самарина. Перед их глазами — пример Г. И. Быкова. На маяке он с 1954 года. Приехал тогда погостить к дяде-гидро- графу да так и остался в Мурманске. Морякам до­ рогу к родному дому показывать. Он с гордостью го­ ворит о том, что известный фильм «Путь к прича­ лу» снимался именно здесь, на Мишукове. Сын Ва­ дим решил стать моряком. Он учится в Мурманском мореходном училище имени II. И. Месяцева. Недав­ но проходил практику на учебном корабле «Комис­ сар Полухин», а потом попросил отца узнать, мож­ но ли побывать в рейсе на гидрографическом судне. Повезло будущему механику рыболовного флота (четвертый курс — скоро уже!): он участвовал и экспедиции на гидрографическом судне «Владимир Каврайский». Именно об этом коллективе был 5 июля нынешнего года в «Правде» очерк П. СтуДе­ никина «Гидрографы». От нашего главного маяка во многом зависит ра­ бота других подобных, ближних и самых дальних маяков. Дежурные техники постоянно поддержива­ ют с ними радиосвязь, хорошо знают обстановку, умело в ней ориентируются. Моряки могут быть уверены в том, что берег световыми и радиосигна­ лами обеспечит нм безопасное плавание в любое время суток, в любую погоду. О Т МИШУКОВА. далее по заливу, будет не­ мало навигационных знаков, в том числе и маяков. Например, Белокаменский — на мысу у одноименного поселка, основанного 80 лет назад. История напоминает: первые пять маяков на Мурмане построены в 1896 — 1897 годах. В их чис­ ле Цыпнаволокский и Териберский, хорошо извест- йые морякам, когда они уходят в рейс на запад или восток от Кольского залива. Двадцать лет работают на Цыпнаволокском мая- Ке Егор Игнатьевич и Лина Григорьевна Блиновы. Дети учились в интернате, теперь вернулись под родной кров, тоже стали маячниками. И это харак­ терно: на маяках у нас живут семьями, немало сы­ новей и дочерей продолжает дело родителей. Есть Примеры, когда юноши, отслужив на Краснознамен­ ном Северном флоте, навсегда связывают свою судьбу с суровым Заполярьем. Так, сегодня началь­ ником на Северном Колгуевском маяке бывший североморец Михаил Асонович Косовский, его «земляк» по флоту Владимир Александрович Из- баш — старший техник. Широко известен морякам маяк на мысу Святой Нос. И здесь ныне начальник маяка — воспитанник КСФ Михаил Иванович Гор­ бунов. Их семьи — опора в нелегкой службе. (Окончание следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz