Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.
'ф и т н е с - riPOMBCU^ Д Д Е М О Т В А С Р Ы Б У п о и к о и к I I п КАЖДЫМ ГОДОМ добыча рыбы донным тралом становится все сложнее. В боль шей степени это объясняется тем, что зна чительно сократились запасы донных пород и ча- : тично — слабыми поисками концентраций рыбы, > второй причине я и хочу высказать свое мнение. У моряков тралового флота богатый опыт поие- ,звой работы. Тогда чем объяснить неудачи эки- i кей некоторых судов-поисковиков? Наблюдения показывают, что в последние годы поисковые траления продолжаются 2 —3 и даже -/ часа. Это приводит к сокращению количества л:срок районов тралами. Кроме того, поисковики слишком много доверяют приборам, пренебрегая 1 алением. Верить и следить за показаниями приборов на до, но в определенных пределах. Известно, что бы вают случаи, когда показаний много, а рыбы нет, и наоборот. Рыбу, прижатую к грунту, самописец не всегда показывает. При волнешш моря в четыре ii более баллов показания вообще отсутствуют, да и по техническим причинам прибор может писать только грунт, а наличие рыбы не фиксировать. Длительные траления резко снижают оператив ность в работе поисковых судов. Но капитаны вы нуждены это делать, так как надо выполнять план по вылову рыбы, который им дают в обязательном порядке. В результате удается за сутки проверить 3 —4 и только иногда 5 —6 квадратов. Поисковик иногда найдет небольшое «пятно» и держится на нем, делая 2 —3 поворота, хотя всем ясно, что промыслового значения «косячок» не име ет. На мой взгляд, надо задерживаться только на тех концентрациях, которые смогут облавливать не менее 3 —5 судов. Поисковые траления на глубинах менее 350 мет ров следует вести не более одного часа, максимум — час пятнадцать минут. Бѵй ставить сразу после (Окончание. Начало на 1-й стр.). Во втором месяце эта схема разрушилась. Эки паж РТ-273 ушел от нас в сторону, его рейсы пе ресекаются с нашими. Если мы только выходим на промысел, то он уже идет в порт. Мы занимаемся обловом окуня, моряки «Смоленска» добывают дру гие п.ороды. Постепенно ребята со «Смоленска» про двинулись вперед. Однако іто не значит, что мы отста ли от них потому, что у нас слабее организованность, профессиональная подготов ленность. В одном из рейсов у нас работал; рыбмастером моряк, которыіі любил пере страховываться. Он не только испортил нам улов, но вдобавок к этому еще и допустил значительный пе рерасход соли. Пятилетка десятая стала для всех нас смотром качества и эффективной работы, она требует от каждого не только максимальной отдачи сил и знаний, она призывает к творческой работе. Поэтому мы попросили отдел кадров флота прислать нам опытного постоянного рыбмастера. Анатолий Иванович Вогуля стал для нашего эки пажа незаменимым человеком. Это не только от личный рыбмастер. Он умелый воспитатель моло- дых рыбаков, его занятия с ними можно смело от нести к понятию наставничества. Что касается сортности сдаваемого полуфабриката, то этот пока затель во всех рейсах, кроме того одного, всегда выше планового. Если мы отстаем от экипажа РТ-273 «Смоленск», то случилось это оттого, что наши коллективы вес ной оказались в неравных условиях, а в августе кончился срок действия документов Регистра СССР. Мы простояли в порту 20 суток. Моряки «Смолен ска» сделали отличный рывок. Весной траулер «Смоленск» закрепили за базой, на которую он работал буквально два месяца. Мы же с базой работали десять суток. За два месяца моряки лидирующего судна сумели сдать на базу где-то 150 тонн рыбного полуфабриката свежьем, а мы передали только 20 тонн. Разница, как види те, большая. На первое сентября у РТ-273 вылов был 14523 ц, а у нас только 12364 ц. В то время как РТ «Смоленск» работал с базой, нам пришлось несколько раз, подбив трюмы, сни маться с промысла и следовать в порт. Я не хочу сказать, что нас поставили в невыгодное положе ние, просто мы оказались в неравных условиях, и именно это повлияло на ход соревнования. А так, мы считаем, что наш экипаж с начала года работал и продолжает работать на уровне передовых экипа жей флота. Если же сравнивать результаты по ме сяцам, то получается такая картина. В январе— феврале мы выполнили задание на 101,4 процента. У экипажа «Смоленска» — 116,9 процента. В мар те мы сработали на 100,4 процента, на «Смолен ске» — на 158,7 процента. В апреле перекрыли йлан на 7 процентов, а на «Смоленске» его выпол нили только на 94,1 процента. В мае мы без учета клипфиска дали 98,5 процента плана, а на «Смо ленске» — 118,5 процента. В июне мы выполнили :рейсовое задание на 101,3 процента, моряки «Смо ленска» — только на 99 процентов. В августе на «Смоленске» опять выполнение плана составило только 84,5 процента. Мы же в это время предъ являли судно Регистру СССР. ОТ РЕДАКЦИИ: у моряков РТ 331 «Мурман чанин», как видно из приведенных примеров, нет сильных рывков, но и нет больших проловов. Экипаж работает стабильно и является хорошим соперником первого хорошего улова и проверять район как мо жно скорее и продуктивнее, не дублируя ни одного траления. И только после этого, если не подошли суда-добытчики, можно переходить на промысло вый режим с целью уточнения возможного суточ ного вылова. Желательно, чтобы поисковик, обнаружив рыбу, высказал свое мнение о количестве судов, которые можно направить. Промысловики всегда призна тельны, когда им дают подробную информацию по району. Такая информация обычно содержит сведе ния о грунтовых условиях, замеченных течениях, колебаниях в уловах и изменениях ассортимента в течение суток, лучшие глубины и курсы, время и скорость траления, длину кабелей и ваеров, если были, то какие изменения в вооружения трала, пн- ще рыбы, температуре воды и всем том, что может быть использовано для лучшего облова косяка. Наблюдаются случаи, когда поисковик удаляется от косяка на 2 0 — 30 миль по возможному ходу его движения и, подняв 2 —3 пустых трала, дает заклю чение: «Рыбы дальше нет». В это же время на ос тавленных им концентрациях изменились уловы и ассортимент в ту или другую сторону. Все это го ворит о вертикальном или горизонтальном переме щении косяка. Если поисковик не нашел рыбу в 2 0 —30 милях и ее там нет в слоях, то это не значит, что она стоит на месте. Косяки рыбы останавливаются толь ко из-за трех факторов: нереста, питания, темпера турного режима. Рыба может пройти, не останавли ваясь, значительно более 40 миль и продвинуться до района, богатого пищей, или температурного гради ента. Поиски надо вести по возможности навстречу движению рыбы, уделяя внимание измерению при донных температур. Знание их помогает успешной разведке. С к е м с о р е в н у е т е с ь , к а к и д у т де ла , ?. . ио соревнованию для коллектива РТ-273 «Смо ленск». А сейчас Владимир Григорьевич рассказы вает о групповом соревновании экипажей: — Наступил осенне-зимний период, и шансы на удачу у всех экипажей сравнялись. Нужно отме тить, что большинство коллективов работают в мо ре оперативно, уже никто не желает лежать в дрей фе в каком-то квадрате и ждать подхода рыбы. В Этом отношении нам нравится капитан РТ-186 «Ми- щуков» Александр Дмитриевич Шейченко. Он тре тий год работает в окуневых районах, отлично зна- ёт все повадки этой рыбы, у А. Д. Шейченко есть чему поучиться всем. Поэтому мы не стеснялись, спрашивали у него советов и по оснастке трала, и по скорости судна, и по другим неясностям. В последнем рейсе вместе с нами добывали рыбу РТ № 3 1 6 и 138. На первом руководит коллективом Николай Петрович Журавлев, а вторым командует Дмитрий Васильевич Березенко. В основном эки пажи этих судов в своей деятельности ориентирова лись на нас, а вышло это потому, что РТ-316 был послан в район ожидаемой концентрации рыбы. Од нако предположения не оправдались, и Н. П. Жу равлев привел судно в наш район. На трое суток йозже нас подошел на промысел и коллектив РТ-138. У нас уже была отработана схема, и мы ра ды были поделиться своими соображениями с това рищами по труду. Дело ведь у нас общее и заботы общие. Приработался к району сам, так будь добр, помоги сделать это же товарищу. . Наши траления укладывались в 3 часа 40 минут. Уловы колебались ночью от 300 кг до 0,5 тонны, а днем— от 2 до 3 тонн. Поэтому мы старались мак симально использовать дневное время за счет без аварийной работы трала. Вот здесь в полной мере проявилась опытность наших штурманов. Ни одного задева! А все потому, что они хорошо сознавали, что при уплотненном графике работы стоять на задеве или еще по какой причине потерять трале ние — суточный план останется невыполненным. Когда мы уходили с промысла, на РТ-138 долг составлял 10 тоннн и впереди было суточное за дание в 6,8 тонны. Чтобы покрыть задолженность, экипажу этого судна в какие-то из суток необходи мо будет взять улов в 16,8 тонны, а это в нынеш них условиях очень трудно сделать. И опять, возвращаясь к разговору о парном со ревновании с экипажем РТ-273 «Смоленск», хо чется сказать что на шестое октября вылов с нача ла года у нас равен 1430 тоннам. До выполнения годового социалистического обязательства необхо димо добыть еще 730 тонн. Если разрешат порабо тать на базу, обязательство будет выполнено к на меченному сроку. Из последнего рейса мы доставили в порт 110 тонн первосортного полуфабриката окуня и другой рыбы, значительно перекрыли задание по выработ ке консервов. Рейсовое задание перекрыто. Те перь будем ждать результатов с РТ-273 «Смо ленск», Иногда поисковые суда работают в группе пре- мысловых, Опять это объясняется наличием плана по добыче. Мне кажется, назрела необходимость ре шить вопрос об исключении таких планов. В то же время стоит подумать .о введении квартальных пре мий для поисковиков, обнаруживших средние и мощные косяки за проработанное время. Нужно отметить: основную тяжесть поисковой ра боты выполняют моряки тралового флота. Содер жание большого числа поисковых кораблей для не го обременительно. Видимо, есть смысл равномерно распределить нагрузку между всеми флотами, На пример, некоторые районы частично поручить по исковым судам типа СРТ, СРТ-ві. Даже для поис ка черного палтуса можно использовать СРТ-м, ко торые ведут промысел его лучше судов типа РТ. Разведкой занимаются РТ, ПСТ, БМРТ. Но по исковики не всегда останавливаются там, где су точный вылов может быть 4 —5 тонн, а такая кон центрация вполне устроила бы суда типа СРТ, Ка- пнтанам-поисковикам надо не забывать об этом и своевременно информировать руководство, что д о зволит рационально рассредоточивать промысловые суда, создавая лучшие условия для работы. Поиски рыбы ведутся в старых, хорошо изучен ных квадратах, хотя в море много «белых пятен». Неизученные и малоизученные районы — своеобраз ная целина, которую необходимо освоить. Твердо уверен, что поиски рыбы надо расширять и улуч шать. Автор обращается ко всем промысловикам, по исковикам, руководителям и научным работникам с просьбой высказать свои мнения по затронутым вопросам. А пока мы ждем больше таких сообщений в эфи ре: «Рыба есть! Идите сюда!». В. КУЗНЕЦОВ, капитан-флагман Беломорской базы гослова. К ОММУНИСТ А. Е. ШЕСТУХИН — ветеран Мурманского ордена Октябрьской Револю ции тралового флота. Сейчас он на БМРТ «Свердловск» работает консервным мастером. E f « имя по результатам социалистического соревнования за максимальную выработку пищевой продукции за несено на судовую Доску почета (верхний снимок). И МЯ КОМСОМОЛЬЦА механика-наладчика БМРТ «Свердловск» Ивана Фомченко по итогам соревнования в рейсе № 2 занесено на судовую Доску почета. Как и в предыдущем рей се, Иван Романович выполняет на общественны:* началах и обязанности флагманского специалиста. Свою главную заботу И. Р. Фомченко видит в том, чтобы с помощью бесперебойно работающего техно логического оборудования экипаж смог выполнить, дополнительное социалистическое обязательство и выработать в первом году пятилетки 5.000 центне ров филе. Фото боцмана В, Мезенка и штурмана А. Стрельцова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz