Рыбный Мурман. 1976 г. Май.

H i l l C J J J J J J 1 я внутрисудовое и внутрисменное парное соревнование « I за качество выпускаемой продукции , за эффектив- МЫ-ЗА ВНУТРИСМЕННОЕ Наша смена в рейсе не раз выходила на первое •,еето. А способствовало этому внутрисменное парное соревнование. Так, один из нас — С. Бор- іовенко укладывал за смену до 4 8 0—500 банок пресервов. Ненамного отстал и его соперник. Высо­ ких показателей добились и закатчики, отмечен­ ные Знаками «Победитель социалистического со­ ревнования 1975 года». Діы считаем, что успех пришел благодаря вну- трнсменному парному соревнованию, когда каж­ дый стремится лучше выполнить задание, дать больше продукции. Парное соревнование всегда конкретно, целенаправленно, в любой момент мо­ жешь оказать помощь своему сопернику, получить от него добрый совет. А от этого выигрывает вся смена, весь экипаж в целом. Мы — за внутрисмен­ ное парное соревнование. Его надо организовать там, где это возможно. В. ТРАШКОВ, С. БОРТОВЕНКО, матросьі-ук- ладчики пресервов, А. МИХАЙЛОВ, В. КОЗ­ ЛОВ, закатчики. С И Н Е - Г О Л У Б О Е З Д А Н И Е « М О Р Е Х О Д К И - К О Р А Б Л Я » , фигура рыбака у входа — от­ сюда начинается путь будущих моряков. О сегодняшнем дне Мурманского мореходного учили­ ща имени И. И. Месяцева рассказывает начальник судоводительского отделения Евгений Михайлович Чевтаев. — Наше училище в недалеком прошлом — мор­ ской рыбопромышленный техникум. Ему 42 года. Судоводительское отделение — ветеран училища. Разумеется, понятно почему: без умения управлять кораблем невозможен выход в море. Восемь классов для поступления к нам — это минимум. В училище существует также ускоренный курс обучения — за 2,5 года. Здесь учатся те, кто после морских походов пожелал повысить свою ква­ лификацию. Современный флот непрерывно развивается: по­ вышаются скорости, усложняется техника. Чтобы :із училища выходили грамотные специалисты, в распоряжении курсантов 25 прекрасно оборудован­ ных кабинетов, 17 аудиторий н 10 лабораторий. В каждом учебном помещении — наглядные посо­ бия, так что курсанты с первых дней занятий чувст­ вуют себя как на корабле. Н у а лето — пора Н.11111111111111111111!1 f11111111!11111111111111111і111111111111!11!Iі11111111111І±і п к ІШІІІІШІМІИШІІІІМІНПШІІІІІІІШШШІШІШНІІІМіШІШІІІІІНіі! испытании, когда в морской стихии проис­ ходит акклиматизация будущих моряков. Они уходят в дальние по­ ходы, закрепляя на практике знания, по­ черпнутые из учебни­ ков. Золотой фонд нашего училища составляют люди, которые любовь й профессии морехода сумели привить своим сыновьям и ученикам. Династию Морозовых воз­ главляет Геннадий Николаевич. Сын его —* Ал ' еандр Морозов окончил училище в 1975 году, первом курсе учится его брат Геннадий Морозов. Это и династии Свинцовых, Сукрухо... У ЖЕ более сорока лет Сергей Александрович Сукрухо преподает в училище имени Й. Й. Месяцева. Каждое утро Сергея Александро­ вича начинается со звонка, он звенит резко, прон­ зительно. С ним связано начало его трудового дня и его завершение. 40 лет — стаж огромный, но по­ разительно то, что морская специальность оказа­ лась фамильной не для одного Сергея Александро­ вича. — У нас в роду, - поясняет ветеран. — все 7-юряки. Еще в детстве «заболел» морем мой брат Михаил Александрович. Выдержал шторма, не под­ дался морской болезни, а вот морем «заболел» и надолго. В тревожные дни Великой Отечественной войны брат воевал, закончил бои в Берлине. После победы вернулся на море. Сейчас Михаил Александ­ рович работает в Одесском пароходстве. У Сергея Александровича оба сына моряки. Анд­ реи Сергеевич Сукрухо окончил судоводительское отделение МВИМУ, работает заместителем секре­ таря парткома управления «Мурманрыбфлот». Сер­ гей Сергеевич с дипломом судоводительского отде­ ления мореходного училища имени И. И. Месяцева плавает вторым штурманом в Мурманском рыбо­ ловном флоте. На этом морская династия не кон­ чается. Учится на первом курсе мореходного учи­ лища внук Сергея Александровича — Андрей Сук­ рухо. Он выбрал специальность штурмана. Крепка эта династия, но, как говорится, о ябло­ ках судят по яблоне. О себе Сергей Александрович говорит скупо и как бы извинительно: что, мол, го­ ворить: учился, работал, сейчас других учу. В юности поступил в Одесский университет на физико-математическое отделение. Время тогда бы­ ло трудное, семью кормить надо, вот и бегал сту­ дент в порт на сезонные работы. Разгружал лимо­ ны, апельсины, фисташки. Наверное, с Одесского порта, с этих <?фисташек» начал пробуждаться в іуденте моряк. А может быть, синь моря очарова­ ла паренька? Кто теперь разберет... По окончании университета молодого преподава­ теля направляют в глухое местечко под Полтавой. — Приезжаю по направлению в сельскохозяйст­ венный техникум, •— вспоминает Сергей Александ­ рович, — и к директору: прибыл в ваше, распоряже­ ние. А " он меня сразу в оборот взял: «Необходимо ребят чем-то полезным занять. А то, понимаешь, бегают по садам без присмотра, потаются до позд­ него вечера. Ну, а теперь пойдем, познакомлю тебя с твоими владениями...» «Владениями» оказался заброшенный монастырь. От стен его исходил запах сырости и плесени. Заду­ мался я: чем увлечь ребят? Выручила меня физ­ культура... Кстати, к спорту у меня и сейчас непреходящий интерес. Особенно рыбачить люблю. На рыбалку езжу со своими учениками самого первого выпуска — уже пенсионерами... Сергей Александрович встает, и сразу же бро­ сается в глаза, как он подтянут, осанист, на голову выше многих молодых парией. Звенит звонок, и ко­ ридор заполняют курсанты. Они окружают Сергея Александровича, и до меня долетает: «асимптоты, параметр осп... фокусное расстояние...». Старый моряк нашел со своими учениками общий язык. И дело здесь не только е математике... С ЛОВО «традиция» — латинское, дословно: передавать от одного поколения к другому. Действительно, хранить в памяти лучшие де­ ла наших отцов, пронести их, как эстафету, через года, вписать в эту священную память свое весомое слово — это. несомненно, почерк поколения. В училище бережно У т ь І Ѵ І О Р Ю хранят память о моря- ках-североморцах. Кур­ санты учатся у них так же крепко любить н защищать Родину, учатся на примерах ис­ тории и с интересом слушают рассказы ру­ ководителя морской практики В. 3. Подой- ницына о своем отце Зосиме Васильевиче. Зосим Васильевич Подойннцын до Вели­ кой Отечественной войны плавал в траловом флоте fa РТ «Северный полюс». Когда началась война, их судно стало называться сторожевым кораблем «Бриз». Подвиг экипажа «Бриза» описан в книге «История Мурманского тралового флота» (стр. 143): 4...25 ноября 1941 года сторожевой корабль «Брнз» находился в дозоре. Предрассветный туман густоіі пе­ леной окутывал все вокруг. Дул южный ветер силой в три-четыре балла. В 6 часов 15 минут краснофло­ тец заметил подводную лодку противника. Траулер і?а предельном ходу быстро сближался с подлодкой. Спустя четыре минуты форштевень траулера врезал- <?я в корпус стремившейся уйти под воду немецкой подлодки... и разрубил ее наполовину...» Курсанты училища стремятся быть достойными дедов и отцов. В 1971 году десять курсантов учи­ лища совершили сложный многокилометровый про­ бег по маршруту Мурманск — Севастополь и в День рыбака вручили рыбакам Азово-Черноморско­ го бассейна капсулу со священной землей из Доли­ ны Славы п морской водой с места гибели «Тума­ на^. В 1972 году курсанты училища под руководст­ вом преподавателей Г. Н. Павлова, А. И. Суханова совершили шлюпочный переход под парусами, мо­ тором и на веслах по маршруту Кандалакша - - Керчь. На будущее планируются переходы и вело­ пробеги в Калининград, Астрахань. О своих воспитанниках Валерий Зосимовнч По- дойницын говорит с любовью: — Ребят отличает выносливость, чувство това­ рищества, взаимная поддержка. Выл у меня как-то случай. Вышел в море на летнюю практику с чет­ вертым курсом. Стояли на якоре у Соловецких ост­ ровов. Было раннее утро. Берег острова едва уга­ дывался: все закрывал туман. Когда туман, словно занавес, приподнялся, мы увидели красные языки пламени. Кто-то крикнул: «Соловушки горят!» Да, действительно, горел лес на Соловецких островах. Все ребята сразу высыпали на палубу. Решение было принято мгновенно. Шлюпку быстро спустили на воду н налегли на весла. Тушили пламя ветошью, поливали водой из ведер, которые передавали по живой цепочке. Ребята стояли по колено в воде... Но ни с чем не сравнить ту радость, когда Послед­ ний клочок леса был отвоеван у пламени.. Давно стоит на берегу залива «мореходка- корабль». Стали седыми ее первые выпускники. Подросли их сыновья и выбрали путь отцов. И вну­ кам сумели привить любовь к морю, -завещая хра­ нить и приумножать традиции родного училища. Н. КИТЛЕНКО. наш внештатный корр. Более 16 лет работает на судоремонтном заводе № 1 звеньевой кузнецов В. Язин. Вот уже 10 лет он носит звание ударника коммунистического тру­ да, постоянно добивается выпуска продукции вы­ сокого качества. Задание девятой пятилетки звено В. Язина выполнило за четыре года и шесть меся­ цев. Еще более высокие обязательства приняли куз­ нецы на десятое пятилетие. Слово свое судоремонт­ ники держат с честью, Д. АКОХОВ, котельщик СРЗ-1. На снимке: В. Язин. По закону морского братства Случилось это в 240 милях к западу от порту­ гальской столицы Лиссабон. Наш средний траулер «Бабаево» после пятиме­ сячного рейса возвращался в порт. Настроение было отличное: поработали хорошо. И вдруг после завтрака второго мая судовая тре­ вога: «Человек за бортом!». Тут же следует коман­ да капитана: «Судну изменить курс!». Все поняли: идем к месту, откуда только что были послапы красные ракеты — кто-то терпит бедствие. Когда траулер полным ходом, несмотря на штор­ мовой океан, стал подходить к терпящему бедствие судну, показались искореженные мачты красавицы яхты, на борту которой пламенели три первые бук­ вы «АНВ», составляющие ее название. На неіі метался человек. Едва СРТ-р приблизил­ ся на минимальное расстояние и матросы пригото­ вились оказать помощь пострадавшему, как -он вспрыгнул на наше судно. Спасенным оказался яхтсмен-любитель, летчик Королевского воздушного флота Англии Давид Гуд. Он рассказал нам, что спешил на встречу с судами международной регаты. Но шесть суток назад у Бнскаев его настиг жестокий ураган. В результа­ те яхта лишилась мачт, авторулевого, многих запа­ сов пищи. Давид Гуд шесть суток подавал сигналы бедст­ вия маячившим на горизонте судам. Но его заме­ тили и подобрали лишь советские рыбаки. Отказавшись от буксировки яхты в ближайший порт Лиссабон, англичанин попросил нашего капи­ тана В. А. Козловцева доставить его в Портсмут. Связавшись с берегом и получив «добро», мы -вновь изменили курс. Шестого мая пришедший в себя после потрясе­ ния гражданин Великобритании Давид Гуд, которо­ му спасение не стоило ни одного шиллинга, сошел на берег. Покидая борт нашего судна, он заявил, что теперь дружелюбие русских, их верность мо­ ряцкому долгу и братству для него стали явью, что благородство советских рыбаков у него навеки останется в памяти и сердце. Он говорил «спа­ сибо». А. КОЗЛОВ, третий штурман СРТ-р-707 <-Ба­ баеве» Мурманского рыболовного флота. Рис. Р. Карра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz