Рыбный Мурман. 1976 г. Июль.

ДЕСЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИКАЧЕСТВО Б о л ьш е внимания новаторам 1 1 г МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ — таков вклад IZL изобретателей и рационализаторов * рыбной промышленности в фонд девя­ той пятилетки. Вступив в новое пятилетие, на собра ниях, в печати при обсуждении Проекта ЦК КПСС н XXV съезду партии новаторы внесли ряд конкрет­ ных предложений, решив которые можно будет до­ стигнуть увеличения выработки высококачествен­ ной продукции, механизации ручных и трудоемких операций, что в конечном итоге повысит эффек­ тивность производства. Остановлюсь на немногих предложениях. Работни­ ца первого района рыбного порта В. М. Доброхотова предложила разработать и смонтировать удобные боковые транспортеры для выгрузки рыбы из даль­ них чердаков на РТ. Секретарь парткома управления «Севрыбхолодфлот» И. М. Березин высказал мысль о необходимости создания научно-производствен­ ного объединения для разработки предложений но­ ваторов и изготовления опытных образцов. Выска­ ь . В В Ы С О К И Х Ш И Р О Т А Х . Р и с . А . К о л е с н и к о в а . зывались предложения о необходимости закрепления судов за ЦПКТБ для своевременного испытания но­ вых орудий лова, председатель базового комитета профсоюза «Севрыбхолодфлота» А. А, Придыбайло сетовал на слабую информацию о новшествах, ис­ пользуемых в нашем и других бассейнах. Кто бы ни давал предложение, рабочий или инженер, пар­ тийный или профсоюзный работник, ясно одно: в лю­ дях живет большое и хорошее чувство ответствен­ ности за выполнение планов десятой пятилетки и они стремятся принять в этом самое активное участие. Высокие социалистические обязательства прини­ мают передовые рабочие, инженеры. При обсужде­ нии Проекта ЦК КПСС к XXV съезду партии, а за­ тем и решений его токарь СРЗ-1 В. А. Степанов обя­ зался завершить пятилетний план в четыре года, обеспечить отличное качество работы, вносить еже­ годно по пять рационализаторских предложений, взять шефство над двумя молодыми рабочими. Трудное обязательство, но оно по силам производ­ ственнику высокого класса. Рационализаторы, изобретатели рыбной про­ мышленности области решили добиться экономиче­ ского эффекта от внедрения предложений на 2,5 миллиона рублей. И это только в 1976 году. Циф­ ра высокая, за ней стоит большая ответственность. Претворение в жизнь этого обязательства во многом зависит от внимания и поддержки, которые должны оказать новаторам и товарищи, по труду, и их непо­ средственные руководители. Своевременное внедрение рационализаторского предложения — это не только решение техническо­ го вопроса в деле улучшения качества продукции. Это, в первую очередь, важный моральный стимул, от которого нередко зависит, будет ли человек и дальше в рядах новаторов. Ведь ни для кого не сек­ рет, что рационализаторское предложение — это и бессонные ночи, и десятки решений, от которых иногда, для пользы дела, приходится отказываться, чтобы выбрать одно — самое рациональное. Поэто­ му очень важно вовремя поддержать новатора, по­ стараться сделать так, чтобы он быстрее увидел свой замысел воплощенным в жизнь, не дать его предложению увянуть в зародыше. Если предложе­ ние по каким-либо причинам не может быть взято производством на вооружение, необходимо сооб­ щить об этом автору, В конструкторских бюро должны быть приказом по предприятию выделены конструкторы, которые бы занимались разработкой предложений новаторов. И руководители КБ, технических отделов не долж­ ны отвлекать этих конструкторов для других работ. Работа этих товарищей должна согласовываться, планироваться и контролироваться ВРИЗом и сове­ том ВОІІР, Есть целесообразность создать в ЦПКТБ специа­ лизированное подразделение по разработке предло­ жений рационализаторов на договорных началах е предприятиями, согласовав его работу с объединен­ ным советом ВОИР. Однако решение этого вопроса, должно проходить параллельно с созданием экспери­ ментально-опытной базы. Такой базой могут стать Териберские мастерские управления «Мурманрыб- флот», что позволит в дальнейшем создать научно- производственное объединение по разработке пред­ ложений новаторов и изготовлению опытных об­ разцов. Одним из недостатков в работе по изобретатель­ ству и рационализации является сегодня недоста­ точный объем использования предложений. Внедрен­ ное на одном судне предложение зачастую не нахо­ дит себе дорогу на другие однотипные корабли. При­ чина — запоздалая информация или вообще ника­ кой информации. Серьезной помощью новаторам производства станет постоянно действующий семинар рационали­ заторов, организуемый на базе технического каби­ нета ЦПКТБ. Обзоры, обмен опытом, выступления ведущих специалистов главка «Севрыба», ЦПКТБ. ПИНРО, флотов, судоверфи — все это неисчерпае­ мый резерв улучшения работы с новаторами. Одно дело выбрать направление поиска с помощью спе­ циалиста, другое — распыляться по мелочам. К это­ му следовало бы добавить выставку работ рациона­ лизаторов и изобретателей бассейна. Выставку не на день—два, а постоянную. В обязательном порядке при проверке знаний специалистов должны быть вопросы по основам изобретательства и рационализации. Для активизации работы наших изобретателей п рационализаторов в настоящее время совместно с главком «Севрыба» и обкомом профсоюза рабочих пищевой промышленности разработано Положение о конкурсе на звание: '-Лучший рационализатор», «Лучший молодой рационализатор», «Лучшая творческая бригада». Уже стало традиционным соревнование молодых моряков на приз имени заслуженного рационализа­ тора РСФСР М. И. Селянинова, Лучшим новаторам предоставлено сейчас право первоочередной поезд­ ки в творческую командировку, на ВДНХ СССР, Лейпцигскую осеннюю ярмарку. Изобретатели и рационализаторы — это гвардей­ цы пятилетки. II от их пытливости, творческого тру­ да зависит досрочное выполнение производственны»: планов. На этом пути они должны ощущать неустан­ ную заботу, внимание к себе со стороны товарищей по труду и руководства. И. ГОНИКМАН. п р е д с е д а т е л ь о б ъ е д и н е н н о г о с о в е т а ВОИР р ы б н о й п р о м ы ш л е н н о с т и . , в «Севрыбхолодфлоте» вывода судов из эксплуатации. Кроме того, улуч­ шаются условия труда личного состава и качество работ, так как в помещениях, в которых установле­ ны механизмы, не создается такой тесноты, какая была бы при одновременной разборке последних. В настоящее время Мурманской инспекцией Ре­ гистра СССР на систему непрерывных классифика­ ционных освидетельствований принято 10 судов на­ шего флота — девять транспортов и один учебно­ производственный рефрижератор. Как и во всяком новом деле, здесь есть свои спе­ цифические неувязки. В основном они заключа­ ются в том, что в некоторых случаях приходится подвергать разборке и предъявлять к освидетельст­ вованию механизмы, не выработавшие установлен- ' кые моторесурсы. В одних случаях, как установлено опытом экс­ плуатации, это — результат ошибок главных меха­ ников в части распределения загрузки отдельных механизмов по отработке моторесурсов. В других случаях причины весьма объективны: работа судов на «коротком плече», отстой. Отсюда выводы: главным механикам необходимо так планировать работу отдельных механизмов, что­ бы они отрабатывали установленные моторесурсы ко времени освидетельствований, указанных в учет­ ных листках-планах частичных освидетельствований, а службе эксплуатации планировать рейсы судов та­ ким образом, чтобы по интенсивности эксплуатации они находились примерно в равных условиях. Несмотря на имеющиеся трудности, очевидно, что совмещение НСТО с системой непрерывной класси­ фикации даст в смысле сокращения внеэксплуата- ционного времени судов положительный результат. К ОСНУСЬ ВОПРОСОВ, СНИЖАЮЩИХ ЭФ­ ФЕКТИВНОСТЬ НСТО. Первый и наиболее важный вопрос — отсутствие базы техниче­ ского обслуживания. Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день по НСТО работают 2 5 судов. До конца года на эту систему будет переведено еще семь единиц. Таким образом, к концу 1976 года об­ щее их количество составит 32 единицы. Согласно документации по ИСТО, общая годовая потребность указанного количества судов в ремонте на ВТО (базе технического обслуживания) составит порядка 430 тысяч нормо-часов. Этот объем пре­ вышает весь наш годовой лимит на СРЗ-1 на 230 тысяч нормо-часов. Л ведь за счет этого лимита мы должны ремонтировать на этом заводе не только суда, переведенные на НСТО, но и остальные. А как покрыть образовавшийся дефицит? Вот поэтому судовым экипажам и приходится брать на себя часть работ, выполнение которых, согласно документа­ ции, предусматривалось на ВТО. Разумеется, та­ кие работы выполняются за отдельную плату. Вопрос о базе технического обслуживания слож­ ный, он, очевидно, будет решаться Главным управ­ лением «Севрыба». Но решать его нужно как мож­ но скорее, потому что к концу десятой пятилетки потребность в ремонте на ВТО по флоту составит ориентировочно 575 тысяч нормо-часов. Второй, не менее важный вопрос — кадры. Несмотря на все усилия, предпринимаемые для за­ крепления на судах специалистов, все же наблюда­ ется значительная текучесть их. Это приносит делу НСТО большой вред. Бывают случаи ничем не оп­ равданных перемещений кадров, много замены членов экипажей из-за их личной недисциплиниро­ ванности, из-за халатного отношения к документам, необходимым для выхода в море. К сожалению, базой резерва флота постоянно практикуется подмена отдельных членов экипажа на непродолжительные сроки (1—2 дня). Иногда направленных на подмену отзывают через 3 —4 часа. Такое положение приводит к тому, что подмен­ ные специалисты, еще не успев вникнуть в дело или только приготовившись к работе, с судна уходят. Подобная практика дает только одно: списание морских выходных дней. Пользы же от таких под­ мен никакой. А ведь условиями НСТО такие вре­ менные люди на судах не предусмотрены. Расчет фонда рабочего времепи вели, исходя из предпо­ сылки наличия ва судах полноценного экипажа, ко­ торый трудится полный работай день, а не просто значится в табеле. Такую практику подмены следует немедленно пре­ кратить. Направлять подмену членам экипажей нужно не менее чем на 5—7 дней. Чем на больший срон, тем лучше. В этом случае повышается от­ ветственность за порученное дело. Не будет так: разбирал механизм один, а собирать приходится другому, не понадобится искать и потерянные детали. Т р е т и й с е р ь е з н ы й в о п р о с — р е м о н т н о е о б о р у ­ д о в а н и е и р е м о н т н ы е б р и г а д ы . Станочный парк на многих судах -нашего флота уже.изрядно изношен, а ремонтировать его непо­ средственно на судах никто не берется. Применять же агрегатный метод ремонта станков нет возмож­ ности из-за отсутствия обменного фонда. По этоіі причине выполнять на таких станках ра­ боты, требующие определенной точности, нельзя. К сожалению, до настоящего времени квалифи­ кация большинства членов судовых ремонтных бригад весьма низкая. Из-за этого они не могут выполнять весь объем работ своими силами. В ре­ зультате происходит перераспределение номенкла­ туры работ между членами ремонтных бригад и экипажем, то есть работы, которые должны выпол­ нять ремонтные бригады, вынуждены фактически выполнять члены экипажей. Думается, что специалистов ремонтных бригад следует в обязательном порядке направлять для прохождения практики на судоремонтные предприя­ тия с последующим присвоением им рабочих раз­ рядов, а размеры должностных окладов нужно на­ ставить в прямую зависимость от разрядов. Это станет хорошим стимулом к повышению квалифи­ кации. Но пока этого ' нет, наиболее рациональным решением этого вопроса представляется — растить кадры для ремонтных бригад непосредственно ив судах, принимая меры к их закреплению за ними. И еще немного об использовании ремонтных бригад на плавбазах. Документацией по НСТО предусмотрено исполь­ зование ремонтных бригад для выполнения осмотр*;- во-ремонтных работ, согласно графикам по всем за- ведованиям, включая и заведование старшего по­ мощника капитана. На практике выходит дрѵгое. Почти весь свой бюджет рабочего времени специа­ листы ремонтных бригад используют на ремонт оборудования рыбофабрики, установку новой тех* ники, непредвиденные работы, связанные с пере» наладкой технологических линий на другие виды продукции н на устранение различных поломок. В результате запланированные графиками по за- ведованиям работы либо остаются невыполненными, либо выполняются членами экипажей в неполном объеме. ; И, наконец, четвертый вопрос — материально-тех­ ническое обеспечение судов, переведенных на НСТО» Для того чтобы члены судовых экипажей могл» выполнять осмотрово-ремонтные работы, они, естественно, должны быть обеспечены всем neoC-j ходимым: материалами, сменно-запасньшн частями^ инструментом, средствами механизации работ. IОкончание на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz