Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.
БМРТ„Прикарпатье": Вся продукция I L 3 4 4 0 т о н н п р и п л а н е 2 5 9 1 т о н н а п и щ е в о й п р о д у к ц и и и з о н у н я , п а л т у с а в ы р а б о т а л в р е й с е э к и п а ж Б М Р Т , , П р и к а р п а т ь е 11. • З а д а н и е п о ф и л е — н а 5 2 6 п р о ц е н т о в . • Р е а л и з а ц и я п и щ е в о й и з ц е н н ы х п о р о д р ы б с о с т а в и л а 2 . 4 1 5 . 6 5 8 р у б л е й п р и п л а н е 1 . 8 3 3 . 9 9 3 р у б л я . • В с л о ж н ы х у с л о в и я х п р о м ы с л а с э к о н о м л е н о п р о м ы с л о в о г о в о о р у ж е н и я н а 2 5 т ы с я ч р у б л е й . О с н о в н о й п р и н ц и п П ОКУПАТЕЛЬ, который получит рыбную про дукцию с маркой «Сделано на БМРТ «При карпатье», останется доволен. Не только ее качеством, хорошим товарным видом, но н пищевой ценностью. В течение всего рейса мы облавливали рыбу ценных пород (палтуса, окуня), выпускали из них рыбные товары, пользующиеся повышенным спросом: тушку, филе, палтус специальной разделки. Вспоминаю начало этого плавания. Предваритель но нам говорили: «Готовьтесь к лову мойвы». Го товились, но так, чтобы быть готовыми к пере работке любого рыбного сырья. И это оказалось правильным: уже на переходе на промысел нас со риентировали на другой район, где моііва исключа лась. Основу улова должен был составить окунь. Конечно, волновались: сумеем ли наладить выпуск продукции из разделанной рыбы. Команда новая, укомплектованная перед выходом судна из ремонта. А шкерка окуня — дело, трудоемкое, тут даже опыт ные матросы не дают высокого темпа. Волновались, как оказалось, не зря. Если поли стать журнал, в котором отмечал суточную произво дительность, видно: в первый день 28 тонн мороже ной рыбы уложили в трюм, во второй — 27. И так почти всю пятидневку. Результаты малоутешитель ные. Дело тут было не только в рыбообработчиках. И палубная команда и судоводители не могли понача лу приноровиться к условиям района — слишком тяжелые они в тех квадратах Северной Атлантики. Частые порывы трала — фабрика без рыбного сырья. И еще: постоянно выходило из строя техно логическое оборудование. Мы его обкатали на холо стом ходу заблаговременно, но когда дали нагрузку, выяснились то тут, то там недоделки судоремонтни ков. И, тем не менее, моряки сумели быстро оправить ся от свалившихся на них сюрпризов. Пошло сырье, лучше стала работать техника, втянулись в ритм ры бообработчики. И в журнале на пятые сутки про мысла записал цифру «50» — столько тонн продук ции выпустили в тот день. Скажу, в дальнейшем да вали и шестьдесят «с хвостиком». Всего за рейс выработали 3440 тонн готовой продукции при плане 2591 тонна, в том числе 151 тонну филе, 89 — тушки (выполнение задания — 256 процентов). Общая реализация составила 2521330 рублей. Сюда не вошла сумма стоимости выработанных пресервов из сырья, взятого из пор та. и печени трески. Треска составляла прилов, н всю се мы пускали на филе. Выпускали вручную, та:; как машина "Ваадер-198», имеющаяся на судне, рассчитана на мелкий и средний ассортимент сырья, у нас в трал попадали крупные экземпляры рыбы. Организация труда, была такова. На одноіі из ли ний треска подавалась в общем потоке к рыбоде- лам, где два моряка специально занимались только I тресковым филе. С другой линии треску собирали в емкости и тоже пускали на филе. С начала облова окуня решили морозить его по- трош'еным с головой. В этом случае выше процент выхода продукции из сырья, а потрошение обеспе чивало более высокую сумму реализации. Лишь в крайних случаях, когда просто не хватало сил на шкерку, а уловы были большие, окунь морозили кругляком. В течение рейса мы несколько раз меняли район лова, но принцип — дать максимум продукции из добытой рыбы — оставался постоянным, поэтому Зуду говорить об организации труда на рыбной фаб рике, не привязывая к конкретному району. На палтусе, например, главный упор сделали на то, чтобы выпускать максимум тушки. И за двадцать дней дали без малого два плана. Тогда решили вре менно сбавить темп, основное внимание — филе и выработке палтуса специальной разделки для коп тильного завода. Того и другого продукта изготови ли соответственно 64 и 100 тонн. Но и это не все. Можно сказать, от разделки пал туса мы почти не имели отходов. Головы пускали на заморозку (привезли 85 тонн), собирали также пе чень (доставили полтонны). То же самое и с окунем, с той разницей, что из его внутренностей вытаплива ли жир — заготовили его 8 тонн. Казалось бы, перевыполнив план по тушке, сле довало отказаться от выработки этого вида про дукции. Но мы так не поступили. На выпуск тушки из окуня поставили консервную бригаду и машини стов рыбомучной установки. Они отвлекались толь ко в случае, когда накапливалось сырье для их це хов. Кроме того, и рыбообработчики занимались тушкой. Ежесуточно давали до тонны ценноіі про дукции, пользующейся повышенным спросом. Надо отметить, тушку мы вырабатывали факти чески вручную, лишь плавники удаляли с помощью машины. Механические же щетки для зачистки пленки, визиги конструкции ГШНРО на окуне бы стро выходили из строя. Следует снабжать суда за пасными. тогда морякам не придется мыкаться на промысле. Окунь, как и палтус, шел у нас и на спец иальную р а з д е л к у — дл я копчения. С л ед ов ал о не только со блюд ать технологию, но и прои зводить сортировку по группам. П е р в ая — вес рыбин (крупных) от 600 гр. до 1,5 кг., вторая — от 500 до 600 г р а м мов. Отсюда за д а ч а — п рав ил ьно пр ои звести р а с ф а совку, м ар к и р о вк у ящи ков, ук л ад к у их в трюмах. Достигнутый успех свидетельствует о том, что моряки в сложных условиях работы проявили твор ческую смекалку, трудолюбие, настойчивость. ЛІне хочется особо отметить рыбмастера А. А. Мнгуно- ва, матросов И. П. Кориленко, А. Ф. Бондарчука. А. БУГАИ, технолог БМРТ «Прикарпатье». На гяжель/х г р у н т а х 0 ‘ іБЫЧНО ДЛЯ ЭКИПАЖА любого промысло р о г о судна основная работа начинается С выходом из порта. Палубной команде «При карпатья» пришлось потрудиться в полную силу еще у причала. Иначе было нельзя: судно отправ лялось в рейс после ремонта, на борту ничего из промыслового вооружения не осталось после преды дущего плавания. Вот и старались матросы, масте ра по добыче с утра до вечера, подготавливали тра ловое хозяйство к промыслу. До отдачи швартовов успели многое сделать. Но самое главное — хорошо познакомились с людьми. На первые вопросы к вновь прибывшему «где раньше работал, на каком участке, сколько време ни?» ответ получить ие составляло труда. Но иное — увидеть человека в деле, найти контакт, узнать сильные и слабые стороны. Надо сказать, палуб ную команду нам удалось укомплектовать классны ми специалистами. Это потом положительно сказа лось на результатах работы всего экипажа. , Правда, в первые дни лова приходилось трудно. Тяжелые грунтовые условия, метеообстановка, льды. Приноровиться, казалось, невозможно. II тем не менее и судоводители и палубники проявили твердость, стремление, пусть и методом ошибок, освоить район. Изменили несколько вооружение трала, облег чили подбору, ее вес в воде был в пределах 600 килограммов. В процессе работы, переходя в дру гие квадраты, еще варьировали. Много хлопот доставляли кабели — не выдер живали нагрузок при задеве, рвались. Тогда реши ли ставить их по пелагической схеме: верхний ка бель крепили к верхней лапке траловоіі доски, ниж ний — к нижней. Убедились: так лучше. Далее, увеличили плав в передней части мешка за счет 3 0—40 дополнительных кухтылей. По ниж ней пласти вместо сетей стали применять канаты из геркулеса, а когда кончился их запас, исполь зовали оуйлинь. Д л я д о з о р н і Народные контролеры: навигатор Виктор Александрович Выходии, Иванович Дядюн и машинист РМУ Борис Анатолье вич Кудряшов. электромеханик Александр В НАШЕЙ СУДОВОЙ ГРУППЕ народных контролеров девять человек. Избрали их в начале рейса на общем собрании экипажа. Председатель группы рефрижераторный механик Владимир Иванович Корябин. На первом организационном совещании распреде лили посты: на рыбной фабрике, в машшшом-отде- лении, на палубе. Наш пост, на фабрике, возглавил машинист рыбомучной установки Борис Кудряшов. О деятельности контролеров-рыбообработчиков мне хочется рассказать подробнее. В течение всего плавания коллектив «Прикарпа тья» жил главной заботой — как можно полнее использовать сырье на пищевые цели, перевыпол нить задание по выработке тушки. И с этими зада чами мы справились. Боль.шую часть времени облавливали окуня. Тех нология его обработки всем известна: окунь или обезглавливают и морозят, или пускают на замороз ку с головой. По предложению народных контро леров мы остановились на последнем варианте. Окуневые головы — ценное рыбное сырье, и поку патель найдет ему применение. Для той же, на пример. ухи. Вкусовые качества такого блюда от личные. Еще тнву 1 грок - 4ему 1 ыбное іТО прі ■алось ожени Болы іцению ВИЙ ВЫ) ДИЛИ 111 ковки, маркирс трюмах, не оона составл комендо Экпп; по выпу тролеро внедрен аомощы и произі Совм( ЛИ БІ-" '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz