Рыбный Мурман. 1976 г. Май.
ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНАЯ Большинству рыбообрабатывающих специально стей мы обучаем в судовых условиях. Но и руководи ство флота оказывает нам помощь в этом, направ ляя моряков в учебно-курсовой комбинат. Однако й здесь не обходится без издержек. Пожелания людей во внимание не принимаются. Они часто направляют ся на приобретение таких специальностей (закатчи- ш , филенщики. элеваторщики), обучать которым в судовых условиях целесообразнее. Кроме того, отдел кадров направляет в учебно* курсовой комбинат вновь принятых работников. По ел^ окончания учебы они приходят на суда с удо стоверениями матроса-рыбообработчпка первого класса, но не имеют ни малейшего представления о своей будущей работе. Таких <специалистов> при ходится обучать заново. ЛІы с удовлетворением констатируем, что из года в год растет общеобразовательный и профессиональ ный уровень всех категорий командного состава. На судах теперь стало больше командиров производст ва, имеющих высшее образование и достаточный опыт практической работы. Но вот среди старшего командного состава службы обработки редко встре тишь человека с высшим образованием. В лучшем случае у них за плечами техникум, а то и давно за копченная школа усовершенствования командного состава. Большой практический опыт, умение организо вать процесс производства у таких командиров не вызывает сомнения. Но в наше время к командным кадрам предъявляются более высокие требования: общая культура, способность быть настоящим вос питателем личного состава, активным пропаганди стом всего нового, передового. А чего греха таить, именно этими качествами указанная категория командного состава обладает недостаточно. МОБИЛИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ПЛАНА И ЗАДАНИЯ На первый взгляд покажется, что рассматривать і одном контексте такие понятия, как план и каче ство продукции, неправомерно. План — закон, ко торый мы обязаны безоговорочно выполнять. Но любой план хорош только тогда, когда он имеет объективное технико-экономическое обоснование, опирается на производственные возможности пред приятия, учитывает конъюнктурные ситуации. Приведу пример по нашему кораблю. Годовой план 1976 года предполагает выработку 35 0 0 тонн рыбного филе п 700 тонн тушки. Цифры вполне ре альные, выполнимые. Но вот с плановым заданием первого квартала 1976 года картина складывалась нереальная. Нам предстояло выработать 1220 тонн филе и 490 тонн тушки. За квартал изготовить та кое количество указанной продукции совершенно не возможно. К тому же тем, кто подготавливал плано вое задание, хорошо было известно, что в феврале — марте плавбазе «-Антарктика» предстояла плановая стоянка в порту. В связи с этим возникает закономерный вопрос: за счет чего мы должны были выполнить кварталь ный план? За счет увеличения приемки рыбы-сыр ца? Однако, учитывая неустойчивую промысловую ббстановку, рассчитывать на это нереально. Права В. Труфакина: мы не можем знать, когда н сколько получим полуфабриката (да и коллективы промы словых судов не могут этого знать). Рост выпуска продукции за счет экстенсивны* методов (увеличение количества работающих) не до пускается' дальнейшее развитие интенсивных мето дов (новые машины и механизмы) не предполагает ся. В пашем распоряжении остается одна известная всем формула — улучшение организации производ ственного процесса, опять же связанная с мускуль ными усилиями людей. Решенном этой проблемы мы занимаемся постоянно. Но. увы, возможности этой ф<II'мы небезграннчны. В этой связи возникает и другая проблема — ра циональное использование рыбообрабатывающей техники. В подобных условиях мало остается време ни н почти нет возможности для профилактических осмотров и ремонта машин н механизмов. .Машины подчас работают на износ. Возрастающие потребности населения в рыбных продуктах вызывают необходимость увеличения вы пуска товаров. Но возникает и другая задача: надо Го всей серьезностью отнестись к материально-тех ническому обеспечению плановых заданий, на что Зачастую не обращают должного внимания. ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ Говорить о повышении качества продукции, не учитывая необходимости внедрения на судах новой Техники, — значит, вести несерьезный разговор. Плавбаза «Антарктика» — одно из новых судов ^правления «Севрыбхолодфлот». Тем не менее с самого начала судовым рационализаторам нашлось над чем потрудиться. Проделана значительная работа но переоборудо ванию имеющихся и созданию новых технологиче ских линий, улучшению условий труда моряков. Но сейчас, хотя мы уже и наметили план по научной организации труда и изысканию резервов производ- .'•’•8а, со всей очевидностью перед нами встает проб лема — уже почти нечего переоборудовать, нечего улучшать. Выход только один — нужны новые, особенно рыборазделочные машины: имеющиеся па судне мо рально устарели и не отвечают современным требо ваниям. "Возьмем, к примеру, такую машину, как <ИРА-103 М». Хорошая машина. Но ведь отечест венная промышленность выпускает уже усовершен ствованную модификацию этой машины — ѵНРА- 1 I5 *. Единственная механизация на пресервной ли нии —• транспортеры подачи и закаточный станок. Vкладка рыбы, дозировка соле-сахарной смеси, кон- сервата п специй производятся вручную. Как бы по высилось производство пресервов, если бы на судах установить созданный: в объединении «Техрыб- пром» расфасовочный конвейер «ИНА-601». Ведь он имеет приспособление для автоматического дози рования посольной смеси. Наша база на флоте считается почти филейной, поскольку именно на нас ложится основная тя жесть выполнения флотом плана по этому показа телю. Да, у нас на судне установлены две филетн- ровочные машины «Баадер-188». При определен ных условиях смены обрабатывающей службы лег ко вырабатывают на них 30 тонн филе в сутки. Но и эти машины далеки от совершенства. На до- обработку филенчиков приходится ставить 6 —8 ры бообработчиков. При переходе с одного размера ры бы на другой необходимо перестраивать и машины. При этом мы сталкиваемся с другой проблемой — нехваткой квалифицированных механиков техноло гического оборудования. Представляется правомер ным в этой связи предложение о командировании лучших механиков технологического оборудования для получения необходимых практических навыков по наладке филетировочных машин. О более совершенных филетировочных машинах приходится только мечтать, хотя они тоже есть. На .международной выставке «Инрыбпром-75» в Ленин граде демонстрировалось более совершенное рыбо- (ібрабатывающее оборудование. Тушка — продукция, относящаяся к улучшен ному ассортименту, производству которого уделяет ся постоянное внимание. А вот процесс выработки этой продукции самый немеханизнроваиный. Все делается вручную. Наиболее трудоемкая операция при этом — удаление черной пленки, визиги п кро вяной почки. На судах добывающих флотов пополь зуется специальная машина для механизации это го процесса. Нам также необходима такая машина. Казалось бы, мелочь — весовое хозяйство, но и оно влияет на качество продукции. А у нас на базах установлены такие примитивные весы, что мы по стоянно опасаемся допустить недовеса или переве са брикетов мороженой продукции. На той же вы ставке <Инрыбпром -75» демонстрировались специ альные весы, предназначенные для работы в судо вых условиях при качке. Такие весы на наших судах были бы весьма кстати. КРЕПИТЬ СОЮЗ ОБРАБОТЧИКОВ И ПРОМЫСЛОВИКОВ Производственная деятельность плавбазы в море целиком и полностью зависит от работы промысло вых судов. Качество и увеличение выхода будущей готовой продукции находится в прямоіі зависимости от получаемого плавбазой полуфабриката с рыболов ных траулеров. Мы признательны коллективам промысловых флотов за их нелегкий самоотверженный труд, за |о , что они своевременно (при нормальной промы словой обстановке) обеспечивают пас сырьем. Но, к сожалению, следует признать, что иногда в пого не за количеством промысловые суда задерживают выловленную рыбу у себя на борту. Мы обращаем’- ся к коллективам добывающих флотов с просьбой не допускать в своей работе подобных явлений. Очевидно, без строгого контроля при этом не обойтись. Прежде на судах нашего флота за прием ку сырья от промысловых судов отвечал специаль ны!! мастер-приеміцик, который и осуществлял конт роль за качеством принимаемого полуфабриката. Теперь такой должности на плавбазах нет, а необ ходимость в неіі огромная. В каждой смене об рабатывающей службы сейчас работают сменный технолог и два сменных рыбмлегера, но до сих пор Мы предлагаем вменить в обязанность сменному рыбмастеру второй категории только контроль за приемкой сырья с промысловых судов. Это в значи тельной степени решит проблему приемки качествен ного сырья. Большая работа, начатая по улучшению выпуска емой продукции, не может принести сколько-нибудь положительных результатов без морального и мате риального стимулирования. Заслуживает внимания работа руководства тралового флота: здесь значи тельные суммы направляются па премирование эки пажей, выпускающих продукцию высокого качества. В нашем управлении этому важному вопросу по ка еще не придается должного значения. Согласно все той же инструкции на премирование коллек тива за высокое качество продукции выделяется из нощей суммы 2310 рублей фонда <■ Внутрисудовое соревнование» только 900 рублей. Такой суммы яв но недостаточно. Правда, решение этой проблемы запланировано руководством флота. А пока основной акцент мы делаем на моральные стимулы. Опираясь на инструкцию, судовой коми тет профсоюза разработал положение о социалисти ческом соревновании за звание «Лучшая смена ры бообработчиков по качеству выпускаемой продук ции». Каждый месяц в торжественной обстановке подводятся итоги соревнования. Смене-победитель- нице вручается переходящий красный вымпел —- «Лучшая смена рыбообработчиков по качеству вы пускаемой продукции» и большой слоеный пирог. Денежную премию получает только та смена, к о торая завоевала красный переходящий вымпел. Мы считаем, что тем самым повышается и моральная и материальная ценность почетного звания «Лучшая смена». В этой связи трудно согласиться с практи кой БМРТ «Восход» Архангельского тралового флота, когда премию (пусть даже 25 процентов) по лучают и те, кто получил неудовлетворительную оценку. ВНЕДРЯТЬ В ПРОИЗВОДСТВО ВСЕ ПРОГРЕССИВНОЕ В постановлении XXV съезда КПСС по основным направлениям развития народного хозяйства СССР на 19 7 6— 1980 годы перед работниками рыбной промышленности ставится задача увеличения выпу ска продукции улучшенного ассортимента. Над вы полнением этой задачи мы работаем сейчас. Было бы не лишним, если бы коллективы судов, добивши еся наибольшего выпуска продукции улучшенного ассортимента, поощрялись различными формами морального и -материального плана. Это заслуживают и экипажи, сумевшие выпустить из сырца наибольшее количество пищевой рыбной продукции. У нас на судне организована эта форма социа листического соревнования. Один раз в квартал под водятся итоги, победителям в торжественной обста новке вручается красный вымпел. Но, к сожалении», этим все и ограничивается. Материальное поощре ние работников, добившихся почетного звания «Луч ший по профессии», создало бы дополнительный стимул для остальных членов экипажа. Однако я не могу согласиться с мнением В. Тро фимова, что в рыбопромысловом флоте трудно при менить опыт работы саратовских и львовских това рищей по повышению качества продукции. Конечно, работа флотов отличается определенной спецификой. Но использовать балльную систему контроля за качеством продукции можно и нужно. Ежедневный индивидуальный и коллективный контроль за качеством продукции значительно по вышает персональную ответственность каждого ра ботающего. Проверено на практике, что снижение оценок за качество труда отдельным работникам воспринимается ими чрезвычайно остро, заставляет не допускать производственных упущений в буду щем. Думается, что основной смысл комплексной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz