Рыбный Мурман. 1976 г. Июль.
С П Е Ц И А Л И С Т Ы В Е Р Н У Л И С Ь И З К О М А Н Д И Р О В К И восьми тонн, передача рыбы вместе с траловым мешком дает большой экономический эффект. В ОТ ПОЧЕМУ по прибытии на промысел мы провели специальное совещание с рядовым и командным составом СТР-213, на кото ром обсудили варианты предлагаемой нами схемы, разъяснили важность задачи, поставленной руко водством флота. Капитанам наших СТР предло жили продумать предлагаемую схему бесконтакт ной передачи и дать свои предложения. На СТР-213 на первом этапе решили сделать до полнительное подкрепление тралового мешка, что бы исключить возможность потерь передаваемого .улова даже в случае обрыва тяговых тросов и дру гих деталей передаточного устройства, ухудшения погодных условий. С этой целью на траловом меш ке, по всей его длине цилиндрической части, вдоль уже имеющихся боковых топенантов, установили по одному дополнительному топенанту из капроно вого каната окружностью 100 мм. Дополнительные топенанты с помощью усиленных привязок закре пили за сетную часть мешка, а огоны топенантов на кутке соединили фигурной скобой грузоподъем ностью в шесть тонн. Огоны дополнительных топенантов со стороны конуса оставили свободными, так как в дальнейшем предусматривали крепление за них глаголь-гаков двух стопорных оттяжек, которые удерживали бы мешок за бортом во время отдачи вытяжного шкентеля с грузового стропа на мешке. К обухам портала такелажными скобами СА-7,5 закрепили стопорные оттяжки. В качестве стопорных оття жек использовали трехметровые лапки от трало вых досок из стального троса диаметром 22 мм., к противоположным концам оттяжек закрепили глаголь-гаки. Пути увеличения эффективности СТР РЫБУ МОЖНО ПЕРЕДАВАТЬ В ТРАЛОВОМ АЛЕШКЕ П О УКАЗАНИЮ НАЧАЛЬНИКА управления «Мурманрыбфлот» К. Н. Шаповалова треть его мая на СТР-213 мы уходили на облов окуня. Нашей задачей было: разработать, отрабо тать и внедрить в практику промышленного рыбо ловства схему бесконтактной передачи улова с судов 'типа СТР на плавучие рыбозаводы, прямо в трало вых мешках. Промысловая обстановка е последней декады апреля позволяла экипажам наших сейнеров-трау леров добиваться примерно таких же результатов, как на БМРТ. Это 15—20 тонн рыбы-сырца за ко роткое траление. Однако из-за малочисленности команды на сейнерах-траулерах не справлялись с уборкой улова с палубы — затариванием его в контейнеры — за время очередного траления. В связи с этим рыбаки теряли драгоценное про мысловое время, эффективность сейнеров-трауле ров резко снижалась. Рыбные ящики на палубах СТР вмещают не более восьми тонн окуня, выливка же рыбы в трю мы, охлаждение ее там с последующим затарива нием в контейнеры также не решает проблемы сокращения времени на сдачу улова, а, наоборот, увеличивает их, так как возникает необходимость выполнять дополнительные операции по перевалке рыбы, а сдача ее на плавбазы вместе со льдом не избежно приводит к занижению приемщиками -VСеврыбхолодфлота» общего количества. П ОЛУМЕРОЙ на пути сохранения потерь вре мени может стать максимальное обеспечение СТР достаточным числом (60—80 шт.) кон тейнеров. Это позволило бы складировать вылов ленную рыбу в трюмах уже затаренной в контей неры, а не наливом. Однако в момент нашего при хода иа промысел сейнеры-траулеры имели на бор ту по 2 5—30 контейнеров. Такая необеспеченность ими вынуждала экипажи совершать подходы к ба- ^іам при наличии на бор^у 15—20 тонн затаренной рыбы, остальную сдавали прямо у борта базы (в хо рошую погоду) или в дрейфе после получения снабжения. Затаривание окуня в контейнеры — трудоемкая операция, па которую уходит много времени, потому что он не обладает той текуче стью, что треска. Например, здесь не применишь да же самые простейшие приспособления — расход ные ящики, лотки. Проведенный нами хронометраж показал, что средний показатель затрат времени на затаривании в контейнеры 10-тонного улова составлял на СТР-213 четыре-пять часов. Вот почему сдача уло вов в траловых мешках, безусловно, явилась бы основным фактором максимального сокращения потерь промыслового времени, но и в этом случае л а борту сейнера-траулера. должно быть достаточно контейнеров, потому что в случае подъемов менее в — 10 тонн за траление передача улова в мешке уже становится нерациональной. Такое количест во рыбы команда СТР вполне успевает затарить в контейнеры за четырехчасовое траление без потерь промыслового времени. Когда, же подъем выше 14 мая при очередном тралении подняли десять тони окуня, который решили сдать базе «Земля Кольская» в траловом мешке. Трал полностью под няли на борт сейнера-траулера, куток оставался на слиповой канавке. Для соединения кутка с обнос- йым тросом СТР использовали стальной строп из Троса диаметром 22 мм и такелажные скобы гру зоподъемностью четыре тонны. Предварительно по ловину топенантных огонов соединили с одним огоном стропа, а вторую половину закрепили f;o второму огону стропа. Соединение стропа Hit мешке с обносным тросом (кабелем) сделали с по» іиощыо скользящей на нем скобы грузоподъемно стью в четыре тонны. Сделали это, чтобы добиться равномерного распределения нагрузок на топе нант мешка при подъеме его на слип. После отсоединения мешка от трала и вылавлива ния ваера плавбазы и соединения его с обносным тросом СТР морякам предложили уйти в безопас ные места, а сейиер-траулер развернулся слипом в сторону кормы плавбазы. Туда подали команду •?Выонрать паер >, на СТР-213 дали «средний д вперед». Под натяжением ваера мешок с десятитон ным уловом сполз по слипу за борт Все. казалось, шло хорошо, но при подъеме мешка на базу, в момент преодоления им участка сопряжения сли па с палубой произошел обрыв стропа, закреплен ного нами за огоны топенантов мешка. После по вторной застропки мешка у борта СТР 213 (сдела ли ее за жгут мешка стропом из стального троса диаметром 24 мм через скобу способом «удавки») на слипе плавбазы вновь произошел обрыв. ІІа этот раз в передаточном устройстве плавбазы, а при третьей попытке порвалась скоба, опять-таки в пе редаточном устройстве базы. Во всех случаях об рывы случались в начале преодоления мешком угла, образованного плоскостями слипа и палубы плавбазы. База отказалась участвовать в дальней ших экспериментах, мешок подняли на палубу СТР-213. Осмотр не выявил каких-либо поврежде ний его. Топенанты, сетная часть, «ребра» не имели деформаций. Решение напрашивалось следующее: изъять нз передаточного устройства плавбазы » СТР все тросы диаметром 22 мм и заменить их тросами диаметром не менее 26 мм, убрать скобы грузоподъемностью четыре тонны и сварные ша ровые вертлюги: установить скобы грузоподъем ностью 7,5 тонны и кованые вертлюги такой же грузоподъемности; подъем мешка по слипу базы производить на малых оборотах лебедки. На СТР-213 не оказалось троса диаметром 26 мм, и для изготовления обносного кабеля применили спаренный трос диаметром 22 мм. Таким же спосо бом изготовили буксировочный строп 4 і*ч МАЯ в наш район подошел ПР «Витус Бе- I ( ринг». С капитаном этого судна согласо вали условия передачи 10 тонн рыбы е траловым мешком. Передача улова была произве дена на малом ходу обоих судов и прошла ус пешно. Позднее и на плавбазу «Земля Кольская» с СТР-213 уловы в 10 тонн в траловых мешках пе редавали четыре раза. Это уже не случайность. В этот іке день с капитанами, старшими масте рами добычи наших СТР провели специальное совещание по организации бесконтактной переда чи улова в мешках, где особое внимание уделили обеспечению условий безопасной работы на всех этапах отработанной схемы, правильной оснастке передаточного устройства, а капитанам передали конкретные рекомендации по безопасности море плавания в этот период. Экипаж СТР-303 дважды передавал уловы, и оснастка передаточного устройства не вызывала, каких-либо неясностей н была одобрена всеми ка питанами наших СТР, а также капитанами плав баз «Земля Кольская» (тов. Климахин Г. АЛ и «Витус Берннг» (тов. Неробов В. В.). С ЧИТАЕМ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ использо вать в дальнейшем прч обильных уловах передачу их с СТР нэ базу бесконтактны» способом. Это значительно повысит эффективность ссйнера-траулера на промысле, будет способство вать максимальному выпуску пищевой рыбной продукции. В дни путин необходимо использовать сейнеры-траулеры как ловцы для определенной ба зы. База должна выделяться специально для групп СТР и работать только с ними в тесном контакте, чтобы у нас не случались переходы сейнеров-трау леров с 30 тоннами рыбы из района промысла И базе за 120 миль. Это основное условие. В. ЧИСТЯКОВ, ст. морской инспектор* В. ШЕВЕЛЕВ, заместитель начальника отде ла техники безопасности. НА СНИМКАХ: ВВЕРХУ: Выливка улова на борту СТР. ВНИЗУ» ' Сформированное передаточное устройство ■— кон тейнеры; траловый мешок «сходит» по слипу за борт. Фото В. Чистякова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz