Рыбный Мурман. 1976 г. Май.
H i l l C J J J J J J 1 я внутрисудовое и внутрисменное парное соревнование « I за качество выпускаемой продукции , за эффектив- МЫ-ЗА ВНУТРИСМЕННОЕ Наша смена в рейсе не раз выходила на первое •,еето. А способствовало этому внутрисменное парное соревнование. Так, один из нас — С. Бор- іовенко укладывал за смену до 4 8 0—500 банок пресервов. Ненамного отстал и его соперник. Высо ких показателей добились и закатчики, отмечен ные Знаками «Победитель социалистического со ревнования 1975 года». Діы считаем, что успех пришел благодаря вну- трнсменному парному соревнованию, когда каж дый стремится лучше выполнить задание, дать больше продукции. Парное соревнование всегда конкретно, целенаправленно, в любой момент мо жешь оказать помощь своему сопернику, получить от него добрый совет. А от этого выигрывает вся смена, весь экипаж в целом. Мы — за внутрисмен ное парное соревнование. Его надо организовать там, где это возможно. В. ТРАШКОВ, С. БОРТОВЕНКО, матросьі-ук- ладчики пресервов, А. МИХАЙЛОВ, В. КОЗ ЛОВ, закатчики. С И Н Е - Г О Л У Б О Е З Д А Н И Е « М О Р Е Х О Д К И - К О Р А Б Л Я » , фигура рыбака у входа — от сюда начинается путь будущих моряков. О сегодняшнем дне Мурманского мореходного учили ща имени И. И. Месяцева рассказывает начальник судоводительского отделения Евгений Михайлович Чевтаев. — Наше училище в недалеком прошлом — мор ской рыбопромышленный техникум. Ему 42 года. Судоводительское отделение — ветеран училища. Разумеется, понятно почему: без умения управлять кораблем невозможен выход в море. Восемь классов для поступления к нам — это минимум. В училище существует также ускоренный курс обучения — за 2,5 года. Здесь учатся те, кто после морских походов пожелал повысить свою ква лификацию. Современный флот непрерывно развивается: по вышаются скорости, усложняется техника. Чтобы :із училища выходили грамотные специалисты, в распоряжении курсантов 25 прекрасно оборудован ных кабинетов, 17 аудиторий н 10 лабораторий. В каждом учебном помещении — наглядные посо бия, так что курсанты с первых дней занятий чувст вуют себя как на корабле. Н у а лето — пора Н.11111111111111111111!1 f11111111!11111111111111111і111111111111!11!Iі11111111111І±і п к ІШІІІІШІМІИШІІІІМІНПШІІІІІІІШШШІШІШНІІІМіШІШІІІІІНіі! испытании, когда в морской стихии проис ходит акклиматизация будущих моряков. Они уходят в дальние по ходы, закрепляя на практике знания, по черпнутые из учебни ков. Золотой фонд нашего училища составляют люди, которые любовь й профессии морехода сумели привить своим сыновьям и ученикам. Династию Морозовых воз главляет Геннадий Николаевич. Сын его —* Ал ' еандр Морозов окончил училище в 1975 году, первом курсе учится его брат Геннадий Морозов. Это и династии Свинцовых, Сукрухо... У ЖЕ более сорока лет Сергей Александрович Сукрухо преподает в училище имени Й. Й. Месяцева. Каждое утро Сергея Александро вича начинается со звонка, он звенит резко, прон зительно. С ним связано начало его трудового дня и его завершение. 40 лет — стаж огромный, но по разительно то, что морская специальность оказа лась фамильной не для одного Сергея Александро вича. — У нас в роду, - поясняет ветеран. — все 7-юряки. Еще в детстве «заболел» морем мой брат Михаил Александрович. Выдержал шторма, не под дался морской болезни, а вот морем «заболел» и надолго. В тревожные дни Великой Отечественной войны брат воевал, закончил бои в Берлине. После победы вернулся на море. Сейчас Михаил Александ рович работает в Одесском пароходстве. У Сергея Александровича оба сына моряки. Анд реи Сергеевич Сукрухо окончил судоводительское отделение МВИМУ, работает заместителем секре таря парткома управления «Мурманрыбфлот». Сер гей Сергеевич с дипломом судоводительского отде ления мореходного училища имени И. И. Месяцева плавает вторым штурманом в Мурманском рыбо ловном флоте. На этом морская династия не кон чается. Учится на первом курсе мореходного учи лища внук Сергея Александровича — Андрей Сук рухо. Он выбрал специальность штурмана. Крепка эта династия, но, как говорится, о ябло ках судят по яблоне. О себе Сергей Александрович говорит скупо и как бы извинительно: что, мол, го ворить: учился, работал, сейчас других учу. В юности поступил в Одесский университет на физико-математическое отделение. Время тогда бы ло трудное, семью кормить надо, вот и бегал сту дент в порт на сезонные работы. Разгружал лимо ны, апельсины, фисташки. Наверное, с Одесского порта, с этих <?фисташек» начал пробуждаться в іуденте моряк. А может быть, синь моря очарова ла паренька? Кто теперь разберет... По окончании университета молодого преподава теля направляют в глухое местечко под Полтавой. — Приезжаю по направлению в сельскохозяйст венный техникум, •— вспоминает Сергей Александ рович, — и к директору: прибыл в ваше, распоряже ние. А " он меня сразу в оборот взял: «Необходимо ребят чем-то полезным занять. А то, понимаешь, бегают по садам без присмотра, потаются до позд него вечера. Ну, а теперь пойдем, познакомлю тебя с твоими владениями...» «Владениями» оказался заброшенный монастырь. От стен его исходил запах сырости и плесени. Заду мался я: чем увлечь ребят? Выручила меня физ культура... Кстати, к спорту у меня и сейчас непреходящий интерес. Особенно рыбачить люблю. На рыбалку езжу со своими учениками самого первого выпуска — уже пенсионерами... Сергей Александрович встает, и сразу же бро сается в глаза, как он подтянут, осанист, на голову выше многих молодых парией. Звенит звонок, и ко ридор заполняют курсанты. Они окружают Сергея Александровича, и до меня долетает: «асимптоты, параметр осп... фокусное расстояние...». Старый моряк нашел со своими учениками общий язык. И дело здесь не только е математике... С ЛОВО «традиция» — латинское, дословно: передавать от одного поколения к другому. Действительно, хранить в памяти лучшие де ла наших отцов, пронести их, как эстафету, через года, вписать в эту священную память свое весомое слово — это. несомненно, почерк поколения. В училище бережно У т ь І Ѵ І О Р Ю хранят память о моря- ках-североморцах. Кур санты учатся у них так же крепко любить н защищать Родину, учатся на примерах ис тории и с интересом слушают рассказы ру ководителя морской практики В. 3. Подой- ницына о своем отце Зосиме Васильевиче. Зосим Васильевич Подойннцын до Вели кой Отечественной войны плавал в траловом флоте fa РТ «Северный полюс». Когда началась война, их судно стало называться сторожевым кораблем «Бриз». Подвиг экипажа «Бриза» описан в книге «История Мурманского тралового флота» (стр. 143): 4...25 ноября 1941 года сторожевой корабль «Брнз» находился в дозоре. Предрассветный туман густоіі пе леной окутывал все вокруг. Дул южный ветер силой в три-четыре балла. В 6 часов 15 минут краснофло тец заметил подводную лодку противника. Траулер і?а предельном ходу быстро сближался с подлодкой. Спустя четыре минуты форштевень траулера врезал- <?я в корпус стремившейся уйти под воду немецкой подлодки... и разрубил ее наполовину...» Курсанты училища стремятся быть достойными дедов и отцов. В 1971 году десять курсантов учи лища совершили сложный многокилометровый про бег по маршруту Мурманск — Севастополь и в День рыбака вручили рыбакам Азово-Черноморско го бассейна капсулу со священной землей из Доли ны Славы п морской водой с места гибели «Тума на^. В 1972 году курсанты училища под руководст вом преподавателей Г. Н. Павлова, А. И. Суханова совершили шлюпочный переход под парусами, мо тором и на веслах по маршруту Кандалакша - - Керчь. На будущее планируются переходы и вело пробеги в Калининград, Астрахань. О своих воспитанниках Валерий Зосимовнч По- дойницын говорит с любовью: — Ребят отличает выносливость, чувство това рищества, взаимная поддержка. Выл у меня как-то случай. Вышел в море на летнюю практику с чет вертым курсом. Стояли на якоре у Соловецких ост ровов. Было раннее утро. Берег острова едва уга дывался: все закрывал туман. Когда туман, словно занавес, приподнялся, мы увидели красные языки пламени. Кто-то крикнул: «Соловушки горят!» Да, действительно, горел лес на Соловецких островах. Все ребята сразу высыпали на палубу. Решение было принято мгновенно. Шлюпку быстро спустили на воду н налегли на весла. Тушили пламя ветошью, поливали водой из ведер, которые передавали по живой цепочке. Ребята стояли по колено в воде... Но ни с чем не сравнить ту радость, когда Послед ний клочок леса был отвоеван у пламени.. Давно стоит на берегу залива «мореходка- корабль». Стали седыми ее первые выпускники. Подросли их сыновья и выбрали путь отцов. И вну кам сумели привить любовь к морю, -завещая хра нить и приумножать традиции родного училища. Н. КИТЛЕНКО. наш внештатный корр. Более 16 лет работает на судоремонтном заводе № 1 звеньевой кузнецов В. Язин. Вот уже 10 лет он носит звание ударника коммунистического тру да, постоянно добивается выпуска продукции вы сокого качества. Задание девятой пятилетки звено В. Язина выполнило за четыре года и шесть меся цев. Еще более высокие обязательства приняли куз нецы на десятое пятилетие. Слово свое судоремонт ники держат с честью, Д. АКОХОВ, котельщик СРЗ-1. На снимке: В. Язин. По закону морского братства Случилось это в 240 милях к западу от порту гальской столицы Лиссабон. Наш средний траулер «Бабаево» после пятиме сячного рейса возвращался в порт. Настроение было отличное: поработали хорошо. И вдруг после завтрака второго мая судовая тре вога: «Человек за бортом!». Тут же следует коман да капитана: «Судну изменить курс!». Все поняли: идем к месту, откуда только что были послапы красные ракеты — кто-то терпит бедствие. Когда траулер полным ходом, несмотря на штор мовой океан, стал подходить к терпящему бедствие судну, показались искореженные мачты красавицы яхты, на борту которой пламенели три первые бук вы «АНВ», составляющие ее название. На неіі метался человек. Едва СРТ-р приблизил ся на минимальное расстояние и матросы пригото вились оказать помощь пострадавшему, как -он вспрыгнул на наше судно. Спасенным оказался яхтсмен-любитель, летчик Королевского воздушного флота Англии Давид Гуд. Он рассказал нам, что спешил на встречу с судами международной регаты. Но шесть суток назад у Бнскаев его настиг жестокий ураган. В результа те яхта лишилась мачт, авторулевого, многих запа сов пищи. Давид Гуд шесть суток подавал сигналы бедст вия маячившим на горизонте судам. Но его заме тили и подобрали лишь советские рыбаки. Отказавшись от буксировки яхты в ближайший порт Лиссабон, англичанин попросил нашего капи тана В. А. Козловцева доставить его в Портсмут. Связавшись с берегом и получив «добро», мы -вновь изменили курс. Шестого мая пришедший в себя после потрясе ния гражданин Великобритании Давид Гуд, которо му спасение не стоило ни одного шиллинга, сошел на берег. Покидая борт нашего судна, он заявил, что теперь дружелюбие русских, их верность мо ряцкому долгу и братству для него стали явью, что благородство советских рыбаков у него навеки останется в памяти и сердце. Он говорил «спа сибо». А. КОЗЛОВ, третий штурман СРТ-р-707 <-Ба баеве» Мурманского рыболовного флота. Рис. Р. Карра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz