Рыбный Мурман. 1976 г. Июль.
Вызов на соревнование Возвращаясь в родной порт с ірѵдоной победой, сообщаем, что рейсовое задание перекрыто. Выпол нено соцобязательство в честь Дня рыбака. Нашему кораблю в очередную стоянку предстоит ремонт. Мы надеемся, что судоремонтники примут все меры к тому, тгооы выполнять его досрочно, н о позволит экипажу сократить стоянку, быстрее вый ти на промысел. Комсомольско-мо.тодежвый экипаж комму мистиче ского труда ППР «Буссоль» вызывает на соревнова ние участников Договора десяти. Коллектив обязует ся своевременно под готовить необходимую документацию, будет оказывать бригадам завода помощь. Свои ми силами мы произ вели чистку почти всех топливных танков. По поручению экипажа: капитан-директор ПОД- ДУБНЫИ, первый помощник ДАНИЛОВ, пред- еудкома профсоюза МАКЕЕВ, секретарь комсо мольской организации КОРАБЛЕВ. В с е передовое — в ж я з ж ь / Н А ОБЩЕСУДОВОМ собрании экипажа БМРТ «Быково» обсуждены почины: за максималь ное использование сырца на пищевые цели, «Ни одного отстающего рядом!», инженерное обес печение — принятым социалистическим обязатель ствам. Почины одобрены, утвержден план мероприятий по обеспечению их выполнения, согласно которому проводятся ежедневные совещания начальников служб с повесткой дня: итоги работы экипажа за сутки, анализ использования сырца на пищевые це ли, качества выпускаемой продукции, работы рыбо мучной установки, состояния охраны труда. Обсуж даются задачи на текущие сутки и перспективные планы рабоіы служб с учетом замечаний и предло жении. НОТ. Выполнение мероприятий позволит повысить про изводительность труда, эффективнее использовать технику, добиться присвоения Знака качества выпу скаемой рыбопродукции. Капитан ВАСИЛЬЕВ, первый помощник капи тана ЕЛЬТОВСКИИ, секретарь парторганизации ЖОЛОДОВ, предеудкома ИОНИЧЕВ. « К Р ІИ Ы С ІМ В Чтобы лучше использовать биологические р е с у р с ы Актуальным вопросам изучения и рационального использования биологических ресурсов внутренних водоемов, морей н океанов посвящен III съезд Все союзного гидробиологического общества Академии наук СССР, который недавно проходил в Риге. В его работе принимали участие свыше 500 делегатов и гостей из всех союзных республик, а также ученые ГДР, Польши, Чехословакии, Канады, Швеции и ря да других стран. О съезде рассказывает президент Всесоюзного гидробиологического общества, заслуженный дея тель наук РСФСР профессор Г. Г. Винберг. М ОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ себе огромную важ ность исследований водных организмов, если учесть, что своей жизнедеятельностью они оГіоспечпвают круговорот веществ на 70 процентах поверхности нашей планеты. Гидробиология изуча ет не отдельные виды животных и растений, а их природную совокупность. От инвентаризации водной флоры и фауны до раскрытия закономерностей сложнейших биологических процессов в гидросфере — таков вековоіі путь развития этой науки. Сегодня па ее вооружении — новейшие технические средст ва, позволяющие воспринимать слабое биологиче ское свечение в толщах океана, производить фото съемки на больших глубинах, автоматически регист рировать физико-химические показатели и качества воды. Советские ученые проводят глубокие теоретиче ские и научно-практические исследования экологии одной среды, участвуют в выполнении целого ряда международных программ, связанных с прогнозиро ванием запасов и освоением разнообразных продук тов морей и океанов. Одна из важнейших задач гидробиологии заключа ется в том, чтобы способствовать переходу от пас сивного промысла к активному управлению биологи ческими ресурсами водоемов. Для достижения этой цели в нашей стране осуществляются определенные мероприятия. Началась, например, организация спе циальных морских плантациіі по разведению про мысловых моллюсков, водорослей. Нельзя не отме тить и успехи в рациональном ведении прудового хо зяйства, рыбная продуктивность которого достигла в среднем 10 центнеров с гектара. В СССР широким фронтом развернулись гидро биологические исследования водохранилищ. Объем этих работ не имеет себе равных в мире. Советские ученые занимают также передовые позиции по мето дике определения продуктивности водных организ мов, изучению микробиологических процессов в во доемах и ряду других направлений. В связи с необходимостью постоянных наблюде ний за состоянием воды и охраны ее от загрязнений в Советском Союзе создается единая гидробиологи ческая служба. К концу нынешней пятилетки она бу дет располагать 50 лабораториями. Достижения и перспективные проблемы отечест венной гидробиологии изложены более чем в 400 до кладах. Участники съезда прослушали, например. Доклады на такие темы, как «Современные пробле мы Балтийсного моря», «Прогноз водохозяйствен ных балансов рек южного склона СССР», Биоло гические ресурсы ІМнрового океана >, «Развитие гидробиологии за 100 лет» и другие. За последние 15—20 лет в результате усилий уче ных многих стран и в том числе советских исследо вателей накоплен обширный материал о рельефе дна Мирового океана, океанологической характеристике основных его районов, закономерностях биологиче ских процессов, определяющих биологическую про дуктивность океана. По ориентировочным подсчетам, общее количество зоопланктона и бентоса — основ ного корма рыб н крупных беспозвоночных — со ставляет около 16 млрд. тонн, из них 14 млрд. тонн находятся в высокопродуктивных районах океана. Наличие такой кормовой базы обеспечивает сущест вование 3 0 0—320 млн. тонн рыб и крупных беспоз воночных, что гарантирует их вылов в размере око ло 90 млн. тонн. Отмечено, что современная рыбопродуктивность Мирового океана уже приближается к своему преде лу и без сколько-либо существенной корректировки этих процессов в интересах человека нельзя рассчи тывать на существенное увеличение мирового выло ва. Становится жизненно важным научиться активно воздействовать на океан и его обитателей с тем, что бы повысить его рыбопродуктивность, создать в нем управляемые морские подводные «огороды» и «фер мы», изменить в нужном для человека направлении некоторые протекающие в нем океанологические процессы, определяющие рыбопродуктивность того или иного района, осуществить вселение новых кор мовых и промысловых объектов, провести крупно масштабную биомелиорацию и подготовить много других мероприятий в этих целях. Сейчас в Мировом океане ежегодно выращивает ся около 5 млн. тонн водорослей, беспозвоночных и рыбы, то есть 7—8 процентов общего мирового вылова. Ведущее место в этом занимает Япония, ко торая ежегодно выращивает вблизи своих берегов 900 тысяч тонн ценных водных объектов. Предварительные расчеты показывают, что в перспективе марикультура может обеспечить выра щивание нескольких десятков миллионов тонн вод ных объектов. Существенные результаты могут быть получены в результате крупномасштабных биоме- лиоративных работ, направленных на улучшение ус ловий воспроизводства и обитания наиболее ценных промысловых объектов. Так, например, в Северном море пелагические сагитты поедают до 80 процентов корма сельди. Уничтожение этих хищников, по-види мому, будет способствовать возрастанию численно сти сельди. В северной части Тихого океана, в пре делах районов с низкими придонными температура ми, непригодных для обитания промысловых рыб, находится около 150 миллионов тони кормовых объ ектов. Если бы удалось вселить сюда холодноводных рыб, например, из Антарктики, то появилась бы воз можность создать новый рыбопромысловый район. Гидробиология за 100 лет прошла путь от описа- телыю-регистрируіощей науки, изучающей влияния отдельных факторов среды па некоторые организмы, до науки творческой, основанной на глубоких теоре тических исследованиях Мирового океана. ЗАБОТЫ БОЦМАНА в РЯД ЛИ КОГО-НИБУДЬ 113 ЛЮДЕЙ нашей моряцкой профессии оставило равно душным шіеьмо в редакцию боцмана траЛс- вого Флота А. Седова. Прочитал я его в «Рыбном Мурмаие» за 25 апреля й решил поделиться свои- .ни заботами. Новичком меня не назовешь: только в -Севрыбхолодфлоте» работаю одиннадцатый год, С полным основанием могу сказать, что перемены в составе нашего флота за восьмую и девятую ля* тнлетійі в его оснащении, в организации труда ы о * ряков позволяют здесь работать качественнее, пол нее удовлетворять запросы рыбаков. Взять хотя бы наш транспортный рефрижератор «Полярный круг». Это современное судно. За'пята' предыдущих лет с повостроя здесь сложился друін* пый и работоспособный экипаж. Работаем мы по щешшскому методу: сокращенный до 16 матросов штат заставляет моряков остальных служб и заве* дованпіі тщательно готовиться к выходу в рейс,; Ведь па промысле, кроме своих обязанностей, при ходится трудиться наравне с матросами на загрузке рыбопродукции и доснабженни рыболовных трауле ров. Что ;і говорить, нелегко приходится. Так, за во семь неполных промысловых суток с 20 апреля мы не только загрузили в трюмы и доставили в порт, около 4000 тонн рыбной продукции, но и отпусти ли рыболовным судам свыше ИЗО тонн топлива и воды. Тут приходилось как матросам, так и нал» с третьим дизельным механиком А. Е. Марченскиьі разворачиваться вовсю. Не менее напряженным» были дни промысла и в четвертом, закончившемся 26 мая рейсе. Зато все понимают: в общем успехе экипажа есть весомый вклад каждого моряка. А именно хо рошими делами и славен наш коллектив. Кварталь ный план в первом году новой пятилетки выполнен с учетом социалистического обязательства на 115 процентов. Успешно поработала команда в третьем и четвертом рейсах. Все это позволяет встречать наш праздник — День рыбака досрочным выполне нием семимесячного задания. В общем работать в рейсе приходится, как гово рится, не покладая рук. А ведь у меня есть еще и свое заведование — боцманское хозяйство. Вот почему считаю, что будет ио-хозяйски, если во вре мя стоянки в порту мы, боцманы, станем получать больше практической помощи от служб управления флота. Нас, в частности, волнует тот факт, что у снаб женцев стало правилом выполнять заявки только в последний день. «На носу» отход, да и за время перехода иногда не успеваешь проверить, что и как со снабжением, а на промысле надо доснабжать суда, кроме собственных потребностей в тех пли иных материалах, в спецодежде. Далее. Известно, что заботы боцманские не кон чаются только образцовым содержанием судна. В порту тоже дел чаще всего невпроворот. Надо что- то сдать в ремонт, а отслужившее своіі век — в утиль. Тут без автомашины никак не обойтись1.' Ждешь-ждешь помощи, махнешь рукой и начина ешь за «сувенир» упрашивать кого-нибудь из шо феров помочь с перевозкой судового имущества. Полностью поддерживая предложения боцмана РТ-261 «Воткинск», считаю, что после возвраще ния судна в порт из рейса управлению флота сле довало бы выделять одного-двух матросов-выдви- женцев в помощь боцману. Это явилось бы для наших помощников на несколько дней стоянки суд на в порту и хорошей боцманской практикой. А то приходится боцману в стоянку крутиться как бел ка в колесе. Слов нет, забот у всех нас прибавилось. Новые задачи десятой пятилетки требуют мобилизации всех сил. Но судовым экипажам нужно теперь больше и конкретнее помогать. Боцманы, во вся ком случае, на транспортных рефрижераторах в этом нуждаются. В. СУРНИН, боцман транспортного рефриже ратора «Полярный круг». На снимке: автор, ветеран «Сеирмбхолодфлота», один из лучших производственников судовой команды ТР <ГІолярш,ій круг» боцман Виктор Александрович Сурппн. Фото Б. Щукина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz