Рыбный Мурман. 1976 г. Февраль.

■ НАСТАВНИЧЕСТВО.— ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ У МЕЛЫЕ РУКИ ЖЕНЩИН изготовляют ору­ дия лова для промысловиков. Кропотливо, старательно, с предельной заботой о качестве. Мария Васильевна Ключевская (на снимке спра­ ва) в начале апреля будет отмечать 25-летннн юби лей работы на фабрике, из которых 13 лет она тру­ дится мастером. Ударник коммунистического труда, о глнчиик социалистического соревнования Мини­ стерства рыбного хозяйства СССР, победитель со­ циалистического соревнования 1975 года. Мария Васильевна член фабричного комитета, много отда­ ет энергии и сил обучению и воспитанию молодежи. За наставничество награждена Почетной грамотой ВЦСПС и именными часами. Слева от нее ударник коммунистического труда комсомолка Надежда Карнекнна. На фабрике она только три года, но, работая заместителем бригади­ ра, сама уже обучает молодых работниц, передает им свой опыт. Разнообразны и ее общественные обя­ занности: профгрупорг, член ВОИР, депутат Перво майского районного Совета депутатов трудящихся. Фото Б. Щукина. 'ТЯГйшіам , ВЫСТУПЛЕНИИ В ПЕРИОД ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТА ЦК КПСС К XXV СЪЕЗДУ ПАРТИИ В БАССЕЙНО­ ВОЙ ГАЗЕТЕ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА КОРРЕС­ ПОНДЕНЦИЯ -ЦЕЛЬ: К ВЫСШЕЙ КАТЕГО­ РИИ», НА КОТОРУЮ РЕДАКЦИЯ ПОЛУЧИЛА ОТВЕТЫ С ПРЕДПРИЯТИИ ГЛАВКА «СЕВРЫ БА>>. СЕГОДНЯ МЫ ПУБЛИКУЕМ ОДИН ИЗ НИХ. «ЦЕЛЬ: К ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ» («Рыбный Мурман» № 8 за 18 января с. г.) Факты, изложенные в статье тов. Реута «Цель: к высшей категории», на промысловых флотах дейст­ вительно имеют место. Так, в Мурманском траловом флоте 75 процентов всей суммы оплаченных рекла­ маций приходится на продукцию из мойвы: сырье не соответствовало требуемым размерам и жирно­ сти. Несоответствие по размерам вызвано большой трудностью сортировки, так как эта операция до сих нор не механизирована. Случается, безответственно подходят к делу некоторые судовые специалисты. В настоящее время ЦПКТБ главка «Севрыба» ве­ дет разработки по монвенным сортировочным маши­ нам. В отношении оперативного определения жирности к условиях БМРТ, создания на них лабораторий надо сказать следующее. Вопрос этот можно будет подни­ мать и что-то предпринимать на практике при нали­ чии более быстрых методов определения жирности. Существующие экстракционные экспресс-методы очень трудоемки по времени, и оперативно решить, ниже четырех процентов жирность рыбы или выше, они не позволяют. Сегодня целесообразнее иметь лабораторию на одном из судов группы, что фактически и есть. Про­ мысловые корабли пользуются 'информацией о жир­ ности вылавливаемой рыбы, полученной , с плавбаз «Севрыбхолодфлота» на которых 'имеются лабора­ тории. Факты понижения сортности филе,.тушки также имели место. В этом целиком и полностью вина тех­ нологических служб судив,; допускавших . заморозку либо некачественной в отношении консистенции ры­ бопродукции, либо продукции с отступлениями от требований ГОСТа по части разделки; С доводом тов. Реута о том. что средства малой механизации для выработки тушки несовершенны, целиком и полностью согласны. Следует добавить, что при проектировании их плохо учитывались про­ блемы организации груда рыбообработчиков. В на­ стоящее время в траловом флоте ведутся работы по созданию поточных линий производства тушки по опыту судов <Мурманрыбфлота». С целью улучшения качества выпускаемой про­ дукции на флоте развертывается соревнование за повышение качественных показателей работы. Внед­ рение системы управления качеством поможет в ре­ шении ответственных задач, стоящих перед про­ мысловиками. В. ТИМОФЕЕВ, начальник производственного отдела Мурманского тралового флота, ПОЛОЖ КНИК СТА Б ИЛ И3 ИРОВ АЛОСЬ Факт, указанный в критической заметке *22 дня неоправданного простоя» («Рыбный Мурман» от ‘23 января с. г.К действительно имел место. СРТ-843 управления «Мурманрыбфлот» прибыл в порт 26 декабря 1975 года, имея на борту 110 туб. консервов. Однако в тот период на рыбокомбинате отсутствовали емкости для их складирования. Поэто­ му на судах скопилось 1,5 миллиона банок консер­ вов. В первую очередь выгружались промысловые и транспортные корабли, уходящие в море. В январе, после ввода в действие в южном районе порта до­ полнительных складских помещений, положение с выгрузкой консервов стабилизировалось, и СРТ-843 был поставлен под выгрузку. Т. ЩЕРБАЕВ , начальник Мурманского мор­ ского рыбного порта. (О к о н ча н и е . Н а ч . на 1 стр.К Как и большинство других государств, Совет­ ским Союз выступает за закрепление в конвенции по морскому праву 12-мильного предела ширины тер­ риториальных вод. Вместе с тем, руководствуясь л е­ нинскими принципами своей внешней политики,. СССР придает важнейшее значение тому, чтобы при урегулировании проблем использования Мирового океана особо учитывались нужды развивающихся стран. Поэтому Советский Союз выступает в под­ держку выдвинутого этими странами предложения о том, чтобы наряду с закреплением такого предела было' признано и право устанавливать экономиче­ ские зоны шириной до 2 0 0 миль, в которых при­ брежные государства Имели бы суверенные права на живые и минеральные ресурсы. Это давало бы крупные экономические и другие преимущества большому числу развивающихся стран. ііііішшіііііишітішшіііішінііімішііішіііітііішштііішіішшішішішіішііітііііішіішіііііпншішиііішшшншііи РАЗРЯДКА И МИРОВОЙ ОКЕАН ............................................................................................................................................................................Illllllllilllllllllllllllllllllltl уважение соответствующих прав прибрежных к проливам стран. Осмотрительных, реалистических решении требу­ ет и другая проблема, связанная с развитием меж ­ дународного судоходства, — борьба с загрязнение .і морской среды. Нормы по борьбе с загрязнением моря за пределами территориальных вод следует ус­ танавливать на международной основе ну чем сотруд­ ничества государств. Если же нормы такие будут вводиться отдельными странами по своему усмотре­ нию, то это-неизбежно приведет к разнобою в требо­ ваниях, касающихся конструкции и оборудования морских судов, правил удаления отходов с них и т. п. Это серьезно осложняло бы международное, судоходство, порождало бы трения и конфликты. Подобного рода последствия, несовместимые с ду­ хом нашего- времени и международной разрядкой, важно предотвратить и при решении вопроса о ре­ жиме научных исследований Мирового океана. О ПИ РАЯС Ь НА П РОВ Е РЕННЫ Е ДАННЫЕ НАУКИ о биологической продуктивности Мирового океана, Советский Союз и многие другие государства считают, что проблему экономи­ ческих з о н . вполне можно' решить так, чтобы были -учтены, интересы как прибрежных стран, так и стран, рыбаки которых -занимаются океаническим рыболовством. Ключом ц этому является закрепле­ ние в международной конвенции принципов полного использования живых ресурсов экономических зон. И прежде всего — принципа, согласно которому, если прибрежное государство вылавливает .только часть рыбных запасов, то рыбакам" других стран ■дожно быть позволено заниматься промыслом неис­ пользованной части .этих запасов на соответствую­ щих условиях. Однако и в этом случае развивающ е­ еся прибрежное государство получало' бы экономи,- чёскуіб выгоду в" виде ■компенсаций за предоставле; ние иностранным рыбакам возможности вестіі_ про­ мысел в. зоне. В использовании государствами морских про­ странств международные проливы - Па-де-Кале. Гибралтарский, Малаккский, Б абэ.іь Мандебский, Ормузский и другие, соединяющие две части откры­ того моря, играют исключительную роль. Они я в л я ­ ются крупнейшими морскими путями мирового зн а ­ чения, через которые ежегодно проходят тысячи и тысячи судов, осуществляются экономические свя­ зи между государствами Для многих стран возмож­ ность беспрепятственного плавания всех судов через международные проливы имеет существенное зн а ­ чение как фактор обеспечения их безопасности. Известно, что не раз такая возможность использо­ валась. например, нашей страной, когда требовалось оказать помощь молодым независимым государст­ вам, становившимся объектами агрессивных проис­ ков империалистических сил-. С ОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО , что особому зн а ­ чению, которое имеют международные .про­ ливы. соответствует только режим, основан­ ный на принципе свободного прохода всех судов че­ рез проливы и пролета самолетов над ними. Совет-' ектій Союз, как и многие, другие государства, высту нает за закрепление в международной конвенции именно этого режима, оправдавшего себя на прак­ тике. Само собой разумеется, что при урегулировании проблемы проливов должны быть ограждены закон­ ные интересы прибрежных к проливам государств. Соответствующие предложения СССР и других со­ циалистических стран предусматривают включение и конвенцию до лого комплекса положений, направ­ ленных на то, чтобы при использовании проливов иностранными судами были гарантированы .безопас­ ность прибрежных к проливам государств, их тер­ риториальная неприкосновенность и политическая независимость, а также другие законные интересы этих государств. Такие международные гарантии и их строгое соблюдение наиболее надежно обеспечивали ба. Не осложнять осуществление этих исследований путем введения всякого рода ограничений, а созда­ вать наиболее благоприятные условия, для их все­ стороннего развития вот исходная установка для разработки международных норм, относящихся к на­ учным исследованиям Мирового океана. При урегулировании вопросов режима морского дна. за пределами континентального шельфа и экс­ плуатации его ресурсов задача состоит в том, чтобы не допустить засилья в этой области империалисти­ ческих монополий. Н Е СЕКРЕТ , что Конференции ООН по морско­ му праву еще-.не удалось преодолеть серьез­ ные разногласия между государствами, свя­ занные с коренными вопросами режима Мирового океана. Многие страны стремятся свести все дело к тому, чтобы получить как можно больіне «исклю­ чительных прав» в прилетающих к их территории морских водах, особенно r 2 0 0 -м и л ь н ы х экономиче­ ских зонах. Ио учитываются ли при этом долговре­ менные интересы, перспективы экономического, развития? Хорошо известно, что уже сейчас ряд стран стро­ ит планы создания и развития своего морского транспорта, танкерного флота, экспедиционного ры ­ боловства и т. и. А это значит, что и у них появ­ ляется потребность в использовании не только при­ брежных вод, но и других районов Мирового океана. В этой связи становится очевидным, что. например, требование о том, чтобы каждое государство имело право устанавливать в своей экономической зоне «более строгие» по сравнению с1 международными стандарты н правила под предлогом предотвраще­ ния загрязнения морской среды, могло бы обернуть­ ся против самих этих стран. Дел о .в том, что выпол­ нение таких правил и стандартов, которые стали бы вводить и более развитые в экономическом отноше­ нии страны, потребовало бы затраты дополнитель­ ных усилий и средств. А это могло бы отрицательно сказаться на экономике развивающихся стран и, в частности, на, осуществлении планов создания ими собственного торгового флота, рыболовной промыш­ ленности. О СОБЕННО НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМИ выгля­ дят концепции, которые на Конференции ООП но морскому праву пропагандируются уаоистамн. Речь идет о предложении ликвидировать такие фундаментальные понятия правового режима •Мирового океана, как открытое море, территориаль­ ные воды, свобода мореплавания через междуна* родные проливы, и другие, которые являются обще­ признанными. Замысел Пекина состоит в том, что­ бы превратить Мировой океан в арену раздоров ■ конфликтов, отвлечь внимание народов, осооенно развивающихся, стран, or задач его рационального использования. Однако па этом пути нельзя мак ж. решение иаеѵщныч проблем морской, нрава. С, ПАВЛОЙ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz