Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.

М У Р М А Н С К У ІітШГіІШІІіШІШІШІШНтіШШІІІІІШІІШІІШІПІНШІШІШИІІІШІІІІІШІІШІІІШШШІІ^^ШШШІІІШІІШІІИІІІІІШ іііі ШІШІІІННІШІШІІШШІШШІІІНПШІІШІШШІІІШІІІІІШШІІІІІШШШІІІІШШІІ 1^1 sa ТЕ ЗКА НАШЕГО ГОРОДА , моложе его на сорок лет. Применительно к человеческой жизни — у одного вполне зрелый, мудрый во >раст — шестьдесят, у другого пора становления, кѵжанпя — двадцать, А если иметь в виду пноіі от­ счет. то Мурманск совсем младенец по календарю истории, а большой морозильный траулер «Мур­ манск» по отведенной ему корабелами жизни — зіі. пенный старик. У тезок одно общее — принадлежность к великой Советской Отчизне. Где бы ни был траулер, какие і';ы моря-океаны ни бороздил, он с первого подъема Государственного флага 30 августа 1956 года оста­ ется неприкосновенной территорией нашей Родины, О городе говорить нечего. ...Мне довелось ходить на БМРТ «Мурманск» в первые годы его биографии. В то время таких су­ дов насчитывалось в траловом флоте, наверное, с десяток, и они, «кормовики», как их потом стали на­ зывать, первыми пересекли Гринвичский меридиан на запад Л какие они были БМРТ? Сегодня мы привыкли К ним. даже говорим и думаем — «старички», пото- si. что уж е есть, давно, ППР и совсем новое, ульт­ расовременное наше корабельное создание — боль- III- ;'f автономный траулер «Адмирал Головко». Но вот что говорили канадцы, когда БМРТ '«Свердловск» — родноіі брат «Мурманска» (их но­ мера с названиями городов страны шли один за дру­ гие 240 — «Душанбе», 241 — «Хабаровск», 242 • Свердловск», 243 — «Ашхабад», 244 — «Мур­ манск» и т. д.) зашел в порт Сент-Джонс, • Это превосходное судно. Я счастлив, что имел возможность выйти на нем в море. Очень способны н были любезны с нами капитан и команда корабля. Г О П О Р Т Р и п и с к и НА СНИМКАХ: второй механик Александр Сер­ геевич Машков. Он хорошо работал в рейсе, помо­ гал ремонтировать корабль в порту; БМРТ «Мур­ манск» у причалов судоверфи. Все мои земляки — ньюфаундлендцы, присоединя­ ются к этим выражениям благодарности за чудесное путешествие и лгелают вам счастливого плавания. Министр рыболовства Ньюфаундленда Чизмен». II еще: «На меня произвели огромное впечатле­ ние современные рыбообрабатывающие механизмы... Кельвин Дерби». Мы к этому времени эти механизмы, всю техни­ ку уж е хорошо освоили, «кормовики» стали давать весомую прибавку к уловам флота. И тогда уже среди них появились первые рекордсмены — «сто- тыеячннк» БМРТ «Некрасов», например. Большие морозильные траулеры, в том числе и «Мурманск», олицетворяли новую, качественную ступень роста одного из крупнейших рыбодобывающих предприя­ тии страны. В середине шестидесятых годов они за­ явили о себе в полную силу. Помните массовое дви­ жение «стотысячников»? Н У А ТЕЗКА НАШЕГО ГОРОДА? Листаю старые судовые журналы. Записи предельно краткие: чем в данный час занимается судно, ветер, волнение моря, различные случаи, «14 мая. 07.40. справа, курсовой угол 40 граду­ сов, дистанция 1,5 кабельтова, следует СРТ-9041 с тралом. 07.45. СРТ-9041 пересек линию нашего пути. Сбавили ход до малого. Дистанция... 07.47. СРТ... непонятно, почему выстрелил белую ракету... 21.10. увидели слева на траверзе в группе судов сигнал бедствия. Открыли радиовахту. Готовим трал к подъему. 22.40. подняли трал, улов 2 тонны, Следуем по направлению видимого сигнала бед­ ствия...». Это будни моряков. Но такие записи редки. В ос­ новном прозаичное «идем с тралом», «подняли трал, улов...», «видимость 0,3 кабельтова, выстави­ ли впередсмотрящего матроса...». Это — тоже буд­ ни, настоящие рыбацкие, повседневные. II за каЖ* дои фразой «подняли трал, улов... тонн» видишь труд всех ста человек экипажа. К ТО ОНИ, ЛЮДИ «МУРМАНСКА»? В судо­ вой книге движения личного состава вижу знакомые фамилии, Аркадиіі Александрович Чистяков. В конце пятидесятых ходил здесь стар> шим помощником капитана. У него было замеча­ тельное качество: чувство хозяина. Казалось, он, старпом, не спит совсем. После вахты, видишь, только осматривал с врачо.м помещения, а через минуты о чем-то разговаривает с боцманом. А вот уже на рабочей палубе среди матросов. II так до очередной вахты. Сегодня Аркадий Александрович — командир большого морозильного траулера. Выполнял спе­ циальные поисковые рейсы в районы, которые для м мурманчан мало оыли знакомы, и добился обнадежи­ вающих результатов. Дунаев Юрий Николаевич. Плавал вместе с Чи­ стяковым вторым помощником, В послужном списке нынешнего капитана Дунаева характерная запись — почти все двадцать лет работы в траловом фло­ те — на больших морозильных траулерах. Давкнис Александр Павлович, третий механик. Давннис? Не сын ли Павла Павловича, старейшего капитана, ветерана флота? «Да, — ответили в отде­ ле кадров, — сын». Павла Павловича нет сегодня среди нас, но рыбацкая династия Давкнисов живет. НЕ ПРИШЛОСЬ восстанавливать некоторые моменты из жизни экипажа «Мурманска» но судовым документам. К сожалению, судно сейчас в ремонте, и никого из прежнего состава (плавающего) нет. Но чем жил коллектив в первые месяцы (до постановки в апреле в ремонт) десятой пятилетки, какие планы наметил для себя на год, видно из материалов наглядной агитации, оставлен­ ных в салоне. Бросаются в глаза лозунги: «Главная задача — качество», «Курс — эффективность производства», Рядом текст обязательства: «Годовой план — к 25 Декабря. Дополнительно выработать: готовой про* Дукции — 100, филе — 200, тушки — 50 центне^ ров». На Доске почета — фотографии моряков, кото­ рых судовой комитет поощрил в последнем рейсеі матросы В. С. Долгов. С. В. Осин, И. В, Кузнецов, В. Д. Пономарев, А. А. Ляпунов, второй механик А. С. Машков. Впечатление такое, что на судне все проникнуто духом минувшего плавания и планами на будущее. Эту мысль подтвердил и Владимир Федорович Ка» стерин, напитан «Мурманска», ведущий ремонт. — Мы все делаем, чтобы помочь судоремонтни­ кам в быстрейшем окончании работ. Сейчас самая горячая пора — прием «подлеченных» механизмов, узлов. Разговариваем в капитанской каюте. С переборки на нас смотрят умные, проницательные глаза Эрнста Тельмана. Под портретом на' немецком и русском ■языках: «Капитану и команде БМРТ «Мурманск» на память о пребываний в г. Киле в 56-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Германская коммунистическая партия, местная ор­ ганизация: Вернер Бредэ, Эрнст Душинский, Зигф­ рид Ваііс. Да здравствует дружба между коммуни­ стами!» В. ХРЯШКОВ. Ц И ф Р Ы И ФАКТЫ I I I і 1 ноября 1945 г. было принято постановление СНК СССР о первоочередном восстановлении 15 наиболее пострадавших городов Советского Со­ юза, в том числе и Мурманска. * * * За 1945— 1948 гг. в Мурманске было сдано в экс­ плуатацию более 100 тысяч кв. метров восстанов­ ленной и вновь построенной жилой площади. За мять лет — 1945 — 1849 гг, — на восстановление, строительство и благоустройство города израсходо­ вано 170 миллионов рублей. 7 ноября 1948 г. открылся кинотеатр «Родина», строительство которого было прервано войной. 23 февраля 1949 г, состоялось торжественное от­ крытие восстановленного и Дома культуры имени С. М I реконструированного К 1949 г. в Мурманске бь школьные и несколько адмяі две бани, почти вся торгова ановлег'г все »л.Ь/Х З-ДсіНШіІ; МѲДПЦІШC'КИ8 шшшт ш» учреждения, а в 1950 г. восстановление города было закончено. Он стал еще краше и благоустроеннее, чем до войны. * * * В 1950 г. в Мурманске открылось Высшее море­ ходное училище. 1950— 1952 гг. В Мурманск пришла группа боль­ ших рыболовных траулеров типа «Кремль», кото­ рые могли уходить в океан на 70 суток, & & * В июне 1953 года вышел первый номер газеты «Рыбный Мурман». * * * 1956 г. Рыбаки сельдяного флота развернули движение «десятитысячннков»: выловить за год 10 тысяч центнеров сельди на среднем рыболовном траулере. Добыча сельди возросла в восемь раз. Мурманские рыбаки начали освоение лова разно- глуСшняьш тралом. * * $ С 1947 по 1956 год было построено домов боль­ ше, чем за весь довоенный период. * * * В октябре 1956 г. государственной комиссией принят в эксплуатацию первый в городе крупиоиа- ййи ш б а я м нельный дом. Ведутся работы но реконструкции н строительству цехов судоверфи. * if # 3 ноября 1957 г. состоялось торжественное от­ крытие памятника В. И. Ленину. & & $ 6 ноября 1957 г. вступила в строй Мурманская студия телевидения. * £ & В январе 1958 г, образовано Мурманское книж­ ное издательство. * * * Июль 1959 г. — начало гагановского движения на флоте, В 1961 г. лучшие капитаны тралового флота А. Я. Маклаков, Д. И. Шайтанов. С. М. Чер­ нов и другие перешли на отстающие корабли. Капи­ тан Маклаков вывел из отстающих два судна. & * * В 1960 г. трудящиеся Мурманска получили в по­ дарок от строителей комплекс спортивных сооруже­ ний — стадион «Труд» и Дворец спорта. :!* * * 11 февраля 1962 г. в городе прошел первый трол­ лейбус. * * ф В январе 1965 г. в Северном рыбопромысловом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz