Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.

БМРТ„Прикарпатье": Вся продукция I L 3 4 4 0 т о н н п р и п л а н е 2 5 9 1 т о н н а п и щ е в о й п р о д у к ц и и и з о н у н я , п а л т у с а в ы р а б о т а л в р е й с е э к и п а ж Б М Р Т , , П р и к а р п а т ь е 11. • З а д а н и е п о ф и л е — н а 5 2 6 п р о ц е н т о в . • Р е а л и з а ц и я п и щ е в о й и з ц е н н ы х п о р о д р ы б с о с т а в и л а 2 . 4 1 5 . 6 5 8 р у б л е й п р и п л а н е 1 . 8 3 3 . 9 9 3 р у б л я . • В с л о ж н ы х у с л о в и я х п р о м ы с л а с э к о н о м л е н о п р о м ы с л о в о г о в о о р у ж е н и я н а 2 5 т ы с я ч р у б л е й . О с н о в н о й п р и н ц и п П ОКУПАТЕЛЬ, который получит рыбную про­ дукцию с маркой «Сделано на БМРТ «При­ карпатье», останется доволен. Не только ее качеством, хорошим товарным видом, но н пищевой ценностью. В течение всего рейса мы облавливали рыбу ценных пород (палтуса, окуня), выпускали из них рыбные товары, пользующиеся повышенным спросом: тушку, филе, палтус специальной разделки. Вспоминаю начало этого плавания. Предваритель­ но нам говорили: «Готовьтесь к лову мойвы». Го­ товились, но так, чтобы быть готовыми к пере­ работке любого рыбного сырья. И это оказалось правильным: уже на переходе на промысел нас со­ риентировали на другой район, где моііва исключа­ лась. Основу улова должен был составить окунь. Конечно, волновались: сумеем ли наладить выпуск продукции из разделанной рыбы. Команда новая, укомплектованная перед выходом судна из ремонта. А шкерка окуня — дело, трудоемкое, тут даже опыт­ ные матросы не дают высокого темпа. Волновались, как оказалось, не зря. Если поли­ стать журнал, в котором отмечал суточную произво­ дительность, видно: в первый день 28 тонн мороже­ ной рыбы уложили в трюм, во второй — 27. И так почти всю пятидневку. Результаты малоутешитель­ ные. Дело тут было не только в рыбообработчиках. И палубная команда и судоводители не могли понача­ лу приноровиться к условиям района — слишком тяжелые они в тех квадратах Северной Атлантики. Частые порывы трала — фабрика без рыбного сырья. И еще: постоянно выходило из строя техно­ логическое оборудование. Мы его обкатали на холо­ стом ходу заблаговременно, но когда дали нагрузку, выяснились то тут, то там недоделки судоремонтни­ ков. И, тем не менее, моряки сумели быстро оправить­ ся от свалившихся на них сюрпризов. Пошло сырье, лучше стала работать техника, втянулись в ритм ры­ бообработчики. И в журнале на пятые сутки про­ мысла записал цифру «50» — столько тонн продук­ ции выпустили в тот день. Скажу, в дальнейшем да­ вали и шестьдесят «с хвостиком». Всего за рейс выработали 3440 тонн готовой продукции при плане 2591 тонна, в том числе 151 тонну филе, 89 — тушки (выполнение задания — 256 процентов). Общая реализация составила 2521330 рублей. Сюда не вошла сумма стоимости выработанных пресервов из сырья, взятого из пор­ та. и печени трески. Треска составляла прилов, н всю се мы пускали на филе. Выпускали вручную, та:; как машина "Ваадер-198», имеющаяся на судне, рассчитана на мелкий и средний ассортимент сырья, у нас в трал попадали крупные экземпляры рыбы. Организация труда, была такова. На одноіі из ли­ ний треска подавалась в общем потоке к рыбоде- лам, где два моряка специально занимались только I тресковым филе. С другой линии треску собирали в емкости и тоже пускали на филе. С начала облова окуня решили морозить его по- трош'еным с головой. В этом случае выше процент выхода продукции из сырья, а потрошение обеспе­ чивало более высокую сумму реализации. Лишь в крайних случаях, когда просто не хватало сил на шкерку, а уловы были большие, окунь морозили кругляком. В течение рейса мы несколько раз меняли район лова, но принцип — дать максимум продукции из добытой рыбы — оставался постоянным, поэтому Зуду говорить об организации труда на рыбной фаб­ рике, не привязывая к конкретному району. На палтусе, например, главный упор сделали на то, чтобы выпускать максимум тушки. И за двадцать дней дали без малого два плана. Тогда решили вре­ менно сбавить темп, основное внимание — филе и выработке палтуса специальной разделки для коп­ тильного завода. Того и другого продукта изготови­ ли соответственно 64 и 100 тонн. Но и это не все. Можно сказать, от разделки пал­ туса мы почти не имели отходов. Головы пускали на заморозку (привезли 85 тонн), собирали также пе­ чень (доставили полтонны). То же самое и с окунем, с той разницей, что из его внутренностей вытаплива­ ли жир — заготовили его 8 тонн. Казалось бы, перевыполнив план по тушке, сле­ довало отказаться от выработки этого вида про­ дукции. Но мы так не поступили. На выпуск тушки из окуня поставили консервную бригаду и машини­ стов рыбомучной установки. Они отвлекались толь­ ко в случае, когда накапливалось сырье для их це­ хов. Кроме того, и рыбообработчики занимались тушкой. Ежесуточно давали до тонны ценноіі про­ дукции, пользующейся повышенным спросом. Надо отметить, тушку мы вырабатывали факти­ чески вручную, лишь плавники удаляли с помощью машины. Механические же щетки для зачистки пленки, визиги конструкции ГШНРО на окуне бы­ стро выходили из строя. Следует снабжать суда за­ пасными. тогда морякам не придется мыкаться на промысле. Окунь, как и палтус, шел у нас и на спец иальную р а з д е л к у — дл я копчения. С л ед ов ал о не только со­ блюд ать технологию, но и прои зводить сортировку по группам. П е р в ая — вес рыбин (крупных) от 600 гр. до 1,5 кг., вторая — от 500 до 600 г р а м ­ мов. Отсюда за д а ч а — п рав ил ьно пр ои звести р а с ф а ­ совку, м ар к и р о вк у ящи ков, ук л ад к у их в трюмах. Достигнутый успех свидетельствует о том, что моряки в сложных условиях работы проявили твор­ ческую смекалку, трудолюбие, настойчивость. ЛІне хочется особо отметить рыбмастера А. А. Мнгуно- ва, матросов И. П. Кориленко, А. Ф. Бондарчука. А. БУГАИ, технолог БМРТ «Прикарпатье». На гяжель/х г р у н т а х 0 ‘ іБЫЧНО ДЛЯ ЭКИПАЖА любого промысло­ р о г о судна основная работа начинается С выходом из порта. Палубной команде «При­ карпатья» пришлось потрудиться в полную силу еще у причала. Иначе было нельзя: судно отправ­ лялось в рейс после ремонта, на борту ничего из промыслового вооружения не осталось после преды­ дущего плавания. Вот и старались матросы, масте­ ра по добыче с утра до вечера, подготавливали тра­ ловое хозяйство к промыслу. До отдачи швартовов успели многое сделать. Но самое главное — хорошо познакомились с людьми. На первые вопросы к вновь прибывшему «где раньше работал, на каком участке, сколько време­ ни?» ответ получить ие составляло труда. Но иное — увидеть человека в деле, найти контакт, узнать сильные и слабые стороны. Надо сказать, палуб­ ную команду нам удалось укомплектовать классны­ ми специалистами. Это потом положительно сказа­ лось на результатах работы всего экипажа. , Правда, в первые дни лова приходилось трудно. Тяжелые грунтовые условия, метеообстановка, льды. Приноровиться, казалось, невозможно. II тем не менее и судоводители и палубники проявили твердость, стремление, пусть и методом ошибок, освоить район. Изменили несколько вооружение трала, облег­ чили подбору, ее вес в воде был в пределах 600 килограммов. В процессе работы, переходя в дру­ гие квадраты, еще варьировали. Много хлопот доставляли кабели — не выдер­ живали нагрузок при задеве, рвались. Тогда реши­ ли ставить их по пелагической схеме: верхний ка­ бель крепили к верхней лапке траловоіі доски, ниж­ ний — к нижней. Убедились: так лучше. Далее, увеличили плав в передней части мешка за счет 3 0—40 дополнительных кухтылей. По ниж­ ней пласти вместо сетей стали применять канаты из геркулеса, а когда кончился их запас, исполь­ зовали оуйлинь. Д л я д о з о р н і Народные контролеры: навигатор Виктор Александрович Выходии, Иванович Дядюн и машинист РМУ Борис Анатолье вич Кудряшов. электромеханик Александр В НАШЕЙ СУДОВОЙ ГРУППЕ народных контролеров девять человек. Избрали их в начале рейса на общем собрании экипажа. Председатель группы рефрижераторный механик Владимир Иванович Корябин. На первом организационном совещании распреде­ лили посты: на рыбной фабрике, в машшшом-отде- лении, на палубе. Наш пост, на фабрике, возглавил машинист рыбомучной установки Борис Кудряшов. О деятельности контролеров-рыбообработчиков мне хочется рассказать подробнее. В течение всего плавания коллектив «Прикарпа­ тья» жил главной заботой — как можно полнее использовать сырье на пищевые цели, перевыпол­ нить задание по выработке тушки. И с этими зада­ чами мы справились. Боль.шую часть времени облавливали окуня. Тех­ нология его обработки всем известна: окунь или обезглавливают и морозят, или пускают на замороз­ ку с головой. По предложению народных контро­ леров мы остановились на последнем варианте. Окуневые головы — ценное рыбное сырье, и поку­ патель найдет ему применение. Для той же, на­ пример. ухи. Вкусовые качества такого блюда от­ личные. Еще тнву 1 грок - 4ему 1 ыбное іТО прі ■алось ожени Болы іцению ВИЙ ВЫ) ДИЛИ 111 ковки, маркирс трюмах, не оона составл комендо Экпп; по выпу тролеро внедрен аомощы и произі Совм( ЛИ БІ-" '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz