Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.

l 1 h^ ш і-н н " ? f> т т і ы ш е ч ж ш , П &&€ ГАМ и 1 I & Ш Ж Ч Ш Ш , I У ч т и , , І V »' ; * ѵ и л ч п ъ ц • И М С А М - В Я Ф р Я І Се г од ня— День учителя П ОИСТИНЕ НЕСРАВНЕННА жизненная зна­ чимость учительского труда. «Учитель рабо­ тает над Самой ответственной задачей — он формирует человека», — писал М. И. Калинин. От идейности, эрудиции, мастерства, щедрости сердца учителя, призванного, по выражению А, С. Мака­ ренко, «проектировать лучшее в человеке», зависят нравственный тип человека, которого формирует школа. Успехи советской школы предопределены не­ устанной заботой Коммунистической партии о на­ родном образовании и воспитании, о педагоге — на­ дежном помощнике в своей воспитательной деятель­ ности, действующем на одной из важнейший пози­ ций идеологического фронта. Вооружение учащихся прочными знаниями, формирование высокой “комму­ нистической сознательности, подготовка молодейск жизни, к выбору профессии — главные задачи со­ ветского учительства. Предыдущая пятилетка ознаменована крупным до­ стижением: среднее образование отныне становится новой неотъемлемой чертой советского образа жиз­ ни. Завершен в основном переход на новые програм­ мы и учебники, обогатились содержание и методы всестороннего воспитания, более целеустремленно и систематично изучаются в школе произведения В. И. Ленина и документы КПСС. XXV съезд партии открыл новый этап в развития живых и действенных форм образования и воспита­ ния. Идеи съезда о единстве идейно-политического, трудового и нравственного воспитания как требова­ нии современной эпохи — программа действий, ис­ точник опыта, стимул творческого труда педагогиче­ ских коллективов. Выработать у всех питомцев шко­ лы высокие качества — вреданность идеалам ком­ мунизма, трудолюбие, умение творчески мыслить н ориентироваться в потоке информации, стремление к самообразованию — важнейшая комплексная за­ дача педагога. Применяя методику развивающегося обучение, используя возможности новых программ, замечатель­ ных результатов добиваются новаторы просвещения. Л. И. Брежнев в приветствии участникам Всесоюз­ ного слета пионерских вожатых пожелал педагогам, «всем, кто отдает свою энергию, силы и знания делу коммунистического воспитания подрастающего по­ коления, новых творческих успехов в выполнения задач, выдвинутых XXV съездом партии». Вступив в новую пятилетку, педагогические кол­ лективы анализируют свою работу, ищут новые ре­ зервы, которые позволили бы еще выше поднять ка­ чество учительского труда. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: PT-262 «Гатчина» PT-303 «М иллерово», PT-203 «Карась». ППР «Пазяэзэ», ТР « П о л ярн ы е зори», ТР «Иван Ш и ш к и н » . З А В Т Р А : PT-183 «Лавнз», PT-27Q «Дубэссары», БМРТ-345 «Пассат-2». * 5 О К іЯ Б Р Я : РТ-283 « А луп ка », PT-331 «М урм а н ч ан и н » , БМРТ-255 «Д остоевский», ТР «Роза Л ю ксе м б ур г» . Нужныглубокие знания Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. Преподаватели заочной школы моряков: (слева направо) Евгения Николаевна Кузнецова, Алексей Сергеевич Пряников, Лилия Алексеевна Белкина, Фото Б. Щукина. «Рыбный Мурман». Индекс 55654, Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 5296. ПИ-10376. <Я не лентяй, не прогульщик и хорошо зараба­ тываю. Прилично одеваюсь, могу весело проводить время. А тут покоя не дают, требуют: учись. Скажи­ те, зачем мне среднее образование? Что даст мне аттестат?». С такой точкой зрения некоторой части молоде­ жи приходится сталкиваться еще довольно часто. Тем более что сочетать работу с учебой непросто: надо преодолеть собственную инертность, сознатель­ но пойти на известные ограничения, жестко подчи­ нить себя новому режиму и т. д. А на самом деле, зачем человеку знания? Н. Г. Чернышевский утверждал: «...обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образован­ ным в полном смысле этого слова». Необходимость общего образования (и политехнического) всех де­ тей обоего пола до 17 лет была провозглашена в первых решениях Советского государства и Ком­ мунистической партии. В 1932 году в' СССР было введено всеобщее обя­ зательное начальное образование, в 1952 году — всеобщее обязательное неполное среднее образова­ ние (семилетнее), в 1962 году — восьмилетнее. Сейчас в соответствии с решениями XXIII и XXIV съездов КПСС в нашей стране совершается (и за­ вершается) переход ко всеобщему полному среднему образованию. Уже сейчас 75 процентов населения страны имеют высшее, полное и неполное среднее образование. Среди молодежи этот' процент' значи­ тельно выше. В результате значительной; . организаторской ра­ боты, осуществленной органами., народного образо­ вания, партийными, советскими, профсоюзными и комсомольскими органами, в нашей стране достиг­ нуты немалые успехи в работе вечерних, и заочных школ. С каждым годом увеличивается количество обучающихся в этих школах. Только в РСФСР здесь учатся более двух миллионов юноше:'! и девушек, около 300 тысяч ежегодно получают аттестаты о среднем образовании. На флотах рыбной промышленности Мурманска более шести тысяч человек в возрасте до 30 лет не имеют пока среднего образования, и более пяти тысяч учатся сейчас в заочной школе моряков. В 1975-76 учебном году 665 молодых морякоз полу­ чили аттестаты о среднем образовании. Но этого еще недостаточно. Молодые рыбаки, претворяя в жизнь задачи, вы­ двинутые XXV съездом КПСС, вносят свой достой­ ный трудовой вклад, выступает инициаторами рабо­ ты эфсЗзективной и высококачественной; без реклама­ ций. Эта инициатива наиболее действенна тогда, когда сочетается с высокой квалификацией моряков. Теперь не число работающих, а квалификация каж­ дого из них является фактором, определяющим эф ­ фективность производства. Для грамотной эксплуа­ тации судов необходим высокий уровень квалифи­ кации не только командного, но и рядового состава: современная техника требует больше знаний, чем простейших трудовых навыков. Молодежи важно видеть перспективу, задуматься: «А я что могу?. Какую технику мне можно дове­ рить?». Постоянное обновление техники требует от рабочего человека способности быстрого усвоения знаний, выработки самостоятельности мышления, на­ выков логического и количественного анализа. По­ этому получение общего среднего образования ста­ новится непременным требованием, предъявляемым к молодому рабочему, независимо от того, каким ви-‘ дом труда он занят. ' , Образование нужно не только для профессиональ­ ной деятельности. Для рабочего социалистического производства, который является не только исполни­ телем, но и его хозяином, типичны также участие в рещении организационных .и экономических . вопро-; сов в своей бригаде или смене, цехе или вахте, на судне'и'флоте, При этом человек нередко сталки­ вается с проблемами, не дающими готовых стандарт­ ных решений. Вот тут-то и сослужат ему службу знания. Они помогут человеку осмысленно и крити-. чески оценивать окружающую действительность и самого себя, делают жизнь более интересной и содер­ жательной. Главное — это осознание своей общест­ венной роли, ответственности и обязанности перед коллективом, правильное представление о чувстве долга, чести, совести. Итак, образование делает человека более полез-, ным для общества, выводит за рамки обычного круга общения в широкий мир культуры, расширяет диапазон жизненных интересов. В этом и заключает­ ся огромный социальный, экономический и нравст­ венный ■смысл образования. На этом основана гу­ манистическая миссия образования в социалистиче­ ском обществе в период научно-технической револю­ ции и построения основ коммунистического об­ щества. Учиться надо! У нашей молодежи условия для учебы такие, которых не знает молодежь других стран. Образование от начального до высшего — бесплатное. Дополнительно предоставляются и оп­ лачиваются выходные дни и отпуска. Создана широ­ кая сеть школ и учебных заведений с самыми раз­ личными формами организации учебного процесса (очная, заочная, очно-заочная, дневная, вечерняя,: сессионная).’ Только в нашей заочной школе практи­ куются такие формы учебных занятий, как органи­ зация группового и индивидуального обучения уча­ щихся непосредственно на судах в море силами учи­ телей и общественных консультантов; организация в школе установочных учебных и экзаменационных сессий; индивидуальная учеба учащихся в школе и на берегу во время междурейсовых стоянок; устная и письменная форма сдачи зачетов. Нет у нас недостатка в учебниках и программной художественной литературе. Учебные заведения удо­ влетворительно оснащены наглядными пособиями и техническими средствами обучения. Широкое рас­ пространение получили моральные и материальные стимулы для успешно сочетающих работу с уче­ бой. Это награждение Почётными грамотами, по­ дарками, объявление благодарности, присвоение звания «Отличник учебы и производства-», предо­ ставление ежегодных отпусков; в удобное для уча­ щихся время года, преимущественное направление на профессиональную учебу, продвижение по служ­ бе, присвоение более высокого рабочего разряда . и т. п. Кратко можно сказать: молодежи в нашей стране созданы все условия для учебы. Стремление молодежи, в том числе и флотской, к знаниям постоянно растет. А это является зало­ гом того, что молодые моряки нашего Северного бассейна внесут достойный вклад в осуществление решений XXV съезда КПСС. Г. МАЛЫШЕВ, директор заочной школы моря­ ков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz