Рыбный Мурман. 1976 г. Июнь.
• Н л с т а в л я т е с т Б О - л е л е я я е в р е м е н : ж ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІИ И ІІІІІІМ ІІІІІІІИ ІІІІІІІІІІШ И ІІІІІІІІІІІІІІІІМ ІІІІІІІИ ІШ ІІШ ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІП ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІШ ІІІІІІІІІІІІІІ о т у ч е н и к а по н а с т а в н и к а М ЕНЯ СЧИТАЮТ ВЕТЕРАНОМ, но мне чуть больше двадцати и в Мурманском ордена Ок тябрьской Революции траловом флоте я рабо таю всего год. Правда, весь этот год проходил в море на РТ-230. На флот я пришел после увольнения в запас из Краснознаменного Северного флота, а до призыва был строителем и, конечно, об условиях рыбацкого труда знал очень мало, а правильнее будет сказать, вообще не знал ничего. Помню мою первую вахту на рыбном промысле. Новичков на РТ-230 было много, человек, навер ное, шесть. Судно поисковое, ходит с сокращен ным штатом, но требования на нем к матросам остаются те же самые, что и на обычном промысло вом судне, возможно, даже и выше. На поисковом судне «ловушки» должны работать, мне так кажет ся, еще лучше, чем на промысловом корабле. Нам в тралениях ошибаться нельзя, потому что мы даем координаты косяков рыбы и в какой-то степени ре комендации и гарантии на будущие уловы, вызывая в свой квадрат добытчиков. Так вот. Подготовили мы трал к спуску, звучит команда «За борт!», а мы топчемся, как котята, бегаем без толку, иных команд вообще понять не можем: рыбацкая терминология особенная. Одшга словом, и стыдно было, и смешно, и грешно. Я попал в вахту старшего матроса Николая Ива новича Дяченко. Сейчас он ходит где-то на другом корабле, но я его буду помнить долго. За то, что он приобщил меня к рыбацкой профессии. Свою трудовую деятельность я начинал бесклас- сным матросом. После подъема трала моим рабо чим местом становился рыбный ящик. Сначала это задевало мое самолюбие. Мне казалось, что я спо собен на большее, а меня заставляют заниматься подачей рыбы на стол. Нцколай Иванович, видя, что порученной работой я недоволен, в каждую свобод ную минуту напоминал мне, что все классные ма тросы в свое время прошли через рыбный ящик, прежде чем взять в руки иглицу или шкерочйый нож. Позднее я понял, что мой наставник был прав, что путь к рыбацкому мастерству долог и что не все его выдерживают. К работе я был приучен с малолетства, до армии выкладывал кирпичные до ма, а цемент и камень никогда пухом не считались. Но рыбацкий труд специфичен, и одной силы здесь мало, без знаннй нельзя сделать даже самую про стую привязку. Я стал внимательнее приглядываться к работе матросов и особенно к рукам Николая Ивановича Дяченко, а они у него золотые. На нашем поиско вике рыбы бывает не меньше, чем на промысло вом судне, а штат сокращен, и всегда приходится работать с высоким темпом. З а тот год, что про работал на РТ-230, я так н не увидел ни одного нытика. Возможно, потому, что в море ходят люди сильные духом и работящие, я привязался душой к океану, рыбе. Сейчас уже даже выработался ры бацкий азарт. Если рыбы нет — настроение плохое, подняли большой улов — настроение поднимается, руки чешутся. Сумел, значит, незаметно опытный матрос Дяченко привить мне любовь к нашему не легкому, но почетному труду. Уже после первого рейса я сдал экзамен на матроса второго класса. Во второй рейс я уходил на вахте старшины Анатолия Акускова. Я не знаю, какой он человек на берегу, но в море он мне нравился. Поставил он меня рубщиком к рыбоделу, сам придвинулся поближе, а шкерит он ловко н быстро и начал, как говорят моряки, «заводить» меня. Ну, думаю, ерун да, не запарите вы меня, ребята, а получилось на оборот. Дали они мне дрозда в первые дни. Двух шкерщиков с трудом обеспечивал обезглавленной рыбой. Сначала мне казалось, что старшина специ ально так делает, а потом догадался, что он хотел научить меня работать в высоком и постоянном ритме. Грош цена тому матросу, который языком молотить очень горазд, а руками шевелит плохо. Видел я их. Встанут к рыбоделу, начнут шкернть так, что дым от ножа идет, а через пяток минут темп сбросят в ковыряются в рыбе, будто хотят там что-то найти. Таких на судах не любят, зато уважают тех, кто умеет всю вахту трудиться каче ственно, в одном ритме, пусть даже он шкерит по 11—12 рыбин в минуту. В рейсе Анатолий Акусков заболел, его при шлось пересадить на траулер, идущий в порт, и ко гда встал вопрос, кто заменит старшину, почему-то предложили эго сделать мне. В рейсе я сдал на матроса первого класса я возглавил вахту. Прямой боязни у меня не было, я почему-то знал, что справ люсь с делом, но вся загвоздка была в том, что я должен работать с людьми, брать под опеку нович ков, как бы сам становиться для них наставником, а у меня у самого рыбацкий стаж недолог. При шлось мысленно возвращаться назад, вспоминать своих первых учителей. Вспоминать пришлось с бла годарностью. В последнем рейсе на моей вахте было двое но- внчкеи. Это Казаков и Борисенко. Оба Володи. В первую очередь поговорил с ними, выяснил, что они намерены сделать не рейс-два, а поработать основательно. Борисенко, так тот вообще заявил: «А на кой ляд я вообще тогда сюда ехал, чтобы после первого же рейса дать деру!». Такое заявле-. ние новичка не только мне понравилось, но и всей команде.' С первых же дней трудились ребята хо рошо, Борисенко даже решено было попробовать на рубке. Но не то растерялся он, не то проявил невнимательность, но порезал руку. Так что при дется ему еще одни рейс поработать бесклассным матросом. Я сказал об этом неспроста. Часто при ходится слышать и в отделе кадров, и на судах, как утешают новичков, говорят им, дескать, сдела ешь один рейс бесклассным матросом, а в следую щий рейс пойдешь по второму классу. Не всегда так бывает. Второй класс еще заслужить надо. Х ОРОШИИ НА НАШЕМ ТРАУЛЕРЕ КОЛ ЛЕКТИВ. Сменяемость у нас не так уж боль шая, хоть пароход работает в поисковом ва рианте и за рыбу мы получаем наполовину мень ше, чем на промысловом судне. Зато работа наша интересная, а главное, очень нужная. Мы избав ляем капитанов и вообще команды добывающих судов от лишних затрат драгоценного промыслового времени на поиск косяков рыбы. Не знаю, насколь ко у нас это хорошо получается, но жалоб на не верную информацию нам промысловики не выска зывали ни разу. Значит, все идет нормально. М. СЕМАКИН, матрос РТ-230 «Зеленодольск». ІІА СНИМКЕ (слева направо): автор письма М. СЕМАКИН и его ученик В. БОРИСЕНКО. Фото Б. Щукина. Пороги напуті живой рыбі П ! І ОЛТОРД ГОДА НАЗАД я уже рассказывал на страницах местных газет о проблемах реализации живой морской рыбы в Мурман ске. И вот опять приходится к ним возвращаться. В 1972 году судоремонтники переоборудовали для транспортировки в Мурманск живой рыбы средний рыболовный траулер «Хатанга». Это судно внесло определенную лепту в дело более полного удовлетворения спроса населения на морепродукты. Однако торгующие организации потрудились не в полную силу, подошли к этому делу несерьезно, в результате чего мы не можем сеюдня сиять с «Хатанги» тонну рыбы сразу. Не можем, потому что, кроме нашего фирменного магазина «Нептун», никто распродажей живой рыбы не занимается. Простои «Хатанги» в порту, как правило, состав ляют два-три дня. Помнится, в первое время рас продажей живой морской рыбы занимались мага зины «Утро» и «Луч». Сейчас же они от этого де ла стоят в стороне. В «Луче» на сегодняшний день нет бассейна, а в «Утре», образно говоря, в аква риуме предпочитают любоваться белизной кафеля. Поэтому на строительстве аквариума в магазине «Океан» работы ведутся форсированными темпами. Спрос на живую рыбу есть. В частности, нас не однократно просили доставлять ее в Североморск и Колу. Но хочется сказать в адрес областного управления торговли: товарищи, постройте аквариу мы. Для этого не нужно «изобретать велосипед»: в главке «Севрыба» имеется вся нужная докумен тация. На СРЗ-2 заканчивается переоборудование еще одного СРТ для доставки в порт живой морской рыбы. Это хорошее и нужное мероприятие, но уже еегодня есть опасения, что ввод в эксплуатацию этого судна будет преждевременным: нет подго товленной базы для сбыта продукции. Одно время у нас практиковалась отправка жи вой морской рыбы в столицу. Но я здесь оказа лись свои «но». Заключались они в прямом несо ответствии вагонов-резервуаров для перевозки жи вой морской рыбы. Эти вагоны хороши для рыбы озерной и речной. Построены они были еще в 30-х годах и как раз для этой цели. И здесь все пра вильно. Озерная в речная рыба менее прихотлива, она может путешествовать и в мутной воде. Мор ская рыба любит чистую воду, и для нее имею щиеся сейчас вагоны не подходят. Кстати, вопрос о реконструкции их поставлен давно, не ясно толь ко, как он решается. Приближается лето. В город станет поступать пресноводная живая рыба, и, вероятно, спрос на живую морскую рыбу упадет наполовину. По край ней мере, так думают многие. Мы же в <Севрыб- сбыте» не испытывали бы опасения, если бы в раз ных точках города, в наиболее крупных магазинах имелись аквариумы. В одних торговых точках мы могли бы продавать живую морскую рыбу, в дру гих — озерную и речную, а потом менять места ил распродажи. Но в этом году, по всей вероятности, такая тактика не потребуется: магазины остаются неприспособленными, а город большой, и вряд ли покупатель захочет ехать в «Нептун» или в ^Оке ан» из Нагорного или Росты за одной-двумя ры бинами. Помочь ему получить к обеду или ужину живую рыбу может только обласікое управление торговли. Для доставки живой рыбы в торговую сеть мы имеем две автомашины. Они хорошо оборудованы и обе в эксплуатации. Нет- у нас к ним только за пасных частей. Здесь нужна прямая договоренность с «Сельхозтехникой» или какой-нибудь другой ор ганизацией о снабжении наших машин запасными частями, чюбы не получалось такого, как год на зад, когда у одной из машин вышел из сіроя дви гатель, который мы искали «днем с огнем». И последнее, о чем хочется сказать, — о полном отсутствии каких-либо средств механизации в пе регрузке живой рыбы с судна в машину или вагон. Об этом нужно подумать буквально всем, не дожи даясь, пока документация и разработки придут са мотеком. Вот, пожалуй, и все, что хотелось рассказать об организации снабжения города живой морской рьь бой. Разговор' шел в основном о недостатках. Это неспроста. Хвалиться нам пока нечем, но причины названы объективные. Только общими усилиями специалистов главного управления «Севрыба», об ластного управления торговли, рыбного порта и других заинтересованных организаций можно ре шить проблему реализации живой рыбы. И сделать это нужно быстрее. М. КИДАЛЮК, начальник отдела доставки рыботоваров управления «Севрыбсбыт».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz