Рыбный Мурман. 1976 г. Декабрь.

K v S X C O f v f l V * ТЕХНИЧЕСКОГ ш ш т р т @ Щ'Щ) ШШ т ш т о i n а о а [ЗВ Е С ТН О , что р аботы по очистке и окраске корпусов судов составляю т сущ ественн ую часть докового ремонта. К ром е того, эти р а ­ боты я в л яю тс я довольно трудоем кими и относятся к категории вредных. В н асто ящ ее в р ем я на М урм анской судоверф и • они вы полняю тся либо вручную , либо с н е зн а ч и те л ь­ ной степенью м еханизации. П р им ен явш и й ся ранее н а М урм анской судоверфи автом ат д л я очистки бор­ тов судов, изготовленный Б ер д ян с к пм заводом , в с и л у ряда недостатков, основным из которы х я в л я ­ е тс я сложность изготовления торцовой щ етки, в те­ чение последних двух лет не эк спл у атир у ется. На основании опы та эк спл уатации автом атов на И л ьичевском С Р З ММФ и реком енд аци й Ч ерно­ морского ЦП К Б бы ло при нято реш ение о м одерни­ за ц и и бортового автом ата, им еющ егося на М у рм а н ­ ской судоверфи. Ц П К Т Б «С евры бы » по договору с М урм анской судоверф ью выполнило ео втором к в ар тал е І 9 7 6 года рабочий проект по м о дер низаци и автом а­ та. Д о кум ен тац и я в полном объем е п ер ед ан а за- ' казчику. При м одернизаци и будет зам ен ен а ш татн ая очи­ стная головка с торцовыми щ етк ам и головкой бара- .банного типа с д в ум я типами сменных очистных ор­ ганов. Г оловка барабанного типа обладает кон стру к ­ тивной простотой и хорош ими эксплуатационными характеристикам и. Предусм отрена в проекте т акж е у становка на ав ­ том ат окрасочной го л о е к и роторного типа с п редва­ ри тел ьным пневм атическим распы лом и последую ­ щ им разносом краски по поверхности борта судна валикоБыми кистями. Т аким образом, автом ат будет использован цо но­ в ом у назначению — окраске бортов судна после очистки. Н а р ам е а в том ата будут смонтированы аг­ ре га ты системы подачи краски к окрасочной голов­ ке. Повышение производительности очистных работ будет незначи тельным и достигается только за счет лучш его качества очистки, однако применение р а з­ лич ны х типов очистных органов дл я р азны х степе­ ней обрастания позволит увеличить срок служ бы очистных органов и тем самым снизить затр аты н а эксплуатацию . -> Производительность окрасочны х работ с прим е­ нением окрасочной головки р езк о во зр астет по ср ав­ нению с сущ ествующ им и способами окраски на Мур­ манской судоверфи. Ожидаемый экономический эф ф ек т от внедрения модернизированного автом ата составит 4 0 тысяч рублей. Активное участие в разр аб о тк е технической доку­ ментации по п роекту м одернизаци и а втом ата прини­ м ал и сотрудники ііІІКТБ Ю. А. Крюков, Л . А. Ки­ риченко, А. В. К арабанова, Р. Н. А ндреева. В заклю чение следует отметить, что М у рм ан ск ая судоверф ь при ступила к подготовке производства д л я р е ал и зац и и проекта. С целью оперативного реш ен и я производствен­ ны х вопросов м еж д у Ц П К Т Б автором проекта и М урм анской судоверф ью заклю чен договор н а а в ­ торский надзор. Б. КУЗНЕЦОВСКИЙ, ведущий конструктор ЦПКТБ главка «Севрыба». К о л л е к т и в ц е н т р а л ь н о г о п р о е к т н о ­ к о н с т р у к т о р с к о г о И ТЕХНОЛОГИЧЕ­ СКОГО БЮРО ВСЕСОЮЗНОГО РЫБО ­ ПРОМЫШЛЕННОГО О Б Ъ Е Д И Н Е Н И Я «СЕВРЫ- Б А » , К А К И ВСЕ Т Р У Ж Е Н И К И БАССЕЙНА, ЗН А К ОМ Я Т С Я С ПО С ТА Н О В Л Е Н И ЕМ ЦК КПСС II СОВ Е ТА М И Н И С Т РО В С С С Р .'-О М Е Р А Х ПО Д А Л Ь Н Е ЙШ Е М У Р А З В И Т ИЮ П Р О И З ВО Д С Т В А , Р А С Ш И Р Е Н И Ю АССОРТИМЕНТА, П О В ЫШ Е ­ НИЮ КАЧЕСТВА РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ И ПО УЛУЧШЕНИЮ ТОРГОВЛИ РЫБНЫМИ ТОВАРА­ МИ». И Н Ж Е Н Е Р Ы Ц П К Т Б МО ГУТ МНОГОЕ С Д Е ­ Л А Т Ь Д Л Я П Р А К Т И Ч Е С К О ГО О С УЩ Е С ТВ Л Е ­ Н И Я П О Л ОЖ Е Н И И ЭТОГО В АЖ НО ГО ДОКУ ­ М ЕНТА , ПОМО ГАЯ П Р ОМ Ы С Л О В И К АМ С О В Е Р ­ Ш Е Н С Т В О В А Т Ь П Р О М Ы С Е Л В О Т К РЫ ТЫ Х Р А Й О Н А Х М И РОВО ГО О К Е А Н А Главн ая Сі у этсй группы р а б о т н и к ов Ц П К Т Б — тр е­ наж еры , к о і £ ьры. е позволяют судо­ вым специали­ стам, не выходя из учебных ауди­ торий, воесозда­ в ать услови я про­ мысловой работы в .море. Слева направо: кон с т р у к т о р Л . В. Яковлева, вед ущий конст­ р у к то р Ю . К. Эменджиянц, р у ­ ководитель секто­ р а В. Н. Исто­ мин, конструктор В. П. Путкстин. Фото Б. Щ у к и н а. Р а з р а б а т ы в а ю т с я т р е н а ж е р ы В П О С Л Е ДН И Е ГОДЫ силам и бассейновых управлени й Министерства рыбного хозяй ства С С С Р начаты разр аб о тк и и самостоятельное изготовление тренаж еров. Они п редназн ачены дл я обучения судовых специалистов передовым методам работы в береговых услови ях с м аксим альным при­ ближ ением к морским. П рак ти ка эксплуатации р а ­ ботающих тр енаж ер ов по к азала, что суда, специа­ листы которы х прошли трени ровку на тренаж ере, имеют больший е ь іл о в и значительно ниже авар и й ­ ность промы слового вооружения. С начала 1 9 7 6 года объединение «С евры ба» создало в ЦПКТБ группу разработчиков трена­ ж еров. П еред группой поставлена задача: р азр аб о ­ тать и изготовить комплекс тренаж еров. В него долж ны войти т р ен аж еры дл я специалистов р а зл и ч ­ ны х специальностей: судоводителей, гидроакусти­ ков, радистов, механиков. С начал а органи зац ии группа приступила к раз­ работке промыслово-гидроакустического тренажера. Создание его разбивается на три этапа. Н а первом этапе р еш ается зад ач а наведени я пе­ лагического т р ал а на косяк к вертикальной плоско­ сти изменением длины вы тр ав лен ны х ваеров и ско­ рости хода судна. При этом предполагается, что судно движ ется по п р ям ом у курсу. На втором этапе будет реш аться зад ач а м ан евра судна р у л ем и ходом в горизонтальной плоскости с поиском п о д е и ж н ы х косяков гидролокатором . Здесь, кром е судоводителя, к трени ровке будет при вл е­ к ат ь с я гидроакустик. Р еш ен и е этой задачи позволит проводить трени ровки судоводителей совместно с гидроакустиком по обмету кош ельновым неводом подвижны х и неподвижных косяков рыбы . Р е з у л ь ­ таты обмета судоводитель смож ет п роанализиро­ вать вместе с ин структором на специальном регист- В отделах Ц П К Т Б ри р ующ ем устройстве, где будет фиксироваться путь движ ения косяка и путь движ ения судна. Реализация двух первых этапов позволит перей­ ти к третьему,-в результате решения которого судо­ водитель вместе с гидроакустиком должны будут об­ лавливать условный косяк рыбы маневром трала одновременно в вертикальной и горизонтальной пло­ скостях с наблюдением за косяком гидролокатором и эхолотом, а также обметывать их кошельковым неводом. Н а этих этапах не учи ты ваю тся м аневренны е к а ­ чества конкретны х типов судов, а берется «сред­ нее» судно. П рак ти ка эксплуатации тр ен аж ер а в будущ ем покаж ет, есть л и необходимость имитации м аневренности конкретны х типов судов. З десь надо будет учесть большое разнообрази е типов судов, входящ их в состав ф лотов Северного бассейна. В П Е Р С П Е К Т И В Е — р азр аб о тк а р ад иолокац и­ онного т р ен аж ер а д л я судоводителей, кото­ ры й позволит проводить тренировки по ра с ­ хождению со встречными судами и разл и чным и п р е­ пятствиям и по радиолокатору, а т акж е вести облов косяков ры бы тралом в пел аги ал е с учетом навига­ ционной обстановки в районе плавания. К ак видно, задачи стоят большие и сложны е. Н е­ обходимость тренаж еро в очевидна и требует воз­ можно быстрого их пуска в эксплуатацию . Д л я это­ го следует увеличить ш тат группы и расш ирить р а ­ бочее помещение. Плохо дело обстоит со снабжени- ем р адиоизм ерительной аппаратурой и радиокомпо­ нентом. Несмотря на малочисленность группы и большие затруднения в отношении снабжения, работы по раз­ работке и изготовлению тренажера на первом эта­ пе идут успешно. В. ИСТОМИН, руководитель группы. Кондиционирование воды С ЕЙЧАС МНОГИЕ СУДА получают питьевую воду, используя опреснительные установки, разработанные учеными Центрального науч­ но-исследовательского института «Компас». Такие установки дают от 1 до 240 тонн воды в сутки и эко­ номически выгодны. Отпала необходимость отправ­ лять в районы плавания судов танкеры с водой, а также пополнять ее запасы в иностранных портах. Для сравнения укажем, что тонна доставленной воды стоит 35 рублей, а полученного на судне дистиллята — 10 рублей. А ведь только рыболовный флот по­ требляет в год 6 миллионов тонн воды. Прибавьте к этому ее расход на судах морского флота, и полу­ чится экономия, выраженная цифрами со многими нулями. Теперь водоопреснительные установки есть почти на всех судах, а в ЦНИИ «Компас» продолжают ра­ ботать над совершенствованием их конструкций. Проходит испытания новая водоопреснительная установка «Роса». Ее конструктивное решение уче­ ным подсказали пингвины. Коренные жители Ан­ тарктиды пьют морскую воду, но в организм она по­ ступает опресненной. Дело в том, что у пингвинов есть специальная пленка, на ней и оседают молеку­ лы солей. В «Росе» ученые также использовали •пленку, по обе стороны которой создали разное дав­ ление, сделали тем самым ее проницаемой только для молекул воды. Кстати, подобные установки мо­ гут быть применены при очистке сточных вод, кон­ центрировании антибиотиков, для получения экст­ рактов чая и кофе и т. д. О ДНАКО у всех водоопреснительных установок есть общий недостаток. В качестве продук­ ции они выдают дистиллят, в литре которого содержится лишь до 10 миллиграммов солей, что почти в 100 раз меньше, чем требуется человеку. Поэтому такую воду надо кондиционировать. До сих пор мы привыкли к кондиционированию воздуха, но, оказывается, и воду следует «облагораживать». Дистиллированная вода обладает неудовлетвори­ тельными вкусовыми качествами. Поэтому опреснен­ ную воду надо привести к установленным нормам и требованиям, то есть сделать пригодной для питья. Процесс кондиционирования воды сложный. Начи­ нается он с корректировки солевого состава. После опреснения дистиллят поступает в минерализаторы, где и происходит насыщение необходимыми солями. В ЦНИИ «Компас» созданы минерализаторы непре­ рывного действия. У них компактные смесители, объединенные с дозирующими устройствами, распо­ ложены непосредственно на трубопроводе, что позво­ ляет подавать воду через минерализаторы непре­ рывно. В результате — размеры агрегатов умень­ шились, а это особенно важно в стесненных услови­ ях судовых помещений. После корректировки солевого состава вода обез­ зараживается. В настоящее время известно много способов борьбы против бактерий. Наиболее эффек­ тивные из них — озонирование, обработка ультра­ фиолетовыми лучами, йодирование, а также обра­ ботка с помощью магнитных и электрических полей. Когда же с бактериями покончено, вода осветляется, а потом из нее удаляются неприятные запахи. На этом процесс кондиционирования заканчивается, и вода становится прозрачной, безвредной и приятной на вкус. Моряки плавучей базы «Восток», больших моро­ зильных траулеров «Пушкин», «Тропик», «Атлан- тик» и других судов уже смогли оценить кондицио­ нированную воду. П АРАЛЛЕЛЬНО с кондиционированием уче­ ным приходится решать другой важный воп­ рос: как же сохранить запасы приготовлен­ ной воды. Известно, что если воду держать в ци­ стерне даже из нержавеющей стали, то через неко­ торое время в ней можно обнаружить никель, желе­ зо... Проблемой консервации воды также занимают­ ся в ЦНИИ «Компас». В будущем кондиционирование воды найдет ши­ рокое применение не только на кораблях. Пополнять запасы прбС'Мй «оды из моря будут и города, распо­ ложенные в прибрежных районах. Уже теперь в го­ роде Шевченко на полуострове Мангышлак прес­ ную воду получают из Каспия. В. ТАРАСЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz