Рыбный Мурман. 1976 г. Май.

Изрыбногосырьп-максимумпищевойпродукци! ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ мастера и мастеров лова, то добытая рыба не будет полностью использована на пищевую продукцию”. Не скрою, был у нас досадный случай, когда вто­ рой помощник капитана В. В. Пронин передал тех­ нологу В. Н. Милякову указание капитан-директора расходовать рыбу на заморозку сначала из левого ящика, затем из центральных бункеров. Однако технолог распоряжение рыбмастерам не передал, по­ рядок расхода сырья сам не проконтролировал, в результате рыбу брали на морозку сначала из центральных бункеров. На постоянно действующем совещании командно­ го состава, куда были приглашены члены судового комитета, группы народного контроля и «Комсо­ мольского прожектора», случай халатного отноше­ ния к работе подвергся тщательному разбору. Ка­ питан-директор JI. С. Брейхман потребовал, чтобы усилили исполнительскую дисциплину, а обществен­ ные организации судна взяли под неослабный конт- 'ІШИІІМІШІІІШШІІІШІШІІШІІІІІМІШІІІШІШІІІШІІІІІІШІІШІ IС глубокой ЛІПШІШПІІІІІШШШШШІШІІШІІІШШІІШІІШІШШШШІІІПІ роль все участки производства. Тогда твердо реши­ ли быть непримиримыми к проявлениям любого рода бесхозяйственности и безответственности. НУЖЕН ТВОРЧЕСКИИ ПОДХОД Увеличение выпуска пищевой товарной продук- ци тесно связано с грамотной эксплуатацией моро­ зильных установок. Здесь важную роль играет стро­ гое соблюдение графика оттайки морозильных ка­ мер, приурочивание данной операции к моменту ослабления промысловой обстановки; рациональное определение минимальной длительности цикла ра­ боты морозильных установок. Многие технологи считают и стремятся настоять на том, что больше 40 тонн рыбы в сутки брать нельзя, иначе рыба не будет замораживаться до ми­ нус 18 градусов в теле, требуемых ГОСТом. Я не хочу обвинить их в малограмотности, но разумного, творческого подхода к решению вопроса в их ут­ верждении тоже не видно. У многих технологов сложилось привычное и удобное мнение, что если заморозить 40 тонн, то никаких тебе претензий по качеству, никаких рекламаций. Подобный подход к борьбе за Знак качества уп­ равления однобок и, я бы сказал, даже порочен. Да, в некоторых районах промысла 40 тонн, возможно, и есть тот предел, переступать который нельзя. Нб если температура воздуха минусовая, то для замо­ розки .рыбы до заветных — 18° С требуется мень­ ше времени, нежели при плюсовых температурных условиях. Следовательно, и выпуск готовой про­ дукции должен быть более 40 тонн. К тому же осуществлять температурный контроль готовой продукции не представляет никакого труда, а его постоянное проведение позволяет на судах, оснащенных соответствующими установками, свое­ временно изменять длительность цикла заморозки, анализировать теплообменпые процессы в камерах путем составления графиков, видеть пути улучше­ ния работы морозильных установок. Практически это позволяет сознательно управлять выходом готп вой продукции и ее качеством. Так, анализируя опе рацию оттаііші морозильных камер, наши морям; пришли к выводу, что можно увеличить выпуск готовой продукции, если сокра­ тить время, затрачиваемое на оттайку, путем уст­ ройства колодца в морозильных камерах для збора воды и »е свободного стока в рыбцех. Увеличить производительность морозильных уста­ новок на судах типа «Кронштадт» можно к за счет замены компрессора, работающего на провизионные кладовые, на иной компрессор, которых на этом судне четыре, затем включив все пять в одну систе­ му. Такое переоборудование можно было бы про­ извести, тем более что намечается направить ряд су­ дов на судоверфь для замены траловых лебедок. Продолжая разговор о работе на промысле скумб­ рии, нельзя не коснуться вопроса о выпуске филе. В решениях XXV съезда КПСС по вопросам рыб­ ного хозяйства говорится об увеличении выпуска ассортимента, пользующегося повышенным спро­ сом. К таковым относится и филе. Моряки понима­ ют всю важность данной задачи, и свидетельством тому может служить почин, с которым выступил эки­ паж БМРТ-365 «Бирюсииск». взяв тогда обязатель­ ство выполнить план по выработке филе на 200 про­ центов ко дню открытия XXV съезда КПСС. С принятым обязательством экипаж справился, перевыполнили рейсовое задание по выпуску филе и остальные семь судов «Мурманрыбфлота», рабо­ тающие в этом районе промысла. В частности, наш коллектив выполнил задание по филе на J40 про­ центов. Но вот вопрос о более рациональном ис­ пользовании брюшка и реберной части, как это сде­ лано при обработке трески и окуня, до сих пор. зо решен. Возможно, накладные расходы на этот вид про­ дукции будут превышать сумму реализации, но ведь это, надо заметить, деликатесный продукт. К тому лее суммарный вес по всем судам главка <Сев- рыба» составит немалую цифру. Затраты же па перевозку, реализацию и т. д. могут быть п е р е к р ы ­ ты за счет экономии промвооружения, тары, ГСМ, Р а в н е н и е — I ж а з ж а ш я!. Накануне Дня Победы моряки БМРТ-359 «Вну-І кобо » управления <Мѵрманрыбфлот» у себя на суд-1 не радушно встречали гостей. | Торжественным и волнующим моментом ветре-1 чн стало вручение экипажу переходящего Красного! знамени Мурманского городского комитета КПСС и исполкома городского Совета депутатов трудя-1 ншхея. Эта награда коллективу за успешную р а б о -| ту в первом квартале нынешнего года. ■ Вручая знамя, первыіі секретарь Октябрьского! райкома КПСС А. И. Козлитнн пожелал морякам и | впредь быть маяками соревнования на промысле. | II еще одна радостная весть: экипажу БМРТ | * Внуково» присуждены переходящий вымпел н де-1 нежная премия Министерства рыбного хозяйства I СССР. Секретарь парткома управления «Мурман-* рыбфлот» В. А. Горохов передал вымпел победите-1 лям Всесоюзного социалистического соревнования I промысловых судов и поздравил рыбаков с хоро-1 шпм началом десятой пятилетки. От имени своего экипажа капитан-директор «Вну-1 кобо .» Л. С. Брейхман заверил городской комитет! партии, горисполком, руководство флота, что кол­ лектив не сдаст завоеванные позиции. I НАСУЩНАЯ ЗАДАЧА Большой и важный разговор о наилучшем исполь­ зовании рыбного сырья, о максимальном выпуске пищевой продукции высокого качества, начатый на страницах газеты «Рыбный Мурман», в коллективе нашего судна считают необходимым п своевремен­ ным. Быть может, кто-либо возразит: дескать, и рань­ ше задача по рациональному использованию всего улова не снималась с повестки дня. Это, конечно, тан. Бережное, хозяііское отношение к народному добру всегда было присуще нашим промысловикам. И все-таки нужно по-новому, более остро и заин­ тересованно обсудить проблему использования сырья, добытого нелегким рыбацким трудом и с не­ малыми затратами материальных средств. Разговор об этом, причем разговор самый ши­ рокий и активный, необходим прежде всего в связи с главной задачей десятой пятилетки — пятилетки эффективности п качества. А во-вторых, потому, что до сих пор приходится слышать: «Рыба — дело во­ дяное, траулер — не завод, здесь на все случаи рас­ четов не произведешь». Разумеется, рыбный промысел в отличие от бере­ гового производства имеет много специфических особенностей, в нем нередко возникают неожидан­ ные ситуации. Но на то мы и моряки, рыбаки, осна­ щенные техникой, вооруженные знаниями и опы­ том. Во-вторых, современный траулер — это за­ вод. Плавучий, но завод. II командует им не просто капитан, а капитан-директор. И, наконец, и в судо­ вых условиях, как н в береговом производстве, мак­ симальным выпуском продукции из наличного сырья не только можно, но и нужно управлять. ВЫПУСКОМ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ НАДО УПРАВЛЯТЬ В статье «Взять высокий улов — полдела», напи­ санной первым помощником капитана БМРТ-345 «Пассат-2» Н. И. Бубаном, верно сказано, что высо­ кий эффект рыбацкого труда заложен в самом на­ чале технологической цепи, каким называют на су­ дах ходовой мостик. Однако мы не можем согласиться с тем, что судо­ водители лишь добывают рыбу и на этом их роль в процессе выпуска продукции закапчивается. Творче­ ская работа нашего штурманского состава непре­ рывно влияет на ход технологического процесса. Именно от точности расчета, сделанного судоводите­ лями. от степени их постоянной информированности о состоянии технологического процесса зависит бес­ перебойная работа рыбофабрики. Следовательно, и объем выпуска готовоіі продукции, ее качество, про­ изводственный ритм. Сегодня штурман должен обладать большим за­ пасом разносторонних знаний. Чтобы максимально использовать добытую рыбу на пищевые цели, необ­ ходимо знать, сколько времени рыба может сохра­ няться в ящиках и бункерах, не теряя своего качест­ ва. Здесь надо учитывать и ее породный состав, температуру забортной воды и воздуха, производи­ тельность морозильных установок, отдельный вы­ рабатываемый вид общего ассортимента, знать тру­ доемкость данного, конкретного вида продукции и многое другое. В прошедшем рейсе судно работало в трех про­ мысловых районах. Наши рыбаки облавливали скумбрию, хек и окунь. Скумбрия — рыба стайная и быстрая, .много вре­ мени отнимающая на поиск косяка, — требует при­ цельного траления. Она сохраняет своп качества на борту в течение 4 — 6 часов. Забегая вперед, скажу, что за 20 суток работы на облове скумбрии вылов рыбы составил 1152 тонны, выпуск готовой продукции 1020 тонн, а том числе 32 тонны филе, муки изготовили 24 тонны. При мак­ симальной среднесуточной заморозке нам удалось большую часть выловленной рыбы направить на из­ готовление пищевой продукции. Каі; же был достигнут такой максимальный ре­ зультат? Точный расчет действий судоводителей — вот основа успеха. В чем же он заключается? Допу­ стим, первый подъем составил 10— 15 тонн. Исхо­ дя из того, штурман рассчитывает по таблицам, при­ лагаемым к морозильным установкам, время, кото­ рое будет затрачено на заморозку улова, учитывая при этом первоначальную температуру рыбы и тем­ пературу окружающей среды. Затем определяет время на поиск косяка, постановку и подъем трала, выливку улова с тем расчетом, чтобы не было ни минутного простоя рыбофабрики. В случае непопа­ дания на косяк — чтобы рыбы хватило на следую­ щее непродолжительное траление. Причем срок на­ хождения рыбы на борту не превышает границу, у которой начинается снижение качества. Такого положения, что рыбой забиты все имею­ щиеся емкости да еще полный мешок на палубе, а судно лежит в дрейфе, как это бывает па промыс­ ловых судах, мы у себя ка БМРТ не допускаем. Постоянно учитываем, что избыточный сырец на борту приводит к снижению объема готовой продук­ ции: на заморозку ее (без ущерба качеству) не пу­ стишь, а емкостей для выливки и хранения свежего улова нет. Качественная выливка улова с целью сохранения рыбы — необходимое требование к членам палуб­ ной команды. Это для всех очевидно. А вот о взаимо­ действии различных служб корабля по распределе­ нию сырья и его расходованию, как очень важного звена в борьбе за максимальное использование ры­ бы па выпуск пищевой продукции, сказать надо. Ведь наловить рыбы можно много, но если допу­ стить несогласованность в работе штурмана, рыб-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz