Рыбный Мурман. 1976 г. Ноябрь.

В о п р о с ы м о р с к о г о п р а в а Международная конвенция ПО БЕЗОПАСНОСТИ РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ В 1 9 6 8 г. М ЕЖ П Р А В И Т Е Л Ь С Т В Е Н Н А Я мор­ с к а я ко нсу л ьтативная орган и зац и я одобрила «К одекс безопасности ры баков и ры боловны х судов», часть А, а в 1 9 7 4 г. — часть Б. «К одекс безопасности ры баков и ры боловных с у ­ дов» стал первым м еж ду н ар о д ным документом р е ­ ком ен дательного харак тер а, в котором был обобщен опыт строительства ры бопромы словы х судов, о тве­ чающих требованиям их безопасной эксплуатации. В части А К одекса обобщены основы техники безопасности и охраны зд оровья рыбаков, о сущ ест­ влен ие которых позволит в значительной м ере со­ к р ати ть тр авм атизм на рыболовных судах. Ч асть Б К одекса посвящена конструкции и о бо­ рудованию рыболовных судов с позиции обеспече­ ни я безопасности судов и охраны ж изни и здоровья эки паж а. Эта часть Кодекса содержит п р и нцип иал ь­ ны е полож ения по многим вопросам промыслового судостроения, в том числе остойчивости, водонепро­ ницаемости, противопож арной безопасности, с п а с а ­ тел ьн ым средствам и радиосвязи. В силу национальных традиций, р а зл и чны х воз­ м ож ностей техники и неодинаковы х требований н адзо р ны х органов в р азны х стр анах действуют н е­ эк ви вал ен тны е тр ебо вания к обеспечению безопас­ ности ры боловны х судов и их экипаж ей. В «Кодексе безопасности рыбаков и рыболовны х судов» впервые нашли отраж ен ие наиболее важ ны е требования к безопасности ры боловны х судов, об­ щ и е для всех стран — членов М еж п р ав и тел ьств ен ­ ной морской консультативной организации. Г ен ер а л ьн а я А ссам бл ея М ежправи тельствен ной морской консультативной организации (ИМКО ) в 1 9 6 8 г. на V III сессии пр и н ял а реш ение о р а зр аб о т­ ке Международной конвенции по безопасности р ы ­ боловных судов. Н еобходимость заклю чения международной ко н ­ венции ди ктуется ускоренным р азв и ти ем мирового ры боловства. В период, предш ествовавший второй мировой войне, морское рыболовство ограничивалось тер р и ­ тори ал ьным и водами, рыболовный флот состоял главным образом из м ал о тоннаж ны х судов при­ бреж ного плавани я, кап и тал ьны е вл ож ен и я в строи­ тельство судов были невелики, а м еж д у н ар о д н ая то р го вл я рыболовными судами р а зв и та слабо. З а последние 2 0 — 2 5 лет рыболовство вышло за преде^- лы при бреж ны х вод и ведется практи чески на всей акватори и Мирового океана. З начи тельно увели чилось количество ры боловны х судов, общ ая численность судов океанического п л а­ ван и я в мире оценивается в 1 6— 17 тыс. единиц, а их тоннаж превыш ает 7 млн т. Х арак тер ным для р а зв и ти я современного рыбопромы слового флота я в л я е т с я строительство крупны х судов, на которых м ех ани зир о ваны производственны е процессы и авто­ м ати зи р о в аны энергетические установки. К оличество членов эк и п аж а на больших судах достигает 9 0 — 100 человек, а на консервных т р а у ­ л е р а х 2 4 0 — 2 5 0 человек. В этих у слови ях проблем а сближ ения и ун иф и ­ кац ии основных требований, опр едел яющ их б е з­ опасность судов и экипаж ей, приобретает все боль­ шую актуальность. М еж ду тем действующ ие в н астоящ ее вр ем я м еж ­ дународны е соглаш ения по нормированию основных требований по безопасности судов: К онвенция о гр у ­ зовой м ар ке 1 9 6 6 г. и Конвенция по охране чел о ве­ ческой ж изни на море 1974 г. —■ не р а сп р о стр ан я­ ют'-') на рыболовны е суда. В р езу л ьт ат е длительной работы Подкомитета ИМ КО по безопасности ры боловных судов с у части­ ем специалистов многих стран, яв л яющ и х ся ведущи­ ми в области промышленного рыболовства: А н г­ л ии, Норвегии, Японии, Ф ранции, Испании, США , Дании, Ф Р Г , К анады , Польши, — зак ан чи вается р а зр аб о тк а п роекта Конвенции. В работе по его подготовке со стороны С овет­ ского Сою^а принимают участие организации Мин- ры бхоза СССР . Минсудпрома СССР , Минморфлота ССС Р , а т акж е Реги стр СССР. Проект Конвенции состоит из следующ их глав­ ны х частей: Договорная часть (вклю чает 13 статей м еж дун ародного соглашения). П рилож ение (10 глав технических правил), Д ополнения (содерж ат пояснения, иллю страции и некоторы е расчетны е методы , дополняющие технические п р ав и л а П р и ло ­ ж ения). Проект Договорной части (статьи) п р еду см атр и­ вает распространение Конвенции на все ры боловны е суда длиной более 2 4 м. При этом у точняется понятие «рыболовное су д ­ но»: «Ры б о ло вным судном н а зы в ае тс я любое судно, которое и спользуется в комм ерческих ц е л я х д л я до­ бычи рыбы, китов,, тюленей, морж ей или других ж и вы х ресурсов моря». В связи с тем, что рыбопромы словый ф л о т в к лю ­ чает суда р азличны х назначений, у к азан н о е опреде­ ление уточняется в главе I П рилож ения: Конвенция не расп р о стр ан яется на спортивные суда, суда, п ред­ н азначенны е д л я переработки объектов промы сла, научно-исследовательские, учебные и приемно-тран- спортные суда. Т аким образом, область р аспр о стр анени я Конвен­ ции ограничена только теми судами, которы е пред­ н а зн ачены дл я добычи рыбы , независимо от того, пер ер абаты ваю т они улов на борту или передают его д л я обработки. Д о говорная часть Конвенции предусм атривает контроль за с о блю дением -стр ан ам и — участниками П р ави л технического Прилож ения. П роект Конвенции пр еду см атр и вает т акж е в ы д а ­ чу судам «С видетельства о безопасности ры б о л о в ­ ного судна» и контроль в портах других стран н а ­ личия Свидетельства, а т акж е соответствие послед­ него состоянию судна. В с лу ч ае отсутствия С видетельства или очевид­ ного несоответствия судна требованиям К онвенции такое судно мож ет быть за д е рж а н о в порту другой страны до п р и н яти я государством , под ф л агом ко­ торого плавает судно, соответствующ их мер. Г л ав а I П р и лож ения содержит определени е о с ­ новных терминов, встречающ ихся в других глав ах Конвенции, а т акж е требования о периодичности осви детельствован ия технического состояния судна. П р еду см атр и в ается 4-летний период д л я освиде­ тельствования корпуса и м еханической установки, 2 -летний — д л я о тдельны х видов оборудования и одногодичный д л я радио- и навигациошюп>-"оборудо- вания. Т ак а я периодичность осви детельствован ия в целом соответствует П рави л ам Р е ги ст р а СССР . Г л ав а II П р и лож ен и я п о свящ ен а тр ебо ваниям к конструкци ям корпуса судна, обеспечивающ им во­ донепроницаемость. Она дополн яет и р а сш и р я е т аналогичный р а зд е л Конвенции о грузовой м ар к е 1 9 6 6 г. Г л ав а III определяет т р еб о в ан и я к о с т о й ч и в о ­ с т и неповрежденного и аварийного судов. Подоб­ ные п р ав и л а впервые я в л яю тс я объ ектом м еж д у н а ­ родного р егулирования. Однако К онвенция не со­ д ерж и т единого м ето да р асч ета остойчивости судна, а приводимы е в ней критерии остойчивости я в л яю т ­ с я реком ендательными. Т акж е впервые в практи ке м еж ду н ар о д ны х с о гл а ­ шений по безопасности на море в П р а в и л а вк лю че­ но требование о непотопляемости судов длиной бо­ лее 1 00 м с эки паж ем более 10 0 человек. Г л ав а IV посвящ ена м еханической и эл е к тр и ч е ­ ским установкам. Г л ава V « З ащ и т а от п ож ара, о бн аруж ен ие и ту­ шение огня». Т реб ования этой главы близки к т р е ­ бованиям П равил Р е ги ст р а С С С Р по классу F. В главе VI « З ащ и т а эк и п аж а » р а ссм атр и в ается обеспечение техники безопасности в м естах о г р аж ­ дений, зак ры ти й и трапов. Т ребования к сп асател ьным средствам приводят­ ся в главе V II «С пасательны е ср едства». О бщ ая вм естимость всех спасател ьны х средств (шлюпок и плотов) на судах д о лж н а с о ставл ять 2 0 0 — 2 5 0 про­ центов от численности эки паж а. Н а судах длиной более 7 5 м о бязательно наличие моторной спаса­ тельной шлюпки. Д о п у ск ается применение спаса­ тел ьн ы х надувны х плотов и шлюпок. Б о л ьш о е зн ачени е в обеспечении безопасности судна имеет обучение ком анды эф ф ек ти в ны м спосо­ бам борьбы с пож аром , затоп лени ем и другими воз­ м ож ным и аварий ным и ситуациями. В связи с этим глав а V III о п р едел яет минимум требований по под­ готовке и трени ровкам экипаж а. Н а судне должно бы ть расписание по тревогам . О б язательн о е е ж е м е ­ сячное проведение учебных тревог будет способст­ в овать проверке действия системы сигнализации, готовности н комплектности сп асательны х средств, противопож арного оборудования и др у ги х средстз борьбы с авариями. Г л ав а IX « Р а д и о те л егр аф и я и радио тел еф о ния» содержит пр авил а по составу и у стройству радио ­ оборудования с учетом действующ их реглам ентов р адиосвязи и особенностей ры бопромы словы х су­ дов, в частности их разм еров. О б язательны й состав и спец иф и к ац и я н авигаци­ онного оборудования я в л яю тс я со д ерж анием главы X «Судовое навигационное оборудование». Р азр або тан ны й проект Конвенции достаточно пол­ но охватывает основны е требования, определяющие безопасность судна. В н астоящ ее вр ем я р абота над Конвенцией всту­ пила в зав ерш ающ ую ф азу . В Лондоне состоялось заседание Подкомитета по безопасности ры боловных судов ИМКО д л я последней редакционной правки п роекта Конвенции. Н а 1977 г. нам ечено проведе­ ние международной конф еренции по рассмотрению проекта Конвенции, Т ак ж е к а к в свое в р ем я заклю чение Конвенции по грузовой м ар к е и Конвенции по охране человеч е­ ской ж изни на море определило основные м еж д у н а ­ родные требования к безопасности п ассажирских и грузовых судов, Конвенция 1977 г. определит м е ж ­ дународны е тр ебо вания к безопасности ры боловны х судов. В. ПЕТРОВ, Минрыбхоз СССР, Т. ВАНДА- НОВ, Дальневосточный технический инсти­ тут рыбной промышленности и хозяйства, Б. АНТИПОВ, Гнпрорыбфлот. ПОСЛЕ РЕЙСА О Т ДЫ Х АЮ Т КОРАБЛИ.., Фото В. Самойлова, в КОСАТКА ЛЕТИТ САМОЛЕТОМ НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ — НА СА­ МОЛЕТЕ — отправилась косатка по имени Раму — представительница морских млеко­ питающих из подотряда зубастых китов. Пойманная у берегов Калифорнии 6 лет назад, она была достав­ лена в зоологический сад в Виндзоре, неподалеку от Лондона, где быстро завоевала популярность сре­ ди посетителей, демонстрируя прыжки и «игру» в водное поло. Однако сейчас бассейн для Раму тесен — длина косатки достигла 6 метров, ее вес приблизился к 5 тоннам. По договоренности с администрацией океанариу­ ма в Сан-Диэго (штат Калифорния), Раму обменя­ ют на косатку меньшего размера и трех дельфі„ нов. Питомицу Виндзорского зоосада тщательно под­ готовили к путешествию —• она совершает его в специально сшитом «корсете» с отверстиями дли плавников. Специалисты выразили уверенность, что Раму благополучно прибудет к месту назначения, так как полет на реактивном самолете продлится не более 18 часов, а морские млекопитающие дышат обыч­ ным воздухом. Однако во время длительного пре­ бывания вне морской среды им грозит смерть от пересыхания кожи. Чтобы этого не случилось, в кожу Рамы перед полетом втерли около 20 литров масла. Виситамию любителем „ Спортлото** В связи с тем, что многие отделения связи 7 н 8 ноября 1976 года не работают, а последний срок опускания частей «Б» и «В» падает на эти дни, пг' " сим опустить части «Б» н «В» карточек 45-го тира­ жа в ящики «Спортлото», установленные в отделе­ ниях связи, не позднее 15 часов 6 ноября 1976 года, В ящики у фирменных киосков «Спортлото» можно опустить части «Б» и «В» 7, 8 и 9 ноября до 18 часов. В управлении по ул. Володарского, 2-а —• 9 ноября 1976 года будет находиться «дежурный» ящик с 9 до 18 часов. МУРМАНСКОЕ ЗОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ «СПОРТЛОТО». Редактор А. А. МИРОНОВ. і | і « м к і с л « - в n * g *m „,С£Г0ЯНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: PT-188 «Павна», РТ-260 «Ветлуга», БІМРТ-409 «Комета», экипажа БМРТ «Верхояны» — в 11 часов на теплоходе в рыбный порт. ТР «Виктор Лягин», ТР «Северный ветер», ТР «И р ­ кутск». ЗАВТРА: PT-263 «Галич» «Тунец», НПС «Артемида», РТ-304 «Мацеста», СРТ-р-713. PT-211 АДГІС ИТІАЕШОНЬІ Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель ре­ дактора, ответственный секретарь — 70-89, литера­ турные сотрудники — 63-96 в 70 45. Вызов с го­ родских АТС 7-62-64. 7-/0-89, 7-83-96, 7-70 45. « Ры б ны й Мурм ан» Индекс 5 5 6 5 4 . Цена 1 экз. —• 2 коп Мурманская областная типография, г , Мурманск. Зак. 6 6 6 4 . ПН -10442.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz