Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.

'ф и т н е с - riPOMBCU^ Д Д Е М О Т В А С Р Ы Б У п о и к о и к I I п КАЖДЫМ ГОДОМ добыча рыбы донным тралом становится все сложнее. В боль­ шей степени это объясняется тем, что зна­ чительно сократились запасы донных пород и ча- : тично — слабыми поисками концентраций рыбы, > второй причине я и хочу высказать свое мнение. У моряков тралового флота богатый опыт поие- ,звой работы. Тогда чем объяснить неудачи эки- i кей некоторых судов-поисковиков? Наблюдения показывают, что в последние годы поисковые траления продолжаются 2 —3 и даже -/ часа. Это приводит к сокращению количества л:срок районов тралами. Кроме того, поисковики слишком много доверяют приборам, пренебрегая 1 алением. Верить и следить за показаниями приборов на­ до, но в определенных пределах. Известно, что бы­ вают случаи, когда показаний много, а рыбы нет, и наоборот. Рыбу, прижатую к грунту, самописец не всегда показывает. При волнешш моря в четыре ii более баллов показания вообще отсутствуют, да и по техническим причинам прибор может писать только грунт, а наличие рыбы не фиксировать. Длительные траления резко снижают оператив­ ность в работе поисковых судов. Но капитаны вы­ нуждены это делать, так как надо выполнять план по вылову рыбы, который им дают в обязательном порядке. В результате удается за сутки проверить 3 —4 и только иногда 5 —6 квадратов. Поисковик иногда найдет небольшое «пятно» и держится на нем, делая 2 —3 поворота, хотя всем ясно, что промыслового значения «косячок» не име­ ет. На мой взгляд, надо задерживаться только на тех концентрациях, которые смогут облавливать не менее 3 —5 судов. Поисковые траления на глубинах менее 350 мет­ ров следует вести не более одного часа, максимум — час пятнадцать минут. Бѵй ставить сразу после (Окончание. Начало на 1-й стр.). Во втором месяце эта схема разрушилась. Эки­ паж РТ-273 ушел от нас в сторону, его рейсы пе­ ресекаются с нашими. Если мы только выходим на промысел, то он уже идет в порт. Мы занимаемся обловом окуня, моряки «Смоленска» добывают дру­ гие п.ороды. Постепенно ребята со «Смоленска» про­ двинулись вперед. Однако іто не значит, что мы отста­ ли от них потому, что у нас слабее организованность, профессиональная подготов­ ленность. В одном из рейсов у нас работал; рыбмастером моряк, которыіі любил пере­ страховываться. Он не только испортил нам улов, но вдобавок к этому еще и допустил значительный пе­ рерасход соли. Пятилетка десятая стала для всех нас смотром качества и эффективной работы, она требует от каждого не только максимальной отдачи сил и знаний, она призывает к творческой работе. Поэтому мы попросили отдел кадров флота прислать нам опытного постоянного рыбмастера. Анатолий Иванович Вогуля стал для нашего эки­ пажа незаменимым человеком. Это не только от­ личный рыбмастер. Он умелый воспитатель моло- дых рыбаков, его занятия с ними можно смело от­ нести к понятию наставничества. Что касается сортности сдаваемого полуфабриката, то этот пока­ затель во всех рейсах, кроме того одного, всегда выше планового. Если мы отстаем от экипажа РТ-273 «Смоленск», то случилось это оттого, что наши коллективы вес­ ной оказались в неравных условиях, а в августе кончился срок действия документов Регистра СССР. Мы простояли в порту 20 суток. Моряки «Смолен­ ска» сделали отличный рывок. Весной траулер «Смоленск» закрепили за базой, на которую он работал буквально два месяца. Мы же с базой работали десять суток. За два месяца моряки лидирующего судна сумели сдать на базу где-то 150 тонн рыбного полуфабриката свежьем, а мы передали только 20 тонн. Разница, как види­ те, большая. На первое сентября у РТ-273 вылов был 14523 ц, а у нас только 12364 ц. В то время как РТ «Смоленск» работал с базой, нам пришлось несколько раз, подбив трюмы, сни­ маться с промысла и следовать в порт. Я не хочу сказать, что нас поставили в невыгодное положе­ ние, просто мы оказались в неравных условиях, и именно это повлияло на ход соревнования. А так, мы считаем, что наш экипаж с начала года работал и продолжает работать на уровне передовых экипа­ жей флота. Если же сравнивать результаты по ме­ сяцам, то получается такая картина. В январе— феврале мы выполнили задание на 101,4 процента. У экипажа «Смоленска» — 116,9 процента. В мар­ те мы сработали на 100,4 процента, на «Смолен­ ске» — на 158,7 процента. В апреле перекрыли йлан на 7 процентов, а на «Смоленске» его выпол­ нили только на 94,1 процента. В мае мы без учета клипфиска дали 98,5 процента плана, а на «Смо­ ленске» — 118,5 процента. В июне мы выполнили :рейсовое задание на 101,3 процента, моряки «Смо­ ленска» — только на 99 процентов. В августе на «Смоленске» опять выполнение плана составило только 84,5 процента. Мы же в это время предъ­ являли судно Регистру СССР. ОТ РЕДАКЦИИ: у моряков РТ 331 «Мурман­ чанин», как видно из приведенных примеров, нет сильных рывков, но и нет больших проловов. Экипаж работает стабильно и является хорошим соперником первого хорошего улова и проверять район как мо­ жно скорее и продуктивнее, не дублируя ни одного траления. И только после этого, если не подошли суда-добытчики, можно переходить на промысло­ вый режим с целью уточнения возможного суточ­ ного вылова. Желательно, чтобы поисковик, обнаружив рыбу, высказал свое мнение о количестве судов, которые можно направить. Промысловики всегда призна­ тельны, когда им дают подробную информацию по району. Такая информация обычно содержит сведе­ ния о грунтовых условиях, замеченных течениях, колебаниях в уловах и изменениях ассортимента в течение суток, лучшие глубины и курсы, время и скорость траления, длину кабелей и ваеров, если были, то какие изменения в вооружения трала, пн- ще рыбы, температуре воды и всем том, что может быть использовано для лучшего облова косяка. Наблюдаются случаи, когда поисковик удаляется от косяка на 2 0 — 30 миль по возможному ходу его движения и, подняв 2 —3 пустых трала, дает заклю­ чение: «Рыбы дальше нет». В это же время на ос­ тавленных им концентрациях изменились уловы и ассортимент в ту или другую сторону. Все это го­ ворит о вертикальном или горизонтальном переме­ щении косяка. Если поисковик не нашел рыбу в 2 0 —30 милях и ее там нет в слоях, то это не значит, что она стоит на месте. Косяки рыбы останавливаются толь­ ко из-за трех факторов: нереста, питания, темпера­ турного режима. Рыба может пройти, не останавли­ ваясь, значительно более 40 миль и продвинуться до района, богатого пищей, или температурного гради­ ента. Поиски надо вести по возможности навстречу движению рыбы, уделяя внимание измерению при­ донных температур. Знание их помогает успешной разведке. С к е м с о р е в н у е т е с ь , к а к и д у т де ла , ?. . ио соревнованию для коллектива РТ-273 «Смо­ ленск». А сейчас Владимир Григорьевич рассказы­ вает о групповом соревновании экипажей: — Наступил осенне-зимний период, и шансы на удачу у всех экипажей сравнялись. Нужно отме­ тить, что большинство коллективов работают в мо­ ре оперативно, уже никто не желает лежать в дрей­ фе в каком-то квадрате и ждать подхода рыбы. В Этом отношении нам нравится капитан РТ-186 «Ми- щуков» Александр Дмитриевич Шейченко. Он тре­ тий год работает в окуневых районах, отлично зна- ёт все повадки этой рыбы, у А. Д. Шейченко есть чему поучиться всем. Поэтому мы не стеснялись, спрашивали у него советов и по оснастке трала, и по скорости судна, и по другим неясностям. В последнем рейсе вместе с нами добывали рыбу РТ № 3 1 6 и 138. На первом руководит коллективом Николай Петрович Журавлев, а вторым командует Дмитрий Васильевич Березенко. В основном эки­ пажи этих судов в своей деятельности ориентирова­ лись на нас, а вышло это потому, что РТ-316 был послан в район ожидаемой концентрации рыбы. Од­ нако предположения не оправдались, и Н. П. Жу­ равлев привел судно в наш район. На трое суток йозже нас подошел на промысел и коллектив РТ-138. У нас уже была отработана схема, и мы ра­ ды были поделиться своими соображениями с това­ рищами по труду. Дело ведь у нас общее и заботы общие. Приработался к району сам, так будь добр, помоги сделать это же товарищу. . Наши траления укладывались в 3 часа 40 минут. Уловы колебались ночью от 300 кг до 0,5 тонны, а днем— от 2 до 3 тонн. Поэтому мы старались мак­ симально использовать дневное время за счет без­ аварийной работы трала. Вот здесь в полной мере проявилась опытность наших штурманов. Ни одного задева! А все потому, что они хорошо сознавали, что при уплотненном графике работы стоять на задеве или еще по какой причине потерять трале­ ние — суточный план останется невыполненным. Когда мы уходили с промысла, на РТ-138 долг составлял 10 тоннн и впереди было суточное за­ дание в 6,8 тонны. Чтобы покрыть задолженность, экипажу этого судна в какие-то из суток необходи­ мо будет взять улов в 16,8 тонны, а это в нынеш­ них условиях очень трудно сделать. И опять, возвращаясь к разговору о парном со­ ревновании с экипажем РТ-273 «Смоленск», хо­ чется сказать что на шестое октября вылов с нача­ ла года у нас равен 1430 тоннам. До выполнения годового социалистического обязательства необхо­ димо добыть еще 730 тонн. Если разрешат порабо­ тать на базу, обязательство будет выполнено к на­ меченному сроку. Из последнего рейса мы доставили в порт 110 тонн первосортного полуфабриката окуня и другой рыбы, значительно перекрыли задание по выработ­ ке консервов. Рейсовое задание перекрыто. Те­ перь будем ждать результатов с РТ-273 «Смо­ ленск», Иногда поисковые суда работают в группе пре- мысловых, Опять это объясняется наличием плана по добыче. Мне кажется, назрела необходимость ре­ шить вопрос об исключении таких планов. В то же время стоит подумать .о введении квартальных пре­ мий для поисковиков, обнаруживших средние и мощные косяки за проработанное время. Нужно отметить: основную тяжесть поисковой ра­ боты выполняют моряки тралового флота. Содер­ жание большого числа поисковых кораблей для не­ го обременительно. Видимо, есть смысл равномерно распределить нагрузку между всеми флотами, На­ пример, некоторые районы частично поручить по­ исковым судам типа СРТ, СРТ-ві. Даже для поис­ ка черного палтуса можно использовать СРТ-м, ко­ торые ведут промысел его лучше судов типа РТ. Разведкой занимаются РТ, ПСТ, БМРТ. Но по ­ исковики не всегда останавливаются там, где су­ точный вылов может быть 4 —5 тонн, а такая кон­ центрация вполне устроила бы суда типа СРТ, Ка- пнтанам-поисковикам надо не забывать об этом и своевременно информировать руководство, что д о ­ зволит рационально рассредоточивать промысловые суда, создавая лучшие условия для работы. Поиски рыбы ведутся в старых, хорошо изучен­ ных квадратах, хотя в море много «белых пятен». Неизученные и малоизученные районы — своеобраз­ ная целина, которую необходимо освоить. Твердо уверен, что поиски рыбы надо расширять и улуч­ шать. Автор обращается ко всем промысловикам, по­ исковикам, руководителям и научным работникам с просьбой высказать свои мнения по затронутым вопросам. А пока мы ждем больше таких сообщений в эфи­ ре: «Рыба есть! Идите сюда!». В. КУЗНЕЦОВ, капитан-флагман Беломорской базы гослова. К ОММУНИСТ А. Е. ШЕСТУХИН — ветеран Мурманского ордена Октябрьской Револю­ ции тралового флота. Сейчас он на БМРТ «Свердловск» работает консервным мастером. E f « имя по результатам социалистического соревнования за максимальную выработку пищевой продукции за­ несено на судовую Доску почета (верхний снимок). И МЯ КОМСОМОЛЬЦА механика-наладчика БМРТ «Свердловск» Ивана Фомченко по итогам соревнования в рейсе № 2 занесено на судовую Доску почета. Как и в предыдущем рей­ се, Иван Романович выполняет на общественны:* началах и обязанности флагманского специалиста. Свою главную заботу И. Р. Фомченко видит в том, чтобы с помощью бесперебойно работающего техно­ логического оборудования экипаж смог выполнить, дополнительное социалистическое обязательство и выработать в первом году пятилетки 5.000 центне­ ров филе. Фото боцмана В, Мезенка и штурмана А. Стрельцова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz