Рыбный Мурман. 1976 г. Июнь.

• Н л с т а в л я т е с т Б О - л е л е я я е в р е м е н : ж ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІИ И ІІІІІІМ ІІІІІІІИ ІІІІІІІІІІШ И ІІІІІІІІІІІІІІІІМ ІІІІІІІИ ІШ ІІШ ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІП ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІШ ІІІІІІІІІІІІІІ о т у ч е н и к а по н а с т а в н и к а М ЕНЯ СЧИТАЮТ ВЕТЕРАНОМ, но мне чуть больше двадцати и в Мурманском ордена Ок­ тябрьской Революции траловом флоте я рабо­ таю всего год. Правда, весь этот год проходил в море на РТ-230. На флот я пришел после увольнения в запас из Краснознаменного Северного флота, а до призыва был строителем и, конечно, об условиях рыбацкого труда знал очень мало, а правильнее будет сказать, вообще не знал ничего. Помню мою первую вахту на рыбном промысле. Новичков на РТ-230 было много, человек, навер­ ное, шесть. Судно поисковое, ходит с сокращен­ ным штатом, но требования на нем к матросам остаются те же самые, что и на обычном промысло­ вом судне, возможно, даже и выше. На поисковом судне «ловушки» должны работать, мне так кажет­ ся, еще лучше, чем на промысловом корабле. Нам в тралениях ошибаться нельзя, потому что мы даем координаты косяков рыбы и в какой-то степени ре­ комендации и гарантии на будущие уловы, вызывая в свой квадрат добытчиков. Так вот. Подготовили мы трал к спуску, звучит команда «За борт!», а мы топчемся, как котята, бегаем без толку, иных команд вообще понять не можем: рыбацкая терминология особенная. Одшга словом, и стыдно было, и смешно, и грешно. Я попал в вахту старшего матроса Николая Ива­ новича Дяченко. Сейчас он ходит где-то на другом корабле, но я его буду помнить долго. За то, что он приобщил меня к рыбацкой профессии. Свою трудовую деятельность я начинал бесклас- сным матросом. После подъема трала моим рабо­ чим местом становился рыбный ящик. Сначала это задевало мое самолюбие. Мне казалось, что я спо­ собен на большее, а меня заставляют заниматься подачей рыбы на стол. Нцколай Иванович, видя, что порученной работой я недоволен, в каждую свобод­ ную минуту напоминал мне, что все классные ма­ тросы в свое время прошли через рыбный ящик, прежде чем взять в руки иглицу или шкерочйый нож. Позднее я понял, что мой наставник был прав, что путь к рыбацкому мастерству долог и что не все его выдерживают. К работе я был приучен с малолетства, до армии выкладывал кирпичные до­ ма, а цемент и камень никогда пухом не считались. Но рыбацкий труд специфичен, и одной силы здесь мало, без знаннй нельзя сделать даже самую про­ стую привязку. Я стал внимательнее приглядываться к работе матросов и особенно к рукам Николая Ивановича Дяченко, а они у него золотые. На нашем поиско­ вике рыбы бывает не меньше, чем на промысло­ вом судне, а штат сокращен, и всегда приходится работать с высоким темпом. З а тот год, что про­ работал на РТ-230, я так н не увидел ни одного нытика. Возможно, потому, что в море ходят люди сильные духом и работящие, я привязался душой к океану, рыбе. Сейчас уже даже выработался ры­ бацкий азарт. Если рыбы нет — настроение плохое, подняли большой улов — настроение поднимается, руки чешутся. Сумел, значит, незаметно опытный матрос Дяченко привить мне любовь к нашему не­ легкому, но почетному труду. Уже после первого рейса я сдал экзамен на матроса второго класса. Во второй рейс я уходил на вахте старшины Анатолия Акускова. Я не знаю, какой он человек на берегу, но в море он мне нравился. Поставил он меня рубщиком к рыбоделу, сам придвинулся поближе, а шкерит он ловко н быстро и начал, как говорят моряки, «заводить» меня. Ну, думаю, ерун­ да, не запарите вы меня, ребята, а получилось на­ оборот. Дали они мне дрозда в первые дни. Двух шкерщиков с трудом обеспечивал обезглавленной рыбой. Сначала мне казалось, что старшина специ­ ально так делает, а потом догадался, что он хотел научить меня работать в высоком и постоянном ритме. Грош цена тому матросу, который языком молотить очень горазд, а руками шевелит плохо. Видел я их. Встанут к рыбоделу, начнут шкернть так, что дым от ножа идет, а через пяток минут темп сбросят в ковыряются в рыбе, будто хотят там что-то найти. Таких на судах не любят, зато уважают тех, кто умеет всю вахту трудиться каче­ ственно, в одном ритме, пусть даже он шкерит по 11—12 рыбин в минуту. В рейсе Анатолий Акусков заболел, его при­ шлось пересадить на траулер, идущий в порт, и ко­ гда встал вопрос, кто заменит старшину, почему-то предложили эго сделать мне. В рейсе я сдал на матроса первого класса я возглавил вахту. Прямой боязни у меня не было, я почему-то знал, что справ­ люсь с делом, но вся загвоздка была в том, что я должен работать с людьми, брать под опеку нович­ ков, как бы сам становиться для них наставником, а у меня у самого рыбацкий стаж недолог. При­ шлось мысленно возвращаться назад, вспоминать своих первых учителей. Вспоминать пришлось с бла­ годарностью. В последнем рейсе на моей вахте было двое но- внчкеи. Это Казаков и Борисенко. Оба Володи. В первую очередь поговорил с ними, выяснил, что они намерены сделать не рейс-два, а поработать основательно. Борисенко, так тот вообще заявил: «А на кой ляд я вообще тогда сюда ехал, чтобы после первого же рейса дать деру!». Такое заявле-. ние новичка не только мне понравилось, но и всей команде.' С первых же дней трудились ребята хо­ рошо, Борисенко даже решено было попробовать на рубке. Но не то растерялся он, не то проявил невнимательность, но порезал руку. Так что при­ дется ему еще одни рейс поработать бесклассным матросом. Я сказал об этом неспроста. Часто при­ ходится слышать и в отделе кадров, и на судах, как утешают новичков, говорят им, дескать, сдела­ ешь один рейс бесклассным матросом, а в следую­ щий рейс пойдешь по второму классу. Не всегда так бывает. Второй класс еще заслужить надо. Х ОРОШИИ НА НАШЕМ ТРАУЛЕРЕ КОЛ ЛЕКТИВ. Сменяемость у нас не так уж боль­ шая, хоть пароход работает в поисковом ва­ рианте и за рыбу мы получаем наполовину мень­ ше, чем на промысловом судне. Зато работа наша интересная, а главное, очень нужная. Мы избав­ ляем капитанов и вообще команды добывающих судов от лишних затрат драгоценного промыслового времени на поиск косяков рыбы. Не знаю, насколь­ ко у нас это хорошо получается, но жалоб на не­ верную информацию нам промысловики не выска­ зывали ни разу. Значит, все идет нормально. М. СЕМАКИН, матрос РТ-230 «Зеленодольск». ІІА СНИМКЕ (слева направо): автор письма М. СЕМАКИН и его ученик В. БОРИСЕНКО. Фото Б. Щукина. Пороги напуті живой рыбі П ! І ОЛТОРД ГОДА НАЗАД я уже рассказывал на страницах местных газет о проблемах реализации живой морской рыбы в Мурман­ ске. И вот опять приходится к ним возвращаться. В 1972 году судоремонтники переоборудовали для транспортировки в Мурманск живой рыбы средний рыболовный траулер «Хатанга». Это судно внесло определенную лепту в дело более полного удовлетворения спроса населения на морепродукты. Однако торгующие организации потрудились не в полную силу, подошли к этому делу несерьезно, в результате чего мы не можем сеюдня сиять с «Хатанги» тонну рыбы сразу. Не можем, потому что, кроме нашего фирменного магазина «Нептун», никто распродажей живой рыбы не занимается. Простои «Хатанги» в порту, как правило, состав­ ляют два-три дня. Помнится, в первое время рас­ продажей живой морской рыбы занимались мага­ зины «Утро» и «Луч». Сейчас же они от этого де­ ла стоят в стороне. В «Луче» на сегодняшний день нет бассейна, а в «Утре», образно говоря, в аква­ риуме предпочитают любоваться белизной кафеля. Поэтому на строительстве аквариума в магазине «Океан» работы ведутся форсированными темпами. Спрос на живую рыбу есть. В частности, нас не­ однократно просили доставлять ее в Североморск и Колу. Но хочется сказать в адрес областного управления торговли: товарищи, постройте аквариу­ мы. Для этого не нужно «изобретать велосипед»: в главке «Севрыба» имеется вся нужная докумен­ тация. На СРЗ-2 заканчивается переоборудование еще одного СРТ для доставки в порт живой морской рыбы. Это хорошее и нужное мероприятие, но уже еегодня есть опасения, что ввод в эксплуатацию этого судна будет преждевременным: нет подго­ товленной базы для сбыта продукции. Одно время у нас практиковалась отправка жи­ вой морской рыбы в столицу. Но я здесь оказа­ лись свои «но». Заключались они в прямом несо­ ответствии вагонов-резервуаров для перевозки жи­ вой морской рыбы. Эти вагоны хороши для рыбы озерной и речной. Построены они были еще в 30-х годах и как раз для этой цели. И здесь все пра­ вильно. Озерная в речная рыба менее прихотлива, она может путешествовать и в мутной воде. Мор­ ская рыба любит чистую воду, и для нее имею­ щиеся сейчас вагоны не подходят. Кстати, вопрос о реконструкции их поставлен давно, не ясно толь­ ко, как он решается. Приближается лето. В город станет поступать пресноводная живая рыба, и, вероятно, спрос на живую морскую рыбу упадет наполовину. По край­ ней мере, так думают многие. Мы же в <Севрыб- сбыте» не испытывали бы опасения, если бы в раз­ ных точках города, в наиболее крупных магазинах имелись аквариумы. В одних торговых точках мы могли бы продавать живую морскую рыбу, в дру­ гих — озерную и речную, а потом менять места ил распродажи. Но в этом году, по всей вероятности, такая тактика не потребуется: магазины остаются неприспособленными, а город большой, и вряд ли покупатель захочет ехать в «Нептун» или в ^Оке­ ан» из Нагорного или Росты за одной-двумя ры­ бинами. Помочь ему получить к обеду или ужину живую рыбу может только обласікое управление торговли. Для доставки живой рыбы в торговую сеть мы имеем две автомашины. Они хорошо оборудованы и обе в эксплуатации. Нет- у нас к ним только за­ пасных частей. Здесь нужна прямая договоренность с «Сельхозтехникой» или какой-нибудь другой ор­ ганизацией о снабжении наших машин запасными частями, чюбы не получалось такого, как год на­ зад, когда у одной из машин вышел из сіроя дви­ гатель, который мы искали «днем с огнем». И последнее, о чем хочется сказать, — о полном отсутствии каких-либо средств механизации в пе­ регрузке живой рыбы с судна в машину или вагон. Об этом нужно подумать буквально всем, не дожи­ даясь, пока документация и разработки придут са­ мотеком. Вот, пожалуй, и все, что хотелось рассказать об организации снабжения города живой морской рьь бой. Разговор' шел в основном о недостатках. Это неспроста. Хвалиться нам пока нечем, но причины названы объективные. Только общими усилиями специалистов главного управления «Севрыба», об­ ластного управления торговли, рыбного порта и других заинтересованных организаций можно ре­ шить проблему реализации живой рыбы. И сделать это нужно быстрее. М. КИДАЛЮК, начальник отдела доставки рыботоваров управления «Севрыбсбыт».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz