Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.

ХС а лжА 3 ы н а х л е б н ы х т р а с с а х ПОДИТЕЛИ Оренбуржья поддержали инициа- D шву ростовских автотранспортников и вклю­ чились во всесоюзное соревнование за достижение максимальной эффективности транспортных средств на перевозке урожая-76. На вывозке зерна нового урожая в области рабо­ тают новые мощные камские автомобили. В авто­ транспортном предприятии № 2 «КамАЗы» довере­ ны лучшим водителям. Суточные задания перевозки хлеба на заготовительные пункты выполняются на 2 4 0—300 процентов. На снимке: «КамАЗы» везут зерно из хозяйств Илекского района на элеватор. Фото Б. Клипшшцера. (Фотохроника ТАСС). З А Ж И В О И Р Ы Б О Й К АПИТАН ЗЕНИН высок, плотно сбит. На полных губах играет добродушная улыбка. И в море и на берегу он спокоен, чувствует се­ бя уверенно, как человек, который отлично знает, что выполняет большое и важное дело, что неплохо справляется с ним. Но вовсе не так-то уж прост Анатолий Георгие­ вич, как покажется на первый взгляд. Он вдумчивый промысловик, чуткий, но и требовательный воспита­ тель. В «Мурманрыбфлоте» Зенин уже 22 года. Какие бы заманчивые возможности ни предоставлялись, он ни разу не подумал о том, чтобы перейти в другую организацию. — Здесь все мое, родное, привычное, — говорит он. С первых дней командиры производства замети­ ли в молодом судоводителе неутомимую, прямо-таки жадную тягу ко всему новому. Эта черта характера живет в нем и сегодня. Анатолий Георгиевич был уже зрелым судоводи­ телем, когда в управление «Мурмансельдь» стали поступать сейнеры. Его вызвали к начальнику фло­ та, — Пойдете капитаном на сейнер «Звенигород», — тоном, не допускающим возражений, произнес начальник. Возражать Зенин не стал — не в его правилах отказываться от трудного задания. Но задуматься было о чем. В то время экипажи средних рыболов­ ных траулеров «Мурмансельди» вели промысел только дрифтерными сетями, а сейнеры оборудова­ ны кошельковыми неводами, которых капитан и на картинке не видел. Не было даже схем. Пришлось Есе изучать на практике. Анатолий Георгиевич дотошно, до мель­ чайших подробностей изучал «кошелек», обраща­ ясь за помощью к мастеру лова и к матросам. Про­ стой, добродушный, открытый для всех, он пришел­ ся по.сердцу морякам, и те охотно делились с капи­ таном всем, что знали. Были и неприятности. Дело в том, что сейнеры пришли в «Мурмансельдь» из рыболовецких колхо­ зов со своими командами, в которых оказалось не­ мало случайных, недисциплинированных людей. Не­ которые решили: капитан — рубаха-парень, можно расслабиться. И ошиблись, приняв искренность и доброту за простоту и безволие. Уже в первом рейсе на сейне­ ре Анатолий Георгиевич показал Себя требователь­ ным командиром. Некоторых нерадивых членов' эни- пажа пришлось списать — так не привыкли они к жесткой дисциплине, других — строго предупре­ дить. Но порядок на судне был налажен морской, образцовый. Капитан постоянно учился сам, заставляя учиться и подчиненных. И дела на сейнере пошли в гору. Скоро экипаж «Звенигорода» выбился - в лидеры флота, оставив позади авторитетные, заслужённые коллективы, ноторые много лет слыли передови­ ками. А потом моряки «Звенигорода» поставили рекорд по вылову рыбы кошельковым неводом. Были при­ ветствия, очерки в газетах, добрая слава. Но все это не вскружило голову капитану. Как и прежде, из каждого рейса, какой бы ни была про­ мысловая обстановка, судно возвращалось с пере­ выполнением задания. Почему было именно так? Анатолий Георгиевич рассказывает: — Мне очень повезло с наставниками. Никогда не забуду М. Ф. Меньшикова, с которым ходил на про­ мысловом судне, его старшего помощника М. Н. Чер- накова — сейчас он капитан СРТ «Ахилл». Встре­ чаемся, делимся опытом, знаниями. Бывалые промысловики учили А. Г. Зенина не только трудной морской работе, но и были настоя­ щими воспитателями, прошедшими большую школу жизни. Они учили его не обольщаться успехами, ид­ ти дальше. Если судоводитель во всем доволен со­ бой, успокоился, значит, он остановился в своем ро­ сте и как творческий работник для флота пропащ. Эту заповедь всегда помнит Анатолий Георгие­ вич. Помнил и когда ходил после «Звенигорода» на различных средних рыболовных траулерах, и сей­ час, когда командует «Хатангой». «Хатанга». Это судно заинтересовало капитана Зенина в 1972 году, когда оно было переоборудова­ но в живорыбное из обыкновенного СРТ. ...Летним солнечным днем из магазина «Нептун» выходили улыбающиеся люди. В их руках — влаж­ ные сетки, в которых извивалась, била хвостом, су­ дорожно открывая рот, серебряная треска. Прохожие недоуменно оглядывались: — Треска? Живая? Не может быть! — Ну как не может быть! Там не только треска, но и камбала живая. На которую укажешь, ту и под­ цепят сачком в бассейне. — Правда? Тогда надо спешить в магазин, а то не достанется. Что верно, то верно. Первые партии жиеой рыбы были невелики. И именно об этом шел разговор в управлении флота, ногда Зенин получил назначение на «Хатангу». Он охотно принял его. Сказалась все та же тяга к новому. И в самом деле. Еще во времена тишайшего Алек­ сея Михайловича доставляли к царскому столу жи- вых осетров. Екатерина II лакомилась свежей' ухой из стерляди. Но ловить и доставлять в порт живую морскую рыбу... такого еще не было. Анатолий Георгиевич внимательно изучил судно: Есе как на обычных средних рыболовных трауле­ рах, даже носовой трюм не нарушен. В кормовом сделаны прорези, вставлен предварительный аква­ риум, куда рыба поступает из трала. Потом она пе­ речерпывается в другой трюм, уже закрытый. Поче­ му так? А просто потому, что и треска, и камбала, как самые рядовые новички-пассажиры, имеют спо­ собность... укачиваться, при этом делают отрыжку, их тошнит. Это сказьтается на жизнеспособности рыбы, она засыпает. В закрытом же аквариуме нет большой раскачки воды, рыба чувствует себя гораз­ до спокойнее. А вдобавок, чтобы она дольше жила, в трюм подают и кислород. Тут уж главная забота рыбмастера Николая Ми­ хайловича Симбиркина, опытного, бывалого моряка. — У меня -все наоборот, — смеется он, — если прежде главной заботой была тщательная шкерка рыбы, промывка, заморозка, то теперь — чтобы как можно меньше ее беспокоили, чтобы рыба жила не только в момент доставки в порт, но и в магазинах, поездах. Тонкости живорыбного лова и транспортировки быстро освоил опытный капитан. Уже перЕьіе рейсы были полногрузными. Если «Хатанга» рассчитана на вылов и доставку 1200 центнеров рыбы, то приво­ зив она в порт по полторы—две тонны, причем вся треска и камбала в отличном состоянии, отходы ми­ нимальные. Коллектив досрочно, еще в августе выполнил за­ дание первого года десятой пятилетки.; Энипаж дружный, слаженный. Не раз Анатолия Георгиевича в порту останавливал накой-нибудь незнакомый мо­ ряк с просьбой: — Товарищ капитан, возьмите к себе, на «Ха­ тангу». И охотно выполнил бы Зенин подчас просьбу, но ведь штат твердый. И люди работают на судне не по одному году. Да вот хотя бы начальник радиостан­ ции Виктор Андреевич Ананко, всегда бсеперебойно обеспечивающий связь, дающий точную информа­ цию о промысле. Или матрос Константин Степано­ вич Власов, моряк бывалый, опытный. А матрос первого класса Сергей Сергеевич Сапронов! Он хоть из молодых, но в трудолюбии, мастерстве не усту­ пит и ветеранам. Отлично работает и боцман Миха­ ил Васильевич Петрунин. Он не только успешно справляется со своими многотрудными обязанностя­ ми, но и помогает товарищам перечерпывать рыбу из трюма в трюм, чтобы она не уснула. Большую заботу о сохранности продукции прояв­ ляет и второй помощник капитана Василий Леони­ дович Степаненко, который пришел на «Хатангу» полтора года назад, после окончания высшего инже­ нерного морского училища, и уже зарекомендовал себя неплохим судоводителем. И уж выше всяческих похвал работа стармеха Ивана Дмитриевича Самсонова и второго механика Юрия Степановича Кузнецова. «Хатанга» — судно старенькое. Но все его меха­ низмы работают безотказно. Это они, механини, Обеспечивают работу техники, которая, несмотря на изношенность, еще ни разу не подводила промыс­ ловиков. Если в первые годы работы «Хатанги» живая ры­ ба поступала только в магазины Мурманска, то сейчас она идет и в другие города области, н в Мо- скЕу. Жители столицы по праву оценили и уху по балкам, и отварную свежую треску, и разные блюда, приготовленные из нее и из камбалы. Живая рыба едет в Москву в специальных ваго­ нах, в которых установлены аквариумы со специаль­ ными электромоторами, посылающими рыбе дождь, обогащенныіі кислородом. Используются и специ­ альные решетки, которые предотвращают рас­ качку воды, и лед для ее охлаждения. Ежемесячно в столицу приходит 14 таких вагонов с живой рыбой, а потребность в ней в Москве по­ стоянно растет. Сейчас «Хатанга» не одинока. Вместе с ней рабо­ тает н другое живорыбное судно, более мощное, оборудованное по последнему слову техники. Это «А. Никитин». На нем учтены все ошибки первых лет. Переоборудованием СРТ занимались коллекти­ вы оленегорских предприятий, Мурманской судо­ верфи, судоремонтного завода № 2, плавмастерской «Резец» и другие. Проектная мощность «А. Ники­ тина» — 4 —5 тонн живой рыбы за рейс. У экипажа нового живорыбного судна, вступив­ шего в строй в 1976 году, есть уже и первые успе­ хи. А впереди — задача добиться еще более высо­ ких показателей. —- И Есе-такн, — считает капитан Зенин, — это только первые шаги. Надо, чтобы больше было жи­ ворыбных судов, чтобы потребитель получал больше деликатесной продукции. Кстати, опытом мурман­ чан заинтересовались и дальневосточники. — Надо : бы нашим финансистам подумать о том, что живая морская рыба, вылавливаемая в Заполярье, может не только доставить разнообразие в блюдах, но и дать большую прибыль, — гоЕорнт Анатолий Георгиевич. Следует, — утверждает капитан, — подумать и о съемных аквариумах, которые в порту можно выгружать на платформы автомашин и доставлять в любой город Кольского полуострова. Не сказали веского слова пона ученые. Напри­ мер, на «А. Никитине» аквариумы открытые. А в результате в них большая раскачка воды, рыба ве­ дет себя беспокойно, плохо переносит транспорти­ ровку. Обо всем этом надо бы задуматься в «Гипрорыб- флоте», ЦПКТБ. Очень правильно ставит вопрос капитан Зенин. А может быть, действительно пора задуматься и о том, чтобы создать в Мурманске живорыбную фло­ тилию? Ведь спрос на живую треску и камбалу бу­ дет всегда и не тольно в Мурманске и МоскЕе, но и в других городах нашей страны. И. КОРОБОВ. С Е О К А Ш А Л О Т Е Имеется много описаний и упоминаний об ожесто­ ченных драках крупных самцов за обладание самка­ ми. Основным орудием защиты и нападения у каша­ лота является молотоподобная голова. По данным ученого М. М. Слепцова, описавшего «битвы» сам­ цов (по рассказам китобоев, добывавших китов у Курильских островов), во время драки кашалоты с силой ударяют друг друга лбами (как это делают бараны), нередко при этом выпрыгивая из воды. Точные и подробные научные описания такого рода пока отсутствуют. Исследователь В. Хопкинс описы­ вает случай, когда преследуемые китобоями самец и самка с теленком направились к большому стаду. Как только самец приблизился к стаду, от последне­ го отделился другой, крупный самец и, угрожающе высунув челюсти из воды, устремился к пришельцу. Они боролись, сомкнув челюсти, расходились и сно­ ва сходились для атаки. Вода бурлила вокруг так, что трудно было что-либо рассмотреть. В воде были видны вырванные из голов кашалотов куски мяса й сала. Оба кита обессилели, и меньший (пришелец) медленно поплыл прочь от стада: победитель не пре­ следовал его. Больший кит был добыт китобоями: у него оказались сломанными челюсть (которая, по выражению очевидцев, «висела на мясе») и большое количество зубов, а на голове были глубокие раны. В литературе имеется много сведений о случай­ ных столкновениях различного типа судов с каша­ лотами, в основном со спящими. В 1955 году судно «Амерскерк», шедшее со скоростью 17 узлов, столк­ нулось со спящим кашалотом и врезалось в него. В результате кашалот погиб. По некоторым наблюдениям, кашалоты, очевид­ но, из любопытства, подходят так близко, почти при­ жимаются к борту судна, поэтому иногда получают удар винтом. Трудно сказать, случайными или сознательными были действия раненых кашалотов, которые, ныр­ нув с гарпуном в теле и вынырнув под днищем ки­ тобойца, причиняли последнему повреждения. Так, в 1947 году у Командорских островов семнаднатимет- ровый кашалот ударил в корму китобойца «Энтузи­ аст» китобойной флотилии «Алеут-*, сломал гребной вал и повредил рулевое управление. Ан ал о гичный случ ай произошел в Антарктике, когда в результате с толкновения с каш ало том на н еск о л ько н е д е л ь вы­ ш ел из стр о я китобоец «Слава-10» китобойной фло­ тилии «Слава».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz