Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.
КИПИТ НА ПАЛУБЕ РАБОТА. Фото боцмана БМРТ «Свердловск» В. Мезенка. БМРТ $ 88,1 ПРОЦЕНТА РЫБЫ-СЫРЦА — НА ПЩЦЕВЫЕ ЦЕЛИ! НА ВЫПУСК КОН СЕРВОВ — ОКОЛО 100 ПРОЦЕНТОВ ПЕ ЧЕНИ! ф ИТОГИ РЕЙСА: 140 ТОНН ФИЛЕ, 35 ТОНН ТУШКИ, 690 ТОНН ШКЕРЕНОИ РЫБЫ. НА ПИ,ЩЕВЫЕ ЦЕЛИ: 46 ТОНН ТРЕСКОВЫХ ГОЛОВ, 7 ТОНН ПОЗВОНОЧ НИКОВ. Я УБЛИКУЯ СТАТЬЮ помощника капитана по производству БМРТ-254 «Н. Островский» Ана толия Федоровича Тимошкова, редакция га зет ы «Рыбный Мурман» не только продолжает боль* шой и нужный разговор о полном использовании рыбы-сырца для пищевых целей. Газета тем самым оказывает помощь производственному отделу Мур манского ордена Октябрьской Революции тралового флота в разъяснении необходимости для экипажей судов в некоторых случаях прибегать к заготовке на промысле рыбьих голов и позвоночных костей. О технологии заготовки расскажет сам автор. Мне бы хотелось немного рассказать о нем. Тимоиіков Анатолий Федорович пришел работать ка флот в 1966 году. Свою трудовую деятельность С Л О В О О С П Е Ц И А Л И С Т Е начинал матросом на небольших судах. Море, ры бацкая жизнь и работа увлекли Анатолия Федоро вича. Он поступил в учебно-курсовой комбинат главка «Севрыбаи, а после окончания курсов был направлен для работы на БМРТ. У нас на флоте Анатолий Федорович Тилюшкое мужал и обогатился профессиональными навыками, стал хорошим руководителем. Долгое время он хо дил в море на БМРТ-407 «Лунник». Экипаж этого судна много раз отличался в труде. Главное же за ключалось в том, что-на «Луннике» в каждом рей се по качеству сдаваемой рыбопродукции добива лись отличных результатов. Немалая заслуга в этом принадлежала Анатолию Федоровичу. Он на гражден орденом Трудового Красного Знамени. На БМРТ-254 в определенный период не справля лись с производственными заданиями. По приходе на борт технолога А. Ф. Тимошкова положение рез ко изменилось в лучшую сторону. Установив между собой крепкий дружеский контакт, капитан Юрий Сергеевич Яковлев и Анатолий Федорович Тимош- ков привели коллектив к трудовой победе. К . ИСМАИЛОВ, старший инженер производ ственного отдела. Н А БМРТ-254 «Н. ОСТРОВСКИЙ» я делал первый рейс. Раньше на этом судне бывать не приходилось, однако уже работал на по добных кораблях, поэтому, когда получил направле ние, растерянности не было. Наоборот, я зримо представлял себе, с чего нужно начинать. Но, как говорят в народе, со всех сторон счастья не бывает, И вот почему. Направление направле нием. Все было бы хорошо, когда бы судно стояло у причала. Здесь и с некоторыми матросами успел бы поговорить, с рыбмастерами познакомиться по ближе, проверить снабжение рыбофабрики и в спо койной обстановке подготовиться к рейсу. А судно стояло в одной из губ Кольского залива и, как нам сказали, уже с рыбой на борту. Для кропотливого разбирательства с рыбообработчиками просто-на просто не оставалось времени. По прибытии на суд но нужно было сразу включаться в работу. В первую очередь надо рассказать о подборе мо ряков на рабочие места. Вопрос этот не новый, но, на мой взгляд, он для технологов всегда был и оста нется самым трудным. И вот почему. Наши корабли рассчитаны на длительные плава ния, на многих из них установлена хорошая техника, которая на рыбной фабрике позволяет на трудоем ких операциях добиваться высоких и качественных результатов. Однако техника остается техникой, а обслужи вать ее должны люди. Потом, что ни говори, а на многих породах рыб разделка еще на 90 процентов производится вручную. И очень трудно выходить из положения, когда у тебя в экипаже в основном со брались новички. Помимо производственных навы ков, им еще приходится прививать чувство любви и уважения к нашему труду. С каждым из матросов в отдельности в первые дни промысла познакомились досконально. Рыбма- стера В. С. Голенков, А. А. Наджафов и я знали, кто откуда родом, кем по специальности был до моря, если ходил уже на судах, то на каких и в ка ком качестве. Иногда люди рассказывают о себе не охотно, а подчас открываются душой. Так или ина че, но даже самые скудные подробности о тружени ке позволяют определить степень его профессио нальной пригодности. А бывает и такое, что прихо дят два матроса и просятся в одну смену. Мотивиру ют они свой порыв тем, что уже ходили вместе на каком-то судне. Ну что ж, приходится идти ребятам навстречу, потому что всегда есть надежда, что сра ботанность поможет не только им, но и соседям по рыбоделу. При подборе смен ничто нельзя сбрасы вать со счета, и уж ни в коем случае нельзя допу стить, чтобы одна смена была укомплектована в профессиональном отношении сильнее другой, пото му что в рейсе могут возникнуть нежелательные конфликты и обиды. Вот все это и нужно учитывать технологу при составлении списков смен. Сейчас в производственном отделе нашего флота разработано расписание обязанностей для каждого из производственной команды. Такое расписание поможет, безусловно, матросу, будь он первокласс ным специалистом или бесклассным. Но так или иначе в каждом рейсе неоценимую услугу оказыва ют собрания рыбообработчиков на рабочем месте. Здесь технолог может ответить на многочисленные вопросы своих подчиненных, полнее расшифровать им рейсовые задания, свои задумки. У нас же все такие короткие, но деловые собрания смен закан чивались неизменным требованием: при высоком ритме работы отправлять на заморозку рыбу с вы соким качеством разделки. Такие постоянные напоминания никого не обижа ли. Ведь начинали мы работать в окуневом районе. Эта рыба ловилась хорошо, при желании в пелагиче ском варианте окунем можно было буквально зава лить фабрику. Но зачем? Кому это выгодно? Выхо дит, никому. Вот здесь я должен отдать должное нашему капитан-директору, рыбаку с большим азар том, но трезвым мышлением. Уловы в окуневую пу тину были именно такими, какое количество рыбы мы успевали переработать за вахту. Поэтому сырец не залеживался в бункерах и ящиках, не валялся на палубе. Одним словом, не жадничали. И результат получился отличным. С малоопытной производствен ной командой мы сумели заморозить 180 тонн раз деланного обезглавленного окуня, 377 тонн — в не- разделанном виде. Более половины выловленной рыбы было использовано для выработки непосредст венно товарной продукции. пользовали машину «Баадер-190», для выпуска тушки применяли специальный станок и механиче скую щетку для снятия черной пленки и удаления кровяной почки. При облове трески получили из управления радио грамму заняться сбором тресковых голов и позво ночных костей. Поначалу, конечно, кое-кто не так понял указание. Пришлось разъяснять несведущим товарищам, в чем, собственно, заключается дело. Многие из наших моряков — люди из южных об ластей. Настоящей рыбацкоіі ухи они по существу, не едали, а ьедь те, кто рожден был у моря, знают, что самая наваристая и вкусная уха получается- именно из переварки окуневых, тресковых, палтусо- I ДЕЛО НАШЕЙ ЧЕСТИ ( 7 І і і ! І І Ш І І І Ш І І І І Ш І І І 1 І І Ш І І І І І І І Ш І М Ш І 1 І Ш І Ш Ш І І Ш І І Ш І Ш І І І І І І І І ! І Ш І І Ш Н І І Ш Ш І І І ! Ш І І І І ! Ш І І Ш І І Ш ! І І П Ш ! і і ; і і ! і і і ! Ш І Ш ! і ! І І Ш 1 7 В борьбе за высокое качество выпускаемой про дукции принимал участие буквально каждый. И это не пустые слова. Зрелых и грамотных матросов, как я уже говорил, на судне мало. Поэтому на фабрику в окуневую путину почти постоянно вызывали под- вахту. В сущности мы могли бы морозить окунь и нераздеданным, но несложный подсчет говорит о том, что шкереная рыба в два раза дороже нешке- реной, к тому же разделанная рыба дольше сохра няется не только на прилавках магазинов, но и в до машних условиях, а это значит, что она пользуется большим спросом у покупателя. Улучшить качество продукции, ее товарный вид, именно к этому нас призывают решения XXV съез да КПСС, да мы и сами в порту много раз убежда лись, что шкереную рыбу не только скорее заби рают из трюмов, она быстрее расходится среди по требителя. Что касается окуня, то он в вяленом и копченом виде всем пришелся по вкусу. Окуня, безусловно, можно было нашкерить в рей се и больше 180 тонн, примени мы так называемый косой срез. Но опять же невыгодно со всех сторон. При косом срезе почти половина рыбины выбрасы вается в шнек рыбомучной установки. А раз выбра сывается половина, значит, ее нужно компенсиро вать другой половиной из нового улова. В общем здесь можно затронуть большой круг вопросов. Но нам, морякам, самым выгодным в настоящее время и в последующем может стать только метод полного использования рыбы для пищевых целей. Отсюда вытекает решение: разделывать окунь по всем пра вилам. Не справляются люди с разделкой улова — тогда заморозь его «кругляком». Думаю, за это не поругают, а, наоборот, скажут спасибо. С ЛЕДУЮЩИМ ЭТАПОМ НАШЕЙ РАБОТЫ был облов мойвы. Я не иуду рассказывать подробно, как мы работали, имея на фабрике эту рыбу.-Технология ее обработки известна всем, поэтому сразу перейду к добыче трески. Треску мы промышляли у берегов. Подъемы ее большими не назовешь. Вот здесь мы и сделали все возможное, чтобы как можно больше рыбы исполь зовалось для выпуска продукции расширенного ас сортимента, улучшенного качества. На промысле трески мы боролись за то, чтобы как можно боль ший процент от общего веса рыбины пошел в дело. В рейсе выработали 140 тонн филе. 35 тонн туш ки и нашкерили 690 тонн. Для выработки филе ис вых голов и позвоночных костей. Так что, на мой взгляд, овчинка стоит выделки. Сбор позвоночных костей труда особого не со ставляет. А вот прн сборе рыбьих; голов необходи мо соблюдать некоторую осторожность. Просто взять' и заморозить рыбью голову — заведомо забрано-' вать свою продукцию. И вот почему. Когда на судне облавливают рыбу пелагическим тралом, естественно, в ее жабрах нет ила и песка;? Голову от такой рыбины остается только зачистить от сгустков крови, промыть и отправить на замороз ку. Однако мы работали у берегов донным тралом.. Здесь часть рыбы шла с чистыми жабрами, в неко-1 торых обнаруживали песок. Такую голову не отбра-'1 сывали. После зачистки крови ее помещали в цент-'] робежную мойку, подавали воду под давлением. Пос-j ле некоторого времени проверяли. Если чистота] жабер обеспечивалась, головы расфасовывали в про-1 тивни. Если промывка оказывалась недостаточной,* ее повторяли. За тот период, что судно находилось в тресковом^ районе, мы заморозили н упаковали 46 тонн треско вых голов и семь тонн позвоночников. Я не хочу этим сказать,.будто на нашем судне от-, крыли новую Америку. В справочниках для масте-1 ров и технологов по рыбообработке есть все техни-| ческие рекомендации по сбору и заморозке треско-] вых голов. Имеются на них и закупочные цены. Это j говорит о том, что в дни «малой рыбы» мы можем ; резко сократить простои технологического оборудо-- вания судов именно за счет сбора голов н позвоноч-' ных костей, которые остаются после выработки фи- ле и шкерки. По всей видимости, кроме тресковых и j палтусовых голов, можно собирать также головы і других рыб. только здесь, на мой взгляд, необходи-1 лю согласовать главку «СеврыЗа» закупочные цены) в нужных инстанциях, и дело пойдет. На нашем суд-” не собрали 47 тонн отходов для пищевых целей. Ес-; ли их начать собирать на десятках судов да подкре-1 пить это дело хорошеіі рекламой и кулинарными рецептами, думаю, это принесет большую пользу. Да и сами результаты говорят за себя. На нашем судне процент выхода из рыбы-сырца пищевой про дукции составил 88,1 процента, а для производства печени консервированной полезный коэффициент сырца составил около 100 процентов. А. ТИМОШКОВ, помощник капитана по про изводству БМРТ-254 «Н. Островский».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz