Рыбный Мурман. 1976 г. Февраль.

К Р ЫЛ А Т ЫЕ С У Д А П Е РВЫЙ ПАТЕНТ на лодку с подводными крыльями был выдан в 1891 году во Ф ран ­ ции русскому подданному Ламберту. Его идея заключалась в следующем: с помощью крыло­ подобных плоскостей корпус судна при движении поднимается над поверхностью воды. В результате этого сопротивление воды уменьшается, а скорость судна увеличивается. В 1918 году канадские инженеры Белл, Болду­ ин и Роде создали катер на подводных крыльях водоизмещением пять тонн, имевший скорость 61,5 узла, которая долгое время оставалась рекордной. Но прошло еще 39 лет, прежде чем появилось первое серийное пассажирское судно на подводных крыльях — речной теплоход «Ракета», созданный в нашей стране группой горьковских конструкто­ ров. возглавляемых Ростиславом Алексеевым, главным конструктором судов на подводных крыль­ ях. В настоящее время суда этого типа строятся в Советском Союзе, Японии, Италии, США, Кана­ де, Великобритании и других странах. Однако толь­ ко в первых трех странах строительство этих судов приняло широкий размах и ведется на промыш­ ленной основе. Если сравнивать пассажирские су­ да на подводных крыльях с судами на воздушной подушке, то первые имеют более простую конст­ рукцию, более надежны и экономичны в эксплуа­ тации. Популярность крылатых судов как вида скорост­ ного пассажирского водного транспорта растет с каждым годом. Сейчас эти суда эксплуатируются на водных путях более 40 стран. Советский Союз строит и экспортирует четыре типа судов на подводных крыльях: шестиместный катер «Волга», 64-местный речной теплоход « Р а ­ кета*, 116-местный теплоход «Метеор» и 116-ме­ стный морской теплоход «Комета». Все эти суда комфортабельны, имеют эксплуатационную ско­ рость от 30 до 35 узлов. Теплоход «Ракета» имеет английский сертифи­ кат на судоходство, для получения которого суда проходят самые сложные испытания. Недавно по­ добный сертификат получил и морской теплоход «Комета», который уже классифицирован ф ран ­ цузским бюро «Веритас» и итальянским РИНА . Во Всесоюзное объединение «Судоимпорт» из многих стран поступают заказы на крылатые суда. В ближайшие год-два начнется серийный выпуск судов на подводных крыльях нового поколения: 15-местного морского катера «Невка» с эксплуата­ ционной скоростью 30 узлов и дальностью плава­ ния 160 миль, «Ракету» заменит 70 местный реч­ ной теплоход «Восход-2» с дальностью плавания до 300 миль и скоростью 32 узла. Выход на мор­ ские линии 250-местного морского газотѵрбохода ♦ Циклон», имеющего скорость 42 узла и даль­ ность плавания 300 миль, будет значительным шагом вперед в развитии скоростных перевозок пассажиров. «Невка», «Восход 2» и «Циклон», обладая все­ ми достоинствами своих предшественников, имеют повышенную мореходность, лучшую комфортабель­ ность, большую скорость. В. БОЙКОВ, корреспондент АПН. САМОЕ РЫБНОЕ ОЗЕРО 500 центнеров ценной сиговой рыбы — гибрида пеляди с чиром — таков итог первого промышлен­ ного лова, проведенного на башкирском озере Якты- Куль. А ведь совсем недавно этот огромный водоем, раскинувшийся на 800 гектарах, считался непригод­ ным у рыбоводов из-за соленой воды. Ученые ихтиологи предприняли эксперимент за­ пустив в него мальков пеляди — представителей се­ верных рек и озер. Поначалу лишь немногие оеоби приспособились к новым условиям. Но те, что вы­ жили, стали постепенно набирать силу и размно­ жаться. Положительное влияние оказало обилие ес­ тественного корма, отсутствие у «новоселов» вра­ гов, к тому же озеро не замерзает. Теперь Якты-Куль — одно из самых рыбных озер автономной республики. Сиговые набирают здесь вес значительно быстрее, чем в других водое­ мах. За полтора года малыш достигают килограм­ мового веса. Башкирский рыборазводный завод заселил сиго­ выми н другие крупные озера республики: Аслы- Куль, Кандры-Куль, Атавды, Северное н Южное Улянды. Имя выдающегося татарского род та. Гере» Совет­ ского -бЬюза-. лауреата- Л енинской ' премии,: Мусы " (1 9 0 6— 1944) стало символом мужества, несгибаемой воли, стойкости, безграничной-любви; «• Родине. Поэт Муса Джалиль вступил в татарскую совет­ скую литературу на заре ее становления. В стихах он передает атмосферу трудового героизма, взвол­ нованно говорит о великих созидательных делах со­ ветского народа («На заводе Орлее». «Ударник — партизан», «На весеннем пути»). Многие стихи Джалиля пронизаны симпатией к рабочим зарубеж ­ ных стран, чувством дружбы, интернационализма («Весы». «О смерти», «Джим»), В 30-е годы поэт создает прекрасные лирические произведения («Зай- туне», «Синеглазая озорница». «Зимние стихи»). Он выступает как литературовед, публицист, кри­ тик, переводчик. Муса Джалиль был одним из орга­ низаторов Татарского государственного театра опе­ ры и балета, ныне носящего его имя. * Е Р Ѳ Д И Я И00 ОЛНЯЕТОЯ я \ 3 Ж ЖІ* Ж. С О д н я РОЖДЕНИЯ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ С первых дней Великой Отечественной войнь} Дж алиль ушел на фронт. На переднем крае он пн* шет пламенные стихи, призывающие к борьбе с фа* шистскими захватчиками «а свободу и неэависі* мость социалистического Отечества («-Перед т т кой», «Из госпиталя»). В- 1942 году, тяжело ранен­ ный, поэт попадает в плен. В фашистских застен» ках он продолжает вести активную борьбу. При» говоренный к смертной казни, Муса Джалиль созда* <-т волнующие, полные- жгучей ненависти к вратам, произведения, вошедшие в цикл «Моабнтская тв> традь». На снимке; Муса Джалиль. Фотах рои ика ТА СО, БОЕВОЙ АРСЕНАЛ „МОСФИЛЬМА" М Ы ВОШЛИ в большой, освещенный неоновым светом бокс. Подняв стальные стволы пушек, замерли в ровном строю десятки боевых машин —- танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры. Но что это? Рядом с прославленной тридцатьчет­ веркой чернеет борт со зловещей фашистской с в а ­ стикой. — Это «тигр», — поясняет заместитель началь­ ника воеішо-те.хнической базы киностудии «Мос­ фильм», бывший танкист, полковник запаса Николай Евдокимович Глухов. — Настоящих фашистских танков сейчас днем с огнем не найдешь. Мы их в минувшѵю войну крепко поколотили. Если что и отыскивается — годится только на металлолом, и реж и ссеры , требуют натуру. Вот и приходится «пе­ реодевать» наши Т-34, Т-44, ИСы, САУ в «тигры», «пантеры», «Фердинанды». Киностудия постоянно сталкивается с определен­ ными трудностями пои батальных съемках. Сюже­ ты картин связаны с- самыми различными события­ ми военной истории: гражданской войной, боями на Х-алхин-Голе и у озера Хасан и, конечно, е Вели­ кой Отечественной войной. При активной помощи Министерства обороны СССР и была совдана »та база —- боевой арсенал «Мосфильма». ...Идем дальше, по залитому осенним солнцем парку: Нас встречает начальник участка танковой техники, тоже фронтовик, подполковник запаса М. Фроленко. Всю технику обслуживают опытные, как пра­ вило, первоклассные механики-водители, уволив­ шиеся из рядов Советской Армии, — рассказывает Михаил Семенович. — Сержанты запаса К). Елисе­ ев, И. Поваров, В. Жирнов, П. Власов, Н. Овчинни­ ков давно стали опытными «кинобойцами» ... де-» сятки раз «горели», «тонули», «таранили» вра­ жескую технику, «форсировали» водные прегра­ ды, « падали» с отвесных скал. В жизни эти люди — друзья, а в фильмах — враги. Помните, в первой серии «Освобождения» а атаке на Курской дуге на­ ша тридцатьчетверка перелетает, через фашистский танк? Никаких комбинированных съемок не было. Этот прыжок выполнял механик-водитель 1-го класса Виктор Гнида. Многие снялись в картине режиссера С. Бондарчука «О н и сражались за Роди­ ну». Сейчас работают в новом фильме режиссера ГО, Озерова «Коммунисты», Фроленко говорит, а У меня возникает вопрос: ну. хорошо, снаружи техника сохранилась, а как вну три? Действуют ли механизмы,? — Конечно. Если необходимо, — говорит Михаил Семенович ... мы можем совершить многокиломет­ ровый марш. Есть у нас и бронепоезд. Настоящий. Имеется и площадка для самолетов различных мар.он , наших и иностранных. Конечно, взлетать они не мо­ гут, но наземные сцены вполне можно снимать... Следующее хранилище — участок артиллерий ской техники. Здесь хозяин майор запаса А. Ьур- .іаков. Прошел всю войну от первого до последнею дня, стрелял из всех калибров пушек. Хозяйство солидное —- пушки зенитные, противо­ танковые, гаубицы самых различных калибров и н а ­ значений Имеются и «ветераны*. Рядом с прослав­ ленными «катюшами» -.. маленькие пушки на кон­ ной тяге, тачанки. А чуть поодаль — пушка образца 1В12 года. Это единственная ненастоящая. Как видите, ее настолько искусно сделали наши бутафоры, что и вблизи трудно определить, что она из дерева., « с т а ­ рушка» успешно снималась в «Войне и мире», «Ватерлоо», в только что законченном фильме О декабристах «Заря пленительного счастья». 85-миллиметровая пушка № 76-миллиметровая дивизионная (ЗИС-З) На боевых щитах вмятины, латки. Первая в сорок первом защищала небо Москвы, вторая -- в сорок пятом била по Берлину. Пусть не волнуются фронтовики, комѵ знакомы эти пушки, ооев; оружие в- добрых и заботливых руках. По воле ки­ нематографистов они с экрана славят «бота воины». р. ЗВЯГЕЛЬСКИИ, майор. • В сегодняшнем номер* на первой странице назвав средний рыболовный траулер «Ясногорсн» колхоза «Ударник», экипаж которого добился высокой чести • » он занесен в «Книгу трудовых подарков XXV; съезду КПСС», Руководит этим сливным коллекти­ вом капитан Александр Антонович Дубима (на верхнем снимке). На нижних снимках — также представители Мур­ манского рыбакколхозсоюза. Справа налево — стар­ ший помощник капитана Алексей Довгань, помощ­ ник мастера но обработке Геннадий Балуй. Фоторепортаж В. Красноруцкого. Ф

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz