Рыбный Мурман. 1976 г. Июль.
ДЕСЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИКАЧЕСТВО Б о л ьш е внимания новаторам 1 1 г МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ — таков вклад IZL изобретателей и рационализаторов * рыбной промышленности в фонд девя той пятилетки. Вступив в новое пятилетие, на собра ниях, в печати при обсуждении Проекта ЦК КПСС н XXV съезду партии новаторы внесли ряд конкрет ных предложений, решив которые можно будет до стигнуть увеличения выработки высококачествен ной продукции, механизации ручных и трудоемких операций, что в конечном итоге повысит эффек тивность производства. Остановлюсь на немногих предложениях. Работни ца первого района рыбного порта В. М. Доброхотова предложила разработать и смонтировать удобные боковые транспортеры для выгрузки рыбы из даль них чердаков на РТ. Секретарь парткома управления «Севрыбхолодфлот» И. М. Березин высказал мысль о необходимости создания научно-производствен ного объединения для разработки предложений но ваторов и изготовления опытных образцов. Выска ь . В В Ы С О К И Х Ш И Р О Т А Х . Р и с . А . К о л е с н и к о в а . зывались предложения о необходимости закрепления судов за ЦПКТБ для своевременного испытания но вых орудий лова, председатель базового комитета профсоюза «Севрыбхолодфлота» А. А, Придыбайло сетовал на слабую информацию о новшествах, ис пользуемых в нашем и других бассейнах. Кто бы ни давал предложение, рабочий или инженер, пар тийный или профсоюзный работник, ясно одно: в лю дях живет большое и хорошее чувство ответствен ности за выполнение планов десятой пятилетки и они стремятся принять в этом самое активное участие. Высокие социалистические обязательства прини мают передовые рабочие, инженеры. При обсужде нии Проекта ЦК КПСС к XXV съезду партии, а за тем и решений его токарь СРЗ-1 В. А. Степанов обя зался завершить пятилетний план в четыре года, обеспечить отличное качество работы, вносить еже годно по пять рационализаторских предложений, взять шефство над двумя молодыми рабочими. Трудное обязательство, но оно по силам производ ственнику высокого класса. Рационализаторы, изобретатели рыбной про мышленности области решили добиться экономиче ского эффекта от внедрения предложений на 2,5 миллиона рублей. И это только в 1976 году. Циф ра высокая, за ней стоит большая ответственность. Претворение в жизнь этого обязательства во многом зависит от внимания и поддержки, которые должны оказать новаторам и товарищи, по труду, и их непо средственные руководители. Своевременное внедрение рационализаторского предложения — это не только решение техническо го вопроса в деле улучшения качества продукции. Это, в первую очередь, важный моральный стимул, от которого нередко зависит, будет ли человек и дальше в рядах новаторов. Ведь ни для кого не сек рет, что рационализаторское предложение — это и бессонные ночи, и десятки решений, от которых иногда, для пользы дела, приходится отказываться, чтобы выбрать одно — самое рациональное. Поэто му очень важно вовремя поддержать новатора, по стараться сделать так, чтобы он быстрее увидел свой замысел воплощенным в жизнь, не дать его предложению увянуть в зародыше. Если предложе ние по каким-либо причинам не может быть взято производством на вооружение, необходимо сооб щить об этом автору, В конструкторских бюро должны быть приказом по предприятию выделены конструкторы, которые бы занимались разработкой предложений новаторов. И руководители КБ, технических отделов не долж ны отвлекать этих конструкторов для других работ. Работа этих товарищей должна согласовываться, планироваться и контролироваться ВРИЗом и сове том ВОІІР, Есть целесообразность создать в ЦПКТБ специа лизированное подразделение по разработке предло жений рационализаторов на договорных началах е предприятиями, согласовав его работу с объединен ным советом ВОИР. Однако решение этого вопроса, должно проходить параллельно с созданием экспери ментально-опытной базы. Такой базой могут стать Териберские мастерские управления «Мурманрыб- флот», что позволит в дальнейшем создать научно- производственное объединение по разработке пред ложений новаторов и изготовлению опытных об разцов. Одним из недостатков в работе по изобретатель ству и рационализации является сегодня недоста точный объем использования предложений. Внедрен ное на одном судне предложение зачастую не нахо дит себе дорогу на другие однотипные корабли. При чина — запоздалая информация или вообще ника кой информации. Серьезной помощью новаторам производства станет постоянно действующий семинар рационали заторов, организуемый на базе технического каби нета ЦПКТБ. Обзоры, обмен опытом, выступления ведущих специалистов главка «Севрыба», ЦПКТБ. ПИНРО, флотов, судоверфи — все это неисчерпае мый резерв улучшения работы с новаторами. Одно дело выбрать направление поиска с помощью спе циалиста, другое — распыляться по мелочам. К это му следовало бы добавить выставку работ рациона лизаторов и изобретателей бассейна. Выставку не на день—два, а постоянную. В обязательном порядке при проверке знаний специалистов должны быть вопросы по основам изобретательства и рационализации. Для активизации работы наших изобретателей п рационализаторов в настоящее время совместно с главком «Севрыба» и обкомом профсоюза рабочих пищевой промышленности разработано Положение о конкурсе на звание: '-Лучший рационализатор», «Лучший молодой рационализатор», «Лучшая творческая бригада». Уже стало традиционным соревнование молодых моряков на приз имени заслуженного рационализа тора РСФСР М. И. Селянинова, Лучшим новаторам предоставлено сейчас право первоочередной поезд ки в творческую командировку, на ВДНХ СССР, Лейпцигскую осеннюю ярмарку. Изобретатели и рационализаторы — это гвардей цы пятилетки. II от их пытливости, творческого тру да зависит досрочное выполнение производственны»: планов. На этом пути они должны ощущать неустан ную заботу, внимание к себе со стороны товарищей по труду и руководства. И. ГОНИКМАН. п р е д с е д а т е л ь о б ъ е д и н е н н о г о с о в е т а ВОИР р ы б н о й п р о м ы ш л е н н о с т и . , в «Севрыбхолодфлоте» вывода судов из эксплуатации. Кроме того, улуч шаются условия труда личного состава и качество работ, так как в помещениях, в которых установле ны механизмы, не создается такой тесноты, какая была бы при одновременной разборке последних. В настоящее время Мурманской инспекцией Ре гистра СССР на систему непрерывных классифика ционных освидетельствований принято 10 судов на шего флота — девять транспортов и один учебно производственный рефрижератор. Как и во всяком новом деле, здесь есть свои спе цифические неувязки. В основном они заключа ются в том, что в некоторых случаях приходится подвергать разборке и предъявлять к освидетельст вованию механизмы, не выработавшие установлен- ' кые моторесурсы. В одних случаях, как установлено опытом экс плуатации, это — результат ошибок главных меха ников в части распределения загрузки отдельных механизмов по отработке моторесурсов. В других случаях причины весьма объективны: работа судов на «коротком плече», отстой. Отсюда выводы: главным механикам необходимо так планировать работу отдельных механизмов, что бы они отрабатывали установленные моторесурсы ко времени освидетельствований, указанных в учет ных листках-планах частичных освидетельствований, а службе эксплуатации планировать рейсы судов та ким образом, чтобы по интенсивности эксплуатации они находились примерно в равных условиях. Несмотря на имеющиеся трудности, очевидно, что совмещение НСТО с системой непрерывной класси фикации даст в смысле сокращения внеэксплуата- ционного времени судов положительный результат. К ОСНУСЬ ВОПРОСОВ, СНИЖАЮЩИХ ЭФ ФЕКТИВНОСТЬ НСТО. Первый и наиболее важный вопрос — отсутствие базы техниче ского обслуживания. Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день по НСТО работают 2 5 судов. До конца года на эту систему будет переведено еще семь единиц. Таким образом, к концу 1976 года об щее их количество составит 32 единицы. Согласно документации по ИСТО, общая годовая потребность указанного количества судов в ремонте на ВТО (базе технического обслуживания) составит порядка 430 тысяч нормо-часов. Этот объем пре вышает весь наш годовой лимит на СРЗ-1 на 230 тысяч нормо-часов. Л ведь за счет этого лимита мы должны ремонтировать на этом заводе не только суда, переведенные на НСТО, но и остальные. А как покрыть образовавшийся дефицит? Вот поэтому судовым экипажам и приходится брать на себя часть работ, выполнение которых, согласно документа ции, предусматривалось на ВТО. Разумеется, та кие работы выполняются за отдельную плату. Вопрос о базе технического обслуживания слож ный, он, очевидно, будет решаться Главным управ лением «Севрыба». Но решать его нужно как мож но скорее, потому что к концу десятой пятилетки потребность в ремонте на ВТО по флоту составит ориентировочно 575 тысяч нормо-часов. Второй, не менее важный вопрос — кадры. Несмотря на все усилия, предпринимаемые для за крепления на судах специалистов, все же наблюда ется значительная текучесть их. Это приносит делу НСТО большой вред. Бывают случаи ничем не оп равданных перемещений кадров, много замены членов экипажей из-за их личной недисциплиниро ванности, из-за халатного отношения к документам, необходимым для выхода в море. К сожалению, базой резерва флота постоянно практикуется подмена отдельных членов экипажа на непродолжительные сроки (1—2 дня). Иногда направленных на подмену отзывают через 3 —4 часа. Такое положение приводит к тому, что подмен ные специалисты, еще не успев вникнуть в дело или только приготовившись к работе, с судна уходят. Подобная практика дает только одно: списание морских выходных дней. Пользы же от таких под мен никакой. А ведь условиями НСТО такие вре менные люди на судах не предусмотрены. Расчет фонда рабочего времепи вели, исходя из предпо сылки наличия ва судах полноценного экипажа, ко торый трудится полный работай день, а не просто значится в табеле. Такую практику подмены следует немедленно пре кратить. Направлять подмену членам экипажей нужно не менее чем на 5—7 дней. Чем на больший срон, тем лучше. В этом случае повышается от ветственность за порученное дело. Не будет так: разбирал механизм один, а собирать приходится другому, не понадобится искать и потерянные детали. Т р е т и й с е р ь е з н ы й в о п р о с — р е м о н т н о е о б о р у д о в а н и е и р е м о н т н ы е б р и г а д ы . Станочный парк на многих судах -нашего флота уже.изрядно изношен, а ремонтировать его непо средственно на судах никто не берется. Применять же агрегатный метод ремонта станков нет возмож ности из-за отсутствия обменного фонда. По этоіі причине выполнять на таких станках ра боты, требующие определенной точности, нельзя. К сожалению, до настоящего времени квалифи кация большинства членов судовых ремонтных бригад весьма низкая. Из-за этого они не могут выполнять весь объем работ своими силами. В ре зультате происходит перераспределение номенкла туры работ между членами ремонтных бригад и экипажем, то есть работы, которые должны выпол нять ремонтные бригады, вынуждены фактически выполнять члены экипажей. Думается, что специалистов ремонтных бригад следует в обязательном порядке направлять для прохождения практики на судоремонтные предприя тия с последующим присвоением им рабочих раз рядов, а размеры должностных окладов нужно на ставить в прямую зависимость от разрядов. Это станет хорошим стимулом к повышению квалифи кации. Но пока этого ' нет, наиболее рациональным решением этого вопроса представляется — растить кадры для ремонтных бригад непосредственно ив судах, принимая меры к их закреплению за ними. И еще немного об использовании ремонтных бригад на плавбазах. Документацией по НСТО предусмотрено исполь зование ремонтных бригад для выполнения осмотр*;- во-ремонтных работ, согласно графикам по всем за- ведованиям, включая и заведование старшего по мощника капитана. На практике выходит дрѵгое. Почти весь свой бюджет рабочего времени специа листы ремонтных бригад используют на ремонт оборудования рыбофабрики, установку новой тех* ники, непредвиденные работы, связанные с пере» наладкой технологических линий на другие виды продукции н на устранение различных поломок. В результате запланированные графиками по за- ведованиям работы либо остаются невыполненными, либо выполняются членами экипажей в неполном объеме. ; И, наконец, четвертый вопрос — материально-тех ническое обеспечение судов, переведенных на НСТО» Для того чтобы члены судовых экипажей могл» выполнять осмотрово-ремонтные работы, они, естественно, должны быть обеспечены всем neoC-j ходимым: материалами, сменно-запасньшн частями^ инструментом, средствами механизации работ. IОкончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz