Рыбный Мурман. 1976 г. Июль.
I J I I ! . ІА резервы все-таки есть I У пас в Мурманском траловом флоте борьба за максимальное использование сырья начата не се годня. Но именно в первом году десятой пятилетки эффективности и качества она развернулась с пол ней силой. Приведу только один пример. Прежде букваль но на всех судах выпускался окунь потрошенныіі без голов. В зависимости от способа разделки в от ходы шло до 3 0—35 процентов сырья. Сейчас вы пускается окунь потрошенный с головами. При этом виде разделки удаляются только шейная часть и внутренности. Отходы составляют 5 —7 процен тов, а все, что раньше шло на изготовление рыб кой муки, теперь идет на пищевые цели. II про дукт этот не вызывает недовольства населения. Все знают, что, например, лучшая уха из окуневых го лов. С переходом на этот метод (кстати, он существо вал и раньше, только использовался в редких слу чаях) повышается и эффективность производства. Он позволяет добиться высокой производительности труда — до 50 тонн в сутки. Так было на БМРТ «Холмогоры», на котором я выходил в рейс, Задание по заморозке рыбы на этом судне выполнено на 128 процентов. В этом большая заслуга технолога Н. И. Кудрявцева, опытных рыбмастеров Ю. И. Завады, М. М. Липилпна. Очень хорошо оірегулированы компрессоры морозильных линий. Неуклонно соблюдались все требования стандартов, моряки работали под девизом: «темп — режим». Четко была организована и учеба всех без исклю чения рыбообработчиков. План согласовывался с капитан-директором. Непосредственно по определен ным специальностям предлагались наиболее удоб ные приемы. При этом упор делался на то, чтобы каждая операция выполнялась осмысленно, а каж дый матрос четко знал свое место, понимал важ ность работы, порученной именно ему. Длительность тралений согласовывалась с произ водственной службой. Очень тщательно Белея контроль за качеством продукции со стороны рыбмастеров, поста народно го контроля, «Комсомольского прожектора». Оказывали помощь моряки «Холмогор» и това рищам. Так, для обмена опытом на ВАТ «Адми рал Головко» пересаживался рыбмаетер Ю. И. :&а- вада. О том, как на «Холмогорах» заботятся о качест ве продукции, говорит хотя бы такой факт, что эки паж этого судна вот уже ірстші год работает без единой рекламации. Хочется сделать несколько замечаний по малой механизации. Не устраивает промысловиков маши на ШІНРО для изготовления филе из мелкой и средней рыбы. Низка ее эффективность, большой выход брака. Частично используется и тушечная машина. На пример, на треске — щетка и плавникорезка, а на хеке даже плавникорезка не применяется. На страницах газеты не раз поднимался вопрос о маркировке. На мой взгляд, выход только одни: Ео избежание кустарного изготовления реквизитов применять специальный наборный штамп. Большие убытки флот несет из-за неточной рабо ты чашечных и площадочных весов, установленных на судах. А ведь очень хорошие, точные весы «Ве га» на судах типа ППР. Почему бы не скопировать их для других промысловых кораблей? Много интересных новшеств внедрено на ряде наших судов. Все они помогают повысить эффек тивность, качество продукции. Например, на БМРТ «Березники» подогреватели воды установле ны в непосредственной близости от скороморозиль ных линий. По борту, рядом с весовщиком вода ндс-т на оттайку крышек. Прежде, до установки по догревателей, вода подавалась неравномерно, ме нялась ее температура, поэтому подтаивали брике ты, глазурь за счет аккумуляции тепла не наращи валась. Теперь же опытный .матрос-весовщик ведет регу лировку подачи пара специальным клапаном. Это сделано также на БМРТ «Беломорье», «Анд рей Андреев», БАТ «Адмирал Головко». А надо бы на всех судах. Впервые на «Березниках» установлены и лотки для подачи брикетов на упаковочные столы. На лотках накапливается 5—6 брикетов. Они равно мерно выдерживаются, хорошо ставится глазурь. Особенно большая помощь от этих лотков на жир ных породах.рыб. Много и других новшеств на судах. Например, сигнализация матросам, которые обеспечивают по дачу рыбы от бункера, змеевики для охлаж дения воды. Все это можно и нужно применить на судах в ' период стоянки, ремонта, согласовав вопрос с ме ханико-судовой службой, администрацией завода «Севр’еммаш». В . В А Х Р О М О В , т е х н о л о г - н а с т а в н и к т р а л о в о г о ф л о т а . Н о в ы е машины для рыбообработчиков І Наши специалисты создали бланширователь-206. Он предназначен для выпуска бланшированных консервов и существенно отличается от своего пред- а шественника. Мы предполагаем заменить в этой ма- [ Шііне загрузочное устройство более современным, эффективным. В скором времени машина будет за пущена в серийное производство. Разработана машина для дозировки соли. В этом ( направлении известны многие машины. Однако ИДА-113, о которой сейчас идет речь, наиболее ра циональна. Она дает возможность выпускать в ми- І нуту 120 банок консервов. Правда, соль подается в увлажненном виде. Две такие машины сейчас экс плуатируются на Балтийском рыбокомбинате. Ра- І бочне хорошо отзываются о новых машинах, обеспе чивающих точное дозирование соли при выпуске консервов. На наш взгляд, значительно улучшен автомат І для контроля и стабилизации консервного веса — ИВА-106. Масло дозируется в консервной банке в зависимости от количества рыбы в наливочной ма шине. I Коллектив «Техрыбпрома» выпустил машину ИРА-103 для укладки сардин в банки. Две такие машины сейчас работают на Балтийском рыбоком бинате. Производительность машины — 30 банок _ в минуту. I В Клайпеде сдана в эксплуатацию ИРА-106 — I высокопроизводительная конвейерная линия. В этом I году мы планируем создать пять таких конвейеров, I работающих на сельди. На укладочной операции бу дут стоять шесть работников, которые смогут выда вать 10 туб пресервов в смену. Что касается машины для производства пресер- І вов из кильки, то она оказалась довольно невезу чей. Испытания ее начались еще в 1974 году и были закончены успешно. Но на следующий год не было кильки. Сейчас планируется специальный рейс «Вилиса Лациса» в Северное море с такой ма шиной. У Д Р У З Е Й П О С О Р Е В Н О В А Н И Ю Новая машина позволяет двум операторам выпу скать до 20 банок в минуту или 10 банок № 27. Единственный минус этой машины — она дает не которое отклонение от стандартного веса, поэтому ставятся два человека на контроль. Идет постоянный поиск рациональных решений в области механизированной упаковки готовой продукции. «Техрыбпромом» разработана, напри мер, машина-полуавтомат для вязки коробов про изводительностью 600 обвязок в час. Создана еще одна машина для укладки рыбы в ящики, предна значенная для выпуска ящичной сельди пряного посола. Имеется разрешение Госстандарта на ук ладку рыбы не рядами, а послоііно. Н. КОЗАРЕВИЧ, ведущий специалист Кали нинградского «Техрыбпрома». ШИІ КОГДА РАБОТАЮТ ДВЕ БР ИГ АДЫ j В ПРЕДЫДУЩЕМ РЕЙСЕ на БМРТ-448 I «Торос» управления «Мурманрыбфлот» не- I пользовали для изготовления консервов I « Печень трески натуральная» 05 процентов ото- I бранного сырья. Это отличныіі результат и его мо жет добиться практически каждый экипаж, рабо тающий на больших морозильных траулерах поль ской постройки, ко при условии, если на борту бу дут находиться две консервные бригады из двух мастеров и двух помощников. БМРТ-448 выходил в рейс 19 декабря 1975 го да, а вернулся в порт 14 апреля 1976 г. В декабре обстановка на промысле была напряженной, рыбы ловили мало. Это, конечно, всегда неприятно, но безрыбье имело и обратную сторону — положи тельную: с экипажем, который на 60 процентов состоял из новичков, сумели провести несколько производственных занятий. Треска начала ловить ся стабильно только с последней пятидневки декаб ря. С этого времени на «Торосе» стали выпускать ежесуточно по 2 —3 тысячи банок консервов. Сами по себе две бригады на судне ничего решить не могут, если для них не будут отбирать печень правильно н полностью. В связи с этим на «Торос» просили прислать бригаду по обмену опытом. Но им в этом отказали, поскольку их показатели были лучше, чем у других экипажей группы. На ВМРТ-448 имеется сборник для печени. В крайнем случае, когда печени много, для ее сбо ра пользовались бочками-сельдянками на 200 литров. На «Торосе» делали для себя частые анализы по содержанию печени в треске, чтобы достаточно точно знать заранее, сколько ее можно собрать от улова, чтобы в случае недобора можно было вы сказать матросам и членам подвахты обоснованные упреки. Замеры во многом помогали правильно оценить работу обработчиков, потому что процент ное содержание печени в рыбине непостоянно. В Баренцевом море есть районы, где содержание пе чени от общего веса рыбины не превышает трех процентов, а в отдельные периоды года в райо нах, богатых кормами, содержание печени бывает до 6,5 процента. Когда печень отбирается полностью, когда ее на капливается много, не следует торопиться делить ее между отделениями по выгреву жира и изготов лению консервов. Промысловая обстановка непо стоянна. Сегодня, скажем, у нас много печени в связи с большими уловами, а завтра ее может и не быть. Поэтому на «Торосе» делали запас. Мно гие сетуют, что печень быстро портится. Правильно, когда сборник или бочка плохо промыты, печень закисает. Но если соблюдены все правила санита рии, а печень хранится в бочках (кстати будет ска зать, что в бочках сохраняется дольше, чем в сбор нике), то, как показала практика, тресковая печень не закисает на протяжении двух суток, сохраняет все свои качества и вполне пригодна для изготовле ния консервов. Без переходного запаса печени в районах, где наблюдается нестабильность добычи сырья, работать очень трудно. Выработка консервов здорово влияет на общие финансовые показатели судна. Однако все мы хо рошо знаем, что многие матросы считают, что вы работка консервов выгодна только самим консерв щикам, так как с 1000 банок на пай идет только 50 копеек. Это мнение в корне неправильно и среди команды необходимо постоянно вести разъясни тельную работу. На БМРТ-448 в том рейсе добились таких ре зультатов. Шкереной трески выработали 360 тонн, 122 тонны — филе, 72 тонны — тушки. В сырце для всего этого потребовалось 966 тонн рыбы! У этоіі рыбы отобрали 49 тонн печени и выработали из нее 115570 банок консервов. Процент использо вания печени составил 95 процентов. Для _ сравнения приведу результаты по БМРТ-439, на котором работала одна бригада. Там собрали 39 тонн печени из расчета пятипроцентно го содержания ее в рыбине, а использовали для выпуска консервов только 20 тонн. 19 тонн печени отправили на вытопку жира. Опыт работы экипажа БМРТ-448 «Торос» пока зал, что деликатесной продукции можно вырабаты вать очень много, но для этого необходимо иметь на судне в рейсе, которыіі запланирован в треско вые районы, две консервные бригады. Начиная с сентября 1975 года и по июнь этого, в УКК «Мурманрыбфлот» подготовил 52 человека для работы в консервных цехах. Это дало возмож ность флоту все суда польской постройки укомп лектовать двумя консервными бригадами. В резер ве имеем 13 консервных мастеров. А . П А З И Ч , т е х н о л о г - н а с т а в н и к у п р а в л е н и я « М у р м а н р ы б ф л о т » . У с п е ш н о т р у д и т с я в п е р в о м г о д у д е с я т о й п я т и л е т к и э к и п а ж П П Р « М а г н и т » . Г л а в н а я ц е л ь м о р я к о в — д о б и т ь с я м а к с и м а л ь н о г о и с п о л ь з о в а н и я р ы б н о г о с ы р ь я н а п и щ е в ы е д е л и . И э т а з а д а ч а р е ш а е т с я н а к а ж д о м п р о и з в о д с т в е н н о м у ч а с т к е . Н А С Н И М К Е : м а т р о с - р ы б о о б р а б о т ч и к к о м с о м о л е ц С е р г е й Т и т о в . Ч е р е з е г о р у к и з а в а х т у п р о х о д я т д е с я т к и т о н н п р о д у к ц и и . Ф о т о А . М о р о з о в а , м а т р о с а , с е к р е т а р я к о м с о м о л ь с к о й о р г а н и з а ц и и П П Р « М а г н и т » . и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz