Рыбный Мурман. 1976 г. Июль.
• Н а г л я д и а я а г и т а ц и я : д а ч и т р уже н и к о в торя е для простого показа х о д а р а б о т ы П ЛАВБАЗА «СЕВЕРОДВИНСК», которая спе циализируется на выработке рыбной муки, уходила в рейс в середине марта. Первый после XXV съезда рейс. Партийная и профсоюзная организации судна главное внимание уделили борьбе за качество, за эффективность в работе экипажа. Немалая роль в этом принадлежит и наглядной агитации. Надо было обновить стенды, заново офор мить многие из них. В начале рейса в кинозале появился плакат: ѵСеверодвинцы! Пятилетке качества и эффективно сти — наш ударный труд!». В салоне привлекает внимание стенд «Решения X X V съезда КПСС — в жизнь», где помещены обязательства экипажа, конкретно рассказано, что сделано моряками управления «Севрыбхолодфлот» за первые месяцы пятилетки. Много поработали активисты над стендом «Берег — промыслу». Он наглядно рассказывает об обя зательствах участников Договора десяти. <•Пятилетка, год 1976-й» — на этом стенде по мещены фотографии лучших моряков судна, рас сказано о их работе. В салоне «Северодвинска» много интересных фотовитрин. Одна из них посвящена победе совет ского народа в Великой Отечественной войне, дру гая повествует о повседневной работе и жизни эки пажа. Здесь же стенгазета «Звезда моряка», кото рая выходит регулярно. Конечно, оформление ряда витрин и стендов еще оставляет желать лучшего, но характерно, что все это сделано силами экипажа. После вахты моря ки, не считаясь со временем, рисовали, фотографи ровали, старались сделать все, чтобы кинозал, са лон выглядели как можно уютнее, привлекатель нее, чтобы можно было познакомиться с итогами труда экипажа. И они этого добились. В обновлении наглядной агитации активно участ вовали третий механик А. В. Вербицкий, третий штурман В. Д. Огнев, слесарь В, А. Кононов, сек ретарь партийной организации плотник В. А. Оку- иез. Очень помог морякам в этом и находившийся на судне преподаватель заочной школы моряков Е. С. Осокин. Примечателен такой факт. В канун Дня Победы моряки решили провести митинг на месте гибели легендарного «Тумана». Но где взять цветы, чтобы опустить на воду венок? И тогда уборщицы М. Г. Дмитрненко, В. С. Захарченко и официантка Т. П. Панфилова вызвались сделать венок из бумажных цветов. Вечерами кропотливо делали они из цвет ной бумаги яркие бутоны. И в день праздника под звуки судового оркестра венок был опущен на воду в координатах гибели отважного экипажа стороже вого корабля, Б ОЛЬШУЮ РАБОТУ ПРОДЕЛАЛИ АКТИВИ- СТЬІ-общественники во главе с первым помощником капитана И. П. Лавреновым. И все-таки есть несколько замечаний и в его адрес, и в адрес других первых помощников капитана. Прежде всего, некоторые первые помощники ка питана обращают главное внимание на внешнюю сторону дела, то есть стремятся к тому, чтобы на глядная агитация была эффектной, «солидной», чтобы стенды были красивыми, броскими. Что ж, это верно. Так оно и должно быть. Но ведь глав ное-то не в этом. Все стенды, витрины, плакаты должны быть конкретными, ясными, убедительны ми. Возьмем тот же лозунг: «Северодвинцы! Пяти летке качества и эффективности — наш ударный труд!». Хороший лозунг. А если сделать его кон кретнее? Определить задачи на рейс, на квартал, на год? — Твои задачи в пятилетке! — прямое обраще ние к каждому моряку — вот что его взбудоражит, заставит задуматься о своем месте в рабочем строю. Разумеется, определить задачи каждого, тем более постоянно контролировать их выполне ние — дело сложное и хлопотное. Но это — обя занность общественных организаций каждого фло та, каждого судна. Очень хорошо, что среди других материалов на «Северодвинске» вывешены обязательства экипажа на первый год десятой пятилетки. Но ведь есть и личные обязательства у каждого моряка, которые, надо думать, приняты не под копирку и не под диктовку первого помощника капитана. Так почему бы не вывесить и их? Почему бы систематически не подводить итоги личного соревнования? И, кета* іи, почему бы не развернуть это парное (не толь* ко между экипажами) соревнование во всю ширь? П ОМНИТСЯ, В 60-х ГОДАХ по инициативе де легата XX съезда КПСС, механика Мурман ского пароходства В. П. Осишша у нас ши роко развернулось соревнование под лозунгом «один плюс один», когда ударники коммунистиче ского труда брали обязательство помочь своим то варищам добиться этого высокого звания, достичь рубежа передовиков. Инициатива была широко подхвачена и в промысловых флотах. Почему-то о ней сейчас забыли.. И уж кому-кому, а первым помощникам капитанов сейчас, когда уделяется особенно большое внимание наставничеству, об этом помнить надо. И не только помнить, но и все мерно рассказывать о тех, кто помогает молодежи широко раскрывать их опыт, популяризировать его. В самом деле, на том же «Северодвинске», на многих судах других флотов .мы не найдем плака та с фотографиями передовиков производства, с конкретным рассказом о-б опыте его работы. Ведь одно дело, когда этот моряк передает свои навыки другому, если можно так сказать, наедине, и со всем другое, когда об этом могут прочитать в<з0 _ тут же, в салоне судна. Прочитать... очень хорошо, что на «Северодвни- ске» регулярно выходит стенная газета «Звезда моряка». Но... Опять это «но». И как не могут по нять серьезные, образованные люди (и не только на флотах, а й в управлениях), что стенгазета — это рупор коллектива, его голос, который поднима ет до самой главной высоты все наболевшие во просы. А тут — перепечатки, точней переписыва ния из центральных и других газет, вырезки из журналов. (Справедливости ради отмечу, что на «Северодвинске» — свои фотографии, сделанные первым помощником капитана). А ведь стенная га зета — это одно из самых действенных средств наглядной агитации. «5 * !jS М ОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД: возможности для творческого осуществления наглядной агита ции безграничны. Главное, чтобы ее делали не холодные руки. Не для показа, чтобы она по могала морякам выполнять решения XXV съезда КПСС, причем конкретно по каждому вопросу, па каждом рабочем месте. К. ИЛЬИН Н ЕПРЕРЫВНУЮ СИСТЕМУ технического об служивания (НСТО) еще не так давно назы вали новой. В настоящее время эта система у ж е прочно вошла в практику технической эксплуа тации флота. Достаточно сказать, что сейчас на Северном бас сейне ио НСТО работают 156 судов. В «Севрыбхо- Яодфлоте» — 25 судов. До конца 1976 года запла нировано перевести на эту систему еще семь ко раблей, Кан известно, суть непрерывной системы техниче ского обслуживания заключается в комплексе орга низационно-технических мероприятий, обеспечиваю щих наиболее длительную эксплуатацию судов без постановки в заводской ремонт с одновременным сохранением их хорошего технического состояния. К этому комплексу относятся: — Разработка специальной технической доку ментации для судов определенных типов, позволяю щей технически обоснованно планировать н прово дить осмотрово-ремонтные работы, определять их трудоемкость и наладить стройную систему учета и Отчетности. — Организация осмотрово-ремонтных работ си лами судовых экипажей в объемах и номенклатуре, •йбеспечивающнх исключение передачи судоремонт- рым предприятиям работ, которые можно вы полнить в судовых условиях. — Организация технического обеспечения ИСТО, предусматривающая наличие базы технического об служивания, достаточное количество средств меха низации ремонтных работ, материалов, сменно-за пасных частей, оборудования и т. п. На протяжении ряда лет механико-судовой служ бой систематически велась работа по разъяснению членам судовых экипажей и работникам береговых Служб сущности НСТО, оказывалась практическая «омощь в этом вопросе. Неоднократно проводились Семинары, непосредственно на судах давались реко мендации по ведению документации. При аттестаци ях командного состава механических служб в обя зательном порядке проверяется знание основных положений ИСТО. Следует отметить, что до недавнего времени во просами внедрения и осуществления этоіі системы в основном занимались только механнко-судовая .’служба и отдел организации труда и заработной платы. Другие отделы и слуя;бы, которые обязаны принимать в этом движении активное участие, были пассивными. Аналогичную позицию занимало и большинство судоводителей. Еще до сих нор неред ки случаи, когда члены судовых экипажей и бере говые работники слабо знакомы с основными но- Н С Т О ложеннями НСТО, хотя по роду выполняемой рабо ты они имеют к этой системе самое непосредствен ное отношение. Руководством флота предложено внести в долж ностные инструкции отделов и служб, так или иначе связанных с НСТО, пункты, касающиеся вопросов внедрения, осуществления и контроля за работой судов по этой системе. Хочется выразить надежду, что те товарищи, кому адресована эта критика, поймут ее правильно и сделают соответствующие выводы. З А ПРОДЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЭКСПЛУАТА ЦИИ судов между заводскими ремонтами приказом начальника флота экипажи ТР «Хибинские горы» и ТР «Полярные зори» отмече ны денежными премиями. Успешно закончили двухгодичные эксплуатацион но-ремонтные циклы плавбаза «Даурня» и ПР «Витус Беринг». За жриод цикла экипажем и судовой ремонтной бригадой плавбазы «Даурия» при плане 122432 нормо-часа выполнены осмотрово-ремонтные рабо ты в объеме 128219 нормо-часов. В пересчете на среднегодовые показатели эксплуатационное время увеличилось на 29 суток, экономический эффект — 241,3 тыс. рублей, повышение рентабельности суд на — 2,1 процента. На ПР «Витус Беринг» соответственно при плане 64846 нормо-часов выполнены работы в объеме 81972 нормо-часа, увеличение эксплуатационного времени составило 59 суток, экономический эффект — 173,4 тыс. рублей, повышение рентабельности — 3,1 процента. Приведенные примеры убедительно показывают, какой большой резерв повышения эффективности эксплуатации судов флота заложен в применении непрерывной системы технического обслуживания. В настоящее время мы имеем документацию НСТО для судов типа «Сибирь», «Пионерск», «Про фессор Баранов», «Прибой». «Поляр», «Северо двинск». По мере накопления опыта судовладельца ми и организациями — разработчиками документа ции, качество последней постоянно улучшается. Так, документация, разработанная ЦПКТБ главка «Севрыба» для судов типа «Сибирь», «Профессор Баранов» и «ГІоляр», значительно упрощена. Из ее состава исключены журналы учета работ, расхода с у д о материалов и инструментов. Это значительно сокра щает время, затрачиваемое на ее ведение. В состав новой документации по судам типа «Сибирь» включены листы-планы, в которых отра жается ход частичных классификационных осви детельствований, даны сводные таблицы трудо емкости, все документы снабжены подробными по- ясиениямн и инструкциями по их ведению. В документации для судов типа «Поляр» количе ство а объем документов также значительно сокра щены, введено четкое разграничение работ, ко торые должны выполняться во время вахт и в сво бодное от несения вахт время. ЦПКТБ ведет авторский надзор за двенадцатью судами нашего флота, производит расчеты экоі^'* мнческой эффективности от перевода на НСТО по результатам законченных циклов. Деловые контакты мы поддерживаем с работни ками отдела . исследований технической эксплуа тации ЦПКТБ. П РЕДЪЯВЛЕНИЕ СУДНА НА КЛАСС РЕ ГИСТРА СССР, как известно, дело сложное и трудоемкое. Кроме того, что разборка и сборка механизмов требует много времени, для чего судно приходится выводить из эксплуатации, есть еще и другие причины. Например, на судах типа «Сибирь» произвести одновременную разборку всех главных дизелей и генераторов из-за ограниченных размеров выгород ки ГДГ практически невозможно. Но выход из это го положения есть. Он заключается в применении системы частичных освидетельствований, проводи мых по системе непрерывного классификационного освидетельствования. Эта система заключается в распределении всего объема освидетельствования, необходимого для возобновления класса, на отдельные освидетель ствования, проводимые либо во время междурейсо вых стоянок, либо совмещаемые с ежегодным осви детельствованием. При этом распределение частей корпуса судна, механизмов и устройств, подлежа щих отдельным освидетельствованиям в течение че- тырехлетиего классификационного периода, должно быть равномерным (примерно 25 процентов в чение каждого года). Такая система позволяет предъявлять различные элементы к освидетельствованиям по частям, без
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz