Рыбный Мурман. 1976 г. Июль.

• Н а г л я д и а я а г и т а ц и я : д а ч и т р уже н и к о в торя е для простого показа х о д а р а б о т ы П ЛАВБАЗА «СЕВЕРОДВИНСК», которая спе­ циализируется на выработке рыбной муки, уходила в рейс в середине марта. Первый после XXV съезда рейс. Партийная и профсоюзная организации судна главное внимание уделили борьбе за качество, за эффективность в работе экипажа. Немалая роль в этом принадлежит и наглядной агитации. Надо было обновить стенды, заново офор­ мить многие из них. В начале рейса в кинозале появился плакат: ѵСеверодвинцы! Пятилетке качества и эффективно­ сти — наш ударный труд!». В салоне привлекает внимание стенд «Решения X X V съезда КПСС — в жизнь», где помещены обязательства экипажа, конкретно рассказано, что сделано моряками управления «Севрыбхолодфлот» за первые месяцы пятилетки. Много поработали активисты над стендом «Берег — промыслу». Он наглядно рассказывает об обя­ зательствах участников Договора десяти. <•Пятилетка, год 1976-й» — на этом стенде по­ мещены фотографии лучших моряков судна, рас­ сказано о их работе. В салоне «Северодвинска» много интересных фотовитрин. Одна из них посвящена победе совет­ ского народа в Великой Отечественной войне, дру­ гая повествует о повседневной работе и жизни эки­ пажа. Здесь же стенгазета «Звезда моряка», кото­ рая выходит регулярно. Конечно, оформление ряда витрин и стендов еще оставляет желать лучшего, но характерно, что все это сделано силами экипажа. После вахты моря­ ки, не считаясь со временем, рисовали, фотографи­ ровали, старались сделать все, чтобы кинозал, са­ лон выглядели как можно уютнее, привлекатель­ нее, чтобы можно было познакомиться с итогами труда экипажа. И они этого добились. В обновлении наглядной агитации активно участ­ вовали третий механик А. В. Вербицкий, третий штурман В. Д. Огнев, слесарь В, А. Кононов, сек­ ретарь партийной организации плотник В. А. Оку- иез. Очень помог морякам в этом и находившийся на судне преподаватель заочной школы моряков Е. С. Осокин. Примечателен такой факт. В канун Дня Победы моряки решили провести митинг на месте гибели легендарного «Тумана». Но где взять цветы, чтобы опустить на воду венок? И тогда уборщицы М. Г. Дмитрненко, В. С. Захарченко и официантка Т. П. Панфилова вызвались сделать венок из бумажных цветов. Вечерами кропотливо делали они из цвет­ ной бумаги яркие бутоны. И в день праздника под звуки судового оркестра венок был опущен на воду в координатах гибели отважного экипажа стороже­ вого корабля, Б ОЛЬШУЮ РАБОТУ ПРОДЕЛАЛИ АКТИВИ- СТЬІ-общественники во главе с первым помощником капитана И. П. Лавреновым. И все-таки есть несколько замечаний и в его адрес, и в адрес других первых помощников капитана. Прежде всего, некоторые первые помощники ка­ питана обращают главное внимание на внешнюю сторону дела, то есть стремятся к тому, чтобы на­ глядная агитация была эффектной, «солидной», чтобы стенды были красивыми, броскими. Что ж, это верно. Так оно и должно быть. Но ведь глав­ ное-то не в этом. Все стенды, витрины, плакаты должны быть конкретными, ясными, убедительны­ ми. Возьмем тот же лозунг: «Северодвинцы! Пяти­ летке качества и эффективности — наш ударный труд!». Хороший лозунг. А если сделать его кон­ кретнее? Определить задачи на рейс, на квартал, на год? — Твои задачи в пятилетке! — прямое обраще­ ние к каждому моряку — вот что его взбудоражит, заставит задуматься о своем месте в рабочем строю. Разумеется, определить задачи каждого, тем более постоянно контролировать их выполне­ ние — дело сложное и хлопотное. Но это — обя­ занность общественных организаций каждого фло­ та, каждого судна. Очень хорошо, что среди других материалов на «Северодвинске» вывешены обязательства экипажа на первый год десятой пятилетки. Но ведь есть и личные обязательства у каждого моряка, которые, надо думать, приняты не под копирку и не под диктовку первого помощника капитана. Так почему бы не вывесить и их? Почему бы систематически не подводить итоги личного соревнования? И, кета* іи, почему бы не развернуть это парное (не толь* ко между экипажами) соревнование во всю ширь? П ОМНИТСЯ, В 60-х ГОДАХ по инициативе де­ легата XX съезда КПСС, механика Мурман­ ского пароходства В. П. Осишша у нас ши­ роко развернулось соревнование под лозунгом «один плюс один», когда ударники коммунистиче­ ского труда брали обязательство помочь своим то­ варищам добиться этого высокого звания, достичь рубежа передовиков. Инициатива была широко подхвачена и в промысловых флотах. Почему-то о ней сейчас забыли.. И уж кому-кому, а первым помощникам капитанов сейчас, когда уделяется особенно большое внимание наставничеству, об этом помнить надо. И не только помнить, но и все­ мерно рассказывать о тех, кто помогает молодежи широко раскрывать их опыт, популяризировать его. В самом деле, на том же «Северодвинске», на многих судах других флотов .мы не найдем плака­ та с фотографиями передовиков производства, с конкретным рассказом о-б опыте его работы. Ведь одно дело, когда этот моряк передает свои навыки другому, если можно так сказать, наедине, и со­ всем другое, когда об этом могут прочитать в<з0 _ тут же, в салоне судна. Прочитать... очень хорошо, что на «Северодвни- ске» регулярно выходит стенная газета «Звезда моряка». Но... Опять это «но». И как не могут по­ нять серьезные, образованные люди (и не только на флотах, а й в управлениях), что стенгазета — это рупор коллектива, его голос, который поднима­ ет до самой главной высоты все наболевшие во­ просы. А тут — перепечатки, точней переписыва­ ния из центральных и других газет, вырезки из журналов. (Справедливости ради отмечу, что на «Северодвинске» — свои фотографии, сделанные первым помощником капитана). А ведь стенная га­ зета — это одно из самых действенных средств наглядной агитации. «5 * !jS М ОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД: возможности для творческого осуществления наглядной агита­ ции безграничны. Главное, чтобы ее делали не холодные руки. Не для показа, чтобы она по­ могала морякам выполнять решения XXV съезда КПСС, причем конкретно по каждому вопросу, па каждом рабочем месте. К. ИЛЬИН Н ЕПРЕРЫВНУЮ СИСТЕМУ технического об­ служивания (НСТО) еще не так давно назы­ вали новой. В настоящее время эта система у ж е прочно вошла в практику технической эксплуа­ тации флота. Достаточно сказать, что сейчас на Северном бас­ сейне ио НСТО работают 156 судов. В «Севрыбхо- Яодфлоте» — 25 судов. До конца 1976 года запла­ нировано перевести на эту систему еще семь ко­ раблей, Кан известно, суть непрерывной системы техниче­ ского обслуживания заключается в комплексе орга­ низационно-технических мероприятий, обеспечиваю­ щих наиболее длительную эксплуатацию судов без постановки в заводской ремонт с одновременным сохранением их хорошего технического состояния. К этому комплексу относятся: — Разработка специальной технической доку­ ментации для судов определенных типов, позволяю­ щей технически обоснованно планировать н прово­ дить осмотрово-ремонтные работы, определять их трудоемкость и наладить стройную систему учета и Отчетности. — Организация осмотрово-ремонтных работ си­ лами судовых экипажей в объемах и номенклатуре, •йбеспечивающнх исключение передачи судоремонт- рым предприятиям работ, которые можно вы­ полнить в судовых условиях. — Организация технического обеспечения ИСТО, предусматривающая наличие базы технического об­ служивания, достаточное количество средств меха­ низации ремонтных работ, материалов, сменно-за­ пасных частей, оборудования и т. п. На протяжении ряда лет механико-судовой служ­ бой систематически велась работа по разъяснению членам судовых экипажей и работникам береговых Служб сущности НСТО, оказывалась практическая «омощь в этом вопросе. Неоднократно проводились Семинары, непосредственно на судах давались реко­ мендации по ведению документации. При аттестаци­ ях командного состава механических служб в обя­ зательном порядке проверяется знание основных положений ИСТО. Следует отметить, что до недавнего времени во­ просами внедрения и осуществления этоіі системы в основном занимались только механнко-судовая .’служба и отдел организации труда и заработной платы. Другие отделы и слуя;бы, которые обязаны принимать в этом движении активное участие, были пассивными. Аналогичную позицию занимало и большинство судоводителей. Еще до сих нор неред­ ки случаи, когда члены судовых экипажей и бере­ говые работники слабо знакомы с основными но- Н С Т О ложеннями НСТО, хотя по роду выполняемой рабо­ ты они имеют к этой системе самое непосредствен­ ное отношение. Руководством флота предложено внести в долж­ ностные инструкции отделов и служб, так или иначе связанных с НСТО, пункты, касающиеся вопросов внедрения, осуществления и контроля за работой судов по этой системе. Хочется выразить надежду, что те товарищи, кому адресована эта критика, поймут ее правильно и сделают соответствующие выводы. З А ПРОДЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЭКСПЛУАТА­ ЦИИ судов между заводскими ремонтами приказом начальника флота экипажи ТР «Хибинские горы» и ТР «Полярные зори» отмече­ ны денежными премиями. Успешно закончили двухгодичные эксплуатацион­ но-ремонтные циклы плавбаза «Даурня» и ПР «Витус Беринг». За жриод цикла экипажем и судовой ремонтной бригадой плавбазы «Даурия» при плане 122432 нормо-часа выполнены осмотрово-ремонтные рабо­ ты в объеме 128219 нормо-часов. В пересчете на среднегодовые показатели эксплуатационное время увеличилось на 29 суток, экономический эффект — 241,3 тыс. рублей, повышение рентабельности суд­ на — 2,1 процента. На ПР «Витус Беринг» соответственно при плане 64846 нормо-часов выполнены работы в объеме 81972 нормо-часа, увеличение эксплуатационного времени составило 59 суток, экономический эффект — 173,4 тыс. рублей, повышение рентабельности — 3,1 процента. Приведенные примеры убедительно показывают, какой большой резерв повышения эффективности эксплуатации судов флота заложен в применении непрерывной системы технического обслуживания. В настоящее время мы имеем документацию НСТО для судов типа «Сибирь», «Пионерск», «Про­ фессор Баранов», «Прибой». «Поляр», «Северо­ двинск». По мере накопления опыта судовладельца­ ми и организациями — разработчиками документа­ ции, качество последней постоянно улучшается. Так, документация, разработанная ЦПКТБ главка «Севрыба» для судов типа «Сибирь», «Профессор Баранов» и «ГІоляр», значительно упрощена. Из ее состава исключены журналы учета работ, расхода с у д о материалов и инструментов. Это значительно сокра­ щает время, затрачиваемое на ее ведение. В состав новой документации по судам типа «Сибирь» включены листы-планы, в которых отра­ жается ход частичных классификационных осви­ детельствований, даны сводные таблицы трудо­ емкости, все документы снабжены подробными по- ясиениямн и инструкциями по их ведению. В документации для судов типа «Поляр» количе­ ство а объем документов также значительно сокра­ щены, введено четкое разграничение работ, ко­ торые должны выполняться во время вахт и в сво­ бодное от несения вахт время. ЦПКТБ ведет авторский надзор за двенадцатью судами нашего флота, производит расчеты экоі^'* мнческой эффективности от перевода на НСТО по результатам законченных циклов. Деловые контакты мы поддерживаем с работни­ ками отдела . исследований технической эксплуа­ тации ЦПКТБ. П РЕДЪЯВЛЕНИЕ СУДНА НА КЛАСС РЕ­ ГИСТРА СССР, как известно, дело сложное и трудоемкое. Кроме того, что разборка и сборка механизмов требует много времени, для чего судно приходится выводить из эксплуатации, есть еще и другие причины. Например, на судах типа «Сибирь» произвести одновременную разборку всех главных дизелей и генераторов из-за ограниченных размеров выгород­ ки ГДГ практически невозможно. Но выход из это­ го положения есть. Он заключается в применении системы частичных освидетельствований, проводи­ мых по системе непрерывного классификационного освидетельствования. Эта система заключается в распределении всего объема освидетельствования, необходимого для возобновления класса, на отдельные освидетель­ ствования, проводимые либо во время междурейсо­ вых стоянок, либо совмещаемые с ежегодным осви­ детельствованием. При этом распределение частей корпуса судна, механизмов и устройств, подлежа­ щих отдельным освидетельствованиям в течение че- тырехлетиего классификационного периода, должно быть равномерным (примерно 25 процентов в чение каждого года). Такая система позволяет предъявлять различные элементы к освидетельствованиям по частям, без

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz