Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.

ВНИМАНИЕ: А Й С Б Е Р Г И ! (Окончание. Н ач. на 8 стр.) Своим рож дением айсберги, в стречающ и еся в се ­ верн ом полуш арии, обязаны глав ным образом ги­ гантским долинным л ед н и к ам Г ренландии. Одно только западное п об ереж ье острова дает в среднем за год 5 4 0 0 « больших» айсбергов, которые, не р а ­ с тая в , проходят Девисов пролив и достигают района острова Ньюф аундленд. С равн ительн о небольшое к оличество айсбергов рож даю т лед ники островов Канадского Арктического Арх и п ел ага, а такж е Шп ицбергена, З е м л и Ф ранц а-Иосиф а, Новой и Се­ верн ой Зем ел ь. В южном полуш арии родиной л е д я ­ ны х гор я в л я е т с я А н тарктида, причем по своим р а з ­ м е р а м антаркти ческие айсберги превосходят своих аркти ч еск и х собратьев, достигая 8 0 миль в длин у и 9 0 и более метров в высоту. Ч ащ е всего они б ы в а ­ ют столообразной ф ормы , хотя под действием солн­ ца, теплого воздуха, иногда д ож дя и потоков воды, обр а зующ и х с я при стаиванни льда, айсберги прини­ м а ю т 'с а м ы е при чудливы е ф ормы , п р е д с та в л я я весь­ м а красочное н экзотическое зрелище. Ж и в у т айсберги не так у ж долго, всего около ч е ­ ты р е х лет в Арктике, несколько дольш е — в А н ­ тарк тик е, но могут среди них в стр ечаться и <долго­ ж и те л и » . Это происходит с теми айсбергами, кото­ р ы е попадают в систему зам кнуто й ц и р кул яц и и м о р ­ ски х течений, или когда они сядут на мель. Среди этих плавучих л ед я ны х гор есть свои « к а р ­ л и к и » есть и «гиганты», хотя все это относи тел ь­ но. ведь м асса т ак назы в аем ого «м алого» айсберга. во звыш ающ его ся над ур овнем м о р я только н а 10 метро в, со ставляет около 4 0 т и с я ч тонн. Б ол ьш и е ж е айсберги в озвыш аю тся н ад водой уж е н а 5 0 — 6 0 метров, и м асса такого айсберга п ри б л иж ае тс я к четы рем миллионам тонн. С амый ж е крупный а й с­ берг, обнаруж енный в северо-западной части А т л ан ­ тического океана в середине восемнадцатого века, .возвышался н ад поверхностью м о р я на 2 2 5 метров и к ас а л с я грунта на глубине 5 4 6 метров. Степень п огруж ени я айсбергов зависит от пл от­ ности морской воды, а такж е от плотности самого л ьд а, так к ак при зам ед ленн ом процессе ф о р м и р о в а ­ н и я л ед н и к а во л ьд у остается множ ество пузырь- к о з воздуха. Поэтому объ ем во здух а мож ет дости­ гат ь 15 процентов о б ъ ем а самого айсберга. Не по­ следнюю роль в степени по груж ени я айсберга и г р а ­ ет его ф орма. Н аблю дени ями установлено, что со ­ отношение высоты надводной части айсберга к г л у ­ бине его подводной части дл я л ед я ны х гор столооб­ разно й ф о рмы со ставляет 1:7, округлой 1:4, п и ра­ мид ал ьн ой 1:3, островершинной 1:2 и д л я пи рам и­ да л ьны х айсбергов в последней стадии ра зр уш е н и я обычно 1:1. Опасность встречи с айсбергами в С еверной А т ­ л ан ти ке стала давно известным ф актом . Суть его: ежегодно в начале года и ранним летом айсберги, отдел яющ и еся от гренландских ледников, переносят­ с я Л аб рад орским течением в район Н ьюф а у н д л е н д ­ ски х банок, через которы е к ак р а з и проходят к р а т ­ чайшие судоходные трассы , с вя з ы в ающ и е Е вропу с Америкой. С амы е л у чш ие навигационны е приборы не у м а л я ­ ют опасности столкновения, в ед ь л ед айсбергов о т ­ ра ж а е т радиолокац ионны е волны в 6 0 р а з слабее, чем судно такого ж е р азм ер а. Поэтому в ясную по­ году радар обн ар уж ивает айсберг в 4 — 15 милях, а при тумане, поглощ ающ ем радиоволны , это рассто­ яни е сильно сокр ащ ается. При слабом тум ане или р ед к ом дожде даж е самы е большие айсберги могут бы т ь зам еч ены в изуально только на расстоянии 1 — 3 миль, а в безлунную звездную ночь не дал ее 5 0 0 метров. Н аибольшую опасность д л я судоходства п ред­ ставляю т обломки больших айсбергов — « г роу ле­ р ы » , высота которых над поверхностью воды не п р е­ выш ает одного метра. Им е я м а с с у .о к о л о пяти т ы ­ с я ч тонн, «гроу лер» и в ясную погоду не виден на расстоян ии 4 миль, поэтому, выносимые течениями в ’ районы судоходных трасс, они представляю т с ер ь езн ую опасность даж е д л я соврем енны х судов. Д е л ал и с ь многочисленны е попытки р а зр уш е н и я д р ейф ующ и х айсбергов путем обстр ел а их и з пу­ шек, бомбардировки с самолетов, за к л ады в а н и я бомб в отверстия, проделанны е во льду, с последую ­ щ им и взры в ам и и сотрясением айсбергов. Д л я ус ко ­ ре н и я таян и я пробовали покры вать их саж ей , ум ен ь ­ шающ ей отраж ен ие солнечной радиации. Однако все способы р а зр уш е н и я айсбергов не д ал и ощ у ти ­ мы х результатов. После гибели «Титаника» стала настоятельной необходимость р егу л ярны х наблюдений за д рей ­ ф ом айсбергов. В ян в аре 1 9 1 4 года представители І З стран, участвующих в судоходстве в Северной ■ А тлан тике, подписали договор о Международном | Л ед озом П атруле и Службе л ед овы х наблюдений в 1 северной части А тлантического океана. 6 0 лет экспедиции Международного Ледового П а т р у л я осуществляю т систематическое оп редел е­ ни е границ распространения айсбергов и подсчет их количества. С середины 40-х годов эти наблюдения п р оводятся с помощью самолетов ледовой а в и а р а з­ ведки, а в последние годы — с искусственных спут­ ников Земли . Инф орм ац и я о разм ерах , ко ордин а­ т ах и траектории д р е йф а айсбергов р е гул яр н о пе­ р е д ае т ся по радио. И следует отметить, что за все это в р ем я только одна катастроф а с человеческими ж е р т в а м и п рои зошла в зоне работ М еждународного Л едового П атр ул я, да и та бы ла в 1 9 4 3 году, ко ­ г д а из-за войны его деятел ьн ость врем енно п р е к р а ­ тилась. В. БОЙ ЦО В , м л адш ий научный сотрудник ПИ Н РО . ‘ j У ПРИЧАЛОВ ПОРТА. Б И Б И К О В Николай Лукич 2 0 о к тя б р я 1 9 7 6 года после пр од олж ител ьной бо­ л езн и в г. Феодосии с ко н чал ся старейший капитан Мурм анского тралового ф л о т а Б иб иков Ни колай Л у ­ кич. В траловом ф л о т е Н и кол ай Л ук и ч на ч а л работать н 1 9 3 2 году после окончания Херсонского морского техникума. В годы воины защ ищ а л Советское З а п о ­ л яр ье , "продолжал сл уж и т ь н а С еверном военно- м орском ф л о те по 1947 год. З а те м снова в ер н у л ся в т рал о вы й флот, р а бо тал капитаном на р а зл и чны х судах. Н. Л. Б иб иков — первый капитан Б М Р Т « П уш ­ кин». С уда этого типа зн ам еновали собой новую к а ­ чественную ступень р оста ф лота. Ни колай Л ук и ч по­ к а з а л пример другим, как овлад евать современной техникой лова ры бы и производства пищевой про­ дукции. Р о д и н а вы соко оценила боевые и трудовы е за сл у ­ ги Н. Л . Биб икова. Он н агр аж д ен орденом Отечест­ венной войны II степени, пятью м едалями. П а м я ть о Ни ко л ае Л у к и че навсегда останется в сер дц ах людей, которы е работали вместе с ним. Группа товарищей. Приморский курорт Ш м а к о в к а п о л ь зуется боль­ шой популярностью не только на Д а л ьн е м Востоке. Ми нерал ьны е источники, особенности м и к р о к л им а ­ та. п озволяющие проводить к л им атолечение к р углы й год, п ри влекаю т в санатории имени 5 0 -л ет и я О к т я б ­ р я и «Ж е м ч уж и н а» сотни отды хающих со всех кон­ цов страны . На снимке: санаторий имени 5 0-летия Октября. Фото Ю. Муравнна. (Фотохроника ТАСС). # ЭТО ИНТЕРЕСНО Чайки на крышах В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ перед жителями анг­ лийских городов встала новая проблема: как бороться с нашествием серебристых чаек, ко­ торые стали массами переселяться с морского по­ бережья в города? Сейчас уже чаек-горожан насчи­ тывается около 2500, причем общая численность этих птиц возрастает ежегодно на 10 процентов. Объясняется это тем, что чайки стали питаться от­ бросами, количество которых в городах непрерывно растет. Привлеченные обилием корма, птицы гнез­ дятся прямо на крышах зданий. Городские власти крайне озабочены этим переселением. Чайки причи­ няют много неудобств горожанам: загрязняют ули­ цы, досаждают громкими криками и даже иногда на­ падают на людей, защищая птенцов. А камбала . . . спала К АК ХРАНИТЬ свежую рыбу? Таких ре­ цептов немало. Но, пожалуй, самый ориги­ нальный из них принадлежит англичанам. Недавно они перевезли только что пойманную кам­ балу весом около ста килограммов в автомашине без воды и охлаждения на расстояние 460 кило­ метров. При этом в конце пути рыба оставалась не только свежен, но даже живой. Секрет такой транспортировки прост. Перед тем, как погрузить рыбу в автомашину, ее поместили на 15 минут в бассейн со слабым раствором снотвор­ ного вещества. В результате рыба спала до самого прибытия на рынок. Возникает вопрос: а не попа­ дет ли это снотворное в организм человека? Нет, не попадет, так как этот недавно созданный меди­ камент полностью разлагается за 12 часов в пище­ варительном тракте рыбы. Сколько видов рыб П РИМЕРНО 20 ТЫСЯЧ ВИДОВ РЫБ населя­ ют воды пашей планеты. Из них около деся­ той доли составляют промысловые. Они дают много ц енны х продуктов: пищу, корм для домашних ж ивотных и птиц, лекарства, удобрения для полей, технические жиры и сырье для легкой промышлен­ ности. • И Ь К Л И - В ПФjftlfl СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-32Э «Мурмаши», РТ-316 «Минусинск», СРТ-4214. ЗАВТРА: РТ-330 «Молодогвардеец», СРТ-448 «И. Хабалов», СРТ-р-709. 26 ОКТЯБРЯ: РТ-264 «Геническ», РТ-282 «Ал­ тай», ПСТ-1311 «Вадинск» из новостроя, СРТ-м-В- 205. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. Администрация, партийный и базовый ко- 1 митеты Мурманского тралового флота с глу­ боким Прискорбием сообщают, что 20 октября 1976 года на 69 году жизни в г. Феодосии скончался старейший капитан тралового флота БИБИКОВ Николай Лукич, и выражают искреннее соболезнование семье и близким покойного. Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель ре­ дактора, ответственный секретарь — 70-89, литера­ турные сотрудники — 63-96 и 70-45. Вызов с го- родских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96, 7-70 45. «Ры б ны й М урм ан». Индекс 5 5 6 5 4 , Цена 1 экз. — 2 коп. М у рм а н с к ая обл астн ая типография, г. Мурманск. За к . 6 1 2 6 . ПН -10 412 . АДРЕС И ТЕАЕ0ОНЫ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz