Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.
ХС а лжА 3 ы н а х л е б н ы х т р а с с а х ПОДИТЕЛИ Оренбуржья поддержали инициа- D шву ростовских автотранспортников и вклю чились во всесоюзное соревнование за достижение максимальной эффективности транспортных средств на перевозке урожая-76. На вывозке зерна нового урожая в области рабо тают новые мощные камские автомобили. В авто транспортном предприятии № 2 «КамАЗы» довере ны лучшим водителям. Суточные задания перевозки хлеба на заготовительные пункты выполняются на 2 4 0—300 процентов. На снимке: «КамАЗы» везут зерно из хозяйств Илекского района на элеватор. Фото Б. Клипшшцера. (Фотохроника ТАСС). З А Ж И В О И Р Ы Б О Й К АПИТАН ЗЕНИН высок, плотно сбит. На полных губах играет добродушная улыбка. И в море и на берегу он спокоен, чувствует се бя уверенно, как человек, который отлично знает, что выполняет большое и важное дело, что неплохо справляется с ним. Но вовсе не так-то уж прост Анатолий Георгие вич, как покажется на первый взгляд. Он вдумчивый промысловик, чуткий, но и требовательный воспита тель. В «Мурманрыбфлоте» Зенин уже 22 года. Какие бы заманчивые возможности ни предоставлялись, он ни разу не подумал о том, чтобы перейти в другую организацию. — Здесь все мое, родное, привычное, — говорит он. С первых дней командиры производства замети ли в молодом судоводителе неутомимую, прямо-таки жадную тягу ко всему новому. Эта черта характера живет в нем и сегодня. Анатолий Георгиевич был уже зрелым судоводи телем, когда в управление «Мурмансельдь» стали поступать сейнеры. Его вызвали к начальнику фло та, — Пойдете капитаном на сейнер «Звенигород», — тоном, не допускающим возражений, произнес начальник. Возражать Зенин не стал — не в его правилах отказываться от трудного задания. Но задуматься было о чем. В то время экипажи средних рыболов ных траулеров «Мурмансельди» вели промысел только дрифтерными сетями, а сейнеры оборудова ны кошельковыми неводами, которых капитан и на картинке не видел. Не было даже схем. Пришлось Есе изучать на практике. Анатолий Георгиевич дотошно, до мель чайших подробностей изучал «кошелек», обраща ясь за помощью к мастеру лова и к матросам. Про стой, добродушный, открытый для всех, он пришел ся по.сердцу морякам, и те охотно делились с капи таном всем, что знали. Были и неприятности. Дело в том, что сейнеры пришли в «Мурмансельдь» из рыболовецких колхо зов со своими командами, в которых оказалось не мало случайных, недисциплинированных людей. Не которые решили: капитан — рубаха-парень, можно расслабиться. И ошиблись, приняв искренность и доброту за простоту и безволие. Уже в первом рейсе на сейне ре Анатолий Георгиевич показал Себя требователь ным командиром. Некоторых нерадивых членов' эни- пажа пришлось списать — так не привыкли они к жесткой дисциплине, других — строго предупре дить. Но порядок на судне был налажен морской, образцовый. Капитан постоянно учился сам, заставляя учиться и подчиненных. И дела на сейнере пошли в гору. Скоро экипаж «Звенигорода» выбился - в лидеры флота, оставив позади авторитетные, заслужённые коллективы, ноторые много лет слыли передови ками. А потом моряки «Звенигорода» поставили рекорд по вылову рыбы кошельковым неводом. Были при ветствия, очерки в газетах, добрая слава. Но все это не вскружило голову капитану. Как и прежде, из каждого рейса, какой бы ни была про мысловая обстановка, судно возвращалось с пере выполнением задания. Почему было именно так? Анатолий Георгиевич рассказывает: — Мне очень повезло с наставниками. Никогда не забуду М. Ф. Меньшикова, с которым ходил на про мысловом судне, его старшего помощника М. Н. Чер- накова — сейчас он капитан СРТ «Ахилл». Встре чаемся, делимся опытом, знаниями. Бывалые промысловики учили А. Г. Зенина не только трудной морской работе, но и были настоя щими воспитателями, прошедшими большую школу жизни. Они учили его не обольщаться успехами, ид ти дальше. Если судоводитель во всем доволен со бой, успокоился, значит, он остановился в своем ро сте и как творческий работник для флота пропащ. Эту заповедь всегда помнит Анатолий Георгие вич. Помнил и когда ходил после «Звенигорода» на различных средних рыболовных траулерах, и сей час, когда командует «Хатангой». «Хатанга». Это судно заинтересовало капитана Зенина в 1972 году, когда оно было переоборудова но в живорыбное из обыкновенного СРТ. ...Летним солнечным днем из магазина «Нептун» выходили улыбающиеся люди. В их руках — влаж ные сетки, в которых извивалась, била хвостом, су дорожно открывая рот, серебряная треска. Прохожие недоуменно оглядывались: — Треска? Живая? Не может быть! — Ну как не может быть! Там не только треска, но и камбала живая. На которую укажешь, ту и под цепят сачком в бассейне. — Правда? Тогда надо спешить в магазин, а то не достанется. Что верно, то верно. Первые партии жиеой рыбы были невелики. И именно об этом шел разговор в управлении флота, ногда Зенин получил назначение на «Хатангу». Он охотно принял его. Сказалась все та же тяга к новому. И в самом деле. Еще во времена тишайшего Алек сея Михайловича доставляли к царскому столу жи- вых осетров. Екатерина II лакомилась свежей' ухой из стерляди. Но ловить и доставлять в порт живую морскую рыбу... такого еще не было. Анатолий Георгиевич внимательно изучил судно: Есе как на обычных средних рыболовных трауле рах, даже носовой трюм не нарушен. В кормовом сделаны прорези, вставлен предварительный аква риум, куда рыба поступает из трала. Потом она пе речерпывается в другой трюм, уже закрытый. Поче му так? А просто потому, что и треска, и камбала, как самые рядовые новички-пассажиры, имеют спо собность... укачиваться, при этом делают отрыжку, их тошнит. Это сказьтается на жизнеспособности рыбы, она засыпает. В закрытом же аквариуме нет большой раскачки воды, рыба чувствует себя гораз до спокойнее. А вдобавок, чтобы она дольше жила, в трюм подают и кислород. Тут уж главная забота рыбмастера Николая Ми хайловича Симбиркина, опытного, бывалого моряка. — У меня -все наоборот, — смеется он, — если прежде главной заботой была тщательная шкерка рыбы, промывка, заморозка, то теперь — чтобы как можно меньше ее беспокоили, чтобы рыба жила не только в момент доставки в порт, но и в магазинах, поездах. Тонкости живорыбного лова и транспортировки быстро освоил опытный капитан. Уже перЕьіе рейсы были полногрузными. Если «Хатанга» рассчитана на вылов и доставку 1200 центнеров рыбы, то приво зив она в порт по полторы—две тонны, причем вся треска и камбала в отличном состоянии, отходы ми нимальные. Коллектив досрочно, еще в августе выполнил за дание первого года десятой пятилетки.; Энипаж дружный, слаженный. Не раз Анатолия Георгиевича в порту останавливал накой-нибудь незнакомый мо ряк с просьбой: — Товарищ капитан, возьмите к себе, на «Ха тангу». И охотно выполнил бы Зенин подчас просьбу, но ведь штат твердый. И люди работают на судне не по одному году. Да вот хотя бы начальник радиостан ции Виктор Андреевич Ананко, всегда бсеперебойно обеспечивающий связь, дающий точную информа цию о промысле. Или матрос Константин Степано вич Власов, моряк бывалый, опытный. А матрос первого класса Сергей Сергеевич Сапронов! Он хоть из молодых, но в трудолюбии, мастерстве не усту пит и ветеранам. Отлично работает и боцман Миха ил Васильевич Петрунин. Он не только успешно справляется со своими многотрудными обязанностя ми, но и помогает товарищам перечерпывать рыбу из трюма в трюм, чтобы она не уснула. Большую заботу о сохранности продукции прояв ляет и второй помощник капитана Василий Леони дович Степаненко, который пришел на «Хатангу» полтора года назад, после окончания высшего инже нерного морского училища, и уже зарекомендовал себя неплохим судоводителем. И уж выше всяческих похвал работа стармеха Ивана Дмитриевича Самсонова и второго механика Юрия Степановича Кузнецова. «Хатанга» — судно старенькое. Но все его меха низмы работают безотказно. Это они, механини, Обеспечивают работу техники, которая, несмотря на изношенность, еще ни разу не подводила промыс ловиков. Если в первые годы работы «Хатанги» живая ры ба поступала только в магазины Мурманска, то сейчас она идет и в другие города области, н в Мо- скЕу. Жители столицы по праву оценили и уху по балкам, и отварную свежую треску, и разные блюда, приготовленные из нее и из камбалы. Живая рыба едет в Москву в специальных ваго нах, в которых установлены аквариумы со специаль ными электромоторами, посылающими рыбе дождь, обогащенныіі кислородом. Используются и специ альные решетки, которые предотвращают рас качку воды, и лед для ее охлаждения. Ежемесячно в столицу приходит 14 таких вагонов с живой рыбой, а потребность в ней в Москве по стоянно растет. Сейчас «Хатанга» не одинока. Вместе с ней рабо тает н другое живорыбное судно, более мощное, оборудованное по последнему слову техники. Это «А. Никитин». На нем учтены все ошибки первых лет. Переоборудованием СРТ занимались коллекти вы оленегорских предприятий, Мурманской судо верфи, судоремонтного завода № 2, плавмастерской «Резец» и другие. Проектная мощность «А. Ники тина» — 4 —5 тонн живой рыбы за рейс. У экипажа нового живорыбного судна, вступив шего в строй в 1976 году, есть уже и первые успе хи. А впереди — задача добиться еще более высо ких показателей. —- И Есе-такн, — считает капитан Зенин, — это только первые шаги. Надо, чтобы больше было жи ворыбных судов, чтобы потребитель получал больше деликатесной продукции. Кстати, опытом мурман чан заинтересовались и дальневосточники. — Надо : бы нашим финансистам подумать о том, что живая морская рыба, вылавливаемая в Заполярье, может не только доставить разнообразие в блюдах, но и дать большую прибыль, — гоЕорнт Анатолий Георгиевич. Следует, — утверждает капитан, — подумать и о съемных аквариумах, которые в порту можно выгружать на платформы автомашин и доставлять в любой город Кольского полуострова. Не сказали веского слова пона ученые. Напри мер, на «А. Никитине» аквариумы открытые. А в результате в них большая раскачка воды, рыба ве дет себя беспокойно, плохо переносит транспорти ровку. Обо всем этом надо бы задуматься в «Гипрорыб- флоте», ЦПКТБ. Очень правильно ставит вопрос капитан Зенин. А может быть, действительно пора задуматься и о том, чтобы создать в Мурманске живорыбную фло тилию? Ведь спрос на живую треску и камбалу бу дет всегда и не тольно в Мурманске и МоскЕе, но и в других городах нашей страны. И. КОРОБОВ. С Е О К А Ш А Л О Т Е Имеется много описаний и упоминаний об ожесто ченных драках крупных самцов за обладание самка ми. Основным орудием защиты и нападения у каша лота является молотоподобная голова. По данным ученого М. М. Слепцова, описавшего «битвы» сам цов (по рассказам китобоев, добывавших китов у Курильских островов), во время драки кашалоты с силой ударяют друг друга лбами (как это делают бараны), нередко при этом выпрыгивая из воды. Точные и подробные научные описания такого рода пока отсутствуют. Исследователь В. Хопкинс описы вает случай, когда преследуемые китобоями самец и самка с теленком направились к большому стаду. Как только самец приблизился к стаду, от последне го отделился другой, крупный самец и, угрожающе высунув челюсти из воды, устремился к пришельцу. Они боролись, сомкнув челюсти, расходились и сно ва сходились для атаки. Вода бурлила вокруг так, что трудно было что-либо рассмотреть. В воде были видны вырванные из голов кашалотов куски мяса й сала. Оба кита обессилели, и меньший (пришелец) медленно поплыл прочь от стада: победитель не пре следовал его. Больший кит был добыт китобоями: у него оказались сломанными челюсть (которая, по выражению очевидцев, «висела на мясе») и большое количество зубов, а на голове были глубокие раны. В литературе имеется много сведений о случай ных столкновениях различного типа судов с каша лотами, в основном со спящими. В 1955 году судно «Амерскерк», шедшее со скоростью 17 узлов, столк нулось со спящим кашалотом и врезалось в него. В результате кашалот погиб. По некоторым наблюдениям, кашалоты, очевид но, из любопытства, подходят так близко, почти при жимаются к борту судна, поэтому иногда получают удар винтом. Трудно сказать, случайными или сознательными были действия раненых кашалотов, которые, ныр нув с гарпуном в теле и вынырнув под днищем ки тобойца, причиняли последнему повреждения. Так, в 1947 году у Командорских островов семнаднатимет- ровый кашалот ударил в корму китобойца «Энтузи аст» китобойной флотилии «Алеут-*, сломал гребной вал и повредил рулевое управление. Ан ал о гичный случ ай произошел в Антарктике, когда в результате с толкновения с каш ало том на н еск о л ько н е д е л ь вы ш ел из стр о я китобоец «Слава-10» китобойной фло тилии «Слава».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz