Рыбный Мурман. 1976 г. Март.
П р о м ы с л о в ы й ф л о т — с о с т а в н а я ч а с т ь IlfllllllUlllttltllllllHIIIIIfllllllltlilllllllllllllllllllltllllllllflllllllll lllilllflllltriltllltlllltlllllllllllMlltllllllHllliniHltlirrillltlllflfllllltllltMtnilllllltllillllllMIIIIIIIIfNMIflllllllirFlfirrillllllllllfliltllMHin м о р с к о й м о щ и г о с у д а р с т в а Ш Н Ш ІІІІІІіи іІІШ ІІІІІІШ ІІІІІІІІІШ ІН Ш Ш ІІШ Н ІІІІІН ІІІІІІІІІІІШ М ІІН ІІІІІІШ ІШ ІІІШ ІІІІІІШ ІН ІІШ Ш Ш Н ІІІІШ ІШ ІШ ІІІМ ІІІІН ІШ ІШ ІІІМ ІІІІІШ ІІІІШ ІІІШ ІІІІМ ІІ' П р о м ы с л о в ы й ф л о т является составной частью гражданского флота и важным ком понентом морской мощи государства. Роль этого флота резко возросла в результате прогресса в освоении человечеством Мирового океана, увели чения масштабов использования различных продук тов моря животного и растительного происхождения в пищевых и промышленных целях. Его важнейшая задача заключается в обеспечении решения острой продовольственной проблемы, стоящей перед чело вечеством. По официальным данным ФАО (продовольствен ная и сельскохозяйственная организация ООН), продовольственное положение населения земного шара является неблагополучным главным образом из-за недостатка животных белков в рационе пита ния, от чего страдает около 2 млрд. человек, то есть половина всего населения. Такое ненормальное положение по мере роста населения планеты усу губляется капиталистическими отношениями в большинстве стран. Поэтому человечество все боль ше обращает свои взоры к потенциальным биологи ческим ресурсам Мирового океана. Ловлей рыбы и добычей морского зверя люди за нимаются испокон веков, однако развитие промы слового флота на индустриальной основе началось со второй половины XIX века в связи с резким уве личением потребностей в белках и совершенствова нием техники мореплавания. Вначале этот процесс шел медленно. Так, за пе риод с 1850—до 1900 г. средний годовой прирост мирового улова составлял весьма скромную по со временным масштабам цифру — примерно 40 ты сяч тонн. В период между двумя мировыми войнами прирост достиг уже солидной величины — 1,3 млн. тонн, а в послевоенное время возрос в среднем до 2,3 млн. тонн. В настоящее время наибольшее значение в мор ском и океанском промысле имеет рыба (89%), за тем следуют моллюски (5%), ракообразные (2,3%), морские звери (1,8%), водная растительность (1%) II другие, (См.: Промысловыіі флот капитали стических струн. М., «•Судостроение», 197], стр. 10. И ) . За период с 1948 по 1967 г. мировой улов рыбы и добыча других морепродуктов увеличились почти в три раза — с 22 до 62 млн. тонн. Однако после 1067 г., несмотря па значительное улучшение тех нический' оснащенности промыслового флота, тем пы роста улова заметно .снизились. Одной из при чин этого является истощение рыбного стада, воз никшее з результате безрасчетной интенсификации улова в важных, хорошо осзоешіых ранее традици онных районах рыболовства. Поэтому на повестку Ді.а встает вопрос о необходимости регулирования норм вылова некоторых видов рыб и добычи м о р ского зверя и создания в целом научно обоснованной системы ведения морского рыбного хозяйства. В настоящее время добыча морских биологиче ских ресурсов даст примерно три четверти всех до ходов человечества, получаемых от Мирового океа на. Промышленным рыболовством занято в мире свыше 7 млн. человек. Мировая добыча рыбы и дру- I их морепродуктов достигает уровня 70 млн. тони в год. Эта цифра сравнительно близка к оптимально допустимой, определенной с учетом реального годо вого естественного воспроизводства биологической массы продуктов моря и условий их распростране ния в океанах. Рыболовством и промыслом морского зверя в ми ре занимаются многие сотни тысяч гребных, парус ных и моторных судов. Однако основу современного промыслового флота составляют самоходные круп ные суда, предназначенные для лова рыбы и добы чи морского зверя в удаленных районах морей и океанов, обработки продукции, хранения и перевоз ки ее до береговых баз. М ИРОВОИ РЕГИСТР Ллойда подразделяет современные промысловые суда по их назна чению на две основные группы: траулеры и другие рыболовные (зверобойные) суда валовой от 100 до 4000 per. В ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕ НИ ВОЕННОМ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ МИНИСТЕРСТ ВА ОБОРОНЫ СССР ВЫШЛА КНИГА АДМИРА ЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА СЕРГЕЯ ГЕ ОРГИЕВИЧА ГОРШКОВА «МОРСКАЯ МОЩЬ ГОСУДАРСТВА». П у б л и к уем отрывок из этой кни ги . О рыбные транспорты и рыбные заводы (по нашей терминологии — транспортные рефрижераторы и промысловые плавучие базы) валовой вместимостью от 100 до 10000 per. тонн » выше. Современные промысловые суда обладают зна чительной мореходностью, большой дальностью пла вания и автономностью. Они, как правило, осна щены новейшими навигационными, гидроакустиче скими и радиоэлектронными средствами, промысло вым и технологическим оборудованием. Решающую роль в развитии мирового промысло вого флота в послевоенный период сыграли прове денные в разных странах, в первую очередь в Со ветском Союзе, научные исследования в области би ологии рыб, прогнозирования районов и маршрутов их передвижения, разработка на этой основе новых способов разведки рыбных богатств и необходимых технических средств для их обнаружения, а также новых, более совершенных средств лова, перера ботки, хранения и доставки продукции „потребите лям. Рост добычи морских продуктов средствами про мыслового флота играет существенную роль в про изводстве пищевых продуктов и сырья для функци онирования многих отраслей промышленности. По этому в настоящее время промышленным рыболов ством занимаются почти 80 стран мира. По разме рам вылова рыбы Советский Союз находится на третьем месте после Перу и Японии, В 1974 г. мировой крупнотоннажный промысловый флот насчитывал 17955 судов (100 per. тони и бо лее) общей валовоіі вместимостью около 10,7 млн. per. тонн. В том числе 17262 добывающих судна (траулеры, сейнеры, зверобойные шхуны и др.) об щей вместимостью 7,33 млн. per. тони, 693 перера батывающих и транспортных судна общей вмести мостью около 3,45 млн. per. тонн. По количеству и валовой вместимости судов про мыслового флота среди капиталистических госу дарств на первом месте в мире стоит Япония, ко торая, однако, уступает по величине улова Перу. Промысловый флот Японии в 1974 году насчи тывал 3198 судов суммарной вместимостью около 1,26 млн, per. тонн, Добычей рыбы занято в этой стране около 3 млн. человек, годовая добыча состав ляет более 3,6 млн. топи рыбы и других морепро дуктов. Рыба является одним из основных продук тов питания я важной статьей экспорта. Республика Перу, промысловый флот которой по числу судов и их суммарной вместимости занима ет лишь 11 место в мире (604 судна — около 125 тыс. per. тонн), благодаря непосредственной близо сти (30—50 миль) к богатейшим тихоокеанским раііоиам рыболовства добилась самого высокого в мире улова рыбы — более 9 млн. тонн ежегодно. Крупными рыбодобывающими странами являют ся Соединенные Штаты (1577 крупнотоннажных судов общей вместимостью около 358 тыс. per. тонн). Норвегия (606 судов общей вместимостью 204 тыс. per. тонн) и Южно-Африканская Республика (143 судна общей вместимостью 75 тыс. per. тонн). Каждая из этих стран ежегодно добывает от 2 до 3 млн. тонн рыбы и других морепродуктов. Среди других рыбодобывающих капиталистических стран важное место занимают Англия, Канада, Испания. Дания, Чили и другие с годовым уловом более 1 млн. тонн. Характерно, что на долю Перу н Японии_ прихо дится около одной трети мирового улова рыбы, а на долю ведущих 15 рыбодобывающих стран — около четырех пятых улова (См.: Осокин С. Д. Мировой океан. М., «Просвещение», 1972, стр. 75, 76), к этим странам относятся Перу, Япония, СССР, b ill , Норвегия, США, ЮАР, Индия, Испания, Канада, Дания, Чили, Индонезия, Таиланд, Англия. СНОВНУЮ ЧАСТЬ ПРОДУКЦИИ в мировом морском промысле до 1957 г. давал Атлан тический океан, особенно его северная часть. Затем центр тяжести переместился в Тихий океан, па долю которого к 1970 г. приходилось около 55 процентов мирового вылова, более половины ко торого добывалось в северной части океана. В это же время в Атлантике добывался 41 процент ми рового улова, более двух третей которого приходи лось па северную часть океана. Иа долга Индийского океана падало всего около пяти процентов мировой добычи морепродуктов. Опыт двух мировых войн показал, что промысло вые суда широко использовались в составе воен ного флота для решения вспомогательных и боевых задач, преимущественно в сфере обороны и защи ты портов и районов базирования военного флота. Наша страна располагает крупным промысловым флотом, который составляет основу ее рыбной про мышленности. Начало созданию советского промы слового флота было положено 9 декабря 1918 года, когда постановлением ВСНХ было образовано Главное управление по рыболовству и рыбной про мышленности в России («Главрыба>>). В последующие годы государство вкладывало большие средства в расширение технической базы морского рыболовства и прежде всего в приобрете ние и строительство судов. Война существенно затормозила развитие совет ского рыболовства и его флота. Наибольшие потерн он понес в Азово-Черноморском, Балтийском и Се верном бассейнах. Были выведены из строя берего вые предприятия рыбной промышленности, порты, судостроительные заводы, потеряно около пяти ты сяч судов. Вылов рыбы в стране резко упал. После окончания воііны с новой силой разверну лась работа по строительству и развитию отечест венного промыслового флота. И сейчас в самых от даленных районах Мирового океана можно встре тить рыбопромысловые суда, несущие флаг нашей Родины. Наш промысловый флот в девятой пятилетке вступил в полосу коренного технического перевоо ружения, которое позволит значительно расширить воны промысла. В настоящее время 87% общей добычи рыбы в СССР приходится на раііоны океанического рыбо ловства. Интенсивность промысла возросла в три раза, -несмотря на то, что многие капиталистические государства расширили зоны территориальных вол и установили специальные рыболовные зоны ши риной до 200 миль, в результате чего до 40% пло щади рыбопромыслового шельфа с возможным уло вом рыбы 10 млн. тонн в год оказались закрытыми для флотов других стран. Сокращение промысловых баз, помимо увеличе ния радиуса действия флота в Мировом океане, сти мулировало также развитие лова па больших глуби нах. Если до второіі мировой войны траление произ водилось на глубинах до 200—400 метров, то в на стоящее время освоено траление на глубинах до 1.000 метров. Советский Союз в освоении глубоко водных районов лова идет впереди других стран ми ра. Соответствующие исследования по глубоковод ному тралению ведутся также в ФРГ, Испании, Франции, Англии. В этих странах суда отдельных типов способны производить траление на глубинах 600 — 1000 метров. НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ отечественный рыбо промысловый флот по количеству судов раз личного назначения занимает первое место среди крупнейших промысловых флотов мира. Он имеет добывающие, обрабатывающие и ііые суда, а также необходимые средства ния. (Окончание на 4 стр.). В транспорт- обсспечо нместимостыо іи и иии тонн и выше; .................... . шішншишіііііішиішішшишішнііншнітшііштиіиііііііііішііііііі ...................... .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz