Рыбный Мурман. 1976 г. Декабрь.
- п АПКА пришел! — вскрикнул Юрка, со- рвавшись с места, и стремглав бросился к человеку в капитанской форме. В эту минуту оі! забыл о своих друзьях, с которыми толь ко что гонял во дворе в футбол, а те, сбившись в ку чу, стгстрелн на Юрку, гордо шагавшего рядом с от це;.!. ■ Н а к о н к у р с : * М о й д р у г ■— н а с т а в н и к » С Т О П А М О Т Ц А Юркиного отца, капитана дальнего плавания, очень Любила и уважала детвора. Василий Иосифо вич, когда выпадала свободная минута, собирал во- kj з г себя ребят, и они, затаив дыхание, слушали рассказы о море, о трудной, но интересной рыбац кой жизни. Любовь к морю с раннего детства отец поививал сыну. ~ Шли годы. Василий Иосифович ушел на заслу женный отдых, и теперь уже он с нетерпением ждет возвращения сына с моря. И теперь уже он не без гордости смотрит на сына. А иногда дрогнувшим го- ЛОСGМСКаЖ6ТI — А ведь в меня пошел! Да, действительно, отцу есть чем гордиться. Его сын Юрий Васильевич Ведиарчук уже десятый год работает на судах «Севрыбхолодфлота». Человек пытливого ума, трудолюбив, общителен — такова краткая характеристика коммуниста, ударника коммунистического труда Веднарчука. Но эти качества не приходят сами по себе, их надо вос питывать повседневно. И вот как об атом рассказы вает сам Юриіі Васильевич: — Отец очень удивился, когда он, верн увш ись из очередного рейса, узн ал, что я пош ел работать на судоремонтный завод ‘учеником электром онтаж ни ка. — А к ак ж е море, Ю р и й ?"— сокруш енно спро сил он. Я, к ак мог, объяснил ему, что хочу здесь, па бе регу, — «прощ упать», у зн ать судно до винтика и, в конце концов, хочу, ид я в море, им еть твердую спе циальность. Тем более я уж е в то врс-мя полюбил электротехнику. — Н у что ж.., К ак знаеш ь, — со гласился с мои ми доводами отец. В его голосе пр озвуч ал подтекст, говоривший о затронутом самолюбии... Т ак н ачалась тр удов ая би ограф ия Ю р и я В асилье вича. — Мне повезло, что я попал в бригаду С тепана Г арбуша, — вспоминает он. — По тем врем енам эта бригада бы ла сам ая передовая. Сам бри гадир я в л я л ся примером в труде. Он ста р ал с я всем ч л е нам бригады привить лучш ие качества: трудолюбие и принципиальность. Его система, стрем лени е при к р еп л ять сильного к слабому, умелого к новичку по зв о л ял а нам, молодым, бы стрее повыш ать проф ес сиональный уровень. Работа на заводе стала отличной школой практи ческих знаний. Еот теперь Беднарчук мог идти в море. Но в море оказалось не так просто, как пред ставлялось на берегу. Если на заводе ты устранял неисправности, найденные уже кем-то, то здесь ты сам должен найти их. Перед тобой множество схем: читай, разбирайся. Пришлось идти в ШУКС, а заод но и в заочную школу моряков. Все это очень по; могло в жизни. Сейчас Юрий Васильевич — классный специа лист. На его счету много рационализаторских пред ложений. Работая на судах типа «Отто Гротеволь» более трех лет, он внес четыре рационализаторских предложения. Одно из них заключалось в усовер шенствовании работы электропогрузчика. Как-то не очень пр иж и вал и сь эти эл ектро п о гр у з чики на судах. Л Есе у п и ралось в п о д зар я д к у а к к у м уляторов; р а зр я д и т с я он — вот и вы таскивай его вм есте с машиной. Неудобно да и врем ени уходит много на вы гр у зк у и погрузку: явно конструкци я бы л а недоработана. Вы зв ал и его в механико-судо вую сл уж б у и говорят: — Ю рий В асильевич, эл ектроп огрузчики вам знакомы . Вот конструктор, помогите чел о в ек у р а зоб раться, что к чему... Т ак попал он в ком ан дировку на Т Р «М атиас Т'е- зеіі», где вм есте с конструктором долго пришлось ко л довать над спец иальным каб елем д л я под заряд ки аккум у л ятор о в. Многим молодым спец иали стам Ю рий В асильевич д ал путевку в ж изнь. Н а п л ав б азу « Ры б ны й Мур- м ан» п риш ел четвертый эл ек тр ом ех ан и к А л ек сан др Минин. Он закончи л Л ен инград ское мореходное учи лищ е. Б е д н а р ч у к постоянно помогал ему, д ел и л ся опытом, навыкам и. Они вм есте и р аботали и от дыхали. В свободное от вахты в р ем я в каю те Вед н а рчу к а пр осм атри вали большие коллекци и м ар о к и с тар инны х монет (кстати, Юрий В асильевич страст ный коллекци онер) или о бсуж дали предстоящ ую вахту. Сейчас А. Минин — ум елы й специалист. Вот все о Юрии В асильевиче Б едн арчу к е, комм у нисте, м оряке, который пош ел по стопам отца. Л. ПИВОВАРОВ, наш морской корр. На снимке: Ю. В. Беднарчук (слева) и А. Минин. т ъ п о м о щ ь п р о п а г а н д и с т а м Досье политинформатора М ОЯ МНОГОЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА и опыт коллег убеждают, что успех каждого вы ступления в огромной степени зависит от умения пользоваться накопленным материалом, от качества подготовки беседы. Как и многие политинформаторы, прежде всего я использую лекции, которые читаются в Доме полит просвещения МК и МГК КПСС, методические ука зания, рекомендованную к темам литературу. Хоро шим дополнением в процессе подготовки является картотека по вопросам культуры, которую я завела с первых месяцев работы политинформатором и не прерывно пополняю. Для составления ее я исполь зую свой многолетний опыт ведения картотеки по разделу техники, с которым связана моя работа по специальности (я работаю инженером в научно-ис следовательском институте). К ар то тек а состоит из кар то чек •— листочков плотной бумаги р азм ер ом обычной би блиографи че ской карточк и или чуть больше. На них коротко, в конспективной ф о рм е пишу н азвание источника л и т ер а ту р ы и все то, что мож ет понадобиться в буду щ их вы ступлен иях по данной тем атике. З д е с ь есть о тдельны е выписки из произведений класси ков м арксизм а-лен инизм а, о п ределени я многих поня тий, направлений в искусстве, интересующие меня мысли и трактовки авторов из художественных про изведений, из публицистических и критических ста тей, справочные и цифровые данные, данные социо логических исследований. Я заношу в карточки и убедительные примеры, яркие характеристики, не обходимые для проведения беседы. Удобство карточек и в том, что, когда политин форматор цитирует некоторые материалы с листка небольших размеров, слушатель психологически на страивается на беседу, а не на лекцию. Ведь не сек рет, что успех и доходчивость любого выступления обеспечиваются тогда, когда политинформатор не связан с текстом, а ведет разговор, видя глаза слу шателей, чувствз^я их реакцию. Если же политин форматор использует толстую тетрадь, поминутно заглядывая в нее, слушатель теряет интерес, и нуж ной реакции не будет. Здесь преимущество карточек очевидно. Следует заметить, что на составление картотеки уходит немалое количество времени, особенно в первые месяцы работы. Большая часть карточек (а их у меня насчитывается сейчас несколько тысяч) составлялась в отпускное время. В. ЗАХАРОВА, политинформатор. С ч а с т л и в о г о п л а в а н и я , С т а н и с л а в ! П О З Н А К ОМ И Л И С Ь мы на Б М Р Т «П оволж ье» М урм анского тралового ф л о та в 19 7 3 году. Р ей с был нелегким , зимним , дал еко на север. С тани слав Т ар асо в работал на рыбной ф абрике. Т реск а л о ви л ась слабо, но крупная. В основном за н им ались выпуском филе. В первы е дни было тр у д но. И з-за отсутствия филейной м аш ины ры бу р а зд е лы в а л и только вручную . С тани слав Т арасов бы л л чи сл е тех, кто за д в е— три вахты освоил дело, и д о ' тех пор, пока на «П оволж ье» добывали треску, он постоянно н аходился у филейного стола. После того к ак тресковый район за к ры л и л ьды и айсберги, на Б М Р Т «П о волж ье» сделали переход и окуневый район. Д о бы вал и окуня разноглубинным тралом , подним али до 2 0 — 3 0 тонн. В порту на суд но ш кер очны е ножи вы дали слабой за к ал к и (или пе р еж гл и при заточке), поэтому чер ез п ару часов рабо ты их приходилось «наводить» заново. Р а з д е л к а оку ня п ро д ви галась м едленно даж е с подвахтой. И к аза лось, что выхода из создавш егося полож ен ия нет. З а т о на судне был м атрос Т арасов, и недаром он несколько рейсов до Б М Р Т «П оволж ье» сдел ал на «м алыш ах » . Подошел он как-то к технологу и попро сил головоруб. Е м у д ал и его — дум ал и побалуется и вернет. А за ры бо дел ам и м еж д у тем темп обработки окуня увели чился. Ры бм астер , быстро сообразив, что к чему, тут ж е вы дели л ещ е двух матросов в помощь Т арасову. Т ак за ры боделам и на «П оволж ье» по яви л и сь рубщики. Обучал их С танислав. П он ачалу р убщ и к и обезгл ав л и в ал и окуня медленно, потом ре бята набили р уку, перен если опыт первой смены ео вторую , и обе линии стали м орозить потрошеного окуня без голов. Сами понимаете, подняли эконбгф** ческий эф ф ек т работы судна. Вот что значит в ры бацком деле один дум ающий и знающиіі матрос на судне. В следующ ем рейсе «П о во лж ья» С танислав Т ар а сов р або тал крыш ечником . Крыш ечн ики встречаю т ся разны е. Одни, когда с луч ается залом и лини я ос тан ав л и в ается, отходят в сторону от р егу л ятор а, за куриваю т и спокойно ждут, когда слесарь-наладчик устран и т поломку. Д р зти е, душой болея за работу, бегут в суш илку, одеваю тся потеплее и вм есте с на лад чиком забир аю тся в морозильную к ам ер у и там помогают ему, чем только могут. Ко вторым отно сится и С тани слав Тарасов. З а л о мы противней на Б М Р Т «П о в олж ье» слу ч ал и сь часто, и Т ар асо в ни когда не о т к а зы в ал с я помочь слесарям . Н Е ТАК ДАВНО отдыхал на берегу основной экипаж БМРТ «Революция». Рыбмастер это го судна Николай Лазаревич Захарченко рас сказал такую историю. Работал их экипаж на треске. Поставили перед со бой цель — выработать максимальное количество филе и тушки. С обязательством справились. План по филе выполнили на 280 процентов, по тушке і I более чем на 600 процентов, рейсовое задание по реализации пищевой продукции перекрыли на пять процентов. — Работалось нам трудно, — рассказывал Нико лай Лазаревич, — потому что не хватало опытных специалистов. На рыбной фабрике только один мат рос имел первый класс. Хорошо, что он «тертым» оказался, а не просто со свидетельством в кармане. И безотказным был. Филейную машину он обслужи вал, тушку надо было делать, опять же матросов ему поручали. Однажды я оказался на палубе. Вдруг слышу: обработчики запели. Да так громко, задорно! — Не Т ар асо в л и это, — пои нтересовался я, — не Стас ли? — Он самый! Так я еще раз услышал о Станиславе Токареве. На «Революции» он был и филейщиком, и тушку вы рабатывал, и на руле стоял — на переходах. Он был в судовом комитете и в «Комсомольском прожекто ре». В рейсе ему объявили две благодарности. После недолгого отдыха он ушел опять в море на БМРТ «Революция». Вот так оно и бывает. При ехал п арен ь в Мур манск, хотел устроиться на завод, да в то врем я у зав о д а не было общ ежития. П р и ех ал не один, а с д р у зь я м и —• то кар ям и и ф р езер о вщ и к ам и . Все реши л и поработать в море, и он пошел. Почти все уж е р а зъ е х а л и с ь по домам, а он остался и работает. Счастливого плавания, С тани слав Тарасов! Д. POMAHOP.f Фото Б. Щукина':
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz