Рыбный Мурман. 1976 г. Май.
Изрыбногосырьп-максимумпищевойпродукци! ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ мастера и мастеров лова, то добытая рыба не будет полностью использована на пищевую продукцию”. Не скрою, был у нас досадный случай, когда вто рой помощник капитана В. В. Пронин передал тех нологу В. Н. Милякову указание капитан-директора расходовать рыбу на заморозку сначала из левого ящика, затем из центральных бункеров. Однако технолог распоряжение рыбмастерам не передал, по рядок расхода сырья сам не проконтролировал, в результате рыбу брали на морозку сначала из центральных бункеров. На постоянно действующем совещании командно го состава, куда были приглашены члены судового комитета, группы народного контроля и «Комсо мольского прожектора», случай халатного отноше ния к работе подвергся тщательному разбору. Ка питан-директор JI. С. Брейхман потребовал, чтобы усилили исполнительскую дисциплину, а обществен ные организации судна взяли под неослабный конт- 'ІШИІІМІШІІІШШІІІШІШІІШІІІІІМІШІІІШІШІІІШІІІІІІШІІШІ IС глубокой ЛІПШІШПІІІІІШШШШШІШІІШІІІШШІІШІІШІШШШШІІІПІ роль все участки производства. Тогда твердо реши ли быть непримиримыми к проявлениям любого рода бесхозяйственности и безответственности. НУЖЕН ТВОРЧЕСКИИ ПОДХОД Увеличение выпуска пищевой товарной продук- ци тесно связано с грамотной эксплуатацией моро зильных установок. Здесь важную роль играет стро гое соблюдение графика оттайки морозильных ка мер, приурочивание данной операции к моменту ослабления промысловой обстановки; рациональное определение минимальной длительности цикла ра боты морозильных установок. Многие технологи считают и стремятся настоять на том, что больше 40 тонн рыбы в сутки брать нельзя, иначе рыба не будет замораживаться до ми нус 18 градусов в теле, требуемых ГОСТом. Я не хочу обвинить их в малограмотности, но разумного, творческого подхода к решению вопроса в их ут верждении тоже не видно. У многих технологов сложилось привычное и удобное мнение, что если заморозить 40 тонн, то никаких тебе претензий по качеству, никаких рекламаций. Подобный подход к борьбе за Знак качества уп равления однобок и, я бы сказал, даже порочен. Да, в некоторых районах промысла 40 тонн, возможно, и есть тот предел, переступать который нельзя. Нб если температура воздуха минусовая, то для замо розки .рыбы до заветных — 18° С требуется мень ше времени, нежели при плюсовых температурных условиях. Следовательно, и выпуск готовой про дукции должен быть более 40 тонн. К тому же осуществлять температурный контроль готовой продукции не представляет никакого труда, а его постоянное проведение позволяет на судах, оснащенных соответствующими установками, свое временно изменять длительность цикла заморозки, анализировать теплообменпые процессы в камерах путем составления графиков, видеть пути улучше ния работы морозильных установок. Практически это позволяет сознательно управлять выходом готп вой продукции и ее качеством. Так, анализируя опе рацию оттаііші морозильных камер, наши морям; пришли к выводу, что можно увеличить выпуск готовой продукции, если сокра тить время, затрачиваемое на оттайку, путем уст ройства колодца в морозильных камерах для збора воды и »е свободного стока в рыбцех. Увеличить производительность морозильных уста новок на судах типа «Кронштадт» можно к за счет замены компрессора, работающего на провизионные кладовые, на иной компрессор, которых на этом судне четыре, затем включив все пять в одну систе му. Такое переоборудование можно было бы про извести, тем более что намечается направить ряд су дов на судоверфь для замены траловых лебедок. Продолжая разговор о работе на промысле скумб рии, нельзя не коснуться вопроса о выпуске филе. В решениях XXV съезда КПСС по вопросам рыб ного хозяйства говорится об увеличении выпуска ассортимента, пользующегося повышенным спро сом. К таковым относится и филе. Моряки понима ют всю важность данной задачи, и свидетельством тому может служить почин, с которым выступил эки паж БМРТ-365 «Бирюсииск». взяв тогда обязатель ство выполнить план по выработке филе на 200 про центов ко дню открытия XXV съезда КПСС. С принятым обязательством экипаж справился, перевыполнили рейсовое задание по выпуску филе и остальные семь судов «Мурманрыбфлота», рабо тающие в этом районе промысла. В частности, наш коллектив выполнил задание по филе на J40 про центов. Но вот вопрос о более рациональном ис пользовании брюшка и реберной части, как это сде лано при обработке трески и окуня, до сих пор. зо решен. Возможно, накладные расходы на этот вид про дукции будут превышать сумму реализации, но ведь это, надо заметить, деликатесный продукт. К тому лее суммарный вес по всем судам главка <Сев- рыба» составит немалую цифру. Затраты же па перевозку, реализацию и т. д. могут быть п е р е к р ы ты за счет экономии промвооружения, тары, ГСМ, Р а в н е н и е — I ж а з ж а ш я!. Накануне Дня Победы моряки БМРТ-359 «Вну-І кобо » управления <Мѵрманрыбфлот» у себя на суд-1 не радушно встречали гостей. | Торжественным и волнующим моментом ветре-1 чн стало вручение экипажу переходящего Красного! знамени Мурманского городского комитета КПСС и исполкома городского Совета депутатов трудя-1 ншхея. Эта награда коллективу за успешную р а б о -| ту в первом квартале нынешнего года. ■ Вручая знамя, первыіі секретарь Октябрьского! райкома КПСС А. И. Козлитнн пожелал морякам и | впредь быть маяками соревнования на промысле. | II еще одна радостная весть: экипажу БМРТ | * Внуково» присуждены переходящий вымпел н де-1 нежная премия Министерства рыбного хозяйства I СССР. Секретарь парткома управления «Мурман-* рыбфлот» В. А. Горохов передал вымпел победите-1 лям Всесоюзного социалистического соревнования I промысловых судов и поздравил рыбаков с хоро-1 шпм началом десятой пятилетки. От имени своего экипажа капитан-директор «Вну-1 кобо .» Л. С. Брейхман заверил городской комитет! партии, горисполком, руководство флота, что кол лектив не сдаст завоеванные позиции. I НАСУЩНАЯ ЗАДАЧА Большой и важный разговор о наилучшем исполь зовании рыбного сырья, о максимальном выпуске пищевой продукции высокого качества, начатый на страницах газеты «Рыбный Мурман», в коллективе нашего судна считают необходимым п своевремен ным. Быть может, кто-либо возразит: дескать, и рань ше задача по рациональному использованию всего улова не снималась с повестки дня. Это, конечно, тан. Бережное, хозяііское отношение к народному добру всегда было присуще нашим промысловикам. И все-таки нужно по-новому, более остро и заин тересованно обсудить проблему использования сырья, добытого нелегким рыбацким трудом и с не малыми затратами материальных средств. Разговор об этом, причем разговор самый ши рокий и активный, необходим прежде всего в связи с главной задачей десятой пятилетки — пятилетки эффективности п качества. А во-вторых, потому, что до сих пор приходится слышать: «Рыба — дело во дяное, траулер — не завод, здесь на все случаи рас четов не произведешь». Разумеется, рыбный промысел в отличие от бере гового производства имеет много специфических особенностей, в нем нередко возникают неожидан ные ситуации. Но на то мы и моряки, рыбаки, осна щенные техникой, вооруженные знаниями и опы том. Во-вторых, современный траулер — это за вод. Плавучий, но завод. II командует им не просто капитан, а капитан-директор. И, наконец, и в судо вых условиях, как н в береговом производстве, мак симальным выпуском продукции из наличного сырья не только можно, но и нужно управлять. ВЫПУСКОМ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ НАДО УПРАВЛЯТЬ В статье «Взять высокий улов — полдела», напи санной первым помощником капитана БМРТ-345 «Пассат-2» Н. И. Бубаном, верно сказано, что высо кий эффект рыбацкого труда заложен в самом на чале технологической цепи, каким называют на су дах ходовой мостик. Однако мы не можем согласиться с тем, что судо водители лишь добывают рыбу и на этом их роль в процессе выпуска продукции закапчивается. Творче ская работа нашего штурманского состава непре рывно влияет на ход технологического процесса. Именно от точности расчета, сделанного судоводите лями. от степени их постоянной информированности о состоянии технологического процесса зависит бес перебойная работа рыбофабрики. Следовательно, и объем выпуска готовоіі продукции, ее качество, про изводственный ритм. Сегодня штурман должен обладать большим за пасом разносторонних знаний. Чтобы максимально использовать добытую рыбу на пищевые цели, необ ходимо знать, сколько времени рыба может сохра няться в ящиках и бункерах, не теряя своего качест ва. Здесь надо учитывать и ее породный состав, температуру забортной воды и воздуха, производи тельность морозильных установок, отдельный вы рабатываемый вид общего ассортимента, знать тру доемкость данного, конкретного вида продукции и многое другое. В прошедшем рейсе судно работало в трех про мысловых районах. Наши рыбаки облавливали скумбрию, хек и окунь. Скумбрия — рыба стайная и быстрая, .много вре мени отнимающая на поиск косяка, — требует при цельного траления. Она сохраняет своп качества на борту в течение 4 — 6 часов. Забегая вперед, скажу, что за 20 суток работы на облове скумбрии вылов рыбы составил 1152 тонны, выпуск готовой продукции 1020 тонн, а том числе 32 тонны филе, муки изготовили 24 тонны. При мак симальной среднесуточной заморозке нам удалось большую часть выловленной рыбы направить на из готовление пищевой продукции. Каі; же был достигнут такой максимальный ре зультат? Точный расчет действий судоводителей — вот основа успеха. В чем же он заключается? Допу стим, первый подъем составил 10— 15 тонн. Исхо дя из того, штурман рассчитывает по таблицам, при лагаемым к морозильным установкам, время, кото рое будет затрачено на заморозку улова, учитывая при этом первоначальную температуру рыбы и тем пературу окружающей среды. Затем определяет время на поиск косяка, постановку и подъем трала, выливку улова с тем расчетом, чтобы не было ни минутного простоя рыбофабрики. В случае непопа дания на косяк — чтобы рыбы хватило на следую щее непродолжительное траление. Причем срок на хождения рыбы на борту не превышает границу, у которой начинается снижение качества. Такого положения, что рыбой забиты все имею щиеся емкости да еще полный мешок на палубе, а судно лежит в дрейфе, как это бывает па промыс ловых судах, мы у себя ка БМРТ не допускаем. Постоянно учитываем, что избыточный сырец на борту приводит к снижению объема готовой продук ции: на заморозку ее (без ущерба качеству) не пу стишь, а емкостей для выливки и хранения свежего улова нет. Качественная выливка улова с целью сохранения рыбы — необходимое требование к членам палуб ной команды. Это для всех очевидно. А вот о взаимо действии различных служб корабля по распределе нию сырья и его расходованию, как очень важного звена в борьбе за максимальное использование ры бы па выпуск пищевой продукции, сказать надо. Ведь наловить рыбы можно много, но если допу стить несогласованность в работе штурмана, рыб-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz