Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.

В Главном управлении „Севрыба" 8 ОКТЯБРЯ состоялось заседание коллегии Г'лаЕного управленіія «Севрыба», на кото­ ром подведены итоги работы предприятий бассейна в сентябре, выработаны' рекомендации по обеспечению выполнения плана четвертого квартала первого года десятой пятилетки. На заседании проанализировано выполнение сог Б ЫЛ ОБЫЧНЫГІ для Мурманска осенний день: по небу блуждали рыхлые темные ту­ чи, с залива задувал порывистый, холодный ветер. Он доносил крики чаек, иортовскне шумы и гнал по улицам и тротуарам полосами жидкую пыль. Казалось, что вот-вот по мостовой ударит дождь, но его не было, и эта неопределенность тя­ готила людей. Угнетала она и капитана рыболовец­ кого колхоза «Энергия» Сергея Леонидовича Ермо­ лаева, который только что возвратился из очеред­ ного рейса и, как все мурманчане, надеялся, сегод­ ня-завтра будет солнечно и тепло. — Сам я волгарь, из Астрахани, — рассказывал Сергей Леонидович. — Там мы жили семьей. Отец до войны занимался рыбным промыслом. В Аст­ рахани, если вы там бывали, зимой морозы — так морозы, а летом жара — так настоящая. Оттуда моя привычка к теплу, любовь к солнечным дням. Но почти всю сознательную жизнь я прешел здесь, на Севере. — Отец ваш и сейчас рыбачит? Сергей Леонидович на минуту задумался, со вздохом произнес, будто самое трудное признание: — Нет, в войну он погиб. L. _ циалистических обязательств, принятых коллекти­ вами флотов по максимальному использованию ры­ бы-сырца на выпуск пищевой продукции. Были так­ же рассмотрены меры по сохранности социалистиче­ ской собственности, по улучшению содержания и эксплуатации жилого фонда. Подверглось обсужде­ нию состояние работы с письмами трудящихся в Д ВА ГОДА НАЗАД рыбаки колхоза «Энергия» получили в свое распоряжение отличный современный траулер «Нолинск». Но два го­ да он значился в списках отстающих. Судну не Еез- ло в техническом отношении. Механизмы в каждом рейсе подводили моряков. То в машинном отделе­ нии случится поломка, то выйдет из строя лебедка... Старшие механики приходили и уходили. Ннкто из них на «Нолинске» не задерживался. Одному гра- мотишки не хватало, он не мог выявить причину по­ ломки, устранить неисправность. Другому терпения недоставало, потому что он привык работать на средних траулерах старой постройки, где все изуче­ но и выверено до последнего болта. В последнем рейсе «Нолинск» опять последний месяц провел на промысле без старшего механика. — Ну, не везет «Нолинску» на стармехов, хоть белугой плачь, — говорит Сергей Леонидович. — Анатолий Сергеевич Чуприн, с которым я работал в последнем рейсе, оказался замечательным чело­ веком. Просто умница, так смекалист. Ни минуты простоя не имели по вине машинной команды. А вот поди ты, умудрился заболеть. Пришлось его оставить в больнице в ближайшем порту — острый Н а к о н к у р с : „ Г е р о и д е с я т о й ш м т м ж е т х е ш * * О б ъ я с н и м о е в е з е н и е капитана Е р м о л а е в а Передо мной сидел капитан — человек суровой профессии,уже в годах, о котором среди рыбаков- колхознинов ходит много правдивых, а иногда и с преувеличениями рассказов. Но так или иначе, во всех них подчеркивается вывод, что он капитан ве­ зучий и что ходить с ним в море — значит найти рыбацкое счастье. Видимо, такие рассказы рожда­ ются в результате того, что моряки хорошо инфор­ мированы о конечных результатах работы его эки­ пажа, но мало что знают о самом капитане. Да, действительно, экипаж, которым руководит Сергей Леонидович, в первом году десятой пятилет­ ки добился многого. Вот цифры, о которых дальше упоминаться не будет, а пойдет рассказ о человеке. Команда СРТ-м-1394 «Нолинск» 27 июля вы­ полнила годовое задание по добыче рыбы. Экипаж принимал обязательство закончить план года и встречный к 25 декабря. Разве это не большая тру­ довая победа? Самое главное — задание по реализа­ ции готовоіі пищевой рыбной продукции перекрыто на 41 процент. Возможно, что это сухая цифра, и она ни о чем не говорит, но, как сказал Сергей Леонидович, на «Нолинске» была самая высокая заработная плата моряка. По приходе судна из последнего рейса на борту побьшалн представители Кольского райкома партии и рыбакколхозсоюза. Они вручили экипажу грамо­ ты, дипломы, переходящее Красное знамя за побе­ ду в социалистическом соревновании рыбаков-кол- хозников. Вероятнее всего отсюда исходит добрая зависть моряков к людям с «Нолинска», правдопо­ добные и преувеличенные рассказы о капитане. Ведь в рыбакколхозсоюзе все хорошо знали, что до прихода на борт Сергея Леонидовича Ермолаева судну, как говорится, не везло. аппендицит или что-то в этом роде. Не знаю, вер­ нется ли он на судно, но терять таких людей всегда трудно. Сергей Леонидович Ермолаев много сил отдал формированию экипажа. Так получилось, что он пришел на «Нолинск» в середине предпоследнего рейса, на подмену заболевшему капитану. На судне «заваливали» план. Трески в этот год ловят мало. Капитаны некоторых колхозных судов бросаются из района в район в поисках тресковых концентра­ ций. Сергей Леонидович понимал, почему такое происходит. Из-за малочисленности машинной команды работать на рыбе тресковых пород не только легче, но и выгоднее. На окунь идти у боль­ шинства не хватало смелости. Обрабатывать окунь трудно, а замораживать его целиком — экономиче­ ски невыгодно. Золотой серединки нет. Вот и думай здесь капитан-директор, как уравновесить возмож­ ности своей команды с вместимостью трюмов судна. — Нельзя сказать, чтобы меня на «Нолинске» приняли холодно, — рассказывал дальше Сергей Леонидович. — Но настороженность была. Люди ждали, что я принесу с собой какие-то принципи­ альные изменения в устои их жизни. Скорее всего здесь сработала поговорка: «Новая метла по-новому метет». Сергей Леонидович решил обойти эту поговорку стороной и в первые дни оставался для экипажа за­ гадкой. Штурманы по-прежнему «рвали и метали» на мостике, безуспешно «выколачивая деньгу» на зыбких тресковых косяках. Работали они в основ­ ном одним тралом, потому что второй еще в начале рейса «разнесли в клочья», и он валялся в сторо­ не, скрученный в тугой жгут. И уже одно это было не по душе Сергею Леонидовичу. Ему, старому и опытному капитану, прошедшему хорошую промыс­ упраЕлении «Мурманрыбфлот», СМУ, объединении «Мурман» и в автобазе главка «Севрыба». Коллегия Главного управления «Севрыба» утвер­ дила заместителем начальника управления «Мурман­ рыбфлот» Э. К. Наумова, директором ноптильніС^, завода J\ q 2 Мурманского рыбокомбината А. Г. Про­ нина, директором консервного заЕода Мурманского рыбокомбината И. Д. Сквярского, главным бухгал­ тером Мурманского морского рыбного порта Д. В. Карташову, капитан-директором БМРТ «Диксон» С. М. Брянского, капитан-директором БМРТ «Са­ лют» Г. М. Рейтмана, капитан-директором БМРТ «Бирюсинск» А. С. Тарасова. ловую школу на всех типах судов Мурманского тра­ лового флота, заочно окончившему среднее мореход- |нсе училище, а затем очно — и высшее, работать одним тралом не приходилось, да он и считал это глупостью. Но капитан не желал возвышаться над своими штурманами, хотел показать им на деле, к чему это приводит, и ждал удобного случая. Вскоре он представился. На одной из вахт, сейчас не важ­ но, на какой именно, случился задев. Сняться с не­ го без неприятностей не удалось. По слипу на палу­ бу подняли жалкие клочья «замученного» трала. Первый лежал непригодным к работе, второй порЕа- ли, а третьего не было. — Я никому не сказал ни слова, потому что нет ничего худшего на свете для рыбака, как оставать­ ся без орудий лова, лежать в дрейфе и наблюдать из иллюминатора ходовой рубки, как работают дру­ гие с поднятыми конусами. С того дня я взял власть полностью в свои руки. Может, это громко сказано, но это так. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ Сергей ЛеонидоЕич объявил аврал и предложил экипажу вос­ становить оба трала. Ннкто не сказал худо­ го слова. За дело моряки взялись горячо, но сум­ бурно, потому что, за исключением двух мастеров лова да двух—трех матросов, ремонтировать ору­ дия лова никто не умел. Капитан сам постоянно был на палубе, показывал, как правильно сделать привязку, орудовать иглицей. А^когда дело подви­ нулось к концу, приказал изменить курс и проло­ жить его к окуневому району. За то время, пока ре­ монтировали орудия лова, рефрижераторный меха­ ник секретарь комс-мольской организации Алек­ сандр Шипков проверил все механизмы рыбной фабрики. — Половина нашего общего успеха в работе, — откровенно признавал Сергей Леонидович, — при­ надлежит этому парню. Посудите сами. Если на БМРТ рефмеханик знает только сбои морозильные компрессоры, то у нас он обязан к тому же выпол­ нять функции механика-наладчика. С тем и другим он справился в рейсах отлично, в придачу успевал ходить на подвахты, шкерить рыбу. На окуне первые дни были напряженными до предела. Окунь ловился хорошо. Два трала пооче­ редно приносили большие уловы. После первых дней, когда у многих разболелись кисти рук, кто-то высказал предложение морозить рыбу в неразде­ ленном виде. Мол, морозилки на «Нолинске» хоро­ шие, а чего еще надо. По-другому думал капитан. Ему не только был нужен план, требовалось и вы­ полнение задания по реализации. Потому с мостика на фабрику постоянно поступало только одно рас­ поряжение — как можно больше обрабатывать, о результатах работы докладывать после каждой вах­ ты и подвахты. — Сейчас, когда мы в порту, — рассказывал дальше Сергей Леонидович, — я встречаю только приветливые улыбки, люди очень сожалеют, что судно поставлено в ремонт. А я, признаться, не жа­ лею, хоть и самому не терпится выйти в море. Но за время ремонта мы предполагаем переоборудо­ вать свою фабрику по отработанной старшим меха­ ником СРТ-м «Салми» рыболовецкого колхоза «Ударник» В. А. Бурмистровым схеме. Тогда техно­ логическая линия позволит нам значительно сокра­ тить затраты ручного труда на одну тонну готовой пищевой продукции, добиться увеличения качест­ венных показателей работы. Судно в ремонте, а Сергей Леонидович душой в море. В нашей беседе он много говорил о матросах, о их трудолюбии, которое подчас перерастает в са­ моотверженность. Он также много раз упоминал механиков, мотористов и электриков, которые по­ стоянно помогают матросам в обработке улова. Но каждый раз он заканчивал печальным выводом, что профессиональная подготовленность многих очень низка. На берегу этого как-то не замечают, а в мо­ ре говорить об этом поздно: там каждый день тру­ ден и там нужно прежде всего работать. — Однако выход из такого положения есть, — говорил Сергей Леонидович. — Рыбакколхозсоюз имеет в поселке Минькино оборудованный цех по ремонту орудий лова. Руководит им хороший и опытный специалист. Вот я и предлагаю: тех мат­ росов, которые стоят в резерве, направлять для уче­ бы в этот цех. Во-первых, человек на берегу будет занят делом. Во-вторых, в море на наших судах резко сократится время, затрачиваемое на ремонт орудий лова. Отсюда, как результат, добьемся уве­ личения времени траления и добычи рыбы. В ОТ ТАКИЕ «СЕКРЕТЫ» объясняют везу­ честь капитана С. Л. Ермолаева. Его мето­ ды доступны каждому, и они просты. Это — работа двумя тралами, когда переход с одного на другой отработан с максимальной точностью. Это — умение выбрать район и сохранить промысло­ вую выдержку, знать наперед, в какие часы, при какой погоде окунь «садится» на грунт или подни­ мается в верхние слои воды. Эго — высокая тре­ бовательность к производственной команде и боль­ шая человечность, то есть умение к каждому члену экипажа найти индивидуальный подход, быть с .ним на равной ноге. Все это в конечном резуль­ тате и создает человеку трудовую славу. С. ДАНИЛОВ. НА СНИМКЕ: С. Л. Ермолаев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz