Рыбный Мурман. 1976 г. Май.
А н а т о л и и И в а н о в и ч б о г у л я ка р т - 3 2 і «Мценск» трудится рыбмастером второй год. До этого у него были другие пароходы, на некоторые он направлялся по нескольку раз. В этом нет ничего удивительного: рабочий стаж Ана толия Ивановича в Мурманском ордена Октябрь ской Революции траловом флоте начал исчислять ся еще с 1948 года. Характерно то, что рыбный по луфабрикат, который этот рыбмастер сдает на плавучие базы или в порту рыбокомбинату, отлича ется высокой сортностью. На «Мценске» с начала 1976 года сделано четыре рейса, и в каждом из них сортность оказывалась на 0 ,5— 1,2 процента выше планируемо!!. — В чем секрет? — с таким вопросом я обра тился к А. И. Вогуле, когда он сдавал очередную партию полуфабриката. — Практически, — рассказывает Анатолии Иванович, — секретов никаких нет. Последний съезд нашей партии нацелил всех тружеников стра ны добиваться на своих производственных местах увеличения качества и эффективности работы. Я, как рыбмастер, понимаю эти задачи так: из каждо го рейса экипаж, о котором я тружусь и где отве чаю за конечный результат его промысловой рабо ты, должен доставлять работникам рыбокомбината только высокосортный полуфабрикат, не требую щий дальнейшей переработки. Доставлять полу фабрикат высокой сортности обязывает нас, рыба ков, и договор, который заключили между собой коллективы нашего флота, рыбного порта, рыбоком бината и других смежных предприятий. Я считаю, что основная подготовка к качествен ной работе в море должна проводиться на берегу. Так, мои товарищи, например, часто удивляются,, когда я в выходные дни прихожу на судно, переоде ваюсь в рыбацкий костюм и спускаюсь в трюм, что бы проконтролировать отмывку заборных досок. Не которые сетуют на то, что я придирчив к рабочим порта и даже не доверяю им. Нет, это не так. Я до веряю портовикам, но мне много раз приходилось убеждаться, что они иногда проявляют ненужную «СЕКРЕТЫ » В Ы С О К О Й СОРТНОСТИ поспешность, в результате которой некоторые за борные доски оказываются плохо вымытыми и их приходится отмывать в море, отвлекая для этого матросов от выполнения ими основных обязанно стей. Но не это главное. Капитан судна Леонид Семе нович Согачов никогда не отказывает в помощи, всегда выделяет матросов. Главное в том, что уло женная к некачественно отмытой доске рыба бы стро портится, а в наших обязательствах на этот год записано: «...выпускать продукцию только высо кого качества». Сто килограммов испорченной ры бы могут повлиять на показатель сортности всего груза. Вот почему я стараюсь всякий раз убедиться в хорошей промывке заборных досок, а иногда за ставляю их перемывать. Наш труд легким не назо вешь, все мы, придя из очередного рейса, хотим от дохнуть, однако очень плохо, когда специалист, ду мая только о себе, забывает о работе, редко бывает на корабле, когда вахты несет подменный экипаж. — Анатолий Иванович, у вас большой рыбацкий стаж. Как вы осуществляете непосредственно па промысле контроль за разделкой рыбы? • Я, И. Богуля: „ В с е дело — в организованности” . ш Опыт „Же лез но го рек а“ : к а ч е с т в о п р о д у к ц и и фик с иру е т с я судовыми документами. — В последнем рейсе, например, мы облавлива- діі окуня, — рассказывал А. И. Богуля. — Рабо тать з окуневую пѵтпну трудно всем, потому что без лодвахты не обойтись. Окунь в этом году ловится отлично, соревнование па палубе проводится уже не по штукам обработанной рыбы, а прямо по ры- боделам. Заваливают моряки рыбоделы окунем и состязаются — какой рыбодел быстрее опустеет. Соревнование — хорошо, но рыбмастеру в это вре мя нужно «держать ухо востро». Окунь летит в трюм сплошным потоком, в горловину слышишь, как матросы призывают «завалить» рыбмастера. Завалить — это неплохо, но вот подается одна ры бина, разделанная косым срезом, другая, третья... Приходится подниматься па палубу и, не выиски вая виновного, «распекать» всех за недобросовест ность, потому что наперед знаешь, что за рыбоде- лом сами найдут виновного и отчитают е і ^ На нашем корабле работают в основном опытные моряки, новичков в рейсе было только три челове ка. В море негласно существует закон: не умеешь — научим, не хочешь — заставим. Все трое работа ли отлично, еще рейс-два, н они станут настоящими моряками. Но не а этом дело. Когда имеешь боль шую морскую практику и долгое время трудишься с одними и теми яге рыбаками, то волей-неволей изучаешь «почерк» каждого матроса, члена под- вахты. Бракоделу в таких условиях трудно укрыть ся за спины других. Если я вижу, что человек после неоднократных предупреждений все же продолжа ет шкерить неправильно, такого переводим на не которое время от рыбодела в ящик на подачу рыбы. Обычно такая мера имеет хорошее воздействие, мо ряк на следующую подвахту выходит готовым не повторять ошибок. Действительно, все «секреты» Анатолия Ивано- | вича сводятся к добросовестному отношению к сво- . им обязанностям, изучению деловых качеств мат росов, умению проводить воспитательную работу. А остальное, как говорится, приложится. I Д. РОМАНОВ. П Г О В Л э к и п а ж е й и М Ъ І в м г т I В СЕ БМРТ , КАКУЮ БЫ ПРОИЗВОДСТВЕН НУЮ оснастку они ни несли, имеют вполне определенные недостатки технологического оборудования, которые в процессе производства можно учесть и хотя бы частично компенсировать. Например, ВМРТ проекта 394 AM, оборудован ные морозильными установками 2ВН, при исполь зовании только проектной технологической линии глазуровки в лучшем случае дают три процента глазури на замороженном брикете рыбы. Требо ванием же ГОСТа определено четыре процента. Глазурь — это ледяная норка на поверхности бри кета, а лед, как известно, имеет свойство испа ряться. Если быстро окисляющаяся порода рыбы с тре мя процентами глазури поступит в розничную про дажу в течение месяца после ее производства, ле дяная корка еще остается. Доступа воздуха к по верхности продукта нет. И о снижении качества го ворить не приходится. Но вот если до розничной продажи транспортировка рыбы затягивается на три-че-тыре месяца и более, может случиться беда. Поскольку три процента глазури такого периода с учетом неоднократных перегрузок, а иногда нару шений условий транспортировок могут не выдер жать. И хотя бы местами может открыться для воздуха продукт. Это приведет к окислению и браку или снижению качества продукции. Что же делать? Первый выход, который, напрашивается, — это делать двойную глазуровку, т. е. после прохожде ния брикета через глазуровочную машину относить его опять на вход машины. На процесс, который по проекту Механизирован, приходится ставить двух матросов. А если учесть, что глазуровочная машина прижата к камере правого борта и переме стить брикет с выхода на вход трудно, — то и трех человек. А в итоге при интенсивной заморозке и это не поможет. Следовательно, дополнительный труд затратим, а нужного эффекта не добьемся, в то время как эти два-три человека, занятые на выработке филе или тушки, могут дать вполне кон кретный нормативный прирост продукции улучшен ного ассортимента. Что же получается? Забираем с производства трех человек — получаем глазурь четыре процен та, закладываем надежность в сохранность про дукции, но теряем часть продукции улучшенного ассортимента. Оставляем их на производстве — получаем прирост объема ценной продукции, но рискуем снизить качество выпускаемой рыбопро дукции. Должен оговориться, механизация и автоматиза ция — это вторичное звено, т. е. производная от организации, Нормально развитие идет тогда, ког да на базе существующих достижений техники вы рабатывается и начинает функционировать самая продуманная и всеобъемлющая организация произ водства, дающая возможность определить наиболее важные точки для применения техники, а затем, на базе новой технической оснащенности, внести изме нение в свою организационную структуру. Как все же в разбираемом конкретном случае должно функционировать производство, чтобы не снизились ни качество, ни эффективность? Повы шение и того и другого требует затрат труда, а прежде чем объективно решить, куда эю т труд на править, нужно учесть и затраты труда. Если на чать делать оценки уже с этих позиций, то полу чается следующее. Большие объемы заморозки бывают только при выработке неразделанной про дукции, а трудоемкость изготовления этого вида продукции самая низкая. А наши суда предназна чены для выработки и разделанной рыбы, трудо емкость которой в несколько раз выше. .И, значит, можно пойти на глазуровку вручную. Наиболее интенсивному окислению подвержены филе и тушка. А их, относительно неразделанной продукции, выпускается гораздо меньше. Следова тельно, эти виды продукции можно и нужно пол ностью пропустить через двойную глазуровку. Отношение к выполняемой работе у каждого ин дивидуально, значит, должна быть установлена определенная частота проверок количества глазури рыбмастером, технологом и раз в сутки капитан- директором. Все это, в конкретном случае, повысило как эф фективность работы, так- н качество рыбопродукции на БМ РТ «Железногорск» (капитан-директор Б М. Кобычев, технолог С. Г. Черный). Конечно, я привел только один пример из всей совокупности производственных завязок, из мно жества сочетаний различных пронзводственнйх ф ак торов. Но, по моему мнению, он показателен, так как около 60 процентов всех дефектов, встретив шихся в работе. «Железногорска > с декабря .1975 г. по май 1976 г., было из-за несоответствия ГОСТу количества глазури. ЛЯ ПОЛНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ упорядоче ния и учета оперативной производственной информации на БМ РТ для определения форм ее записи и анализа: разработан журнал контроля ка чества рыбопродукции. Эти документы отработаны на «Железногорске» и содержат в себе такие про изводственные показатели, которые не фигурируют ни в каких отчетных документах, но которые со вершенно необходимы для объективной оценки ор ганизации работы судна в целом и его служб по отношению к другим судам и выявления фактиче ских передовиков по затраченному труду и усили ям людей, а не по натуральному выражению вало вой продукции. Эти документы предполагают также < использование нормативных материалов по труду, разработанных лабораторией НОТ «Мурманрыб- флота» и выпущенных еще в 1974 году. . В. СОРОКИН, технолог-наставник «Мурман- рыбфлота». I НА СНИМКЕ — автор. Фото Б. Щукина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz