Рыбный Мурман. 1976 г. Июнь.

Э КИПАЖ БМРТ-138 «Валдай» недавно вер­ нулся кз очередного рейса. Уходя в плава­ ние. моряки поставили перед собой такие задачи. Первое — добиться максимального выпуска пищевой продукции из рыбы-сырца. Второе — из­ готовлять продукцию только отличного качества и улучшенного ассортимента. С обязательством эки­ паж справился успешно. К концу рейса он имел такие результаты. План но филе выполнен на 201 процент. То есть вместо 350 центнеров выработали 701 центнер. На шесть тона больше планировавше­ гося вылущено туішш, значительно перекрыто за­ дание по выработке консервов и шкереной ры­ бы. Реализация пищевой продукции оказалась на 38 процентов выше плана. За максимальный вы­ пуск консервов экипаж получил денежную премию в размере 6.000 рублей. О том, как на «Валдае» разворачивалась борьба за высокое качество работы, рассказал по прось­ бе нашего корреспондента помощник капитана по производству Николай Александрович Никулин, которого вы видите на снимке. К ОГДА ВЫХОДИШЬ В МОРЕ С ОПЫТ­ НЫМ ЭКИПАЖЕМ, можно гарантировать высокие уловы и отличное качество работы. Правда, если учтены опыт и желание каждого по­ работать на определенном участке с полной отда­ чей сил. Ведь, что ни говори, а матросов-ушшерса- лов сейчас встречаешь редко. Поэтому в начале рейса мы собрали всех обра­ ботчиков в салон для откровенной беседы. Почему я назвал ее откровенной? Во-первых, потому, что не всегда матрос первого класса желает работать на том участке, какой ему предлагают технолог с рыбдіастерамп. Так у нас в рейсе получилось с фактуровщиками, которых, наверное, нужно готовить специально для ВМРТ в учебно-курсовом комбинате главка. По­ чему? Да из-за того, что фактуровщнки, после рыб- мастеров, в сменах чуть ли не самые ответственные фигуры. На их совести лежит правильная марки­ ровка рыбной продукции, то есть соответствие этикетки ассортименту, уложенному в ящик. Фактуровщиками обязаны быть матросы первого класса, но они, как правило, отказываются от пред­ лагаемого участка, так как его легким не назовешь. Вдобавок ко всему фактуровіцик должен уметь вырезать из резины маркировочные штампы. Зани­ маться этим умеют очень редкие люди, поэтому за работу чаще всего берутся матросы второго класса. Технологи и рыбмастера не противятся этому, но тогда происходит обмен классностями. Матрос первого класса занимает на рейс место мат­ роса второго класса, согласившегося работать фак- туровщнком. Вот почему я вижу необходимость подготовки фактуровщиков в учебно-курсовом комбинате. После того как уяснили имена фактуровщиков (ими стали матросы Владимир Бережняк и Евгений Игнатьев), приступили к расстановке упаковщи­ ков, весовщиков, крышечников. Эти матросы долж­ ны обладать таким качеством характера, как принципиальность и предельная внимательность. Зачем — это вы поймете из дальнейшего рассказа. Остальные должны былп работать на фабрике непосредственно за рыбоделами, у бункеров, на расфасовке. Здесь нужно заметить, что работника отдела кадров сумели подобрать для БМРТ «Валдай» от- литаых матросов. Все, кроме пяти, уже ходили на судах типа «Алтай», а значит, обладали определен­ ным опытом. Учить практически нішого не при­ шлось, каждый знал свой участок работы. Переход в другой район длился более де­ сяти суток. В конце перехода предстояла вы­ грузка рыбной продукции, которая оставалась в трюмах после предыдущего экппаяж (мы шли ка ■подмену). За переход и за время -выгрузки моряки достаточно узнали друг друга, появилась опреде­ ленная сработанность, К первому тралу экипаж сытел полностью подготовленным. Что касается пяти бесклассных татросо*. то они были закреплены за опытными, а дело им 'пору­ чили простое: отбирать рыбу по породам, выпускать ее из бункеров на транспортер. В НАЧАЛЕ РЕЙСА мы поставили перед собой задачу выработать максимум пищевой рыб­ ной продукции высокого качества и улуч­ шенного ассортимента. Промышляли скумбрию, ко­ торая ловилась стабильно. Фабрике сырья вполне хватало. За четырехчасовую вахту морозили от 12 до 15 тонн рыбы. Главным в ассортименте для нас стали филе и тѵшка. В начале рейса попробовали изготовлять фи­ ле ца машине. Однако вскоре вынуждены были от­ казаться, так кап каждая долька филе нуждалась в очень большой дообработке. В дольках филе оста­ вались плечевые и реберные кости, которые нужно было подрезать вручную, поставив на эту опера­ цию пять—шесть матросов. В то же время эти мат­ росы сами вырабатывали филе ничуть не меньше, но с отличным качеством. Немногим помог нам и «пулемет». Так моряки называют двухножевой станок для выработки филе. Здесь нужно точно направлять рыбину к поясам, а в условиях качки сделать это непросто. Таким об­ разом, филе и тушку в основном «строгали» вруч­ ную. Эффективно использовали только машинку '] іля обрезания плавников. Очень большую помощь рыбообработчикам ока­ зывала подвахта. Мне приятно отметить, что на «Валдае» члены машинной команды и ко.мандныіі состав выходили на подвахты дружно п работали по-настоящему, а не так, чтобы только отбыть на фабрике положенное время и получить проценты к зарплате за переработку. Л УЧШЕЙ ИЗ ПОДВАХТ у пас был коллектив, который возглавлял первый помощник капита­ на Андрей Филиппович Сенченко. Если эта подвахта становилась на шкерку, то можно было спокойно расфасовывать рыбу на две морозильные линии, потому что шкернлн' много и высококачест­ венно. Когда подвахта переводилась на выпуск фи­ ле и тушки, то она и здесь проявляла отличную ра­ ботоспособность и профессиональную выучку. Другие подвахты трудились не хуже, но у них случались иногда срывы, и рыбмастера Николаи Макарович Тюрин и Владимир Иванович Добро­ вольский вынуждены были на сменах делать ча­ стые перестановки людей. Если подвахта плохо справлялась на изготовлении филе, ее переводили за рыбоделы на шкерку, а матросов ставили к фи­ лейному столу, и наоборот. На рыбмастеров никто пс обижался, потому что они люди с большим опы­ том работы иа судах типа «Алтай», заочно учатся в Архангельском рыбопромышленном техникуме, умело вели журнал К-1. Это особый журнал, и предназначен он в основ­ ном для рыбофабрнки. Если перелистать его стра­ ницы, почитать заполнение граф, можно получить ясную картину того, как работала смена в любой промысловый день п чем она занималась, сколько и какой продукции выработала и заморозила. Так, например, на смене 26 января было заме­ чено нарушение технологии на упаковочном отделе­ нии. Влияло ли это нарушение на показатели каче­ ства, может сказать такой факт. На протяжении всего рейса в салоне команды ви­ сел экран качества обработки рыбы. Каждый из матросов и членов подвахт мог найти там свою фа­ милию и посмотреть, сколько рыбин в минуту он обрабатывал, каких результатов добился при выра­ ботке филе и тушки. Экран был хорошим подспорь­ ем в работе, особенно когда он показывал, что кто-то из подвахты опережает матросов-обработчи- ков. Отстающему в таких случаях доставалось на орехи. Среднесуточный показатель выпуска филе ва пашем судне достиг девяти тонн. Тушки выпускали в среднем три тонны. Тушки можно было выраба­ тывать и больше, но на ее изготовление шла рыба из прилова — хек и ставрида. Выпуску высококачественной пнщевоіі рыбной продукции во многом способствовала отличная ра­ бота группы слесарей механика-наладчика. На ред­ кость удачно работали морозильные линии. До «Валдая» мне пришлось некоторое время быть ка «Эльбрусе». По сравнению с тем судном наши мо­ розильные линии можно считать находкой. Зало­ мов противней на протяжении всего рс-йса практи­ чески не было. Обороты линий регулировались только по указанию технолога. Постоянная ско­ рость — 2,5 брикета в минуту. Такая скорость вы­ хода рыбы из морозильных камер самая приемле­ мая на промысле скумбрии. В таком режиме они отлично работают без оттайки на протяжении деся­ ти суток. Этому способствовало и то обстоятельст­ во. что в рейсе мы изменили традиционный вес В Ы С О К И Е Т Е М П Ы , О Т Л И Ч Н О Е К А Ч Е С Т В О Из опыта работы экипажа БМРТ „Валдай* На фабрике «Валдая» специально сделаны обвод­ ные лоттш для пяти брпкетов. То есть брикет с правой липни отправляется к упаковщику, стояще­ му ближе н левой линии, и наоборот. Получается тан, что упаковщик работает с брикетами, получен­ ными не с линнн своего борта, а противоположного. Упаковщикам показалось, что удобнее будет рабо­ тать с короткими лотками {они как раз предусмот­ рены проектов), поэтому онп перекрыли обводные лотки и стали паковать брикеты с лпппй своего борта, Рыбмастера ва это почему-то не обратили внимания, поэтому п пришлось заполнить в жур­ нале К-1 графу нарушений. А все из-за глазурн. Работая на коротком желобе, упаковщик укла­ дывал в ящпн еще смоченный водой, но не отгла- еуроваишай брикет. Выходило, что брикет должен отглазуроваться в ящике. На тресковых породах это еще, наверное, и возможно, но на скумбрии — явный брак. Эта рыба быстро окисляется, требует высококачественной глазурн. Именно из-за этого смепан было записано замечание, а матросов с рыбмастерамн нразвалн соблюдать режимы упаков­ ки, используя для этого обводные лоткн, ва кото­ рых ложно собрать до пяти брикетов. Пока три брикета упаковываются, остальные успевают по­ крыться надежной коркой пресного льда. Н А СУДНЕ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВОВАЛ ПОСТ народного контроля. Возглавлял его механик-наладчик Иван Петрович Смолин. Эго коммунист, честный и принципиальный чело­ век. Народные коптролеры проводили частые рей­ ды на фабрике, Проверялись с помощью дефроста- ціш не только конечные результаты работы смей. Обычно наган народные контролеры стремились проверить начальные звенья технологической цепи. Начало этой цепи —- у бункеров. Матрос, рабо­ тающий у бункеров, должен выпускать рыбу па подающий транспортер равномерно, не перегру­ жая его. Для выпуска рыбы, он должен пользовать­ ся водой, а не пикой или налкоіі. На этом участке при каждой проверке замечаний не было. Очень часто контрольным проверкам подверга­ лись филейщики и матросы, вырабатывавшие туш­ ку. Ассортименты эти дорогостоящие, где брак вообще недопустим. Лучшими филейщиками пока­ зали себя матросы Иван Овсянников, Николай Васьков, Владимир КолмнчевСкий. Из подвахты при изготовлении филе отличились член поста на­ родного контроля, рефрижераторный машинист Леонид Янулис и другие. Опять-таки нужно отме­ тить, что и па этом участке замечания были ред­ кими. Филе и тушка вырабатывались отличного ка­ чества. Этому способствовали: высокая квалифи­ кация матросов, тщательное удаление пленки и ко­ стей, хорошая промывка. брикетов. Если раньше в блок-форму укладывалось девять килограммов скумбрии, то па нашем судне брикеты весили 10 килограммов. Между рыбинами уменьшалась воздушная подушка, тары па ее упа­ ковку уходило меньше, а укладка брикетов в ящи­ к и оставалась отличной, кішпкой пользоваться не приходилось. Выходило тан потому, что у нас тщательной про­ верке подвергалась работа матросов — весовщи- нов и нрышечнннов. Однако и у них на протяжении всего рейса дело спорилось. Матросы Николай Яку- тепон, Александр Федосеев и другие показали се­ бя отличными специалистами, а главное — испол­ нительными. В рейсах много неприятностей нам доставляли весы морозильных линий. О них уже неоднократно говорилось и писалось, однако проблемы остаются прежними, Весы часто «обманывают», во время бортовой качки их занлитівает. О каждом таком случае матрос-весовщик сообщал рыбмастеру, а тот в свою очередь проверял весы ва точность. Это несколько замедляло работы, но зато sec каждого брикета' соответствовал стандарту, О ТЛИЧНО В РЕЙСЕ ПОТРУДИЛАСЬ КОН­ СЕРВНАЯ БРИГАДА из четырех человек. В среднем за сутки промысла они выпуска­ ли до 3,5 тысячи банок консервов из скумбрии. Ра­ ботала брнгада самостоятельно, в помощь матросов никогда не просила. Лишь только в конце рейса, когда судно перевели на промысел мойвы, матро­ сы помогали консервным мастерам достать замо­ роженную для них скумбрию из трюма, распаковать ее, разморозить в бочках с водой. На промысле мойвы мы получили задание вы­ пустить 40 тысяч коробочек по килограмму весом. Это кропотливая работа. Мойва в коробочки долж­ на быть уложена аккуратно, завернута в пергамент. Одним матросам рыбиоіі фабрики с этим заданием справиться было очень трудно. Поэтому обрати­ лись за помощью к старшему мастеру по добыче Георгию Михайловичу Королю. Во все дші . про­ мысла у нас с ним был крепкий контакт и взаимопо­ нимание. На мойвенной путине матросы-палубники помогли рыбообработчикам выпустить 37 тысяч коробочек. Эту работу проделали за 12 суток. Настоящая пятилетка объявлена смотром высо­ кого качества выпускаемой продукции, эффектив­ ности производства, В связи с этим экипаж тру­ дился в рейсе под девизом <•Пищевой продукции — рыбацкую гарантию». Мы постарались сделать все возможное, чтобы каждая выловленная тоина рыбы была максимально использована для__выпу­ ска готосоіі продукции Мы сумели этого Добиться Записал С. ДАНИЛОВ НА СНИМКЕ — Н. А. НИКУЛИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz