Рыбный Мурман. 1976 г. Октябрь.
М у р м л я с ж с у — 6 0 д о г «В 1931 г о д у М у р м а н с к и й о к р у г и м е л с в о й п е д т е х - н и к у м , п о д г о т а в л и в а ю щ и й гс а д р ы у ч и т е л е й д л я н а « ч а л ь н о й ш к о л ы . В 1933 г . п е д т е х н и к у м д а л п е р в ы й в ы п у с к 12 ч е л о в е к , в 19 34 г , — 16 ч е л о в е к . Н о в с л е д « с т в и е г р о м а д н о г о р а з в и т и я ш к о л ь н о й с е т и п е д т е х н и к у м н е м о г у д о в л е т в о р и т ь п о т р е б н о с т и в к а д р а х , и п о э т о м у б о л ь ш е е к о л и ч е с т в о у ч и т е л е й п р и г л а ш а л о с ь и з д р у г и х р а й о н о в С о ю з а ...» . Э т и ф а к т ы т е п е р ь п р и н а д л е ж а т и с т о р и и . В М у р м а н с к е н а х о д я т с я п е д а г о г и ч е с к о е у ч и л и щ е , и н с т и т у т у с о в е р ш е н с т в о в а н и я у ч и т е л е й , п е д а г о г и ч е с к и й и н с т и т у т . 11 э т о п р и м е т ы с е г о д н я ш н е г о д н я , П е д а г о г и ч е с к о м у в ы с ш е м у у ч е б н о м у з а в е д е н и ю в с е н т я б р е 1 9 76 г о д а и с п о л н и л о с ь 20 л е т . Два д е с я т и • л е т и я в ы п у с к н и к и и н с т и т у т а о б ж и в а ю т н а ш п о л у * о с т р о в , и н е т т а к о й о с т р о й н у ж д ы п р и г л а ш а т ь у ч и • гелей « и з д р у г и х р а й о н о в С о ю з а м С в о й ю б и л е й п р е п о д а в а т е л и и с т у д е н т ы в с т р е т и л и н а к а н у н е В с е с о ю з н о г о д н я у ч и т е л я , и п о л у ч и л с я о н п о э т о м у п р а з д н и ч н ы м в д в о й н е . В м е с т е с о в с е м и о т * м е т и л э т и с о б ы т и я и д в а д ц а т и л е т н и й С е р г е й Б е л • к и н , с т у д е н т ч е т в е р т о г о к у р с а и с т о р и к о - ф и л о л о г и * ч е с к о г о ф а к у л ь т е т а . Р о в е с н и к и н с т и т у т а . Н а ш к о р р е с п о н д е н т Г . М и р о в а п о п р о с и л а С е р г е я о т в е т и т ь н а р я д в о п р о с о в . Hi m ТГЙПГУТГА ................................................... IlllllllllilllllllllllllllllllllllllllllllU IU II — Сергей, скажите, пожалуйста, кто из школьных учителей повлиял в какой-то мере на сделанный Ва ми выбор? — С первого по десятый класс я учился в 36-й средней мурманской школе. Историю вела у нас Зи наида Клавдиевна Моисеева, чудесный человек и педагог. Наш класс не отличался дисциплиной, но на ее уроках мы были послушны, как первоклашки. И отметки по этому предмету получали высокие. В чем тут секрет? Да прежде всего в самой Зинаиде Клавдиевне. Ее увлеченность историей, желание до копаться до истины, логика и последовательность, спокойная, уверенная манера держаться — все под купало. Рассказ свой Зинаида Клавдиевна строила так, что хотелось поспорить, доказать свое, хотя, я теперь это понимаю, не всегда наши аргументы были обоснованными и убедительными. Ей нравил ся и наш юношеский максимализм, и наша горяч ность. Споры она всячески поощряла. Ученик спо рит — значит, думает. Сегодня на уроках думает, познает новое — завтра, за школьным порогом, этот «багаж» ему пригодится, Историей я всегда больше, чем, скажем, матема тикой интересовался, и в десятом классе мысль — поступить в педагогический институт, на историче ский — сформировалась окончательно. — Следовательно, учитель истории — это... — ... Человек, прекрасно разбирающийся в своем предмете и примыкающих к нему других гуманитар ных. Например, в географии, литературе.Ведь вла деют же рабочие смежными специальностями. Так н педагоги. Современный историк должен уметь раз бираться в политике, идти в ногу со временем. И... сохранять свою индивидуальность. Учитель — обыч ный человек, со своими слабостями, приверженно стями. Отличительная его черта — любовь и уваже ние к детям, что вовсе не исключает требователь ности к ним. умения заставить отвечать за поступ ки и слова, — А на практике пришлось Вам постигать ре бячьи характеры? — Да. Причем очень активно именно в 1976 го ду, Весной полтора месяца практиковал в 8 «а» классе 47-й школы г. Мурманска. Честно говоря, побаивался я первой своей встречи с учениками. 14— 15 лет — возраст опасный, переходный. Но во преки ожиданиям — справился неплохо. Две «пя*> терки» получил за своих восьмиклассников (одна оценка за специальность, другая — за воспитатель ную работу). Разные были у меня ученики: и вдум чивые, серьезные, и инертные, равнодушные. Но до конфликтов у нас не доходило. В классе об Отече ственной войне 1812 года толковали, после уроков- газеты выпускали, макулатуру собирали, на лыжах бегали. И сейчас я на практике. В 10 «б» классе 43-й школы. Еще осваиваюсь, но класс, по всему видно, довольно серьезный. К Ленинскому уроку готовим ся. К 60-летию Мурманска стенгазету оформляем. — Сергей, есть ли среди Ваших сокурсников сту дент, как говорится, божьей милостью? — Не задумываясь, сразу отвечаю: Катя Остани на. Ни одной «четверки» за годы учебы, только — «отлично». Это о чем-то говорит, не правда ли? И прекрасный человек. Всегда готова выслушать, объяснить, помочь. Человек она очень запятой: сек ретарь факультетского комитета комсомола, но, уди вительно, все успевает сделать. Катя выделяется среди нас трудолюбием, собранностью, личной дис циплиной. Группа наша в общем-то сильная. Перед вступительными экзаменами конкурс был немалый: 8 человек на место. Преподаватели нас так и зо вут: «восьмые головы». Но порой головы эти не утруждают себя излишней работой, а Катя побла жек себе не дает. Кажется, рано еще говорить о том, какой она учитель, но работоспособности и от даче ее позавидуешь. Она на практике в той же 43-й школе, что и я. Зовешь ее: «Катя, пошли по домам». «Нет, — говорит, — ты иди, а я еще задержусь. Надо проверить, как мои отстающие уроки выучи ли». Очень ответственный и энергичный она человек, Одним словом, гордость нашей группы. — Расскажите, пожалуйста, о своих преподава телях. — С интересом всегда слушают студенты лекции А. А. Киселева, заведующего кафедрой истории. Нравится нам его манера вести занятия, его неожи данные вопросы. Рассказывает, например, он о ма- тросах-балтийцах. и вдруг такой вопрос: «На каком I острове расположен Кронштадт?». Лекции его изо билуют малоизвестными фактами, статистическим материалом. Г. В. Атласов — наш куратор с третьего курса, преподает он новую и новейиую историю. Прекрас но .знает историю Франции, владеет французским языком. Всегда увлекательны лекции И. Ф. Ушако ва, преподавателя кафедры истории, П. Ф. Шевчен ко, декана нашего факультета, Л. И. Львова, препо давателя кафедры марксизма-ленинизма, Г. Н, Бро- салиной, преподавателя кафедры педагогики, и других наших учителей. Заинтересованно ведет свой предмет методист Н. И. Полтева. Ее уроки вспоминаются, когда ве дем мы свои первые самостоятельные уроки в школе. — Сергей, какое событие из многообразной сту денческой жизни запомнилось Вам более других? — Работа в студенческом строительном отряде. В числе 90 студентов института нынешним летом я йыезжал в Краснодарский край. Наша «целина» — Абинский консервный завод. Парни переквалифици ровались в грузчиков, девчата расфасовывали ово щи. Работали в три смены, самая тяжелая — ноч ная. Но никто не ныл. Воспоминания о северянах остались у южан, по-моему, самые теплые. И мы довольны. Называться студентом и не побывать в стройотряде — согласитесь, как-то не солидно... і оша ........................................................................................................................................ ІІІШ........ О НАШЕМ ГОРОДЕ можно рассказывать бес конечно. Его жизнь — это и наша жизнь. «...B Мурманске особенно хорошо чувст вуешь широту размаха государственного строитель ства», — сказал летом 1929 года А. М. Горький, А еще ранее мы, мальчишки, были очевидцами начала новой жизни города. Летом 1925 года мы бегали на залив ловить «пер- туя» к обеду, туда, где «обсушкой» возвышался бу гор суши с узкой перемычкой. От него уходили пир сом в залив'покосившиеся, позеленевшие сваи, пере крытые настилом из досок. К ветхому причалу при жались рыбацкие ботишки, другая сторона «засе лялась» нами, рыбаками. На поддев или наживку > s ' ■>. ■■у Р ѵ■ • ЯЙР! ' ~ " у Город и порт — родные братья. Фото Б. Щукина. «пертуи» ловился хорошо, только успевай леску вы таскивать и забрасывать. Как-то в один из дней осени у мыса Варничного мы увидели землечерпалку с крупными буквами «Халтурин» по борту. Привычная тишина сменилась прерывистым скрежетом ковшей. Через полвека в архивных документах встретится запись, и я узнаю, что начатые 30 сентября 1925 года землечерпатель ные работы закончились 13 октября этого же года. Вынуто было 17937 кубических метров грунта у ли нии будущих причалов рыбного порта. В те же дни «декавильками» привозились длин нющие бревна на мыс. У берега плавал плот с высо кой аркой-мачтой. Раздираемые любопытством, смотрели мы, как подвешивали бревно и заострен ным концом опускали в воду до дна. Потом затарах тел мотор, закрутились шкивы и ремни, дернули за веревку. Сверху мачты сорвалось что-то тяжелое и большое, ударив глухо по торцу сваи. Плотники за смеялись, крикнув на плот: «Пошла! Поднимай «ба бу». «Баба», то поднимаясь, то'падая на сваю, дробно ухала. Эхо удара звонко разносилось над го родом и гладью залива, пугая чаек. Так 24 октября 1925 года была забита первая из тысяч свай буду щего причала рыбного порта. А через год у этого причала первые траулеры грузились солью и углем, уходя на промысел, * * * Автобус следовал в Нагорное. Водитель объявил: «Долина уюта». Следующая остановка «Морская». Для старожила города услышать вместо привычно го «Ледового озера» другое название было неожи данно, и это навеяло грусть. В конце 1924 г. снаряжали всем городом опыт ный рейв траулера «Форе.ль» в первый свежьевой рейс в английский порт Гримсбли, а также и в Нор вегию. А где лед брать? Нашли удобно расположен ное вблизи города озеро с кристально чистой водой. «Форель* была обеспечена льдом. Рейс оправдался, опасения за сохранность свежья не было. Начиная с 1925 года, на озере интенсивно идет Заготовка льда. Поднимаются у подножия «Горелой горы» бунты льда. За зиму надробили 1725 пудов Льда. Заготовили 100 кубических саженей яьда." За готавливают его артели грузчиков, перевозят извоз чики на лошадях Мурманской артели, О этим видом новой работы удлинилась на 5 километров дорога из города к «Горелой горе». С той поры установи лось название «Ледового озера». Так стало служить озеро новому виду продукции в тысячах тонн' «све жей рыбы» до перебазирования в 30-х годах льдо за готовок в Тюва-губу. Позже озеро становится люби мым местом отдыха молодежи. Зимой на озере был каток, летом — лодочная станция ОСВОДа и пляж для купания на песчаной отмели. В прибрежном красивом лесу разбиваются аллеи для прогулок, на них устанавливаются скамейки для отдыха и наве сы от дождя, оборудуются площадки под волейбол и городки, поле для игры в лапту. Парк и озеро по выходным дням заполнялись горожанами. О Мурманске, его прошлом и настоящем, можно рассказывать бесконечно... А. ХРАПОВИЦКИЙ. -Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ, С п р о м ы с л а в п о р т СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-293 «Артек». РТ-261 «Воткинск», ТР «Борис Сафо нов», ТР «Роза Люксембург», ЗАВТРА: РТ-143 «Сванетня», РТ-317 «Мета», экипажа БМРТ-408 в 11 часов на теплоходе в рыб ный порт. ОБЪЯВЛЕНИЕ Редакции газеты «Рыбный Мурман» на времен ную работу срочно требуется квалифицированная машинистка. АДРЕС И ТЕАЕ0ОНЫ Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель ре дактора, ответственный секретарь — 70-89, литера турные еотрудники — 63-96 н 70-45. Вызов с го- родских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96, 7-70 45. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. «■имииимиич— —— — ■ — — У Мурманская областная типография, г. Мурманск, Зак. 5297. ПН-02786.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz