Рыбный Мурман. 1976 г. Февраль.

• Наставниче ство — в е л е н и е в р е м е н и И ТОГИ ДЕВЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ, проект ЦК КПСС к XXV съезду партии «Основные на­ правления развития народного хозяйства СССР на 1976— .1980 годы» ярко свидетельствую* о постоянной заботе Коммунистической партии и Советского правительства об улучшении подготовки для народного хозяйства всесторонне развитых мо­ лодых рабочих, производственников нового типа. Завершающий год девятой пятилетки стал нача­ лом проведения Всесоюзного общественного смотра состояния подготовки и повышения квалификации молодых рабочих на производстве. Сейчас самая активная пора смотра. Отдел подготовки кадров Мурманского ордена Ле­ нина морского рыбного порта, возглавляемый В. А. Земляным, ясно понимает, что успешное про­ ведение смотра позволит решить задачи дальней­ шего совершенствования подготовки и повышения квалификации рабочих. Для руководства смотром здесь создана комиссия і*з 13 человек. В нее вошли представители профсо­ юзной. комсомольской организаций, новаторы и пе­ редовики производства, 'работники отдела подготов­ ки кадров, лучшие инструкторы производственного обучения, преподаватели теоретического обучения, председатели цеховых смотровых комиссий. Воз­ главляет комиссию заместитель начальника рыбно­ го порта Г. В. Данилов. Учитывая свои производственные условия, обще- нортовская комиссия разработала и утвердила усло­ вия смотра и наметила меры по улучшению всего дела обучения кадров. В план проведения общест­ венного смотра входят мероприятия, направленные ка укрепление учебно-методической базы, на улуч­ шение методической работы, усиление идейно-поли­ тического и нравственного воспитания молодых ра­ бочих. Предусмотрены также собрания рабочих во всех мехах по изучению условий и задач смотра; организация шефства квалифицированных рабочих над молодыми: мероприятия по повышению педаго­ гического мастерства с инструкторами производст- •екяого обучения и преподавателями теоретического обучения: организация курсов крановщиков, стро* лальщиков-сигналмциков, слесарей портовой меха­ низации и т. д.: обеспечение наглядными пособиями, учебной литературой; вовлечение работающей моло­ дежи в вечерние школы. В цехах, на участках руководство смотром воз­ ложено на цеховые смотровые комиссии, которые возглавляют опытные специалисты. Эти комиссии подбирают опытных рабочих наставников для орга­ низации шефства над молодыми тружениками, про­ водят конкурсы профессионального мастерства, кон­ тролируют посещение молодежью ВСОШ, заботят­ ся о наличии в цехе передвижной библиотечки. Привлечение рабочей молодежи к этому важному делу, проведение смотра дали положительные ре­ зультаты. В ПЕРВОМ ГРУЗОВОМ районе в конкурсе про­ фессионального мастерства и смотре прини­ мают участие 230 молодых рабочих, работа­ ет 20 наставников; во втором грузовом районе по­ высили свою квалификацию 296 молодых портови­ ков. В энергохозяйстве с января по сентябрь 1975 года 12 молодых рабочих благодаря наставничест­ ву повысили квалификацию, а девяти ученикам присвоены разряды. В Положении о смотре большое внимание уде­ ляется дальнейшему развитию движения наставни­ ков молодых рабочих. Трудовой коллектив для мо­ лодого человека — большая школа жизни, школа воспитания. И в процессе обучения видная роль принадлежит рабочим-наставникам — подлинным .^питателям рабочей смены. Это люди разных возрастов, преимущественно кадровые рабочие, люди щедрой души и горячего сердца, с большим трудовым и жизненным опытом. О них на XVII съезде ВЛКСМ тепло говорил Гене­ ральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Бреж­ нев: «Наставники как бы передают эстафету труда из настоящего в будущее. И мы от всей души при­ ветствуем представителей славного рабочего клас­ са, которые, не жалея сил и времени, передают спой богатый опыт, свои знания молодой смене, вступающей в большую трудовую жизнь». В постоянном общении с ветеранами идет про­ цесс нравственного становления молодых тружени­ ков. В их взаимоотношениях утверждается атмо­ сфера взаимной доброжелательности, симпатии и доверия. Наставник для молодого рабочего яв­ ляется не только специалистом, мастером своего де­ ля, но и воспринимается им прежде всего как пред­ ставитель коллектива, олицетворяющий лучшие чер­ ты и качества человека-творца, созидателя, активно­ го борца за государственные интересы. В рыбном порту честь быть рабочим-наставни- ком доверяют людям, которые пользуются в кол­ лективе заслуженным авторитетом, у кого есть че­ му поучиться в профессиональном отношении и кто по-настоящему добр, внимателен, отзывчив, чуток к товарищам. Каждый год сюда поступает немало молодых ра­ бочих, и помочь им овладеть рабочей профессией, влиться в производственный коллектив — почетная и ответственная задача старших. Настоящими наставниками становятся люди, ко­ торые занимаются молодежью по велению сердца. Такова Г. И. Рохина, член КПСС, активная общест- .ішица, партгрупорг. Глафира Ивановна несколько лет избирается членом райкома, и сейчас она — член Первомайского райкома КПСС. Для коммуниста Г. И. Рохиной быть наставни­ ком — важное партийное поручение. За 19 лет тру­ довой деятельности она воспитала, дала путевку и жизнь многим молодым рабочим, привила лю­ бовь к профессии, вкус к творческому поиску. Стро­ гий и в то же время терпеливый воспитатель Гла­ фира Ивановка душевно щедра. Е С Л И ОПЫТНЫЙ Приходят к пей разные по характеру люди, по­ этому так важен индивидуальный подход, позволя­ ющий зачитывать характер,'наклонности каждого из них. Она умеет для каждого найти такие слова, ко­ торые звучат по-рабочему, по-товарищески. Ее бес­ покоит все: и как молодые люди проводят свобод­ ное время, и чем они интересуются, что их волнует. Многие по совету наставника учатся в средних специальных учебных заведениях, высших, закан­ чивают их. Теперь воспитанников Г, И. Рохиной можно встретить на самых разных участках произ­ водства. Вывшие ее питомцы Т. Белошкап н Г. Ку- сенкова учатся сейчас в высших учебных заведени­ ях, ко на каникулах обязательно навещают Глафи­ ру Ивановну, делятся с ней своими радостями и не­ удачами. Рабочую специальность под р> ководством Г, И. Рохиной еще молодым парнишкой получил В. А. Фалеев. Затем закончил МВИМУ, работает инже­ нером на судоверфи. После армии многие ее воспи­ танники возвращаются на родное предприятие. Как, например, Т. ІІІвайка и Н. Журен ко, которым дала путевку в жизнь эта замечательная труженица. Она и сегодня готовит двух учеников — А. Алип- кина и В. Седова, вовлекая их в общественную всизнь порта, помогает им быстрее освоить специ­ альность. Р АБОТНИКИ ОТДЕЛА кадров стараются к наставничеству привлечь и молодых, но уже опытных рабочих, которые имеют доста­ точно высокий разряд и зарекомендовали себя людь­ ми политически грамотными, развитыми, способны­ ми учить тех, кто помоложе. Они прошли школу армейской закалки, стали специалистами, доказали на деле гражданскую зрелость. И именно в них не­ иссякаемый резерв наставничества. Одним из таких молодых наставников в рыбном порту является Ю, И. Сорокин, который стал побе­ дителем конкурса на звание «‘■Лучший наставник молодежи». Много сил и внимания уделяет он своим воспитанникам. В орденоносном коллективе 50 наставников, боль­ шинство из них — ударники коммунистического труда, коммунисты. Среди них такие уважаемые люди, как Р. В. Кожевников, В. А. Баскаков, В. И. Нефедов. Е. А. Марков, П. А. Овчинников, И. Т- Разин, А. С. Мининский, Н. А. Кердевар, А. А. Сметанин, И. П. Шадрин. Наставник, наставляя других, учится сам, он на­ ходится постоянно в поиске. На наш взгляд, необхо­ димо в помощь наставникам, по примеру многих предприятий страны, выработать рекомендации, где были бы раскрыты их обязанности и задачи. Глав­ ные из них: знакомить молодого рабочего с тради­ циями предприятия, формировать коммунистическое отношение молодого рабочего к труду, способство­ вать его активному участию в социалистическом со­ ревновании и движении за коммунистический труд, помогать молодому рабочему приобщаться к ком­ сомольской жизни, вместе с комсомольской органи­ зацией готовить его к вступлению в ВЛКСМ, конт­ ролировать и оказывать ему помощь в выполнении общественных поручений, следить за успехами мо­ лодого рабочего в учебе, помогать правильно орга­ низовать рабочее и свободное время, воспитывать подшефного культурным человеком, знать семью молодого рабочего и его товарищей по общежитию. Р Я Д О М РАБОЧИЙ усиливать ах воспитательное воздействие на под* Шефного. Эти рекомендации помогут наставнику решить главную задачу —• научить рабочего овладеть специальностью, обучить подшефного передовым приемам выполнения производственных операций. В системе подготовки рабочих кадров на произ­ водстве существует много различных форм и ме* тодов. Такие, как индивидуальный метод, производ­ ственно-технические курсы, курсы целевого назна­ чения, школы передовых методов труда, обучение вторым и смежным профессиям. Выбор метода обу­ чения зависит от конкретных условий производства, от получаемой специальности. Рыбный порт готовит рабочих по десяти специ­ альностям За 1975 год подготовлен Ѳ51 человек. К АЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ и повышения ква-т лифпкации во многом определяется состояни­ ем учебно-материальной базы, условиями проведения занятий, оснащением учебного процес­ са. Имеются три хорошо оборудованных учебных класса, оснащенных плакатами. Для изучения тео­ ретического курса создаются учебные группы от 10 до 25 человек, которые занимаются в течение месяца по 3 — 4 часа. После окончания обучения учащиеся сдают квалификационной комиссии экза­ мен. и им присваивается тарифный разряд. Применение различных форм обучения: устное изложение материала, беседа, экскурсия, упражне­ ния для закрепления учебного матери ал а..дают по­ ложительные результаты в работе преподавателей. Большую помощь им и инструкторам производ­ ственного обучения оказывает работник отдела под­ готовки кадров Т. М. Катишкина. Она проводит кон­ сультации, индивидуальные беседы, разрабатывает рекомендации по вопросам педагогики. При ее ак­ тивном участии интересно проходят занятия семи­ нара для преподавателей и инструкторов производ­ ственного обучения. Деятельность рабочих-наставников оказывает по­ ложительное. влияние на молодых рабочих. Сокра­ тились случаи нарушения трудовой дисциплины, у молодежи возрос интерес к повышению своей про­ изводственной квалификации. Овладение професси­ ей ..- первый этап становления молодых рабочих. После получения профессии они продолжают осва­ ивать все тонкости дела, совершенствуют свое ма­ стерство, постоянно учатся новым, наиболее раци­ ональным приемам и методам работы. В процес­ се повышения квалификации рабочие расширяют свой производственный профиль, постепенно осваи­ вают новые для них виды работ. За 1975 год повысили квалификацию .1022 рабо­ чих, в том числе на курсах ... 586. в школах пере­ дового труда — 60. 376 рабочих овладели вторыми и смежными специальностями. У ЧАСТИЕ ВО ВСЕСОЮЗНОМ СМОТРЕ за­ ставляет коллектив ордена Ленина морского рыбного порта думать, искать пути улучше­ ния качества подготовки рабочих, в учебном про­ цессе использовать более эффективные методы и формы обучения, шире развертывать движение на­ ставничества. А. ЛИМАНЕНКО. старший методист, А. БАРЫШЕВА, методист бассейнового методического кабинета главка «Севрыба*. к « і Заслуженным авторитетом пользуется на СТР-213 «Старобельск» управления «Мурманр 15- флот* молодой специалист Сергей Иванович Родионов, которого вы видите на этом снимке, электро­ механик хорошо освоил технику нового судна, возглавляет в коллективе «Комсомольский прожектор» - верный помощник народных контролеров. Фото В. Щукина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz