Рыбный Мурман. 1976 г. Февраль.

• . „Броненосцу „Потемкин" — 50 дет і Б р о н е н о с е ц « п о т е м к и н » ; Сергея Эйзенштейна был . впервые показан в Большом театре,- на торжественном 'засе­ дании, посвященном 20-летию революции 1905 года. На экраны страны он вышел в 1926 году и в том же году перешагнул через границы СССР, чтобы на­ чать свое триумфальное шествие по миру, продол­ жающееся вот уже 50 лет. В связи с появлением «Броненосца» и окружав­ ших. его фильмов «Стачка», «Мать», - «Октябрь», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана», «Арсенал» в зарубежных кинематографических кругах часто возникают разговоры о чуде. Разве это не чудо, говорят наши зарубежные коллеги; почти сразу же после революции, еще до того, как он по­ строил тяжелую индустрию, приобрел грамотность, освоил знания, накопленные предшествующими по­ колениями, пролетариат разоренной войнами Рос­ сии создал свою великую кинематографию, свой бессмертный- «Броненосец «.Потемкин», всемирно признанный ныне как лучший фильм всех времен и народов! . ' Но чудес, как известно; не бывает. Феномен «Броненосца «Потемкин» впрямую связан с Зако­ номерностями истории, с влиянием1 революционных перемен в жизни народов России на развитие куль-, туры, ’включая шшёматогра’фическое творчество. Создатели, фильмов, определивших первый в зл е т .. советского кинематографа,' Чутко слушали «музы­ ку революции». В их творчестве живет революцион- . ный порыв, убежденность”‘и вера, объединяющие художника с партией революции. Их творческие : устремления сближаются с идеологическими требо-' ваннями партии, их эстетические идеи и принципы _. формируются как "естественное' отражение и выра­ жение происходивших "в жіізни ‘ исторических пере- ‘ мен, социального обновления человеческого бьиия, •• человеческих отношений, - Революционные перемены касались всех/элемеи-" тов киноискусства, начиная, с .тематики, кончая спо­ собом экранного изложения . авторской мысли и прежде всего использования монтажа, сталкиваю­ щего, сопоставляющего отснятые кадры, чтобы сконцентрировать действие, пблнее выявить смысл изображаемого, активнее воздействовать на зрителя. В «Броненосце «Потемкин» логика социальной мысли нераздельно соединена с движением чувства —. авторского и зрительского. Средствами монтажа Эйзенштейн выделяет и впечатляюще показывает драматически насыщенный ход событий, их Глав­ ные моменты. Он каждый раз находит точный' пла­ стические выражения переменам в настроении лю­ дей. поворотам в холе восстания,- Этой полифонией создает многообразие эмоцніі, усиливающих воспри­ ятие изображаемого, сопереживание, «вовлечён­ ность» зрителей в ход событий, душевную причаст­ ность порывам, радостям, горю и гневу матросской массы и горожан. Постановщик фильма показывает участников вос­ стания не со стороны — как наблюдатель й летопи­ сец. Он - вместе со своими героями. Вместе с ни­ ми борется, вместе, с ними переживает ход борьбы, дакая тем самым и зрителю высокое счастье сопе­ реживания. Фильм властно вовлекает нас; Зрите­ лей. в события на «Потемкине» "и на одесских ули­ цах. Впечатление такое, .эт о 'мы , зрители, кричим вместе с Вакулиичуком:-'«Братья! В Кого стреляе­ те?». Это мы настороженно стоим у орудий, готовые к смерти в неравном бою с адмиральской эскадрой. Й это мы ликуем, прох§дя под красным флагом сквозь строй эскадры, приветствуемые братьями по классу с других кораблей. • V ] Известная -революционная" идея о- на-рѳде ■ • как творце истории входит не только в логику автор-, ского замысла фильма— ‘она пронизывает всю его художественную структуру. В данном случае эта идея воплощается в поэтическом образе, массы, деіѴ ствуюіцей, волнующейся,' переживающей,- борющей-' ся. В изображении массы режиссер не" ограничивает­ ся лишь отдельными сценами, которые - в -других- фильмах так и называются — массовыми. В извест­ ном смысле весь фильм — это -массовая -сцена. Масса — главный герой изображаемых событий”и главный герой фильма/ - ~ У «Броненосца '«Потемкин» было много подража­ телен, но никто из них не сумел даже маЛЬ-мадШш приблизиться к нему. Впрочем роль, и место ,эй_зен-- штейновского фильма в мировом кино определяется не волной подражаний, а ■прежде всего тем, что фильм многое сделал для того; чтобы революциони­ зировать-экран. дав новые импульсы творческим по­ искам. «Броненосец «Потемкин» стал первым и главным в ряду тех фильмов, которые помогли пре­ вратить сенсационное Зрелище — кинематограф на­ чала века в великое искусство. С эпической широ­ той показав революционную массу, создав поэтиче­ ский образ революции, «Броненосец «Потемкин» стал органической частью истории революции, предметным выражением ее жизнетворящей силы. А. КАРАГАНОВ, доктор искусствоведения, секретарь правления Союза кинематографистов СССР. (ТАСС). I I В РАЗЛИВЕ, Рис. Б. Скрябина. I I ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ______________________________ О Т В Е Т Ы НА Д ВА ВО П Р О С А Вопрос. Наши добровольные дружины активно участвуют в работе по укреплению общественного порядка. Расскажите, пожалуйста, как формируют­ ся дружины, какие у них права и обязанности. Ответ. Д ОБРОВОЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ дружины соз­ даются по производственно-территориально­ му принципу на предприятиях, стройках, транспорте,' в колхозах, совхозах, учреждениях, учебных заведениях, домоуправлениях, общежити­ ях и т. д. . ; В народные дружины .принимаются граждане СССР, достигшие 18 лет. Прием .в народную дру­ жину производится на строго добровольных нача­ лах в индивидуальном порядке На общем собрании дружинников или на заседании штаба дружины на основании личного заявления и при наличии реко­ мендации партийной, профсоюзной или . комсомоль­ ской организаций по месту работы, учебы или жи­ тельства гражданина, желающего вступить в дру­ жину. На общем собрании каждый дружинник при­ нимает торжественное обещание на добросовестное и верное исполнение своего общественного долга по обеспечению охраны, правопорядка и борьбы с пра­ вонарушителями. Дружинник допускается к исполнению своих обязанностей после того, когда командир или на­ чальник штаба дружины вручит ему удостоверение, нагрудный знак и памятку дружинника, в которой излагаются основные обязанности и права дружин­ ника, а также важнейшие законоположения по охране общественного порядка. Руководство добровольными народными дружина­ ми осуществляется Советами депутатов трудящихся и их исполнительными и распорядительными орга­ нами, а оперативное руководство работой дружины — штабом (командиром). Надзор за'точным испол­ нением" законов в деятельности; добровольных на­ родных дружин осуществляется органами прокура­ туры в соответствии с Положением о прокурорском надзоре в СССР. ' Исполкомы местных Советов депутатов трудя­ щихся и соответствующие государственные органы, учреждения, предприятия и общественные организа­ ции в пределах их-компетенции могут поощрять на­ родные дружины, активно,,участвующие в борьбе с правонарушителями. Поощрение производится: пу­ тем объявления благодарности; награждения Почет- 'ііо іі грамотой; занесения в Книгу почета: занесения на Доску почета; выдачи подарка или денежной премии: награждения нагрудным знаком «Отличный дружинник»; предоставления преимущественного , права на получение жилой площади; предоставления льготной путевки в санатории . и дома Отдыха; : предоставления дополнительного оплачиваемого от­ пуска сроком до трех днеіі. За особые заслуги в выполнении своего общест­ венного долга и проявленные при этом мужество и героизм народные дружинники в соответствии с действующим законодательством представляются к награждению орденами и медалями Союза ССР. Если народный дружинник оказался временна нетрудоспособным в связи с выполнением им обя­ занностей по охране общественного порядка, ему выплачивается пособие по временной нетрудоспо­ собности. независимо от стажа работы, в размере 100 процентов заработка, а в случае постоянной или длительной потери трудоспособности по той же при­ чине ему назначается пенсия по инвалидности а размере, установленном для рабочих и служащих, иотерявших трудоспособность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Членам семьи дружинника, погибшего при выполнении обя­ занностей по охране общественного порядка, пенсии по случаю потери кормильца назначается в разме­ ре, установленном для семей рабочих и служащих, умерших от трудового увечья или профессиональ­ ного заболевания. Е. ХЛЫСТОВА, юрнег. Вопрос. Расскажите о трудовых обязанностях мо­ лодых рабочих. Ответ. Т РУДОВЫЕ обязанности всех рабочих и слу­ жащих, а следовательно, и молодых рабо­ чих, закреплены в ст. 11 Типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих; предприятий, учреждений, .организаций’, утвержденных 23,сентября 1972 года Государствен­ ным комитетом Совета Министров СССР по вопро­ сам труда и заработной платы по согласованию с ВЦСПС. Молодой рабочий обязан с первых шагов своей трудовой деятельности работать честно и добросо- ' вестно, соблюдать дисциплину труда, требования по охране труда, технике безопасности, производствен­ ной санитарии, своевременно и точно выполнять распоряжения администрации, бороться за повыше­ ние производительности труда, улучшать качеств» продукции, соблюдать технологическую дисциплину, беречь и укреплять социалистическую собствен­ ность. Кроме того, особое значение для молодых рабочих, впервые пришедших на производство и не имеющих еще опыта работы в коллективе, имеет соблюдение правил социалистического общежития, а также систематическое повышение своей деловой (производственной) квалификации. Обязанности, ко­ торые налагает на работника специальность, квали­ фикация или должность, молодой рабочий или слу­ жащий может узнать, ознакомившись с тарифно- квалификационными справочниками. ' В. ИВАНОВ, юрист. Редактор А. А. МИРОНОВ, О п р о м ы с л * - ■ М р І Л СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД; РТ-199 «Вельск», СРТ-р-723. ЗАВТРА: РТ-269 «Дагестан», РТ-171 «Лот», БМРТ-2643 «Вымпел». 3 ФЕВРАЛЯ: РТ-186 «Мишуков», РТ-324 , «Молодечно», БМРТ-248 «Ульяновск», плавбазы «Даурия», ТР «Полярный круг». ААПІ И ТЕАЕООИЫ Мурманск — 183001. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель редакто­ ра, ответственный секретарь — 70-89 литературные сотрудники — 63-96 и 70-45. Вызов с городских АТС: 7-62-64 7-70-89, 7-63-96, 7-70-45. «Рыбный Мурмам» Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 651. ПН-04041.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz