Рыбный Мурман. 1976 г. Май.

ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНАЯ Большинству рыбообрабатывающих специально­ стей мы обучаем в судовых условиях. Но и руководи ство флота оказывает нам помощь в этом, направ­ ляя моряков в учебно-курсовой комбинат. Однако й здесь не обходится без издержек. Пожелания людей во внимание не принимаются. Они часто направляют­ ся на приобретение таких специальностей (закатчи- ш , филенщики. элеваторщики), обучать которым в судовых условиях целесообразнее. Кроме того, отдел кадров направляет в учебно* курсовой комбинат вновь принятых работников. По­ ел^ окончания учебы они приходят на суда с удо­ стоверениями матроса-рыбообработчпка первого класса, но не имеют ни малейшего представления о своей будущей работе. Таких <специалистов> при­ ходится обучать заново. ЛІы с удовлетворением констатируем, что из года в год растет общеобразовательный и профессиональ­ ный уровень всех категорий командного состава. На судах теперь стало больше командиров производст­ ва, имеющих высшее образование и достаточный опыт практической работы. Но вот среди старшего командного состава службы обработки редко встре­ тишь человека с высшим образованием. В лучшем случае у них за плечами техникум, а то и давно за­ копченная школа усовершенствования командного состава. Большой практический опыт, умение организо­ вать процесс производства у таких командиров не вызывает сомнения. Но в наше время к командным кадрам предъявляются более высокие требования: общая культура, способность быть настоящим вос­ питателем личного состава, активным пропаганди­ стом всего нового, передового. А чего греха таить, именно этими качествами указанная категория командного состава обладает недостаточно. МОБИЛИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ПЛАНА И ЗАДАНИЯ На первый взгляд покажется, что рассматривать і одном контексте такие понятия, как план и каче­ ство продукции, неправомерно. План — закон, ко­ торый мы обязаны безоговорочно выполнять. Но любой план хорош только тогда, когда он имеет объективное технико-экономическое обоснование, опирается на производственные возможности пред­ приятия, учитывает конъюнктурные ситуации. Приведу пример по нашему кораблю. Годовой план 1976 года предполагает выработку 35 0 0 тонн рыбного филе п 700 тонн тушки. Цифры вполне ре­ альные, выполнимые. Но вот с плановым заданием первого квартала 1976 года картина складывалась нереальная. Нам предстояло выработать 1220 тонн филе и 490 тонн тушки. За квартал изготовить та­ кое количество указанной продукции совершенно не­ возможно. К тому же тем, кто подготавливал плано­ вое задание, хорошо было известно, что в феврале — марте плавбазе «-Антарктика» предстояла плановая стоянка в порту. В связи с этим возникает закономерный вопрос: за счет чего мы должны были выполнить кварталь­ ный план? За счет увеличения приемки рыбы-сыр­ ца? Однако, учитывая неустойчивую промысловую ббстановку, рассчитывать на это нереально. Права В. Труфакина: мы не можем знать, когда н сколько получим полуфабриката (да и коллективы промы­ словых судов не могут этого знать). Рост выпуска продукции за счет экстенсивны* методов (увеличение количества работающих) не до­ пускается' дальнейшее развитие интенсивных мето­ дов (новые машины и механизмы) не предполагает­ ся. В пашем распоряжении остается одна известная всем формула — улучшение организации производ­ ственного процесса, опять же связанная с мускуль­ ными усилиями людей. Решенном этой проблемы мы занимаемся постоянно. Но. увы, возможности этой ф<II'мы небезграннчны. В этой связи возникает и другая проблема — ра­ циональное использование рыбообрабатывающей техники. В подобных условиях мало остается време­ ни н почти нет возможности для профилактических осмотров и ремонта машин н механизмов. .Машины подчас работают на износ. Возрастающие потребности населения в рыбных продуктах вызывают необходимость увеличения вы­ пуска товаров. Но возникает и другая задача: надо Го всей серьезностью отнестись к материально-тех­ ническому обеспечению плановых заданий, на что Зачастую не обращают должного внимания. ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ Говорить о повышении качества продукции, не учитывая необходимости внедрения на судах новой Техники, — значит, вести несерьезный разговор. Плавбаза «Антарктика» — одно из новых судов ^правления «Севрыбхолодфлот». Тем не менее с самого начала судовым рационализаторам нашлось над чем потрудиться. Проделана значительная работа но переоборудо­ ванию имеющихся и созданию новых технологиче­ ских линий, улучшению условий труда моряков. Но сейчас, хотя мы уже и наметили план по научной организации труда и изысканию резервов производ- .'•’•8а, со всей очевидностью перед нами встает проб­ лема — уже почти нечего переоборудовать, нечего улучшать. Выход только один — нужны новые, особенно рыборазделочные машины: имеющиеся па судне мо­ рально устарели и не отвечают современным требо­ ваниям. "Возьмем, к примеру, такую машину, как <ИРА-103 М». Хорошая машина. Но ведь отечест­ венная промышленность выпускает уже усовершен­ ствованную модификацию этой машины — ѵНРА- 1 I5 *. Единственная механизация на пресервной ли­ нии —• транспортеры подачи и закаточный станок. Vкладка рыбы, дозировка соле-сахарной смеси, кон- сервата п специй производятся вручную. Как бы по­ высилось производство пресервов, если бы на судах установить созданный: в объединении «Техрыб- пром» расфасовочный конвейер «ИНА-601». Ведь он имеет приспособление для автоматического дози­ рования посольной смеси. Наша база на флоте считается почти филейной, поскольку именно на нас ложится основная тя­ жесть выполнения флотом плана по этому показа­ телю. Да, у нас на судне установлены две филетн- ровочные машины «Баадер-188». При определен­ ных условиях смены обрабатывающей службы лег­ ко вырабатывают на них 30 тонн филе в сутки. Но и эти машины далеки от совершенства. На до- обработку филенчиков приходится ставить 6 —8 ры ­ бообработчиков. При переходе с одного размера ры­ бы на другой необходимо перестраивать и машины. При этом мы сталкиваемся с другой проблемой — нехваткой квалифицированных механиков техноло­ гического оборудования. Представляется правомер­ ным в этой связи предложение о командировании лучших механиков технологического оборудования для получения необходимых практических навыков по наладке филетировочных машин. О более совершенных филетировочных машинах приходится только мечтать, хотя они тоже есть. На .международной выставке «Инрыбпром-75» в Ленин­ граде демонстрировалось более совершенное рыбо- (ібрабатывающее оборудование. Тушка — продукция, относящаяся к улучшен­ ному ассортименту, производству которого уделяет­ ся постоянное внимание. А вот процесс выработки этой продукции самый немеханизнроваиный. Все делается вручную. Наиболее трудоемкая операция при этом — удаление черной пленки, визиги п кро­ вяной почки. На судах добывающих флотов пополь­ зуется специальная машина для механизации это­ го процесса. Нам также необходима такая машина. Казалось бы, мелочь — весовое хозяйство, но и оно влияет на качество продукции. А у нас на базах установлены такие примитивные весы, что мы по­ стоянно опасаемся допустить недовеса или переве­ са брикетов мороженой продукции. На той же вы­ ставке <Инрыбпром -75» демонстрировались специ­ альные весы, предназначенные для работы в судо­ вых условиях при качке. Такие весы на наших судах были бы весьма кстати. КРЕПИТЬ СОЮЗ ОБРАБОТЧИКОВ И ПРОМЫСЛОВИКОВ Производственная деятельность плавбазы в море целиком и полностью зависит от работы промысло­ вых судов. Качество и увеличение выхода будущей готовой продукции находится в прямоіі зависимости от получаемого плавбазой полуфабриката с рыболов­ ных траулеров. Мы признательны коллективам промысловых флотов за их нелегкий самоотверженный труд, за |о , что они своевременно (при нормальной промы­ словой обстановке) обеспечивают пас сырьем. Но, к сожалению, следует признать, что иногда в пого­ не за количеством промысловые суда задерживают выловленную рыбу у себя на борту. Мы обращаем’- ся к коллективам добывающих флотов с просьбой не допускать в своей работе подобных явлений. Очевидно, без строгого контроля при этом не обойтись. Прежде на судах нашего флота за прием­ ку сырья от промысловых судов отвечал специаль­ ны!! мастер-приеміцик, который и осуществлял конт­ роль за качеством принимаемого полуфабриката. Теперь такой должности на плавбазах нет, а необ­ ходимость в неіі огромная. В каждой смене об­ рабатывающей службы сейчас работают сменный технолог и два сменных рыбмлегера, но до сих пор Мы предлагаем вменить в обязанность сменному рыбмастеру второй категории только контроль за приемкой сырья с промысловых судов. Это в значи­ тельной степени решит проблему приемки качествен­ ного сырья. Большая работа, начатая по улучшению выпуска­ емой продукции, не может принести сколько-нибудь положительных результатов без морального и мате­ риального стимулирования. Заслуживает внимания работа руководства тралового флота: здесь значи­ тельные суммы направляются па премирование эки­ пажей, выпускающих продукцию высокого качества. В нашем управлении этому важному вопросу по­ ка еще не придается должного значения. Согласно все той же инструкции на премирование коллек­ тива за высокое качество продукции выделяется из нощей суммы 2310 рублей фонда <■ Внутрисудовое соревнование» только 900 рублей. Такой суммы яв­ но недостаточно. Правда, решение этой проблемы запланировано руководством флота. А пока основной акцент мы делаем на моральные стимулы. Опираясь на инструкцию, судовой коми­ тет профсоюза разработал положение о социалисти­ ческом соревновании за звание «Лучшая смена ры­ бообработчиков по качеству выпускаемой продук­ ции». Каждый месяц в торжественной обстановке подводятся итоги соревнования. Смене-победитель- нице вручается переходящий красный вымпел —- «Лучшая смена рыбообработчиков по качеству вы­ пускаемой продукции» и большой слоеный пирог. Денежную премию получает только та смена, к о торая завоевала красный переходящий вымпел. Мы считаем, что тем самым повышается и моральная и материальная ценность почетного звания «Лучшая смена». В этой связи трудно согласиться с практи­ кой БМРТ «Восход» Архангельского тралового флота, когда премию (пусть даже 25 процентов) по­ лучают и те, кто получил неудовлетворительную оценку. ВНЕДРЯТЬ В ПРОИЗВОДСТВО ВСЕ ПРОГРЕССИВНОЕ В постановлении XXV съезда КПСС по основным направлениям развития народного хозяйства СССР на 19 7 6— 1980 годы перед работниками рыбной промышленности ставится задача увеличения выпу­ ска продукции улучшенного ассортимента. Над вы­ полнением этой задачи мы работаем сейчас. Было бы не лишним, если бы коллективы судов, добивши­ еся наибольшего выпуска продукции улучшенного ассортимента, поощрялись различными формами морального и -материального плана. Это заслуживают и экипажи, сумевшие выпустить из сырца наибольшее количество пищевой рыбной продукции. У нас на судне организована эта форма социа­ листического соревнования. Один раз в квартал под­ водятся итоги, победителям в торжественной обста­ новке вручается красный вымпел. Но, к сожалении», этим все и ограничивается. Материальное поощре­ ние работников, добившихся почетного звания «Луч­ ший по профессии», создало бы дополнительный стимул для остальных членов экипажа. Однако я не могу согласиться с мнением В. Тро­ фимова, что в рыбопромысловом флоте трудно при­ менить опыт работы саратовских и львовских това­ рищей по повышению качества продукции. Конечно, работа флотов отличается определенной спецификой. Но использовать балльную систему контроля за качеством продукции можно и нужно. Ежедневный индивидуальный и коллективный контроль за качеством продукции значительно по­ вышает персональную ответственность каждого ра­ ботающего. Проверено на практике, что снижение оценок за качество труда отдельным работникам воспринимается ими чрезвычайно остро, заставляет не допускать производственных упущений в буду­ щем. Думается, что основной смысл комплексной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz