Рыбный Мурман. 1976 г. Июль.

I J I I ! . ІА резервы все-таки есть I У пас в Мурманском траловом флоте борьба за максимальное использование сырья начата не се­ годня. Но именно в первом году десятой пятилетки эффективности и качества она развернулась с пол­ ней силой. Приведу только один пример. Прежде букваль­ но на всех судах выпускался окунь потрошенныіі без голов. В зависимости от способа разделки в от­ ходы шло до 3 0—35 процентов сырья. Сейчас вы­ пускается окунь потрошенный с головами. При этом виде разделки удаляются только шейная часть и внутренности. Отходы составляют 5 —7 процен­ тов, а все, что раньше шло на изготовление рыб­ кой муки, теперь идет на пищевые цели. II про­ дукт этот не вызывает недовольства населения. Все знают, что, например, лучшая уха из окуневых го­ лов. С переходом на этот метод (кстати, он существо­ вал и раньше, только использовался в редких слу­ чаях) повышается и эффективность производства. Он позволяет добиться высокой производительности труда — до 50 тонн в сутки. Так было на БМРТ «Холмогоры», на котором я выходил в рейс, Задание по заморозке рыбы на этом судне выполнено на 128 процентов. В этом большая заслуга технолога Н. И. Кудрявцева, опытных рыбмастеров Ю. И. Завады, М. М. Липилпна. Очень хорошо оірегулированы компрессоры морозильных линий. Неуклонно соблюдались все требования стандартов, моряки работали под девизом: «темп — режим». Четко была организована и учеба всех без исклю­ чения рыбообработчиков. План согласовывался с капитан-директором. Непосредственно по определен­ ным специальностям предлагались наиболее удоб­ ные приемы. При этом упор делался на то, чтобы каждая операция выполнялась осмысленно, а каж­ дый матрос четко знал свое место, понимал важ­ ность работы, порученной именно ему. Длительность тралений согласовывалась с произ­ водственной службой. Очень тщательно Белея контроль за качеством продукции со стороны рыбмастеров, поста народно­ го контроля, «Комсомольского прожектора». Оказывали помощь моряки «Холмогор» и това­ рищам. Так, для обмена опытом на ВАТ «Адми­ рал Головко» пересаживался рыбмаетер Ю. И. :&а- вада. О том, как на «Холмогорах» заботятся о качест­ ве продукции, говорит хотя бы такой факт, что эки­ паж этого судна вот уже ірстші год работает без единой рекламации. Хочется сделать несколько замечаний по малой механизации. Не устраивает промысловиков маши­ на ШІНРО для изготовления филе из мелкой и средней рыбы. Низка ее эффективность, большой выход брака. Частично используется и тушечная машина. На­ пример, на треске — щетка и плавникорезка, а на хеке даже плавникорезка не применяется. На страницах газеты не раз поднимался вопрос о маркировке. На мой взгляд, выход только одни: Ео избежание кустарного изготовления реквизитов применять специальный наборный штамп. Большие убытки флот несет из-за неточной рабо­ ты чашечных и площадочных весов, установленных на судах. А ведь очень хорошие, точные весы «Ве­ га» на судах типа ППР. Почему бы не скопировать их для других промысловых кораблей? Много интересных новшеств внедрено на ряде наших судов. Все они помогают повысить эффек­ тивность, качество продукции. Например, на БМРТ «Березники» подогреватели воды установле­ ны в непосредственной близости от скороморозиль­ ных линий. По борту, рядом с весовщиком вода ндс-т на оттайку крышек. Прежде, до установки по­ догревателей, вода подавалась неравномерно, ме­ нялась ее температура, поэтому подтаивали брике­ ты, глазурь за счет аккумуляции тепла не наращи­ валась. Теперь же опытный .матрос-весовщик ведет регу­ лировку подачи пара специальным клапаном. Это сделано также на БМРТ «Беломорье», «Анд­ рей Андреев», БАТ «Адмирал Головко». А надо бы на всех судах. Впервые на «Березниках» установлены и лотки для подачи брикетов на упаковочные столы. На лотках накапливается 5—6 брикетов. Они равно­ мерно выдерживаются, хорошо ставится глазурь. Особенно большая помощь от этих лотков на жир­ ных породах.рыб. Много и других новшеств на судах. Например, сигнализация матросам, которые обеспечивают по­ дачу рыбы от бункера, змеевики для охлаж­ дения воды. Все это можно и нужно применить на судах в ' период стоянки, ремонта, согласовав вопрос с ме­ ханико-судовой службой, администрацией завода «Севр’еммаш». В . В А Х Р О М О В , т е х н о л о г - н а с т а в н и к т р а л о в о г о ф л о т а . Н о в ы е машины для рыбообработчиков І Наши специалисты создали бланширователь-206. Он предназначен для выпуска бланшированных консервов и существенно отличается от своего пред- а шественника. Мы предполагаем заменить в этой ма- [ Шііне загрузочное устройство более современным, эффективным. В скором времени машина будет за­ пущена в серийное производство. Разработана машина для дозировки соли. В этом ( направлении известны многие машины. Однако ИДА-113, о которой сейчас идет речь, наиболее ра­ циональна. Она дает возможность выпускать в ми- І нуту 120 банок консервов. Правда, соль подается в увлажненном виде. Две такие машины сейчас экс­ плуатируются на Балтийском рыбокомбинате. Ра- І бочне хорошо отзываются о новых машинах, обеспе­ чивающих точное дозирование соли при выпуске консервов. На наш взгляд, значительно улучшен автомат І для контроля и стабилизации консервного веса — ИВА-106. Масло дозируется в консервной банке в зависимости от количества рыбы в наливочной ма­ шине. I Коллектив «Техрыбпрома» выпустил машину ИРА-103 для укладки сардин в банки. Две такие машины сейчас работают на Балтийском рыбоком­ бинате. Производительность машины — 30 банок _ в минуту. I В Клайпеде сдана в эксплуатацию ИРА-106 — I высокопроизводительная конвейерная линия. В этом I году мы планируем создать пять таких конвейеров, I работающих на сельди. На укладочной операции бу­ дут стоять шесть работников, которые смогут выда­ вать 10 туб пресервов в смену. Что касается машины для производства пресер- І вов из кильки, то она оказалась довольно невезу­ чей. Испытания ее начались еще в 1974 году и были закончены успешно. Но на следующий год не было кильки. Сейчас планируется специальный рейс «Вилиса Лациса» в Северное море с такой ма­ шиной. У Д Р У З Е Й П О С О Р Е В Н О В А Н И Ю Новая машина позволяет двум операторам выпу­ скать до 20 банок в минуту или 10 банок № 27. Единственный минус этой машины — она дает не­ которое отклонение от стандартного веса, поэтому ставятся два человека на контроль. Идет постоянный поиск рациональных решений в области механизированной упаковки готовой продукции. «Техрыбпромом» разработана, напри­ мер, машина-полуавтомат для вязки коробов про­ изводительностью 600 обвязок в час. Создана еще одна машина для укладки рыбы в ящики, предна­ значенная для выпуска ящичной сельди пряного посола. Имеется разрешение Госстандарта на ук­ ладку рыбы не рядами, а послоііно. Н. КОЗАРЕВИЧ, ведущий специалист Кали­ нинградского «Техрыбпрома». ШИІ КОГДА РАБОТАЮТ ДВЕ БР ИГ АДЫ j В ПРЕДЫДУЩЕМ РЕЙСЕ на БМРТ-448 I «Торос» управления «Мурманрыбфлот» не- I пользовали для изготовления консервов I « Печень трески натуральная» 05 процентов ото- I бранного сырья. Это отличныіі результат и его мо­ жет добиться практически каждый экипаж, рабо­ тающий на больших морозильных траулерах поль­ ской постройки, ко при условии, если на борту бу­ дут находиться две консервные бригады из двух мастеров и двух помощников. БМРТ-448 выходил в рейс 19 декабря 1975 го­ да, а вернулся в порт 14 апреля 1976 г. В декабре обстановка на промысле была напряженной, рыбы ловили мало. Это, конечно, всегда неприятно, но безрыбье имело и обратную сторону — положи­ тельную: с экипажем, который на 60 процентов состоял из новичков, сумели провести несколько производственных занятий. Треска начала ловить­ ся стабильно только с последней пятидневки декаб­ ря. С этого времени на «Торосе» стали выпускать ежесуточно по 2 —3 тысячи банок консервов. Сами по себе две бригады на судне ничего решить не могут, если для них не будут отбирать печень правильно н полностью. В связи с этим на «Торос» просили прислать бригаду по обмену опытом. Но им в этом отказали, поскольку их показатели были лучше, чем у других экипажей группы. На ВМРТ-448 имеется сборник для печени. В крайнем случае, когда печени много, для ее сбо­ ра пользовались бочками-сельдянками на 200 литров. На «Торосе» делали для себя частые анализы по содержанию печени в треске, чтобы достаточно точно знать заранее, сколько ее можно собрать от улова, чтобы в случае недобора можно было вы­ сказать матросам и членам подвахты обоснованные упреки. Замеры во многом помогали правильно оценить работу обработчиков, потому что процент­ ное содержание печени в рыбине непостоянно. В Баренцевом море есть районы, где содержание пе­ чени от общего веса рыбины не превышает трех процентов, а в отдельные периоды года в райо­ нах, богатых кормами, содержание печени бывает до 6,5 процента. Когда печень отбирается полностью, когда ее на­ капливается много, не следует торопиться делить ее между отделениями по выгреву жира и изготов­ лению консервов. Промысловая обстановка непо­ стоянна. Сегодня, скажем, у нас много печени в связи с большими уловами, а завтра ее может и не быть. Поэтому на «Торосе» делали запас. Мно­ гие сетуют, что печень быстро портится. Правильно, когда сборник или бочка плохо промыты, печень закисает. Но если соблюдены все правила санита­ рии, а печень хранится в бочках (кстати будет ска­ зать, что в бочках сохраняется дольше, чем в сбор­ нике), то, как показала практика, тресковая печень не закисает на протяжении двух суток, сохраняет все свои качества и вполне пригодна для изготовле­ ния консервов. Без переходного запаса печени в районах, где наблюдается нестабильность добычи сырья, работать очень трудно. Выработка консервов здорово влияет на общие финансовые показатели судна. Однако все мы хо­ рошо знаем, что многие матросы считают, что вы­ работка консервов выгодна только самим консерв­ щикам, так как с 1000 банок на пай идет только 50 копеек. Это мнение в корне неправильно и среди команды необходимо постоянно вести разъясни­ тельную работу. На БМРТ-448 в том рейсе добились таких ре­ зультатов. Шкереной трески выработали 360 тонн, 122 тонны — филе, 72 тонны — тушки. В сырце для всего этого потребовалось 966 тонн рыбы! У этоіі рыбы отобрали 49 тонн печени и выработали из нее 115570 банок консервов. Процент использо­ вания печени составил 95 процентов. Для _ сравнения приведу результаты по БМРТ-439, на котором работала одна бригада. Там собрали 39 тонн печени из расчета пятипроцентно­ го содержания ее в рыбине, а использовали для выпуска консервов только 20 тонн. 19 тонн печени отправили на вытопку жира. Опыт работы экипажа БМРТ-448 «Торос» пока­ зал, что деликатесной продукции можно вырабаты­ вать очень много, но для этого необходимо иметь на судне в рейсе, которыіі запланирован в треско­ вые районы, две консервные бригады. Начиная с сентября 1975 года и по июнь этого, в УКК «Мурманрыбфлот» подготовил 52 человека для работы в консервных цехах. Это дало возмож­ ность флоту все суда польской постройки укомп­ лектовать двумя консервными бригадами. В резер­ ве имеем 13 консервных мастеров. А . П А З И Ч , т е х н о л о г - н а с т а в н и к у п р а в л е н и я « М у р м а н р ы б ф л о т » . У с п е ш н о т р у д и т с я в п е р в о м г о д у д е с я т о й п я т и л е т ­ к и э к и п а ж П П Р « М а г н и т » . Г л а в н а я ц е л ь м о р я к о в — д о б и т ь с я м а к с и м а л ь н о г о и с п о л ь з о в а н и я р ы б н о г о с ы р ь я н а п и щ е в ы е д е л и . И э т а з а д а ч а р е ш а е т с я н а к а ж д о м п р о и з в о д с т в е н н о м у ч а с т к е . Н А С Н И М К Е : м а т р о с - р ы б о о б р а б о т ч и к к о м с о м о ­ л е ц С е р г е й Т и т о в . Ч е р е з е г о р у к и з а в а х т у п р о х о д я т д е с я т к и т о н н п р о д у к ц и и . Ф о т о А . М о р о з о в а , м а т р о с а , с е к р е т а р я к о м с о м о л ь ­ с к о й о р г а н и з а ц и и П П Р « М а г н и т » . и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz