Рыбный Мурман. 1976 г. Июнь.
Э КИПАЖ БМРТ-138 «Валдай» недавно вер нулся кз очередного рейса. Уходя в плава ние. моряки поставили перед собой такие задачи. Первое — добиться максимального выпуска пищевой продукции из рыбы-сырца. Второе — из готовлять продукцию только отличного качества и улучшенного ассортимента. С обязательством эки паж справился успешно. К концу рейса он имел такие результаты. План но филе выполнен на 201 процент. То есть вместо 350 центнеров выработали 701 центнер. На шесть тона больше планировавше гося вылущено туішш, значительно перекрыто за дание по выработке консервов и шкереной ры бы. Реализация пищевой продукции оказалась на 38 процентов выше плана. За максимальный вы пуск консервов экипаж получил денежную премию в размере 6.000 рублей. О том, как на «Валдае» разворачивалась борьба за высокое качество работы, рассказал по прось бе нашего корреспондента помощник капитана по производству Николай Александрович Никулин, которого вы видите на снимке. К ОГДА ВЫХОДИШЬ В МОРЕ С ОПЫТ НЫМ ЭКИПАЖЕМ, можно гарантировать высокие уловы и отличное качество работы. Правда, если учтены опыт и желание каждого по работать на определенном участке с полной отда чей сил. Ведь, что ни говори, а матросов-ушшерса- лов сейчас встречаешь редко. Поэтому в начале рейса мы собрали всех обра ботчиков в салон для откровенной беседы. Почему я назвал ее откровенной? Во-первых, потому, что не всегда матрос первого класса желает работать на том участке, какой ему предлагают технолог с рыбдіастерамп. Так у нас в рейсе получилось с фактуровщиками, которых, наверное, нужно готовить специально для ВМРТ в учебно-курсовом комбинате главка. По чему? Да из-за того, что фактуровщнки, после рыб- мастеров, в сменах чуть ли не самые ответственные фигуры. На их совести лежит правильная марки ровка рыбной продукции, то есть соответствие этикетки ассортименту, уложенному в ящик. Фактуровщиками обязаны быть матросы первого класса, но они, как правило, отказываются от пред лагаемого участка, так как его легким не назовешь. Вдобавок ко всему фактуровіцик должен уметь вырезать из резины маркировочные штампы. Зани маться этим умеют очень редкие люди, поэтому за работу чаще всего берутся матросы второго класса. Технологи и рыбмастера не противятся этому, но тогда происходит обмен классностями. Матрос первого класса занимает на рейс место мат роса второго класса, согласившегося работать фак- туровщнком. Вот почему я вижу необходимость подготовки фактуровщиков в учебно-курсовом комбинате. После того как уяснили имена фактуровщиков (ими стали матросы Владимир Бережняк и Евгений Игнатьев), приступили к расстановке упаковщи ков, весовщиков, крышечников. Эти матросы долж ны обладать таким качеством характера, как принципиальность и предельная внимательность. Зачем — это вы поймете из дальнейшего рассказа. Остальные должны былп работать на фабрике непосредственно за рыбоделами, у бункеров, на расфасовке. Здесь нужно заметить, что работника отдела кадров сумели подобрать для БМРТ «Валдай» от- литаых матросов. Все, кроме пяти, уже ходили на судах типа «Алтай», а значит, обладали определен ным опытом. Учить практически нішого не при шлось, каждый знал свой участок работы. Переход в другой район длился более де сяти суток. В конце перехода предстояла вы грузка рыбной продукции, которая оставалась в трюмах после предыдущего экппаяж (мы шли ка ■подмену). За переход и за время -выгрузки моряки достаточно узнали друг друга, появилась опреде ленная сработанность, К первому тралу экипаж сытел полностью подготовленным. Что касается пяти бесклассных татросо*. то они были закреплены за опытными, а дело им 'пору чили простое: отбирать рыбу по породам, выпускать ее из бункеров на транспортер. В НАЧАЛЕ РЕЙСА мы поставили перед собой задачу выработать максимум пищевой рыб ной продукции высокого качества и улуч шенного ассортимента. Промышляли скумбрию, ко торая ловилась стабильно. Фабрике сырья вполне хватало. За четырехчасовую вахту морозили от 12 до 15 тонн рыбы. Главным в ассортименте для нас стали филе и тѵшка. В начале рейса попробовали изготовлять фи ле ца машине. Однако вскоре вынуждены были от казаться, так кап каждая долька филе нуждалась в очень большой дообработке. В дольках филе оста вались плечевые и реберные кости, которые нужно было подрезать вручную, поставив на эту опера цию пять—шесть матросов. В то же время эти мат росы сами вырабатывали филе ничуть не меньше, но с отличным качеством. Немногим помог нам и «пулемет». Так моряки называют двухножевой станок для выработки филе. Здесь нужно точно направлять рыбину к поясам, а в условиях качки сделать это непросто. Таким об разом, филе и тушку в основном «строгали» вруч ную. Эффективно использовали только машинку '] іля обрезания плавников. Очень большую помощь рыбообработчикам ока зывала подвахта. Мне приятно отметить, что на «Валдае» члены машинной команды и ко.мандныіі состав выходили на подвахты дружно п работали по-настоящему, а не так, чтобы только отбыть на фабрике положенное время и получить проценты к зарплате за переработку. Л УЧШЕЙ ИЗ ПОДВАХТ у пас был коллектив, который возглавлял первый помощник капита на Андрей Филиппович Сенченко. Если эта подвахта становилась на шкерку, то можно было спокойно расфасовывать рыбу на две морозильные линии, потому что шкернлн' много и высококачест венно. Когда подвахта переводилась на выпуск фи ле и тушки, то она и здесь проявляла отличную ра ботоспособность и профессиональную выучку. Другие подвахты трудились не хуже, но у них случались иногда срывы, и рыбмастера Николаи Макарович Тюрин и Владимир Иванович Добро вольский вынуждены были на сменах делать ча стые перестановки людей. Если подвахта плохо справлялась на изготовлении филе, ее переводили за рыбоделы на шкерку, а матросов ставили к фи лейному столу, и наоборот. На рыбмастеров никто пс обижался, потому что они люди с большим опы том работы иа судах типа «Алтай», заочно учатся в Архангельском рыбопромышленном техникуме, умело вели журнал К-1. Это особый журнал, и предназначен он в основ ном для рыбофабрнки. Если перелистать его стра ницы, почитать заполнение граф, можно получить ясную картину того, как работала смена в любой промысловый день п чем она занималась, сколько и какой продукции выработала и заморозила. Так, например, на смене 26 января было заме чено нарушение технологии на упаковочном отделе нии. Влияло ли это нарушение на показатели каче ства, может сказать такой факт. На протяжении всего рейса в салоне команды ви сел экран качества обработки рыбы. Каждый из матросов и членов подвахт мог найти там свою фа милию и посмотреть, сколько рыбин в минуту он обрабатывал, каких результатов добился при выра ботке филе и тушки. Экран был хорошим подспорь ем в работе, особенно когда он показывал, что кто-то из подвахты опережает матросов-обработчи- ков. Отстающему в таких случаях доставалось на орехи. Среднесуточный показатель выпуска филе ва пашем судне достиг девяти тонн. Тушки выпускали в среднем три тонны. Тушки можно было выраба тывать и больше, но на ее изготовление шла рыба из прилова — хек и ставрида. Выпуску высококачественной пнщевоіі рыбной продукции во многом способствовала отличная ра бота группы слесарей механика-наладчика. На ред кость удачно работали морозильные линии. До «Валдая» мне пришлось некоторое время быть ка «Эльбрусе». По сравнению с тем судном наши мо розильные линии можно считать находкой. Зало мов противней на протяжении всего рс-йса практи чески не было. Обороты линий регулировались только по указанию технолога. Постоянная ско рость — 2,5 брикета в минуту. Такая скорость вы хода рыбы из морозильных камер самая приемле мая на промысле скумбрии. В таком режиме они отлично работают без оттайки на протяжении деся ти суток. Этому способствовало и то обстоятельст во. что в рейсе мы изменили традиционный вес В Ы С О К И Е Т Е М П Ы , О Т Л И Ч Н О Е К А Ч Е С Т В О Из опыта работы экипажа БМРТ „Валдай* На фабрике «Валдая» специально сделаны обвод ные лоттш для пяти брпкетов. То есть брикет с правой липни отправляется к упаковщику, стояще му ближе н левой линии, и наоборот. Получается тан, что упаковщик работает с брикетами, получен ными не с линнн своего борта, а противоположного. Упаковщикам показалось, что удобнее будет рабо тать с короткими лотками {они как раз предусмот рены проектов), поэтому онп перекрыли обводные лотки и стали паковать брикеты с лпппй своего борта, Рыбмастера ва это почему-то не обратили внимания, поэтому п пришлось заполнить в жур нале К-1 графу нарушений. А все из-за глазурн. Работая на коротком желобе, упаковщик укла дывал в ящпн еще смоченный водой, но не отгла- еуроваишай брикет. Выходило, что брикет должен отглазуроваться в ящике. На тресковых породах это еще, наверное, и возможно, но на скумбрии — явный брак. Эта рыба быстро окисляется, требует высококачественной глазурн. Именно из-за этого смепан было записано замечание, а матросов с рыбмастерамн нразвалн соблюдать режимы упаков ки, используя для этого обводные лоткн, ва кото рых ложно собрать до пяти брикетов. Пока три брикета упаковываются, остальные успевают по крыться надежной коркой пресного льда. Н А СУДНЕ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВОВАЛ ПОСТ народного контроля. Возглавлял его механик-наладчик Иван Петрович Смолин. Эго коммунист, честный и принципиальный чело век. Народные коптролеры проводили частые рей ды на фабрике, Проверялись с помощью дефроста- ціш не только конечные результаты работы смей. Обычно наган народные контролеры стремились проверить начальные звенья технологической цепи. Начало этой цепи —- у бункеров. Матрос, рабо тающий у бункеров, должен выпускать рыбу па подающий транспортер равномерно, не перегру жая его. Для выпуска рыбы, он должен пользовать ся водой, а не пикой или налкоіі. На этом участке при каждой проверке замечаний не было. Очень часто контрольным проверкам подверга лись филейщики и матросы, вырабатывавшие туш ку. Ассортименты эти дорогостоящие, где брак вообще недопустим. Лучшими филейщиками пока зали себя матросы Иван Овсянников, Николай Васьков, Владимир КолмнчевСкий. Из подвахты при изготовлении филе отличились член поста на родного контроля, рефрижераторный машинист Леонид Янулис и другие. Опять-таки нужно отме тить, что и па этом участке замечания были ред кими. Филе и тушка вырабатывались отличного ка чества. Этому способствовали: высокая квалифи кация матросов, тщательное удаление пленки и ко стей, хорошая промывка. брикетов. Если раньше в блок-форму укладывалось девять килограммов скумбрии, то па нашем судне брикеты весили 10 килограммов. Между рыбинами уменьшалась воздушная подушка, тары па ее упа ковку уходило меньше, а укладка брикетов в ящи к и оставалась отличной, кішпкой пользоваться не приходилось. Выходило тан потому, что у нас тщательной про верке подвергалась работа матросов — весовщи- нов и нрышечнннов. Однако и у них на протяжении всего рейса дело спорилось. Матросы Николай Яку- тепон, Александр Федосеев и другие показали се бя отличными специалистами, а главное — испол нительными. В рейсах много неприятностей нам доставляли весы морозильных линий. О них уже неоднократно говорилось и писалось, однако проблемы остаются прежними, Весы часто «обманывают», во время бортовой качки их занлитівает. О каждом таком случае матрос-весовщик сообщал рыбмастеру, а тот в свою очередь проверял весы ва точность. Это несколько замедляло работы, но зато sec каждого брикета' соответствовал стандарту, О ТЛИЧНО В РЕЙСЕ ПОТРУДИЛАСЬ КОН СЕРВНАЯ БРИГАДА из четырех человек. В среднем за сутки промысла они выпуска ли до 3,5 тысячи банок консервов из скумбрии. Ра ботала брнгада самостоятельно, в помощь матросов никогда не просила. Лишь только в конце рейса, когда судно перевели на промысел мойвы, матро сы помогали консервным мастерам достать замо роженную для них скумбрию из трюма, распаковать ее, разморозить в бочках с водой. На промысле мойвы мы получили задание вы пустить 40 тысяч коробочек по килограмму весом. Это кропотливая работа. Мойва в коробочки долж на быть уложена аккуратно, завернута в пергамент. Одним матросам рыбиоіі фабрики с этим заданием справиться было очень трудно. Поэтому обрати лись за помощью к старшему мастеру по добыче Георгию Михайловичу Королю. Во все дші . про мысла у нас с ним был крепкий контакт и взаимопо нимание. На мойвенной путине матросы-палубники помогли рыбообработчикам выпустить 37 тысяч коробочек. Эту работу проделали за 12 суток. Настоящая пятилетка объявлена смотром высо кого качества выпускаемой продукции, эффектив ности производства, В связи с этим экипаж тру дился в рейсе под девизом <•Пищевой продукции — рыбацкую гарантию». Мы постарались сделать все возможное, чтобы каждая выловленная тоина рыбы была максимально использована для__выпу ска готосоіі продукции Мы сумели этого Добиться Записал С. ДАНИЛОВ НА СНИМКЕ — Н. А. НИКУЛИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz