Рыбный Мурман. 1976 г. Май.

А н а т о л и и И в а н о в и ч б о г у л я ка р т - 3 2 і «Мценск» трудится рыбмастером второй год. До этого у него были другие пароходы, на некоторые он направлялся по нескольку раз. В этом нет ничего удивительного: рабочий стаж Ана­ толия Ивановича в Мурманском ордена Октябрь­ ской Революции траловом флоте начал исчислять­ ся еще с 1948 года. Характерно то, что рыбный по­ луфабрикат, который этот рыбмастер сдает на плавучие базы или в порту рыбокомбинату, отлича­ ется высокой сортностью. На «Мценске» с начала 1976 года сделано четыре рейса, и в каждом из них сортность оказывалась на 0 ,5— 1,2 процента выше планируемо!!. — В чем секрет? — с таким вопросом я обра­ тился к А. И. Вогуле, когда он сдавал очередную партию полуфабриката. — Практически, — рассказывает Анатолии Иванович, — секретов никаких нет. Последний съезд нашей партии нацелил всех тружеников стра­ ны добиваться на своих производственных местах увеличения качества и эффективности работы. Я, как рыбмастер, понимаю эти задачи так: из каждо­ го рейса экипаж, о котором я тружусь и где отве­ чаю за конечный результат его промысловой рабо­ ты, должен доставлять работникам рыбокомбината только высокосортный полуфабрикат, не требую­ щий дальнейшей переработки. Доставлять полу­ фабрикат высокой сортности обязывает нас, рыба­ ков, и договор, который заключили между собой коллективы нашего флота, рыбного порта, рыбоком­ бината и других смежных предприятий. Я считаю, что основная подготовка к качествен­ ной работе в море должна проводиться на берегу. Так, мои товарищи, например, часто удивляются,, когда я в выходные дни прихожу на судно, переоде­ ваюсь в рыбацкий костюм и спускаюсь в трюм, что­ бы проконтролировать отмывку заборных досок. Не­ которые сетуют на то, что я придирчив к рабочим порта и даже не доверяю им. Нет, это не так. Я до­ веряю портовикам, но мне много раз приходилось убеждаться, что они иногда проявляют ненужную «СЕКРЕТЫ » В Ы С О К О Й СОРТНОСТИ поспешность, в результате которой некоторые за­ борные доски оказываются плохо вымытыми и их приходится отмывать в море, отвлекая для этого матросов от выполнения ими основных обязанно­ стей. Но не это главное. Капитан судна Леонид Семе­ нович Согачов никогда не отказывает в помощи, всегда выделяет матросов. Главное в том, что уло­ женная к некачественно отмытой доске рыба бы­ стро портится, а в наших обязательствах на этот год записано: «...выпускать продукцию только высо­ кого качества». Сто килограммов испорченной ры ­ бы могут повлиять на показатель сортности всего груза. Вот почему я стараюсь всякий раз убедиться в хорошей промывке заборных досок, а иногда за­ ставляю их перемывать. Наш труд легким не назо­ вешь, все мы, придя из очередного рейса, хотим от­ дохнуть, однако очень плохо, когда специалист, ду­ мая только о себе, забывает о работе, редко бывает на корабле, когда вахты несет подменный экипаж. — Анатолий Иванович, у вас большой рыбацкий стаж. Как вы осуществляете непосредственно па промысле контроль за разделкой рыбы? • Я, И. Богуля: „ В с е дело — в организованности” . ш Опыт „Же лез но го рек а“ : к а ч е с т в о п р о д у к ц и и фик с иру е т с я судовыми документами. — В последнем рейсе, например, мы облавлива- діі окуня, — рассказывал А. И. Богуля. — Рабо­ тать з окуневую пѵтпну трудно всем, потому что без лодвахты не обойтись. Окунь в этом году ловится отлично, соревнование па палубе проводится уже не по штукам обработанной рыбы, а прямо по ры- боделам. Заваливают моряки рыбоделы окунем и состязаются — какой рыбодел быстрее опустеет. Соревнование — хорошо, но рыбмастеру в это вре­ мя нужно «держать ухо востро». Окунь летит в трюм сплошным потоком, в горловину слышишь, как матросы призывают «завалить» рыбмастера. Завалить — это неплохо, но вот подается одна ры ­ бина, разделанная косым срезом, другая, третья... Приходится подниматься па палубу и, не выиски­ вая виновного, «распекать» всех за недобросовест­ ность, потому что наперед знаешь, что за рыбоде- лом сами найдут виновного и отчитают е і ^ На нашем корабле работают в основном опытные моряки, новичков в рейсе было только три челове­ ка. В море негласно существует закон: не умеешь — научим, не хочешь — заставим. Все трое работа­ ли отлично, еще рейс-два, н они станут настоящими моряками. Но не а этом дело. Когда имеешь боль­ шую морскую практику и долгое время трудишься с одними и теми яге рыбаками, то волей-неволей изучаешь «почерк» каждого матроса, члена под- вахты. Бракоделу в таких условиях трудно укрыть­ ся за спины других. Если я вижу, что человек после неоднократных предупреждений все же продолжа­ ет шкерить неправильно, такого переводим на не­ которое время от рыбодела в ящик на подачу рыбы. Обычно такая мера имеет хорошее воздействие, мо­ ряк на следующую подвахту выходит готовым не повторять ошибок. Действительно, все «секреты» Анатолия Ивано- | вича сводятся к добросовестному отношению к сво- . им обязанностям, изучению деловых качеств мат­ росов, умению проводить воспитательную работу. А остальное, как говорится, приложится. I Д. РОМАНОВ. П Г О В Л э к и п а ж е й и М Ъ І в м г т I В СЕ БМРТ , КАКУЮ БЫ ПРОИЗВОДСТВЕН ­ НУЮ оснастку они ни несли, имеют вполне определенные недостатки технологического оборудования, которые в процессе производства можно учесть и хотя бы частично компенсировать. Например, ВМРТ проекта 394 AM, оборудован­ ные морозильными установками 2ВН, при исполь­ зовании только проектной технологической линии глазуровки в лучшем случае дают три процента глазури на замороженном брикете рыбы. Требо­ ванием же ГОСТа определено четыре процента. Глазурь — это ледяная норка на поверхности бри­ кета, а лед, как известно, имеет свойство испа­ ряться. Если быстро окисляющаяся порода рыбы с тре­ мя процентами глазури поступит в розничную про­ дажу в течение месяца после ее производства, ле­ дяная корка еще остается. Доступа воздуха к по­ верхности продукта нет. И о снижении качества го­ ворить не приходится. Но вот если до розничной продажи транспортировка рыбы затягивается на три-че-тыре месяца и более, может случиться беда. Поскольку три процента глазури такого периода с учетом неоднократных перегрузок, а иногда нару­ шений условий транспортировок могут не выдер­ жать. И хотя бы местами может открыться для воздуха продукт. Это приведет к окислению и браку или снижению качества продукции. Что же делать? Первый выход, который, напрашивается, — это делать двойную глазуровку, т. е. после прохожде­ ния брикета через глазуровочную машину относить его опять на вход машины. На процесс, который по проекту Механизирован, приходится ставить двух матросов. А если учесть, что глазуровочная машина прижата к камере правого борта и переме­ стить брикет с выхода на вход трудно, — то и трех человек. А в итоге при интенсивной заморозке и это не поможет. Следовательно, дополнительный труд затратим, а нужного эффекта не добьемся, в то время как эти два-три человека, занятые на выработке филе или тушки, могут дать вполне кон­ кретный нормативный прирост продукции улучшен­ ного ассортимента. Что же получается? Забираем с производства трех человек — получаем глазурь четыре процен­ та, закладываем надежность в сохранность про­ дукции, но теряем часть продукции улучшенного ассортимента. Оставляем их на производстве — получаем прирост объема ценной продукции, но рискуем снизить качество выпускаемой рыбопро­ дукции. Должен оговориться, механизация и автоматиза­ ция — это вторичное звено, т. е. производная от организации, Нормально развитие идет тогда, ког­ да на базе существующих достижений техники вы­ рабатывается и начинает функционировать самая продуманная и всеобъемлющая организация произ­ водства, дающая возможность определить наиболее важные точки для применения техники, а затем, на базе новой технической оснащенности, внести изме­ нение в свою организационную структуру. Как все же в разбираемом конкретном случае должно функционировать производство, чтобы не снизились ни качество, ни эффективность? Повы­ шение и того и другого требует затрат труда, а прежде чем объективно решить, куда эю т труд на­ править, нужно учесть и затраты труда. Если на­ чать делать оценки уже с этих позиций, то полу­ чается следующее. Большие объемы заморозки бывают только при выработке неразделанной про­ дукции, а трудоемкость изготовления этого вида продукции самая низкая. А наши суда предназна­ чены для выработки и разделанной рыбы, трудо­ емкость которой в несколько раз выше. .И, значит, можно пойти на глазуровку вручную. Наиболее интенсивному окислению подвержены филе и тушка. А их, относительно неразделанной продукции, выпускается гораздо меньше. Следова­ тельно, эти виды продукции можно и нужно пол­ ностью пропустить через двойную глазуровку. Отношение к выполняемой работе у каждого ин­ дивидуально, значит, должна быть установлена определенная частота проверок количества глазури рыбмастером, технологом и раз в сутки капитан- директором. Все это, в конкретном случае, повысило как эф­ фективность работы, так- н качество рыбопродукции на БМ РТ «Железногорск» (капитан-директор Б М. Кобычев, технолог С. Г. Черный). Конечно, я привел только один пример из всей совокупности производственных завязок, из мно­ жества сочетаний различных пронзводственнйх ф ак­ торов. Но, по моему мнению, он показателен, так как около 60 процентов всех дефектов, встретив­ шихся в работе. «Железногорска > с декабря .1975 г. по май 1976 г., было из-за несоответствия ГОСТу количества глазури. ЛЯ ПОЛНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ упорядоче­ ния и учета оперативной производственной информации на БМ РТ для определения форм ее записи и анализа: разработан журнал контроля ка­ чества рыбопродукции. Эти документы отработаны на «Железногорске» и содержат в себе такие про­ изводственные показатели, которые не фигурируют ни в каких отчетных документах, но которые со­ вершенно необходимы для объективной оценки ор­ ганизации работы судна в целом и его служб по отношению к другим судам и выявления фактиче­ ских передовиков по затраченному труду и усили­ ям людей, а не по натуральному выражению вало­ вой продукции. Эти документы предполагают также < использование нормативных материалов по труду, разработанных лабораторией НОТ «Мурманрыб- флота» и выпущенных еще в 1974 году. . В. СОРОКИН, технолог-наставник «Мурман- рыбфлота». I НА СНИМКЕ — автор. Фото Б. Щукина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz