Рыбный Мурман. 1976 г. Июль.

С е г о д н я — Д е н ь р а б от в в к о в морского ж речного флота Н О Г О Р А З Я Б Ы В А Л н а д и з е л ь -э л е к т р о х о д е « О б ь » , в с т р е ч а л е го у х м у р ы х п р и ч а л о в Д и к ­ со н а и здесь, в М у р м а н с к е , п о с л е в о з в р а щ е н и я п р о с л а в л е н н о го с у д н а из а н т а р к т и ч е с к и х р е й с о в . И в о т — н о в а я в с т р е ч а . Т а к ж е с т р о г и в е ж л и в в а х т е н н ы й у т р а п а , с а ­ л о н п о -п р е ж н е м у н а п о м и н а е т м у з е й — ч у ч е л а п и н ­ г в и н о в , а в с т р а л и й с к и е б у м е р а н г и , возле к а ю т ы к а ­ п и т а н а т а ж е в е ш а л к а и з з уб о в к а ш а л о т а — п о д а ­ р о к к и т о б о е в ф л о т и л и и « С л а в а » . И в с е -т а к и ч т о - т о и з м е н и л о с ь . Т а к б ы в а е т ' п р и в с т р е ч е со с т а р ы м д р у г о м , с к о ­ то р ы м , д а в н о н е в и д е л с я : те ж е ч е р т ы , т а ж е у л ы б ­ к а , п о н а л и ц е с е т к а м о р щ и н , в в о л о с а х с е р е б р я ­ н ы е п р я д и . А к о р а б л и , к а к и л ю д и , с т а р е ю т . Э ТО БЫЛО В КОНЦЕ ДЕКАБРЯ 1958 ГО­ ДА. Весь мир облетело тревожное изве­ стие: в Антарктиде разбился бельгийский самолет. Четверо бельгийцев бесследно исчезли в белом безмолвии. Тогда из Мирного на поиски под­ нялся самолет «Оби» под командованием летчика Перова. Он пролетел над ледяным панцирем рас­ стояние, равное пути от Москвы до Красноярска. Это был всего лишь «Ли-2». И вот, наконец, у многих людей в Москве и Брюсселе' вырвался е зд о х облегчения: бельгийцы спасены. Подробно об этом мне рассказал второй пилот самолета «Ли-2» Владимир Васильевич Афонин, прибывший из Антарктиды в Мурманск на дизель- электроходе «Обь». ...Был сильный ветер. В эфире свирепствовали магнитные бури, каждую минуту казалось, что са­ молет покроется коркой льда. Несколько раз при­ ходилось делать посадку. И — снова в нуть. Упорство советских летчиков- увенчалось успе­ хом. Полярники были спасены. Все члены экипа­ жа удостоены советских и бельгийских орденов. Многое о том рейсе мне рассказал и один из первых капитанов «Оби» Александр Иосифович Дубинин Высокий, кряжистый, суровый па вид че­ ловек — именно такой, каким и представляют бы­ валых капитанов, он преображался, когда речь шла о его судне, его экипаже. Помню, обратил я внимание на портрет адмира­ ла Лазарева в курительном салоне. В правом ниж­ нем углу его было размашисто написано: «Коллек­ тиву дизель-электрохода «Обь» — основателю ан­ тарктической станции «Лазарев» — от первых зи­ мовщиков в день открытия станции 10 марта 19-59 года». — Трудно было, — рассказывал капитан, — Завершив выгрузку в Мирном, «Обь» начала оче­ редной рейс. Предстояло построить станцию в ме­ стах, где прежде никогда не ступала нога человека. Путь к месту строительства был нелегким. Карты, составленные в 1938 году, оказались неточными, пришлось корректировать их. Но вот и место выгрузки. 70 моряков и ученых облачились в робы. Скоро грузы на берегу были занесены снегом, который под воздействием ветра спрессовался. II все-таки за 20 дней построили 250 квадратных метров служебных и жилых поме­ щений. А когда «Обь» покидала шестой континент, моряки еще долго видели развевающийся на студе­ но?.! петру алый флаг нашей Родины. За время экспедиции 1959 года участники рейса <-0>н> нанесли на карту Антарктиды 17 новых на­ званий. Один из мысов назван Мурманским. Ураганный ветер в Антарктиде дует со скоро­ стью, которая значительно превышает 60 метров в секунду. И в такой ураган 23 смельчака под руко­ водством Б. М. Соколова вызвались завершить строительные работы на Земле Королевы Мод. Мо­ ряки успешно справились с этим очень трудным делом. Вот о чем рассказал мне в далеком 1959 году капитан Александр Иосифович Дубинин. # К АК-ТО В АРКТИКЕ в салоне-музее судна среди других экспонатов я увидел под стек­ лянным колпаком... живые розы. Подойдя поближе, разглядел, что цветы искусственные, с удивительным мастерством сделаны из шелка. На­ ходившийся тут же первый помощник капитана Виктор Алексеевич Ткачев рассказал, что это по­ дарок моряков японского ледокола «Сойя», помощь которому «Обь» оказывала не раз. Виктор Алексеевич Ткачев. Как сейчас вишу ;его. Невысок, плотен, даже немножко полноват, гово­ рит неторопливо, но так, что невольно заслуша­ ешься. А первому помощнику было что расска­ зать. Участник многих антарктических рейсов «Оби», кавалер четырех орденов, Почетный поляр­ ник и Почетный радист СССР, он еще в 1938 году работал начальником радиостанции в порту Игар­ ка, потом зимовал в бухте Омулевой. Ему посча­ стливилось нести радиовахту во время знаменитого перелета самолета Черевичного к полюсу недоступ­ ности. Знал он многих интересных людей, в том числе и капитана Мелехова, имя которого носит один из ледоколов Мурманского пароходства. А о чуткости его к людям говорит хотя бы та­ кой факт. Как-то к первому помощнику капитана обратился повар экспедиции Урасьев. — Помогите .получить квартиру, комната ма­ ленькая, а в семье нас много. Собрали справки, написали соответствующие за­ явления. Но шли месяцы, скоро и антарктический рейс начнется, а дело ни с места. Но вот вызвали представителей администрации «Оби» в Москву. Секретарь ЦК КПСС живо ин­ тересовался подготовкой к рейсу, делами моряков. В заключение он спросил: — Может быть, есть какие-либо личные, быто­ вые нужды? — Нет, все хорошо, всем обеспечены, только... — Ткачев замялся. — Что, «только»? И Виктор Алексеевич рассказал « волоките с предоставлением жилья повару. Через короткое время Урасьев получил кварти­ ру. А надо сказать, что семья Ткачевых в то вре­ мя состояла из четырех человек, не считая его са­ мого, и жила совсем в небольшой комнате. Но го­ ворить о себе он считал бестактным. Вот таким человеком был В. А. Ткачев. Он скон­ чался далеко от Родины, на Канарских островах, возвращаясь из очередного антарктического рейса. Нет сейчас среди моряков пароходства и капи­ танов «Оби» А. И. Дубинина, Н. М. Свиридова. Но память о них живет среди моряков прославлен­ ного судна, в их сердцах и делах. Н АС С ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТОМ БОРИ­ СОМ ЩУКИНЫМ встретил капитан «Оби» Сергей Иванович Волков. На его груди — алая, обрамленная вертикальными золотистыми по­ лосками орденская лента. Высшей государственной награды капитан удостоен за беспримерный трехме­ сячный дрейф «Оби» в суровых льдах Антарктики, А 4 Э т о произошло, когда «Обь» высадила зимовщи­ ков в район станции Ленинградской у южного гео­ магнитного полюса, где зарегистрированы самые низкие на земном шаре температуры. Стояли мо­ розы, дули сумасшедшие антарктические ветры. «Обь» оказалась закованной в тяжелые льды. И вокруг на сотни миль никого, лишь в двухстах е лишним милях у кромки льда курсировал мурман­ ский дизель-электроход «Наварин». «Оби» предстояла трудная зимовка, когда каж­ дый день грозит опасностью. Надо было строить аэродром, чтобы самолетом доставить на «Нава- ріін» людей, оставив на судне минимальное их чис­ ло. А лед то накрепко, как броней, сковывало моро­ зом, то появлялись в его толстой броне разводья, и вся работа шла насмарку. Но моряки не отступа­ ли. Второй, третий раз брались они за строитель­ ство. И, наконец, аэродром был сооружен, люди доставлены на борт «Наварина». Три долгих месяца дрейфовало судно, оторван­ ное от Большой земли. Но никто не пал духом. Экипаж выполнил свою задачу до конца. Освобо­ дившаяся из ледового плена «Обь» вернулась на Родину. Сергей Иванович не любит громких фраз, гово­ рит просто: — 5 января 1956 года «Обь» достигла берегов Антарктиды, положив начало советским антаркти­ ческим исследованиям. Я тогда был курсантом Ленинградского Высшего инженерного морского училища имени адмирала Макарова, Очень завидовал первопроходцам и уж никак не чаял, что со временем стану капитаном «Оби», — улыбается он. — У нас сегодня трудится немало ветеранов, — продолжает С. И. Волков, — да вот старший мото­ рист Г. Г. Рогов участвовал во всех антарктпче- ских экспедициях. ’ И сейчас трудится отлично, ударник коммунистического труда, передовик про­ изводства. В 16 рейсах в Антарктику участвовал и другой старший моторист Г. И. Миминашвили. За тот, трехмесячный дрейф он награжден орденом Октябрьской Революции. Пример в труде показы­ вает еще один ветеран, старший матрос С. И, Пет­ рович, Да и молодежь трудится старательно. Зна­ ют, на каком судне довелось работать, — в словах капитана я услышал ту же гордость за свое судно, что и в словах А. И. Дубинина 17 лет назад. Когда мы уже собирались уходить, в каюту ка­ питана вошел невысокий очень бодрый человек. — Знакомьтесь, — сказал Сергей Иванович, — это наш главный механик Владимир Александро­ вич Половков. На флоте с 1930 года. 46 лет в море, почти полвека! Случай, прямо скажем, редкий. А Владимиру Александровичу не дать и пятидесяти. И в работе, как рассказывает капитан, он никому не уступит. Отлично разбира­ ется в технике, строг и требователен по отношению к подчиненным. Машина у него работает как часы. Долгое время Половков плавал на Балтике, на теплоходе «Андрей Жданов» вместе с Иваном Ивановичем Афанасьевым, который в годы Вели­ кой Отечественной войны командовал теплоходом «Старый большевик». Судно, доставляя боеприпасы из Англии в Мурманск, подверглось нападению фашистских пиратов. Теплоход загорелся. Но му­ жественный экипаж отстоял его и привел в родной порт. Судно было награждено орденом Ленина, все моряки удостоены наград, а трое из них, в том числе и капитан, стали Героями Советского Союза. Тогда в адрес капитана пришла телеграмма Председателя Государственного Комитета Обороны. Я Е іід е л ее. На сером, ломком листе наклеены бу­ мажные ленты: «Благодарю членов экипажа ордена Ленина теп­ лохода «Старый большевик» и лично вас, товарищ Афанасьев, за заботу о Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. Иосиф Сталин». За 46 лет в жизни В. А. ІІоловкова было много интересного, встречались и трудности. А о том, как он работал, свидетельствуют ордена и медали. - ё л РЕЙСОВ В АНТАРКТИКУ СДЕЛАЛ ДИ-4 ^ І У ЗЕЛЬ-Э^ІЕКТРОХОД «ОБЬ». Сейчас он передал эстафету новому судну Арктическо­ го и Антарктического института — «Профессор Сомов». А «Оби» — новые пути, новые дороги. Когда мы вышли на палубу, краны поднимали на борт судна новенькие тракторы «Беларусь» и другие грузы. — Куда теперь? — спросил я у Сергея Ивано­ вича. — Через Атлантику, на Великие Американские озера, в порты США и Канады, а потом — в Арк­ тику, — ответил капитан. Экипаж дизель-электрохода отмечает сегодня не только День работников морского и речного флота, но и двадцатидвухлетие своего судна. Доброго пути те«е, «Обь»! С праздником вас, товарищи моряки! И. КОРОБОВ. НА СНИМКЕ (слева направо): ветераны «Оби» главный механик В. А. Половков, капктан С. Н. Волков, старший моторист F. Г. Рогов, второй ме­ ханик И. Н, Плющенко, старший моторист Г, И. Миминашвили, Фото Б. Щукина. Д о б р о г о пути, „ Обь " !

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz