Рыбный Мурман. 1976 г. Февраль.

I С РЕДИ ЛУЧШИХ на СТР-213 «Старобельск» управления «Мурманрыбфлот» гидроакустик Евгений Иванович Конев, которого вы види- . а на этом снимке. Специалист высокого класса, ударник коммунистического труда, председатель су­ дового комитета профсоюза — таким его знают мо­ ряки. Фото В. Щукина. І Н І І І І І І І І Ш Ш І Ш І І І Ш Ш Ш П І Ш и і І І І Ш І І І І І І І П І І Ш І І І Ш І І І І І І І І І І І І ф НАСТАВНИЧЕСТВО — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ К а к посрамили м а л о в е р о в Н а с т р о е н и е у моряков было под стать штор­ мовой погоде: на мойве экипаж сработал не­ удачно. на облове палтуса и макрѵрѵса то- .е нечего было ждать рекордных уловов. А на фаб­ рике гнали и гнали тушку. — Надо переходить на спецразделку палтуса, — слышались голоса. — Ну да, хоть бы с тушкой-то управиться, а для і.тіецразделкн выстиіі класс нужен, — отзывались другие. 'Молодые матросы Ннколаіі Ворона, Михаил Обушкевич, Виктор Мурзаченко и другие скромно стояли в сторонке, в разговорах участия не прини­ мали. Они и представления не имели о том, что та­ лое эта самая спецразделка. А страсти накалялись. - С умом, с умом надо работать, не просто по­ том. ... горячился матрос Валерий Чернобривый, вырабатывать тушку непрактично, а кроме того, тонна тушки реализуется по цене 1350 рублей, а филе — 1640 рублей. Тогда на судне в именинниках ходили коммунист •токарь Валентин Цыганове кий и газоэлектросвар- іцик Николай Жидков. Когда отказала лебедка ... а трал был за бортом — они 20 часов не отходили от нее, пока не устранили неисправность. А судно все мто время курсировало в определенном районе, что­ бы не порвать трал на задевистых местах. К сча­ стью, трал пришел без повреждений да еще принес 15 тонн рыбы. - - Эти-то ребята смогли за 20 часок выполнить недельный объем работ, почему же рыбообработчи­ ки не могут стать на спецразделку? — говорил опытный шкерщнк Андрей Арсентьевич Лукачев. Вопрос стоял настолько остро, что его пришлось ’ .«нести на партийное собрание. Тех, кто не верил в возможности экипажа, было много. Даже технолог Дмитрий Александрович Б е­ ляк заявил: До спецразделки мы еще не доросли. Нович­ кам не справиться. Будет много брака. И тогда поднялся трюмный матрос коммунист Владимир Долгих- Вот Чадов шкерить не умеет. И Ворона не умеет А я умею. И нм умеете. Будем учить. Гово­ рите. не доросли. Но раети-то надо! Собрание определило курс: наладить выпуск ры­ бопродукции улучшенного ассортимента. К рыбоделу рядом с новичками стали опытные, бывалые матросы. Виктор Мурзаченко обрадовался, что его прикрепили к Александру Арсентьевичу Лукачеву, у которого флотский стаж без малого 15 лет. О том, как он работает, свидетельствуют 27 поощрений да еще две благодарности, получен­ ные в этом рейсе. Ну как же не гордиться новичку таким наставником! А рядом Владимир Долгих терпеливо объяснял Николаю Вороне: Берешь палтуса за жабры. Вонзаешь иож и рокію ведешь им, вскрывая спинной хребет. Тут нужна особая точность. Отклонение не более 15 миллиметров. Иначе брак. Ну-ка берись сам. Да уверенней, уверенней. Тверже держи нож. Но и ее . ѵнскивай его сверх меры но перенапрягайся. Вот теперь правильно. --- продолжает настав­ ник. ■ - Теперь делай вырез. А кровь зачистить за- Так лень за днем непосредственно у рыбоде.та ;. ш і учеба. И ж вичкн, постигая искусство шкерки, »ѵі дня в день добивались псе балее ощутимых ре- .•>льтатов. Новичкам помогали технолог, рыбмасте- р.н. другие представители комсостава. Когда «Алтай-» возвращался в родной порт, мы подсчитали: выработано 107 тонн палтуса под спец- разделку, 153 тонны филе и 85 тонн тушки. Это на­ много больше плана. Так поерамили маловеров. И в день возвращения в Мурманск и именинниках на «Алтае» уже ходили рыбообработчики. й . БОНДАРЕНКО, секретарь парторганиза дин БМРТ «Алтай». «Лот» и «Сулин»: УДАЧИ И ОГОРЧЕНИЯ ИХ ЭКИПАЖЕЙ Н ЫНЕШНЯЯ ЗИМА выдалась морозной. По­ крытые от клотика до ватерной линии «малы- ши»-бортовики стоят у причалов первого гру­ зового района Мурманского рыбного порта, при­ жавшись друг к другу на скрипучих капроновых швартовых. С рыболовного траулера «Лот» только что вы­ грузили последнюю тонну рыбного полуфабриката. Вахту несла береговая бригада. Пожилой матрос, закутавшись в овчинный тулуп, расхаживал по палубе и похлопывал рукавицами. — Из судовых есть кто на борту? —А как же, — ответил вахтенный. — Капитан здесь, старпом тоже. Время было раннее, но на судне действительно уже находились его хозяева — капитан Виктор Александрович Мацак и старший помощник Лео­ нид Алексеевич Матузок. Дел у них много, глав­ ное — подготовка к следующему рейсу. Стоянки у РТ-171 «Лот», как правило, короткие. — У нас не только короткие стоянки, — сказал в беседе Виктор Александрович, — у нас и рейсы короткие, а потому ничего нельзя откладывать в долгий ЯІЦИК. РТ-171 «Лот-) с 19Й5 года в эксплуатации, рабо­ тает он на твердом топливе и один из немногих, кто, благодаря неустанной заботе судовых меха­ ников, из-за отличного технического состояния ме­ ханизмов остается в строю действующих. Высоких показателей в прошедшую пятилетку добился коллектив рыбаков этого парохода. За пять лет на РТ-171 выловили 67 405 центнеров рыбы при плане 48 ООО центнеров. Экипаж выпол­ нил все социалистические обязательства как в от­ дельности по годам, так и на пятилетку. В декаб­ ре 1974 года моряки реализовали пятилетнее за­ дание, десятого сентября выполнили производст­ венное задание 1975 года, в первых числах ноября рапортовали о досрочном завершении повышен­ ных соцобязательств, дав к народному столу сот­ ни центнеров высококачественного полѵфабри- ката. Перечислять славные трудовые дела команды РТ «Лот» можно еще долго. На трудовой пред­ съездовской ударной вахте уже с первых дней января получены хорошие результаты. — Давайте о январе говорить позже, — капитан РТ-171 достал из письменного стола общие тетра­ ди. —- Здесь у меня все анализы" за прошлую пя­ тилетку. И не только по нашему судну. Хорошую помощь мы получаем от группового соревнования. Правда, групповым его уже назвать нельзя, по­ скольку РТ-161 списан. Основным товарищем по работе остался у нас коллектив «Сулина». Экипаж РТ «Сулин» тоже крепкий и дружный. Морякам «Лота» удалось «оторваться» от него по результатам рейсов ненамного. И это радует ры ­ баков «Лота». — В первую очередь потому, что в прошлом го­ ду, — говорил Виктор Александрович, — нам не то чтобы везло, а мы сумели «подогнать» рейсы настолько точно, что приходили в порт и уходили на промысел одновременно. Разница составляла один-два дня. Коллективу «Сулина» и нам, в пер­ вую очередь, трудиться рентабельно помогли без­ ремонтные стоянки. В прошлом году РТ-171 «Лот» должен был сде­ лать по плану 16,5 рейса. Выходил он в море 21 раз. Экипаж принимал на себя обязательство сделать лишь пять безремонтных рейсов, однако перекрыл его в два раза. Механики судна во гла­ ве со стармехами Сергеем Ивановичем Демешки- ным и Александром Павловичем Турянским в каждом рейсе относились к своим обязанностям по-хозяйски, делали в море многое силами ма­ шинной команды. Вот и вновь РТ-171 ушел в мо­ ре, не затратив положенного времени для ремон­ та механизмов. Примерно такая же картина на РТ-177. — На РТ-177 «Сулин» работает капитаном мой хороший товарищ Вячеслав Иванович Грехов, — сказал Виктор Александрович. — Его экипаж то­ же досрочно справился с пятилетним заданием. В нашем соревновании нет особых отличитель- разве только то, что мы не уходим районы, а стараемся работать поближе пых черт, в дальние к берегу. Сказать ко, но тот, у умсет рейсы та» и — «работать поближе к берегу» — лег- не всякий капитан решится на это. Однако кого на счету каждая промысловая минута, найти выход из положения. Действительно, в две недели не позволяют экипажам «Ло- «Сулииа» уходить в дальние районы. Так было и в последнем плавании. Оба экипажа иска­ ли і! ловили рыбу у берегов. — За неполных двенадцать суток по рейсовому заданию мы должны были тралить 135 часов, — подсчитал па листке бумаги капитан «Лота». — Фактически же трал находился за бортом на 35 час больше. Район, где мы промышляли в ян ­ варе, отличается хорошими грунтами. Там можно вести длительное траление, до четырех часов. Воз­ можно, в другое время мы так бы и поступали, потому что работавшие рядом с нами БМРТ «та­ скали» тралы до пяти часов. — Сейчас, когда наш народ готовится к XXV съезду Коммунистической партии, когда на всех судах проведено обсуждение проекта ЦК КПСС к предстоящему съезду, где главный упор делает-» ся на повышение качества выпускаемой продук- ции и улучшение ее ассортимента, на РТ «Лот» и на РТ «Сулин» считают, что тралить продолжи-* тельное время с качественной стороны невыгодно. Лучше сделать два коротких траления. Почему так считают на этих судах? В первую очередь, потому, что при длительном тралении рыба, попавшая в трал, может помяться. А на «Лоте» давно привыкли думать о сортности еда-» ваемой продукции. Так, например, это подтвержу дает протокол балансовой комиссии, которая про-* водилась по этому кораблю и анализировала его трудовую деятельность за десять месяцев. На за­ седании комиссии в первую очередь было отме­ чено, что за десять месяцев прошлого года эки­ паж РТ-171 дал сверхплановой прибыли в разме­ ре 251,5 тысячи рублей, Себестоимость одного центнера продукции на этом судне снизили на один рубль двадцать две копейки. На промысло­ вые сутки у этой команды в 1975 году выработка рыбного полуфабриката составила 10,5 тонны. .Это выше, чем у многих других коллективов. Резуль­ тат РТ-177 отличается опять-таки ненамного — Постоянные встречи в море в одинаковых условиях, обмен информацией во всем помогают нам в работе, — заключил Виктор Александро­ вич. — Но это не значит, что работаем мы борт о борт. Чтобы лучше использовать промысловую обстановку района, мы часто работаем в разных квадратах, но при «хорошей рыбалке» непременно зовем товарища к себе, так же, как и он нас, ес­ ли мы испытываем трудности. Это же касается промысла и у берегов. Поиск здесь подходящей для траления «площадки» играет большую роль. Отыскивать такие «площадки» вдвоем намного легче. Это позволяет экономить на сетематериалах и поднимать на борт неплохие уловы. Даже если подъем трала приносит на борт 0,5 тонны рыбы, но за сутки благодаря безаварийности орудий ло­ ва удается сделать девять-десять тралений, мож­ но считать, что с суточным заданием справился, Из последнего рейса мы привезли 92 тонны рыб­ ного полуфабриката, что на 29 тонн больше плана. — Однако, — сказал в заключение капитан РТ-171, — если мы стремимся сберечь каждую минуту в рейсе и на берегу, то этого нельзя ска­ зать о портовиках. Возвратившись в порт, мы О огорчением узнали, что стоим в очереди на вы­ грузку десятыми. Из-за этого потеряли полтора суток. . И в который раз пришлось услышать множество нареканий по поводу подготовки и направления на судно матросов. В прошлом году их сменилось на РТ «Лот» 50 человек. И обидно не то, что матро-f сы меняются. В конечном счете, не это самой важное. Важно то. что люди остаются на берег^ из-за того, что не смогли вовремя пройти меди­ цинскую комиссию, что снимают хороших и опыт-* ных матросов для работы на судах типа БМРТ, а взамен присылают новичков, которым нужно сделать минимум два-три рейса, чтобы «набить руку». Или наоборот, когда на «Лот» попросили направить взамен . ушедших опытных матросов равноценных, прислали матроса первого класса из отряда БМРТ, а он, к сожалению, полрейса при­ глядывался к товарищам по рыбоделу, потому что специфика обработки на БМРТ совсем иная. Сейчас рубку РТ-171 украшают две алые звез­ ды за досрочное выполнение годовых планов в 1973 и 1975 годах. К этим звездам могла бы при­ бавиться звезда и за 1974 год, но в тот год на суд­ но направляли много провинившихся с других кораблей. В море они работали отлично, годовое задание выполнили досрочно, но на берегу такие члены экипажа вели себя плохо, а за это звезда на рубку не полагается. Отделу кадров нужно, наверное, как-то учи* тывать. где суда хорошие, а где суда плохие. Обидно бывает коллективу, когда он старается, добивается и в труде, и в жизни отличных резуль­ татов, и вдруг пришедший случайный человек сводит эти усилия целого коллектива к нулю. Действительно, обидно. И это нужно учесть от­ делу кадров. Никто из моряков не откаЗШ!втшА_ от «трудных» людей, но они не должны преобла­ дать в экипаже. — Сегодня, если я и моту кого-то отметить как лучших, так это штурманский состав и. в первую очередь, старпома Леонида Алексеевича Матузка и второго помощника, секретаря нашей партийной организации Анатолия Яковлевича Блинова, 1 сказал Виктор Александрович. ~~ Это люди, с ко­ торыми хожу не первый год, а хвалить тех, кто работает рейс-два, честное слово, не решаюсь. Вел беседу С, ДАНИЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz