Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.

КИПИТ НА ПАЛУБЕ РАБОТА. Фото боцмана БМРТ «Свердловск» В. Мезенка. БМРТ $ 88,1 ПРОЦЕНТА РЫБЫ-СЫРЦА — НА ПЩЦЕВЫЕ ЦЕЛИ! НА ВЫПУСК КОН­ СЕРВОВ — ОКОЛО 100 ПРОЦЕНТОВ ПЕ­ ЧЕНИ! ф ИТОГИ РЕЙСА: 140 ТОНН ФИЛЕ, 35 ТОНН ТУШКИ, 690 ТОНН ШКЕРЕНОИ РЫБЫ. НА ПИ,ЩЕВЫЕ ЦЕЛИ: 46 ТОНН ТРЕСКОВЫХ ГОЛОВ, 7 ТОНН ПОЗВОНОЧ­ НИКОВ. Я УБЛИКУЯ СТАТЬЮ помощника капитана по производству БМРТ-254 «Н. Островский» Ана­ толия Федоровича Тимошкова, редакция га­ зет ы «Рыбный Мурман» не только продолжает боль* шой и нужный разговор о полном использовании рыбы-сырца для пищевых целей. Газета тем самым оказывает помощь производственному отделу Мур­ манского ордена Октябрьской Революции тралового флота в разъяснении необходимости для экипажей судов в некоторых случаях прибегать к заготовке на промысле рыбьих голов и позвоночных костей. О технологии заготовки расскажет сам автор. Мне бы хотелось немного рассказать о нем. Тимоиіков Анатолий Федорович пришел работать ка флот в 1966 году. Свою трудовую деятельность С Л О В О О С П Е Ц И А Л И С Т Е начинал матросом на небольших судах. Море, ры ­ бацкая жизнь и работа увлекли Анатолия Федоро­ вича. Он поступил в учебно-курсовой комбинат главка «Севрыбаи, а после окончания курсов был направлен для работы на БМРТ. У нас на флоте Анатолий Федорович Тилюшкое мужал и обогатился профессиональными навыками, стал хорошим руководителем. Долгое время он хо­ дил в море на БМРТ-407 «Лунник». Экипаж этого судна много раз отличался в труде. Главное же за­ ключалось в том, что-на «Луннике» в каждом рей­ се по качеству сдаваемой рыбопродукции добива­ лись отличных результатов. Немалая заслуга в этом принадлежала Анатолию Федоровичу. Он на­ гражден орденом Трудового Красного Знамени. На БМРТ-254 в определенный период не справля­ лись с производственными заданиями. По приходе на борт технолога А. Ф. Тимошкова положение рез­ ко изменилось в лучшую сторону. Установив между собой крепкий дружеский контакт, капитан Юрий Сергеевич Яковлев и Анатолий Федорович Тимош- ков привели коллектив к трудовой победе. К . ИСМАИЛОВ, старший инженер производ­ ственного отдела. Н А БМРТ-254 «Н. ОСТРОВСКИЙ» я делал первый рейс. Раньше на этом судне бывать не приходилось, однако уже работал на по­ добных кораблях, поэтому, когда получил направле­ ние, растерянности не было. Наоборот, я зримо представлял себе, с чего нужно начинать. Но, как говорят в народе, со всех сторон счастья не бывает, И вот почему. Направление направле­ нием. Все было бы хорошо, когда бы судно стояло у причала. Здесь и с некоторыми матросами успел бы поговорить, с рыбмастерами познакомиться по­ ближе, проверить снабжение рыбофабрики и в спо­ койной обстановке подготовиться к рейсу. А судно стояло в одной из губ Кольского залива и, как нам сказали, уже с рыбой на борту. Для кропотливого разбирательства с рыбообработчиками просто-на­ просто не оставалось времени. По прибытии на суд­ но нужно было сразу включаться в работу. В первую очередь надо рассказать о подборе мо­ ряков на рабочие места. Вопрос этот не новый, но, на мой взгляд, он для технологов всегда был и оста­ нется самым трудным. И вот почему. Наши корабли рассчитаны на длительные плава­ ния, на многих из них установлена хорошая техника, которая на рыбной фабрике позволяет на трудоем­ ких операциях добиваться высоких и качественных результатов. Однако техника остается техникой, а обслужи­ вать ее должны люди. Потом, что ни говори, а на многих породах рыб разделка еще на 90 процентов производится вручную. И очень трудно выходить из положения, когда у тебя в экипаже в основном со­ брались новички. Помимо производственных навы­ ков, им еще приходится прививать чувство любви и уважения к нашему труду. С каждым из матросов в отдельности в первые дни промысла познакомились досконально. Рыбма- стера В. С. Голенков, А. А. Наджафов и я знали, кто откуда родом, кем по специальности был до моря, если ходил уже на судах, то на каких и в ка­ ком качестве. Иногда люди рассказывают о себе не­ охотно, а подчас открываются душой. Так или ина­ че, но даже самые скудные подробности о тружени­ ке позволяют определить степень его профессио­ нальной пригодности. А бывает и такое, что прихо­ дят два матроса и просятся в одну смену. Мотивиру­ ют они свой порыв тем, что уже ходили вместе на каком-то судне. Ну что ж, приходится идти ребятам навстречу, потому что всегда есть надежда, что сра­ ботанность поможет не только им, но и соседям по рыбоделу. При подборе смен ничто нельзя сбрасы­ вать со счета, и уж ни в коем случае нельзя допу­ стить, чтобы одна смена была укомплектована в профессиональном отношении сильнее другой, пото­ му что в рейсе могут возникнуть нежелательные конфликты и обиды. Вот все это и нужно учитывать технологу при составлении списков смен. Сейчас в производственном отделе нашего флота разработано расписание обязанностей для каждого из производственной команды. Такое расписание поможет, безусловно, матросу, будь он первокласс­ ным специалистом или бесклассным. Но так или иначе в каждом рейсе неоценимую услугу оказыва­ ют собрания рыбообработчиков на рабочем месте. Здесь технолог может ответить на многочисленные вопросы своих подчиненных, полнее расшифровать им рейсовые задания, свои задумки. У нас же все такие короткие, но деловые собрания смен закан­ чивались неизменным требованием: при высоком ритме работы отправлять на заморозку рыбу с вы­ соким качеством разделки. Такие постоянные напоминания никого не обижа­ ли. Ведь начинали мы работать в окуневом районе. Эта рыба ловилась хорошо, при желании в пелагиче­ ском варианте окунем можно было буквально зава­ лить фабрику. Но зачем? Кому это выгодно? Выхо­ дит, никому. Вот здесь я должен отдать должное нашему капитан-директору, рыбаку с большим азар­ том, но трезвым мышлением. Уловы в окуневую пу­ тину были именно такими, какое количество рыбы мы успевали переработать за вахту. Поэтому сырец не залеживался в бункерах и ящиках, не валялся на палубе. Одним словом, не жадничали. И результат получился отличным. С малоопытной производствен­ ной командой мы сумели заморозить 180 тонн раз­ деланного обезглавленного окуня, 377 тонн — в не- разделанном виде. Более половины выловленной рыбы было использовано для выработки непосредст­ венно товарной продукции. пользовали машину «Баадер-190», для выпуска тушки применяли специальный станок и механиче­ скую щетку для снятия черной пленки и удаления кровяной почки. При облове трески получили из управления радио­ грамму заняться сбором тресковых голов и позво­ ночных костей. Поначалу, конечно, кое-кто не так понял указание. Пришлось разъяснять несведущим товарищам, в чем, собственно, заключается дело. Многие из наших моряков — люди из южных об­ ластей. Настоящей рыбацкоіі ухи они по существу, не едали, а ьедь те, кто рожден был у моря, знают, что самая наваристая и вкусная уха получается- именно из переварки окуневых, тресковых, палтусо- I ДЕЛО НАШЕЙ ЧЕСТИ ( 7 І і і ! І І Ш І І І Ш І І І І Ш І І І 1 І І Ш І І І І І І І Ш І М Ш І 1 І Ш І Ш Ш І І Ш І І Ш І Ш І І І І І І І І ! І Ш І І Ш Н І І Ш Ш І І І ! Ш І І І І ! Ш І І Ш І І Ш ! І І П Ш ! і і ; і і ! і і і ! Ш І Ш ! і ! І І Ш 1 7 В борьбе за высокое качество выпускаемой про­ дукции принимал участие буквально каждый. И это не пустые слова. Зрелых и грамотных матросов, как я уже говорил, на судне мало. Поэтому на фабрику в окуневую путину почти постоянно вызывали под- вахту. В сущности мы могли бы морозить окунь и нераздеданным, но несложный подсчет говорит о том, что шкереная рыба в два раза дороже нешке- реной, к тому же разделанная рыба дольше сохра­ няется не только на прилавках магазинов, но и в до­ машних условиях, а это значит, что она пользуется большим спросом у покупателя. Улучшить качество продукции, ее товарный вид, именно к этому нас призывают решения XXV съез­ да КПСС, да мы и сами в порту много раз убежда­ лись, что шкереную рыбу не только скорее заби­ рают из трюмов, она быстрее расходится среди по­ требителя. Что касается окуня, то он в вяленом и копченом виде всем пришелся по вкусу. Окуня, безусловно, можно было нашкерить в рей­ се и больше 180 тонн, примени мы так называемый косой срез. Но опять же невыгодно со всех сторон. При косом срезе почти половина рыбины выбрасы­ вается в шнек рыбомучной установки. А раз выбра­ сывается половина, значит, ее нужно компенсиро­ вать другой половиной из нового улова. В общем здесь можно затронуть большой круг вопросов. Но нам, морякам, самым выгодным в настоящее время и в последующем может стать только метод полного использования рыбы для пищевых целей. Отсюда вытекает решение: разделывать окунь по всем пра­ вилам. Не справляются люди с разделкой улова — тогда заморозь его «кругляком». Думаю, за это не поругают, а, наоборот, скажут спасибо. С ЛЕДУЮЩИМ ЭТАПОМ НАШЕЙ РАБОТЫ был облов мойвы. Я не иуду рассказывать подробно, как мы работали, имея на фабрике эту рыбу.-Технология ее обработки известна всем, поэтому сразу перейду к добыче трески. Треску мы промышляли у берегов. Подъемы ее большими не назовешь. Вот здесь мы и сделали все возможное, чтобы как можно больше рыбы исполь­ зовалось для выпуска продукции расширенного ас­ сортимента, улучшенного качества. На промысле трески мы боролись за то, чтобы как можно боль­ ший процент от общего веса рыбины пошел в дело. В рейсе выработали 140 тонн филе. 35 тонн туш­ ки и нашкерили 690 тонн. Для выработки филе ис­ вых голов и позвоночных костей. Так что, на мой взгляд, овчинка стоит выделки. Сбор позвоночных костей труда особого не со­ ставляет. А вот прн сборе рыбьих; голов необходи­ мо соблюдать некоторую осторожность. Просто взять' и заморозить рыбью голову — заведомо забрано-' вать свою продукцию. И вот почему. Когда на судне облавливают рыбу пелагическим тралом, естественно, в ее жабрах нет ила и песка;? Голову от такой рыбины остается только зачистить от сгустков крови, промыть и отправить на замороз­ ку. Однако мы работали у берегов донным тралом.. Здесь часть рыбы шла с чистыми жабрами, в неко-1 торых обнаруживали песок. Такую голову не отбра-'1 сывали. После зачистки крови ее помещали в цент-'] робежную мойку, подавали воду под давлением. Пос-j ле некоторого времени проверяли. Если чистота] жабер обеспечивалась, головы расфасовывали в про-1 тивни. Если промывка оказывалась недостаточной,* ее повторяли. За тот период, что судно находилось в тресковом^ районе, мы заморозили н упаковали 46 тонн треско­ вых голов и семь тонн позвоночников. Я не хочу этим сказать,.будто на нашем судне от-, крыли новую Америку. В справочниках для масте-1 ров и технологов по рыбообработке есть все техни-| ческие рекомендации по сбору и заморозке треско-] вых голов. Имеются на них и закупочные цены. Это j говорит о том, что в дни «малой рыбы» мы можем ; резко сократить простои технологического оборудо-- вания судов именно за счет сбора голов н позвоноч-' ных костей, которые остаются после выработки фи- ле и шкерки. По всей видимости, кроме тресковых и j палтусовых голов, можно собирать также головы і других рыб. только здесь, на мой взгляд, необходи-1 лю согласовать главку «СеврыЗа» закупочные цены) в нужных инстанциях, и дело пойдет. На нашем суд-” не собрали 47 тонн отходов для пищевых целей. Ес-; ли их начать собирать на десятках судов да подкре-1 пить это дело хорошеіі рекламой и кулинарными рецептами, думаю, это принесет большую пользу. Да и сами результаты говорят за себя. На нашем судне процент выхода из рыбы-сырца пищевой про­ дукции составил 88,1 процента, а для производства печени консервированной полезный коэффициент сырца составил около 100 процентов. А. ТИМОШКОВ, помощник капитана по про­ изводству БМРТ-254 «Н. Островский».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz