Рыбный Мурман. 1976 г. Июнь.

Преемственность поколений Г (Из опыта э кипажа ППР „ Па в ло в о " ) Н а с т а в н и ч е с т в о — конкретная и весьма действенная форма сотрудничества и преем­ ственности поколений, решающее звено в воспитательной работе с молодыми рабочими, в ро­ ете их профессионального мастерства, в привитии им любви к труду и высоких моральных качеств. Наставничество на промыслово-производственном рефрижераторе «Павлово» существует давно: ста­ рые, опытные моряки всегда имели учеников, кото­ рым передавали своіі производственный опыт, но в работе с молодыми моряками ориентировались в ос­ новном только на рост профессионального мастерст­ ва подшефного. У наставников сегодняшнего дня за­ дачи несколько иные. Индивидуальное закрепление ветеранов труда, опытных и авторитетных моряков за теми, кто де­ лает первые шаги к профессии рыбака, помогает но­ вичку войти в коллектив, ускорить не только его профессиональное, но и общественно-политическое становление. При этом наставник учит не только словами, но и делами, собственным примером. Каждый рейс на корабль приходит отряд моло­ дых людей, которым следует помочь влиться в кол­ лектив. Обычно на партийном собран іи тщательно обсуждаются списки наставников. Это в основном коммунисты, имеющие богатый производственный опыт, идейно зрелые, склонные к педагогической ра­ боте. Например, матрос Е. М. Птицыв, старший мастер добычи Г. А. Пузанов, начальник радиостан­ ции А. М. Дубровнн. тралмейстер И, А. Павлов и други е. Н АД КЕМ БЕРЕТСЯ шефство? Прежде всего это моряки, впервые выходящие в рейс во­ обще или на судах типа ППР.нмеющие стаж работы в траловом флоте менее одного года. Осо­ бую группу подшефных составляют моряки, систе­ матически не выполняющие производственных зада­ ний, склонные к нарушениям норм и принципов коммунистической морали. Еще в мае 1975 года партийное бюро судна реко­ мендовало кандидатуры, а позже судовоіі комитет профсоюза утвердил совет наставников. В него во­ шли: секретарь партбюро В. Д. Володин, секретарь комсомольского бюро В. Д. Огоньков, председатель судового комитета П. И. Куликовский, капнтан-дн- ректор В. Ф. Акиншин и его первый помощник, ав­ тор этой статьи. Руководить советом было доверено коммунисту матросу Е. М. Птицыну. Совет наставников работает по заранее составлен­ ному перспективному плану, согласно которому еже­ месячно проводятся проверки выполнения догово­ ров, обобщается работа с молодежью. Собственно, он организует и направляет всю деятельность на­ ставников, учитывает недостатки, намечает меры к улучшению работы, дает сведения о ходе наставни­ чества судовому комитету для учета их при подве­ дении итогов социалистического соревнования. По примеру ленинградцев введено в практику за­ ключение трехсторонних договоров: «Шеф — под­ шефный — администрация судна». Молодые моряки принимают личные обязательства, в которых пунк­ ты совершенно конкретны. Примерно это выглядит так: — Я, молодой рабочий Иванов, обязуюсь добро­ совестно осваивать свою специальность матроса-ры- бообработчика, овладевать передовыми приемами труда, повышать технические знаиня. К концу рей­ са сдать на разряд второго класса. Повышать свой общеобразовательный уровень в заочной школе мо­ ряков, а профессиональный — в школе коммунисти­ ческого труда. Не иметь нарушений трудовой и об­ щественной дисциплины, бороться за звание удар­ ника коммунистического труда. Активно участво­ вать в общественной жизни судна, сдать нормы ГТО. — Я, шеф-наставник Петров, обязуюсь переда­ вать своп производственный опыт с целью быстрей­ шего освоения подшефным своей специальности. До­ биться, чтобы к истечению срока договора он довел норму выработки до 140 процентов, подготовить его к сдаче на разряд матроса второго класса. Осущест­ влять постоянный контроль за повышением подшеф­ ным общеобразовательных знаний, привлекать его и творческой, рационализаторской работе. Знать круг интересов, семейные отношения, быт. Личным при­ мером ц советом прививать молодому рыбаку лю­ бовь к своей профессии, морю, уважение н коллек­ тиву. — Администрация ППР «Заполярный» в лице... обязуется создать необходимые условия молодому рабочему для повышения им производственных на­ выков, политических, технических и общеобразова­ тельных знаний. Может сложиться впечатление о несколько гро­ моздком организационном оформлении. Но именно оно дает возможность хорошего учета. А отсутствие учета чревато многими нежелательными последст­ виями, вплоть до безответственного отношения к важнейшему делу. Скажем, для коммуниста быть наставником — важное партийное поручение, за выполнение кото­ рого он отчитывается на партийных собраниях и за­ седаниях бюро. Не будь этих договоров, как проконт­ ролировать ход работы? Естественно, может возникнуть какая-то другая форма организации учета наставшгчества. И если она окажется более рациональной, любая партийная организация возьмет ее на вооружение. К АК ПРАВИЛО, шеф-наставник работает на одном рабочем месте с подшефным, имея воз­ можность постоянно контролировать работу, подопечного, поправлять его, передавать свой опыт. Вместе они и во время досуга, учебы. Например, матрос коммунист А. В. Терентьев учится на заоч­ ном отделении техникума, а его подшефный Григо­ рий Федоров — в заочноіі школе моряков. Здесь и пример и контроль. Конечно, бывают исключения из правил, когда наставником может быть командир. Особенно в ме­ ханико-судовой службе. II не только коммунист, но и беспартийный, хорошо зарекомендовавший себя член экипажа. В настоящее время на корабле сложилась система руководства наставничеством, произошло разделе­ ние обязанностей. Партийное бюро руководит всей деятельностью наставников. Судовой комитет ут­ верждает наставников, закрепляет их за молодыми моряками, следит за своевременностью заключения трехсторонних договоров. Комсомольское бюро конт­ ролирует учебу подшефных в заочиоіі школе моря­ ков, организует досуг, привлекает к активному уча­ стию в общественной жизни. В последнем рейсе по рекомендации комитета комсомола флота проведено совместное собрание шефов-наставннков с молодыми моряками по обсуждению и принятию социалистиче­ ских обязательств по достойной встрече XXV съез­ да КПСС. П ЛОДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА можно видеть на следующих примерах. Григорий Федоров, впервые выйдя в рейс, был аттестован на матроса второго класса, за два рейса закончил де­ вятый и десятый классы заочной школы моряков, награжден Почетной грамотой комитета ВЛКСМ. Владимир Рыбшщев уже аттестован па матроса пер­ вого класса, подготовился к поступлению в техни­ кум, также награжден Почетной грамотой комитета ВЛКСМ. Радиооператора Александра Куренкнна его наставник, начальник радиостанции А. М. Дубро­ вин подготовил для самостоятельного несения ра­ диовахт, успешно обучает работе на узкополосной радиоаппаратуре. В последнем рейсе не было ни од­ ного нарушения дисциплины во время пребывания • иностранном порту, нет их и во время стоянки. Все, молодые моряки борются за звание ударников ком­ мунистического труда. Но это не значит, что в работе по организации на­ ставничества на нашем судне нет недостатков. II на них нам указал партийный комитет флота, слушав­ ший наш отчет. Так, партийной организации указано на недоста­ точное привлечение к наставничеству комсомольской организации, неполный охват всей молодежи, нуж­ дающейся в шефстве. Среди наставников мало лиц из числа командного состава, судовых специалистов. Слабо поставлена информация по наставничеству. Все это очень существенно и будет в дальнейшей работе учтено партийной организацией ППІ? <<Дзд- лово», ибо в выполнении больших задач, поставлен-’ ных перед рыбаками XXV съездом КПСС на деся­ тую пятилетку, существенную роль должно сыграть наставничество. Г. АЛЕКСЕЕВ, первый помощник капитана ППР «Павлово». И С Т О К И М А С Т Е Р С Т В А С ТАРШИН МАСТЕР по добыче рыбы комму­ нист Николай Николаевич Кошкин решил, уходя в рейс на БМРТ «Нокуев», взять шеф­ ство над шестью молодыми моряками-добытчика- ми по профессиональному, нравственному и духов­ ному воспитанию, довести их специальные знания и навыки в течение рейса до уровня матросов первого класса. Партийный комитет ордена Октябрьской Револю­ ции тралового флота одобрил инициативу наставни­ ка молодежи и предложил администрации, базовому комитету профсоюза, судовым партийным организа­ циям распространять опыт коллективного наставни­ чества во всех производственных звеньях. Н. И. Кошкин — ветеран флота, кавалер орденов Ленина и Октябрьской Революции, медали «За доб­ лестный груд. В ознаменование 100-летня со дня рождения В. И. Ленина», награжден грамотами Верховного Совета РСФСР, ВЦСПС. Недавно за активную работу с молодежью награжден грамотой ЦК ВЛКСМ. Ударник коммунистического труда. Желание учить молодежь, передавать ей богатый профессиональный и жизненный опыт пришло к Ни­ колаю Николаевичу не случайно. Бывший гонга Краснознаменного Северного фло­ та семнадцагилетннм юношей пришел в рыболовный флот. Первым, кому хотелось подражать, быть по­ хожим во всем, был капитан Г. С. Попов. Выходец и ; крестьянской семьи, он был необыкновенно вос­ питан, корректен. Строг с молодежью, но и трога­ тельно заботлив. Проверит — спишь ли после вах­ ты? На сон всего несколько часов отпущено в разгар промысла. Организм молодой — может и не выдер­ жать. А, бывало, придут в порт, Георгий Сергеевич вместе с ними — в кассу. Деньги получили, сто руб­ лен в руки, а остальные — на книжку. Это, чтобы к спиртному не привыкали. Слушались его, автори­ тетом был и примером. Это только детали, которые ссели в памяти. А так все было глубже, и след от общения с человеком добрым, умным, по-отцовскн заботливым, незримый след остался на всю жизнь. С благодарностью вспоминает Н. И. Кошкин ка­ питанов И. А. Карпенко, П. К. Соколова и всех тех, кто отдал молодому моряку частичку души своей, помог, научил. К работе с сетями приучили тралмейстеры А. Я. и А. И. Поповы. Порой грубовато, по-рабочему, да и время тогда было нелегкое. Довел до дела, вывел в мастера тралмейстер Б. П. Колпаков. Отсюда идут истоки мастерства. Т ЕПЕРЬ УЖЕ УСПЕШНО работают на судах флота ученики Николая Николаевича. Вот, например, Вася Сычев. Три—четыре рейса, и уже мастер добычи. Заместителем начальника промрайона главка «Сенрыба» ходит сейчас А. Ф. Постников. Первые шаги в освоении профессий он делал рядом с И. Н. Кошкиным. БМРТ «Нокуев» ушел на промысел. Николай Николаевич подбирает себе подшефных. Привить им любовь к рыбацкому делу, передать из рук в ру­ ки свое годами накопленное мастерство добытчика, чувство гражданственности, ответственности за свое дело, за судьбу коллектива — таков замысел на­ ставника Н. Н. Кошкина. Нет слов, почин благородный. Его развитие на флоте принесет плоды ощутимые. Важно, чтобы примеру Николая Николаевича Кошкина последова­ ли все ветераны флота, все, кому есть что сказать и передать молодежи. А таких на флоте, уважае­ мых, умелых, — много. Е. ЧУЛКОВА. • Всего год работает в трало­ вом флоте матрос первого клас­ са Алексей Васильевич Петров. Но за это время он стал непло­ хим специалистом, хорошо освоил работу на филейной ма­ шине. Имя моряка — на судо­ вой Доске почета. Он борется за звание ударника коммунисти­ ческого труда. На снимке: А. В. Петров. Фото Б. Щукина, •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz