Рыбный Мурман. 1976 г. Февраль.

Н а с т а в н и ч е с т в о — в е л е н и е в р е м е н и В ПОСТАНОВЛЕНИИ ЦК КПСС, Сонета Мини­ стров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О Все­ союзном социалистическом соревновании за. повышение эффективности производства и качества работы, за успешное выполнение народнохозяйст­ венного плана на 1976 год» есть слова, подчерки- гающие ведущую роль рабочего класса. ...Каждый день, кроме выходных и праздников, в потоке тружеников головного предприятия объеди­ нения «Судоверфь» в сторону проходной идут стар­ ший мастер слесарно-механического цеха Сергей Андреевич Бондарев, токарь-уннверсал, коммунист Иван Деодорович Маклаков, токарь высшего разря­ да Юрий Николаевич Лифунцай и токарь-карусель- щик Павел Абрамов. Вместе с ними, предъявив пропуска вахтеру, проходят на территорию молодые рабочие—токари Сергей Мохов, Александр Ермолин и Николай Лифунцай, разметчик-сверловщик Алек­ сандр Сычев. О них, собственно, и будет весь раз­ говор. ...Шум станков остался за дверью с табличкой ' Цехком». Сергей Андреевич Бондарев показывает два машинописных листа: — Здесь у пас записаны все, кто имеет подшеф- ііых. Нет не учеников. Ученики — это само собой, а именно подшефных. Одним словом, 56 рабочих — наставники молодежи. Можно взять, к примеру, Ивана Деодоровича Маклакова, который пришел в наш цех совсем недавно, после объединения станоч­ ных парков дизельного цеха и нашего. Иван Деодорович — человек уже в годах. Свой трудовой путь в 1.949 году он начал после школы юнг. Пять лет ходил в море на судах Мурманского тралового флота помощником мастера по добыче рыбы, затем перешел на берег... — Неплохое было время, — вспоминает Иван Деодорович. — Всего.' пять лет, а запомнил навсе­ гда. Если бы не повредил руку!.. Очень нужный человек для завода Иван Деодо­ рович Маклаков. 10 декабря 1969 года газета «Рыб­ ный Мурман» писала о том, что Иван Деодорович с одинаковым успехом может работать разметчиком, даябежником, строгальщиком, расточником, шлифо­ вальщиком, токарем, сверловщиком. А сейчас нет в цехе такой специальности, которой не владел бы этот труженик. В 1969 году у Ивана Деодоровича обучался ра­ бочему мастерству' Олег Изотов, пришедший тогда в дизельный цех после окончания средней школы. Ветеран обязывался тогда к ленинскому юбилею помочь юноше стать мастером-универсалом. И. Д. Маклаков обязательство выполнил: Олег Изотов — хороший рабочий, а его учитель сегодня передает свой опыт другим. В проекте ЦК КПСС, к XXV съезду партии гово­ рится, что нужно повышать эффективность и каче­ ство работы каждого трудящегося, каждого трудо­ вого коллектива. Старые, кадровые рабочие никогда не подводили, шли в авангарде соревнования, шеф­ ствовали над заводской молодежью. Иван Деодоро­ вич Маклаков' шефствует над Александром Сыче­ вым. Наставник и молодой рабочий хорошо понима­ ют друг друга. Исходит это взаимопонимание от стремления одного,передать товарищу все то полез­ ное, что накопил с годами, и желания другого пе­ ренять опыт ветерана как можно полнее. А л е к с а н д р с ы ч е в работал у разметочной_ так: напроказил — молчи, поругают — простят. А здесь производство. Рабочий, придя из училища, должен сразу включаться в ритм цеха и давать продукцию высокого качества. Не всякое молчание — золото. Хочу, чтобы это понял и мой племянник Николай. А пример ему брать есть с кого. П АВЕЛ АБРАМОВ пришел в слесарно-механи­ ческий цех несколько лет назад. До этого работал токарем-каруселыциком, но имел не­ высокий квалификационный разряд. Однако парень стремился расти. Сначала он работал на небольшом станке, активно включился в соревнование за звание ударника коммунистического труда. Когда в цехе установили новый большой карусельный станок, стал обучаться у опытных токарей. Сегодня сам имеет высший разряд — шестой. — Такие, как Абрамов, — сказал старший ма­ стер, — ни в каком деле не подведут. Нашему цеху приходится выполнять заказы, поступающие и от строителей, и от обогатителей, и с других заводов на расточку деталей больших диаметров, которые, как говорят токари, «запороть» ни в коем случае нельзя. называют выточку болтов и гаек, в нашем цехе почти не производят. Сложную деталь поручить но­ вичку боимся, простеньких нет. В такой ситуации выручить может только наставничество. — Однако, — говорил Ю. Н. Лифунцай, — ц с нашей стороны есть упущения. Подписывая обяза­ тельство о наставничестве, я не всегда уверен, что станок молодого рабочего будет рядом с моим, что я вовремя успею помочь. Сначала, правильно, нас стараются включить в одну смену. Но постепенно, вначале временно, а потом и постоянно, наставник остается в одной смене, а подопечный — в другой. Так у нас выходит с племянником. Вот почему я потерял над ним контроль. Я работаю днем он “за­ ступает во вторую смену. Ч ТО МОЖНО СКАЗАТЬ по этому поводу? Воз­ можно, Николай Лифунцай нужнее в другой смене, однако администрации цеха следует проявить максимум внимания и стараться не отры­ вать молодых рабочих, особенно «трудных», от на­ ставников, находить другие пути в решениях рас­ становки кадров. ТОЛЬКО ПРИ СТРЕМЛЕНИИ день нашей встречи плиты. Парень он технически грамотный, В 1972 году окончил машиностроительный техникум, три года служил на кораблях Краснознаменного Северного флота, после демобилизации решил остаться в Мурманске. Сам он признается, что к теоретическим знаниям не хватало практического навыка, а сейчас, благодаря помощи И. Д, Маклакова, имеет его. Александр не спасует перед самой сложной разметкой, отлично выполняет сверловку деталей — недавно ему при­ своен второй разряд сверловщика. Наставничество... Оно хорошо и полезно, когда учитель и его подшефный живут одним общим стремлением, когда ученик стремится к самосовер­ шенствованию. Без этого наставничество становится пустой формальностью: опытный рабочий выполня­ ет функции не учителя, а своего рода подгоняльщи­ ка. Это уже не наставничество. С этим согласен высококвалифицированный токарь Юрий Николае­ вич Лифунцаіі. — Если признаться честно, — говорил он, — то прямым наставником я себя пока еще не чувствую. У меня два подшефных. Оба выпускники нашего заводского профессионально-технического училища. Коля Костенко еще как-то тянется к профессии, ста­ рается, а вот мой племянник — тоже Коля, это, по­ верьте, «орешек». С ним не только я мучаюсь, ад­ министрация с ним тоже извелась. Н ИКОЛАИ ЛИФУНЦАИ с детства был хоро­ шо наслышан о профессии токаря. Дядя его посвятил ей всю жизнь, зарабатывает хоро­ шо. Решил Николай (наверное,плохо взвесив свои гозможности) подать заявление в ГПТУ-12. Учился два года, пришел на завод, а здесь у него дело не идет. Некоторые оправдывают Николая тем, что еще не ушел из детства, сам Юрий Николаевич считает, что у племянника не хватает выдержки. Ведь за станком надо уметь выстаивать несколько часов под­ ряд, и не просто выстаивать, а сосредоточивать на детали все внимание. — А у него вот этого и нет, — говорил Ю. Н. Лифунцай. — Я иногда задаю Коле вопрос: зачем пошел в училище да еще на токаря? Он отмалчи­ вается. Мне кажется, что это у многих молодых та­ кая «болезнь» — отмалчиваться, видно, считают К С О В Е Р Ш Е Н С Т В У Именно Абрамов и еще несколько рабочих выпол­ няют у нас такие заказы. Помимо Павла Абрамова, в пример можно при­ вести молодого токаря Сергея Мохова. Его настав­ ником стал Сергей Андреевич Бондарев.' В начале трудовой деятельности Сергея разное бывало. Слу­ чались у парня нарушения трудовой дисциплины, он часто не выполнял сменных норм выработки. С. А. Бондарев изучал молодого рабочего со всех сторон, потом просто-напросто стал, как говорится, сове­ стить. Первое время Мохов не подавал виду, что слова мастера задевают, а потом взял да и пообещал выправить «кривую» выработки. Не без труда, ко­ нечно, но Сергей Мохов заметно подтянулся. — Мы вытачиваем детали для Судов, стоящих в ремонте. У промысловиков солидные' планы на оче­ редную пятилетку, — говорил дальше Иван Деодо­ рович. —- Наша задача — обеспечить их большим количеством судов на промысле. Вот почему, завод ждет от учащихся профессионально-технического училища не обещаний на отдачу, а саму отдачу от учебы. На обучение ребят затрачиваются немалые средства, и кадровым рабочим именно из-за этого подчас обидно, когда они не находят у парней стрем­ ления к своему росту на производстве. — Что правда, то правда — поддержал И. Д. Маклакова С. А. Бондарев, — в наше__м ГПТУ еще недостаточно серьезно относятся к набору учащих­ ся, потому и выходит, что в группы токарей попа­ дают случайные ребята, знающйе об этой профессии понаслышке. Конечно, без любви к специальности, с очень слабым знанием теории не все воспитан­ ники училища. Казалось бы, проучившись пару лет, можно усвоить «назубок» заправку всех резцов. На деле же не так. Поэтому чаще всего приходится обучать выпускника училища заново. Приходит он на завод с рабочим разрядом, мы должны обеспе­ чить его соответствующим заказом. Крепежа, как ...Юрий Николаевич Лифунцай выключил станок, вытер ветошью руки, поправил очки и взял наряд. Обычный наряд на изготавливаемые им детали. Здесь и время, в которое он должен уложиться, и сумма рублей, которые получит за выполнение заказа. — Если говорить о молодежи, то, по-моему, нуж­ но больше пропагандировать вот этот наряд. Он не просто бумажка, а полноправный документ. Уло­ житься в то время, которое в нем указано, значит, выполнить норму только на сто процентов, — сказал Ю. Н. Лифунцай. — А мы должны стремиться пе­ рекрыть задание с высоким качеством. Это стрем­ ление преподаватели ГПТУ № 12 обязаны пробуж­ дать в сердцах молодых, перевоплощать вчерашних школьников в любознательных, инициативных ра­ бочих. Тогда завод станет получать хорошее попол­ нение. Юрий Николаевич имеет право так говорить. Он : победитель социалистического соревнования среди работников рыбного хозяйства, ударник девятой пятилетки, награжден орденом «Знак Почета». У Юрия Николаевича личное клеймо ОТК, которое зарегистрировано на судоверфи под первым номе­ ром. ...В обеденный перерыв цех опустел. Над верста­ ками и станками выключили свет, и было не похоже, что еще полчаса назад кипела работа. Зато ожили комнаты для отдыха. Рабочие читали газеты, «за­ бивали козла», просто обменивались впечатлениями от первой половины дня, говорили о разных собы­ тиях. А перед цехом молодежь с детским азартом в мороз по снегу гоняла мяч. Казалось, что люди за­ были о деталях, станках, чертежах. Но так только казалось... ^ КАРПАТОВ. НА СНИМКЕ: (слева направо) Александр Сычев и Иван Деодорович Маклаков, Фото Б. Щукина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz