Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.

М у р м л я с ж с у — 6 0 д о г «В 1931 г о д у М у р м а н с к и й о к р у г и м е л с в о й п е д т е х - н и к у м , п о д г о т а в л и в а ю щ и й гс а д р ы у ч и т е л е й д л я н а « ч а л ь н о й ш к о л ы . В 1933 г . п е д т е х н и к у м д а л п е р в ы й в ы п у с к 12 ч е л о в е к , в 19 34 г , — 16 ч е л о в е к . Н о в с л е д « с т в и е г р о м а д н о г о р а з в и т и я ш к о л ь н о й с е т и п е д т е х ­ н и к у м н е м о г у д о в л е т в о р и т ь п о т р е б н о с т и в к а д р а х , и п о э т о м у б о л ь ш е е к о л и ч е с т в о у ч и т е л е й п р и г л а ш а ­ л о с ь и з д р у г и х р а й о н о в С о ю з а ...» . Э т и ф а к т ы т е п е р ь п р и н а д л е ж а т и с т о р и и . В М у р ­ м а н с к е н а х о д я т с я п е д а г о г и ч е с к о е у ч и л и щ е , и н с т и ­ т у т у с о в е р ш е н с т в о в а н и я у ч и т е л е й , п е д а г о г и ч е с к и й и н с т и т у т . 11 э т о п р и м е т ы с е г о д н я ш н е г о д н я , П е д а г о г и ч е с к о м у в ы с ш е м у у ч е б н о м у з а в е д е н и ю в с е н т я б р е 1 9 76 г о д а и с п о л н и л о с ь 20 л е т . Два д е с я т и • л е т и я в ы п у с к н и к и и н с т и т у т а о б ж и в а ю т н а ш п о л у * о с т р о в , и н е т т а к о й о с т р о й н у ж д ы п р и г л а ш а т ь у ч и • гелей « и з д р у г и х р а й о н о в С о ю з а м С в о й ю б и л е й п р е п о д а в а т е л и и с т у д е н т ы в с т р е т и л и н а к а н у н е В с е с о ю з н о г о д н я у ч и т е л я , и п о л у ч и л с я о н п о э т о м у п р а з д н и ч н ы м в д в о й н е . В м е с т е с о в с е м и о т * м е т и л э т и с о б ы т и я и д в а д ц а т и л е т н и й С е р г е й Б е л • к и н , с т у д е н т ч е т в е р т о г о к у р с а и с т о р и к о - ф и л о л о г и * ч е с к о г о ф а к у л ь т е т а . Р о в е с н и к и н с т и т у т а . Н а ш к о р р е с п о н д е н т Г . М и р о в а п о п р о с и л а С е р г е я о т в е т и т ь н а р я д в о п р о с о в . Hi m ТГЙПГУТГА ................................................... IlllllllllilllllllllllllllllllllllllllllllU IU II — Сергей, скажите, пожалуйста, кто из школьных учителей повлиял в какой-то мере на сделанный Ва­ ми выбор? — С первого по десятый класс я учился в 36-й средней мурманской школе. Историю вела у нас Зи­ наида Клавдиевна Моисеева, чудесный человек и педагог. Наш класс не отличался дисциплиной, но на ее уроках мы были послушны, как первоклашки. И отметки по этому предмету получали высокие. В чем тут секрет? Да прежде всего в самой Зинаиде Клавдиевне. Ее увлеченность историей, желание до­ копаться до истины, логика и последовательность, спокойная, уверенная манера держаться — все под­ купало. Рассказ свой Зинаида Клавдиевна строила так, что хотелось поспорить, доказать свое, хотя, я теперь это понимаю, не всегда наши аргументы были обоснованными и убедительными. Ей нравил­ ся и наш юношеский максимализм, и наша горяч­ ность. Споры она всячески поощряла. Ученик спо­ рит — значит, думает. Сегодня на уроках думает, познает новое — завтра, за школьным порогом, этот «багаж» ему пригодится, Историей я всегда больше, чем, скажем, матема­ тикой интересовался, и в десятом классе мысль — поступить в педагогический институт, на историче­ ский — сформировалась окончательно. — Следовательно, учитель истории — это... — ... Человек, прекрасно разбирающийся в своем предмете и примыкающих к нему других гуманитар­ ных. Например, в географии, литературе.Ведь вла­ деют же рабочие смежными специальностями. Так н педагоги. Современный историк должен уметь раз­ бираться в политике, идти в ногу со временем. И... сохранять свою индивидуальность. Учитель — обыч­ ный человек, со своими слабостями, приверженно­ стями. Отличительная его черта — любовь и уваже­ ние к детям, что вовсе не исключает требователь­ ности к ним. умения заставить отвечать за поступ­ ки и слова, — А на практике пришлось Вам постигать ре­ бячьи характеры? — Да. Причем очень активно именно в 1976 го­ ду, Весной полтора месяца практиковал в 8 «а» классе 47-й школы г. Мурманска. Честно говоря, побаивался я первой своей встречи с учениками. 14— 15 лет — возраст опасный, переходный. Но во­ преки ожиданиям — справился неплохо. Две «пя*> терки» получил за своих восьмиклассников (одна оценка за специальность, другая — за воспитатель­ ную работу). Разные были у меня ученики: и вдум­ чивые, серьезные, и инертные, равнодушные. Но до конфликтов у нас не доходило. В классе об Отече­ ственной войне 1812 года толковали, после уроков- газеты выпускали, макулатуру собирали, на лыжах бегали. И сейчас я на практике. В 10 «б» классе 43-й школы. Еще осваиваюсь, но класс, по всему видно, довольно серьезный. К Ленинскому уроку готовим­ ся. К 60-летию Мурманска стенгазету оформляем. — Сергей, есть ли среди Ваших сокурсников сту­ дент, как говорится, божьей милостью? — Не задумываясь, сразу отвечаю: Катя Остани­ на. Ни одной «четверки» за годы учебы, только — «отлично». Это о чем-то говорит, не правда ли? И прекрасный человек. Всегда готова выслушать, объяснить, помочь. Человек она очень запятой: сек­ ретарь факультетского комитета комсомола, но, уди­ вительно, все успевает сделать. Катя выделяется среди нас трудолюбием, собранностью, личной дис­ циплиной. Группа наша в общем-то сильная. Перед вступительными экзаменами конкурс был немалый: 8 человек на место. Преподаватели нас так и зо­ вут: «восьмые головы». Но порой головы эти не утруждают себя излишней работой, а Катя побла­ жек себе не дает. Кажется, рано еще говорить о том, какой она учитель, но работоспособности и от­ даче ее позавидуешь. Она на практике в той же 43-й школе, что и я. Зовешь ее: «Катя, пошли по домам». «Нет, — говорит, — ты иди, а я еще задержусь. Надо проверить, как мои отстающие уроки выучи­ ли». Очень ответственный и энергичный она человек, Одним словом, гордость нашей группы. — Расскажите, пожалуйста, о своих преподава­ телях. — С интересом всегда слушают студенты лекции А. А. Киселева, заведующего кафедрой истории. Нравится нам его манера вести занятия, его неожи­ данные вопросы. Рассказывает, например, он о ма- тросах-балтийцах. и вдруг такой вопрос: «На каком I острове расположен Кронштадт?». Лекции его изо­ билуют малоизвестными фактами, статистическим материалом. Г. В. Атласов — наш куратор с третьего курса, преподает он новую и новейиую историю. Прекрас­ но .знает историю Франции, владеет французским языком. Всегда увлекательны лекции И. Ф. Ушако­ ва, преподавателя кафедры истории, П. Ф. Шевчен­ ко, декана нашего факультета, Л. И. Львова, препо­ давателя кафедры марксизма-ленинизма, Г. Н, Бро- салиной, преподавателя кафедры педагогики, и других наших учителей. Заинтересованно ведет свой предмет методист Н. И. Полтева. Ее уроки вспоминаются, когда ве­ дем мы свои первые самостоятельные уроки в школе. — Сергей, какое событие из многообразной сту­ денческой жизни запомнилось Вам более других? — Работа в студенческом строительном отряде. В числе 90 студентов института нынешним летом я йыезжал в Краснодарский край. Наша «целина» — Абинский консервный завод. Парни переквалифици­ ровались в грузчиков, девчата расфасовывали ово­ щи. Работали в три смены, самая тяжелая — ноч­ ная. Но никто не ныл. Воспоминания о северянах остались у южан, по-моему, самые теплые. И мы довольны. Называться студентом и не побывать в стройотряде — согласитесь, как-то не солидно... і оша ........................................................................................................................................ ІІІШ........ О НАШЕМ ГОРОДЕ можно рассказывать бес­ конечно. Его жизнь — это и наша жизнь. «...B Мурманске особенно хорошо чувст­ вуешь широту размаха государственного строитель­ ства», — сказал летом 1929 года А. М. Горький, А еще ранее мы, мальчишки, были очевидцами начала новой жизни города. Летом 1925 года мы бегали на залив ловить «пер- туя» к обеду, туда, где «обсушкой» возвышался бу­ гор суши с узкой перемычкой. От него уходили пир­ сом в залив'покосившиеся, позеленевшие сваи, пере­ крытые настилом из досок. К ветхому причалу при­ жались рыбацкие ботишки, другая сторона «засе­ лялась» нами, рыбаками. На поддев или наживку > s ' ■>. ■■у Р ѵ■ • ЯЙР! ' ~ " у Город и порт — родные братья. Фото Б. Щукина. «пертуи» ловился хорошо, только успевай леску вы­ таскивать и забрасывать. Как-то в один из дней осени у мыса Варничного мы увидели землечерпалку с крупными буквами «Халтурин» по борту. Привычная тишина сменилась прерывистым скрежетом ковшей. Через полвека в архивных документах встретится запись, и я узнаю, что начатые 30 сентября 1925 года землечерпатель­ ные работы закончились 13 октября этого же года. Вынуто было 17937 кубических метров грунта у ли­ нии будущих причалов рыбного порта. В те же дни «декавильками» привозились длин­ нющие бревна на мыс. У берега плавал плот с высо­ кой аркой-мачтой. Раздираемые любопытством, смотрели мы, как подвешивали бревно и заострен­ ным концом опускали в воду до дна. Потом затарах­ тел мотор, закрутились шкивы и ремни, дернули за веревку. Сверху мачты сорвалось что-то тяжелое и большое, ударив глухо по торцу сваи. Плотники за­ смеялись, крикнув на плот: «Пошла! Поднимай «ба­ бу». «Баба», то поднимаясь, то'падая на сваю, дробно ухала. Эхо удара звонко разносилось над го­ родом и гладью залива, пугая чаек. Так 24 октября 1925 года была забита первая из тысяч свай буду­ щего причала рыбного порта. А через год у этого причала первые траулеры грузились солью и углем, уходя на промысел, * * * Автобус следовал в Нагорное. Водитель объявил: «Долина уюта». Следующая остановка «Морская». Для старожила города услышать вместо привычно­ го «Ледового озера» другое название было неожи­ данно, и это навеяло грусть. В конце 1924 г. снаряжали всем городом опыт­ ный рейв траулера «Форе.ль» в первый свежьевой рейс в английский порт Гримсбли, а также и в Нор­ вегию. А где лед брать? Нашли удобно расположен­ ное вблизи города озеро с кристально чистой водой. «Форель* была обеспечена льдом. Рейс оправдался, опасения за сохранность свежья не было. Начиная с 1925 года, на озере интенсивно идет Заготовка льда. Поднимаются у подножия «Горелой горы» бунты льда. За зиму надробили 1725 пудов Льда. Заготовили 100 кубических саженей яьда." За­ готавливают его артели грузчиков, перевозят извоз­ чики на лошадях Мурманской артели, О этим видом новой работы удлинилась на 5 километров дорога из города к «Горелой горе». С той поры установи­ лось название «Ледового озера». Так стало служить озеро новому виду продукции в тысячах тонн' «све­ жей рыбы» до перебазирования в 30-х годах льдо за­ готовок в Тюва-губу. Позже озеро становится люби­ мым местом отдыха молодежи. Зимой на озере был каток, летом — лодочная станция ОСВОДа и пляж для купания на песчаной отмели. В прибрежном красивом лесу разбиваются аллеи для прогулок, на них устанавливаются скамейки для отдыха и наве­ сы от дождя, оборудуются площадки под волейбол и городки, поле для игры в лапту. Парк и озеро по выходным дням заполнялись горожанами. О Мурманске, его прошлом и настоящем, можно рассказывать бесконечно... А. ХРАПОВИЦКИЙ. -Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ, С п р о м ы с л а в п о р т СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-293 «Артек». РТ-261 «Воткинск», ТР «Борис Сафо­ нов», ТР «Роза Люксембург», ЗАВТРА: РТ-143 «Сванетня», РТ-317 «Мета», экипажа БМРТ-408 в 11 часов на теплоходе в рыб­ ный порт. ОБЪЯВЛЕНИЕ Редакции газеты «Рыбный Мурман» на времен­ ную работу срочно требуется квалифицированная машинистка. АДРЕС И ТЕАЕ0ОНЫ Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель ре­ дактора, ответственный секретарь — 70-89, литера­ турные еотрудники — 63-96 н 70-45. Вызов с го- родских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96, 7-70 45. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. «■имииимиич— —— — ■ — — У Мурманская областная типография, г. Мурманск, Зак. 5297. ПН-02786.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz