Рыбный Мурман. 1976 г. Май.
м о р е : В .торе чаще дом родимый снится. И пускай безмолвие вокруг, Кажется, в железный борт стучится Не волна, а запоздалый друг. Милым дом с налаженностью быте, Где близки и 'ізавтра» и «вчера». А вот здесь, в безмолвии открытом, Третьи сутки стонут леера. Трегьи сутки дикая болтанка, И еще невесть на сколько дней... Кувыркает, словно ваньку-встаньку, Океанский транспорт на волн «. Кренит, из постели вышибая, И, от посторонних не таясь, Всех святых по падежам склоняешь, Думая о бренноети житья. А видь рядом — миль за тридцать с лишком — Так уютно спят материки, И дотошным лирикам мальчишкам Грезятся чужие маяки. Милые мальчишки, в мыслях чистых Помните, пожалуйста, одно: Море — не прогулка для туристов, Море не такое, как е кино. Море — бес конечные скитания Вдалеке от милых и родных. Море — это жизнь по расписанию День sa днем без всяких выходных. Потому мучительно не спится, Если в борт колотится волна, Если судно в долгий дрейф ложится, А вокруг бушует кутерьма. И желудок стягивает к горлу, И ни есть не хочется, ни пить... . Надо быть, наверно, очень твердым, Чтоб навечно море полюбить. П ОЛОВИНА РЕЙСА ОСТАВАЛАСЬ ПОЗА ДИ, а в трюмах рыбы, как говорится, ко г наплакал. Новички, которым очень нелегко давалось плава ние. не сетовали, даже втайне были рады, что кончается тяжелый труд на соленом ветру и скоро нх встретит сухой причал. Они говорили: — Что же тут можно поделать? И так два раза меняли район промысла, а рыбы кет. Да и другие ловят не густо. — Кивать на других — утешение слабое, — от вечали ветераны, — а наше судно за последние во семь лет ни разу без плана не возвращалось. Об этом думал н капитан Тузов. Вот уже почти восемь лет он командует небольшим, видавшим виды траулером. И «Молодечно» постоянно в десятке лучших судов Мурманского тралового флота. Эки паж носит звание коллектива коммунистического труда, занесен в «Книгу трудовых подарков XXV съезду КПСС», ему вру- чены переходящ ее' Крас ное знамя Мурманского горкома партии и горис полкома, Почетная грамо та ВЦСПС. А сам капи тан Василий Никитович Тузов удостоен ордена Трудового Красного Зна мени. И как же после таких высоких наград возвра щаться в порт с полупу стыми трюмами? Нет, это не укладывалось в го лове Т.ѵзова. Продолжать черпать рыбу малыми порциями? Довольство ваться крохами? А может быть, в третий раз сме нить район? Он отлично знал, что такое промысловая вы держка. и сам не раз до казывал. что кропотли вый, пусть на первый взгляд незаметный, но очень напряженный труд приводит к успеху. Тут было другое. Это ему подсказывало промысловое чутье, да и по опыту он знал, что неподалеку, в несколь ких часах хода, обычно ловится полновесный окунь. Капитан понимал, что каждый промысловый час в этой обстановке дороже золота. И все-таки, когда к нему в каюту постучал секретарь судовой партий ной организации старший мастер лова Александр Григорьевич Стомин, Тузов уже принял решение. — Да, не клеятся дела, Григорьич, — ответил он на немой вопрос старшего мастера, — я пригласил тебя посоветоваться. Стомина. который не первый год работал вместе с Василием Никитовичем, хорошо узнал его харак тер, умение не теряться в любом обстановке, все-та ки удивил бодрый тон капитана. А Тузов продол жал: — Так что же будем делать? Стомин посмотрел прямо в его глубоко посажен ные, внимательные глаза и вдруг улыбнулся: — А вы ведь уже приняли решение... В ответ улыбнулся и Тузов: — Верно. И все-таки посоветоваться надо. Он подвел старшего мастера к карте: — Думаю перейти сюда. Когда-то в этом районе я в это же время мы брали хорошие уловы окуня. Как считаешь? Они еще раз. теперь уже вдвоем, взвесили все «за» и «против», учли все возможности. И теперь то, что поначалу казалось простым риском, стало точным расчетом. Стомин вдруг заторопился: — Побегу на палубу, Василий Никитович, надо ещ е раз проверить вооружение трала. «Беспокойный человек, — улыбнулся про себя Тузов, — а как дело знает! Нет, с такими моряками мы в пролове не будем». О Н ВСПОМНИЛ ПРОШЛЫЙ РЕЙС , море, наполненное грохотом волн, низкие снего вые тучи над взлохмаченной водной пусты ней. Судно шло с тралом. Несмотря на непогоду, казалось, ничто не предвещало беды. И вдруг гро мадная волна подняла корму траулера на высокий гребень. Рывок! Удар — и как будто звук огром ной лопнувшей струны прокатился по судну. Лоп нул ваер! Это капитан понял и без доклада. Надо было спасать трал. Ох, как быстро, как ос торожно работали тогда все моряки: и второй штур ман Олег Петрович Полозов, и мастер лова Иван Иванович Макуха, и многие другие. А главную роль сыграл Стомин. И подняли трал за один ва- ер, не порвали, а в трале оказалось и две тонны рыбы. Спустя немного времени судно снова вело про мысел. Сейчас положение тоже нелегкое. До конца рейса осталось девять суток, из них лишь семь — промы словые. А выловить надо не один десяток тони ры бы. И все же капитан был уверен в успехе. Очень подвижный, невысокого роста, Василин Никитович всегда как-то неожиданно появляется то на палубе, то на мостике — и всегда в нужную ми нуту. В его движениях, в голосе спокойная уверен ность, присущая только тем, кто, точно оценивая обстановку, находит единственный выход из трудно го положения. Т ак было и на этот раз. П ОЛНЫМ ХОДОМ ИДЕТ «МОЛОДЕЧНО» по курсу, проложенному штурманом. На па лубе все готово к спуску трала. Мерно от считывают время судовые хронометры. Вот, нако нец, и район промысла. Так же волнуется холодная вода, как и несколько часов назад. Попробуй-ка у з най по белым барашкам, где тут ходят рыбные ко сяки, но с мостика звучит уверенная команда: — К спуску трала приготовиться! Томительные минуты ожидания. Моряки готовы принять улос. Но какой он будет? Что принесет трал? Новички нервничают. Они забыли о сухом причале. Только бы оправдался расчет. А капитан подчеркнуто спокоен. Й никто не знает, что все два дцать с лишним лет работы в траловом флоте Ва силий Никитович волнуется перед каждым подъе мом трала. Только он ничем не выдает своего вол нения. И вот засветились белозубыми улыбками бронзо вые от морских ветров лица. Р адужным потоком хлынул на палубу золотистый окунь. Надежды оп равдались. Теперь поскорее убрать улов. Трал сно ва уходит в воду. Нелегко матросам. На помощь приходит подвах- та. Вез всяких просьб и напоминаний идет к рыбо- делѵ слесарь Григорий Андреевич Козлов. У него всегда так: надо — значит, надо. И работает легко, словно играючи. Капитан сам начинал матросом и знает, что такая легкость приходит не сразу. А рядом с Козловым сноровисто работают и другие, свободные от вахты. День сменяется ночью. И снова день, напряжен ный до предела. Впрочем, обычное представление о времени сейчас стерлось. Моряки определяют его по смене вахт. Так проходит трудовая неделя. Пора домой, в порт. А в трюмы за семь дней погружено 85 тони первосортного окуня. Всего за рейс вылов лено 157 тонн рыбы при І3 6 по плану. Это успех. Спадает напряжение. Светлеют лица промыслови ков. Теперь все мысли о доме, о предстоящем от дыхе. И, кажется, траулер сейчас бежит по зеленой волне особенно ходко. С КОЛЬКО Р А З ВОТ ТАК ВОЗВРАЩАЛСЯ В РОДНОЙ ПОРТ Василий Никитович. Сна чала на «Макрели», которой уже нет. С осо бой теплотой вспоминает Тузов это свое первое суд но, первого капитана Василия Семеновича Шулепо- ■ва, отличного промысловика внимательного настав ника молодежи. Потом был «Пионер» иод командо ванием Степана Александровича Паромова. Но главная любовь капитана — «Молодечно», где все знакомо до последней заклепки. И костяк коллек тива здесь крепкий, настоящий. Да вот хотя бы старший механик Сергей Александрович Карконос. Начинал с приемки судна. Теперь говорит: — Что бы ни случилось, до самой пенсии не уйду с «Молодечно». Сергею Александровичу уже немало лет, а в ра боте он никому не уступит. Недавно такое случи лось. Стали поднимать якорь — вдруг — что это? - - парит брашпиль. Разобрать, отремонтировать — дело сложное. Заводу понадобится не меньше меся ца. Но разве мог Сергей Александрович согласить ся на простой судна! Сказал коротко: — Сделаем И сделали. З а полторы недели, не прекращая рейса, не прекращая промысла. Траулеру пора бы уже и на ремонт. Но в таком техническом состоянии «Молодечно». что даже строгая инспекция Регистра продлила ему сроки плавания. А это лучше всего характеризует старше го механика. Или взять Виктора Константиновича Гречку. Хо роший промысловик, хороший судоводитель. ‘ а на чинал здесь, на «Молодечно», сначала третьим штурманом, потом вторым. Теперь он старший по мощник капитана. Спокойно прошла ночь на траулере. Команда от дыхала. А утром, когда до дома, казалось, рукой подать, подул свежий норд-вестовый ветер. По р а дио передали штормовое предупреждение/ Команда уж е была готова к непогоде. На палубе все надежно закрепили, вахтенный штурман чаще, чем обычно, определял место корабля в море. Ветер все крепчал. Посыпал мелкий, колючий снег. К шестнадцати часам шторм достиг девяти- балльной силы. И вот уже все смешалось в сплош ной круговерти ветра, снега и волн. На маленький траулер накинулся ура ган. Новички даже не по дозревали, что у ветра может быть такая сила. Казалось, что рвется ог ромный кусок полотна. На палубе было невоз можно стоять, даже креп ко держась за поручни. Капитану докладывали: -— Выбило банкетку ле бедки. Но траулер, постоянно меняя ход, все же упорно шел к Мурманску. На мостике уверенно несли вахту В. К. Гречка и О. П. Полозов. У штур вала стояли лучшие ма тросы-рулевые Шамиль Хабирович Сабитов, Ана толий Дмитриевич Лям- цев, Василий Михайло вич Дурнев. Мастерство и умение проявили ма тросы Виктор Иванович Митряев и Николай Ива нович Сытенький, который пошел на «Молодеч но» второй рейс, но показал себя заправским моря ком. Василий Никитович за все это время не сомкнул глаз. И вот уже, покачиваясь на волне, весь облеп ленный снегом, траулер входит в Кольский залив. Здравствуй, Мурманск! Моряки снова вернулись к тебе с трудовой победой. Нелегок был путь к при чалу. Но экипаж противопоставил безрыбице сме лость и точный расчет, а слепой и злобной силе ура гана — мужество и упорство. В Мурманске мела пурга. Завывал ветер на при чале. Но на душе у каждого моряка было тепло и радостно и от встречи с родными и близкими, и по тому что экипажу за успехи в труде вручили вымпел Министерства рыбного хозяйства СССР С ЕГОДНЯ «МОЛОДЕЧНО» СНОВА В МОРЕ. Вновь уверенно и спокойно ведет его капи тан Василий Никитович Тузов. Когда этот номер газеты готовился к печати, мы получили радиограмму с траулера «Молодечно». В КАНУН ПЕРВОМАЯ ЭКИПАЖ ВЫПОЛНИЛ ПО ЛУГОДОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ВСЕМ ПОКАЗАТЕ ЛЯМ. Доброго вам пути к причалу, моряки «Моло дечно»! И. КОРОБОВ. : Без слов... ~ (ІІШШІіШШІІШШІІШІІІШИШШІШІШШШШІІІШШШШг:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz