Рыбный Мурман. 1976 г. Март.
ДЕСЯТАЯ ПЯТИЛЕТКИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО • 21 января «Рыбный ЗѴІурман» сообщал о присвоении Знака ка чества управления «Мурманрыбфлот» ры бопродукции, выраба тываемой на БМРТ-439 и БМРТ-2639. Недав но первый из них вер нулся в порт приписки. Восемнадцатого февра ля на его борту состоя лось общесудовое со брание, на котором присутствовали пред ставители парткома, ба зового комитета, про изводственного отдела. Начальник управления флота К. Н. Шапова лов вручил экипажу «Аттестат качества», а работники культбазы плавсостава исполнили для моряков несколь ко концертных номе ров, передали победи телям предсъездовского соревнования памятные подарки. О том, как ра ботали моряки БМРТ- 439 «Муромск» в по следнем рейсе, как ста рались поддержать честь рыбацкой марки, рассказал нашему кор респонденту технолог судна Виктор Григорье вич Бызов. • Главное — знать людей На БМРТ-439 «Муромск» я проработал всего един рейс. Но перед тем, как прийти на судно, уже хорошо знал, что оно в течение последнего года де вятой пятилетки эксплуатировалось с подменой эки пажа в море. Поэтому как любой технолог, «болею щий» за свое производство, волыю или невольно, но предполагал увидеть изрядно «потрепанную» рыбофабрику. На самом зке деле все оказалось нао борот. Рыбная фабрика была оставлена предыду щим экипажем в хорошем состоянии. Наладки тре- бозала только машина по изготовлению филе. Быв ший механик-наладчик (он работал до нового года, лотом был списан по личной просьбе) плохо знал машину, поэтому в первое время филе вырабаты вали неравномерно. С приходом на борт опытного производственника, каким показал себя на промыс ле механик-наладчик Михаил Иванович Иванов, фи лейный станок отрегулировали, и до конца рейса наши рыбообработчики не знали из-за него хлопот. О неподготовленности молодых матросов к ры бацкому делу, о нехватке навыков я говорить не бу ду. На всех флотах рыбной промышленности теку честь кадров еще остается большой, и наша прямая обязанность (технологов, рыбмастеров. мастеров по добыче) «выковать» из вчерашнего военнослужа щего, берегового рабочего или колхозника настоя щего матроса-рыбообработчика, матроса-палубника или помощника консервного мастера. На каждом судне схема подготовки кадров примерно одинакова. Изменения в ней случаются в редких случаях, ко гда у руководителей производства не хватает терпе ния «возиться» с непонятливый учеником. В таких случаях матроса начинают «передавать» с фабрики на палубу, с палубы — на фабрику. В результате рейс проходит для него безрезультатно. Он не рас тет в квалификации и остается бесклассным мат росом. Чтобы подобного не случилось у нас, всех распи санных на фабрику еще до подъема первого трала опросили, где и кем работали. Профессиональных матросов на поверку оказалось до плачевного мало, зато хватало «академиков», начиная от техников- механиков и кончая зоотехником. Для чего люди решили выйти в море — до сих пор остается неяс ным, но то, что они были на флоте случайными, не вызывало сомнений. Прежде чем предложить таким производственное место, приходилось досконально объяснять, например, чем труд глазуровщика от личается от работы фасовщика, и так далее. Надо признаться, мне и рыбмастерам удалось пу тем беспристрастного опроса, не скрывая сложности какой-либо технологической операции, правильно распределить матросов по рабочим местам. До кон ца рейса перестановок не было. А это немаловаж но, когда экипаж стремится не уронить чести ры бацкой марки предыдущего коллектива, который на протяжении года сдавал свою продукцию без рекла маций. Одного матроса — Николая Федоровича Мару: іцака (он пришел на БМРТ-439, проплавав солид ное время на средних рыболовных траулерах) — выделили в помощь консервной бригаде для выра ботки такого ценного и пользующегося повышен ным спросом у потребителя продукта, как консервы «Кальмар натуральныіі с кожицей в собственном соку». Заглядывая вперед, скажу, что Николай Федоро вич хорошо помогал консервной бригаде и отшкери- вать кальмара, и промывать его. Всего из кальмара выработали 27 тысяч условных банок консервов. Несмотря на то, что этот вид продукции на БМРТ- 439 «Муромск» вырабатывался впервые, тогда как на других судах этим занимаются давно, качество его вышло хорошее. Попутно матрос Н. Ф. Марущак учился консерв ному делу. Он внимательно приглядывался к дейст виям мастера и его помощника, а сейчас, после рей са, собирается или поступать в учебно-курсовой комбинат главка, или сдать экзамены флотской ко миссии на переаттестацию его из матросов в помощ ники консервного мастера. Тушна и филе Тушка и филе из любой рыбы давно завоевали внимание домохозяек. Из них можно приготовить отличные столовые блюда, котлеты с многими гар нирами. Поэтому, естественно, с увеличением спро са на тушку и филе повышается и спрос на качест во их выработки. Для того чтобы качество тушки и филе, выработанных из трескн на нашем судне, оставалось высоким, на операции по их изготовле нию поставили более опытных матросов. Ими были Виктор Иванович Голик и комсомолец Леонид Эйс- мант. РЫБАЦКОЙ Р К И «„.система качественных показателей требует отражения и решения в плане многих экономиче ских вопросов в иных формах, чем это делалось у нас до сих пор. Меры, направленные на повыше ние качества продукции, должны быть комплексны ми и охватывать улучшение качества исходного сырья н материалов, совершенствование техноло гии, повышение роли операций по доводке готовой продукции и подготовке ее к потреблению. Следует настойчиво искать такие показатели, которые уси лят воздействие плана на повышение технического уровня производства и качества продукции, на ускорение темпов роста производительности труда, более экономное использование основных фондов, материальных и финансовых ресурсов. Все это должно быть предусмотрено в пятилетнем плане развития народного хозяйства, в планах мини стерств, объединений и предприятий». (Из доклада «Основные направления разви тия народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»). Для выработки тушки на БМ РТ «Муромск» есть небольшое’ приспособление. Состоит оно из обычно го электромотора и закрытого ножа, где дл я обре зания плавников оставлена небольшая щель. Палец рыбообработчика в эту щель не попадет, поэтому безопасность работы гарантирована. Вот с помощью этого приспособления и обрезались у разделанной под тушку рыбы плавники. Обрезание плавников — наиболее трудоемкий процесс. На некоторых судах его еще до сих пор выполняют с помощью ножниц, которые постоянно тупятся. Работать ножницами можно и даже рекомендуется, но производитель ность труда с ними не поднимешь. В. И. Голик и Л. Эйсмант за четырехчасовую вахту вырабаты вали в общей сложности до 600 килограммов тушки нз трески. Эти товарищи всегда были старательны ми и внимательными. Чтобы тушка соответствовала всем требованиям стандартов, при ее изготовлении нужно соблюдать несколько правил. В первую очередь рыбообработ чик, стремясь выпустить больше тушки, не дол жен забывать о зачистке кровяной почки, о полной промывке самой тушки от остатков крови. Для это го тушку лучше всего складировать сразу в резер вуаре с водой, а не накапливать ее поначалу в сгампы н уже после наполнения последней отно сить к резервуару. Вторым правилом является правильная обрезка плавников. Как бы тушка старательно и хорошо ни изготовлялась, но если у нее плавник недорезан или обрезан вместе с телом, можно отбрасывать та кую рыбину в брак. При отборе трескн для выра ботки тушки необходимо брать рыбу без поверхно стных дефектов: не мятую, не порванную. Все эти требования наши рыбообработчики со блюдали строго, а отсюда и результат — высокое качество, ни одной претензии. Даже когда рыбооб работчики в спешке ошибались, их контролировали товарищи. На расфасовке готовой продукции у нас работали коммунист Вадим Васильевич Горбунов и комсомолец Вячеслав Чусов. Через их руки про шла большая часть рыбы, добытой и обработанной на БМРТ-439. Ни одна рыбина с неправильной об работкой в противень не попала. К месту будет сказано, что В, В. Горбунов — член поста народно го контроля. Филе мы вырабатывали на машине без примене ния ручного труда. Однако это не значит, что филе прямо отправлялось к расфасовщикам. Мне прихо дилось встречать филе с незачищенной пленкой, с неубранными костями. Такое филе плохо смот рится на прилавке. Все это результат ха латного отношения матросов к его изготовле нию, а нередко и штурмовщины. На нашем судне выпуск рыбопродукции находился под постоянным контролем аттестационной судовой комиссии и пос та народного контроля, Да и сами моряки старались у каждой дольки филе зачистить лучше пленку, вы брать кость. Поэтому к качеству филе, поступив шего в «Севрыбсбыт» с нашего судна, замечаний нет. Без штурмовщины Когда судно промышляет сайку, мойву, которые расцениваются в денежном отношении для команды ниже, чем разделанная рыба, можно встретиться со штурмовщиной. Она, как правило, порождается чрезмерной снисходительностью командного состава к «сверхстараниям» матросов рыбной фабрики уло жить в трюм побольше ящиков с рыбой, даже если она, как говорят рыбаки, хвостами еще шевелит. То есть вопреки всем паспортным рекомендациям на некоторых судах пропускают через морозильные камеры за сутки промысла рыбы намного больше. Из-за этого после сдачи продукции потребителю со всех концов в адрес флота поступают рекламации. Особенно на мойву. Мойва жирная плохо поддается заморозке. Если камбала промерзнет за минуты, то мойве нужны десятки минут. В рейсе нам довелось промышлять мойву, и температура каждого брикета соответст вовала требованиям, предъявляемым к качеству рыбы, а все оттого, что на нашем корабле при об лове мойвы не было излишней спешки. Контроль за температурой выловленной рыбы осуществляли рыбмастера, морозилыцики. Особен ных трудностей на промысле'мойвы не встречается. И говорить много по этому поводу не приходится. Главное — соблюдать температуру заморозки, в трюмах. Нам в рейсе пришлось три раза передавать продукцию на базы, и ни разу не было споров с тех нологами и штурманами «Севрыбхолодфлота» из- за плохой заморозки рыбы на БМРТ-439. Хорошие помощники Не будет вымыслом, если скажу, что на отдель ных судах группы народных контролеров практиче ски бездействуют на протяжении всего рейса. Как правило, в народный контроль выбирают фактуроз- щиков, у которых в рейсе и без того хватает рабо ты, потому что после вахты нужно и этикетки под считать, подштамновать, да и самим отдохнуть. Во- вторых, фактуровщик не всегда может заглянуть на фабрику и проверить обработку рыбы. Хорошо, когда пост народного контроля состоит из людей, не связанных с рыбофабрикой или работающих не посредственно за рыбоделом, как было на «Му- ромске». Постом народного контроля руководит у нас стар ший матрос Александр Шорохов. В рейсе контроле ры указали нам на прямой резерв по увеличению выпуска консервов. А «секрет» вот в чем. Матросы, вырабатывавшие тушку, не обращали внимания на головы рыбы. Отрезали их и бросали в шнек рыбомучной установки. А что с ними, ка залось, делать? Народные контролеры «выловили» несколько голов и разложили на рыбоделе. Их вни мание привлекла печень. Да, да, печень. Она оста валась в той части, которая отделяется от трески, чуть дальше плечевых костей. Пусть в одной голо ве печени немного, но если их сотни, тысячи... Это добавочные банки консервов. После вмешательства народных контролеров на БМРТ-439 печень начали собирать полностью и от рыбин, которые отправля лись на выработку тушки. Впереди— новые задачи Сейчас БМРТ-439 «Муромск» готовится к но вому рейсу, уйти в который планируем в первых числах марта, если не задержат чистка главного двигателя и другие ремонтные работы. Пока трево жит положение с выгрузкой консервов. На 20 фев раля из наших трюмных кладовых не было от гружено ни одной банки. Что касается готовой рыб ной продукции, то она передана потребителю, нак говорилось, с высоким показателем качества обра ботки. В десятой пятилетке предстоит много потрудить ся, чтобы претворить в жизнь планы партии по дальнейшему увеличению выпуска готовой пищевой рыбной продукции высокого качества. Старт в» очередную пятилетку коллектив нашего судна взял хороший. Теперь нужно закрепить достигнутые ре зультаты, трудиться еще лучше, чтобы вся пятилет ка для нас стала настоящим смотром качества про дукции. А именно на это нацеливает XXV съезд ПарТШ* Записал С. ДАНИЛОВ. ОТ ЗН А К А КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ К ГОСУДАРСТВЕН - НОМУ ЗНАКУ ЗА М ЧЕСТЬ А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz