Рыбный Мурман. 1976 г. Май.
I • Дорого обходится большая текучесть | I кадров на судах. | I * Местные нормы на выработку готовой про- і дукции — гарантия повышения эффектив- | I ности производства. - | Р ЫБОЛОВНЫЙ ТРАУЛЕР, покинув порт, взял курс из Кольского залива на промысел. Каждый понимает: рыбацкие будни с их по вседневными заботами для нас уже начались Счет чик судового лага отмеряет не первые мили, а мы все еще не можем забыть предрейсовые хлопоты на берегу, когда команда собралась на отход. — Такова специфика теперешней рыбацкоіі жиз ни, — подтверждает мои наблюдения и выводы ка питан-директор БМРТ «Пинагорий» Н Д. Василь ченко. — Выходу траулера на промысел предшест вует большая совместная работа береговых и судо вых специалистов. Делается это ради главного — для обеспечения плодотворной работы моряков в течение всех нескольких месяцев промысла рыбы. Тут заботы и о подборе команды, и обеспечении ее веем необходимым в длительном рейсе. О том, что предстоящий рейс будет многосуточ ным и напряженным для каждого моряка этого на половину обновленного экипажа, говорят прежде всего цифры рейсового задания. Управлением Мур манского рыболовного флота запланировано для рыбаков БМРТ-2642 «Пинагорий» добыть за че тыре месяца более 3000 тонн рыбы и выработать из нее около 2000 тонн готовой пищевой продукции. Задание по нынешним временам — экономически обоснованное. Но море есть море, и кто его знает, пак будет складываться рейс. Тем более что нача ло его было связано с различными неувязками, нз- аа которых обоснованно спланированный управле нием флота срок выхода судна на промысел уже поставлен под вопрос. Истекали последние часы су ток четвертого декабря, а мы продолжали стоять на рейде: шел «вечный бой» между портовскими служ бами н судовой администрацией. Но вот, наконец, урегулирован н последний во прос — санитарный врач остается удовлетворен ным реакцией на предъявленные им требования, и БМРТ «Пинагорий» берет курс к выходу из зали ва. До свидания, Мурманск! Здравствуй, море! МОРЕ ЕСТЬ МОРЕ На борту траулера нас около ста человек. Вот это му экипажу и предстоит обеспечить нормальную ра боту основных производственных участков, добыть, изготовить почти эшелон рыбной продукции. Задача рейсовым заданием поставлена конкретная: ежесу точно вырабатывать 190 центнеров мороженой про дукции, 500 банок консервов из печени. Лишь это позволит справиться с планом по реализации. А ведь хотелось бы «вытянуть» и на рейсовую пре мию. Эти цифры — основа всего производственного цикла всех служб команды. Теперь прежде всего по ним можно будет судить, насколько те или иные участки успешно решают поставленные перед ними задачи. Первое траление в счет рейсового задания и пер вого года новой пятилетки делаем в самый разгар полярной ночи. В кормовой рубке — капитан Нико лаи Дмитриевич Васильченко, на палубе спу ском трала руководит старший мастер лова Нико лай Васильевич Глнзнуца. Глядя то на одного, то на другого, невольно делаешь вывод — опыт и ма стерство известного на Севере промысловика на на шем траулере сочетаются с энтузиазмом и старани ем молодого тралмейстера. Что это даст, мы пока не знаем. Но каждому хочется верить з успешное качало и весомый итог, рейса. Правда, первая же неделя промысла еще раз подтвердила истину о вреде частых смен мастеров лова вкупе с текучестью судоводительского соста ва. Обновленный более чем наполовину экипаж долго настраивается на интенсивный промысел. Тем более что новички есть даже среди матросов налубноіі команды, не говоря уже о сменах рыбо- ■фабрнкн. Вот пока, несмотря на богатый промысловый опыт нашего капитана и старания старшего мастера лова, получается не все. Отсутствие профессиональ ных навыков у матросов особенно заметно при спу ске и подъеме трала: на это уходит уйма дорогого промыслового времени. А происходит это как раз в момент «вспышки», когда рыба вдруг заловилась. Вот почему на результаты своей работы за первую декаду мы смотрим с сожалением. И есть от чего: хотя БМРТ «Пинагорий», выло вив за первые дни промысла около 300 тонн, с су точным заданием справляется, но мы-то знаем, что рыбалка вот-вот «скиснет». А когда прогноз на сла бую промысловую обстановку подтверждается, То наши показатели и вовсе оказываются неутеши тельными. Проходит еще две недели, а рыбы на борту стало всего лишь на 230 тонн больше. К кон цу же первого промыслового месяца показатели на- листо экипажа уже стали ниже среднесуточного задания. При такой ситуации неизбежны частые перебежки из одного квадрата моря в другой: наш БМРТ ищет рыбу. Лишь слабым утешением служит появивший ся профессиональный навык у матросов-нович- ков. Но если сравнивать работу вахт палубной команды, то ее результаты в коллективах мастеров лова Николая Ивановича Папина и Михаила Ильича Рябова далеко не одинаковые. А ведь оба они ра ботают на БМРТ ♦Пинагорий? впервые. Вот тут и видишь, что кроме причин «скисшей» промысловой обстановки, матросы-добытчики разных вахт не одинаково обеспечивают рыбообра ботчиков сырьем. А причина тому — слабые профессиональные навыки в работе, медленные спуски-подъемы трала, что за сутки оборачивается потерей одного траления. Как раз в это время ста новится известно о том, что руководство нашим флотом, анализируя результаты работы других промысловиков и учитывая их опыт, требует до вести нахождение трала в работе до 18—20 часов в сутки. На нашем же судне этот показатель пока не превышает 15— 16 часов. Теперь еще нагляднее становится, во что обходит ся и чем оборачивается на деле затянувшийся пе риод акклиматизации матросов-новичков на БМРТ «Пинагорий». Но вместе с этим мы понимаем'и дру гое. Недостает пока у мастера лова Н, И. Панина старательности и требовательности. Именно это ме шает его вахте добиваться лучших, стабильных уло вов, что отрицательно влияет на общие показатели Есего экипажа судна. И все же мы верим мастеру лова Панину, пото му что знаем — он далеко не новичок в море. К тому же десяток лет работал матросом. Окончив курсы, стал тралмейстером. Николай Иванович по нимает, как много в работе вахты зависит от масте ра лова, от его опыта, умения сплотить коллектив вахты, помочь молодым морякам быстрее стать пол ноценными специалистами в своей-профессии. Но одного понимания мало, нужно еще и большое же лание, а этого у Панина и многих матросов почти не наблюдалось, Сам тралмейстер выходил на вахту каким-то инертным и безразличным к предстоящей работе, что сказывалось на работе всей его вахты. С КАРАНДАШОМ В РУНАХ Этот вывод подтверждает и хронометраж, нача тый первым помощником капитана В. С. Зацарным при работе матросов палубной команды. День за днем цифры с листа ватмана, вывешенного на пере борке салона, убеждают нас, что лишь вахта моло дого специалиста М. И. Рябова на каждой опера ции при спуске-подъеме трала экономит драгоцен ные минуты. Сравнительные показатели — результат хроно метража за 19 января в ночной смене на вахте Н. И. Панина свидетельствуют, что только при вы борке кабелей затрачено вместо двух минут целых тринадцать. Потеряно одиннадцать минут. В два ра за превышено время при подъеме трала после вы борки ваеров и на вылив улова. Потеряно еще 12 минут. И так почти на каждой операции при работе с тралом. Зато предыдущий хронометраж во время работы вахты тралмейстера М. И. Рябова показал, что поч ти во всем моряки этого сплоченного и работоспо собного коллектива добились экономии. Вот только несколько цифр в подтверждение сказанного, о чем моряки узнали сразу из вывешенных в салоне дан ных хронометража. После выборки ваеров матросы вахты Рябова затратили всего полторы минуты на отключение траловых досок (норма три минуты), меньше трех минут — на выборку кабелей, сэконо мили минуту при подъеме мешка с уловом на палу бу. 11 так во всем. Вряд ли кто сомневается в весомости потерян ных из-за нерасторопности моряков вахты Н. И. Па нина минут и часов. Во всяком случае, когда позади оставалась треть рейса, а экипажу «Пинагория» по- прежнему не хватало до планового задания 250 тонн, то матросы и отстающей вахты стали делать для себя выводы. Отношение многих к делу улуч шилось, всерьез стали поговаривать и о пользе на ставничества. С цифрами и фактами особо не поспоришь. А они еще раз подчеркнули, что потерянные минуты только в течение суток складывались в часы, кото рые оказались затраченными впустую из-за слабой профессиональной подготовки и неумения, а под час н нежелания научить, вдохновить, потребовать. И не удивительно, что судовой комитет БМРТ <■Пинагорий», подводя итоги социалистического соревнования за первый месяц промысла, призовое место присудил матросам вахты, которую возглав ляет Михаил Ильич Рябов. Заслуга в этом немалая, как отмечалось судкомом профсоюза, самого трал мейстера Рябова, лучших матросов-добытчикок Ми хаила Закревского. Сергея Рыбинцева. Юрия Сер- жаптоиа, Владимира Зарубова, В данном, конкретном случае все мы еще раз убе дились в пользе практического применения ме стных норм затрат времени на вылов рыбы Есть местные нормы и на затраты при выработке готовой продукции Они разработаны лабораторией НОТ н рекомендованы для сравнения и обсчета работы на облове рыбы и выпуске готовой рыбопродукции Беда, к сожалению в том что еще встречаются экипажи траулеров администрация которьг- не бе рет на вооружение местные нормы Этг приводит к тому что разговоры о высокой эффективности производства, повышении качества и производитель ности труда по сути дела становятся беспредметны ми и безрезультатными В самом деле, разве можно объективно проана лизировать работу как матросов-добытчиков так и рыбообработчиков без учета существующих норм. Ведь анализируя по старинке, за основѵ берут тишь показатели валового выпуска продукции При этом вовсе не учитывается трудоемкость изготовления продукции. Именно с подобным явлением пришлось столк нуться мне в той же командировке, когда пере брался на борт ВМРТ-2639 «Новокунбышевск». А с этим экипажем как раз и соревновались ч рейсе рыбаки БМРТ «Пинагорий». Правда, на «Новокуйбышевске» в первый месяц промысла, как с горечью признал сам руководитель экипажа Леонид Минеевич Озеров капитан слиш ком передоверился старшему мастеру лова В П. Литвиненко. И хотя основания были вроде бы для того весомые (Вячеслав Петрович — промысловик опытный), но, видимо, нельзя капитану судоводите лю ни на минуту забывать об обязанности капитан- директора рыбного плавучего завода Зато иное произошло, когда в судоводителе и командире Л. М. Озерове заговорил хозяйственник, организатор производства. Удалось навести порядок не только в палубной команде, но и на рыбофабрі*- ке. Точный хронометраж затрачиваемого рыбообра ботчиками времени, сравнение данных и гласность их заставили подтянуться все смены и каждого мо ряка. А когда стали подводить итоги социалистическо го соревнования то данные хронометражей явились основным показателем отношения матросов к делу. Выявились действительно передовики производства, которые доказывают своей высокопроизводительной работой объективность местных норм: будь то епѵск-подъем трала, шкерка рыбы или другие про изводственные операции. В моих рабочих блокнотах, оставшихся после этой трехмесячной командировки на промысел, есть и другие пометки, выводы, данные по работе матросов, вахт, смен и команд больших морозиль ных рыболовных траулеров «Пинагорий» и «Ново- куйбыпгевск». Они свидетельствуют — экипажи первый год пятилетки смогли бы начать успешно, можно было одолеть трудности напряженных -буд ней промысла. Правда, при всем этом — их итоговые показате ли разнятся результатами. Но общий вывод для обоих экипажей сходится в главном — напряжен ные будни промысла, решение новых задач десятой пятилетки заставляют судоводителей ни на минуту не забывать о своих обязанностях руководителей — хозяйственников сложного производственного комп лекса, каким является современный рыооловный траулер. Ю. ДОРОВСКИИ, инженер лаборатории НОТ «Му рманрыбфлота». 'J le iu S a M , ВЫСТУПЛЕНИИ „ У Л а б р а д о р а холодная погода («Рыбный Мурман» № 33 за 17 марта) Корреспонденция «У Лабрадора холодная пого да» обсуждена в управлении тралового флота. Жалобы моряков на низкое качество резиновых перчаток выпускаемых калужским ^аводоіл. справедливы. Управление тралового флота неод нократно обращалось в УМТС и ТСК главка «Сев- рыба» по данному вопросу. Так, только в 197Ь го ду 13 января и 1 марта были направлены в ука занные адреса претензии по качеству резиновых перчаток. 18 февраля группа народного контроля флота направила письмо руководству Калужского химико-фармацевтического завода с просьбой улуч шить качество выпѵскаемых перчаток. 18 марта 1976 г. директор калужского заво да сообщил, что меры к улучшению качества рели- новых перчаток приняты. Отделом материально-технического снабжения управления тралового флота заказываются для мо ряков портянки полушерстяные. Однако 1СК глав ка «Севрыба» поставляет байковые портянки, ко торые не выдерживают установленного срока носки. При работе в холодное время года каски долж ны носиться с подшлемниками, они имеются на флоте в достаточном количестве. Администрация БМРТ-421 «Полярное сияние" при подготовке к выходу в море имела возмож ность получить 70 пар портянок и 70 штук ішд шлемников, положенных им по норме, однако требовано было только соответственно оО пар и 10 штук. А. КИЯШКИН, зам. начальника управления тралового флота. НАПРЯЖЕННЫЕ БУДНИ ПРОМЫСЛА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz