Рыбный Мурман. 1976 г. Февраль.
• Наставниче ство — в е л е н и е в р е м е н и И ТОГИ ДЕВЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ, проект ЦК КПСС к XXV съезду партии «Основные на правления развития народного хозяйства СССР на 1976— .1980 годы» ярко свидетельствую* о постоянной заботе Коммунистической партии и Советского правительства об улучшении подготовки для народного хозяйства всесторонне развитых мо лодых рабочих, производственников нового типа. Завершающий год девятой пятилетки стал нача лом проведения Всесоюзного общественного смотра состояния подготовки и повышения квалификации молодых рабочих на производстве. Сейчас самая активная пора смотра. Отдел подготовки кадров Мурманского ордена Ле нина морского рыбного порта, возглавляемый В. А. Земляным, ясно понимает, что успешное про ведение смотра позволит решить задачи дальней шего совершенствования подготовки и повышения квалификации рабочих. Для руководства смотром здесь создана комиссия і*з 13 человек. В нее вошли представители профсо юзной. комсомольской организаций, новаторы и пе редовики производства, 'работники отдела подготов ки кадров, лучшие инструкторы производственного обучения, преподаватели теоретического обучения, председатели цеховых смотровых комиссий. Воз главляет комиссию заместитель начальника рыбно го порта Г. В. Данилов. Учитывая свои производственные условия, обще- нортовская комиссия разработала и утвердила усло вия смотра и наметила меры по улучшению всего дела обучения кадров. В план проведения общест венного смотра входят мероприятия, направленные ка укрепление учебно-методической базы, на улуч шение методической работы, усиление идейно-поли тического и нравственного воспитания молодых ра бочих. Предусмотрены также собрания рабочих во всех мехах по изучению условий и задач смотра; организация шефства квалифицированных рабочих над молодыми: мероприятия по повышению педаго гического мастерства с инструкторами производст- •екяого обучения и преподавателями теоретического обучения: организация курсов крановщиков, стро* лальщиков-сигналмциков, слесарей портовой меха низации и т. д.: обеспечение наглядными пособиями, учебной литературой; вовлечение работающей моло дежи в вечерние школы. В цехах, на участках руководство смотром воз ложено на цеховые смотровые комиссии, которые возглавляют опытные специалисты. Эти комиссии подбирают опытных рабочих наставников для орга низации шефства над молодыми тружениками, про водят конкурсы профессионального мастерства, кон тролируют посещение молодежью ВСОШ, заботят ся о наличии в цехе передвижной библиотечки. Привлечение рабочей молодежи к этому важному делу, проведение смотра дали положительные ре зультаты. В ПЕРВОМ ГРУЗОВОМ районе в конкурсе про фессионального мастерства и смотре прини мают участие 230 молодых рабочих, работа ет 20 наставников; во втором грузовом районе по высили свою квалификацию 296 молодых портови ков. В энергохозяйстве с января по сентябрь 1975 года 12 молодых рабочих благодаря наставничест ву повысили квалификацию, а девяти ученикам присвоены разряды. В Положении о смотре большое внимание уде ляется дальнейшему развитию движения наставни ков молодых рабочих. Трудовой коллектив для мо лодого человека — большая школа жизни, школа воспитания. И в процессе обучения видная роль принадлежит рабочим-наставникам — подлинным .^питателям рабочей смены. Это люди разных возрастов, преимущественно кадровые рабочие, люди щедрой души и горячего сердца, с большим трудовым и жизненным опытом. О них на XVII съезде ВЛКСМ тепло говорил Гене ральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Бреж нев: «Наставники как бы передают эстафету труда из настоящего в будущее. И мы от всей души при ветствуем представителей славного рабочего клас са, которые, не жалея сил и времени, передают спой богатый опыт, свои знания молодой смене, вступающей в большую трудовую жизнь». В постоянном общении с ветеранами идет про цесс нравственного становления молодых тружени ков. В их взаимоотношениях утверждается атмо сфера взаимной доброжелательности, симпатии и доверия. Наставник для молодого рабочего яв ляется не только специалистом, мастером своего де ля, но и воспринимается им прежде всего как пред ставитель коллектива, олицетворяющий лучшие чер ты и качества человека-творца, созидателя, активно го борца за государственные интересы. В рыбном порту честь быть рабочим-наставни- ком доверяют людям, которые пользуются в кол лективе заслуженным авторитетом, у кого есть че му поучиться в профессиональном отношении и кто по-настоящему добр, внимателен, отзывчив, чуток к товарищам. Каждый год сюда поступает немало молодых ра бочих, и помочь им овладеть рабочей профессией, влиться в производственный коллектив — почетная и ответственная задача старших. Настоящими наставниками становятся люди, ко торые занимаются молодежью по велению сердца. Такова Г. И. Рохина, член КПСС, активная общест- .ішица, партгрупорг. Глафира Ивановна несколько лет избирается членом райкома, и сейчас она — член Первомайского райкома КПСС. Для коммуниста Г. И. Рохиной быть наставни ком — важное партийное поручение. За 19 лет тру довой деятельности она воспитала, дала путевку и жизнь многим молодым рабочим, привила лю бовь к профессии, вкус к творческому поиску. Стро гий и в то же время терпеливый воспитатель Гла фира Ивановка душевно щедра. Е С Л И ОПЫТНЫЙ Приходят к пей разные по характеру люди, по этому так важен индивидуальный подход, позволя ющий зачитывать характер,'наклонности каждого из них. Она умеет для каждого найти такие слова, ко торые звучат по-рабочему, по-товарищески. Ее бес покоит все: и как молодые люди проводят свобод ное время, и чем они интересуются, что их волнует. Многие по совету наставника учатся в средних специальных учебных заведениях, высших, закан чивают их. Теперь воспитанников Г, И. Рохиной можно встретить на самых разных участках произ водства. Вывшие ее питомцы Т. Белошкап н Г. Ку- сенкова учатся сейчас в высших учебных заведени ях, ко на каникулах обязательно навещают Глафи ру Ивановну, делятся с ней своими радостями и не удачами. Рабочую специальность под р> ководством Г, И. Рохиной еще молодым парнишкой получил В. А. Фалеев. Затем закончил МВИМУ, работает инже нером на судоверфи. После армии многие ее воспи танники возвращаются на родное предприятие. Как, например, Т. ІІІвайка и Н. Журен ко, которым дала путевку в жизнь эта замечательная труженица. Она и сегодня готовит двух учеников — А. Алип- кина и В. Седова, вовлекая их в общественную всизнь порта, помогает им быстрее освоить специ альность. Р АБОТНИКИ ОТДЕЛА кадров стараются к наставничеству привлечь и молодых, но уже опытных рабочих, которые имеют доста точно высокий разряд и зарекомендовали себя людь ми политически грамотными, развитыми, способны ми учить тех, кто помоложе. Они прошли школу армейской закалки, стали специалистами, доказали на деле гражданскую зрелость. И именно в них не иссякаемый резерв наставничества. Одним из таких молодых наставников в рыбном порту является Ю, И. Сорокин, который стал побе дителем конкурса на звание «‘■Лучший наставник молодежи». Много сил и внимания уделяет он своим воспитанникам. В орденоносном коллективе 50 наставников, боль шинство из них — ударники коммунистического труда, коммунисты. Среди них такие уважаемые люди, как Р. В. Кожевников, В. А. Баскаков, В. И. Нефедов. Е. А. Марков, П. А. Овчинников, И. Т- Разин, А. С. Мининский, Н. А. Кердевар, А. А. Сметанин, И. П. Шадрин. Наставник, наставляя других, учится сам, он на ходится постоянно в поиске. На наш взгляд, необхо димо в помощь наставникам, по примеру многих предприятий страны, выработать рекомендации, где были бы раскрыты их обязанности и задачи. Глав ные из них: знакомить молодого рабочего с тради циями предприятия, формировать коммунистическое отношение молодого рабочего к труду, способство вать его активному участию в социалистическом со ревновании и движении за коммунистический труд, помогать молодому рабочему приобщаться к ком сомольской жизни, вместе с комсомольской органи зацией готовить его к вступлению в ВЛКСМ, конт ролировать и оказывать ему помощь в выполнении общественных поручений, следить за успехами мо лодого рабочего в учебе, помогать правильно орга низовать рабочее и свободное время, воспитывать подшефного культурным человеком, знать семью молодого рабочего и его товарищей по общежитию. Р Я Д О М РАБОЧИЙ усиливать ах воспитательное воздействие на под* Шефного. Эти рекомендации помогут наставнику решить главную задачу —• научить рабочего овладеть специальностью, обучить подшефного передовым приемам выполнения производственных операций. В системе подготовки рабочих кадров на произ водстве существует много различных форм и ме* тодов. Такие, как индивидуальный метод, производ ственно-технические курсы, курсы целевого назна чения, школы передовых методов труда, обучение вторым и смежным профессиям. Выбор метода обу чения зависит от конкретных условий производства, от получаемой специальности. Рыбный порт готовит рабочих по десяти специ альностям За 1975 год подготовлен Ѳ51 человек. К АЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ и повышения ква-т лифпкации во многом определяется состояни ем учебно-материальной базы, условиями проведения занятий, оснащением учебного процес са. Имеются три хорошо оборудованных учебных класса, оснащенных плакатами. Для изучения тео ретического курса создаются учебные группы от 10 до 25 человек, которые занимаются в течение месяца по 3 — 4 часа. После окончания обучения учащиеся сдают квалификационной комиссии экза мен. и им присваивается тарифный разряд. Применение различных форм обучения: устное изложение материала, беседа, экскурсия, упражне ния для закрепления учебного матери ал а..дают по ложительные результаты в работе преподавателей. Большую помощь им и инструкторам производ ственного обучения оказывает работник отдела под готовки кадров Т. М. Катишкина. Она проводит кон сультации, индивидуальные беседы, разрабатывает рекомендации по вопросам педагогики. При ее ак тивном участии интересно проходят занятия семи нара для преподавателей и инструкторов производ ственного обучения. Деятельность рабочих-наставников оказывает по ложительное. влияние на молодых рабочих. Сокра тились случаи нарушения трудовой дисциплины, у молодежи возрос интерес к повышению своей про изводственной квалификации. Овладение професси ей ..- первый этап становления молодых рабочих. После получения профессии они продолжают осва ивать все тонкости дела, совершенствуют свое ма стерство, постоянно учатся новым, наиболее раци ональным приемам и методам работы. В процес се повышения квалификации рабочие расширяют свой производственный профиль, постепенно осваи вают новые для них виды работ. За 1975 год повысили квалификацию .1022 рабо чих, в том числе на курсах ... 586. в школах пере дового труда — 60. 376 рабочих овладели вторыми и смежными специальностями. У ЧАСТИЕ ВО ВСЕСОЮЗНОМ СМОТРЕ за ставляет коллектив ордена Ленина морского рыбного порта думать, искать пути улучше ния качества подготовки рабочих, в учебном про цессе использовать более эффективные методы и формы обучения, шире развертывать движение на ставничества. А. ЛИМАНЕНКО. старший методист, А. БАРЫШЕВА, методист бассейнового методического кабинета главка «Севрыба*. к « і Заслуженным авторитетом пользуется на СТР-213 «Старобельск» управления «Мурманр 15- флот* молодой специалист Сергей Иванович Родионов, которого вы видите на этом снимке, электро механик хорошо освоил технику нового судна, возглавляет в коллективе «Комсомольский прожектор» - верный помощник народных контролеров. Фото В. Щукина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz