Рыбный Мурман. 1976 г. Июль.

С П Е Ц И А Л И С Т Ы В Е Р Н У Л И С Ь И З К О М А Н Д И Р О В К И восьми тонн, передача рыбы вместе с траловым мешком дает большой экономический эффект. В ОТ ПОЧЕМУ по прибытии на промысел мы провели специальное совещание с рядовым и командным составом СТР-213, на кото­ ром обсудили варианты предлагаемой нами схемы, разъяснили важность задачи, поставленной руко­ водством флота. Капитанам наших СТР предло­ жили продумать предлагаемую схему бесконтакт­ ной передачи и дать свои предложения. На СТР-213 на первом этапе решили сделать до­ полнительное подкрепление тралового мешка, что­ бы исключить возможность потерь передаваемого .улова даже в случае обрыва тяговых тросов и дру­ гих деталей передаточного устройства, ухудшения погодных условий. С этой целью на траловом меш­ ке, по всей его длине цилиндрической части, вдоль уже имеющихся боковых топенантов, установили по одному дополнительному топенанту из капроно­ вого каната окружностью 100 мм. Дополнительные топенанты с помощью усиленных привязок закре­ пили за сетную часть мешка, а огоны топенантов на кутке соединили фигурной скобой грузоподъем­ ностью в шесть тонн. Огоны дополнительных топенантов со стороны конуса оставили свободными, так как в дальнейшем предусматривали крепление за них глаголь-гаков двух стопорных оттяжек, которые удерживали бы мешок за бортом во время отдачи вытяжного шкентеля с грузового стропа на мешке. К обухам портала такелажными скобами СА-7,5 закрепили стопорные оттяжки. В качестве стопорных оття­ жек использовали трехметровые лапки от трало­ вых досок из стального троса диаметром 22 мм., к противоположным концам оттяжек закрепили глаголь-гаки. Пути увеличения эффективности СТР РЫБУ МОЖНО ПЕРЕДАВАТЬ В ТРАЛОВОМ АЛЕШКЕ П О УКАЗАНИЮ НАЧАЛЬНИКА управления «Мурманрыбфлот» К. Н. Шаповалова треть­ его мая на СТР-213 мы уходили на облов окуня. Нашей задачей было: разработать, отрабо­ тать и внедрить в практику промышленного рыбо­ ловства схему бесконтактной передачи улова с судов 'типа СТР на плавучие рыбозаводы, прямо в трало­ вых мешках. Промысловая обстановка е последней декады апреля позволяла экипажам наших сейнеров-трау­ леров добиваться примерно таких же результатов, как на БМРТ. Это 15—20 тонн рыбы-сырца за ко­ роткое траление. Однако из-за малочисленности команды на сейнерах-траулерах не справлялись с уборкой улова с палубы — затариванием его в контейнеры — за время очередного траления. В связи с этим рыбаки теряли драгоценное про­ мысловое время, эффективность сейнеров-трауле­ ров резко снижалась. Рыбные ящики на палубах СТР вмещают не более восьми тонн окуня, выливка же рыбы в трю­ мы, охлаждение ее там с последующим затарива­ нием в контейнеры также не решает проблемы сокращения времени на сдачу улова, а, наоборот, увеличивает их, так как возникает необходимость выполнять дополнительные операции по перевалке рыбы, а сдача ее на плавбазы вместе со льдом не­ избежно приводит к занижению приемщиками -VСеврыбхолодфлота» общего количества. П ОЛУМЕРОЙ на пути сохранения потерь вре­ мени может стать максимальное обеспечение СТР достаточным числом (60—80 шт.) кон­ тейнеров. Это позволило бы складировать вылов­ ленную рыбу в трюмах уже затаренной в контей­ неры, а не наливом. Однако в момент нашего при­ хода иа промысел сейнеры-траулеры имели на бор­ ту по 2 5—30 контейнеров. Такая необеспеченность ими вынуждала экипажи совершать подходы к ба- ^іам при наличии на бор^у 15—20 тонн затаренной рыбы, остальную сдавали прямо у борта базы (в хо­ рошую погоду) или в дрейфе после получения снабжения. Затаривание окуня в контейнеры — трудоемкая операция, па которую уходит много времени, потому что он не обладает той текуче­ стью, что треска. Например, здесь не применишь да­ же самые простейшие приспособления — расход­ ные ящики, лотки. Проведенный нами хронометраж показал, что средний показатель затрат времени на затаривании в контейнеры 10-тонного улова составлял на СТР-213 четыре-пять часов. Вот почему сдача уло­ вов в траловых мешках, безусловно, явилась бы основным фактором максимального сокращения потерь промыслового времени, но и в этом случае л а борту сейнера-траулера. должно быть достаточно контейнеров, потому что в случае подъемов менее в — 10 тонн за траление передача улова в мешке уже становится нерациональной. Такое количест­ во рыбы команда СТР вполне успевает затарить в контейнеры за четырехчасовое траление без потерь промыслового времени. Когда, же подъем выше 14 мая при очередном тралении подняли десять тони окуня, который решили сдать базе «Земля Кольская» в траловом мешке. Трал полностью под­ няли на борт сейнера-траулера, куток оставался на слиповой канавке. Для соединения кутка с обнос- йым тросом СТР использовали стальной строп из Троса диаметром 22 мм и такелажные скобы гру­ зоподъемностью четыре тонны. Предварительно по­ ловину топенантных огонов соединили с одним огоном стропа, а вторую половину закрепили f;o второму огону стропа. Соединение стропа Hit мешке с обносным тросом (кабелем) сделали с по» іиощыо скользящей на нем скобы грузоподъемно­ стью в четыре тонны. Сделали это, чтобы добиться равномерного распределения нагрузок на топе­ нант мешка при подъеме его на слип. После отсоединения мешка от трала и вылавлива­ ния ваера плавбазы и соединения его с обносным тросом СТР морякам предложили уйти в безопас­ ные места, а сейиер-траулер развернулся слипом в сторону кормы плавбазы. Туда подали команду •?Выонрать паер >, на СТР-213 дали «средний д вперед». Под натяжением ваера мешок с десятитон­ ным уловом сполз по слипу за борт Все. казалось, шло хорошо, но при подъеме мешка на базу, в момент преодоления им участка сопряжения сли­ па с палубой произошел обрыв стропа, закреплен­ ного нами за огоны топенантов мешка. После по­ вторной застропки мешка у борта СТР 213 (сдела­ ли ее за жгут мешка стропом из стального троса диаметром 24 мм через скобу способом «удавки») на слипе плавбазы вновь произошел обрыв. ІІа этот раз в передаточном устройстве плавбазы, а при третьей попытке порвалась скоба, опять-таки в пе­ редаточном устройстве базы. Во всех случаях об­ рывы случались в начале преодоления мешком угла, образованного плоскостями слипа и палубы плавбазы. База отказалась участвовать в дальней­ ших экспериментах, мешок подняли на палубу СТР-213. Осмотр не выявил каких-либо поврежде­ ний его. Топенанты, сетная часть, «ребра» не имели деформаций. Решение напрашивалось следующее: изъять нз передаточного устройства плавбазы » СТР все тросы диаметром 22 мм и заменить их тросами диаметром не менее 26 мм, убрать скобы грузоподъемностью четыре тонны и сварные ша­ ровые вертлюги: установить скобы грузоподъем­ ностью 7,5 тонны и кованые вертлюги такой же грузоподъемности; подъем мешка по слипу базы производить на малых оборотах лебедки. На СТР-213 не оказалось троса диаметром 26 мм, и для изготовления обносного кабеля применили спаренный трос диаметром 22 мм. Таким же спосо­ бом изготовили буксировочный строп 4 і*ч МАЯ в наш район подошел ПР «Витус Бе- I ( ринг». С капитаном этого судна согласо­ вали условия передачи 10 тонн рыбы е траловым мешком. Передача улова была произве­ дена на малом ходу обоих судов и прошла ус­ пешно. Позднее и на плавбазу «Земля Кольская» с СТР-213 уловы в 10 тонн в траловых мешках пе­ редавали четыре раза. Это уже не случайность. В этот іке день с капитанами, старшими масте­ рами добычи наших СТР провели специальное совещание по организации бесконтактной переда­ чи улова в мешках, где особое внимание уделили обеспечению условий безопасной работы на всех этапах отработанной схемы, правильной оснастке передаточного устройства, а капитанам передали конкретные рекомендации по безопасности море­ плавания в этот период. Экипаж СТР-303 дважды передавал уловы, и оснастка передаточного устройства не вызывала, каких-либо неясностей н была одобрена всеми ка­ питанами наших СТР, а также капитанами плав­ баз «Земля Кольская» (тов. Климахин Г. АЛ и «Витус Берннг» (тов. Неробов В. В.). С ЧИТАЕМ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ использо­ вать в дальнейшем прч обильных уловах передачу их с СТР нэ базу бесконтактны» способом. Это значительно повысит эффективность ссйнера-траулера на промысле, будет способство­ вать максимальному выпуску пищевой рыбной продукции. В дни путин необходимо использовать сейнеры-траулеры как ловцы для определенной ба­ зы. База должна выделяться специально для групп СТР и работать только с ними в тесном контакте, чтобы у нас не случались переходы сейнеров-трау­ леров с 30 тоннами рыбы из района промысла И базе за 120 миль. Это основное условие. В. ЧИСТЯКОВ, ст. морской инспектор* В. ШЕВЕЛЕВ, заместитель начальника отде­ ла техники безопасности. НА СНИМКАХ: ВВЕРХУ: Выливка улова на борту СТР. ВНИЗУ» ' Сформированное передаточное устройство ■— кон­ тейнеры; траловый мешок «сходит» по слипу за борт. Фото В. Чистякова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz