Рыбный Мурман. 1976 г. Июль.
Океан—арена сотрудничества П ОЧТИ ДВА МЕСЯЦА представители 140 стран обсуждали вопросы, связанные с выработкой международной конвенции по морскому пра ву. Она должна урегулировать широкий комплекс- проблем правового режима Мирового океана, рацио нального использования его живых к минеральных ресурсов в интересах всех государств с тек, чтобы обеспечить укрепленно мира и международного со* трудиичества ка морских просторах. Столетиями Мировой океан использовался всеми государствами для судоходства и рыболовства. Из давна сложилась общепринятая практика установ ления территориальных ео д шириной от трех до 12 морских миль, на которые распространяется суве ренитет соответствующего прибрежного государ ства, Однако положение стало быстро измениться в середина нашего века., когда исследования Миро вого океана позволили с уверенностью утверждать, что будущее человечества в значительной степени зависит от того, насколько око сумеет освоить ко лоссальные водные пространства. . Мы теперь гораздо яснее представляем себе мае штабы богатств, находящихся за пределами суши. Океан можно по праву считать продовольственно-; кладовой мира: вылавливаемые ежегодно 7 0 — 7 5 миллионов топя рыбы по некоторым оценкам состав ляют лишь несколько процентов потенциальных океанических «урожаев» белка. О минеральных за пасах и поныне трудно говорить с полной опреде ленность», но известно, например, что нефти в .под водных месторождениях в несколько раз больше, ч е м на суше, а скопления руд некоторых металлов, особенно железа и марганца, представляются огром ными, И тон е не;>:»кация использования морских богатств вызвала стремление некоторых прибрежных стран увеличить ширину своих территориальных вод до 200 миль с распространением своего суверенитета на это пространство. Б основе таких устремлений лежат усконацио- палнстическнс интересы, не учитываются интересы т е х с граи, которые не имеют своего морского бере га,, а также международного сообщества в целом, ибо создание 200-мильных территориальных вод существенным образом ограничило бы развитие международного судоходства с сферу международ ного сотрудничества. Это был бы совершенно не оправданный и чреватый большими опасностями путь раздела Мирового океана. . Наша страна к другие социалистические страны выступают за то, чтобы ширина территориальных вод не превышала 12 миль. Эго создает вполне благоприятные условия для использования Мирово го океана всеми государствами. Такой же позиции придерживаются около 100 других стран, ■Исторически сложился принцип свободы судоход ства через проливы, используемые для международ ного судоходства к соединяющие часта открытого коря. Это необходимая основа для. нормального осуществления международного судоходства и тор говли, а также для обеспечения безопасности к обо ронных интересов многих государств. В некоторых случаях, когда прибрежные іг про ливу государства имеют ширину' территориальных Заместитель министра иностранных дел СССР, руководитель советской делегации С. П. КОЗЫРЕВ рассказывает о 4-й сессии третьей Конференции ООН по морскому праву вод менее 12 миль и такой пролив пмеет полосу открытого. моря, увеличение ширины территори альных вод до 12 миль может привести и его пол ному перекрытию территориальными водами. Такое положение, если не установить особого статуса для проливов, используемых для междуна- родного судоходства, могло бы привести к ограни чениям свободы судоходства через проливы. По этому необходимо закрепление *в международном порядке принципа свободы судоходства в пролета самолетов через морские проливы, используемые для международного судоходства. Именно за такое равноправное для всех государств осуществление принципа свободы судоходства выступает наша страна. Нельзя, разумеется, отрицать ап того, ч-то есп, страны, для которых океан представляет основной источник существования, ни обоснованности пози ции ряда молодых национальных государств, указы вающих на неравные условия, в которых они оказа лись вследствие тормозящего влияния колониализ ма сравнительно с державами, традиционно веду щими морской промысел. Стремление таких госу дарств полнее использовать доступные им богат ства океана всегда разделялось социалистическими странами. Достаточно напомнить о содействии, ко торое оказывал и оказывает Советский Союз в раз витии рыболовства ряду государств Африки к Ла тинской Америки, Но невозможно не замечать и того, что претен зии некоторых стран па исключительные права в зонах, традиционно рассматривавшихся как откры тое море, вступают в серьезное противоречие с ин тересами всего мирового сообщества, Интенсивное развитие рыболовства привело і: то- му, что отдельные государства стали в* односторон нем порядке издавать правила рыболовства, рас пространяющиеся на 200-мыльную зону прибреж ных вод. Такое одностороннее распространение пра вил на воды открытого моря противоречит основ ным принципам свободы открытого моря.. Возникла совершенно новая проблема," которая требует меж дународного урегулирования. Многие государства выступили с предложениями о создании экономической зоны шириной до 200 миль, в пределах которой прибрежные государства имели бы суверенные права на ее естественные ресурсы. Развивающиеся страны вітдят в ресурсах этой зоны дополнительный источник развития сво ей экономики. Эти интересы вполне понятны. Од і?о в данном случае возникает серьезная и слои ’ проблема сочетания как прав прибрежных госу дарств, так к прай всех других государств в э?;оіг йической зоне. * Передник колхоза Среди тружеников колхоза имени ХХі съезда КПСС хорошо известен моторист СРТ-р «-.Калевала» й.еддшшр Иванович Китае». Специалист работа? і это» судне седьмой еод. Владимир Иванович • д а р и * m a j i n c n w m n труда. Он неодаократін. поощрялся как ирааление* « ймходо . и «омаиаи*- Імюие* корабля. »■'(> сяиж»: в , И. K m m t , Фэдія jf». Щи:;«м*а. Советский Союз согласен на предоставления прибрежным государствам суверенных прав на ес тественные ресурсы экономической зоны, Это под разумевает не только эксплуатацию ресурсов зоны прибрежным государством, но и пх рациональное оптимальное использование, включая и право ино странного рыболовства в зоне, если само прибреж ное государство не добывает всего, допустимого улова рыбы. Развитие науки и техники после второй мировой войны позволило эксплуатировать естественные ре сурсы континентального шельфа а теперь появи лась возможность использования ресурсов и глубо ководного морского дна за пределами ш е л ьф а /Т а ким образом, для промышленной разведки я разра ботки становятся доступными огромные площади морского и океанического дна. Однако в междуна родном праве пока не существует норм, которые могли бы в полной мере регулировать промышлен ную деятельность по освоению ресурсов морского дна за пределами шельфа. Их предстоит создать, о различные государства выдвигают всевозмозкные предложения по этому вопросу. Совершенно очевидно, и с этим все согласны, что морское дно йа пределами континентального шельфа ни в целом, ни по частям не принадлежи никакому государству, группам государств, физиче ским или юридическим лицам, Оао является, как теперь говорят, «общим наследием человечества*. В связи с этим возникает вопрос: на каких право вых основаниях могут эксплуатироваться участок морского дна? Ответы далеко не однозначны. В частности, пред лагается установить систему контрактов, по кото рым каждое государство могло бы получать г т международной организации, создаваемой для э и ч цели, участки морского дна для эксплуатации ре сурсов на определенный срок. При этой системе го сударство выплачивает соответствующие суммы международной организации, предоставившей ему участок морского дна. Кроме того, международная организация будет, очевидно, обладать нравом са мостоятельно производить разведку и разработку ресурсов морского дна. Веками складывался существующий в современ ном международном праве .принцип свободы откры того моря! в который ныйе входят свобода судоход ства, .рыболовства, полетов над открытым морем, прокладки подводных кабелей, научных исследова ний и другие свободы. Со временем эти свободы наполнялись новым содержанием, и многие из не имеют такого, абсолютного хар; имели первоначально. Однако совершенно неоправданным представля ется стремление некоторых стран значительно orpS- нщшть’плп вообще ликвидировать ЭТИ свободы 05; крытого моря. Осуществление подобных планов о з начает отмену сложившегося порядка использова ния «од открытого моря, что дезорганизовало бы . ^упальмонашіе Мирового океана и освоение его р* уеуруов. Таким образом сегодня вновь рассматриваются пЛяти все основные положении международного нрава о режиме Мирового океана. В этйх целЯ^ и Созвана ЗН Конференция ООН ііо морскому праву; Которая пробела уже четвёртую сессию. В ходе сессии делегации С С С Р и других социалистических стран отвечали, что вырабатываемая конвенция пЛ Морскому праву должна явиться документом, отне чающим интересам всех стран, чти пснолниовакце ресурсов и пространств Мирового океана не долж- йо быть причиной трений и конфликтов между го сударствами. Представители стран социалистического содруже ства и ряда других государств выстудили пн то. чтобы единая конвенция по морскому праву решал? в комплексе такие важные вопросы, как предель ная ширина территориальных вод, свободный, б ес препятственный проход всех судов через междука родные проливы, обеспечение свободы судоходства на пределами территориальных вод. а также конор-, <й >1 рыболовства в экономической нон морской среды от загрязнения и т, д. ■Конечно, остается еще много слонин-: с и нере шенных проблем. Сохраняются еще доволлпо серь езные расхождения в позициях различных j ру/н? государств. Все ото потребует от участников кон ференции новых больших усилий в их далын-нінсі; работе. Важно, однако, то, что большинство госу дарств в 'ходе сессии проявило понимание необхо димости. решения узловых вопросов исполь давании Мирового океана в интересах укреплении монло/ народного сотрудничества и обееничеии і лшр;* и> морях. Океан должен не разде.тяіь, а с;і.;;кі,зіь • г.о.>*,г. актера, Какоіі опн Редактор А. А. МИРОНОВ. & П О М Ы С Л И - S 9 І * | # « У І СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД' РТ 185 «Веха», РТ-177 «Сулмн», 6МРТ-257 «Салтыков-Щедрин*, С РТ-р-719, ТР « И р к у т с к *. ЗАВТРА: РТ-260 «В*т луга», ПСТ-1307 «Ры бак Зап о л я рья*. 5АТ «Адмирал Головко», БМРТ-442 *Кировсн»,' СРТ-4125, ТР «Роза Люксембург,» тан мера *Нефтекамск*. ----------------------------------------------------- ------------------------ А АМЕСИ Т « і * ь :?>ный І ѴІ радй !\ > П н д ? -:. Г»5 0 5 і . П:-Нс. і э іи , — 2 ков. Мурманск — 183001. Мурманский рыбный порт, ТЕЛЕФОНЫ; редактор — 62-64, замести гель ре дактора, ответственный секретарь — 70-89, литера іики — 63-96 и 70-45 родских АТС 7 турные сотрудн Вызов с го- 7-70-89, 7-63-96, 7-70-35. '* "'ѴѴ ........I....... . .<i. м»,• Мѵ.>юзасі-.а« областная ЛНІографіія. г. М-.чѵ; нс-ч, Зак. -1033. ПН-01229,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz