Рыбный Мурман. 1976 г. Декабрь.
K v S X C O f v f l V * ТЕХНИЧЕСКОГ ш ш т р т @ Щ'Щ) ШШ т ш т о i n а о а [ЗВ Е С ТН О , что р аботы по очистке и окраске корпусов судов составляю т сущ ественн ую часть докового ремонта. К ром е того, эти р а боты я в л яю тс я довольно трудоем кими и относятся к категории вредных. В н асто ящ ее в р ем я на М урм анской судоверф и • они вы полняю тся либо вручную , либо с н е зн а ч и те л ь ной степенью м еханизации. П р им ен явш и й ся ранее н а М урм анской судоверфи автом ат д л я очистки бор тов судов, изготовленный Б ер д ян с к пм заводом , в с и л у ряда недостатков, основным из которы х я в л я е тс я сложность изготовления торцовой щ етки, в те чение последних двух лет не эк спл у атир у ется. На основании опы та эк спл уатации автом атов на И л ьичевском С Р З ММФ и реком енд аци й Ч ерно морского ЦП К Б бы ло при нято реш ение о м одерни за ц и и бортового автом ата, им еющ егося на М у рм а н ской судоверфи. Ц П К Т Б «С евры бы » по договору с М урм анской судоверф ью выполнило ео втором к в ар тал е І 9 7 6 года рабочий проект по м о дер низаци и автом а та. Д о кум ен тац и я в полном объем е п ер ед ан а за- ' казчику. При м одернизаци и будет зам ен ен а ш татн ая очи стная головка с торцовыми щ етк ам и головкой бара- .банного типа с д в ум я типами сменных очистных ор ганов. Г оловка барабанного типа обладает кон стру к тивной простотой и хорош ими эксплуатационными характеристикам и. Предусм отрена в проекте т акж е у становка на ав том ат окрасочной го л о е к и роторного типа с п редва ри тел ьным пневм атическим распы лом и последую щ им разносом краски по поверхности борта судна валикоБыми кистями. Т аким образом, автом ат будет использован цо но в ом у назначению — окраске бортов судна после очистки. Н а р ам е а в том ата будут смонтированы аг ре га ты системы подачи краски к окрасочной голов ке. Повышение производительности очистных работ будет незначи тельным и достигается только за счет лучш его качества очистки, однако применение р а з лич ны х типов очистных органов дл я р азны х степе ней обрастания позволит увеличить срок служ бы очистных органов и тем самым снизить затр аты н а эксплуатацию . -> Производительность окрасочны х работ с прим е нением окрасочной головки р езк о во зр астет по ср ав нению с сущ ествующ им и способами окраски на Мур манской судоверфи. Ожидаемый экономический эф ф ек т от внедрения модернизированного автом ата составит 4 0 тысяч рублей. Активное участие в разр аб о тк е технической доку ментации по п роекту м одернизаци и а втом ата прини м ал и сотрудники ііІІКТБ Ю. А. Крюков, Л . А. Ки риченко, А. В. К арабанова, Р. Н. А ндреева. В заклю чение следует отметить, что М у рм ан ск ая судоверф ь при ступила к подготовке производства д л я р е ал и зац и и проекта. С целью оперативного реш ен и я производствен ны х вопросов м еж д у Ц П К Т Б автором проекта и М урм анской судоверф ью заклю чен договор н а а в торский надзор. Б. КУЗНЕЦОВСКИЙ, ведущий конструктор ЦПКТБ главка «Севрыба». К о л л е к т и в ц е н т р а л ь н о г о п р о е к т н о к о н с т р у к т о р с к о г о И ТЕХНОЛОГИЧЕ СКОГО БЮРО ВСЕСОЮЗНОГО РЫБО ПРОМЫШЛЕННОГО О Б Ъ Е Д И Н Е Н И Я «СЕВРЫ- Б А » , К А К И ВСЕ Т Р У Ж Е Н И К И БАССЕЙНА, ЗН А К ОМ Я Т С Я С ПО С ТА Н О В Л Е Н И ЕМ ЦК КПСС II СОВ Е ТА М И Н И С Т РО В С С С Р .'-О М Е Р А Х ПО Д А Л Ь Н Е ЙШ Е М У Р А З В И Т ИЮ П Р О И З ВО Д С Т В А , Р А С Ш И Р Е Н И Ю АССОРТИМЕНТА, П О В ЫШ Е НИЮ КАЧЕСТВА РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ И ПО УЛУЧШЕНИЮ ТОРГОВЛИ РЫБНЫМИ ТОВАРА МИ». И Н Ж Е Н Е Р Ы Ц П К Т Б МО ГУТ МНОГОЕ С Д Е Л А Т Ь Д Л Я П Р А К Т И Ч Е С К О ГО О С УЩ Е С ТВ Л Е Н И Я П О Л ОЖ Е Н И И ЭТОГО В АЖ НО ГО ДОКУ М ЕНТА , ПОМО ГАЯ П Р ОМ Ы С Л О В И К АМ С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Т Ь П Р О М Ы С Е Л В О Т К РЫ ТЫ Х Р А Й О Н А Х М И РОВО ГО О К Е А Н А Главн ая Сі у этсй группы р а б о т н и к ов Ц П К Т Б — тр е наж еры , к о і £ ьры. е позволяют судо вым специали стам, не выходя из учебных ауди торий, воесозда в ать услови я про мысловой работы в .море. Слева направо: кон с т р у к т о р Л . В. Яковлева, вед ущий конст р у к то р Ю . К. Эменджиянц, р у ководитель секто р а В. Н. Исто мин, конструктор В. П. Путкстин. Фото Б. Щ у к и н а. Р а з р а б а т ы в а ю т с я т р е н а ж е р ы В П О С Л Е ДН И Е ГОДЫ силам и бассейновых управлени й Министерства рыбного хозяй ства С С С Р начаты разр аб о тк и и самостоятельное изготовление тренаж еров. Они п редназн ачены дл я обучения судовых специалистов передовым методам работы в береговых услови ях с м аксим альным при ближ ением к морским. П рак ти ка эксплуатации р а ботающих тр енаж ер ов по к азала, что суда, специа листы которы х прошли трени ровку на тренаж ере, имеют больший е ь іл о в и значительно ниже авар и й ность промы слового вооружения. С начала 1 9 7 6 года объединение «С евры ба» создало в ЦПКТБ группу разработчиков трена ж еров. П еред группой поставлена задача: р азр аб о тать и изготовить комплекс тренаж еров. В него долж ны войти т р ен аж еры дл я специалистов р а зл и ч ны х специальностей: судоводителей, гидроакусти ков, радистов, механиков. С начал а органи зац ии группа приступила к раз работке промыслово-гидроакустического тренажера. Создание его разбивается на три этапа. Н а первом этапе р еш ается зад ач а наведени я пе лагического т р ал а на косяк к вертикальной плоско сти изменением длины вы тр ав лен ны х ваеров и ско рости хода судна. При этом предполагается, что судно движ ется по п р ям ом у курсу. На втором этапе будет реш аться зад ач а м ан евра судна р у л ем и ходом в горизонтальной плоскости с поиском п о д е и ж н ы х косяков гидролокатором . Здесь, кром е судоводителя, к трени ровке будет при вл е к ат ь с я гидроакустик. Р еш ен и е этой задачи позволит проводить трени ровки судоводителей совместно с гидроакустиком по обмету кош ельновым неводом подвижны х и неподвижных косяков рыбы . Р е з у л ь таты обмета судоводитель смож ет п роанализиро вать вместе с ин структором на специальном регист- В отделах Ц П К Т Б ри р ующ ем устройстве, где будет фиксироваться путь движ ения косяка и путь движ ения судна. Реализация двух первых этапов позволит перей ти к третьему,-в результате решения которого судо водитель вместе с гидроакустиком должны будут об лавливать условный косяк рыбы маневром трала одновременно в вертикальной и горизонтальной пло скостях с наблюдением за косяком гидролокатором и эхолотом, а также обметывать их кошельковым неводом. Н а этих этапах не учи ты ваю тся м аневренны е к а чества конкретны х типов судов, а берется «сред нее» судно. П рак ти ка эксплуатации тр ен аж ер а в будущ ем покаж ет, есть л и необходимость имитации м аневренности конкретны х типов судов. З десь надо будет учесть большое разнообрази е типов судов, входящ их в состав ф лотов Северного бассейна. В П Е Р С П Е К Т И В Е — р азр аб о тк а р ад иолокац и онного т р ен аж ер а д л я судоводителей, кото ры й позволит проводить тренировки по ра с хождению со встречными судами и разл и чным и п р е пятствиям и по радиолокатору, а т акж е вести облов косяков ры бы тралом в пел аги ал е с учетом навига ционной обстановки в районе плавания. К ак видно, задачи стоят большие и сложны е. Н е обходимость тренаж еро в очевидна и требует воз можно быстрого их пуска в эксплуатацию . Д л я это го следует увеличить ш тат группы и расш ирить р а бочее помещение. Плохо дело обстоит со снабжени- ем р адиоизм ерительной аппаратурой и радиокомпо нентом. Несмотря на малочисленность группы и большие затруднения в отношении снабжения, работы по раз работке и изготовлению тренажера на первом эта пе идут успешно. В. ИСТОМИН, руководитель группы. Кондиционирование воды С ЕЙЧАС МНОГИЕ СУДА получают питьевую воду, используя опреснительные установки, разработанные учеными Центрального науч но-исследовательского института «Компас». Такие установки дают от 1 до 240 тонн воды в сутки и эко номически выгодны. Отпала необходимость отправ лять в районы плавания судов танкеры с водой, а также пополнять ее запасы в иностранных портах. Для сравнения укажем, что тонна доставленной воды стоит 35 рублей, а полученного на судне дистиллята — 10 рублей. А ведь только рыболовный флот по требляет в год 6 миллионов тонн воды. Прибавьте к этому ее расход на судах морского флота, и полу чится экономия, выраженная цифрами со многими нулями. Теперь водоопреснительные установки есть почти на всех судах, а в ЦНИИ «Компас» продолжают ра ботать над совершенствованием их конструкций. Проходит испытания новая водоопреснительная установка «Роса». Ее конструктивное решение уче ным подсказали пингвины. Коренные жители Ан тарктиды пьют морскую воду, но в организм она по ступает опресненной. Дело в том, что у пингвинов есть специальная пленка, на ней и оседают молеку лы солей. В «Росе» ученые также использовали •пленку, по обе стороны которой создали разное дав ление, сделали тем самым ее проницаемой только для молекул воды. Кстати, подобные установки мо гут быть применены при очистке сточных вод, кон центрировании антибиотиков, для получения экст рактов чая и кофе и т. д. О ДНАКО у всех водоопреснительных установок есть общий недостаток. В качестве продук ции они выдают дистиллят, в литре которого содержится лишь до 10 миллиграммов солей, что почти в 100 раз меньше, чем требуется человеку. Поэтому такую воду надо кондиционировать. До сих пор мы привыкли к кондиционированию воздуха, но, оказывается, и воду следует «облагораживать». Дистиллированная вода обладает неудовлетвори тельными вкусовыми качествами. Поэтому опреснен ную воду надо привести к установленным нормам и требованиям, то есть сделать пригодной для питья. Процесс кондиционирования воды сложный. Начи нается он с корректировки солевого состава. После опреснения дистиллят поступает в минерализаторы, где и происходит насыщение необходимыми солями. В ЦНИИ «Компас» созданы минерализаторы непре рывного действия. У них компактные смесители, объединенные с дозирующими устройствами, распо ложены непосредственно на трубопроводе, что позво ляет подавать воду через минерализаторы непре рывно. В результате — размеры агрегатов умень шились, а это особенно важно в стесненных услови ях судовых помещений. После корректировки солевого состава вода обез зараживается. В настоящее время известно много способов борьбы против бактерий. Наиболее эффек тивные из них — озонирование, обработка ультра фиолетовыми лучами, йодирование, а также обра ботка с помощью магнитных и электрических полей. Когда же с бактериями покончено, вода осветляется, а потом из нее удаляются неприятные запахи. На этом процесс кондиционирования заканчивается, и вода становится прозрачной, безвредной и приятной на вкус. Моряки плавучей базы «Восток», больших моро зильных траулеров «Пушкин», «Тропик», «Атлан- тик» и других судов уже смогли оценить кондицио нированную воду. П АРАЛЛЕЛЬНО с кондиционированием уче ным приходится решать другой важный воп рос: как же сохранить запасы приготовлен ной воды. Известно, что если воду держать в ци стерне даже из нержавеющей стали, то через неко торое время в ней можно обнаружить никель, желе зо... Проблемой консервации воды также занимают ся в ЦНИИ «Компас». В будущем кондиционирование воды найдет ши рокое применение не только на кораблях. Пополнять запасы прбС'Мй «оды из моря будут и города, распо ложенные в прибрежных районах. Уже теперь в го роде Шевченко на полуострове Мангышлак прес ную воду получают из Каспия. В. ТАРАСЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz