Рыбный Мурман. 1976 г. Март.

П р о м ы с л о в ы й ф л о т — с о с т а в н а я ч а с т ь IlfllllllUlllttltllllllHIIIIIfllllllltlilllllllllllllllllllltllllllllflllllllll lllilllflllltriltllltlllltlllllllllllMlltllllllHllliniHltlirrillltlllflfllllltllltMtnilllllltllillllllMIIIIIIIIfNMIflllllllirFlfirrillllllllllfliltllMHin м о р с к о й м о щ и г о с у д а р с т в а Ш Н Ш ІІІІІІіи іІІШ ІІІІІІШ ІІІІІІІІІШ ІН Ш Ш ІІШ Н ІІІІІН ІІІІІІІІІІІШ М ІІН ІІІІІІШ ІШ ІІІШ ІІІІІІШ ІН ІІШ Ш Ш Н ІІІІШ ІШ ІШ ІІІМ ІІІІН ІШ ІШ ІІІМ ІІІІІШ ІІІІШ ІІІШ ІІІІМ ІІ' П р о м ы с л о в ы й ф л о т является составной частью гражданского флота и важным ком­ понентом морской мощи государства. Роль этого флота резко возросла в результате прогресса в освоении человечеством Мирового океана, увели­ чения масштабов использования различных продук­ тов моря животного и растительного происхождения в пищевых и промышленных целях. Его важнейшая задача заключается в обеспечении решения острой продовольственной проблемы, стоящей перед чело­ вечеством. По официальным данным ФАО (продовольствен­ ная и сельскохозяйственная организация ООН), продовольственное положение населения земного шара является неблагополучным главным образом из-за недостатка животных белков в рационе пита­ ния, от чего страдает около 2 млрд. человек, то есть половина всего населения. Такое ненормальное положение по мере роста населения планеты усу­ губляется капиталистическими отношениями в большинстве стран. Поэтому человечество все боль­ ше обращает свои взоры к потенциальным биологи­ ческим ресурсам Мирового океана. Ловлей рыбы и добычей морского зверя люди за­ нимаются испокон веков, однако развитие промы­ слового флота на индустриальной основе началось со второй половины XIX века в связи с резким уве­ личением потребностей в белках и совершенствова­ нием техники мореплавания. Вначале этот процесс шел медленно. Так, за пе­ риод с 1850—до 1900 г. средний годовой прирост мирового улова составлял весьма скромную по со­ временным масштабам цифру — примерно 40 ты­ сяч тонн. В период между двумя мировыми войнами прирост достиг уже солидной величины — 1,3 млн. тонн, а в послевоенное время возрос в среднем до 2,3 млн. тонн. В настоящее время наибольшее значение в мор­ ском и океанском промысле имеет рыба (89%), за­ тем следуют моллюски (5%), ракообразные (2,3%), морские звери (1,8%), водная растительность (1%) II другие, (См.: Промысловыіі флот капитали­ стических струн. М., «•Судостроение», 197], стр. 10. И ) . За период с 1948 по 1967 г. мировой улов рыбы и добыча других морепродуктов увеличились почти в три раза — с 22 до 62 млн. тонн. Однако после 1067 г., несмотря па значительное улучшение тех­ нический' оснащенности промыслового флота, тем­ пы роста улова заметно .снизились. Одной из при­ чин этого является истощение рыбного стада, воз­ никшее з результате безрасчетной интенсификации улова в важных, хорошо осзоешіых ранее традици­ онных районах рыболовства. Поэтому на повестку Ді.а встает вопрос о необходимости регулирования норм вылова некоторых видов рыб и добычи м о р ­ ского зверя и создания в целом научно обоснованной системы ведения морского рыбного хозяйства. В настоящее время добыча морских биологиче­ ских ресурсов даст примерно три четверти всех до­ ходов человечества, получаемых от Мирового океа­ на. Промышленным рыболовством занято в мире свыше 7 млн. человек. Мировая добыча рыбы и дру- I их морепродуктов достигает уровня 70 млн. тони в год. Эта цифра сравнительно близка к оптимально допустимой, определенной с учетом реального годо­ вого естественного воспроизводства биологической массы продуктов моря и условий их распростране­ ния в океанах. Рыболовством и промыслом морского зверя в ми­ ре занимаются многие сотни тысяч гребных, парус­ ных и моторных судов. Однако основу современного промыслового флота составляют самоходные круп­ ные суда, предназначенные для лова рыбы и добы­ чи морского зверя в удаленных районах морей и океанов, обработки продукции, хранения и перевоз­ ки ее до береговых баз. М ИРОВОИ РЕГИСТР Ллойда подразделяет современные промысловые суда по их назна­ чению на две основные группы: траулеры и другие рыболовные (зверобойные) суда валовой от 100 до 4000 per. В ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕ­ НИ ВОЕННОМ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ МИНИСТЕРСТ­ ВА ОБОРОНЫ СССР ВЫШЛА КНИГА АДМИРА­ ЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА СЕРГЕЯ ГЕ­ ОРГИЕВИЧА ГОРШКОВА «МОРСКАЯ МОЩЬ ГОСУДАРСТВА». П у б л и к уем отрывок из этой кни ги . О рыбные транспорты и рыбные заводы (по нашей терминологии — транспортные рефрижераторы и промысловые плавучие базы) валовой вместимостью от 100 до 10000 per. тонн » выше. Современные промысловые суда обладают зна­ чительной мореходностью, большой дальностью пла­ вания и автономностью. Они, как правило, осна­ щены новейшими навигационными, гидроакустиче­ скими и радиоэлектронными средствами, промысло­ вым и технологическим оборудованием. Решающую роль в развитии мирового промысло­ вого флота в послевоенный период сыграли прове­ денные в разных странах, в первую очередь в Со­ ветском Союзе, научные исследования в области би­ ологии рыб, прогнозирования районов и маршрутов их передвижения, разработка на этой основе новых способов разведки рыбных богатств и необходимых технических средств для их обнаружения, а также новых, более совершенных средств лова, перера­ ботки, хранения и доставки продукции „потребите­ лям. Рост добычи морских продуктов средствами про­ мыслового флота играет существенную роль в про­ изводстве пищевых продуктов и сырья для функци­ онирования многих отраслей промышленности. По­ этому в настоящее время промышленным рыболов­ ством занимаются почти 80 стран мира. По разме­ рам вылова рыбы Советский Союз находится на третьем месте после Перу и Японии, В 1974 г. мировой крупнотоннажный промысловый флот насчитывал 17955 судов (100 per. тони и бо­ лее) общей валовоіі вместимостью около 10,7 млн. per. тонн. В том числе 17262 добывающих судна (траулеры, сейнеры, зверобойные шхуны и др.) об­ щей вместимостью 7,33 млн. per. тони, 693 перера­ батывающих и транспортных судна общей вмести­ мостью около 3,45 млн. per. тонн. По количеству и валовой вместимости судов про­ мыслового флота среди капиталистических госу­ дарств на первом месте в мире стоит Япония, ко­ торая, однако, уступает по величине улова Перу. Промысловый флот Японии в 1974 году насчи­ тывал 3198 судов суммарной вместимостью около 1,26 млн, per. тонн, Добычей рыбы занято в этой стране около 3 млн. человек, годовая добыча состав­ ляет более 3,6 млн. топи рыбы и других морепро­ дуктов. Рыба является одним из основных продук­ тов питания я важной статьей экспорта. Республика Перу, промысловый флот которой по числу судов и их суммарной вместимости занима­ ет лишь 11 место в мире (604 судна — около 125 тыс. per. тонн), благодаря непосредственной близо­ сти (30—50 миль) к богатейшим тихоокеанским раііоиам рыболовства добилась самого высокого в мире улова рыбы — более 9 млн. тонн ежегодно. Крупными рыбодобывающими странами являют­ ся Соединенные Штаты (1577 крупнотоннажных судов общей вместимостью около 358 тыс. per. тонн). Норвегия (606 судов общей вместимостью 204 тыс. per. тонн) и Южно-Африканская Республика (143 судна общей вместимостью 75 тыс. per. тонн). Каждая из этих стран ежегодно добывает от 2 до 3 млн. тонн рыбы и других морепродуктов. Среди других рыбодобывающих капиталистических стран важное место занимают Англия, Канада, Испания. Дания, Чили и другие с годовым уловом более 1 млн. тонн. Характерно, что на долю Перу н Японии_ прихо­ дится около одной трети мирового улова рыбы, а на долю ведущих 15 рыбодобывающих стран — около четырех пятых улова (См.: Осокин С. Д. Мировой океан. М., «Просвещение», 1972, стр. 75, 76), к этим странам относятся Перу, Япония, СССР, b ill , Норвегия, США, ЮАР, Индия, Испания, Канада, Дания, Чили, Индонезия, Таиланд, Англия. СНОВНУЮ ЧАСТЬ ПРОДУКЦИИ в мировом морском промысле до 1957 г. давал Атлан­ тический океан, особенно его северная часть. Затем центр тяжести переместился в Тихий океан, па долю которого к 1970 г. приходилось около 55 процентов мирового вылова, более половины ко­ торого добывалось в северной части океана. В это же время в Атлантике добывался 41 процент ми­ рового улова, более двух третей которого приходи­ лось па северную часть океана. Иа долга Индийского океана падало всего около пяти процентов мировой добычи морепродуктов. Опыт двух мировых войн показал, что промысло­ вые суда широко использовались в составе воен­ ного флота для решения вспомогательных и боевых задач, преимущественно в сфере обороны и защи­ ты портов и районов базирования военного флота. Наша страна располагает крупным промысловым флотом, который составляет основу ее рыбной про­ мышленности. Начало созданию советского промы­ слового флота было положено 9 декабря 1918 года, когда постановлением ВСНХ было образовано Главное управление по рыболовству и рыбной про­ мышленности в России («Главрыба>>). В последующие годы государство вкладывало большие средства в расширение технической базы морского рыболовства и прежде всего в приобрете­ ние и строительство судов. Война существенно затормозила развитие совет­ ского рыболовства и его флота. Наибольшие потерн он понес в Азово-Черноморском, Балтийском и Се­ верном бассейнах. Были выведены из строя берего­ вые предприятия рыбной промышленности, порты, судостроительные заводы, потеряно около пяти ты­ сяч судов. Вылов рыбы в стране резко упал. После окончания воііны с новой силой разверну­ лась работа по строительству и развитию отечест­ венного промыслового флота. И сейчас в самых от­ даленных районах Мирового океана можно встре­ тить рыбопромысловые суда, несущие флаг нашей Родины. Наш промысловый флот в девятой пятилетке вступил в полосу коренного технического перевоо­ ружения, которое позволит значительно расширить воны промысла. В настоящее время 87% общей добычи рыбы в СССР приходится на раііоны океанического рыбо­ ловства. Интенсивность промысла возросла в три раза, -несмотря на то, что многие капиталистические государства расширили зоны территориальных вол и установили специальные рыболовные зоны ши­ риной до 200 миль, в результате чего до 40% пло­ щади рыбопромыслового шельфа с возможным уло­ вом рыбы 10 млн. тонн в год оказались закрытыми для флотов других стран. Сокращение промысловых баз, помимо увеличе­ ния радиуса действия флота в Мировом океане, сти­ мулировало также развитие лова па больших глуби­ нах. Если до второіі мировой войны траление произ­ водилось на глубинах до 200—400 метров, то в на­ стоящее время освоено траление на глубинах до 1.000 метров. Советский Союз в освоении глубоко­ водных районов лова идет впереди других стран ми­ ра. Соответствующие исследования по глубоковод­ ному тралению ведутся также в ФРГ, Испании, Франции, Англии. В этих странах суда отдельных типов способны производить траление на глубинах 600 — 1000 метров. НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ отечественный рыбо­ промысловый флот по количеству судов раз­ личного назначения занимает первое место среди крупнейших промысловых флотов мира. Он имеет добывающие, обрабатывающие и ііые суда, а также необходимые средства ния. (Окончание на 4 стр.). В транспорт- обсспечо нместимостыо іи и иии тонн и выше; .................... . шішншишіііііішиішішшишішнііншнітшііштиіиііііііііішііііііі ...................... .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz