Рыбный Мурман. 1976 г. Июль.
С е г о д н я — Д е н ь р а б от в в к о в морского ж речного флота Н О Г О Р А З Я Б Ы В А Л н а д и з е л ь -э л е к т р о х о д е « О б ь » , в с т р е ч а л е го у х м у р ы х п р и ч а л о в Д и к со н а и здесь, в М у р м а н с к е , п о с л е в о з в р а щ е н и я п р о с л а в л е н н о го с у д н а из а н т а р к т и ч е с к и х р е й с о в . И в о т — н о в а я в с т р е ч а . Т а к ж е с т р о г и в е ж л и в в а х т е н н ы й у т р а п а , с а л о н п о -п р е ж н е м у н а п о м и н а е т м у з е й — ч у ч е л а п и н г в и н о в , а в с т р а л и й с к и е б у м е р а н г и , возле к а ю т ы к а п и т а н а т а ж е в е ш а л к а и з з уб о в к а ш а л о т а — п о д а р о к к и т о б о е в ф л о т и л и и « С л а в а » . И в с е -т а к и ч т о - т о и з м е н и л о с ь . Т а к б ы в а е т ' п р и в с т р е ч е со с т а р ы м д р у г о м , с к о то р ы м , д а в н о н е в и д е л с я : те ж е ч е р т ы , т а ж е у л ы б к а , п о н а л и ц е с е т к а м о р щ и н , в в о л о с а х с е р е б р я н ы е п р я д и . А к о р а б л и , к а к и л ю д и , с т а р е ю т . Э ТО БЫЛО В КОНЦЕ ДЕКАБРЯ 1958 ГО ДА. Весь мир облетело тревожное изве стие: в Антарктиде разбился бельгийский самолет. Четверо бельгийцев бесследно исчезли в белом безмолвии. Тогда из Мирного на поиски под нялся самолет «Оби» под командованием летчика Перова. Он пролетел над ледяным панцирем рас стояние, равное пути от Москвы до Красноярска. Это был всего лишь «Ли-2». И вот, наконец, у многих людей в Москве и Брюсселе' вырвался е зд о х облегчения: бельгийцы спасены. Подробно об этом мне рассказал второй пилот самолета «Ли-2» Владимир Васильевич Афонин, прибывший из Антарктиды в Мурманск на дизель- электроходе «Обь». ...Был сильный ветер. В эфире свирепствовали магнитные бури, каждую минуту казалось, что са молет покроется коркой льда. Несколько раз при ходилось делать посадку. И — снова в нуть. Упорство советских летчиков- увенчалось успе хом. Полярники были спасены. Все члены экипа жа удостоены советских и бельгийских орденов. Многое о том рейсе мне рассказал и один из первых капитанов «Оби» Александр Иосифович Дубинин Высокий, кряжистый, суровый па вид че ловек — именно такой, каким и представляют бы валых капитанов, он преображался, когда речь шла о его судне, его экипаже. Помню, обратил я внимание на портрет адмира ла Лазарева в курительном салоне. В правом ниж нем углу его было размашисто написано: «Коллек тиву дизель-электрохода «Обь» — основателю ан тарктической станции «Лазарев» — от первых зи мовщиков в день открытия станции 10 марта 19-59 года». — Трудно было, — рассказывал капитан, — Завершив выгрузку в Мирном, «Обь» начала оче редной рейс. Предстояло построить станцию в ме стах, где прежде никогда не ступала нога человека. Путь к месту строительства был нелегким. Карты, составленные в 1938 году, оказались неточными, пришлось корректировать их. Но вот и место выгрузки. 70 моряков и ученых облачились в робы. Скоро грузы на берегу были занесены снегом, который под воздействием ветра спрессовался. II все-таки за 20 дней построили 250 квадратных метров служебных и жилых поме щений. А когда «Обь» покидала шестой континент, моряки еще долго видели развевающийся на студе но?.! петру алый флаг нашей Родины. За время экспедиции 1959 года участники рейса <-0>н> нанесли на карту Антарктиды 17 новых на званий. Один из мысов назван Мурманским. Ураганный ветер в Антарктиде дует со скоро стью, которая значительно превышает 60 метров в секунду. И в такой ураган 23 смельчака под руко водством Б. М. Соколова вызвались завершить строительные работы на Земле Королевы Мод. Мо ряки успешно справились с этим очень трудным делом. Вот о чем рассказал мне в далеком 1959 году капитан Александр Иосифович Дубинин. # К АК-ТО В АРКТИКЕ в салоне-музее судна среди других экспонатов я увидел под стек лянным колпаком... живые розы. Подойдя поближе, разглядел, что цветы искусственные, с удивительным мастерством сделаны из шелка. На ходившийся тут же первый помощник капитана Виктор Алексеевич Ткачев рассказал, что это по дарок моряков японского ледокола «Сойя», помощь которому «Обь» оказывала не раз. Виктор Алексеевич Ткачев. Как сейчас вишу ;его. Невысок, плотен, даже немножко полноват, гово рит неторопливо, но так, что невольно заслуша ешься. А первому помощнику было что расска зать. Участник многих антарктических рейсов «Оби», кавалер четырех орденов, Почетный поляр ник и Почетный радист СССР, он еще в 1938 году работал начальником радиостанции в порту Игар ка, потом зимовал в бухте Омулевой. Ему посча стливилось нести радиовахту во время знаменитого перелета самолета Черевичного к полюсу недоступ ности. Знал он многих интересных людей, в том числе и капитана Мелехова, имя которого носит один из ледоколов Мурманского пароходства. А о чуткости его к людям говорит хотя бы та кой факт. Как-то к первому помощнику капитана обратился повар экспедиции Урасьев. — Помогите .получить квартиру, комната ма ленькая, а в семье нас много. Собрали справки, написали соответствующие за явления. Но шли месяцы, скоро и антарктический рейс начнется, а дело ни с места. Но вот вызвали представителей администрации «Оби» в Москву. Секретарь ЦК КПСС живо ин тересовался подготовкой к рейсу, делами моряков. В заключение он спросил: — Может быть, есть какие-либо личные, быто вые нужды? — Нет, все хорошо, всем обеспечены, только... — Ткачев замялся. — Что, «только»? И Виктор Алексеевич рассказал « волоките с предоставлением жилья повару. Через короткое время Урасьев получил кварти ру. А надо сказать, что семья Ткачевых в то вре мя состояла из четырех человек, не считая его са мого, и жила совсем в небольшой комнате. Но го ворить о себе он считал бестактным. Вот таким человеком был В. А. Ткачев. Он скон чался далеко от Родины, на Канарских островах, возвращаясь из очередного антарктического рейса. Нет сейчас среди моряков пароходства и капи танов «Оби» А. И. Дубинина, Н. М. Свиридова. Но память о них живет среди моряков прославлен ного судна, в их сердцах и делах. Н АС С ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТОМ БОРИ СОМ ЩУКИНЫМ встретил капитан «Оби» Сергей Иванович Волков. На его груди — алая, обрамленная вертикальными золотистыми по лосками орденская лента. Высшей государственной награды капитан удостоен за беспримерный трехме сячный дрейф «Оби» в суровых льдах Антарктики, А 4 Э т о произошло, когда «Обь» высадила зимовщи ков в район станции Ленинградской у южного гео магнитного полюса, где зарегистрированы самые низкие на земном шаре температуры. Стояли мо розы, дули сумасшедшие антарктические ветры. «Обь» оказалась закованной в тяжелые льды. И вокруг на сотни миль никого, лишь в двухстах е лишним милях у кромки льда курсировал мурман ский дизель-электроход «Наварин». «Оби» предстояла трудная зимовка, когда каж дый день грозит опасностью. Надо было строить аэродром, чтобы самолетом доставить на «Нава- ріін» людей, оставив на судне минимальное их чис ло. А лед то накрепко, как броней, сковывало моро зом, то появлялись в его толстой броне разводья, и вся работа шла насмарку. Но моряки не отступа ли. Второй, третий раз брались они за строитель ство. И, наконец, аэродром был сооружен, люди доставлены на борт «Наварина». Три долгих месяца дрейфовало судно, оторван ное от Большой земли. Но никто не пал духом. Экипаж выполнил свою задачу до конца. Освобо дившаяся из ледового плена «Обь» вернулась на Родину. Сергей Иванович не любит громких фраз, гово рит просто: — 5 января 1956 года «Обь» достигла берегов Антарктиды, положив начало советским антаркти ческим исследованиям. Я тогда был курсантом Ленинградского Высшего инженерного морского училища имени адмирала Макарова, Очень завидовал первопроходцам и уж никак не чаял, что со временем стану капитаном «Оби», — улыбается он. — У нас сегодня трудится немало ветеранов, — продолжает С. И. Волков, — да вот старший мото рист Г. Г. Рогов участвовал во всех антарктпче- ских экспедициях. ’ И сейчас трудится отлично, ударник коммунистического труда, передовик про изводства. В 16 рейсах в Антарктику участвовал и другой старший моторист Г. И. Миминашвили. За тот, трехмесячный дрейф он награжден орденом Октябрьской Революции. Пример в труде показы вает еще один ветеран, старший матрос С. И, Пет рович, Да и молодежь трудится старательно. Зна ют, на каком судне довелось работать, — в словах капитана я услышал ту же гордость за свое судно, что и в словах А. И. Дубинина 17 лет назад. Когда мы уже собирались уходить, в каюту ка питана вошел невысокий очень бодрый человек. — Знакомьтесь, — сказал Сергей Иванович, — это наш главный механик Владимир Александро вич Половков. На флоте с 1930 года. 46 лет в море, почти полвека! Случай, прямо скажем, редкий. А Владимиру Александровичу не дать и пятидесяти. И в работе, как рассказывает капитан, он никому не уступит. Отлично разбира ется в технике, строг и требователен по отношению к подчиненным. Машина у него работает как часы. Долгое время Половков плавал на Балтике, на теплоходе «Андрей Жданов» вместе с Иваном Ивановичем Афанасьевым, который в годы Вели кой Отечественной войны командовал теплоходом «Старый большевик». Судно, доставляя боеприпасы из Англии в Мурманск, подверглось нападению фашистских пиратов. Теплоход загорелся. Но му жественный экипаж отстоял его и привел в родной порт. Судно было награждено орденом Ленина, все моряки удостоены наград, а трое из них, в том числе и капитан, стали Героями Советского Союза. Тогда в адрес капитана пришла телеграмма Председателя Государственного Комитета Обороны. Я Е іід е л ее. На сером, ломком листе наклеены бу мажные ленты: «Благодарю членов экипажа ордена Ленина теп лохода «Старый большевик» и лично вас, товарищ Афанасьев, за заботу о Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. Иосиф Сталин». За 46 лет в жизни В. А. ІІоловкова было много интересного, встречались и трудности. А о том, как он работал, свидетельствуют ордена и медали. - ё л РЕЙСОВ В АНТАРКТИКУ СДЕЛАЛ ДИ-4 ^ І У ЗЕЛЬ-Э^ІЕКТРОХОД «ОБЬ». Сейчас он передал эстафету новому судну Арктическо го и Антарктического института — «Профессор Сомов». А «Оби» — новые пути, новые дороги. Когда мы вышли на палубу, краны поднимали на борт судна новенькие тракторы «Беларусь» и другие грузы. — Куда теперь? — спросил я у Сергея Ивано вича. — Через Атлантику, на Великие Американские озера, в порты США и Канады, а потом — в Арк тику, — ответил капитан. Экипаж дизель-электрохода отмечает сегодня не только День работников морского и речного флота, но и двадцатидвухлетие своего судна. Доброго пути те«е, «Обь»! С праздником вас, товарищи моряки! И. КОРОБОВ. НА СНИМКЕ (слева направо): ветераны «Оби» главный механик В. А. Половков, капктан С. Н. Волков, старший моторист F. Г. Рогов, второй ме ханик И. Н, Плющенко, старший моторист Г, И. Миминашвили, Фото Б. Щукина. Д о б р о г о пути, „ Обь " !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz