Рыбный Мурман. 1976 г. Июнь.
Преемственность поколений Г (Из опыта э кипажа ППР „ Па в ло в о " ) Н а с т а в н и ч е с т в о — конкретная и весьма действенная форма сотрудничества и преем ственности поколений, решающее звено в воспитательной работе с молодыми рабочими, в ро ете их профессионального мастерства, в привитии им любви к труду и высоких моральных качеств. Наставничество на промыслово-производственном рефрижераторе «Павлово» существует давно: ста рые, опытные моряки всегда имели учеников, кото рым передавали своіі производственный опыт, но в работе с молодыми моряками ориентировались в ос новном только на рост профессионального мастерст ва подшефного. У наставников сегодняшнего дня за дачи несколько иные. Индивидуальное закрепление ветеранов труда, опытных и авторитетных моряков за теми, кто де лает первые шаги к профессии рыбака, помогает но вичку войти в коллектив, ускорить не только его профессиональное, но и общественно-политическое становление. При этом наставник учит не только словами, но и делами, собственным примером. Каждый рейс на корабль приходит отряд моло дых людей, которым следует помочь влиться в кол лектив. Обычно на партийном собран іи тщательно обсуждаются списки наставников. Это в основном коммунисты, имеющие богатый производственный опыт, идейно зрелые, склонные к педагогической ра боте. Например, матрос Е. М. Птицыв, старший мастер добычи Г. А. Пузанов, начальник радиостан ции А. М. Дубровнн. тралмейстер И, А. Павлов и други е. Н АД КЕМ БЕРЕТСЯ шефство? Прежде всего это моряки, впервые выходящие в рейс во обще или на судах типа ППР.нмеющие стаж работы в траловом флоте менее одного года. Осо бую группу подшефных составляют моряки, систе матически не выполняющие производственных зада ний, склонные к нарушениям норм и принципов коммунистической морали. Еще в мае 1975 года партийное бюро судна реко мендовало кандидатуры, а позже судовоіі комитет профсоюза утвердил совет наставников. В него во шли: секретарь партбюро В. Д. Володин, секретарь комсомольского бюро В. Д. Огоньков, председатель судового комитета П. И. Куликовский, капнтан-дн- ректор В. Ф. Акиншин и его первый помощник, ав тор этой статьи. Руководить советом было доверено коммунисту матросу Е. М. Птицыну. Совет наставников работает по заранее составлен ному перспективному плану, согласно которому еже месячно проводятся проверки выполнения догово ров, обобщается работа с молодежью. Собственно, он организует и направляет всю деятельность на ставников, учитывает недостатки, намечает меры к улучшению работы, дает сведения о ходе наставни чества судовому комитету для учета их при подве дении итогов социалистического соревнования. По примеру ленинградцев введено в практику за ключение трехсторонних договоров: «Шеф — под шефный — администрация судна». Молодые моряки принимают личные обязательства, в которых пунк ты совершенно конкретны. Примерно это выглядит так: — Я, молодой рабочий Иванов, обязуюсь добро совестно осваивать свою специальность матроса-ры- бообработчика, овладевать передовыми приемами труда, повышать технические знаиня. К концу рей са сдать на разряд второго класса. Повышать свой общеобразовательный уровень в заочной школе мо ряков, а профессиональный — в школе коммунисти ческого труда. Не иметь нарушений трудовой и об щественной дисциплины, бороться за звание удар ника коммунистического труда. Активно участво вать в общественной жизни судна, сдать нормы ГТО. — Я, шеф-наставник Петров, обязуюсь переда вать своп производственный опыт с целью быстрей шего освоения подшефным своей специальности. До биться, чтобы к истечению срока договора он довел норму выработки до 140 процентов, подготовить его к сдаче на разряд матроса второго класса. Осущест влять постоянный контроль за повышением подшеф ным общеобразовательных знаний, привлекать его и творческой, рационализаторской работе. Знать круг интересов, семейные отношения, быт. Личным при мером ц советом прививать молодому рыбаку лю бовь к своей профессии, морю, уважение н коллек тиву. — Администрация ППР «Заполярный» в лице... обязуется создать необходимые условия молодому рабочему для повышения им производственных на выков, политических, технических и общеобразова тельных знаний. Может сложиться впечатление о несколько гро моздком организационном оформлении. Но именно оно дает возможность хорошего учета. А отсутствие учета чревато многими нежелательными последст виями, вплоть до безответственного отношения к важнейшему делу. Скажем, для коммуниста быть наставником — важное партийное поручение, за выполнение кото рого он отчитывается на партийных собраниях и за седаниях бюро. Не будь этих договоров, как проконт ролировать ход работы? Естественно, может возникнуть какая-то другая форма организации учета наставшгчества. И если она окажется более рациональной, любая партийная организация возьмет ее на вооружение. К АК ПРАВИЛО, шеф-наставник работает на одном рабочем месте с подшефным, имея воз можность постоянно контролировать работу, подопечного, поправлять его, передавать свой опыт. Вместе они и во время досуга, учебы. Например, матрос коммунист А. В. Терентьев учится на заоч ном отделении техникума, а его подшефный Григо рий Федоров — в заочноіі школе моряков. Здесь и пример и контроль. Конечно, бывают исключения из правил, когда наставником может быть командир. Особенно в ме ханико-судовой службе. II не только коммунист, но и беспартийный, хорошо зарекомендовавший себя член экипажа. В настоящее время на корабле сложилась система руководства наставничеством, произошло разделе ние обязанностей. Партийное бюро руководит всей деятельностью наставников. Судовой комитет ут верждает наставников, закрепляет их за молодыми моряками, следит за своевременностью заключения трехсторонних договоров. Комсомольское бюро конт ролирует учебу подшефных в заочиоіі школе моря ков, организует досуг, привлекает к активному уча стию в общественной жизни. В последнем рейсе по рекомендации комитета комсомола флота проведено совместное собрание шефов-наставннков с молодыми моряками по обсуждению и принятию социалистиче ских обязательств по достойной встрече XXV съез да КПСС. П ЛОДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА можно видеть на следующих примерах. Григорий Федоров, впервые выйдя в рейс, был аттестован на матроса второго класса, за два рейса закончил де вятый и десятый классы заочной школы моряков, награжден Почетной грамотой комитета ВЛКСМ. Владимир Рыбшщев уже аттестован па матроса пер вого класса, подготовился к поступлению в техни кум, также награжден Почетной грамотой комитета ВЛКСМ. Радиооператора Александра Куренкнна его наставник, начальник радиостанции А. М. Дубро вин подготовил для самостоятельного несения ра диовахт, успешно обучает работе на узкополосной радиоаппаратуре. В последнем рейсе не было ни од ного нарушения дисциплины во время пребывания • иностранном порту, нет их и во время стоянки. Все, молодые моряки борются за звание ударников ком мунистического труда. Но это не значит, что в работе по организации на ставничества на нашем судне нет недостатков. II на них нам указал партийный комитет флота, слушав ший наш отчет. Так, партийной организации указано на недоста точное привлечение к наставничеству комсомольской организации, неполный охват всей молодежи, нуж дающейся в шефстве. Среди наставников мало лиц из числа командного состава, судовых специалистов. Слабо поставлена информация по наставничеству. Все это очень существенно и будет в дальнейшей работе учтено партийной организацией ППІ? <<Дзд- лово», ибо в выполнении больших задач, поставлен-’ ных перед рыбаками XXV съездом КПСС на деся тую пятилетку, существенную роль должно сыграть наставничество. Г. АЛЕКСЕЕВ, первый помощник капитана ППР «Павлово». И С Т О К И М А С Т Е Р С Т В А С ТАРШИН МАСТЕР по добыче рыбы комму нист Николай Николаевич Кошкин решил, уходя в рейс на БМРТ «Нокуев», взять шеф ство над шестью молодыми моряками-добытчика- ми по профессиональному, нравственному и духов ному воспитанию, довести их специальные знания и навыки в течение рейса до уровня матросов первого класса. Партийный комитет ордена Октябрьской Револю ции тралового флота одобрил инициативу наставни ка молодежи и предложил администрации, базовому комитету профсоюза, судовым партийным организа циям распространять опыт коллективного наставни чества во всех производственных звеньях. Н. И. Кошкин — ветеран флота, кавалер орденов Ленина и Октябрьской Революции, медали «За доб лестный груд. В ознаменование 100-летня со дня рождения В. И. Ленина», награжден грамотами Верховного Совета РСФСР, ВЦСПС. Недавно за активную работу с молодежью награжден грамотой ЦК ВЛКСМ. Ударник коммунистического труда. Желание учить молодежь, передавать ей богатый профессиональный и жизненный опыт пришло к Ни колаю Николаевичу не случайно. Бывший гонга Краснознаменного Северного фло та семнадцагилетннм юношей пришел в рыболовный флот. Первым, кому хотелось подражать, быть по хожим во всем, был капитан Г. С. Попов. Выходец и ; крестьянской семьи, он был необыкновенно вос питан, корректен. Строг с молодежью, но и трога тельно заботлив. Проверит — спишь ли после вах ты? На сон всего несколько часов отпущено в разгар промысла. Организм молодой — может и не выдер жать. А, бывало, придут в порт, Георгий Сергеевич вместе с ними — в кассу. Деньги получили, сто руб лен в руки, а остальные — на книжку. Это, чтобы к спиртному не привыкали. Слушались его, автори тетом был и примером. Это только детали, которые ссели в памяти. А так все было глубже, и след от общения с человеком добрым, умным, по-отцовскн заботливым, незримый след остался на всю жизнь. С благодарностью вспоминает Н. И. Кошкин ка питанов И. А. Карпенко, П. К. Соколова и всех тех, кто отдал молодому моряку частичку души своей, помог, научил. К работе с сетями приучили тралмейстеры А. Я. и А. И. Поповы. Порой грубовато, по-рабочему, да и время тогда было нелегкое. Довел до дела, вывел в мастера тралмейстер Б. П. Колпаков. Отсюда идут истоки мастерства. Т ЕПЕРЬ УЖЕ УСПЕШНО работают на судах флота ученики Николая Николаевича. Вот, например, Вася Сычев. Три—четыре рейса, и уже мастер добычи. Заместителем начальника промрайона главка «Сенрыба» ходит сейчас А. Ф. Постников. Первые шаги в освоении профессий он делал рядом с И. Н. Кошкиным. БМРТ «Нокуев» ушел на промысел. Николай Николаевич подбирает себе подшефных. Привить им любовь к рыбацкому делу, передать из рук в ру ки свое годами накопленное мастерство добытчика, чувство гражданственности, ответственности за свое дело, за судьбу коллектива — таков замысел на ставника Н. Н. Кошкина. Нет слов, почин благородный. Его развитие на флоте принесет плоды ощутимые. Важно, чтобы примеру Николая Николаевича Кошкина последова ли все ветераны флота, все, кому есть что сказать и передать молодежи. А таких на флоте, уважае мых, умелых, — много. Е. ЧУЛКОВА. • Всего год работает в трало вом флоте матрос первого клас са Алексей Васильевич Петров. Но за это время он стал непло хим специалистом, хорошо освоил работу на филейной ма шине. Имя моряка — на судо вой Доске почета. Он борется за звание ударника коммунисти ческого труда. На снимке: А. В. Петров. Фото Б. Щукина, •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz