Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.

А. В Л Р И Я Ш — И Е Т Фото Б. Щукина. Мурманск сегодня. Железнодорожный вокзал. Идет строительство универмага «Океан» З А ВОСЕМЬ МЕСЯЦЕВ 1976 ГОДА на кораб­ лях главка было допущено аварий, по сравне­ нию с таким же периодом прошлого года, по­ чти в три раза меньше. Качество работы судо-; Еодителей и механиков выросло, однако это еще не дает оснований успокаиваться. Необходимо сде­ лать все возможное, чтобы вообще исключить ава­ рийность судов из нашей практической деятельно­ сти. Сопоставляя имеющиеся данные, можно придти к выводу, что в 1976 году преобладали аварии техни­ ческого характера. Аварии в основном случаются на судах наших ведущих флотов. Что касается Мур­ манского рыбного порта, объединения «Мурман», Архангельского и Карельского ТПУ, судоремонтных предприятий, Мурманского и Архангельского ры- банколхозсоюзов, то на судах этих организаций ава­ рии практически исключены. Снижено количество аварий в управлении «Севрыбхолодфлот» и «Мур- манрыбфлоте». В Мурманском траловом флоте ко­ личество аварий остается на прежнем уровне. Мно­ голетний анализ повреждений судов показывает, что наибольшее их количество происходит в осенне-зим­ ний период — с 1 октября по 30 апреля. Так, осенью и зимой 1974-75 годов, по данным Севгосрыбфлотинспенцни, повреждения получили 157 судов. Из них 11 случаев классифицированы авариями, 38 — аварийными происшествиями и 108 — не относящимися к авариііным. Из 157 случаев повреждений 38 произошло в порту. Почти аналогичная обстановка с повреждениями судов была и в осенне-зимний период 1975-76 го­ дов. За этот период получили повреждения 158 су­ дов. Из них 8 случаев классифицировано авариями, 1 случай — ледовым, 44 — аварийными происшест­ виями и 1 1 4—не относящимися к аварийным. Из 158 случаев повреждений судов 44 случая- произо- ціло в-порту. Таким образом, из 5 0 аварий,. происшедших с 1 января 1974 года по 1 сентября этого года, 28 ава­ рий допущено в осенне-зимний период. ........... . Н АИБОЛЕЕ СЕРЬЕЗНОЙ АВАРИЕЙ текуще­ го года является авария на.ЛПР «Павлово», происшедшая на промысле, в условиях нор­ мальной видимости. ППР «Павдово» получил про­ боину корпуса от столкновения с льдиной, привед­ шего к затоплению трюма № 1. Судно вынуждено было в сопровождении спасателя зайти в ближай­ ший порт для устранения повреждения. Убытки от аварии составили более 180000 рублей. А вот еще один случай. Столкнулся PC «Акера» с теплоходом «Доброполье» в Кольском заливе. Ка­ питан «Акеры» Патраков управлял судном в нетрез­ вом состоянии, в результате сейнер попал под форш­ тевень «Доброполья», идущего со скоростью 9 у з­ лов. 7 сентября мог затонуть у причала БМРТ-417. Это судно готовилось к постановке в ремонт. Коман­ дование не соизволило посмотреть информацию об остойчивости. Из танков выкачали весь балласт, кроме того, горловины их после взятия проб воздуха ■'е были задраены. На судне оставалась только вах­ та во главе с исполняющим обязанности второго по­ мощника капитана. Около 17 часов корабль получает опасный крен — до 2 4 ‘градусов, Мы считаем, что случай с БМРТ- 4 1 7 должен быть тщательно разобран, а службы мореплавания и механико-судовые - службы флотов сделают определенные выводы и потребуют от сво­ их специалистов надлежащего надзора за судами. За этот случай капитан Корельский Б. Я. лишен диплома на 6 месяцев. В СЕМ ХОРОШО ИЗВЕСТНО, что одним из наиболее важных мероприятий, обеспечиваю­ щих безопасное плавание и ведение промыс­ ла, является подготовка судов к плаванию. Особенно тщательной она должна быть в осенне-зимний пе­ риод. Однако в нашем бассейне еще нередки случаи задержания судов органами надзора в порту Мур­ манск н в приписных портопунктах из-за неподго­ товленности к выходу в рейс. . За восемь месяцев текущего года органами порт- надзора было задержано 24 корабля. Основными причинами задержаний стали: нетрезвее состояние членов экипажа; неисправность корпуса, механиз­ мов, штурманского оборудования, средств связи и сигнализации; отсутствие и пропуски корректуры карт и пособий; неподготовленность экипажа к борь­ бе за живучесть судна. .Приведу несколько примеров плохой подготовки судов к плаванию в прошедший осенне-зимний пе­ риод 1975 — 1976 годов. .2 2 ноября 1975 г. ПСТ-1304 «Кижи» Мурманско­ го тралового флота был задержан на 10 часов из-за неподготовленности экипажа к борьбе за живучесть корабля, отсутствия корректуры карт и пособий, не­ укомплектованности пиротехники и нерабочего со­ стояния тнфона. За плохую подготовку судна капи­ тану JI .И, Незговорову объявлен строгий выговор. 13 октября 1976 г. СРТ-3166 «А. Каменев» Бело­ морской базы гослова был задержан на 14 часов в порту из-за отсутствия акта судовладельца о готов­ ности судна к работе в осенне-зимний период, за что капитану этого судна Б. И. Князеву был объявлен строгий выговор и удержана одна треть оклада; а морскому инспектору С, С. Гаврилову и ‘начальни­ ку механико-судовой службы П. Т. Котелевскому объявлены выговоры. 1 апреля 1976 г. СРТ-213 «Саку» Мурманского рыбакколхозсою.за был задержан на 7 ,5 “часа из-за отсутствия корректуры карт и пособий, из-за не­ знания членами экипажа своих обязанностей и не­ рабочего состояния радиопеленгатора. . За плохую . подготовку судна капитану Степаненко был объяв­ лен строгий выговор, групповому . инженеру связи . Синякову — выговор. Все эти задержания судов произошли после ос­ мотра их береговыми специалистами и подписания контрольной карточки.. ;Мы считаем, что подпись специалиста на конт­ рольной карточке — это гарантия готовности судна, •гарантия его безопасности, а поэтому просим на­ чальников флотов повысить требовательность за подготовку судов к плаванию. Следует отметить, что из года-в год количество задержаний судов заметно уменьшается,, а за восемь месяцев текущего года:оно сократилось почти в два раза. Но успокаиваться нельзя: у нас есть все воз­ можности либо полностью исключить задержки су­ дов, либо свести их до минимума. А СЕЙЧАС — О НЕДОСТАТКАХ, которые бы­ ли выявлены при обеспечении безопасной работы флота в прошедший осенне-зимний период и в процессе подготовки судов к плаванию в эти осень и зиму. В прошедший осенне-зимний период не выпол­ нялся график выхода в море флагмансних специали­ стов управления «Мурманрыбфлот»., На БМРТ-136 «Волгобалт» Мурманского тралового флота отсутст­ вовал погружной насос, а на ВМРТ-122 «Амбарчик» Архангельского тралового флота на отходе был по­ лучен погружной насос, непригодный для использо­ вания на данном судне, так как его привод был рас­ считан на питание постоянным током. На БМРТ-264 управления «Мурманрыбфлот» при отходе из порта Таллин в январе 1976 г. не оказа­ лось акта комиссии судовладельца, подтверждающе­ го готовность судна к работе , в осенне-зимний пе­ риод. На СРТ-2004 Архангельского РКС 12 апреля 1976 г. отсутствовала радиовахта на частоте бедст­ вия 50 0 кгц, причем до сих пор никаких мер со сто­ роны руководства к нарушителям не принято. Мы просим руководителей флотов проанализиро­ вать эти нарушения и принять соответствующие ме­ ры. П РОВЕРКОЙ, которую сделали работники Сев- госрыбфлотинспекции в августе этого года, были выявлены отдельные недостатки в ходе подготовки судов к плаванию в предстоящий осенне- зимний период 1 9 7 6— 1977 гг. На отдельных пред­ приятиях еще не составлены графики выхода в море флагманских специалистов (управление «Мурман­ рыбфлот», Беломорская база гослова, Архангель­ ский РКС, объединение «Мурман»), В отделах свя­ зи Мурманского и Архангельского рыбакколхозссю- зов мероприятия по подготовке флота к плаванию в осенне-зимний период к моменту проверки были не разработаны. В целях наведения должного порядка на флоте, пресечения случаев употребления спиртного при ис­ полнении служебных обязанностей и других грубых нарушений безопасности мореплавания за 8 меся­ цев этого года Севгосрыбфлотинспекцией временно лишены дипломов на морские звания 27 специали­ стов командного состава: шесть капитанов, 14 по­ мощников капитана и семь механиков. Это капита­ ны: С. К. Трубин с РТ-285 Архангельского тралово­ го флота, М. И. Хренов с СРТ-2009 Архангельского РКС, И. В. Шиманаев с плавбазы «Атлантика» уп­ равления «Севрыбхолодфлот», Б, И. Князев с СРТ-3166 Беломорской базы гослова, Г. И. Лобанов с ТБ-20 объединения «Мурман», В. А. Широкий с ПТС-65 Мезенского рыбокомбината. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число специалистов, временно лишенных дипло­ мов, значительно уменьшилось (27 против 42), од­ нако настораживает тот факт, что все, нто в этом году временно лишен дипломов, находились на су­ дах в нетрезвом состоянии при исполнении своих служебных обязанностей, за исключением капитана Б. И. Князева. Нас особо беспокоит плавание в осенний период мелкого флота на Белом море. Там ежегодно проис­ ходят аварии, связанные с посадкой судов на мель. В основном это суда типа ПТС, у которых, кроме магнитного компаса, н еі других навигационных- при­ боров. Мы просим рассмотреть вопрос о групповом пла­ вании судов в Белом море, нан это сделано по Еа- ренцевому морю, и внести соответствующие допол­ нения в приказ главка. И НТЕНСИВНОСТЬ СУДОХОДСТВА, концент­ рация судов в районах промысла продолжает возрастать. В связи с этим переподготовка судоводителей по использованию радиолокационной информации приобретает особую важность. Рыбная промышленность, видимо, в эту пятилетку свои тре­ нажеры иметь не будет. Поэтому мы просим главк обратиться в Мурманское морское пароходство с проскбой организовать вторую смену работы радио­ локационного тренажера специально для подготов­ ки судоводителей ГУ «Севрыба». Такая возмож­ ность у них есть. Не за горами зима. Она в наш край приходит ра­ но. Зима для моряков — это не только морозы, штормы. Опасность их труда возрастает, а ритм до­ бычи рыбы п обработки должен оставаться на том же уровне, который был достигнут летом. В свя­ зи с этим все корабли, независимо от их специализа­ ции, должны быть тщательно подготовлены к работе в условиях зимы. М ОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД: для обеспечения безопасности плавания в осенне-зимний пе­ риод на флотах необходимо усилить контроль за подготовкой судов к рейсам. Анализ также пока­ зывает, что необходимо усилить борьбу с пьянстеом отдельных специалистов как во время самих рейсов, так и при стоянке судов в порту или у причалов су­ доремонтных предприятий, на угольной базе. Спе­ циалист, несущий вахту в нетрезвом виде, не в состоянии принимать правильные решения, а если потребуется, не сможет в критических условиях со­ хранить жизнь вверенных ему подчиненных и само­ го судна. Совсем плохо то, что рыбаки-нолхознккн не раз­ работали к нужному сроку мероприятия по подго­ товке флотов к работе в осенне-зимний период. По­ ка еще можно наверстать упущенное. Но это нужно делать энергично. В. ГОРБУНОВ, зам. начальника Севгосрыб- флотинспекцин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz